Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
«Яблоко» нашло новые ...

Партия Яблоко сообщила о найденных ее активистами грубейших нарушениях ...
  10.12.2016   396   14

Хамитов назвал ...

Глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов сегодня в ежегодном послании ...
  10.12.2016   592   29

На благо катарцев ...

Катарский государственный инвестфонд в составе консорциума купил 19% акций ...
  10.12.2016   440   12

В прокуратуру ...

одители учеников московских школ подали в Генпрокуратуру жалобу на предмет под ...
  10.12.2016   409   25

Путин одобрил почти ...

Президент России Владимир Путин в четверг подписал закон с поправками в ...
  10.12.2016   585   13

«Барин» Михалков ...

Президент российского Фонда культуры, знаменитый актер и режиссер Никита ...
  10.12.2016   637   32

Как НКВД превратилась из ...

В 1920-е в ОГПУ ещё вёлся учёт конфискованных вещей у приговорённых к ...
  10.12.2016   511   58

О предстоящем юбилее в ...

О предстоящем юбилее в республике, национальной идее и многом другом ProUfu.ru ...
  9.12.2016   1291   79

Гафур Гилязов: К ...

Международные договоры, под которыми стоят подписи и руководителей России, ...
  9.12.2016   647   40

Спорный участок без ...

Вокруг проекта перспективной застройки территории парка имени Гафури в Уфе ...
  9.12.2016   1094   35

Темы и персоны
Архив публикаций
Декабрь 2016 (59)
Ноябрь 2016 (164)
Октябрь 2016 (183)
Сентябрь 2016 (173)
Август 2016 (153)
Июль 2016 (156)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

Послесловие к празднику

0


1. Прошел великий праздник Жертвоприношения, Курбан-байрам. Прошли и поздравления правоверным от светской власти, и можно свободно поговорить о проблемах между этой самой властью и мусульманами Республики Башкортостан.

Послесловие к празднику


Какие события последних, «хамитовских» месяцев наиболее можно выделить как узловые, для рассмотрения проблем? Трагедия с «аскинскими» - тема отдельной статьи, о ней мы уже говорили. Пожалуй, следующим по значимости был последний митинг мусульман и громкие заявления чиновников по исламской тематике.

1 октября в Уфе произошло событие, которое дружно замалчивали все официальные и «оппозиционные», «помойные» и обычные издания. Особенно блогосфера, которая якобы оранжерея гражданского общества Башкортостана… В общем, данный митинг, замеченный форумами общероссийского уровня, в правдорубной сфере местечковой маргинальной оппозиции замечен не был. А зря.

Сначала о поводе к митингу, потом о нем самом и наконец – о развитии ситуации поныне.

2. Прошел пикет мусульман в знак протеста против ареста в далеком Подмосковье, Балашихе, нашего земляка, директора мусульманского издательства «Сад» Айдара Хабибуллина.

Глава издательства «Сад» и главный редактор журнала «Золотой родник», бывший полковник медицинской службы Айдар Хабибуллин был задержан 25 сентября сотрудниками Центра «Э» следственного отдела Балашихи в квартире, где он проживал со своей семьей. По словам жены задержанного Светланы Ишмухаметовой, при обыске в ее квартире сотрудники правоохранительных органов «обнаружили» экстремистскую литературу и гранату РГД-5.

Интересующимся подробностями – заключение Правозащитного центра «Сова»: Претензии к издательству «Сад» не обоснованы. И экспертиза материалов обвинения. Но мы не сторонники любых истерик до суда, поэтому немного о другом.

Здесь дело даже не в странностях обвинения – их много, и не в шоке мусульман Башкортостана от такого известия – Айдар Хабибуллин как раз считался мусульманином очень умеренным и миролюбивым. Издавал литературу суфийского направления (запомните этот факт, суфии – это мировоззренчески непримиримое течение по отношению к ваххабитам). Дело – в поразительно лживой, безграмотной и наглой реакции некоторых представителей власти. Громкий, как с пьяного разбега падение в лужу. Громче всех подобное озвучил член Национального антитеррористического комитета, Александр Торшин.

Никого нельзя лишать права говорить глупости. Но не всем прилично делать это публично. Напоминаю, Александр Торшин является первым вице-спикером Совета Федерации РФ! Что же позволит себе тогда сказать второй вице-спикер? Или, страшно подумать, третий? Ничтоже сумняшеся ляпнуть ДО суда об «успехе спецслужб» и «обезглавленной террористической организации» - случай тяжелый, но куда не шло. Но он обвинил суфия в подготовке смертников-ваххабитов! Это все равно, что православный митрополит, благословляющий фанатиков-протестантов. Хотя у меня отныне большие сомнения, что чины уровня вице-спикера это сравнение поймут. Если что, слово «протестанты» - это не от «Марша несогласных». Это религиозное течение такое. А впрочем, есть Гугл и Википедия. Но и это ладно.

Г-н Торшин стращал публику «террористической организацией», не существующей в природе. Откуда взялась версия «про гипноз» - отсутствующий, кстати, в материалах обвинения (!) – вообще остается только гадать. В материалах дела его просто нет. Замучила, видать, тоска по Кашпировскому.

Другое агентство сообщило, что г-н Торшин вдруг вспомнил, что Хабибуллин является выходцем из Башкирии, и сейчас местная мусульманская общественность и правозащитники считают арест Хабибуллина неправомерным и начинают кампанию по его защите и освобождению. Спасибо Вам за внимание, г-н Торшин. «В этой связи надо очень деликатно и очень доказательно работать по этому делу для того, чтобы не спровоцировать массовые выступления мусульман. И здесь важно, чтобы члены НАК высказали свою точку зрения по этому делу», - полагает Торшин. Спасибо. Один член НАК уже высказал. Деликатно.

Так, что уровень некомпетентности власти начинает пугать.

Он пугает куда больше, чем возможная ее жестокость. Жестокость власти бывает понятна – и народ даже принимает ее, если видит, что она неизбежна и необходима. Но когда люди власти демонстративно соревнуются, кто прокомментирует аресты и прочие важные события более нелепым и неправдоподобным образом – у людей просто теряется вера в нужность такой власти. (А сменять ее – нет уже ни возможности, ни альтернативы). Потому как это все равно, что сидим мы, скажем, в салоне авиалайнера, на облака любуемся, и вдруг пьяный голос пилота весело сообщает, что до сего момента управлял он самолетом только в компьютерных играх, да и вообще, если честно, последний раз сам он летал только с мамой, в возрасте 5 лет.

3. Теперь – о самом митинге. Для мусульман этот митинг был невелик – по моим подсчетам, там собралось всего 120 человек.

Это больше, чем пикеты и пожалуй, даже чем последний Йыйын «Кук буре» и «Башкир Москвы», не говоря уже о карликовых «оппозиционных» акциях татарских националистов или иных национально озабоченных. Но на последний митинг мусульман «Хамер – харам!» легко, причем тоже без всякой помощи государства, собиралось тысячи две молодежи. Причем подходили отнюдь не только мусульмане – но и группа из православного Народного Собора, например.

Правда, разница была существенная: тогда государство не помогало, но и не мешало им собираться. Теперь угрозы и уговоры не примыкать к митингу донесены до каждой мечети Уфы.

Поэтому митинг был невелик, - хотя в три раза меньшие пикеты под весьма странными лозунгами, случается, вызывают настоящую бурю в блогосфере.

Он замечателен следующими моментами, отражающими чисто башкирскую специфику.

Во-первых, Хабибуллин – суфий. Мировоззренчески это совершенно несовместимое течение в Исламе с другим мусульманским течением, которым в местной прессе принято пугать маленьких детей и приравненных к ним взрослых – с ваххабитами. На Кавказе эта несовместимость доходит до взаимного истребления.

Но в том-то и специфика Ислама в Башкортостане, что без всякой помощи государства удалось достичь, казалось бы, недостижимого – уже несколько лет, как «подозрительные» салафиты, таинственные суфии и просто массы молодых мусульман, обычных правоверных издревле распространенного у нас ханафитского мазхаба, но взыскующих чистой Веры и поиска справедливости – стали не просто мирно спорить – но собираться и действовать вместе. Это – очень важное явление!

Местные «эксперты» его просто проспали, твердя, что никаких проблем в Башкирии нет, а которые есть – это от злодейского режима Рахимова (которого, правда, 100 дней как тоже нет). Да и неудивительно – некоторые из них подозреваются в настолько исламофобских проектах, что мусульмане их близко к себе не подпускают. Например, представительство тишковской Сети мониторинга и раннего предупреждения конфликта EAWARN, контора крайне идеологизированная и политически заточенная под проекты своего шефа, экс-министра по делам национальностей РФ.

Шаблонные рассуждения в замшелых терминах «шантажа политизированной этничности», введенных Тишковым и Филлиповым в 90-х да «включенное наблюдение» в виртуальные проекты по расколу этой самой этничности - вместо реального изучения реальных людей и событий – вот, вкратце, научные причины этого провала.

Незаметным для «экспертов» прошел тот факт, что за последние годы удалось полностью преодолеть бытовавшую в среде постсоветских башкир ассоциацию Ислама с татарами. Об этой ассоциации, распространенной еще в 1990-х гг., башкиры отныне даже не вспоминают, Ислам прочно стал фактом башкирской молодежной жизни, предметом острых мировоззренческих споров – но именно в башкирском мире, как башкирская проблема.

Все сильное, смелое, пассионарное, интеллектуальное еще в нулевых ушло из башкирских националистов в Ислам. И продолжает уходить. «Уходит» потому, что признание Ислама светскими квази-националистами, наследниками комсомола, было обычно формальным, а горячие сердца требовали искренней веры и смелых поступков. Большинство молодых имамов – и салафитов, и суфиев, и просто мусульман с широким кругозором и пылкой Верой в Башкортостане – башкиры. «Аскинские партизаны», конечно, выпали из джамаатов, сами решили, что джихад можно начать самим, что чудовищно неправильно и привело к трагедии. За свои ошибки они уже несут ответ перед Аллахом, не нам их судить; и уничтожены как враги государства силами государства. Также без суда и следствия, благо демократия у нас суверенная. Здесь проблема как раз в том, что на Северо-Западе Башкортостана нет столь организованных мусульманских общин, как в столице и горной, «чисто башкирской» части республики. Поэтому и предотвратить трагедию, как сумели сделать это мусульмане в Баймаке, оказалось некому.

Или взять случай в Баймаке. Официоз, от Палагина и Пяткова до Галина отреагировал на него сначала ошеломлением, а потом привычно: замазав насколько возможно черной краской. Оперативно, сразу по всем каналам началась обработка: это несерьезно, это хозяйственный конфликт! Одновременно на «хозяйственный конфликт» были брошены для пригляда силы ОМОНа, и пошли страшные рассказы про ужасное террористическое подполье, которого все боятся. Подумав, их растиражировали в местных газетках, заботливо переведя на башкирский язык. По удивительно случайному совпадению в дополнение в моем родном Абзелиловском районе провели плановые антитеррористические учения ФСБ. Так хозяйственная склока или фанатичное подполье? В общем, получилось как всегда: бросай, что-нибудь да останется. Т.е. лучшим средством было сочтено: все неподконтрольное, непонятное – ослабить, для этого – измазать, и вообще хватать, не пущать, и отчитаться о предотвращении великого бедствия.

И упущено было главное. В Баймаке мусульманская община не совершила, а ПРЕДОТВРАТИЛА погром. Что, конечно, для ФСБ куда опаснее самого погрома, не спорю. Но куда законнее. С силой, которая способна не только набить физиономии, но и предотвратить такое мероприятие, нужно считаться, изучать и если можно – сотрудничать. А не тупо гнуть – потому как природа этой силы именно такова, что радикальная ее часть нуждается как раз в мучениках.

А компромату – что правдивому, что поклепам – люди все равно не особенно верят. Мягко говоря. Особенно в селе и особенно при заново объявленной гласности. Потому, что ее на бедные головы привыкших к размеренной работе людей вновь вываливают столько, что шок сменяется тотальным недоверием. Это Вам не городские блогеры, увлеченно рассуждающие с президентом, как нам обустроить Башкирию.

Баймакский инцидент напомнил о себе быстро: в упомянутом митинге в защиту Хабибуллина собирался был принять активное участие глава баймакского джамаата - Нурмухамад Бикбердин. Но 29 сентября он был арестован и на митинг не попал. Мы – не сторонники истерик до суда, потому связывать эти события – арест Нурмухамада-имама Бикбердина и митинг в защиту Айдара-имама Хабибуллина не стали. Но обвинения против Нурмуххамада, по нашим источникам, стали разваливаться до суда.

Как уже произошло ранее с выдворенным ФСБ из РБ Саидом Байбуриным.

4. На той же неделе, за два дня до митинга, произошло другое серьезное событие. 28 сентября Совет по делам религий при Правительстве РБ был преобразован в Совет по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ. Этому органу теперь придан более высокий статус, и подчиняться он будет напрямую главе региона, чего прежде не было. Во главе ведомства остался В.Пятков.

Объясняем для несведущих в ситуации. Такая смена вывесок действительно имела статус повышения, поскольку новый президент Башкортостана разграничил новую структуру власти в РБ четко: все важные вопросы он забрал себе лично и своей администрации, правительству же оставил технические. Вообще-то подобное повышение уровня внимания к делам религии назрело давно. Но оно должно бы не ограничиваться сменой вывесок, вместе со сменой должно бы произойти смена если не состава, то качества состава. Потому как при прежнем составе никакой концепции взаимодействия власти с религией – и это в Башкортостане-то – не было! Были судорожные телодвижения, с застывшей улыбкой, готовой мгновенно сорваться в истеричный визг: «экстремистыыы!» И кто в этом виноват? Конечно, вездесущий за все беды Рахимов, кто же еще. Сам Пятков чист и свеж, он трудился в поту лица. Но выяснилось, что трудился в каком-то неправильном направлении. И безрезультатно. Годами.

При Муртазе Рахимове г-н Пятков постоянно заверял общественность: «все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!»
Согласно новой установке все оказалось, очевидно, наоборот, плохо. Но куда он раньше смотрел?

Даже концепции, внятной концепции взаимодействия власти с Исламом родить так и не удосужившись. Совершенно очевидно, что виной тому маленький штат, очень маленькая зарплата и маленькие полномочия и маленькие сроки нахождения во власти комитета, возглавляемого уважаемым г-ном Пятковым. Межу прочим, я говорю «уважаемый» без иронии – хотя бы за честность, с которой еще недавно в узких кругах г-н Пятков признавался в отсутствии означенной концепции. Уважение к комитету поколебало последнее высказывание г-на Пяткова.

Виноватых в том, что ФСБ оказалось недовольным Исламом, он нашел быстро – это, конечно же, сам Ислам. Это деятели Ислама, оказывается, должны соответствовать чиновным и контр-разведывательным пожеланиям, а не наоборот – чиновники и силовики защищать интересы верующих граждан.

Но в стремлении свалить вину за бездеятельность уважаемый чиновник зашел слишком далеко, ненамеренно показывая истинный, действительно удручающий уровень возглавляемого им ведомства.

Вячеслав Пятков: «Как это ни парадоксально, но именно сегодня, когда у всех граждан страны есть возможность свободного выбора веры, когда политические деятели и духовные лидеры стараются объединить свои усилия для поддержания мира и стабильности в нашем обществе, Россия столкнулась с глобальной конфессиональной проблемой. И эта проблема – ислам».

Итак, Ислам оказался «проблемой». Несмотря на всю благость глобализации и прогресса. Неблагодарный Ислам, не ценит суверенной демократии. Я открою г-ну Пяткову страшную тайну: Ислам не только ее не благодарит и не ценит, он вообще никакого отношения к демократии и прочим перестройкам не имеет. Он – из другой плоскости бытия, куда более важной. Он пережил много перестроек, суверенных и не очень суверенных демократий и прочих тоталитаризмов, переживет, надо думать, и глубокомысленные замечания г-на Пяткова. Впрочем, оказывается, не все так плохо и мусульмане испорчены не безнадежно.

«Конечно же, дело здесь не в самой религии, Ислам – одно из ведущих мировых вероучений с красивым философским взглядом на мироздание».

Смиловался г-н Пятков, и даже похвалил. Красиво, говорит. Вот только должны ли от этого мусульмане мира радоваться? Или должны печалиться?

«Однако, к сожалению, находятся люди, которые пытаются исказить эту религию и заставить ее служить своим преступным целям». «Объединенными усилиями государства и духовных лидеров в республике будут приняты все необходимые меры, чтобы подобные псевдорелигии просто не смогли выжить в нашем обществе».

А вот это серьезно. И нехорошо. Очень нехорошо, г-н Пятков.

Нужно понимать, что ФСБ – это все же ФСБ, ему многое позволено. Это – хотя бы символически, наследник КГБ, когда-то легендарно необходимой государству и гражданам конторы. Что позволено Палагину, не позволено Пяткову. Мало ли что г-н Палагин скажет – он генерал-майор, ему простительно. А Пятков не генерал, ему думать надо. И нехорошестей вслед за генералом не повторять. Глава конторы по работе с религией обязан уважать ведущую в его регионе религию! И знать о ней на элементарном уровне. Например, знать, что даже сами мусульмане, даже самые ярые, боятся сомневаться вслух о принадлежности кого-либо мусульман к Исламу! – потому как последствия неверного диагноза могут быть, с их точки зрения, ужасающими для самого мусульманина. Но тем более недопустимо определять это иноверцу, да еще в официальном заявлении!

Но мало этого, в унисон генералу ФСБ Палагину Пятков угрожающе добавил:

«Наша задача – навести идеологический порядок в республике. Хотя в целом у нас и так порядок. Есть лишь отдельные проблемы, которые, я думаю, будут решены в рабочем порядке. Например, нас сегодня в первую очередь волнует Зауралье. Этот край находится на достаточно большом удалении от столицы республики, в нем сложилась непростая экономическая и духовная ситуация».

Любопытно, г-ну Пяткову самому интересно, как эти слова будут восприняты в самом Зауралье? Или думал, что там Интернет не доходит, газет не читают? Но ведь кому надо – донесут. В первую очередь именно те, кого наш главный эксперт по религии так неосторожно объявил «беспорядком в Зауралье».

«И именно здесь мы намерены вместе с работниками духовных управлений устранять недоработки, которые были допущены в последнее время».

Вот так. Зато откровенно. Религия, по Пяткову – это идеологический порядок. Вообще-то, если честно, то с точки зрения государства так оно и есть. Но такого, которое предписывает верующим, как им молиться, которое не отделено, а господствует над религией. Правда, тогда это не мировые религии, а их этатистко-языческий суррогат.

Есть исключения: Халифат, Израиль. Но первый как государство – пока не существует. Существовал в прошлом, неизбежен, по Исламу, в будущем, но сейчас – нет его. А второй – все же не Россия и даже не Башкортостан. Нет у нас теократии. Не работает Президент Медведев первосвященником Синедриона, нечто наподобие Каиафы, и президент Хамитов им не работает. А потому толковать, кто является правильным мусульманином, а кто не очень, г-н Пятков не имел права. И даже генерал-майор Палагин, представьте себе, не имел. Потому как это он подчиненным своим генерал. А не мусульманам.

5. Но господин генерал-майор этого, очевидно, не знал. Г-н Палагин вообще известен своим неравнодушием к истории. Он весьма занятно рассуждал, например, про А.-З.Валиди, официально опровергнув запрос некоего депутата А.Назарова о якобы имевшем место сотрудничестве нашего знаменитого соотечественника с нацистами. В общем-то, правильно оценив деятельность выдающегося политика и тюрколога в годы Гражданской войны как в чем-то судьбоносную для всей России. Правда, смазал впечатление какой-то мелочной вредностью, неприличной, мне кажется, генеральскому званию.

Высказался в смысле, что и выдающаяся, конечно, она, и судьбоносная, и нет в природе никаких доказательств о сотрудничестве Валиди с нацистами – но, туманно пояснил обиженный выступлениями студиозов из СБМ генерал ФСБ, нет великих людей без темных пятен. Понимай как хочешь. Пятна не нашли, но не могут не быть! Мелко, г-н генерал-майор, просто мелко.

А вот недавно он ошибся куда серьезнее. Напомню, шеф УФСБ по РБ также принялся рассуждать об Исламе. Первый камень достался, конечно, независимым от ДУМов джамаатам. Палагин прямо сказал, что опасается организаций мусульман преимущественно в горной, части Республики. В чисто башкирской, так сказать: Баймаке, Сибае, Зиргане, Зилаире и т.д. Виноваты оказались, однако, не те, кто такую работу для себя запланировал, а ДУМы. Простите, а Духовные управления мусульман – что, филиал тайной полиции? По моему, нет.

Прикрыл свое барственное раздражение мусульманами г-н Палагин весьма неуклюже: в этих пунктах якобы развелось много кружков «Хизб-ут-Тахрир». Это которые с подачи контрразведки Узбекистана объявлены в РФ террористической организацией. Но всем мусульманам известно, что не в «хизбах» дело. Ни Байбурин, ни Хабибуллин, ни Бикбердин «хизбами» не являлись. Ни баймакский, ни сибайский, ни стерлитамакский, ни сельские и уфимские джамааты/ямагаты к этой группе не относятся.

«Беспокоят» ФСБ прежде всего салафиты («ваххабиты» наших СМИ). И вообще непонятные чиновникам молодые мусульмане всех толков – радикальные какие-то пошли, не уследишь за ними. Правды зачем-то ищут, в Единого, в Аллаха уверовали, средневековье какое. Нет, чтобы так: поел в Курбан-байрам барашка, а потом запил водочкой, - привод в милицию, досье на листочек толще – зато все надежно. А эти – принципиальные какие-то пошли, культуртрегеры – спорят: акыда, дават, шариат! голова от них пухнет. А так было хорошо при Рахимове – ручной национализм, ручные конфессии…

Но ведь Вы же сами нового времени ждали, на него работали! Новое время – новые вызовы, соответствуйте, господа! Старые способы – обкладывать, обзывать и не пущать - не годятся: мы видим, к чему они привели. Что работа с ними была упущена – это отнюдь не ДУМов в действительности упущение. Случай тот же, что и с Пятковым: сами-то куда раньше смотрели?

Вместо этого надзирающие чины не нашли ничего лучшего, как по старинке обвинить всех, кроме себя, любимых. Договорившись до того, что оскорбил уже «созника» против «салафитов» - ДУМ РБ! Подобное поведение провоцирует «молодых мусульман» напоминать всем мусульманам слова Корана: «Тобой не будут никогда довольны ни иудеи, ни христиане, пока ты не последуешь их вере» (Бакара, 120). И провоцирует всех радикалов - тыкать башкирам-мусульманам из ДУМ РБ: ну как, чего Вы добились «государственным» «традиционным» Исламом? Властям Вы все равно чужие!

Среди «молодых мусульман» нередки, например подобные суждения: «случай с Айдар-агаем - начало больших репрессий против мусульман Башкортостана. В июле 2010 разбита и дезориентирована светская часть башкир, осталось уничтожить самую здоровую и сильную часть башкир - мусульман. В последние дни в Зауралье завезен ОМОН, для подготовки общественного мнения распространены переведенные на башкирский язык странно соответствующие запросам ФСБ опусы награжденной тут же «демократической» премией Риммы Уразбахтиной».

Все же неплохо бы немножко знать историю вопроса. Например, что ДУМ РБ возник отнюдь не по воле Рахимова. Его считал для себя чуть ли не главной целью башкир в Гражданской войне вождь всех «белых» башкир, Великий имам Дальнего Востока, «некоронованный король башкир Аргаяша», начальник Военно-национального управления Башкирского Войска Муххамед-Габдельхай Курбангалиев. И в этом с ним был солидарен его противник не на жизнь, а на смерть, знаменитый лидер Башкирии Ахмет-Заки Валиди. Т.е. люди буквально убивали и умирали за эту идею. Причем какие люди! В рядах обеих враждующих армий идея ДУМ Башкортостана вызывала одинаковое горячее одобрение джигитов.

И добились ее еще при Советской власти, несмотря на явное недовольство последней этой идеей. Вряд ли Великий имам Дальнего Востока разбирался в Исламе хуже г-на Палагина. Скорее наоборот. Не верите – спросите у ведущего эксперта в данной области, проф. А.Б.Юнусовой.

Директор Исламского колледжа имени Марьям Султановой Ильдар Малахов на выездном Пленуме Духовного управления мусульман Республики Башкортостан в Сибае возмутился:

- Теперь странно слышать обвинения со стороны силовых структур в адрес ДУМ, когда те обвиняют Духовное управление в разделении по национальному признаку. И заявил, что доведением только ханафитского мазхаба до населения невозможно бороться с различными опасными течениями. Например, многие члены «Хизбут-Тахрир» тоже придерживаются ханафитского мазхаба.

И потребовал от представителей государственной власти, чтоб те сменили тон общения на более корректный. В пример он привел свой колледж-медресе, когда учебное заведение порой сталкивается с какими-то «нелепыми преградами со стороны госорганов». Сказал он это на Совете ДУМ РБ в Сибае во главе с муфтием Нурмуххамат-хазретом. Т.е. очень дипломатично, мягко, но сигнал полицейским чиновникам сбавить обороты от ДУМ РБ прозвучал. А молодые, независимые - салафиты, суфии, просто ханафиты – просто пришли на митинг.

Муфтий Талгат Таджутдин промолчал. А мы напомним почтенному хазрату одну вещь. Именно бессмысленные склоки между ДУМами, борьба за власть вместо солидарности отшатнули людей от привычных мусульманских организаций. Именно это безобразие послужило поводом для отхода молодежи от его структуры. Так что игнорировать подобные экзерсисы чиновников в адрес разных частей уммы, конечно, можно. Но тогда про это могут подумать совсем нехорошо: якобы столь солидный человек вновь сводит счеты между ДУМами, в бессмысленной конкуренции за души прихожан. Да, могут и так подумать, бывают же такие циники.

Правда, все эти увещевания становятся бессмысленны в одном случае – если радикализация молодежи входит в сценарий самих силовых структур. По крайней мере, пока самыми распиаренными оказываются как раз мифологизированные «ваххабиты». Но исходить из такой дурной конспирологии при диалоге - тем более бессмысленно. Поэтому всем сторонам следует, напротив, исходить из мысли, что перед ними – разумные люди и соотечественники.

6. Мы не собираемся заступаться за кого-либо или обвинять кого-либо, будь то ужасные «фейсы» или «ваххабиты».

Цель другая – указать, что смена трендов в региональной политике дает шанс на ее улучшение и в религиозной области.

Для ее принципиального изменения – отхода от политики тупой конфронтации со всем, что не укладывается в благолепные рамки «традиционного Ислама» - которые очерчивают сами себе и почему-то правительству люди, сами никакого отношения к Исламу не имеющие, как три процитированных в статье чиновника.

Осуждая, нужно предлагать, иначе это критиканство.

Причем конкретно. Скажем, предложить просто «улучшить экспертную базу изучения Ислама» - критиканство и демагогия. В материальном плане, вон, и так существует вполне достойно оплачиваемый ИЭИ УНЦ РАН, обладающий прочными каналами взаимодействия и с местной властью, и с силовыми структурами. В плане истории как науки там уже реализуется, скажем, красивый и по-хорошему амбициозный проект «Энциклопедии Ислама». Толку-то, если все равно исследование его шефа, проф. А.Б.Юнусовой о том же самом Муххамед-Габдельхае Курбангалиеве, об истории Ислама в Башкортостане никак не отразилось на риторике шефа УФСБ по РБ по этому поводу. Власть должна слышать! Людей. Ученых тоже. Но, во-первых, доверять, но проверять – и делать выводы. Так, провал экспертизы Сети EAWARN говорит о том, что искать нужно новые, альтернативные им источники, желательно деидеологизированные.

И ни в коем случае не перекладывать вину за свое незнание на сам объект исследования, то есть Ислам.

Во-вторых, диалог с любыми «экспертами» бесполезен без диалога с самими мусульманами. Но и он также весьма малополезен при привлечении только одного сегмента уммы, будь то муфтий Таджутдин, муфтий Гайнутдин или ДУМ РБ. Авторитетные общественные, формально светские структуры могут сыграть роль медиатора, посредника (но, конечно, не арбитра) в противоречиях внутри самой уммы. Это уже давно - не противоречия между муфтиятами.

А уже следующим шагом, после выработки какого-либо, пусть шаткого, но консенсуса, единого консолидированного мнения уммы Башкортостана по вопросам взаимоотношений с властью и борьбы с радикализмом в любых проявлениях, можно было бы более ответственно и для уммы и для государства выстраивать свои взаимоотношения.

Это куда прагматичней тупого «давить и не пущать» с заявлениями, что, мол, все благополучно, только некоторые отщепенцы отходят от генеральной линии партии и т.п.

В этом плане интересны наработки Исполкома ВКБ по созыву конференции представителей уммы Башкортостана, там есть достойное внимания. Придав подобным шагам, поиску диалога солидный статус, власть способна принять участия в поиске согласия, которые конструктивно настроенные люди из общественных, научных, культурных и предпринимательских кругов самостоятельно ищут не первый год. Опыт неформальных круглых столов уже накоплен, еще при власти Рахимова.

Именно по этому пути давно пошли в Казахстане – и в отличие от Узбекистана и России, опыт оказался весьма креативным.

И еще, мы надеемся, что гг. Пятков и Палагин найдут в себе мужество если не извиниться (на это вряд ли, они едва ли и сейчас поймут, за что), то разумно объяснить мусульманам, что их не так поняли, и разъяснят, что каждый из них хотел сказать в действительности. В соответствии с обязанностями, наложенными на них высокими государственными должностями, которые они занимают. И расскажут, что, по их мнению, можно предпринять для защиты прав мусульман в сложившейся нелегкой ситуации.

Карагай




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме

  • Изображение
  • Гость
  • 1 | 24.11.2010, 09:55 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Слишком длинная статья. Религия не настолько всех интересует, чтобы такой большой текст читать. Мусульманам и так емть о чем задуматься...



0

  • Изображение
  • Гость
  • 2 | 24.11.2010, 10:10 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
не лезьте вы туда, куда вас не просят,свиньи грязные.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 3 | 24.11.2010, 10:15 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Карагай где успел в грязи изваляться - снег ведь? Или по принципу - свинья всегда ...



0

  • Изображение
  • Гость
  • 4 | 24.11.2010, 17:05 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
ВЕРШИНА МИРА:
___ФСБ ещё раз доказала что является сейчас самой некомпетентной службой в мире - не разбирается в течениях ислама (а может даже и в христианстве).
___Так недолго наломать дров в Башкирии на пустом месте и начать бесмысленую 3-ю войну (две в Чечне).
___Не удивляюсь почему у расейских спецслужб сплошные провалы за границеё.
___Туда в 90-е пришли не профи, а менеджеры да прихватизаторы. Причём все расейцы - башкир нет.
___Значит жди пермаментных войн на територии Расеи.44



0

  • Изображение
  • Гость
  • 5 | 24.11.2010, 18:09 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Очень сомневаюсь , что г-н Бердин совершает намаз хотя-бы раз в день ... но дело даже не в этом . Очень возможно , что Палагин и Пятков плохо разбираются в Исламе . Зато они прекрасно разбираются в террористах . А плохо образованная в своей основной массе башкирская молодежь - прекрасный и послушный инструмент в руках таких вот Карагаев и Гиреев . Вместо того , что-бы озаботиться тем , как поднять общую культуру среди баш. молодежи , приобщить ее к театрам , книгам , и т.д. , отвадить ее от походов по ночным клубам , о чем уже хвастливо пишут некоторые респонденты УЖа , дескать , русских лиц там не видно ... не понимают они , что не радоваться этому надо ... Гирей , в своей обычной лицемерной манере , отстаивает , якобы , ущемленные права мусульман . Прав Таджутдин , он умный человек , он не желает раздувать и без того готовый в любую минуту разгореться тлеющий огонек " революционного Ислама " ... А г-ну Бердину - очень уютно сидеть в кабинете , и стравливать глупую молодежь , не знающую жизни , и слышащую только таких " авторитетов " , как он . Давно пора заняться этим провокатором , пора уже отвечать за свои слова и поступки .



0

  • Изображение
  • Гость
  • 6 | 24.11.2010, 18:21 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Кто прочитал полностью?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 7 | 24.11.2010, 19:02 | Автор: RINAT
    Публикации: 0 | Комментарии: 202 | Рейтинг: +54,5
Словесный понос прошиб карагая.Или он обкурился или упился или все вместе.Бред сивой кобылы.Краткость-сестра таланта а у него сплошная чушь.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 8 | 24.11.2010, 19:07 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
мышиный писк в мусорном ведре. молдежи не до ислама --уних проблема выживния-- все будет хорошо то ислам не нужен . религия --опиум народа. . если в чечне жили бы как в москве то никаких бандитов и не было бы. никому не хочется погибать в молодые годы за чужие идеи и взгляды.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 9 | 24.11.2010, 20:53 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Кто дочитал?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 10 | 24.11.2010, 20:55 | Автор: олег13
    Публикации: 0 | Комментарии: 1248 | Рейтинг: +91
Очень длинно, нудно и сбивчиво. Чувствуется, что в голове сумбур. Чего хочет автор из статьи не ясно. Толи обиды высказывает, толи мусульман призывает сплотиться. Во имя чего они должны объедениться не говорит. Короче, чушь собачья с элементами псевдонаучной терминологии. Не обижайся, автор, но одного аграрного мало.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 11 | 25.11.2010, 11:51 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Дочитал! И обнаружил что Ислам в любых его видах представляет серьёзную опасность для человечества!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 12 | 25.11.2010, 11:53 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Не хотел ничего на эту провокацию отвечать, Ислам это всегда провокация. Но бороться с Исламом нужно и от этого никуда не уйти. Так что ...

>Особенно блогосфера, которая якобы оранжерея гражданского общества Башкортостана…

Клерикалы (такие как Карагай) и Гражданское Общество это две взаимо исключающие вещи. Что очевидно. Неужели Аллаху нужны механизмы ГО для распространения Ислама?

>Дело – в поразительно лживой, безграмотной и наглой реакции некоторых представителей власти.

Дело – в поразительно лживой, безграмотной и наглой реакции некоторых представителей Ислама.

>Никого нельзя лишать права говорить глупости.

Карагай - ты прав. Нельзя, пока ты сам не вылеч^W исправишься, никто не будет тебе мешать.

>у людей просто теряется вера в нужность такой власти. (А сменять ее – нет уже ни возможности, ни альтернативы).

Карагай, ой, кажись ты тут призываешь к подрыву основ Конституции и свержению Законной Власти. Али нет? И запугиваешь Хамитова что бы он тебя лично и твою группировку пустил к Кормилу?

>иных национально озабоченных.

Иных религиозно озабоченых (это я по Справедливости)? Таких как ты, Карагай?

Продолжение ...



0

  • Изображение
  • Гость
  • 13 | 25.11.2010, 11:54 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
>Хабибуллин – суфий. Мировоззренчески это совершенно несовместимое течение в Исламе с другим мусульманским течением,

Ну во первых он не суффий, а просто хитро и лживо (что храктерно для Ислама "в *** нельзя а в *** можно", "вино нельзя а водку можно" и тд. и тп.) прикрывается риторикой о Суффизме. А во вторых - Мусульманство и Ислам это разные вещи? Выходит что так, раз тут есть взаимо разнонаправленные "течения" одной реки Муслима которые впадают в застойный океан Ислама. Как у них это получается, а?

>обычных правоверных издревле распространенного у нас ханафитского мазхаба, но взыскующих чистой Веры и поиска справедливости

Ну тут у него остервенелый в захлёб восторг на тему "издревле и повсеместно". Что заметно, там где появляется этот Ислам хоть бы он там только ещё вчера обьявился - так мгновенно оказывается что Ислам здесь был издревле и повсеместно .... Это свидетельствует о мгновенном уничтожении памяти и истории народа и его культуры и подмена на Мусльманские выдумки.

>Все сильное, смелое, пассионарное, интеллектуальное еще в нулевых ушло из башкирских националистов в Ислам. И продолжает уходить. «Уходит» потому, что признание Ислама светскими квази-националистами, наследниками комсомола, было обычно формальным, а горячие сердца требовали искренней веры и смелых поступков.

Здесь всё ясно - наци хотят РЕЗНИ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС а гос нацики хотят власти и денег а вовсе не резни. Вот и уходит молодёж к ... ээээ "Суффиям" (которых на кавказе режут режут (как баранов, а ведь они мусульмане!) да всё не вырежут так их тяжело сыскать, как сусликов в траве, особенно если никаких "сусликов" в траве и нет. И Карагай, заметь, здесь всё дело – в поразительно лживой, безграмотной и наглой реакции некоторых представителей Ислама. Короче: Ислам (такой мирный и пушитый) даёт возможность нацикам решить их "национально озабоченные" (с)Карагай; проблеммы - т.е. вырезать или истребить с помощью социального геноцида, всех "неверных". И кто же у нас неверный? Кто не исповедует "исконно древнюю" религию (состоящююю из взаимо исключающих течений ну и резни друг дружки) Башкир? Таким образом видно что Ислам лишь средство для наци в их негуманных целях, ну совсем не совместных с гражданским обществом и тп. в том числе и с Суффизмом , и из чего следует что Хабибулин лишь маскируется суффизмом точно так же как и наци лишь маскируются и используют Ислам.

Продолжение ...



0

  • Изображение
  • Гость
  • 14 | 25.11.2010, 11:55 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
>«Аскинские партизаны», конечно, выпали из джамаатов, сами решили, что джихад можно начать самим, что чудовищно неправильно и привело к трагедии.

Ах Джихад Джихад, как же мы забыли про Джихад? Ведь Ислам мирная Мировая Религия лишь на стадии подготовки и распространения к основной Цели - Всемирной Резне Неверных для установки Царствия Божи^W Ислама и Имамов на Земле. Ну разве Ислам не мирный и пушистый и злобно и неоправданно "очернёный"? А? Карагай ты сам себе не смешон? Ты же запутался в собственной лжи. И Карагай, заметь, здесь всё дело – в поразительно лживой, безграмотной и наглой реакции некоторых представителей Ислама. И ты просто рвёшься к власти, хочешь быть имамом, ты мясник Карагай, ты просто бездушный мясник.

>Здесь проблема как раз в том, что на Северо-Западе Башкортостана нет столь организованных мусульманских общин, как в столице и горной, «чисто башкирской» части республики.

Щисто башкирская - это как? Как ЭТО способствует миру и согласию между национальностями? Или ты поклонник этнических чисток арийской башкирской расы аля Валидов? Что, сокрушаешься что ещё не всех вырезали и изгнали, задушили? (после таких заявлений, наци плачут и толпами записываются в "общины")

Продолжение ...



0

  • Изображение
  • Гость
  • 15 | 25.11.2010, 11:56 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
>В Баймаке мусульманская община не совершила, а ПРЕДОТВРАТИЛА погром.

Имам сказал - "Ещё рано, ещё не вся ложь написана и не все провокации совершены, ещё рано выступать в окрытую, ведь так мы будем преждевременно разоблачены!" Имам сказал - Имам сделал!

>Например, знать, что даже сами мусульмане, даже самые ярые, боятся сомневаться вслух о принадлежности кого-либо мусульман к Исламу! – потому как последствия неверного диагноза могут быть, с их точки зрения, ужасающими для самого мусульманина. Но тем более недопустимо определять это иноверцу, да еще в официальном заявлении!

Да? А что же режете друг дружку, как ты сам поведал, на кавказе? Что же Шииты режут Сунитов и безконца взрывают в мечетях? Ты того же хочешь народу Башкирии? P.S. __сомневаться вслух__

>Есть исключения: Халифат, Израиль. Но первый как государство – пока не существует. Существовал в прошлом, неизбежен, по Исламу, в будущем, но сейчас – нет его.

Да, это наше всё - Всемирное Исламское, и после этого, разве Ислам не направлен в корне против светского общества и не ставит своей Целью его уничтожение или захват(так как ты и хочешь)?

Ты лжец Карагай. Ну да в Исламе это можно. Цель оправдывает средства, а цель это "Халифат" посредством "Джихада". Имея такие цели - разве можно не лгать непрерывно?

PS. Тот кто оскорбит меня назвав свиньёй - тот по Справедливости, сам свинья!
PPS. Ведь я же потенциальный правоверный мусульманин, меня же обращать надо, не смотря на мой сопротивление ..., а не свиньёй оскорблять.
PPPS. Ах да, я же не Башкир и меня обращать бесполезно.



0