Календарь новостей
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Паны дерутся, у холопов ...

Алексей Навальный: «И самое время поговорить о мурзилках». Алексей Навальный – ...
  21.11.2019   24505    12

Ждем прихода конца ...

В Адвокатской палате Башкирии сегодня проходят очередные обыски, сообщил ...
  21.11.2019   41814    5

Какая уж тут «деловая ...

Арбитражный суд Башкирии привлек к разбирательству Всемирного курултая башкир ...
  21.11.2019   19537    3

Вороватая власть в ...

Госдума в третьем чтении рассмотрит законопроект о признании физических лиц ...
  21.11.2019   23508    9

Сколько еще будем гнить? ...

Анализ наиболее вероятных сценариев развития России в ближайшие годы, ...
  21.11.2019   24845    4

Какого черта Фарид ...

На прошедшей неделе спикер татарстанского парламента Фарид Мухаметшин посетил ...
  20.11.2019   18016    69

Любопытный пассаж ...

Председатель совета директоров государственного информхолдинга «Башинформ» ...
  20.11.2019   24830    47

Одного посадили, а что с ...

Приговор Ильнуру Юсупову огласили сегодня в Уфимском районном суде, сообщает ...
  20.11.2019   15010    18

Не время для обсуждений ...

В Курултае Башкирии вчера скандалом сопровождалось обсуждение проекта бюджета ...
  20.11.2019   18833    23

Остановка для уголовника ...

Как стало известно ProUfu.ru, сегодня глава Хайбуллинского района республики ...
  20.11.2019   35007    18

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Ноябрь 2019 (66)
Октябрь 2019 (87)
Сентябрь 2019 (81)
Август 2019 (127)
Июль 2019 (109)
Июнь 2019 (92)


Междусобойчик с националистическим колоритом: В Уфе отпраздновали столетие Башкортостана

1


В Уфе в четверг, 23 ноября состоялись торжества по случаю 100-летия республики, организатором выступил «Конгресс башкирского народа». Начался праздник с заседания, на котором историки и общественники поделились своим видением дальнейшего развития региона, подчеркивая при этом, что родилась Башкирия все-таки в 1917 году.

Междусобойчик с националистическим колоритом: В Уфе отпраздновали столетие Башкортостана


- В 1917 году были заложены основы автономной республики, - сказал Марат Кульшарипов – доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан. - В декабре был учредительный съезд, который утвердил автономию, а также правительство, парламент этой республики, которая функционировала в годы Гражданской войны, когда башкирские войска находились в лагере «белых».

Политическим ядром башкирских автономистов, по словам историка, стали Ахмет-Заки Валидов, Аллаберды Ягафаров и Сагит Мрясов. Территория молодого государства в то время состояла из кантонов, сначала было девять кантонов, чуть позже их стало тринадцать.

- Были кантонные начальники, кантонная милиция и при кантонах имелись добровольческие отряды для защиты населения от «красных», - объяснил Марат Кульшарипов. - Когда башкиры решили перейти на сторону Советов, они вызвали руководителей страны и доказали, что республика существовала, поэтому соглашение должно подписать правительство. (Соглашение между Центральной советской властью и башкирским правительством о создании Башкирской автономной Советской республики, подписанное в марте 1919 года – прим. ред.) В мае 1920 года права республики были ущемлены, войска были расформированы, а у Заки Валиди был принцип, что без собственных войск никакой автономии не будет, самостоятельность уходит. Поэтому в знак протеста они покинули свои посты. Валиди оказался в Средней Азии, там был басмаческое движение.



Общественный деятель Айрат Дильмухаметов считает, что всего существует три республики. Первая республика Башкортостан была основана как раз в 1917 году.

- И сегодня надо отдать дань уважения отцам башкирской государственности первой республики – поколению «валидовцев», - отметил общественник. - Вспоминаю рождение третьей республики, в 1990 году и мое поколение сыграло значительную роль в ее становлении. Но наша проблема состояла в том, что мы, не избавившись от советских химер, не взвалив на себя груз политической, государственной ответственности, позволили узурпировать итоги той бескровной, башкирской народной революции 1990 года в тот итог, который мы сейчас имеем.

