Рейтинг публикаций пользователей
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Стыд и позор: Башкирские ...

Такого стыда за республику я давно не испытывала. Но Едросы, представляющие в ...
  2.12.2016   5038   39

Хамитов: Башкирия не ...

Глава РБ Рустэм Хамитов сообщил «Интерфаксу», что Башкирия не воспользуется ...
  2.12.2016   943   29

Уфимская мэрия ...

Сразу два крупных провала образовалось на уфимских улицах. Фотографию первого ...
  2.12.2016   692   28

Достоин уважения: ...

Роскомнадзор подал на компанию в суд, однако проиг-paл из-за недоказанности ...
  2.12.2016   670   10

Устал, но только вперед ...

Президент РФ Владимир Путин 1 декабря обратился к Федеральному собранию с ...
  2.12.2016   1136   27

Путин отчитался об ...

Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию и, как ...
  2.12.2016   980   44

У запутинского ...

«Он действительно русский царь, помазанник». Хирург сравнил послание Путина с ...
  2.12.2016   580   14

Поиски корней предков ...

Летом 2016 года без лишнего шума была устроена защита диc-cepтации известного ...
  1.12.2016   3063   209

Хамитов резко высказался ...

Главе Башкирии рассказали о бездействии муниципальных властей, несколько лет ...
  1.12.2016   2428   21

Украина. Трехлетию ...

Это все наша реакция на их ассоциацию с Евросоюзом. А что ассоциация, ничего ...
  1.12.2016   1087   28

Темы и персоны
Архив публикаций
Декабрь 2016 (12)
Ноябрь 2016 (164)
Октябрь 2016 (183)
Сентябрь 2016 (173)
Август 2016 (153)
Июль 2016 (156)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц

«Будете молиться за Россию - просите здравомыслия». Андрей Кураев

0


Диакон Андрей Кураев - один из самых популярных священников в России. Слова «Популярный священник» - или даже «популярный поп», или даже «поп-звезда» - никого не должны оскорбл-ять, поскольку катехизатор и должен быть знаменит. Ему должны верить, к его словам -- прислушиваться. Вероятно, Кураев сегодня в самом деле один из весьма немногих православных публицистов, чьи слова вызывают бурю: мало кто заставляет современников столько думать о Боге, как он. А хвалят самого Кураева при этом или ругают - вопрос десятый.

«Будете молиться за Россию - просите здравомыслия». Андрей Кураев


- Андрей, я начну с богословского вопроса. Мне попалась тут интересная трактовка стиха из послания к Римлянам, 13:1. «Нет власти, аще не от Бога» можно понимать в том смысле, что я признаю над собой только власть Бога. А все мирские власти передо мной бессильны. Это допустимая трактовка?

- Не думаю. Иоанн Златоуст в начале пятого века пояснял: «Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Нет, идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Апостол не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти».

В параллель Златоуст приводит слова древнего Соломона, - мол от Господа "сочетается жена" (Прит.19,14). Речь опять же вовсе не о том, что всякий конкретный брак неизбежно вызывает восторг на Небесах. Но сам институт брака дан Богом.

Так же и власть: она дана, чтобы человеческое общество было сложным иерархическим механизмом, чтобы мир не превратился в непрерывное состязание альфа-самцов. А чтобы мы могли быть в сложном взаимодействии, у нас должны быть, так сказать, узлы стыковки.

– Извините за прямой вопрос, – но легко ли вам cмo-тpеть, как нынешнее руководство РПЦ осуществляет симфонию с кремлевской властью?

– По крайней мере от священников не требуют – как требовали от совграждан в былые годы – приветствовать власть «долгими, несмолкающими аплодисментами». Круг «аплодирующих» очень узок: руководство РПЦ берет на себя все издержки сотрудничества с мирскими властями, но зато рядовые священники свободны от этого.

Вообще всегда, когда заходит речь о слишком тесном, как кажется многим, союзе церкви и власти – я вспоминаю историю, хорошо известную православным. В некоем монастыре был эконом (завхоз), монах не самого лучшего поведения – ему случалось ночевать вне монастыря, выпи-вaть с мирянами, устраивать с ними сделки... После смерти он довольно быстро, говоря словечком из «Братьев Карамазовых», «провонял» – то есть на нем рано показались признаки тления. Братия сочла это за явный знак его неправедности и решила не утруждать себя и Бога заупокойной молитвой о нем.

И тут настоятель возмутился: «вы что?! он для того и был плохим, чтобы вы могли быть хорошими! Он брал на себя ваш грех, избавлял вас от контактов с миром! Так что запираем трапезную, начинаем пост, молимся о его душе!». На третий день их молитв лицо завхоза побелело, а признаки тления исчезли...

Пять человек в Церкви платят дань политической лояльности и произносят одобряюще-приветственные формулы властям: патриарх, глава отдела внешних связей (ныне - митрополит Илларион), глава отдела по взаимодействию с обществом (ныне о. Вс. Чаплин), глава информационного отдела, глава патриаршей пресс-службы. Всё.

Причем они не требуют, чтоб эти формулы повторяли нижестоящие епископы священники и тем паче прихожане.

Ну представьте: есть руководство Академии Наук. Эти люди находятся в рабочем, порой просительном и потому комплиментарном диалоге с властью.

Означает ли это, что Академия Наук понуждает своих сотрудников к определенной политической позиции? Станете ли вы требовать от биолога, работающего в академическом институте, чтобы он обличал президента РАН? Станете ли вы сторониться научных публикаций РАН?

– Вы излагаете очень лестную версию. Не лучше ли и руководству церкви не подвергаться этому обстрелу – ведь церковь, независимая от государства, не такая уж и утопия?

– Абсолютная утопия до тех пор, пока нет финансовой независимости от государства. Скажем, было бы весьма приятно и полезно, если бы Храм Христа Спасителя оказался в полном распоряжении Патриархии, и в нем не устраивались бы сомнительные концерты. Но вопрос упирается в 300 миллионов рублей – столько стоит его годовое содержание. Где их взять, если не в мэрии? Мэрия не может передать эти деньги храму. Она отдает их фонду храма, но ставит своих людей во главе этого фонда…

Если Церковь желает быть независимой от государства – она должна решиться стать зависимой от своих прихожан.

У нас прихожане отдают деньги священнику – и не могут контролировать его расходы.

Приходы до 25 процентов свои поступлений отдают епархии – и не могут контролировать ее расходы.

Епархии отдают деньги патриархии – и не могут контролировать ее расходы.

Никто из вышестоящих не отчитывается перед теми, на чьи пожертвования и отчисления он, собственно, и существует. Это и означает, что снизу вверх спускаются лишь обязанности, но никак не права. Отсутствие выборности, прозрачности и отчетности на всех уровнях церковной жизни и в самом деле делает церковь средневековым реликтом. Именно это, а не наши догматы.

И это вовсе не неизбежно. Вот читаю я приходскую газету из Австралии. Там отчет о приходском собрании, где решается вопрос о покупке нового холодильника для трапезной. Обсуждают, голосуют. Я читаю об этом с умилением, потому что они – подлинные хозяева прихода. Вписавшись в члe-ны общины, определив сумму своего личного финансового участия в делах прихода, эти люди приобрели и право контролировать – на что идут их деньги.
Контроль над финансами в руках всей общины – и, значит, епископ не может потребовать принести ему дополнительный конвертик. Снижается уровень внутрицерковной коррупции – что тоже хорошо.

Приходское собрание может вообще заморозить любые отчисления епархии, если епископ убрал любимого священника. И сама возможность такого протеста тоже поспособствует очеловечиванию внутрицерковных иерархических отношений.

Наш епископат слишком хорошо и надежно забронировался снизу: он абсолютно неуязвим для давления снизу. Свои проблемы епископ видит только в своем элитном кругу общения. Но, значит, именно от этой политической и бизнес элиты он и становится безальтернативно зависим.

Невозможна община людей, в которой никто и ни от кого не зависит. Но епископ мог бы выбрать вид своей зависимости: от своих сослужителей и прихожан -или от властей-спонсоров. Увы, вполне очевиден выбор, совершаемый в сторону последнего варианта. Пока не будет вот этой «открытости вниз», не будет гарантий свободы Церкви.

Пока же у нас приход никак не влияет на решения настоятеля, священники не могут влияют на решения епископа, а епархии никак не влияют на Патриархию.

– Но это приведет к жесткой приписке прихожан к конкретному храму, фактически к религиозному a-нaлогу прописки...

- Это как с образовательными ваучерами: человек, выбирая школу для своего ребенка, говорит государству: дотацию, которую ты должно потратить на образование моего ребенка и твоего будущего гражданина, изволь отправить именно в эту, избранную мною школу.

А здесь всё будут еще прозрачнее и священник будет помнить, что люди уходят от него с их деньгами. А уйдя, еще и в интернете расскажут, почему ушли и какие странности заметили в финансовой или пастырской политике своего бывшего прихода.

– А не кажется ли вам, что кафедра теологии в медицинских институтах – это все же немного слишком?

– Пусть не кафедра теологии, но кафедра биоэтики с курсом христианской (био)этики был бы там не лишней. Медикам естественно предложить дискуссию о жизни и смерти. Что считать смертью – остановку сердца или смерть мозга? Где границы «человеческого феномена»? Отсутствие или утрата чего именно лишает человеческое существо стa-туса человека? Где границы вмешательства в геном человека?

Полагаю, что медикам было бы полезно узнать не только атеистическую точку зрения на эти философские вопросы. По крайней мере это усложнило бы и проблематизировало их собственное отношение к этой тематике. А дать повод для мысли и дискуссии – это вовсе не плохо.

– Вы, кстати, выступили против суррогатного материнства – почему?

– Потому что «прогресс» не желает замечать границ своего вмешательства в человеческую природу. За суррогатным материнством последует вынашивание человеческого эмбриона животным, затем полное выращивание в пробирке, а затем – генные модификации. Выведут шахтеров, способных дышать метаном, людей, приспособленных к работе в экстремальной жаре или холоде. Судьба Ихтиандра вряд ли остановит «прогрессистов». А ведь такой «адаптированный» человек по сути становится собственностью заказавшей его компании (ибо его «компетентности» могут проявить себя только в тех профессионально-климатических условиях, что заданы ему заказчиком-работодателем).

А дальше можно вывести тип человека, не выносящего красного цвета, и он будет ненавидеть коммунизм не по идеологическим, а по биологическим причинам. Я мало знаю вещей страшней евгеники. Если мы начали осознавать свою ответственность за наше вторжение в окружающую среду, отчего мы столь тупо одобрительны перед лицом проектов, предлагающих бездумно менять нас самих?

– Как вы думаете, почему нет сегодня в обществе такого же церковного авторитета, как Иоанн Кронштадский? Сегодня не только консерваторы, но и либералы пишут о насущной необходимости такой фигуры...

– Иоанн Кронштадтский – может быть, не самый удачный пример, потому что его авторитет в значительной степени базировался на его близости к царской семье.

– И на том, что он горячо одобрял Союз русского народа, куда вступил рядовым члe-ном...

– Если позволите, я деятельность Иоанна Кронштадского оставлю без комментариев. Мне ближе другой тип святости – скажем, Серафим Саровский. Но такой человек по определению не может быть публичен: свет и опыт своей души пушкинский современник святой Серафим дарил не массам и не перед журналистами. Это были личные ответы на очень личные вопросы.

– Ну, чем журналист страшен духовному лидеру...

– Не критикой, нет. Он страшен тем, что заставляет высказываться по тысяче не-профильных вопросов, заставляя боксера высказываться о балете, а священника об экономике. В медиа и в своем блоге я вынужден отвечать на эти вопросы и порой попадаю впросак просто потому, что человек не может знать всего. В интернете не может быть святых. Это пространство, исключающее абсолютный духовный авторитет.

– Тогда зачем вы там появляетесь?

– Я ведь не ставлю себе цель стать абсолютным духовным авторитетом. Я посильно помогаю тем, кому могу помочь, и разговариваю с теми, кому важно мое мнение.

– Кстати, раз уж мы заговорили о близости к власти: как вы относитесь к фильму о.Тихона Шевкунова «Византийский урок»?

– Весьма положительно. Признаюсь, я малость причастен к генерации идеи этого фильма. Мы вместе путешествовали по Турции, видели руины православных храмов – и неожиданно отец Тихон сказал: а ведь вполне возможно, что и в России мы со временем увидим нечто подобное... Такое высказывание от человека, близкого к власти и называемого даже ее идеологом, – дорогого стоит. Он понимает всю серьезность положения и всю гибельность множества сделанных ошибок. В конце концов, разгромы храмов после семнадцатого года – вина не только погромщиков.

