Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Исторические картинки. ...

Каждый, кто интересуется историей нашей славной Уфы, знает воспоминания Михаила ...
  4.12.2016   278   55

Криминальная Уфа. Убийца ...

Идеальным решением всех проблем для убийцы было бы открытия способа полного ...
  4.12.2016   473   7

Криминальная Уфа. Убийца ...

Идеальным решением всех проблем для убийцы было бы открытия способа полного ...
  4.12.2016   180   4

Заделался хакером? ...

Места у власти должны занимать умные и талантливые люди, иначе ничего хорошего ...
  3.12.2016   1230   29

Башкирские яблочники ...

Конституция РФ на бумаге декларирует демократическое, правовое, социальное, ...
  3.12.2016   450   19

Учителя сошли с ума: ...

Младшеклассников в Оренбурге учительница заставила писать письма своим отцам на ...
  3.12.2016   1099   50

Борьба с прогрессом: ...

Россия и Китай активно сотрудничают в области контроля над интернетом. Россия ...
  3.12.2016   474   19

«Особая ответственность» ...

В день 15-летия «Единой России» президент России Владимир Путин говорил об ...
  3.12.2016   429   16

Стыд и позор: Башкирские ...

Такого стыда за республику я давно не испытывала. Но Едросы, представляющие в ...
  2.12.2016   7592   46

Хамитов: Башкирия не ...

Глава РБ Рустэм Хамитов сообщил «Интерфаксу», что Башкирия не воспользуется ...
  2.12.2016   1238   30

Темы и персоны
Архив публикаций
Декабрь 2016 (20)
Ноябрь 2016 (164)
Октябрь 2016 (183)
Сентябрь 2016 (173)
Август 2016 (153)
Июль 2016 (156)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

О религии после атеизма

0


Когда в обществе воцаряется убеждение, что вокруг все лишено смысла — экономического, эстетического, этического, то духовное и душевное исподволь набирает силу. И религия как высшее проявление духа становится последним оплотом для далеких от церкви людей. Социологические опросы показывают резкий рост религиозности в России. Но может ли религия, прошедшая долгую полосу гонений и отрицания, возродиться в традиционных формах? Чем опасен поспешный переход от воинствующего атеизма к господствующей роли церкви? Как современная наука доказывает существование Бога? Почему рeлигия взята на вооружение политиками и националистами? Об этом говорим с известным культурологом Михаилом ЭПШТЕЙНОМ, чья книга «Религия после атеизма. Новые возможности теологии», только что вышедшая в «АСТ-пресс», уже стала предметом горячей полемики.

О религии после атеизма


— По новым данным социологов, в России лишь 13% атеистов. Вам верится?

— Во всяком случае, опрос, проведенный Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) летом 2012 г., взял необычайно большую выборку — 57 тысяч респондентов против обычных полутора тысяч. Кстати, это резко понизило численность православных. Раньше считалось, что их процентов 70—80, а оказалось — 41%, 58,5 миллиона. Вторая по численности группа, 25%, 36 миллионов, — верующие без вероисповедания. 6,5% мусульман; 4% экуменистов, т.е. внеконфессиональных христиан, дальше идут доли 1 процент и меньше: католики, протестанты, буддисты, стa-pooб-pядцы, язычники… Самая неожиданная и интересная — вторая группа: в Бога они верят, но к конкретной религии себя не относят. В моей книге это называется «бедная вера».

— Что это значит?

— В конце 1970-х — начале 1980-х гг. все больше людей уходило от атеизма, но не все присоединялись к определенным религиям. Понятие «бедная вера» сформировалось в 1982 году по a-нaлогии с «бедным театром» Ежи Гротовского. В этом театре не было ни сцены, ни костюмов, ни масок, ни бутафории — актеры просто жили на пределе своей человечности и вовлекали в процесс зрителей. Они не перевоплощались, а как бы развоплощались. У бедной веры тоже нет ничего, кроме прямого предстояния Богу. Ни храмов, ни oб-pядов, ни догм, только обращенность к Богу здесь и сейчас, один на один. «Бедный» звучит не пренебрежительно; вообще это слово в религиозном контексте имеет положительную коннотацию. «Блаженны нищие во имя духа». И слово «бедный» этимологически родственно латинскому fides, «верa». Связь такая: «Быть бедным, неимущим — приносить жертву — верить в Бога».

— Вы называете наше общество пост­атеистическим. Вы верите, что в нем происходит религиозное возрождение?

— Возрождение религиозного сознания началось в 1970-е годы. Не только возрождение, но и массовое зарождение нового, надконфессионального сознания — впервые в российской, а может быть, и всемирной истории. Опыт советского атеизма, беспощадный для всех, выдвинул категорию «верующий», которая поначалу воспринималась как идеологически порочная, а потом стала наполняться собственным положительным смыслом. Не «православный», не «католик», не «мусульманин», а просто верующий.

— Не так ли было еще у Льва Толстого?

— У Толстого поиск надконфессиональной веры сочетался с резкой критикой конфессий, прежде всего православия, как суеверия, как язычества, как идолопоклонства. Это один тип надконфессиональности.

Другой — универсализм Даниила Андреева, чья книга «Роза мира» была чрезвычайно популярна в позднесоветские и постсоветские годы. Перспектива объединения всех существующих конфессий в «Розу мира», где все церкви выступают как лепестки «интер-религии».

Есть путь к надконфессиональному изнутри конкретной конфессии — путь, скажем, Александра Меня. Он в православии пытался подчеркнуть его универсалистские, экуменические аспекты, что вызвало ярость многих его со-верников и, возможно, привело к гибели этого великого исповедника и проповедника

Есть, условно говоря, путь мыслителя Григория Померанца: экзистенциальное соприкосновение с разными религиозными традициями и по-пытка построить надконфессиональное через сoп-epеживание их духовному опыту. «Бедная вера», пожалуй, ближе всего к этому варианту.

— Может быть, бедная религия просто проявляет потребность веры? Для кого-то свята была вера в Пушкина, а для кого-то — в Сталина.

— Естественно, у человека есть потребность веры. Но она часто переходит в своего рода фетишизм. Культовые умонастроения 1970-х — начала 1980-х я постарался представить в книге «Новое сектантство». Там описаны и пушкинианцы, и кровосвятцы, и доброверы, и домовитяне, и пищесвятцы, и прочие представители этой обмирщенной религиозности, переходящей в oб-pядоверие. «Опредмеченная вера», перенесенная на вещи, идеи или людей, — это суеверие. Борьба веры с суеверием во многом и определяет духовную историю человечества.

— Но и сейчас религия для многих сводится к oб-pядам по праздникам.

— Это и есть форма идолопоклонства, когда вера в живого Бога подменяется верой в oб-pяд. Критика такого фарисейства, убиения духа буквой, — в Евангелии, а также в Талмуде: «Суббота должна служить вам, а не вы субботе». Главными противниками Иисуса были не атеисты, а фарисеи, считавшие себя праведниками, исполнявшие каждую букву закона. Именно их он и обличал прежде всего. Но фарисейство, увы, возрождается на почве любой религии, в том числе и христианства.

— Истинная вера — именно бедная, внеконфессиональная, а любая конфессия скорее уводит от Бога?

— Нет, это толстовская точка зрения, которая мне совершенно чужда. Внутри каждой конфессии есть глубинное ядро веры, которое никакое фарисейство и oб-pядоверие не в силах извратить. Можно принадлежать какой-то церкви и в то же время выходить за ее пределы, вступать иногда в трагические отношения со своей конфессиональной принадлежностью. Верующий может проходить в своей жизни через разные этапы внутреннего воцерковления и расцерковления. Скажем, православный интеллигент чувствует, что не может перепрыгнуть через свое историческое и культурное наследие; и в то же время ему трудно оставаться в этих конфессиональных стенах, тем более учитывая фундаменталистские устремления церковной иерархии, растущий клерикализм. Возникает противоречие между конфессией и надконфессиональным сознанием, или, в терминах Карла Барта, между религией и верой. Крупнейший теолог XX века Карл Барт писал, что религия, как система доктрин и ри-туaлов, имеет право на существование только тогда, когда она постоянно отвергает саму себя. Вместо этого она укрепляет свои стены, золотит свои храмы — да и хоромы своих иерархов. Сейчас борьба между верой и религией составляет душевное напряжение очень многих людей.

— Тем более что православие взято на вооружение как средство борьбы со всяким инакомыслием. Что в православии позволяет его таким образом использовать?

— Православие исторически связано с национальным государством. У православных нет такого всемирного, наднационального, надгосударственного центра, как Ватикан. Соотнесенность церковной иерархии с национальной государственностью очень акцентирована. В 1970-е годы были надежды на то, что в постатеистической России из трагической истории гонимой церкви будет извлечен урок. В СССР церковь подчинилась государству лишь под пытками и выстрадала свою веру тысячами новомучеников. Думалось, что в свободной стране уния с государством будет церковью отринута. Не произошло.

