Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   23669    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   40612    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   37818    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   16809    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   40105    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   18807    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   15059    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   37664    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   20900    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   25627    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Кочевники. Мифы и реальность

  • Опубликовано: Ирек | 06.11.2015
    Раздел: История | Просмотры: 24985 | Комментарии: 282
4



Владимир Воронцов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник НИЧ КГТУ им. А.Н.Туполева, автор и соавтор 40 изобретений, а также 60 научных публикаций в области техники, технологии, экономики и организации производства, а также по проблемам, связанным со становлением производства, сознания, языка.

Кочевники. Мифы и реальность


Используя систему экономических категорий, которая сложилась естественно и выдержала проверку временем, автор данной статьи попытался оценить не только экономическую, но и политическую, а также социальную эффективность хозяйственного уклада, который свойственен кочевникам-скотоводам эпохи средневековья. За исключением некоторых спорных моментов, которые носят отнюдь не принципиальный характер, взгляды и результаты, полученные автором, следует признать интересными и полезными для каждого вдумчивого читателя.

Главный научный сотрудник института истории АНТ, доктор исторических наук С.Х.Алишев

Издревле бытуют мифы о склонности кочевников-скотоводов к паразитизму и грабежу оседлого населения. Выработку подобного отношения можно приписать людям, кровно заинтересованным в негативном отношении оседлого населения к степнякам. Дело в том, что при существовании подобных мифов подлинные паразиты и насильники могли выглядеть более чем привлекательно. Заблуждение, которое выдержало проверку временем и получило широкое распространение, воспринимается как прописная истина. Нет ничего удивительного в том, что подобного рода" истины" уже давно взяты на вооружение историками.

Популяризацией мифов занимаются и маститые ученые, и малоизвестные. Так, например, после публикаций академика Б.Рыбакова не только многие ученые, но и широкие слои читающей публики утвердились во мнении, что Хазарский каганат— "небольшое полукочевое государство" "паразитарного характера", а в недавно опубликованной книге "ТАТАРИКА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" малоизвестный автор М.Глухов, выступающий в роли самоиздателя, полиграфиста, историка, публициста, философа, главы клана предприимчивых людей склонность порабощать, вымогать, грабить приписывает всем без исключения кочевникам. Он пишет: "Для получения недостающей земледельческой и ремесленной продукции кочевники повсеместно использовали несколько пограничных стратегий, которые могли на протяжении истории одного общества сменять одна другую: 1)набеги и грабежи; 2) подчинение земледельческого общества и взимание с него дани, а также контроль за трансконтинентальной торговлей; 3) завоевание оседлого городского государства, размещение на его территории гарнизонов, переход к оседлости и обложение собственного народа налогами в пользу новой элиты; 4) политика чередования набегов и вымогания дани в отношении более крупного общества". Мифы не принято сопровождать статистическими данными, экономическими выкладками. Заверения Б.Рыбакова и М.Глухова также не подтверждены соответствующими балансами, хотя все познается в сравнении.

Привлечение модных политико-экономических доктрин отнюдь не содействует преодолению волюнтаризма во взглядах на тот или иной хозяйственный уклад. Политэкономы никогда не скрывали, что их наука носит элитарный характер. Обслуживать широкий спектр интересов правящих элит проще всего при отсутствии собственных принципов. Беспринципность придает открытиям политэкономов столь одиозный характер, что они даже в собственной среде вызывают негодование. В качестве примера "научной" предвзятости можно рассматривать предрассудки школы, которую называли сектой физиократов. Эту секту К.Маркс считал "настоящими отцами современной политической экономики". Главный идеолог этой секты Ф.Кене дал такое описание экономической структуры общества: "Нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного". С аналогичной пользой для науки людей можно делить на три категории: мужчин, домохозяек и импотентов. Отсутствие логики, способности различать функциональные, юридические, экономические и другие категории псевдоэкономистам всегда компенсировала благонамеренность, хотя именно благими намерениями вымощена дорога в ад. Ф.Кене умудрился зачислить в "класс бесплодный" рабочих, купцов, фабрикантов, животноводов, рыбаков и т,д... Нет нужды говорить, что идеи Ф.Кене были встречены с пониманием всесильной госпожой Помпадур, королем, аристократами и т.д.

Со дня смерти Ф.Кене прошло более 200 лет, однако политэкономы так и не избавились от преклонения перед помпадурами и помпадуршами, не научились абстрагироваться от предрассудков, свойственных как аристократии, так и охлократии. Искаженное представление об экономических категориях очень выгодно тем, кто панически боится объективных экономических оценок своей деятельности.

Экономические классы дифференцируют не профессии (рабочие, крестьяне, рыбаки, охотники и т.д.), а отношение людей к его профессиональным, служебным обязанностям. Всем, кому приходилось решать хозяйственные проблемы, а не просто тешить самолюбие сильных мира сего, известно, что человечество всегда делилось и будет делиться на два экономических класса: хозяйственных людей и бесхозяйственных. Именно бесхозяйственные люди склонны к паразитизму, вымогательству, грабежу и т.д. Защищая хозяйственных и отвергая бесхозяйственных людей, общество имеет возможность улучшать свою структуру, развиваться экономически и социально. Непременным условием экономического и социального прогресса является осознание обществом того факта, что бесхозяйственными людьми могут быть и монархи, и президенты, и министры финансов. Вместе с тем не следует отрицать наличие хозяйственных людей среди земледельцев, рыбаков, скотоводов.

В данной статье предпринята попытка показать, что именно кочевники-скотоводы были способны создавать государства непаразитарного толка. Дело в том, что кочевники-скотоводы могли совмещать государственную службу, военный маневр с хозяйственной деятельностью. Попутно автор попытался показать, какие именно балансы должны использовать историки, чтобы их суждения об эксплуатации и эксплуататорах приобрели научную и практическую значимость.

Прежде чем говорить о скотоводах-кочевниках необходимо вспомнить о тех, кто бродил не в степи и был подлинным бичом народов. Этим бичом издревле были бродячие рыцари, бродячие монахи, бродячие скоморохи, бродячие философы, которые были склонны к узурпации идеологических функций, паразитизму, вымогательству, грабежу, разбою, а также являлись носителями всех видов умственного, физического и духовного разврата. От псевдозащитников, от псевдодуховности, от псевдокультуры, от псевдонауки не спасали ни высокие стены, ни отряды самообороны, ни общая ненависть населения к проходимцам.

Порядок наследования, при котором младшие дети сеньоров получали только движимость — коней, оружие, — наводнил края безземельными рыцарями, о которых большой знаток рыцарства М.Забаров пишет: "Наиболее доступным способом поправить свои дела рыцари, естественно, считали вооруженное нападение. Поодиночке и шайками принялись они рыскать по соседским и отдаленным землям, нападая на деревни, забирая у крестьян все, что попалось". Русские былины не хуже хроник отражают отношение трудящихся к подобным "защитникам". Вот как Микула Селянинович отзывается о дружине Вольги: "Не дружинушка тут есте хоробрая, Столько одна есте хлебоясть". Опустошение кошельков у подгулявших людей — это самый невинный грех, который издревле числится за артистической богемой. Издревле театрализованное действо широко использовалось террористами (мафией, тайными кланами, союзами) для запугивания населения, вымогательства, обмана. До сих пор "в Габоне верят, например, в страшного лесного духа Нда, которого изображает замаскированный член одноименного союза; он похищает овец и коз, которые затем съедаются членами союза. У племени мин-динго есть страшный дух Мумбо-Джумбо, который в образе страшной маски появляется время от времени из леса, бьет и терроризирует женщин". Скоморохи обычно ходили большими ватагами, которые нередко "грабили на больших дорогах".

Издревле существовало множество причин, заставлявших философов регулярно менять место жительства. Мудрые народы, обожествлявшие представителей самой мудрой профессии, возводившие в честь легендарных врачевателей бесчисленные храмы, с огромным энтузиазмом гонялись с палками за самозванными мудрецами и "диогены" повсеместно ходили с характерным диагнозом — фонарь под глазом. Не следует думать, что псевдомудрость преследовалась только во времена Сократа, казненного за "развращение" юношества. Известно, например, что доктор Фауст отнюдь не выдуманный персонаж. Он окончил университет, но был не врачом, а бродячим философом. Фигляры от науки, специалисты по "идеальной материи", "идеальному государству" издревле могли раздеть, разуть, пустить по миру нагишом не только глупого короля. Предусмотрительные бюргеры в каждом городе брали с Фауста подписку в том, что он не будет вредить людям. Покидал города Фауст отнюдь не по своей воле. Его выставляли за ворота разгневанные граждане, которые сложили множество легенд об этом эпикурейце. В них философ предстает как рафинированный паразит, прожигатель жизни, шарлатан и т.д.

Псевдозащитники, псевдодуховники, псевдомудрецы в немалой степени способствовали превращению крестьян в кровожадных зверей. Крестьянские войны, в которых не порабощали — одно из самых ужасных явлений в истории человечества. Эти войны не носили характер изолированнных явлений.

Они приводили к нарушению всякой хозяйственной деятельности, обезлюживанию целых стран, захвату власти самыми кровожадными деспотами. Вот что говорит Микула Селянинович о повадках окрестных мужиков: "А живут мужики там разбойники, Ене просят грошев подорожных".

Моряки также для получения недостающей земледельческой и ремесленной продукции использовали несколько пограничных стратегий: 1) пиратство; 2) подчинение оседлого населения скитальцам морей; 3) контроль и эксплуатация межконтинентальной торговли; 4) политика чередования набегов и вымогания дани для более крупного общества и т.д. Любители выдавать подобного рода "чернуху" за науку забывают, что издавна клин выбивался клином: только моряки могли навести порядок на морских коммуникациях, только степняки могли остановить степной разбой. Забывают они и о том, что в науке принято не только обобщать, но и дифференцировать.

Государственное строительство издревле было связано с подвигом, движением масс, походами. На кочевую жизнь были обречены не только македонские, атиллы, бонапарты, чингисханы, но и их подчиненные. Вот как описывал организацию римского войска Полибий: "Когда консулы выбраны, избирают военных трибунов, причем четырнадцать избираются из числа тех, которые уже совершили пять годичных походов, а остальные десять—из тех, которые участвовали в десяти таких походах... Что касается остальных граждан, то они обязаны до сорокашестилетнего возраста совершить десять походов в коннице или двадцать в пехоте...".

Эксплуатируя (обслуживая) рабов, которые в Риме были всем (чиновниками, учителями, актерами, купцами, врачами, художниками, управляющими), свободные римляне обрекали себя на самую тяжелую повинность — воинскую, которая превращала их в кочевников и полукочевников. Труд этих несчастных, их пот и кровь оплачивались предельно низко. Распутные матроны, развращенные отсутствием настоящих хозяев рабы, меньше всего помышляли о благополучии рогоносцев, обреченных терпеть лишения на задворках цивилизованного мира. Трагедия римских граждан станет очевидной каждому, если историки удосужатся соотнести количество восстаний рабов и их господ за тот или иной промежуток времени. Сбалансированный подход позволит установить, что на одно восстание рабов приходится множество господских бунтов. Ужасные условия существования граждан приводили к тому, что восстания в гарнизонах, легионах, протесты инвалидов, ветеранов носили постоянный характер. Эти протесты и бунты проходят красной нитью через всю римскую историю, являются ее главной движущей силой. Никакие реформы, кроме превращения свободных от личной жизни граждан в зависимое сословие, свободное от ужасов армейской жизни, не могли устранить причин этого недовольства.

Аналогичные проблемы волновали и русских государственных мужей, представителей российского воинства. Боярин, который по первому требованию царя должен был скакать в бесприютную степь, чтобы нести там нескончаемый караул, наверняка проклинал тот час, когда появился на свет.

Вспоминая любимую жену, оставленную в окружении развращенных холопов, он имел все основания завидовать Ваньке-ключнику, который имел доступ не только к хозяйскому добру. Верная служба отнюдь не спасала воинскую элиту, членов ее семей от гнева государей, которые имели все основания побаиваться и ненавидеть высшее воинство. Вот как отзывается о военной элите царь Иван Грозный: "...а божиею помощью имеем у себя воевод множество и опричь вас изменников. А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же есмя..." Нет нужды объяснять, почему заговоры, восстания, бунты бояр, стрельцов, казаков регулярно потрясали основы российской государственности.

Плохие жизненные условия способны деморализовать любое войско, превратить его в толпу мародеров, насильников. В этом отношении степные "джигиты" издревле находились в исключительном положении. Теплая юрта, семейное окружение, обильная пища отнюдь не способствуют ожесточению человека. Нет ничего удивительного в том, что тюрки-кочевники всегда отличались большим гостеприимством.

Сбалансированный подход позволяет объективно оценить насколько обременительна была дань, которую "козари имаху на полянех, и на северах, и на вятичах". Если предположить, что в доме обитала всего одна патриархальная семья, насчитывающая не один десяток человек, а опытный охотник добывает в день не одну белку, то получится, что хазарская дань отнимала у каждого подданного всего несколько минут рабочего времени в год. Даже те читатели, кто забыл и про ужасы крепостничества, так ярко описанные в "Путешествии из Петербурга в Москву", должны будут признать поборы хазаров чисто символическими.

Исследователи склонны замалчивать тот факт, что в этническом плане варяги-русы были не менее чужды славянам, мери, чуди, чем хазары. Варяги были крупными авторитетами не только по части морского и речного разбоя. Пираты издревле использовали блокаду городов, побережий, устьев рек для экономического удушения развитых стран. Поляне, как и жители Неаполя Скифского, не были жителями полей. Появление бродячих варяжских дружин было подлинной катастрофой для народов, имевших несчастье жить на пути из варяг в греки.

Использование варяжских авторитетов в качестве вассалов кагана, платящих дань хазарам своими мечами, было выгодно прежде всего для купцов, которые получали выход в Балтийское и Средиземное моря. Потомкам пиратов очень важно было вытравить из памяти народов тот факт, что конь, которого любил князь Олег и которого он приказал блюсти своим подчиненным, в действительности был хазарским ханом. Обещание Олега не ездить на хана, не садиться и не претендовать на ханский престол было нарушено. В ходе наступления на хана Олег погиб. Причиной его смерти, по всей видимости, была стрела со змеиным ядом, выпущенная тюркским военачальником-черби. Надо сказать, что сами хазары во многом способствовали разжиганию амбиций пиратов, рассматривая их в качестве рыцарей, способных уяснить идею государственности, а также добровольно служить этой идее, подобно степным рыцарям. В китайском языке "киши" — рыцарь. Это позволяет предположить, что тюрки (тюрк.: "кеше", "киши" — человек") являлись потомственными рыцарями. Противопоставляя себя степнякам, китайцы называют свою общность "хуася". Есть множество оснований соотнести к этой общности и тюрок. Выполнять роль главных посредников в торговле с Китаем хазары могли только в качестве союзников, подданных или вассалов Китая.

Л.Н.Гумилев начало государственности хазар видел в распрях китайской правящей династии Тан (618 — 908 гг.). Неудачливый соискатель китайского трона был принят и посажен на престол в Хазарии. Хан-тюрк был самодостаточным правителем, что вполне устраивало хазар. Со своей ставкой он кочевал в низовьях Волги и не обременял своих подданных налогами, довольствуясь собственным хозяйством. Идеальное государство, которым обзавелись хазары, только при очень большой склонности к предрассудкам можно назвать паразитарным. Таковым оно стало после захвата власти в Хазарии иудеями, которые опирались на наемную армию и обирали не только хазар, но и множество других народов, например, булгар.

