
Слово, разящее и исцеляющее одновременно, всегда будоражило умы людей, тревожа, призывая, а во многих случаях — радуя и утешая. Известно же, что нынче, когда бездушие чиновников закрыло перед рядовым человеком двери кабинетов, когда ему становится невмоготу от тяжести проблем, когда ложь и пошлость выдаются за истину и добродетель, он все чаще идет в редакции газет. Возможно, этот человек и не является читателем данного издания, а весьма ограниченные полномочия газеты не позволят оказать ему помощь. Часто бывает, что человек нуждается в том, чтобы его выслушали, постарались понять его беду или разделили радость с ним. В нашем замкнутом, эгоистичном, расчетливом мире все меньше откровений, искреннего сопереживания, человеческого участия.
Как человек, породнившийся с печатным словом около полувека назад и поныне не собирающийся откладывать в сторону перо, в то же время как читатель, имеющий возможность знакомиться с периодической печатью, издающейся на башкирском, русском и татарском языках, совершенно свободно могу засвидетельствовать, что именно газеты остаются связующей нитью между властью и народом, прошлым и настоящим, надеждой и уверенностью. Быть может, последней, истончающейся уже нитью.
Появление в региональном приложении газеты «Труд» и в «Комсомольской правде» корреспонденций «Пресса: частный случай» и «В Башкирии продолжают тратить деньги на убыточные СМИ», говоря честно, меня даже не возмутило, только вызвало досаду. Досаду на то, что издания, не без апломба причисляющие себя к общенациональным, свои недешевые площади отвели под публикации, скажем так, шкодливого характера. Может, ребята, обладатели размашистых перьев, решили поиграть в информационную войнушку? Пик подписной кампании все-таки — борьба за каждого читателя, конкуренция. А в войне, как говаривал карфагенский полководец Ганнибал, все средства хороши для достижения победы.
Не знаю, насколько осведомлены авторы упомянутых опусов Э. Шаяхметов и М. Гареев о воззрениях того военачальника, но в глубине их мышления я засомневался серьезно. Поэтому и подискутировать-то особо не о чем. Но публикации появились, читатели смогли ознакомиться с «фундаментальными» выводами резвых авторов, и промолчать тут означало бы согласиться с их высосанной из пальца аргументацией. К тому же, напомню, русский государственный деятель, обер-прокурор Синода Константин Победоносцев еще в XIX веке по подобным поводам высказывался так: «Клеветническую статью читают все, а опровержение — никто». Хотя, разумеется, речь сегодня о каком-либо опровержении идти не может, потому что доводы вышеуказанных авторов о неразумной, на их взгляд, трате бюджетных средств на содержание убыточных изданий не дотягивают до серьезного выяснения отношений.
Помните строки великого английского поэта Джорджа Байрона: «Порою даже просто не поймешь — где искренность, где искренняя ложь?». Поэтому приходится реальное положение вещей объяснить прежде всего читателям, чтобы ложь действительно не воспринималась как вчерашняя правда.
Из-за чего все-таки сыр-бор? В центральных газетах в адрес всего медийного сообщества республики брошен упрек в напрасной трате бюджетных денег на те газеты и журналы, которые никак не могут адаптироваться к работе в новых условиях, и приводится цифра — 190 миллионов рублей. Любая сумма, куда заложены народные копейки, вызывает уважение, но представлять республиканские СМИ откровенными нахлебниками — по меньшей мере некорректно. Непонятно, откуда взята эта сумма и за какой период.
В то же время расторопные журналисты «Труда» и «Комсомолки» забыли о цифрах иного порядка: за 2009 год только налоговые отчисления редакций газет и журналов, ГУПов, подведомственных Управлению по делам печати, издательства и полиграфии при правительстве РБ, составили без малого 262 млн 650 тыс. рублей. Стоимость объема произведенной за это время продукции также сложилась немалая — 1 млрд 418 млн 326 тыс. рублей. Теперь сравните размер выделенных бюджетных средств в 2009 году — 296 миллионов. Стоит ли разговор выеденного яйца?
У радетелей бюджета хоть мало-мальски избыточная нагрузка на него должна вызывать соответствующую реакцию. Но предмет сегодняшнего разговора — не из того ряда. Тут проблема глубже и таит в себе политические мотивы. Нетрудно догадаться, что упомянутые публикации выдаются заинтересованными кругами как пробный шар перед серьезными акциями по дележу медийного пространства республики и переходу основных средств массовой информации в частные руки. Тем не менее этот рутинный в условиях рынка процесс может иметь глубинные социальные, нравственно-психологические последствия, не говоря уж о национальных интересах проживающих в Башкортостане народов. Существуют опасения, что в ходе перехода республиканских средств массовой информации к работе в конкурентной среде благую мысль о национальной и культурологической миссии ряда СМИ можно забыть.
Нельзя не согласиться с тем, что некоторые журналистские коллективы уж слишком долго и трудно вживаются в рынок. Пассивность, затянувшиеся ожидания чего-то сверху, сохранение отживших форм в организации творческой работы и распространения изданий, отсутствие четкой концепции взаимоотношений между редакциями и рекламодателями неизбежно ведут к кризису периодической печати, в том числе и финансовому. Продолжительное пребывание под государственным патронатом вымывает из менталитета журналистов черты предприимчивости и умения быстро реагировать на меняющиеся условия.
Информация была и остается одним из самых нужных товаров, и данная реальность всегда сохранит свое доминирующее значение.
Эта история высветила также опасную тенденцию, проникающую в нашу общественную жизнь. Речь идет о коммерциализации всего и вся. Когда я увидел те 190 миллионов, грешным делом подумал о несравнимых затратах на хоккейный клуб «Салават Юлаев», волейбольный клуб «Урал», создание футбольной команды «Сармат» также обойдется недешево. Не является секретом спонсирование футбольной команды ЦСКА нефтяниками Башкортостана. Как бы в глазах элитных игроков-миллионеров выглядела сумма дотации, выделенная в год на все печатные СМИ? Если государство решает поправить свои бюджетные дела за счет прибылей от школ, больниц, театров, музеев, фундаментальной науки, то производственной инфраструктуре, банковской сфере, таможне можно пребывать в состоянии летаргического сна. Ни одна страна не ориентируется на получение прибылей от литературы, искусства, образования, культуры, органической частью которых остаются газеты, журналы, книгоиздание, радио и телевидение. Ни одно уважающее себя государство не должно оставаться без трибуны, через которую будет реализовывать свои идеи. Без постоянного формирования общественного мнения государство рискует потерять свою управляемость.
И закончить свои беглые заметки хочу мыслью одного американского политика: «Никогда не бросайся грязью: ты можешь промахнуться, но твои руки останутся грязными». Стоит прислушаться.
Поступление налогов в бюджет РБ в 2009 году от редакций газет и журналов, ГУПов Управления по делам печати, издательства и полиграфии — 263 млн 649 тыс. 300 рублей.
Марсель Кутлугаллямов, публицист, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Газета «Республика Башкортостан»
Ответ «Комсомолки»: Неэффективные СМИ Башкирии проверят депутаты Курултая.
Подготовил Алексей Новиков
Информационная война? Нет, игры дилетантов
Раздел: СМИ | Просмотры: 21574 | Комментарии: 40