Дильмухаметов настаивает на том, что сегодня нужно быть сторонником демократической, правовой, федеративной России и нужно стремиться к этому.

- Вернуть себе политическую власть в собственной республике башкирское политическое движение может только на основе демократических принципов, других возможностей у нас нет, - уверен общественник. – Если сравнивать башкирский народ с биологическим организмом, мы в очень тяжелом положении, наша биологическая сила подорвана. И вернуть эту жизненную энергию мы можем, только взяв власть методами политического, государственного регулирования. Тот же язык, кадры, образование, здравоохранение, положение дел на селе. Перед новой, четвертой республикой стоит важная задача – мы, как государство образующее нацию, разумеется, мы в этой сфере ограничены принципом целостности и нерушимости границ, должны закрепить во всех нормах это наше священное право на самоопределение.



- Россия должна быть федеративной республикой, - согласен с Дильмухаметовым Марат Кульшарипов. - Не надо бороться с правом народа на самоопределение, потому что Россия – многонациональная страна и надо понимать, что за всеми народами, которые узко проживают, у них есть формы государственности и их надо сохранять.

Тележурналист и историк Салават Хамидуллин в отличие от либерала Дильмухаметова – приверженец империи, Евразийской империи.

- Будущее нашего государства я вижу только в этом, - сказал Хамидуллин. – Если смотреть на Россию, она развивается, в общем-то, как пульсирующая система. В какие-то моменты она цементируется, сжимается, потом происходят какие-то катаклизмы, и происходит разбалансировка, ослабление. И я уверен, что эпоха регионализма, может быть она была такая сумбурная в 90-е, нулевые годы. Сейчас вертикаль, может быть это оправдано, потому что идет давление от той же Америки, но сейчас мы походим к тому момента, когда все равно, надо что-то менять, потому что регионам при такой распределительной системе не так-то хорошо живется. Поэтому эпоха регионализма она все равно наступит.



После официальной части мероприятия на празднике состоялся концерт народной музыки. Кстати, региональные власти от прошедшего торжества решили дистанцироваться. Чиновники планируют отмечать вековой юбилей Башкортостана в 2019 году.

- Поскольку республика самоустранилась, а обычно такие мероприятия проводились на республиканском уровне, получается, что эту функцию государственную взяла на себя общественная организация, - резюмировал Салават Хамидуллин.

ПроУфу
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Гость
  • 301 | 26.11.2017, 23:23 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
292 | 26.11.2017, 20:30 | Автор: Ирек
Публикации: 119 | Комментарии: 5026 | Рейтинг: -242,9
Хамидуллина уберите с телевидения и сделайте его академиком башкир.
++++++++++++++
А что, очень дельное предложение укадемиком его объявить, но с БСТ его в безрукавочке не надо убирать, а вот на ТНТ надо бы "переводы" его опусов организовать.
К слову только, уфимский историк Иванов, однажды вроде сказывал, что когда смотрит он иногда его Хамидуллина передачи, хочется ему, Иванову сказать, мол постучи же по голове.
=====================================
Видать энтот Хамидуллин здорово наступает на ваши "любимые" мозоли, коли вы так его сильно страшитесь!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 302 | 27.11.2017, 10:27 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Бисмилля твоему сказать, не могу, но тынеч юко, ой пардон Корней Иванович, спокойной ночи пожелаю..
----------------------------------
Ирик, не позорься своим знанием, а точнее не знанием татарского языка. Ты ни татарский язык не знаешь, ни русский.Не тынеч юко, а тыныч йокы.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 303 | 27.11.2017, 15:25 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 9085 | Рейтинг: -680,5
Рахмат усканем. Сегодня в магазине, кассирша татарка, мы с ней уже с полгода как знакомы, говорит охраннику, мол вот этот покупатель тоже наш. Поговорили чуток, охранник оказался из Татарстана. Я ему сказал, что уже с 1980 года проживаю в Зеленограде, и по случаю спросил его, ничек минем телем. Яхши, эйтте, безнегча сюляшасег. И касирше, синег кэбек тугел.
Малой тебе меня стыдить, стыдилка ещё не выросла. Да, пишу я плохо, что по-русски, а по-татарски тем более, поскольку всю жизнь учился только в русскоязычных учебных заведениях.
Мои работы на русском языке вполне понимают, люди, которые не просто прямоходящие как здешние скоморохи, а люди думающие, и даже историки профессионалы.
Вы вот Алла суккан клоуннар, даже имя моё неправильно пишите, даденное мне родителями с соизволения Всевышнего, и считаете это в порядке вещей. Гнусы вы.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 304 | 27.11.2017, 15:46 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 9085 | Рейтинг: -680,5
297 | 26.11.2017, 21:04 | Автор: Корней
Публикации: 6 | Комментарии: 9346 | Рейтинг: -1637
И ещё.
Раз Файзрахманов у тебя во френдах, отпиши и поинтересуйся - говорил он такое или нет.
Вдруг, я эту фразу придумал. Вот и проверишь.
И спроси его - называл ли он Мулланура Вахитова главным могильщиком проекта Идель-Урал или я это тоже придумал.
++++++++++++++++++++
Я выслал Айрату письмо с нашим "диалогом", он пока мне не ответил.
Как уже отписал, статью Айрата указанную тобой я нашёл. Вот целиком часть из этой статьи откуда ты привёл ту фразу:

Что касается штата «Идел-Урал» (state — «государство»), то его восприятие также не далеко ушло от советских штампов. Как на проект государственного строительства на него незаслуженно навешан ярлык сепаратизма. В сознании многих он и вовсе ассоциируется с нашумевшим легионом «Идел-Урал». Сейчас о штате и его лидерах Ильясе Алкине, Галимзяне Шарафе, Исмагиле Атнагулове и других практически не вспоминают на официально уровне. Надо подчеркнуть, что эта идея в начале 1918 года не только не выходила за рамки понятия «субъект Российской Федерации», штат «Идел-Урал» и вовсе был проектом с советским государственным устройством. Несмотря на это, его конец оказался печальным: большевики не захотели мириться с волеизъявлением снизу, лидеры «Идел-Урала» накануне объявления о создании штата были арестованы (27 февраля 1918 года), а в пику данному проекту центральным комитетом было опубликовано положение о Татаро-Башкирской Республике (ТБССР). Нужно сказать, что подобное заигрывание большевиков с идеей национальной государственности позволили выбить почву из-под ног национальных лидеров. Даже местные мусульманские «радикалы» — так называемые ваисовские божьи полки, грезившие о Булгаристане, — пошли вслед за большевиками.
Но в итоге даже объявление советской Татаро-Башкирской Республики в 1918 году по причине бушевавшей в Поволжье Гражданской войны было отложено. В определенной степени помешала и смерть Мулланура Вахитова — председателя центрального мусульманского комиссариата, руками которого «Идел-Урал» был столь бесцеремонно заменен на проект ТБССР. Более чем через год, в конце 1919-го, необходимость создания Татаро-Башкирской Республики была подтверждена всероссийским съездом коммунистических организаций народов Востока.
Преемник Вахитова, Мирсаид Султан-Галеев, несмотря на титанические усилия и статус соратника Иосифа Сталина, пролоббировать проект ТБССР не смог. Партия повела свою игру: положение о ТБССР и решение съезда было отменено. Конечно, могло быть и хуже, ведь среди старших «товарищей» татар по партии и вовсе был популярен лозунг «Ни Уфы вам, ни Казани». В итоге государственность татарского народа возродилась в существенно урезанном виде. Границы ее были проведены таким образом, что территория республики составила 68 тыс. кв. км вместо около 130 тыс. кв. км по проекту Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока и около 220 тыс. кв. км. территории запроектированного национального штата «Идел-Урал».

Никто, кроме большевиков, могильщиком большой тюрко-мусульманской республики в центре России не был. Да, Мулланур Вахитов из большевиков, да под его руководством «Идел-Урал» был заменен на проект ТБССР. И что?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 305 | 27.11.2017, 16:51 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 9085 | Рейтинг: -680,5
И тоже большевик, преемник Вахитова, Мирсаид Султан-Галеев, несмотря на титанические усилия и статус соратника Иосифа Сталина, пролоббировать проект ТБССР не смог. Партия повела свою игру: положение о ТБССР и решение съезда было отменено. Конечно, могло быть и хуже, ведь среди старших «товарищей» татар по партии и вовсе был популярен лозунг «Ни Уфы вам, ни Казани». В итоге государственность татарского народа возродилась в существенно урезанном виде. Границы ее были проведены таким образом, что территория республики составила 68 тыс. кв. км вместо около 130 тыс. кв. км по проекту Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока и около 220 тыс. кв. км. территории запроектированного национального штата «Идел-Урал».