— Церковь все больше стремится к слиянию с государством и даже подчинению его, к проникновению в систему образования, диктa-ту оценок в искусстве.

— Это печально для многих мыслящих верующих. Современная РПЦ в лице своих «религархов» отождествляет себя с правящим режимом. И если он рухнет, это не сможет не отозваться болезненно на судьбе церкви, как произошло и в 1917 г. Рухнула монархия — а вместе с ней и церковь, которая пела ей осанну и служила ей духовной опорой. Но у монархии все-таки были глубокие, многовековые корни в России, а что побуждает церковь идти на столь тесное сближение с постсоветской автократией и клептократией? Значит, уроки из истории не были извлечены.

— Российская государственность выстроена на христианских ценностях?

— «Государство, выстроенное на христианских ценностях» — это оксюморон. В Евангелии сказано: «Кесарю кесарево, а Богу Богово». Если государство превращается в церковь или церковь в государство — это уже Великий Инквизитор. Понятно, что восточное христианство несет на себе тяжесть определенных исторических традиций и что в России государство иг-paло другую роль, чем на Западе. Оно имело монополию на все, в том числе и на церковь. Настоящая секуляризация, т.е. отделение церкви от государства, Богова от кесарева, — так и не состоялась в России.

— Тогда, может, и не предъявлять требования к церкви: быть независимой?

— Еще Белинский в письме Гоголю напоминал, что в Европе многие борцы за свободу — пламенные верующие. Вера и вдохновляет их на противостояние неправедной власти. А в России чем больше религиозного пыла, тем охотнее кадят фимиам государству. То, что религархия, т.е. церковная «вертикаль», не сумела, не захотела занять дистa-нцию по отношению к государству, — может вызвать исход из РПЦ людей, осознающих неизбежность конца данного политического режима. Трудно не согласиться с А. Кураевым: «Каждый раз наш епископат становится плечом к плечу с чиновниками с большими погонами и толстыми кошельками, не замечая реальной боли маленьких людей! И это становится системой». Церковь отчуждает от себя людей, желающих видеть в ней духовную силу и милосердие, а не угождение властям предержащим.

— Вы верите, что Путин — верующий?

— Вполне допускаю. Возможно, и в Думе есть верующие, и среди начальников-религархов их немало. Но с чем вера может соединяться? По-своему верующим и даже страдающим во благо людей был Великий Инквизитор у Достоевского. Судя по нынешней политике, которая все больше разжигает в обществе агрессию, натравливает сильных на слабых, поощряет злобу и нетерпимость, — такая вера близка «святобесию». Человек, считая, что борется с бесами, сам впадает в бесовское одержание. Как говорил Григорий Померанц, демон — это ангел с пеной, закипающей на губах. Святобесие, святозлобие — хорошо знa-кoмое нам по русской истории явление. Показателен случай с Pussy Riot. Истово верующие, с пеной на губах, ради защиты того, что им представляется священным, — готовы сажать и казнить. Агрессия ищет излияния и находит благовидный предлог именно в святыне. «Почему вы так пламенно выступаете против американцев, европейцев, евреев, кавказцев, католиков, либералов, волонтеров, академиков, оппозиционеров, иностранных спонсоров, сексуальных меньшинств?» — «А мы за Бога!» Так истерически взвинченная вера становится орудием ненависти.

— Как может культ успеха и силы, возникший в стране, уживаться с религией, в которой блаженны нищие и кроткие? Уход в абстрактную веру связан с желанием обойти противоречие?

— Обойти его нетрудно, и оставаясь в церкви, и даже на самом верху иерархии. Официальный представитель патриархата по связям с обществом не раз объяснял, зачем РПЦ нужна роскошь и почему священнослужители имеют право носить дорогие вещи: чтобы «отражать общественный престиж Церкви». Для многих верующих такая установка на обогащение расходится с сущностью христианства. Разочарование в симбиозе церкви и коррумпированной власти может еще дальше подтолкнуть общество к «бедной вере».

— Вы считаете, что это увеличит число ее приверженцев, а не число атеистов?

— Возможно, и число атеистов. Но вы сами сказали, что у души есть потребность веры, и если мы испытываем разочарование в политически конформистских и коммерчески успешных формах поп-религии, то естественно перенести веру на самого Творца, а не отрекаться от нее. Хотя возможна и такая реакция: «Ах, раз вы учители веры, предаете ее и поклоняетесь маммоне, т.е. богатству, тогда и я верить в Бога не буду». Такой ход к безверию возможен, но он мало мотивирован.

