Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   43586    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   17504    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   19206    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   28140    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   28003    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   21066    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   33204    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   15681    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   31592    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   25334    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

«История нашей страны – история Несбывшегося»

0



В рамках лектория «Прямая речь» политический деятель, публицист, правозащитница Валерия Новодворская прочитала лекцию «Прощание славянок» из цикла о философии истории России. Slon публикует несколько фрагментов этой лекции.

«История нашей страны – история Несбывшегося»


Очень трудно, как колбасу, нарезать ломтиками русскую историю. Наша история еще не написана – можно сказать, что она эскиз, набросок, и мы не знаем, будет ли она дописана вообще. Потому что история России – это история Несбывшегося. Это история неудачной модернизации, неудачной вестернизации, история борьбы Азии против Европы.

Если земной шар, как учили древние, стоит на трех китах, стоящих на большой черепахе, Россия стоит на совершенно разных следах и традициях – пяти противоположных традициях – славянской, традиции Дикого поля, скандинавской, византийской и ордынской.

Наверняка все видели фильм Ингмара Бергмана «Рыцарь и смерть». Там есть такой пронзительный образ: Рыцарь и Смерть играют в шахматы. Только в нашем случае идет игра на судьбу России. Смерть всегда играет белыми, она делает первый ход. И вот, поколение за поколением, век за веком, год за годом, русские западники, русская интеллигенция (а другой интеллигенции на Руси не было, если не западник, значит, не интеллигент) пытаются отыграть проигранные партии. Наступает момент, когда Смерть, конечно, ставит и шах, и мат. А следующее поколение начинает заново, пытается отыграться. Наше поколение здесь не исключение. Чтобы понять, почему мы все время проигрываем, нужно пересмотреть этот свиток, развертывая его с самого начала.

Единственный наш шанс – лечь на кушетку психоаналитика, самим себе стать психоаналитиками и задавать себе неуместные вопросы про наше прошлое. Иначе мы не поймем, где начались эти неприятности, где что-то сломалось, с какого момента исчезает нормальная человеческая жизнь западного вектора, западного образца. Как мы дошли до жизни такой? Это написано достаточно четкими письменами, просто люди плохо умеют их читать.

Самая древняя традиция – славянская. Она, собственно, есть у всех, потому что она изначальная. У некоторых начальствующих элементов она не присутствует – ее можно изжить, ее можно извести. Это удалось с большим успехом Владимиру Ильичу Ленину – славянской традиции в нем не было ни на грош. Следующий пример очень удачного полного избавления – это Владимир Владимирович Путин. Это красивая традиция: с одной стороны, коммунитарная (сама жизнь вынуждала людей жить вместе в больших поселениях, чтобы вместе защищаться), с другой стороны – она гуманистическая. Восточные славяне, наши предки, были ярким исключением среди древних народов. Например, они совершенно не знали пытки, они не знали смертной казни, не знали тюрем. Не потому что построить не могли – даже Киевская Русь не удосужилась ни одной тюрьмы построить, было только КПЗ – изолятор временного задержания. Назывался он поруб. Действовала система вергельдов – штрафов. Ярославова «Правда» – это самый гуманистический судебник человечества. Вырвал кому-то глаз – заплати не судебные издержки, а тому, кому ты глаз вырвал. Очень разумно.

В мировой истории Запад дважды выигрывал битву за будущее человечества, за право проложить дорогу. Восток оставался в стороне, в тылу, и можно сказать, что там ничего интересного не происходило. Первая битва была выиграна у Персии – греко-персидские войны. Вторая – это очень длительное и серьезное противостояние, три Пунических войны. Рим, а вместе с ним и Запад, выиграл у Карфагена, у страшного тоталитарного монстра. У Карфагена не было главного – гражданского общества, и мы плавно подходим к ситуации, когда оказывается совершенно необходимо время от времени, на каждом заседании сената, которого у нас нет, чтобы кто-то произнес фразу Катона Старшего: «Carthago delenda est».

Мы с вами в ситуации, когда Карфаген еще не разрушен. Вот у нас Карфаген – налево или направо? Кремль направо? Лубянка налево, да?

Наш климат – это тоже генетически слабое место. Это значит, что 5 месяцев будет зима, что 5 месяцев нельзя будет ничего делать, только лежать на печи и рассказывать сказки. И там, где лежат 5 месяцев, научатся лежать потом и 50 лет. Из этого климата, когда надо срочно отсеяться, вспахать, собрать, потому что иначе не успеешь – все уйдет под снег, из него происходят наши припадочные пятилетки в четыре года.

Вторая традиция, которая на нас накатывает из Степи, это традиция Дикого поля. Это традиция всех тех кочевников, которые на нас набегали, традиция исторической безответственности, мечтательности. Когда ничего позади, ничего впереди, когда никакие земные заботы тебя не достают. Без этой традиции у нас бы не было Пастернака и Блока. Люди, как пишет Ключевский, собственно, отвыкли от того, чтобы делать большие запасы и припасы. Они научились жить одним днем, одной неделей, потому что будущее их было на лезвии меча и копья любого встречного кочевника. Наши анархисты не были теоретиками, они были практиками и все упирались в «Гуляй-поле». От Дикого поля к «Гуляй-полю» идет очень четкая тропинка.

