Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   41849    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   43251    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   14836    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   37144    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   32614    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   16372    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   13763    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   23104    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   38709    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   33378    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Язык и закон. Часть 2

0



Увеличение количества национальных школ также никак не может являться разрешением проблемы. Конечно, улучшение существующей системы национальных гимназий, - задача важная. Правда, уже бытовавшие такого рода прецеденты - башкиро-турецкие лицеи - давно запрещены и разогнаны.

Язык и закон. Часть 2


Но не в этом суть. Суть вопроса в том, что национальные школы могут и должны быть только дополнением, элементом общеобразовательной системы, каковыми они и были при Советском Союзе, когда отечественная система образования входила в число лучших в мире. А никак не альтернативой «обычным школам». В противном случае - это сегрегация, апартеид. Дореформируемся до гетто, что ли? До диаспор? Нет, здесь башкиры и татары живут на своей земле, на территории автономий и федерации, которые обязаны их интересы, включая культуру и язык, защищать.

Диаспоры и анклавы, любые, напротив, по природе своей находятся в противостоянии государству, в котором они проживают. Мягком, как, скажем, армяне и евреи обычно, или жестком, как те же евреи в России периода революций начала ХХ века или армяне в Турции того же периода – вопрос момента. Причем в пример приведены народы, диаспорные исторически, для которых такое превращение – не стресс, вызывающий резкое озлобление – как это было у басков, к трагедии всей Испании.

Национально-территориальные автономии – наоборот, включены в структуру этого государства как его основы, субъекты федерации в РФ, например – не единственные, конечно, но важные. «Духовные скрепы», так сказать, придающие этому государству легитимность в глазах народов автономий, а самим народам – неразрывные с правами обязанности в поддержании порядка в этом общем доме. Единство в многообразии – включая единство обязанностей. Включая обязанность учиться в единой (светского плана) культурно-цивилизационной матрице – а это школа.

Взамен же «ревнители русского» предлагают, по сути, систему апартеида, как в ЮАР. Любопытно, что в этом требования враждебных русских и башкирских, татарских и пр. радикал-националистов совпадают. Жить врозь. Неудивительно, любой радикал-национализм – истеричный припадок слабых. В этом националисты-нацмены добились своего, русский национализм стал такого же типа, как у них, психологией нацмена. Им не по силам Союз. Больному тяжело вместе, ему кажется, что если он отвернется от всех к стенке и уйдет в свои грезы, ему станет легче. А зря.

За такую сегрегацию ЮАР и Израиль были в свое время осуждены ООН, почти на уровне нацистских государств. Странная была бы компания для страны, сокрушившей глобальный нацизм. Да и конец нацистских государств известен.

Реакция. Хамитов

Теперь о реакции на языковой вопрос. Начнем по чину, с Р.З.Хамитова. В момент обсуждения законопроекта в ГосДуме Рустэм Хамитов дал обширное интервью «Коммерсанту Ъ». В нем немало сильных моментов. Еще больше - любопытных. Но мы сейчас только о языковой проблеме.

У Хамитова был шанс. Он везде ищет креатив, бренды, тренды, а они нередко под ногами. На фоне принимаемого закона достаточно было широко и креативно оповестить – а у нас все давно так и есть! Нужно просто внятное разъяснение того факта, что 2 часа башкирского никак не мешают ни одному часу русского языка. Главный и практически единственный реальный фактор межнациональной конфликтности в РБ устранен!

Это сразу возвысило бы его и в сравнении с тезкой-соседом-коллегой – Р.Миннихановым, и перед Москвой, и, соответственно, внутри Башкортостана – не как послушного исполнителя, а напротив, как политика лояльного, но с независимой и обоснованной позицией, сумевшего избежать конфликта там, где в него вляпалась хитроумная татарская элита. ГосДума лишь распространяет опыт Башкортостана на всю Россию!

Вместо этого Р.З.Хамитов, будто оправдываясь перед теми и другими, переходит на терминологию, навязанную башкирофобами: «принудительное изучение башкирскому языку». Какое еще «принудительное»? Означает ли «принудительное» обучение русскому и на русском, еще раз особо подчеркнутое в данном законопроекте, слабость данного языка? Нет, не означает, это единственный в России язык глобального уровня и межнационального общения. В том числе, именно потому, что он «принудительный» (правильно – обязательный) много десятилетий. Отсюда и его привилегированное по сравнению со всеми иными положение. Разве от этого люди не хотят его учить? Нет, в большинстве своем хотят, - но предмет все равно обязательный и без этой обязательности образование рухнет и язык зачахнет, даже русский, превратившись в олбанский.

Это, конечно, не означает, что башкирский или татарский должны преподаваться точно так же как русский, как требуют власти РТ и особо упертые группы типа «Кук буре» в РБ. Русский, с одной стороны, - и ВСЕ остальные языки России, с другой, исторически оказались в разных категориях, и формальное справедливое равенство здесь не причем.

Но это означает, что человек, занимающий должность президента крупнейшей национальной автономии России обязан не допускать подобные неточности. Гражданин Рустэм Хамитов имеет право на любое вольномыслие. Президент, глава РБ – нет. В его устах это уже не неточность, а переход на ложную, манипулятивную логику – причем подмена понятий в ней видна всем. Не к лицу главе Башкортостана, потеряв популярность среди одной части населения, из популизма к какой-то группке другой части населения переходить на выдуманный этой сектой язык. Да, это вольнодумно, перестроечно и очень в горбачевском стиле, я знаю… но лучше помнить, что сам изобретатель этого стиля под конец не пользуется, мягко говоря, популярностью. У всех групп.

Занятно, что схожие соображения в том же интервью озвучивает сам Хамитов, сказав много правильных слов о своих обязанностях, консенсусе, защите языка и т.д. Если б не эта терминологическая ошибка, совсем бы замечательное интервью. Особенно на фоне кондовых откликов остального башкирского официоза. О нем – пониже, сначала давайте о радикалах русского и башкирского, так сказать, крыла. Начнем с русских общественников.

Русские националисты

Название это очень условное, мы обозначим им несколько небольших, но весьма разных групп, виртуальных и реальных, официозных и самоорганизованных. С одной стороны, их позиция – эхо татарстанского этноязыкового конфликта. В нем уфимская группа в пяток юзеров во главе с Линой Серегиной приняла самое активное и крайне радикализующее участие, дойдя аж до ГосДумы РФ. Лина ликующе описывала сей визит.

Принятия этого закона ждали, восторженно сжав кулачки, разбирали каждую строчку, хоть намеком касающуюся языков – и совершенно не волновало, ЧТО ИМЕННО в ЗАКОНЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, кроме главки о языках. В важнейшем, фундаментальном законе, по которому будут учиться их дети. Пусть платное образование, пусть все, что угодно, лишь бы убрали ненавистный татарский!

И если это еще как-то понятно в РТ, где ситуация действительно тупиковая, то в переложении на реалии РБ, где образованием чад готовы были пожертвовать ради 2 часов ненавистного башкирского – гротеск был потрясающий. Истерия в этих Интернет-группах нарастала, все чаще напоминая хлыстовские радения, реакция типичной активистки:

«Я знала точно (от Господа, и Лина - свидетель), что решение ситуации будет НЕ через «Умную школу». Поэтому и вышла оттуда. О нашем сообществе я такого свидетельства не имею. (Вернее я получила за это время удостоверение от Бога. Однажды я отчаялась и обратилась к Богу, ну, как обычно бывает у людей: «Почему Ты молчишь?». Он ответил, можно сказать, МОЩНО пропечатал в мозгу: «Бог всегда отвечает!» И я поняла, что Он «в курсе», и для меня это достаточно). Значит, мы делаем свою необходимую часть работы. И если не через ФЗ, - значит, по-другому». Лина горячо подругу одобрила. В уфимском клоне сообщества, где последнее время разговаривает человека три-четыре, включая саму Лину, побледнее, но примерно тоже самое.

В реальной Башкирии за пределами блогов самих участниц эта волна особого резонанса не вызвала. Собор русских РБ провел конференцию по языковому вопросу, где выступили и Галина Лучкина, и Ольга Артеменко из ГосДумы РФ. Вполне прилично. Под основными тезисами О. Артеменко я бы сам подписался. Так что в отличие от Казани, все чинно и спокойно.