Кстати лозунг «Ни Уфы вам, ни Казани», ну не в виде лозунга, а в виде совет татарским товарищам сказывал и тептяр Заки Валиди. Уфу он и сам не хотел, и татарам советовал даже Казань не включать в состав будущей татарской автономии, из-за большой численности в этих городах русских.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 306 | 27.11.2017, 17:08 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 9085 | Рейтинг: -680,5
Видать энтот Хамидуллин здорово наступает на ваши "любимые" мозоли, коли вы так его сильно страшитесь!
++++++++++++++++
Ыгы, наступает. Он смешной и на этом конгрессе прокукарекал, что "Вилочное восстание", или иначе восстание "Чёрного орла" в Уфимской губернии, одной из важных целей имело присоединение к Башкурдистану.
А вот что писал об этом восстании мэтр башкирской исторической науки Кулшарипов М.М.:

Столь много пишут всяко разное, разны всяки авторы про так называемое «Вилочное восстание» или иначе восстание «Чёрного орла». Обратимся же к сведениям по этим событиям к мэтру башкирской исторической науки М.М. Кульшарипову. Он в многотомнике изданнном не без его участия: «История башкирского народа : в 7 т./ гл. ред. М.М. Кулышарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. - Уфа.: Гилем, 2010. - 468 с: ил.». пишет следующее:

Дальнейшая дестабилизация обстановки в Башкортостане, рост недоверия Центра к Башревкому в значительной степени были связаны с крестьянским движением, получившим название «Черного орла». Восстание началось 7 февраля в Мензелинском уезде и вскоре охватило Белебеевский, Бирский, Уфимский уезды Уфимской губернии. В этом движении, направленном прежде всего против политики продразверстки, бесчинств и грабежей продотрядов, участвовало немало башкир. Хотя это движение не носило национального характера и в нем участвовали крестьяне всех национальностей, губернские власти решили возложить всю вину за него на башкирских крестьян. Так, Бирский уком партии 1 марта 1920 г. выпустил воззвание, в котором основными виновниками этого волнения были объявлены башкиры, названные «невежественными ордами», «стадом баранов, не отдающих отчета в своих действиях» (Кулъшарипов, 1991. С. 50).
Уфимский губком партии не упустил возможности воспользоваться этим крестьянским восстанием для обвинения Башревкома, его руководителя 3. Валиди в контрреволюционной агитации среди башкирского населения губернии (Там же). Но Башревком был здесь ни при чем. 2 марта он направил телеграмму Уфимскому губкому РКП (б), где резко осуждались повстанцы и выражалась готовность направить отряд «красных башкир» для «беспощадного подавления» кулацкого мятежа (ЦТИАРБ. Ф. 1107. Оп. 1. Д. 103. Л. 82). Но эта телеграмма была названа впоследствии провокационной. В дальнейшем на заседании ЦК РКП(б) от 8 апреля 1920 г., где рассматривался башкирский во-
169
прос, восстание «Черный орел» было преподнесено как чисто национальное выступление, инспирированное валидовским Башревкомом (Известия... 1990. С. 161). Этот вывод не соответствовал действительности. Само движение началось в русском селе Н. Елань Мензелинского уезда Уфимской губернии, и командирами повстанческих отрядов, начальниками штабов были в основном бывшие русские белые офицеры.

Вот так вот, а этот человек в безрукавочке с БСТ лепит всякое лепилово. Погодьте, у меня в планах разобрать его и их стахановской гоп команды "Многотомную зажигалку".