Третья традиция появляется на пике исторического триллера. До сих пор продолжается спор между историками: звали варягов или не звали? В Ладоге, военном поселении варягов, всегда можно было подцепить военспеца. Славяне нанимали себе специалиста по военным вопросам – варяга, хорошо платили, многие варяги оставались, обзаводились семьями, оседали. Неважно, звали их или нет, другое дело, что в русской культурной традиции сама по себе возникла горькая правда, почему могло понадобиться позвать этих варягов. Порядка не было.

А вот зачем нужны были мы варягам? С нашей помощью можно было создать государство – готическую Русь. По своей природе скандинавы не очень-то были государственниками: нужна была твердая почва и немного оседлого населения, немного земли, чтобы все это создать. Здесь славянские земли казались очень привлекательной ареной для создания государства.

Ключевский вообще пишет, что история Руси – это история экспансии, история колонизации. В Европе очень густо были расселены народы, им некуда было бежать. К сожалению, у нас было куда идти. Ключевский пишет, что у русских выработалась психология квартиранта : чуть что – они швыряли хозяину на стол ключи и говорили: «Ладно, мы поехали. Нам здесь не нравится, мы дальше пошли». Лев Гумилев выдумал совершенно великолепный термин – «люди длинной воли». Те, кто не выносил угнетения, не любил начальников, был конфликтен, те потенциальные граждане, что создают свободное государство, как раз и бросали ключи и уходили на Волгу, на Дон, в леса, бросали государство к чертовой бабушке, а уж оно жило, как могло.

Третья традиция – скандинавская – самая интересная в нашем букете традиций. Если бы эта традиция была мажоритарной, мы бы превзошли уже и США, и Великобританию, но она была миноритарной. Именно она вызывает столько попыток вестернизации, именно она порождает вечных декабристов, именно она не дает успокоиться, спокойно лежать на своей помойке, именно благодаря этой традиции Россия никогда не станет Китаем.

История показывает, что чистый численный выход – это пять процентов носителей скандинавской традиции. Эта цифра – пять процентов – она в принципе стабильна. Этих пяти процентов хватает, чтобы держать на своем горбу все 95 остальных процентов и не давать стране утонуть.

Подобия скандинавской легенды о часе Рагнарёк – последнем часе мира – нет ни в одной мифологии. Согласитесь, это нестандартная ситуация: люди живут с сознанием, что мир конечен, что все кончится плохо. И вместе с тем они как-то с этим живут – никто рук на себя не накладывает, а наоборот, готовятся к безнадежной битве. Возможность безнадежной битвы и ее необходимость – мы это почерпнули от скандинавской традиции. Мы научились сражаться в абсолютно безнадежном положении, когда другие нормальные люди просто разбегаются в разные стороны.

Если вам будут говорить, что христианство приняли после референдума, который наскоро устроил Владимир, то вы не слушайте, это просто исторический анекдот. Вопрос о выборе религии решился тогда, когда зашла речь о браках с багрянородными византийскими принцессами. Восточное христианство Руси не очень-то подходило, оно было не впору. Что получила Русь? К несчастью, в тот момент можно было уже выбирать, и мы не выбрали то, что выбрала Западная Европа. Было два варианта: христианство фаустианское и магическое. Если мне кто не верит, читайте Шпенглера, у него все написано.

Фаустианское отношение к миру – это высокий треугольник, отчасти готика, отчасти стремление к небу, но не ради растворения в нем или покорения ему, а ради соперничества. Магическое христианство обычно изображается в виде арки – замкнутое пространство, изоляционизм, уход от мира. Оно принципиально не конфликтует со светской властью. Поэтому та благая часть римского христианства, которая дала почву для первого слоя демократии, для дифференциации между светской и духовной властью – она вместе со всем фаустианским мировоззрением досталась Западной Европе. Мы получили изоляционистское мировоззрение, которое призывало подчиняться кесарю как Богу и не вмешиваться в светские дела. Здесь исключался конфликт, исключалась конфронтация, не было зацепочки для противостояния, для будущей свободы. В тот момент уже можно было технически воспринять римское христианство, Польша была не так далеко, собственно, Моравия с Чехией тоже были близко.

Во многом тут сыграла роль изоляционистская настроенность русских князей. Это вечное окружение из врагов, дикой степи создало изоляционистское настроение. Дескать, вот мы защитимся от внешнего мира, построим какие-то преграды, какие-то рвы, и мы за ними будем иногда отсиживаться.

Отсиживаться – это означало, что люди начинают воспринимать внешний мир как враждебный себе. Так это, в общем-то, остается и по сей день.

Полина Принцева, slon.ru
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны