Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   39313    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   20847    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   38744    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   19403    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   36453    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   25727    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   19641    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   37027    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   14572    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   19900    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Стезя духовная

0



Наступил Успенский пост. Он завершится 28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы, а этому празднику и Светлому образу Девы Марии в Уфе был посвящён храм. Если Вы окажетесь на улице Коммунистической, ниже перекрестка с Цюрупой, по левой, нечётной стороне увидите внушительный дом необычной для нашего города архитектуры. Перед построенным для коммунистической номенклатуры особняком можно видеть полукруглую площадку, как будто специально предназначенную для «членовозов» живших тут вождей пролетариата и крестьянства. Но площадочка значительно старше обиталища партхозактива.

Стезя духовная


На месте этого дома стояла Успенская церковь, одна из самых известных и богатых в Уфе. Этой полукруглой стоянке почти двести лет. Видимо, её специально спланировали, чтобы было где «парковать» экипажи или сани с гробом перед отправкой на кладбище после отпевания. В округе жил самый разный люд – богатые купцы и краеведы, ремесленники и военные, и долгие годы служил в Успенском храме священник Виктор Стефанович Константиновский (1868 – 1937). Он здесь и родился в семье настоятеля храма Стефана Яковлевича Константиновского, служил тут же с 1894 года, сюда в начале 1930-х годов, наверняка, приходил посмотреть как разбирают его храм, очевидно, эти родные места вспоминал перед расстрелом в уфимской тюрьме, как самое дорогое в жизни.

И специально под Успенский пост на сайте «Роднов и его друзья» размещена новая книга – Константиновский В.С. Стезя духовная: сочинения уфимского священника В.С. Константиновского / Составители Ю.М. Абсалямов, М.И. Роднов / Отв. ред. Ю.Н. Сергеев. Уфа, 2013. 180 страниц. Полный текст, читайте, скачивайте, бесплатно (файл «Константиновский»).

Сейчас уже и не вспомнить, как мы «вышли» на творчество отца Виктора. Но с изумлением обнаружили, что рядовой уфимский священник, оказывается, был автором многочисленных статей и даже трёх книжек. Сейчас это библиографическая редкость, мы с Юлаем Маратовичем обследовали несколько архивов и библиотек России, но даже после долгого поиска не нашли часть его работ.

Читатель познакомится как с религиозным творчеством отца Виктора, так и с большой и единственной в своём роде работой – историей Успенской церковно-приходской школы, которая находилась недалеко от храма. Это единственная история простой, обычной школы с рассказом о педагогическом процессе, всех учителях, достижениях училища.

Виктор Константиновский был энергичной личностью с чёткими убеждениями, это проявилось в лихие 1920-е годы, когда ему предложили подготовить небольшую книжку против епископа Андрея (Ухтомского), последнего дореволюционного епископа Уфимского и Мензелинского. И в 1926 году в Уфе в издательстве «Октябрьский натиск» (ныне полиграфкомбинат) вышла брошюра В. Константиновского «Православие и епископ Андрей, бывший князь Ухтомский». Советская цензура, наверняка, рассчитывала этой книжкой посеять ещё больщую вражду между верующими, но опытный проповедник, автор многих статей и книг, о. Виктор сумел, прикрываясь богословскими иносказаниями, донести до читателя страстный призыв сплотиться вокруг церкви против бесстыжего и безбожного государства.

У этой книги оказалась очень непростая судьба. Изданная официально огромным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров, затем она исчезла из всех уфимских библиотек. Власти спохватились, видимо, кому-то из коммунистических цензоров сильно за эту книжку настучали по «репе», и работу В. Константиновского изъяли. Но и в наши дни она не вызывала интереса у любителей церковной истории, потому что здесь даётся жёсткая критика епископа Андрея (Ухтомского), который в местном историко-краеведческом сообществе стал восприниматься как особо чтимый православный персонаж.

О его фигуре читатель найдёт много самых разных и взаимоисключающих оценок в Интернете и даже сможет заказать книжку. Недавно (в 2011 г.) директор ассоциации «Гишрей Тарбут» («Мосты культуры») Михаил Гринберг под псевдонимом М.Л. Зеленогорский переиздал свою монографию (первый раз она вышла в свет в 1991 г.) «Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского)». Автор, что естественно, хотя сам, как следует из его биографии, придерживается иных религиозных ценностей, создал исключительно светлый образ епископа Андрея – борца с советским тоталитаризмом и церковным мракобесием.

Должен признаться, что я сам тоже внёс лепту в создание сего светлого образа, когда в начале 1990-х годов организовал в нашем краеведческом музее выставку по церковной истории, где личность епископа Андрея была одной из ключевых. Были ли ещё подобные выставки с тех пор, я не ведаю, но успех тогда был грандиозный. А краеведы нашли несколько воспоминаний уфимцев о епископе, естественно, тоже самых добрых…

Тут надо отметить нашу региональную специфику, резко отличающую Башкирию и Уфу от почти всех окружающих регионов. Когда в 1990-е годы изучение истории православной церкви перестало быть табу, многие преподаватели вузов и институтов взялись за эту тему. В соседних областях сложилась уже обширная светская литература по истории местных епархий, помимо активной деятельности самой РПЦ. Но у нас, в силу национальной специфики и соответственно кадрового состава историков, особого интереса к истории православной церкви нет. Есть единственный светский историк из Бирска кандидат наук Юрий Николаевич Сергеев, который редактировал нашу книжку, да ещё полдюжины (не преувеличил?) церковных краеведов, с разной степенью активности занимающихся исследованием истории церкви.

На таком фоне и сложился в Уфе светлый образ епископа Андрея. Он прибыл в Уфу в конце 1913 года, через полгода началась Первая мировая, затем грянула революция. Времени что-либо свершить у него просто не было. Зато в 1917 году он создаёт в Уфе правомонархическую партию – «Союз православных приходов города Уфы», очень успешно выступавший на выборах. Это был редкий случай деятельности православной политической партии по образу католических партий Германии и Италии. Затем владыка Андрей сотрудничал с Колчаком. В общем нормальная, безупречная, можно сказать, биография достойного пастыря РПЦ. Уфимские краеведы на этом периоде и делают акцент.

Однако в 1920-е годы ситуация изменилась. Официальная русская православная церковь распалась, возникло несколько центров управления, которые соперничали друг с другом при бесовском участии большевиков. И наш персонаж не удержался от искушений, он вступает в резкую конфронтацию с советской властью и сотрудничавшим с ней епископатом, переходит в старообрядчество (белокриницкого толка), те, правда, потом его выгнали. Андрей мечтает объединить официальную (никонианскую) православную церковь со старообрядцами, причём, во главе должен стоять конечно он сам.

Закончилась вся эта история созданием собственной церкви, так называемый андреевский раскол, а епископ Андрей считается одним из основателей катакомбной православной церкви, аморфного до сих пор течения православных священников, протестующих против верховной религиозной власти.

В начале 1920-х годов православные храмы Уфы раскололись, священники и прихожане присоединялись то к одному течению, то к другому. Мятежный епископ Андрей базировался в поныне существующей Симеоновской церкви. Зато Успенский храм во главе с отцом Виктором непоколебимо стоял на позициях борьбы с новоявленными раскольниками, за митрополита Сергия (будущий первый советский патриарх, родоначальник современной РПЦ), за единство православной церкви. Аргументы отца Виктора в книжке. Видимо, не случайно уфимский епископ Иоанн (Поярков) поручил ему написать обличение против сбившегося с пути истинного епископа Андрея.

Интересно само противостояние двух храмов. Симеоновская – это церковь железнодорожников Северной слободы, рабочей окраины. Паству составляли пролетарские жёны и подруги большевиков, эсеров, монархистов, боевиков, основателей первого совета. И, с моей точки зрения, как и мужья, они все вопросы решали просто – голосованием, по-народному, создаём свою церковь – кто за?, против?, воздержавшиеся есть? А Успенский – это храм среднего класса, образованного в том числе и в религии. Богословские вопросы решает только священник, мирским людям нельзя влезать в церковные дела. Он с Богом общается, не мы.

Сейчас просто говорить, зная результаты, оба – и епископ Андрей, и протоиерей Виктор сгинули в жерновах кровавого сталинского режима. Не суди, да не судим будешь – звучит апостольская заповедь. Однако, всё-таки порассуждаем.

Хотя современная РПЦ уделяет очень большое внимание изучению своей истории в XX веке, события тех десятилетий во многом остаются белым пятном.

И архивы не открыты, и сами историки и церковники осторожничают. В борьбе за единство церкви митрополит Сергий (Страгородский), которого Сталин в 1943 году утвердит патриархом РПЦ, давно и безусловно шёл на сотрудничество с советской властью и, высказываются подозрения, в борьбе с противниками использовал аппарат этой самой власти. Тяжкий грех брал он на себя. Но ради единства, ради сохранения РПЦ.

И Сергий, и уфимский епископ Иоанн, и многие другие не просто следовали библейской заповеди – Богу богово, а кесарю…, что сотрудничать нужно с любой утвердившейся светской властью. Они понимали, что в условиях чудовищного натиска безбожной коммунистической власти выжить, устоять можно только вместе, в единстве, только так по силам организовать хоть какое-то противодействие новой коммунистической религии. Да, я тоже считаю, что коммунисты никогда и не были атеистами, коммунизм – это новая религиозная система, стремившаяся уничтожать старые, как всегда и происходило в истории. Только попытка не удалась.

И эта самая история подтвердила правоту стратегии владыки Сергия. Сохранившая единство РПЦ буквально в считанные два десятилетия, миг по историческим меркам, встала на ноги. А вот российский ислам – нет. Если бы не поддержка верховной власти, православной в основе, всякие там ваххабиты давно бы задавили традиционный ислам России, как раз лишённый настоящего единства. А ведь за последние двадцать лет на Россию православную тоже обрушился поток миссионеров с Запада, кто только не болтался на уфимских улицах, вплоть до мормонов. Тоже миллиарды долларов, наверняка, текли рекой и что? Каковы результаты? Микроскопическая часть исторически православного населения оказалась в сетях всех этиих иеговистов, микроскопическая. Полный провал «тлетворного влияния Запада». А традиционный ислам из последних сил отбивается…

Любопытны аналогии со старообрядчеством. С наступлением советской эпохи они тоже сплотились вокруг своих центров. В 1923 году в Саратове оставшиеся независимые старообрядческие общины создают свою церковь, современная Древлеправославная (действуют храмы в Стерлитамаке и Усень-Ивановском). Если в XIX веке возникло немало новых старообрядческих согласий, то в XX веке практически ни одного. И сейчас все три старообрядческие церкви и ведущие согласия сохраняют крепкую структуру.

А в 1920-е годы епископ Андрей (Ухтомский) звал паству… к гибели. Его жёсткая конфронтация с советской властью, которая, кстати, тоже никогда не была однородной, стремление уйти в подполье означали бы только одно… смерть православия в России. Но на перекор гибельному пути епископа Андрея, охваченного круговертью революционных потрясений и утратившего понимание реальности, встал простой уфимский священник Виктор Константиновский. Своей жизнью, делами и кровью эти непреклонные отцы из былых времён сохранили наши традиции, нашу связь времён.

Роднов Михаил Игоревич, доктор исторических наук








Связанные темы и персоны