Для большинства современников вопрос стоит не так: верить или не верить. Вопрос стоит: верить церковно или внецерковно, oб-pядово или внеoб-pядово. Эта трещина порой проходит через человеческое сердце как личная драма воцерковления — расцерковления. Есть время собирать и время разбрасывать камни — в том числе камни храмов в своей душе. И история человечества, как и история каждой души, — это не только борьба веры с неверием, но и борьба веры с организованной, порой огосударствленной религией.

— Но в мире ведется столько войн за утверждение «своей» веры.

— В том-то и дело, что по мере разжигания религиозного фанатизма, ведущего к локальным и глобальным войнам, все очевиднее становится необходимость движения к надконфессиональному сознанию. Узкий конфессионализм в своих агрессивных проявлениях сам себя разоблачает. Потому и значимость «бедной веры» растет как путь к межконфессиональному пониманию и единству. В России есть опыт атеизма, то есть равного отрицания всех вер, а значит, и возможность равного их приятия.

— На фоне происходящего в Турции, Египте говорить о том, что люди идут к единой вере, — довольно сложно.

— Политики, националисты все больше прибегают к религиозным аргументам. Это, по сути, не религия, а религиозная идеология, которая использует религию для решения своих политических задач. Специфика постсекулярного века — поляризация двух этих векторов: к столкновению разных религий — и к надконфессиональной вере. Религия приобретает новую значимость и как орудие политической борьбы, и как путь нового духовного объединения мира.

— Почему религия — удобное орудие политической борьбы?

— Мир вошел в эпo-xy относительного материального благополучия, и разжигать людей классовой враждой — уже не удается. Приходится апеллировать к высшим ценностям, поскольку главная движущая сила людей — это дух. Поэтому на вере удобно строить политические схемы, цель которых — завоевывать мир.

— Религиозные битвы идут даже в школах: кто-то отказывается признавать Дарвина, а кто-то шестой день творения.

— Современная наука в гораздо большей степени, чем наука XIX века, располагает к вере в сотворение мира и бессмертие души. Согласно антропному принципу в космологии, все физические постоянные во Вселенной, вплоть до миллиардных долей, ровно таковы, чтобы в ней мог возникнуть человек, наблюдатель. В науке возрождается телеологический аргумент: природа обнаруживает такой высокий уровень упорядоченности и целесообразности, который заставляет предположить разумную деятельность Создателя. Еще Эйнштейн восхищался «безграничной разумностью», проявляющейся в деталях картины мира, и называл это восхищение основой религии. Это отличает современную науку от позитивистской науки середины XIX века.

— Слово «разум» — синоним Бога?

— В данном случае — это синоним того разумного порядка, который наука обнаруживает в основании физического мироустройства. Тогда возникает вопрос: «Чей это разум?» Личность — самое сложное, глубокое и творческое из всего, что мы знаем, потому и разумно предположить, что в основании всего лежит не просто закон или формула, а Личность, то разумное и творческое начало, благодаря которому мы не только объекты физического мира, но и субъекты мира психического и нравственного. Где-то в недрах мироздания должен быть источник тех ментальных и духовных состояний, которые мы обнаруживаем в себе. Физические и химические сведения о мозге человека не дают представления о качестве его внутренних переживаний, о том, что значит «любить» или «страдать», а значит, сознание не может быть редуцировано к мозгу, субъективное — к объективному. Об этом — новая книга крупного американского философа Томаса Нагеля «Ум и космос: почему материалистическая неодарвинистская концепция природы почти наверняка является ложной» (2012). Царство Божие нельзя найти вовне, оно внутри нас, и само наличие в нас внутреннего, ментального есть свидетельство о нем. Типический аргумент позитивиста: «Я вижу прохождение электрического тока и могу зафиксировать его приборами. А как зафиксировать Бога или его эманации?» Вслушайтесь, вcмo-тpитесь в себя. Любовь, тревога, надежда, сострадание, совесть… Это и есть Его прохождение через нас, не менее достоверное, чем тока через провод.