Пикирующая динамика митингов «за язык» в Уфе по годам говорит сама за себя: 20 (около 40 вместе с «яблочной» компанией Наумкина и пикетирующими за ЖКХ 16 апреля 2011 г., перед Горсоветом) – 6 (там же, 4 ноября 2011 г.) – 2 (два) человека: Серегина/Лучкина и Некрасова/Нургалеева, 4 ноября 2012 г. Последнее - «В поддержку Казани». На той же исторической отныне остановке у Гостиного Двора, где ранее Лина Серегина проводила одиночный пикет, пугая народ прилюдным стоянием на коленях.

Правда, после этого позирования у остановки двух инициаторш пикет в связи с казанскими событиями все же состоялся. Но позже, 16 декабря, и организован совсем другой группой: «Русская Башкирия», активистами Собора русских Башкортостана (г.Уфа) и «Патриот» (г. Кумертау). Митинг собрал в Уфе до 19 человек (включая тех же Лучкину и Нургалееву, конечно). А в п. Ермолаево в знак солидарности поиграли в мини-футбол в спортзале.

Все это немного, примерно масштаба Кук буре, зато, согласимся, реально, не 2 отчаянных тетеньки.

Но, как оговорили настоящие организаторы пикета, на нем «вопрос изучения русского языка поднимался применительно конкретно к Татарстану, где ситуация просто выходит за рамки абсурда, и татарский язык «изучается» чуть ли не в большей степени чем русский», специально уточнив, что о башкирском языке «на данном пикете этот вопрос не стоял».

Другие организаторы – другие, реальные результаты. И позиция вполне разумная, путь к диалогу открыт.

Башкирский националисты

Реакция «Кук буре» и «Туган тель» с «Актамыром» известна – эти недовольны существующим положением по другой причине – им хотелось, чтобы башкирский преподавали наравне с русским, как в Казани. Как минимум. Провели кучу пикетов чуть большей численности, чем их русские коллеги-националисты. Я не брошу в них камень за поддержку татарского «Азатлыка»: там была своя логика – общий протест должен быть услышан и он был услышан, татары не остались одни. Учитывая постоянную подлость татаристов по отношению к РБ и башкирам – это очень по-башкирски. А значит, для «Кук буре» – логично и правильно. При тех мизерных ресурсах, что в их распоряжении – это неплохо. Да и «Азатлык» открыто отмежевался от башкирофобских выпадов своих предшественников – и это тоже неплохо. Но идейно позиция «Кук буре», как нередко, не выдерживает критики.

Сохранять и развивать башкирский язык – обязанность всей Республики Башкортостан, спору нет. Но формальное равенство не означает физического.

Знать башкирский – задача прежде всего самих башкир, поскольку башкирский и татарский не являются языками межнационального общения. Как гэлы – гэльский, баски – басконский: их учат в школах все, наравне с английским и испанским, и в семьях - сами титульные. Но не более того, так сложилось. По факту.

Логика татарских и башкирских радикал-националистов здесь неприемлема. Грубо говоря, они считают, что поскольку русские потеряли ритуальную роль старшего брата в России, а русский язык – роль языка сверхдержавы – в мире, лучше приобщаться к мировой культуре и личной конкурентной практике напрямую через язык цивилизации-победителя – английский. Поэтому часы русского – по минимуму, их не жаль.
Ответим беспристрастно, выключив эмоции и поиски агентов Госдепа под кроватью.

Дело в том, что для освоения человеком современной культуры мало изучить один из мировых языков – крайне желательно войти в нее через его посредство с детства, соприкасаясь с самой его тканью, логикой, силой не только на уроках, а во всем окружении. Все эти условия созданы у нас только для русского языка, через мощное наследие и советской школы, и всей, высокой и низкой, повседневно-бытовой культуры.

Созданы исторически, очень трудно и творчески, веками. Так вышло, что свой Модерн башкиры проходили и создавали на русском языке, уже в СССР. Как индусы и гэлы – на английском. Только лучше – без унизительного культуртрегерства колонизаторов, потому, что индустриализация проходила в формате Союза, Семьи народов. Где тяжкий путь преодолевали равные, осваивая почти одинаково незнакомые им ранее области. В несколько десятилетий заняв высоты, для покорения которых Западу понадобились столетия и ограбление всей Земли. Да еще по пути поломав нашествие взбесившейся части самого Запада. Конечно, одновременно Модерн заговорил и на башкирском языке, не без проблем (временно утеряно наследие М.Рамзи, А.-З.Валиди, Г.Инана, Г.Тагана и др.) и несправедливостей (сокращение башкирских школ при Хрущеве), но и не без побед – СМИ, современная, европейского типа, литература, театры. Но ясно было, что башкирский – для освоения локальной современности, это язык БашГосДрама, Мустая Карима и Рами Гарипова, а русский – для освоения современности мировой. Получать и отдавать команды в космосе - чуваш Титов, и на современной войне - башкиры Муртазин, Шаймуратов, Кусимов будут на русском языке. Оставаясь при этом чувашами и башкирами. Именно так распределяя свой вклад. Это никого не обижало.

С падением СССР сам этот факт никуда не исчез. Дело не в часах изучения даже, дело в огромной, всепроникающей культурной матрице – той самой, о катастрофе которой говорил А.С.Панарин и ныне – филфак МГУ.

Создать такую же англоязычную среду можно только для десятков, много - сотни мажоров, которые тем самым оторвутся от жизни своего народа, как англоговорящие новые русские – от своего. И даже если бы это было осуществимо, это физически не выход. А это неосуществимо и неприемлемо.

Но ладно, «Кук буре» со своим Советом аксакалов – группы маленькие и нереспектабельные. Довелось послушать и позицию официозного Всемирного Курултая башкир, чьи застольные сабантуи начинались с ритуальных проклятий этим самым радикалам из «Кук буре».

Пригласили меня на конференцию по Дню Конституции РФ – но речи сразу завертелись, естественно, вокруг языка. Башкирский, заявил один уважаемый профессор РАН, г-н Б-в, должен изучаться столько же, сколько русский. А чтобы лучше изучался, учителей нужно обучить философским основаниям пользы оного. А Лину Серегину и прочих смутьянов, порекомендовал другой г-н Б-в., не профессор, а, как он сам представляется, уважаемый инсан, следует судить. И расстрелять, - чуть не брякнул я, глядя в потолок, но вовремя сдержался.

Золотая середина

В общем, на фоне крайностей, Соборов и Курултаев, Лин-Серегиных и «Кук буре» с игрушечными инсанами и аксакалами, у Хамитова есть шанс выступить именно как глава республики, сторонник закона и золотой середины, которую принимает большинство обоих сторон. Не крикунов, а широких народных масс. А крикунов и крикуний заставить обратиться к реальности. Или ласково попросить не кликушествовать - как раз у Хамитова в некоторых индивидуальных случаях, я почему-то уверен, получилось бы.

И делать-то для этого почти ничего не нужно – достаточно обратить в свою пользу существующее положение вещей. Сделать то, с чего следовало начинать в 2006 – провести мощную и тактичную информационную кампанию по рекламе сложившегося опыта – опыт Башкортостана - оптимальный. А реформаторский зуд направить на реально назревшее – смену и дифференциацию (для владеющих и не владеющих башкирским) методик, причем опять же с широким обсуждением и освещением.

Необходимо перелить намеченный нам извне, по образцу Татарстана, конфликт в русло диалога – у нас для этого все данные.
Это и было нашей целью в терпеливом воздействии на некоторых общественников и общественниц.

Многократное столкновение с реальностью должно убедить блогерш, что решение вопроса невозможно, даже если Хамитов на твоей стороне – но против башкирская общественность. Даже если Гаязов. Тем более, что Гаязов с Аристарховым просто на стороне здравого смысла и закона. Перечтите законопроект еще раз, пожалуйста, а кто не понял - вдобавок пояснения Балыхина и Артеменко.

Что без диалога с башкирами невозможны никакие положительные изменения в Башкортостане. И побудить к нему все стороны.

Для этого необходимо отойти от карикатурного образа оппонента, научиться его уважать и видеть, что та же башкирская и русская общественность – очень разная. Отсекая от диалога фанатиков, откровенно мелко уголовные типы с непогашенной судимостью именно за разжигание межнациональной розни, нужно терпеливо, тактично искать точки соприкосновения со всеми остальными – а разных мнений во всех лагерях очень много. Позже наработанный навык пригодится в более серьезных вопросах.

Дильмухаметов

Особенно я ждал по этому поводу выступления Дильмухаметова. Провоцируя знаменитую в Башнете борчиху (борицу? борцуху? простите, Галина Николаевна, если не так назвал, честное слово, не знаю, как правильно) против обязательного башкирского в школах, Лину Серегину (Галину Лучкину), на вопрос лично А.Д.-у. Выступление Айрата Ахнафовича могло во многом разрядить ситуацию – стать началом диалога между башкирскими и русскими общественниками. Тем более, если начало ему положили бы самые крайние из них, А.Д. и Лина Серегина. Остальным, не радикалам, договориться еще легче. Да и для самого Дильмухаметова тема была крайне выигрышна. И он использовал ее по полной – вопрос Серегина/Лучкина задала, и Айрат оседлал любимого толпара: а вот я еще в 2003 предвидел и предупреждал!

Все так, и дильмухаметовский «Язык мой - враг мой» - статья хорошая, я недаром на нее публично ссылался, хоть и не во всем согласен с мнением А.Д.а. Но вместо того, чтобы развить разумную аргументацию своей позиции: нельзя размазывать масло по бутерброду! – А.Д. опять начал мстительно пенять несчастным «ленточным башкирам»: какой Вам язык, если башкирского государства нет! (А государства нет, ибо не пошли за Просветителем Пятой Республики, то бишь Дильмухаметовым, это ж ясно. - Карагай). Эти вопросы не мне нужно задавать, а тем, кто в 2006 закон принимал!

Но во-первых, Айрат, это не ответ! Люди в лице некоего Ишбулды Абзелилова (псевдоним, однако) спросили не Рахимова, а именно Дильмухаметова, именно по конкретному вопросу, ему и отвечать. Те, кто принимал и вводил язык – сами за себя ответят, история вынесет им надлежащую меру. Но они свою позицию озвучили и провели. А Дильмухаметов то, о чем его спросили – нет: потому как спрашивали не «кто виноват?», а «что делать?»

Это журналисту можно перевести стрелки на виновников создавшейся ситуации, а политик обязан отвечать, как из нее выходить. Аргументы в самой его статье восьмилетней давности были куда весомее, чем нынешний его же видеоролик. Но они давно высказаны (и забыты), в том числе после него, по сто раз, все доводы и контрдоводы уставшие стороны конфликта знают наизусть, по ним уже ЕГЭ сдавать можно. Дискуссия дошла именно до стадии, когда любое заявление обсуждается всерьез только при предложении реальной, технической альтернативы: как это будет выглядеть? Именно в свете существующего законодательства, ФГОСов, БУПов и т.д. Иначе ни одна сторона его не примет и правильно сделает. Ни одна заявление АДа и не приняла.

А ведь такая возможность была. Так что вопросы Ишбулды Абзелилова Айрату Дильмухаметову остались висеть в воздухе.
И потом, Айрат Ахнафович, уважаемый, причем тут государство?

Язык и суверенитет

Башкортостан юридически – именно государственное образование. Можно патетически обзывать его папуасным, бутафорским, еще каким, - это даже будет отчасти правдой: но ведь и вся Россия давно по пояс в «третьем мире», только ядерное и экономическое наследие СССР из него выделяет. И по факту РБ – национально-территориальная автономия. Субъект РФ. Как Шотландия или Уэльс в Великобритании, например.

В данном случае дело вообще не в статусе. Много на свете республик и королевств, всеми признаками государства не обладающих, однако гос.языки в школах там преподаются, оба. А в Башкирии башкирский до 2006 - нет.

То есть связи у проблемы языка с суверенитетом РБ в действительности нет. Обязательный башкирский был введен в школы РБ только в 2006 г., когда от суверенитета осталось одно воспоминание.

При суверенитете никакого обязательного обучения «Башкорт теле» не было, а сам М.Г.Рахимов отбивался от его сторонников простодушным замечанием, что башкирам неплохо бы сначала самим поголовно выучить свой язык, прежде чем учить ему других. Так что тем, кто горячится, якобы сокращение обязательного башкирского в школах лишает его статуса государственного, возражу: не лишает. Или до 2006 г., включая времена суверенитета (то бишь широкой автономии), он не был государственным, а с 2006, при назначенном, а не выбранном президенте – стал?