0

  • Изображение
  • Гость
  • 307 | 27.11.2017, 17:45 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Малой тебе меня стыдить, стыдилка ещё не выросла. Да, пишу я плохо, что по-русски, а по-татарски тем более, поскольку всю жизнь учился только в русскоязычных учебных заведениях.
---------------------
Я тоже учился только в русскоязычных заведениях. И хорошо пишу по русски. И хорошо знаю и пишу по татарски. Но не лезу сюда с татарским языком, а оставляю его для общения с теми, кто его знает. Ты же не по русски написать не можешь, ни по татарски. Если не можешь, то не позорь язык.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 308 | 27.11.2017, 18:09 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Хамидуллин знающий историк и прекрасный человек. Ты ему не ровня Ирик. Ты гораздо хуже.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 309 | 27.11.2017, 18:10 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Противно, когда так коверкают татарский язык.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 310 | 27.11.2017, 18:22 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 9085 | Рейтинг: -680,5
Раздел «Новобашкиры» книги.
Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. - Уфа, Китап, 2007 (стр.91-95). (http://irek-tattarich.livejournal.com/39717.html)
---------------------------------------
«Новобашкиры». В последнее время с целью оторвать западных башкир от основной массы башкирского населения разрабатывается концепция, согласно которой термин «башкир» имел исключительно сословное значение. По утверждению авторов этой гипотезы, среди башкир есть «новобашкиры», которые составляли большинство населения и являются татарами. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо привлечь и подвергнуть анализу сохранившиеся источники.
Политика царского правительства по отношению к нерусским народам, вошедшим в состав Русского централизованного государства, определялась интересами господствующего класса и общими политическими целями, стоявшими перед государством. В частности, осуществление этих интересов требовало создания в Башкирии прочного, стабильного положения. Исходя из необходимости укрепления позиций в Башкирском крае, русское правительство осуществляло осторожную и гибкую политику. Оно не разрушало существовавшие общественные отношения, а использовало их в своих целях. Признав за башкирами вотчинное право на их земли, правительство рассчитывало, прежде всего, на службу новых подданных и поступление ясака с населения.
С присоединением Башкирии к Русскому государству начинается заселение края служилыми людьми, беглыми крестьянами и т. д. Поселяясь на различных договорных началах на башкирских землях, значительная часть пришлого населения вступала в разряд так называемых припущенников. Взаимоотношения между башкирами-вотчинниками и их припущенниками не всегда были мирными. Припущенники часто самовольно захватывали земельные угодья, отказывались платить оброк и т. д. Особенно обострились отношения между башкирами и мишарами после восстания 30-х гг. XVIII в., когда последние выступили на стороне царского правительства и получили за это право безоброчно жить на башкирских землях. Часть этих мишарей, видимо, стала называть себя «башкирами».
Таким образом, понятие «башкир» с известного времени стало употребляться не только в смысле этническом, но и административно-сословном. Генеральное межевание башкирских земель в 1798—1823 гг. и последующие акции правительства официально узаконили существование так называемых «новобашкир». В ходе межевания земельные наделы некоторых припущенников были отмежеваны в особые округа, однако большинство припущеннических селений оставалось в общих с вотчинниками дачах, без указания количества угодий, что вызывало новые земельные споры. Указом 10 апреля 1832 г. башкиры-вотчинники должны были бесплатно уступить часть своих земель припущенникам, жившим на башкирских дачах без законных актов на занимаемые участки. Земельный надел был определен в 30 десятин для военных и 15 десятин — для гражданских. Припущеннические земли, которые еще при Генеральном межевании были отделены от . башкирских дач, оставались «в неприкосновенном владении». Это вызвало появление в документах первой половины XIX в. сочетаний; «башкиры из мещеряков», «башкиры из тептярей» и т. д. Во второй половине XIX в. появляется термин «новобашкиры», вытеснивший прежние. В состав «новобашкир» нередко входили небольшие этнические группы киргизов, туркменов, ногайцев и другого, как правило, тюркоязычного населения. Близость языка, культуры, хозяйственных занятий, тесное сотрудничество в условиях совместного проживания ускоряли процесс перехода их в «новобашкиры».