— А вот знаменитый биолог Ричард Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» доказывает отсутствие Творца и определяет религиозные убеждения как иллюзию…

— Это так называемый «новый атеизм», который с 2006 года поднял бурю полемики в научной и околонаучной среде. Философски он очень наивен и архаичен, утверждая, что наука развеивает религиозный дурман. Такой вульгарный взгляд тоже, конечно, имеет хождение, в том числе среди ученых. Но этому противостоит объективный смысл современной науки. Например, жизнь с точки зрения генетики — это не «способ существования белковых тел», как считал материалист Энгельс, а способ передачи информации, особым образом организованный язык. Причем информация — первопринцип не только живой материи, но и Вселенной в целом. «В начале был бит», — заявляет физик фон Байер в книге «Информация: новый язык науки», явно отсылая к евангельскому «В начале было Слово». О Вселенной как о гигантском компьютере, где каждая частица и атом выполняют работу вычисления, — и недавно вышедшая на русском книга американского ученого-электронщика Сета Ллойда «Программируя Вселенную».

Все это противостоит пещерному материализму и позволяет говорить об органической связи научного и религиозного мировоззрения. Так было от Пифагора, для которого математика и религия были двумя аспектами миропознания, до физика-богослова Ньютона и Эйнштейна, говорившего, что наука без религии хрома, а религия без науки слепа. Большая наука вдохновляется большой метафизикой, представлением о том, что мы можем не просто описать окружающий мир, но и что-то в нем объяснить. Это объяснение приводит к выводам о разумности того, что познаем. И о родственности высшему разуму нашего разума. Сейчас мы с физиками Алексеем Цвеликом и Алексеем Буровым, работающими в крупных американских лабораториях, создаем проблемную группу «Наука и религия».

— Хотите упрочить взаимопонимание между верой и наукой?

— Именно. И для выработки внутренней позиции у верующих ученых и для артикуляции этой позиции в обществе. Это актуальная, в том числе и для Запада, задача. Там тоже вражда между эволюционистами-дарвинистами и библейскими креационистами достигает такого накала, что, с одной стороны, запрещается изучение Дарвина в некоторых школах, а с другой стороны — ученых, делающих малейшую уступку креационизму, просто изгоняют из университетов. В этой войне надо наконец найти компромисс, вернее, общий горизонт. Речь идет о выработке интегрального миросозерцания, где религиозный и научный подходы будут взаимодействовать. Тейяр де Шарден, великий палеонтолог, антрополог и католик, члe-н иезуитского ордена, разработавший христианскую концепцию ноосферы, — пример такого научно-религиозного дискурса. Или Франк Типлер, крупнейший американский физик, который пишет книги с большим математическим аппаратом, где обосновывает религиозное, эсхатологическое видение мира («Физика бессмертия», «Физика христианства»).

— Какой бы аргумент бытия Бога вы привели?

— У меня в книге есть глава «Научно-технический аргумент бытия Бога». Мы постепенно учимся создавать виртуальные миры, почти неотличимые от «реального» и воздействующие на все органы чувств, — тем больше оснований полагать, что и окружающий нас мир тоже создан. Чем выше наше техническое могущество, наша способность создавать искусственный разум — тем больше мы можем постигать созданность нашего мироздания и нас самих. Развитие науки и техники работает не против, а за ту гипo-тeзу, что мир сотворен. Творец — не предмет естественных наук, а условие нашей внутренней жизни, нашей субъектности — и сам Сверхсубъект. Но и с точки зрения современной науки существование Бога вероятнее, чем с точки зрения как донаучного, так и позитивистского мировоззрения. Как дикарю объяснить, что все волосы на голове человека сочтены? А человек, работающий с компьютером и флешкой, понимает, что в ми-нимуме вещества может заключаться энциклопедия всех знаний; что можно переписать информацию с одного диска на другой, потом выбросить диск, а информацию сохранить. Такому человеку легче поверить в бессмертие души. Век электронных коммуникаций постоянно напоминает нам: материальная форма существования не является единственной. И это не может не сказываться на дальнейшем росте и усложнении религиозного сознания.

Ольга Тимофеева, НГ
Оригинал публикации




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме

  • Изображение
  • Эксперт
  • 1 | 11.10.2013, 10:01 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27142 | Рейтинг: +5287,1
АРИЮ, НЕСТОРИЮ, ЕВТИХИЮ – АНАФЕМА!