Изначально хазарское государство имело не только автономную экономическую базу, но и колоссальный опыт государственного строительства, накопленный тюрками и китайцами. Подобно китайцам, хазары брали в почетные заложники царевичей у своих соседей. У хазарского хакана было 25 жен, причем каждая из них—дочь царя соседней страны. Хазары делали все, чтобы простые смертные не могли лицезреть их властителя с близкого расстояния. Благодаря такому положению дел о личности хакана ходили самые противоречивые слухи и каждый из соседних народов мог подозревать, что представитель именно его элиты правит Хазарским каганатом.

Хазары, как и китайцы, прекрасно знали, что любая военная победа над степняками является иллюзорной. Китайская мудрость, тюркская предприимчивость позволили превратить кровавые схватки со степняками в театрализованное действо. Чтобы усмирить соседнее племя, хазарам зачастую достаточно было показать им хакана, и многочисленная рать падала ниц и начинала демонстрировать свою лояльность. Облачив соответствующего царевича в ханские одеяния, можно было надолго успокоить тщеславную публику.

Хазары не учли, что применительно к разбойникам дипломатические ухищрения совершенно бессмысленны. Попытка разыграть традиционный спектакль перед князем Святославом и его дружиной кончилась для хазар весьма плачевно. По вполне понятным причинам летописи умалчивают о деталях разыгравшейся трагедии, однако реконструкция их не очень сложна. Стрела, выпущенная Святославом, прошла мимо ушей родича, обряженного ханом. Набежавшие варяги, которым зарезать родича перед полками хазарскими не составляло труда, принялись за работу. Их шпажные ножи (стилеты) беззвучно входили в прорези воинских доспехов врагов, пребывавших в прострации от увиденного святотатства. Очень скоро с военным могуществом Хазарии было покончено.

Совместные усилия хазар и варягов могли обеспечить мир и спокойствие на огромных просторах Евразии, однако государственные проблемы меньше всего волновали князей. Распад хазарского каганата означал наступление бесконечной чреды войн со степняками, а также кровавых разборок между князьями, междуусобицы при отсутствии стабильной власти в степи отнюдь не способствовали выявлению сильнейшего. Вероломство князей еще более запутывало ситуацию. О произволе князей вынуждены говорить даже те хронографы, которые были обязаны воспевать их. Князь Игорь, например, был склонен примысливать к одной дани другую. Древляне, к которым он повадился "аки волк восхищая и грабя", были вынуждены убить его и обратиться с просьбой к Ольге, чтобы она вышла за их князя, который, по всей видимости, был царевичем (мелеком) при хазарском дворе.

Монгольское нашествие продемонстрировало полную политическую, военную и моральную несостоятельность княжеских авторитетов. Вместе с тем ордынцы многое сделали для превращения князей в государственных мужей. Казанские татары, которых с большой охотой брали на службу русские цари, не были казанскими сиротами. Они являлись носителями древней культуры и государственности, которых так не хватало кзязьям.

Кочевники-скотоводы многое сделали для российской государственности. Так, например, калмыцкая (монгольская) конница долгое время была гордостью российской армии, предметом зависти западных монархов и правительств. Только преодолев предрассудки против кочевников, можно понять: почему не трусливые и подлые князья, а "калики перехожие" в русских былинах помогают защитникам земли русской, обеспечивая их мощью, способностью перемещаться. Проницательные и дотошные лингвисты уже давно высказали мысль, что под каликами, всегда охотно делящимися оружием и воинской экипировкой, следует подразумевать вовсе не калек, а кочевые народы. Так как "калык-халык" в татарском языке — это народ. Лингвисты также полагают, что в русских былинах это слово появилось благодаря тюркам, которые заимствовали его у персов.

Существует масса фактов, которые доказывают, что к кочевникам-скотоводам следует подходить дифференцированно, так же как и представителям любого другого хозяйственного уклада. Историки должны постоянно помнить, что мирная идиллия в прошлом ассоциировалась прежде всего с прекрасными пастухами и пастушками, а не с фарисеями, которые под флагом благонамеренности склонны разжигать страсти отнюдь не любовные.

Экономические уклады по своей природе призваны дополнять друг друга и их не следует противополагать.

Статья из ж. Идель 90-х годов








Связанные темы и персоны