
В июле нынешнего года «в соответствии с устным поручением президента» было собрано вице-премьерское совещание по поводу разработки отечественных представительских автомобилей. Принимали участие Группа ГАЗ, ЗИЛ, Минпромторг, корпорация Ростехнологии и даже фирма Marussiа.
А уже в августе появилась программа Кортеж, разработанная Минпромторгом и Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ).
Президенту предлагается использовать исключительно автомобиль марки ЗИЛ — это будет бронированный лимузин, разработанный с чистого листа.
Для чиновников рангом пониже, как в прежние времена, — Чайка. В очередной раз прозвучал план оживить марку Руссо-Балт — под ней планируют выпускать менее торжественные и более утилитарные варианты этих автомобилей. Кроме того, в проект Кортеж включен и бренд Marussia — для спортивных и эксклюзивных модификаций. И главное: все эти автомобили попадут не только в ведомственные гаражи, но и в свободную продажу! «На рынке представительских машин есть ряд сегментов, в которых мы можем получить российский автомобиль, сопоставимый по цене и качеству с зарубежными аналогами», — говорит Алексей Рахманов, заместитель министра промышленности и торговли. Чиновники хотят, чтобы к 2020 году российские автомобили заняли 10—20% лакомого рынка люксовых машин!
Производство должно начаться в 2017 году — как раз тогда, когда Путин, скорее всего, пойдет на второй шестилетний президентский срок. Лимузин и внедорожник с двигателем V12, бизнес-седаны с мотором V8 и несколькими вариантами колесной базы, кроссовер, минивэн, купе-кабриолет...
Ежегодный объем выпуска машин под четырьмя брендами составит около 40 тысяч машин. Естественно, что самыми эксклюзивными станут автомобили марки ЗИЛ: от ста до двухсот седанов и внедорожников в год ценой от шести миллионов рублей. А самыми массовыми окажутся «семейные» Руссо-Балты: кроссоверов и минивэнов ценой от двух до четырех миллионов рублей планируется выпускать по 20 тысяч в год.
Основное производство со штамповкой, сваркой и окраской разместится на новых мощностях ОАО МосАвтоЗИЛ, причем на переоборудование завода правительство Москвы и Сбербанк уже выделяют 10 млрд рублей, но план полной загрузки пока не составлен (планируется, что помимо автомобилей в рамках проекта Кортеж «новый ЗИЛ» будет выпускать коммерческие автомобили Hyundai, Fiat и Renault). ГАЗ будет заниматься выпуском и доводкой спецверсий машин проекта Кортеж — от ГАЗа потребуются инвестиции в размере 1,1 млрд рублей. А поскольку в Нижнем Новгороде создается СП с концерном Volkswagen, теоретически новые Чайки, Волги и Победы (в 2009 году Группа ГАЗ вернула себе права на все эти названия) могли бы быть построены и на шасси автомобилей Audi A8, VW Phaeton и Bentley Continental GT. Договариваться о правах на использование платформы газовцы предлагают правительству, а пока планируют сосредоточиться на переделке машин и мелкосерийном выпуске в цехах Группы Мастер, созданной под крылом ГАЗа.
Корпорация Ростехнологии вложит восемь миллиардов рублей в оборудование, оснастку и производство компонентов. Напрямую из бюджета на Кортеж необходимо будет выделить только 5,9 млрд рублей — для финансирования конструкторских работ. То есть общие затраты составят 25 млрд рублей, или 625 млн евро. А ежегодная выручка к 2020 году должна достичь 100 млрд рублей.
До конца этого года планируется утвердить техзадание на дизайн будущего семейства машин, а со следующего года запланировано начало бюджетных инвестиций в инженерные разработки, которыми и займется НАМИ. Руководитель НАМИ и один из инициаторов проекта Максим Нагайцев не питает иллюзий относительно научно-технического потенциала института, отводя ему скорее функции «интегратора». Последний раз автомобили, запущенные в серийное производство, НАМИ полностью проектировал без малого тридцать лет назад (КАЗ-4540 в 1984 году и БАЗ-3778 в 1985 году), а самой свежей легковушкой, над которой работали в институте, стал созданный в 1999 году и так и не дошедший до конвейера микромобиль Мишка с трубчатым каркасом и пластиковыми панелями кузова.
К созданию кузова планируется привлечь вазовских специалистов, которые в бытность Нагайцева техническим директором АвтоВАЗа работали над семейством ВАЗ-2116 Проекта С. Для трансмиссии Нагайцев хочет использовать наработки компании КАТЕ, которую он воглавлял до прихода на АвтоВАЗ, — в частности, в разработке был прогрессивный семиступенчатый «автомат» без гидротрансформатора с прицелом на поставки для ВАЗа (дело застопорилось на этапе прототипов — и теперь трансмиссию с подачи КАТЕ подхватили китайцы).
В качестве базового варианта двигателя пока что рассматривается дизель RED A03 (6,0 л, V12), созданный в Германии российским инженером Владимиром Райхлиным (помните его участие в проекте a:level и попытке возрождения Руссо-Балта?). Сейчас этот мотор существует в авиационной версии (500 л.с.), но может быть адаптирован и к автомобилям. К тому же есть опытный «уполовиненный» вариант 3.0 V6 (300 л.с.). Свои идеи по поводу мотора есть и у Николая Фоменко — он предлагает помощь в сотрудничестве с компанией Lotus. Правда, насколько нам известно, к спорткару Marussia B2 силовой агрегат до сих пор так и не подобран.
Шасси, электроника, системы безопасности и все остальные компоненты? Их будут либо закупать за рубежом, либо привлекать к разработке профильные иностранные фирмы.
На весь инжиниринг отведено два года и, напомним, 150 млн евро бюджетных средств — тогда как мировые автопроизводители на такие задачи тратят суммы около миллиарда евро, имея при этом устойчивый «накат» в разработке и производстве новых моделей. Да и времени у них уходит больше: например, на разработку модульной платформы MQB концерну Volkswagen понадобилось семь лет.
Но даже если весь бюджет Кортежа вырастет вдвое, новый стадион питерского Зенита обойдется бюджету дороже (примерно 40 млрд рублей), уже не говоря о 70 млрд рублей госпомощи АвтоВАЗу. А результатом, по крайней мере теоретически, могут стать не только автомобили для президента и его окружения, но и тысячи рабочих мест, реанимированные конструкторские отделы... А главное — Кортеж, как выражаются авторы проекта, «охватит частных лиц, представителей крупного бизнеса и официальных лиц, объединяя всех национальным продуктом — символом активной жизненной позиции и успеха, достигнутого трудом на своей Родине».
Сергей Знаемский, Авторевью
Оригинал публикации
«Мы сделали российский лимузин» и миллиарды за кортеж
Раздел: Экономика | Просмотры: 12488 | Комментарии: 20