Как узнать, сколько в России православных?
Довольно просто. Но нужен специальный опрос.
Примерно вот с такими вопросами:

1. Вы верите в какую-то высшую разумную силу, которая управляет миром? (Да, нет, затрудняюсь ответить)
{отсекаем атеистов-материалистов и агностиков}
Если «да», то –
2. Это (a) просто какая-то непостижимая высшая сила, или (b) Бог (Боги) в строгом соответствии с тем, что пишут в Священных Книгах?
{отсекаем самодеятельных мистиков}
Если (b), то –
3. Это (a) один Бог или (b) несколько Богов?
{отсекаем родноверов, кришнаитов и т.п. многобожников}
Если (а), то –
4. Ваша Священная Книга – это (a) Тора, (b) Ветхий и Новый Завет, или (с) Коран?
{выявляем христиан}
Если (b), то –
5. Вы сказали, что Бог – один. Но тогда Сын Божий Иисус Христос – (а) посланник Бога, исполняющий Его волю, (b) тоже Бог, или (с) одновременно и Бог, и человек?
{отсекаем ересь Ария и ересь Нестория}
Если (b), то –
6. У Иисуса Христа (а) одна Божественная природа, или (b) две – человеческая и Божественная?
{отсекаем ересь Евтихия}
Если (b), то –
7. Поскольку Иисус Христос есть Бог, исходит ли от него Святой Дух?
{отсекаем римско-католическое вероучение}
Если «нет», то –
Перед нами православный христианин в смысле понимания Бога.

Осталось лишь выяснить, воцерковлен ли он, ходит ли к Причастию.
Если да – то все в порядке.

Оригинал



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 2 | 11.10.2013, 10:49 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27142 | Рейтинг: +5287,1
— А вот знаменитый биолог Ричард Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» доказывает отсутствие Творца и определяет религиозные убеждения как иллюзию...

— Это так называемый «новый атеизм», который с 2006 года поднял бурю полемики в научной и околонаучной среде. Философски он очень наивен и архаичен, утверждая, что наука развеивает религиозный дурман. Такой вульгарный взгляд тоже, конечно, имеет хождение, в том числе среди ученых. Но этому противостоит объективный смысл современной науки.======================================================
============================================================
==============Во как! Противостоит, и всё тут! По моему ,этот беглый Миша много на себя берёт, однако! Лучше бы он работал шахтером!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 3 | 11.10.2013, 10:50 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27142 | Рейтинг: +5287,1
Из этого легко объяснять падение Протонов ударами о "небесную твердь"?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 4 | 11.10.2013, 10:58 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27142 | Рейтинг: +5287,1
«Бог как иллю́зия» — научно-познавательная книга английского этолога, биолога, популяризатора науки Ричарда Докинза, профессора Оксфордского университета
В книге Докинз приводит доводы в пользу того, что сверхъестественного создателя почти наверняка не существует, а вера в персонифицированное божество — это иллюзия. Иллюзию Докинз определяет как ошибочное навязчивое убеждение, которое остаётся неизменным вне зависимости от фактов. Он приводит высказывание Роберта Пирсига – «когда один человек одержим иллюзией — это называется безумием. Когда множество людей одержимо иллюзией — это называется религией». Особенностью книги является использование большого числа источников (список насчитывает несколько сотен) — как религиозной, так и атеистической направленности.

«Бог как иллюзия» занимала второе место в списке бестселлеров Amazon.com в ноябре 2006 года. С декабря 2006 по февраль 2007 года она входила в десятку бестселлеров среди научной литературы в твёрдом переплёте по версии «Нью-Йорк Таймс». На январь 2010 года продано более двух миллионов экземпляров книги на английском языке.======================================================
============================================================
==================Вот так! Миллионы сторонников, а нашему Эпштейну всё по х е ру! Наглые они все , эти культурологи! Ну , очень наглые.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 5 | 11.10.2013, 11:18 | Автор: Вдумчивый | На сайте
    Публикации: 210 | Комментарии: 33145 | Рейтинг: +6186,2
— А вот знаменитый биолог Ричард Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» доказывает
=====================
Ни Асилил эту книжку.((( Даже просто листать устал.

В начале ещё был смысл, затем набор слов, типа, местных телевизионных новостей.

Может в конце чего путное? Кто дочитал? Расскажите.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 6 | 11.10.2013, 11:43 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27142 | Рейтинг: +5287,1
Спроси у Фоменко! Он всё знает!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 7 | 11.10.2013, 11:43 | Автор: Зимагор
    Публикации: 37 | Комментарии: 6135 | Рейтинг: +1729,8
# 5 | 11.10.2013, 11:18 | Автор: Вдумчивый | На сайте
Публикации: 6 | Комментарии: 11103 | Рейтинг: +2306,8
— А вот знаменитый биолог Ричард Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» доказывает
=====================
Ни Асилил эту книжку.((( Даже просто листать устал.