Разница в том, что при Бабае была работающая вертикаль власти, способная проводить свою политику так, что претензий, скажем, по поводу отсутствия обязательного обучения языку у башкир не возникало. Были гарантии сохранения автономии и мира между народами, даже избыточные. Теперь такой вертикали и таких гарантий нет.

О главном

А теперь самое главное. Стараниями тщательно – кому втемную, кому в открытую, взращиваемой эпатажно-шовинистической секты, жизненно серьезная проблема образования оказалась в РБ заслоненной бессмысленными дрязгами по национально-языковому вопросу, не слишком интересными в Башкортостане даже русским националистам - нормальным, не кликушествующим.

А ведь потенциал был. Та же Галина Лучкина с ее религиозной страстностью, искренностью, организаторским талантом. Она добилась того, что их заметили и приняли в Москве. В чьих интересах вся эта многоходовка с языками в республиках - это другой разговор. Важен факт, что в ходе мероприятия на уровне ГосДумы РФ уже не смогли не увидеть, например, консенсуса в Башкирии по вопросу о малокомплектных школах, - когда оппоненты, и академик Файзуллин и общественница Лучкина, утверждали одно и тоже – народ против оптимизации сельских школ! Не говорю, что пункт о школах был включен в Закон именно поэтому, но все же.

Получалось, что люди этой секты с хлыстовской яростью одобряли любой закон, лишь бы против титульного в школах. Это и есть перевод протеста с реальных, тяжелых для всех вещей в тупик межнациональных претензий.

Так слили общий политический протест, посадив во главу его демшизу, - против последствий 20-летних экспериментов которой он, по идее, и был направлен.

Теперь так же нейтрализуют и самое активное, самое консервативное население – народы автономных республик Урало-Поволжья в важнейшем вопросе – об образовании. Чтоб раскололись и сами себе хомут на шею одели.

Я не буду разбирать закон в целом – достаточно того, что он продолжил по факту существующий курс на ликвидацию советской, академической и общедоступной системы образования, блокировав его законодательное изменение. Про это - горы статей. Я только об одном нюансе – восторженно сжав кулачки в ожидании нового закона, языкоборки ожидали в том числе вот этого:

По новому закону, муниципалитет может устанавливать плату за детский сад по своему усмотрению, а компенсация родителям будет составлять 20% за первого ребенка, 50% - за второго, 70% за третьего. То есть, фактическая оплата составит 80%, 50% и 30% соответственно. В ныне действующем законе «Об образовании» верхняя планка оплаты за детский сад составляет 20%, для многодетных - 10%. Теперь же, с 1 сентября 2013 г. (когда новый закон вступит в силу), муниципалитеты получат право поднять плату за детсад сразу в несколько раз (до 5-15 тысяч в зависимости от региона). Бесплатное посещение детсада предусмотрено для детей-инвалидов и детей-сирот. А это означает, что для всех остальных оно НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО. В открытую.

Поздравляем, таким способом Р.З.Хамитов действительно сможет выполнить свое обещание убрать очереди в детсадики: большинству они окажутся просто не по карману. А вот Путину сложнее, потому как вопрос возникнет - зачем изрекать о желательности третьего ребенка, если отнимают возможность воспитывать его при работающих родителях?

Но мы не о Хамитове. Мы о логике сектантов – пусть люди без детсадов останутся, зато обязательного башкирского/татарского в школах не будет.

Лина это сыну обещала, когда зареванный с урока баш.языка пришел, а собственные дети в детсады уже не ходят. Отмены языка не добились, - это и несправедливо и неосуществимо без изменения всей Конституции страны и республик, о чем им напрасно объясняли земляки – но они не верили. Пока им не разъяснили власти РФ, законом. А их одобрение самого закона - осталось, по факту, за что им от перестройщиков образования большое капиталистическое спасибо.

Представьте себе, что с такой же с такой же принципиальностью и упорством эти люди, объединив усилия с башкирскими общественниками, вообще активистами других национальностей, боролись бы за реальные проблемы. Ведь тогда их могли поддержать уже настоящие народные массы, которые у нас сторонятся любых националистов. Если бы так же встали против настоящих угроз нашему образованию. Как говорил некто Мартин Лютер Кинг – у меня есть мечта...

Карагай, РБ21








Связанные темы и персоны