
Буквально одна на другой. Теперь все стройки завершены, а улицы прибрали так, что первая реакция моих коллег была “Потемкинская деревня!”. Ну, здания, конечно, не картонные, настоящие, и сделаны, вроде, с умом и, что самое главное, со вкусом. Прибирались во всех районах, мои казанские друзья рассказывают, что выйти во двор “пивка попить” стало настоящей проблемой: тут же возникает полицейская машина, а полицейские не волонтеры - улыбаться их никто не обязал. Другим нашествием сил правопорядка на гражданское общество стали регулярные облавы на дорогах. Точнее это даже не облавы - это просто регулярные остановки машин на постах с проверкой документов. Каждого остановленного водителя проверяли по базе “штрафников”, были ли у него непогашенные нарушения. Штрафовали за минимальную спешку на дороге (последний пешеход не прошел - двигаться нельзя). Машины с трещинами на лобовом стекле подлежали эвакуации со всеми сопутствующими проблемами. Вроде чего тут такого, но местным жителям с непривычки это все быстро надоело. По большому счету, сделали из Казани Сингапур со всеми его плюсами, минусами и подводными камнями.
Символ Универсиады кот Барсик (он же Уник) страшно критикуют. И я, увидев это чудо на пешеходной улице Баумана, решился сфотографироваться с ним только темным вечером, предварительно немного выпив. Но для этого мне пришлось простоять в очереди, тогда как другие достопримечательности той же улицы - фонтан с лягушками или памятник обленившемуся Коту Казанскому - были совершенно доступны. Зато на следующий день в деревне Универсиады меня и моих коллег приятно поразил этот же символ, но живой. То есть костюм из шерсти с человеком внутри. Умилительное совершенно существо, ненавязчиво пристававшее ко всем и постоянно гонимое организаторами. Человек внутри сильно расстроился, когда ему не дали подойти посмотреть на премьер-министра Дмитрия Медведева, приехавшего инспектировать деревню. Собственно, только ради того, чтобы как-то продемонстрировать эту несправедливость, я и написал весь этот абзац.
О волонтерах.
В Казани сейчас это культ, но культ, связанный, безусловно с Универсиадой. Если выйти вечером побродить, то постоянно натыкаешься на молодых людей с бейджиком, украшенным заглавными буквами ORG. Это носится на животе, подчеркнуто демонстративно. Сначала о позитивном моменте. Это смесь инфантильности, здоровой энергии и слезоточивого романтизма, которая в общей массе отдает не меньше, чем получает от стадиона.
Одновременно это действительно бескорыстная помощь людям, без вымученных улыбок, с невероятной усталостью, полагаю, но без ее проявления.
Зачем это им надо, я, честно говоря, не знаю, наверное, ту же энергию они могли вложить во что-то иное, полезное непосредственно им. Но у части людей выбора не было: желание стать волонтером подкреплялось разнарядками по вузам о необходимости привлечь тысячи студентов, об этом, во всяком случае, говорят сами учащиеся (я общался с такими). На хороших студентов действовали убеждениями (просили, говорили о положении, о необходимости помочь или заманивали возможностью попасть на церемонии), на нерадивых - угрозами (трудностями с пересдачами или непрощением других учебных долгов). На видеооткрытке волонтеры жаловались только на жару. Для части старания окупились в день закрытия - еще до прямой трансляции они продефилировали по стадиону точно, как участники соревнований, и заняли “стоячие” места в “фан-зоне”, то есть непосредственно у сцены. Кто-то пританцовывал, кто-то гордо вышагивал, но никто не волочился, выглядели они довольными. Правда, и во время самой церемонии им приходилось работать. Волонтеры знали программу закрытия и, несмотря на старания известной телеведущей Яны Чуриковой разучить со зрителями сценарий шоу, именно на волонтеров возлагалась задача подсказать, когда какой фонарик нужно включать и какие движения следует делать во время исполнения заключительного номера церемонии закрытия Универсиады.
Об Универсиаде.
“Целую первый ряд - всех!” - заявил министр спорта Виталий Мутко всему первому ряду, предварительно окинув его взглядом и убедившись, что на нем сидят исключительно девушки. “Всем, кого поцеловали, сразу заслуженного!” - советует тут же президент Татарстана Рустэм Минниханов, оставив второй, третий и последующий ряды с двухметровыми баскетболистами без шансов на мастера спорта или хотя бы на скупое министерское одобрение.
Это было на встрече со спортсменами в аллее в деревне Универсиады. Уважение к ним у чиновников подчеркнутое, хотя на тему сотни золотых медалей не воздерживаются от шутки и некоторые из “пиджаков” (правда, анонимно). Дмитрий Медведев похвалил столовую, благодаря которой спортсмены в деревне стали набирать вес (на ошеломляющем результате, правда, это не сказалось, да и иностранных спортсменов вроде кормили тем же). На выбор разные кухни: азиатская, средиземноморская, вегетарианская, халяль, русская и татарская. О деревне подробно рассказывает, кстати Фарид Абдулганиев, который стал ее мэром.
Ну и о самом шоу много рассказывать, наверное, не надо. Я смотрел какую-то часть по youtube, она и правда грандиозна (в том, что это не халтура было понятно и по открытию). Вживую - не менее хорошо. Но особенно мне понравилось то, что авторы не побоялись оформить выход спортсменов под drum’n’bass ремиксы “Времени вперед!” и “Щелкунчика”, музыкальные выступления были прекрасными и подобраны изящно. Группа “Мумий Тролль”, мною уважаемая, правда, почему-то использовала в качестве видео на экранах свою версию клипа “Teardrop” у Massive Attack. Может, в этом был какой-то замысел, который я не раскусил, тем более, что Сергей Лазарев, Эльмира Калимуллина, Нюша и Тимур Родригез незадолго до представили свой кавер на популярный в молодежных кругах сингл группы Fun. - “We Are Young” (исполненный, кстати, достойно). Технические косяки я здесь пересказывать не буду, но вот содержательный был у группы “Серебро”. Битый час Яна Чурикова, вымокая под дождем, убеждала зрителей на трибунах начать целоваться, когда камера схватит их пару. Эта затея реализовывалась очень тяжело, но постепенно люди все-таки стали проникаться, и только мужские компании немного нервничали, что камера случайно, по ошибке, поймает их и нужно будет как-то выкручиваться. На деле же стало темно и когда Kiss Cam цепляла даже устоявшиеся семейные пары, те просто не опознавали себя на экранах и не знали, что именно сейчас на весь мир не показывают именно их поцелуй.
Алексей Соломин, Эхо Москвы
Оригинал публикации
О казанской Универсиаде
Раздел: Политика | Просмотры: 25666 | Комментарии: 34