– А «Несвятые святые» вам нравятся?

– Это полезная книга. Для человека церковного вся жизнь святого окутана благоуханиями; он с рождения словно ступает по облакам. А отец Тихон в своей книге приближает святых к нам, обычным негероическим обывателям, рассказывает о тех, чья повседневная, будничная святость почти незаметна.

– А почему в России почти нет богословия, той религиозно-философской публицистики, которая в начале серебряного века многих привлекла к церкви?

– Так сложилось, что русское богословие ХХ века – это в основном парижская школа. Но она уже завершила свою славную историю. И завершила ее спуском с философско-богословских туманных высот к каменисто-осязательным трудам историков (Шмемана и наипаче Мейендорфа).

А в советской России даже историки были слишком подцензурны. И поэтому богословской тематикой в России последней трети 20 века занимались в основном профессиональные филологи. И это тоже был некий нужный противовес вольным историософским построениям Бердяева. Богословие стало превращаться в текстологию: история рукописей, разночтений, редактур, уточнение значения терминов, исторический контекст… Это хорошо. Через эту школу научной требовательности и трезвости надо пройти нашему богословию. Но на этом пути трудно «жечь сердца» и стать «трибуном». Оттого и нет общеизвестных имен.

Я читаю церковную периодику и время от времени нахожу там замечательные тексты, но имена авторов не откладываются в памяти даже у меня – просто потому, что это ведь как строительство храма: каждый кладет свой маленький скрупулезно-научно обточенный кирпич, и личность автора, как и в ик-oнописи, мало что значит. Настроя на генерацию новых философских идей пока у нас нет.

– А отец Георгий Чистяков, скажем?

– Понимаете... если бы доцент филфака сказал, что в позапрошлом столетии было два главных святых – Диккенс и Андерсен, я поклонился бы ему в ноги. Но когда я услышал такое от православного священника – мне пришлось прилагать изрядные аскетические усилия, чтобы удержаться от смеха...

Отец Георгий был хорошим человеком и филологом, но, кажется, он и сам не претендовал на то, чтобы слыть богословом. Я, кстати, тоже больше журналист, чем богослов.

– Вот вас смущает такой ответ Георгия Чистякова. А в репликах Всеволода Чаплина вас ничего не смущает?

– Во всяком случае он не звонит мне и не просит поддержать именно его позицию. И уж тем паче никто и никогда из Патриархи не приказывал мне солидаризироваться с репликами о. Всеволода.

– Если сейчас молиться о России – чего просить?
– Я думаю, прежде всего – здравомыслия.

– Вас не пугает уровень злобы – в интернете, в обществе, на улицах?

– Да нет, я как-то не сталкиваюсь с этой злобой. Скорей напротив – мне кажется незаслуженным доброжелательство, которое я вижу. Очень стыдно бывает. Вот вчера я на скутере проехал на красный, и постовой меня пристыдил - «такой известный человек…». Я-то думал, что в шлеме я как бы в домике и меня никто не узнает...

– Но ряса-то на вас была?

– Неужто по всем отделениям ГАИ прошла ориентировка, что если на скутере и в рясе, то это именно Кураев?...

ЖЖ diak-kuraev
Оригинал публикации




Связанные темы и персоны


Другие публикации по теме

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 1 | 31.10.2013, 08:29 | Автор: гость
    Публикации: 1 | Комментарии: 387 | Рейтинг: +115,7
– Неужто по всем отделениям ГАИ прошла ориентировка, что если на скутере и в рясе, то это именно Кураев?...
----------------------------------------------------------
без злобы , ну просто представил себе . патрика кирила на скутере ....... , и мучеников из охраны следом .



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 2 | 31.10.2013, 10:12 | Автор: юнг
    Публикации: 234 | Комментарии: 27124 | Рейтинг: +5282,9
Чем выше уровень интеллекта, тем меньше религиозности. Просто все нашли теплое местечко и продолжают дурить народ.чТО гАЙНУТДИН, ЧТО тАДЖУТДИН, что Бен-Лазар. В век космоса верить в твердь небесную можно только с целью оправдания неудачных запусков Протона!



0