В начале ещё был смысл, затем набор слов, типа, местных телевизионных новостей.

Может в конце чего путное? Кто дочитал? Расскажите.
=====================
Вдум ! Сейчас уже скоро проснётся Зулия и всё разъяснит ! Она спец по этой теме ! :)))
Ну а если серьёзно , то эта тема не для обсуждения на этом ресурсе ...
Почитай комментарии в оригинале статьи ! Там есть достойные рассуждения !



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 8 | 11.10.2013, 12:08 | Автор: Вдумчивый | На сайте
    Публикации: 210 | Комментарии: 33145 | Рейтинг: +6186,2
# 7 | 11.10.2013, 11:43 | Автор: Зимагор | На сайте
=====================
Юнг, правильно советует. Прочти Фоменко.))) Вполне серьёзно.

Там есть немного про религию. Хватит чтобы понять: чего, как и для чего.
А всё остальное - мишура, которая налипла со временем.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 9 | 11.10.2013, 12:10 | Автор: Rafa 66
    Публикации: 14 | Комментарии: 244 | Рейтинг: +64,8
Однажды, группа учёных провела исследование: что говорили перед своей смертью знаменитые безбожники Ницше и М. Монро, Ленин и Вольтер.. О чём "шутил" инженер построивший Титаник и в чём был уверен идол поп. му-зыки Леннон. Результаты оказались любопытными...

ФРИДРИХ НИЦШЕ :
Сошел с ума. Умер лая в железной клетке

ВОЛЬТЕР - великий насмешник.
У него был ужасный конец. Всю ночь кричал о помиловании. Его медсестра говорила:
"За все деньги Европы не желала бы видеть такую смерть, какая была у Вольтера - смерть неверующего"

ДАВИД ХЬЮМ - атеист.
Перед смертью постоянно кричал:
"Я нахожусь в пламени!"
Его отчаяние было ужасным...

НАПОЛЕОН - император.
Его лечащий врач писал: "Император умер в одиночестве, всеми оставленный. Его предсмертная борьба была ужасной...".

КАРЛ IX:
"Я погиб. Я это ясно сознаю".

ГОББС - английский философ:
"Я стою перед страшным прыжком во тьму".
...
ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ:
"Больше света!"

ЛЕНИН :
Умер, будучи помрачен в рассудке.
Просил у стола, стульев прощение за свои грехи...
Как это странно для человека, который был для миллионов людей вождём и идеалом...
ЯГОДА - глава советской тайной полиции:
"Должен быть БОГ. ОН наказывает меня за мои грехи".

ЗИНОВЬЕВ - соратник Ленина,
расстрелянный по приказу Сталина.
"Слушай, Израиль, Господь наш БОГ есть Единый БОГ", -
вот последние слова одного из руководителей атеистического государства.

УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ - английский премьер-министр времён Второй мировой войны:
"Какой же я безумец!"

ЯРОСЛАВСКИЙ - президент атеистического интернационального движения: "Прошу, сожгите все мои книги. Поcмo-тpите на Святого! Он ждет меня уже давно. Он здесь!".

Политик Бразилии Танкредо ди Амейдо Невес: во время своей президентской избирательной компании публично сказал: « Если я наберу 500 000 голосов своей партии, то даже сам БОГ не сможет меня сместить с президентского поста!» Конечно же, он набрал эти голоса, но внезапно заболел и за один день до того, как стать президентом, скоропостижно умер.

Бразильский композитор, певец, поэт: во время шоу в Рио де Жанейро, затянувшись cи-гapeтой, шумно выпустил дым в воздух и кощунственно провозгласил: « БОГ, это тебе!». В скорости он умер в возрасте 32 лет от спида.

Инженер, построивший Титаник: после окончания строительных работ на вопрос репортеров, насколько безопасным будет его чудо корабль, с иронией в голосе ответил: «Теперь даже БОГ не сможет его потопить!». Наверняка каждый знает, что случилось с непотопляемым Титаником.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 10 | 11.10.2013, 12:50 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Мне статья понравилась. Верить в Бога и быть воцерковленным это разные вещи. Никогда не поверю, что патриархи и прочие религиозные иерархи верят в Бога, их поведение и высказывания это доказывают. Как не могут верить в Бога и высшие государственные чиновники, вся их деятельность служит этому подтверждением. Имитация веры и сращивание церкви и государства очень удобный инструмент управления страной, оболванивание народа религией помогает удерживать власть, держит людей в покорности, утверждая, что всякая власть от Бога. Истинная вера и религия находятся на разных полюсах. О чем, собственно, статья и написана.

