
Немного личных наблюдений "из зала суда".
В основном, я смотрел на Булыгина, пытаясь понять, о чем думает в эти часы. Преимущественно он сидел, низко опустив голову, частенько - закрыв лицо руками. И лишь иногда кидал взгляд на задние ряды для публики - там сидели его сослуживцы. Начальник штаба части подполковник Будков; капитан Котельников - командир группы, в которой служил Булыгин; лейтенат Безбородов из этой же группы - тот самый, который был в палатке той ночью и который мог остановить Булыгина, но не сделал этого, заявив на суде, что "крепко спал и ничего не слышал". Там сидели и те самые солдаты (больше десятка), которых он вывел той ночью на "марш-бросок" и которым, в отличие от Ишдавлетова, Горина и Козлова, повезло - они остались живыми и здоровыми.
На родных погибших Булыгин старался не смотреть,а прочая публика его, по-моему, и вовсе не интересовала.
В прениях и в ответах на вопросы он был очень немногословен, предоставляя право высказываться за себя своему адвокату. Последний привез из Оренбурга (откуда Булыгин родом) с полдесятка просьб и обращений к суду - от различных ветеранских ассоциаций, одного депутата и пр. - не назначать сержанту наказание, связанное с лишением свободы.
В последнем слове сержант был совсем краток - принес еще раз свои извинения родственникам погибших, а суд также попросил не лишать его свободы.
Перед самым оглашением приговора я успел немного поговорить с Булыгиным в коридоре суда. Он сказал мне, что ему 24 года, что планировал служить и дальше, стать прапорщиком, обзавестись семьей. "Да, видно - не судьба", - прибавил.
На мой вопрос - зачем он все-таки повел их на трассу, а не полигон, допустим, или, просто в поле? - сержант сказал, что такие ночные пробежки на этой трассе проводились не раз и не два. Ничего экстраординарного, по его мнению. Всегда так делали и все так делали. А произошедшая трагедия - такое вот жуткое стечение обстоятельств.
Из сказанного Булыгиным вытекало, если я правильно его понял, что и он, получается, наряду с погибшими, тоже жертва вот этого "стечения обстоятельств".
Когда мы заговорили о его части, он произнес что-то типа "Все отвернулись" (говорил очень тихо, было вообще плохо слышно).
Осталось двоякое впечатление - либо, он до конца еще не понял, что произошло, в том числе по его немалой вине, либо - ему было еще что сказать на суде, но он не мог или не желал этого сделать...
Затем - приговор. Он оставил чувство какой-то недосказанности. И не только потому, что суд над виновником наезда - старшим лейтенантом Богушевичем - еще впереди.
Да, один из главных виновников - Булыгин - наказан, но его воинские начальники остались в стороне. Командиру отряда "Булат" полковнику Меркушину объявлен выговор, но он переведен на службу в Нижний Новгород и, по слухам, с повышением. Командир группы капитан Котельников предупрежден о неполном служебном соответствии. И все.
А, ну еще суд вынес частное определение насчет бардака в части, которое направил в адрес командования ВВ.
Достаточно ли?
Родственник погибших считают, что нет. Поэтому они направили заявление в ГВП с требованием привлечь к уголовной ответственности бывшего командира части Меркушина за халатность.
Честно говоря - правильно. Иначе смысл наказания Булыгина во многом обесценивается - если порядки в части останутся такими же, возродятся через какое-то время, когда все утихнет.
Финал был довольно мрачен. Приехал милицейский конвой, прошел в зал заседаний, откуда уже всех вывели и где оставался только один Булыгин под охраной судебных приставов. Три съемочных группы телевизионщиков остались дожидаться того момента, когда Булыгина поведут по коридору, но, поскольку передача осужденного затянулась, дождалась только одна группа. Наконец, дверь открылась. Видимо, кто-то из конвоя, увидев телевизионщиков, посоветовал Булыгину накинуть на голову капюшон, если он не хочет попасть в камеру. Так, с накинутым капюшоном черной "аляски", полностью скрывшим его лицо, с низко опущенной головой и заведенными за спину руками бывшего сержанта провели по полутемному коридору в спецмашину -"буханку".
Артур Асафьев
Оригинал публикации
Подготовил Алексей Новиков, Уфа, Башкирия - Башкортостан
Четыре года тюрьмы за две погубленных жизни
Раздел: Общество | Просмотры: 16574 | Комментарии: 13