г-н Уэф



0

  • Изображение
  • Гость
  • 11 | 11.10.2013, 13:02 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Rafa 66, столько же примеров можно надёргать обратного порядка. Абсолютно ни о чём не говорящая подборка.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 12 | 11.10.2013, 13:30 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ликуют бесы в РПЦ.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 13 | 11.10.2013, 13:37 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1365 | Комментарии: 52427 | Рейтинг: +11313,4
У Александра Невзорова есть кa-нaл на ю-тубе и вот на нем есть серия po-ликов "УРОКИ АТЕИЗМА" - я подписана на него. Мне регулярно приходят в почту эти po-лики. Cмo-тpю их с огромным удовольствием. Невзоров просто размазывает церковников тонким слоем по асфальту!
Тут вся подборка - уже 36 po-ликов - правда, очень интересно:
http://www.youtube.com/playlist?list=PLb8ATWo1XGcY7VAFPdq5Ev
J5qtCY2ANAP

А вот последний po-лик, где он просто перечисляет известных ученых - убитых церковью
http://www.youtube.com/watch?v=w75IfzofUaM&list=PLb8ATWo1XGc
Y7VAFPdq5EvJ5qtCY2ANAP&index=36



0

  • Изображение
  • Гость
  • 14 | 11.10.2013, 15:12 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
# 1 | 11.10.2013, 10:01 | Автор: юнг
Публикации: 0 | Комментарии: 7941 | Рейтинг: +1592,4

Как узнать, сколько в России православных?
----------------
юрий николаевич! отличный тест!
только одно дополнение - выявив православного надо попросить его проговорить молитву "Отче Наш" и если у него это получится то пусть скажет "Символ веры"

вряд ли это получится у большинства определенных тестом как "православные"



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 15 | 11.10.2013, 17:01 | Автор: Зимагор
    Публикации: 37 | Комментарии: 6135 | Рейтинг: +1729,8
Из России в Саудовскую Аравию на хадж прибыли более 16 тысяч паломников

Более 16 тысяч мусульман из России начали хадж - паломничество в Мекку, которое хотя бы один раз в жизни должен совершить каждый последователь ислама. Как сообщили ИТАР-ТАСС в хадж-миссии России, все паломники благополучно прибыли в Саудовскую Аравию, случаев серьезных заболеваний среди них не зафиксировано.

"Сейчас российские паломники размещены в священных городах Мекка и Медина, завтра они отправятся в долину Мина, где проведут две ночи, - пояснили в пятницу в хадж-миссии. - Для них в полном объеме оплачены автобусы для перевозки по местам совершения хаджа, подготовлены места в палаточных городках долины Мина и на горе Арафат".

"На сегодняшний день ни одного случая инфицирования короновирусом или же вирусом денге не отмечено", - особо отметили организаторы паломничества. По их словам, в этом сезоне группы паломников сопровождают 83 врача из разных регионов России, а в Мекке круглосуточно функционирует oп-epативный штаб хадж-миссии, куда можно обратиться в случае каких-либо проблем или трудностей.

18 октября все церемонии хаджа будут совершены, и паломники начнут выезжать на Родину.

Согласно квоте, выделенной Саудовской Аравией, в этом году в хадж смогли поехать 16 400 россиян. Больше всего паломников в этом году из Дагестана (6,4 тыс. человек), Чечни (около 3 тыс.), Ингушетии (1,5 тыс.) и других республик Северного Кавказа. На втором месте Поволжский регион, а на третьем - Москва.

"Во время хаджа есть уникальная возможность почувствовать всеобщее единство мусульман из разных местностей и стран. Все мы, совершая паломничество, неcмo-тpя на цвет кожи и иные различия, равны перед Богом, и отличает нас только степень покорности Аллаху", - указал заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов, который напутствовал верующих перед трудным путешествием.

Согласно правилам королевства, паломники должны быть не старше 65 лет и не моложе 12 лет. Практика показывает, что в паломничество обычно отправляются люди старше 18 лет



0

  • Изображение
  • Участник
  • 16 | 11.10.2013, 23:53 | Автор: shturm880
    Публикации: 1 | Комментарии: 782 | Рейтинг: -160,3
13% атеистов??? Нереально.
Скорее из 87% верующих - 13% искренне верующих, а остальные следуют моде.



0