В 50-х г. XIX в. русский ученый П. И. Кеппен писал, что «в общей массе Башкирского сословия находится много лиц и небашкирского происхождения, а совершенно других племен, которые с течением времени, уже потеряли свою самобытность». Среди них он называет выходцев из Туркестана, оренбургских татар-казаков, ногайских татар на реке Сакмаре, «киргизсцев Средней части Малой Орды», а также выходцев из Средней Азии — 106 персиян, 17 арабов, 4 армянина, 21 каракалпак, 7 бухарцев, 4 хивинца, 4 кубанца, 5 узбеков, 1 бадакшанец, 4 талышца, 2 афганца, в разное время поселившихся на башкирских землях.
В начале XX в. В. Э. Ден, ссылаясь на указ 7 мая 1753 г., отмечал, что слово «башкиры» не всегда употреблялось в точном смысле: «в Башкирии де иноверцы как старых жительств, кои по названию Башкирии генерально именуются башкирцы, в числе коих находятся мещеряки, вотяки, мордва, черемиса и чуваша». В 1881 г. в «Статистических очерках станов Уфимской губернии», составленных секретарем Уфимского статистического комитета Н. А. Гурвичем, при описании Бирского уезда говорится, что башкирские припущенники, бывшие тептяри из черемис и вотяков, «ассимилируя башкир в экономическом отношении, сами между тем тяготеют и ассимилируют этнографическим культом башкир: та же одежда, та же почти пища и редкий из черемис и вотяков может с трудом объясняться по-русски, несмотря на близкое с ними соседство, все же отлично говорят по-башкирски». Именуются они «по народному названию» новыми башкирами.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 311 | 27.11.2017, 18:24 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 9085 | Рейтинг: -680,5
Тенденция среди мишарей записываться башкирами фиксируются уже материалах 3 ревизии (1762 г.), когда в Уфимской и Исетской провинциях: «было башкир и под их именем состоящих... мещеряков 2 278 дворов (15 517 чел. – И.Г)». В материалах 6 ревизии, сохранившихся частично, в первичных переписях листах населения Троицкого уезда Баратабынскои волости значится 21 душа мужского пола «башкир из мещеряков» (примерно 42 чел-И.Г.) . В 1834 г. в Красноуфимском уезде Пермской губернии их было 1 341 человек. Заметно усилился процесс перехода мишарей в башкиры после 1855 г., когда был издан указ о переименовании Башкиро-мещерякского войска в Башкирское (Почему усилился переход только мишарей? Они, мишаре уже ранее и изначально с 1798 года состояли в этом войске. В 1855 же году тептярей и бобылей присоединили к этому войску. Причем, с бывших 12-13 кантонов, стало уже 28 кантонов этого войскового соединения, а это ведь увеличение, по крайнеё мере только номеров кантонов, более чем в два раза). С этого времени большинство статистических описаний включали все население башкирского войска в одну группу — башкиры. По утверждению академиика Р. Г. Кузеева, объединение в одно войско родственных народов — башкир, мишарей и тептярей — с общим названием и специфические условия системы землевладения в Башкортостане сыграли существенную роль в смешении у части мишарско-тептярского населения понятий об этической принадлежности. Это отразилось на содержании первичных ревизских материалов — ревизских сказок, где в графе состава населенных пунктов появляются термины «башкиры из мещеряков», «башкиры из тептярей». (Термины появляются, однако становились ли все таковые всамделишными башкирами это всё же вопрос, причем вопрос очень важный, и спорный тоже). Весьма показательным является количество таких деревень в середине XIX в. и их географическое размещение. Деревень, в которых проживали «башкиры из мещеряков», было 52, располагались они в Челябинском уезде (3), Уфимском (3), Бирском (6), Белебеевском (18), Троицком 5), Екатеринбургском (1), Шадринском (13), Красноуфимском (3) уездах. В западной Башкирии деревень с «башкирами из мещеряков» было много в Бирском и Белебеевском уездах, в восточной — в Шадринском и Красноуфимском. В 12 из 52 деревень «башкиры из мещеряков» проживали с «башкирами из тептярей». Смешанные «мещерякско-тептярские» деревни (кроме дер. Большая Ока Красноуфимского уезда) располагались в западной Башкирии, в Белебеевском и Бирском уездах. Деревень с «башкирами из тептярей» было 137, в том числе в Уфимском (3), Мензелинском (11), Бирском (13), Белебеевском (19), Троицком (1) уездах Оренбургской губернии, Красноуфимском (10), Елабужском уезде Вятской губернии(23), Бугульминском (37), Бугурусланском уездах Самарской губернии (6). Как видно, деревни с «башкирами из тептярей» концентрировались главным образом в западной Башкирии — от Елабужского уезда на севере и до Бу-турусланского на юге. В северном Башкортостане деревни с «башкирами из тептярей» группировались в основном в Красноуфимском уезде.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 312 | 27.11.2017, 18:26 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 9085 | Рейтинг: -680,5
По данным 10 ревизии, в деревнях Троицкого уезда было 3 495, в Уфимском уезде — 2 497, Челябинском — 1 484, Бирском — 2 351, Белебеевском — 10 327 «башкир из мещеряков», всего — 20 154 человека. В Пермской губернии в Красноуфимском уезде было 1 739, Екатеринбургском — 1 873, Шадринском — 10 899 «башкир из мещеряков», всего — 14 511 человек, в обеих губерниях 34 665 человек. В 1834 г, в Красноуфимском уезде Пермской губернии «башкир из тептярей» было 2 362 человека, в 1859 г. — 4 177; в Троицком уезде Оренбургской губернии в 1859 г. — 1 048, Уфимском — 2 399, Бирском — 4 177, Мензелинском — 2 784, Белебеевском — 10 900 человек; в Бугульминском уезде Самарской губернии в 1859 г. было 14 376 «башкир из тептярей», Бузулукском — 1 142, Бугурусланском — 6 008; в Вятской губернии, по данным ревизских сказок 10 переписи, числилось 7 654 «башкира из тептярей». Всего в трех губерниях в 1859 г. было 54 665 «башкир из тептярей» и 34 665 «башкир из мещеряков», или всего 89 330 «новобашкир».
Сартские и калмыцкие башкиры. По данным «Экономических примечаний» к Генеральному межеванию башкирских земель в конце XVIII в. в Сартской и Калмыцкой волостях Челябинского уезда числилось 811 душ мужского пола и 765 душ женского пола, всего 1 576 душ, башкир «из сарт и аюкинских калмык». Несколько раньше, в 1780 г., их число составляло 1 127 душ. Как пишет В. Э. Ден, ссылаясь на И. Г. Георги, «Поселились они в Сибири, более нежели за 50 лет тому назад. Башкирцы приняли их благосклонно, отвели им луга для паствы скота, выдали за них дочерей своих и прочее...». В официальных источниках «аюкинские калмыки» упоминаются с 1775 г., когда в Исетской провинции они жили в 32 дворах.
В ходе межевания юрматынских земель в конце XVIII — начале XX в. часто возникали земельные споры с припущенниками. При этом припущенники «за давностью» договора о припуске называли себя при переписи башкирами. Башкиры дер. Кутлугузиной Юрматынской волости Уфимского уезда подали в 1801 г. в уездный суд жалобу, где утверждали, что истцы — башкиры дер. Макаровой — не башкиры, а «калмыцкой породы башкирцы», поселившиеся «из платежа оброка» на земле предков башкир — ответчиков.
Собственно башкиры считали сартов и калмыков «теми же самыми башкирами» еще в 70-е гг. XVIII в. В пункте 11 наказа башкир Исетской провинции в Уложенную комиссию 1767—1769 гг. отмечалось, что определенная часть башкир официально именуется сартами и калмыками, хотя они на самом деле те же башкиры, придерживаются одинаковых с башкирами обычаев и того же вероисповедания. «Сарты, — говорится в наказе, — ушли... самопроизвольно от владений степных народов», а калмыки «так же в древние времена получены были нашими башкирами при войнах в малолетстве...» Башкиры Исетской провинции просят впредь называть их башкирами, «а звание сарт и калмыков оставить». В 1834 г. число сарт в деревнях Абдрашитовой, Мышыкаевой, Азналиной и Султановой Челябинского уезда составляло 1 822 человека, аюкинских калмык — в деревнях Мурзабаевой, Аптыкаевой, Саитбаталовой, Араслановой, Шафиевой, Абылтаевой и Абдулменевой того же уезда — 665 человек.
По материалам 5 ревизии (1795 г.), в Челябинском уезде в дер. Аптыкаевой насчитывалось 46 башкир «из киргиз» (т. е. казахов), в 1811 г. к ним добавилось еще 27 казахов, проживающих совместно с башкирами в деревнях Казаккуловой, Шарыповой, Убалиной, Ишбулатовой, Кушбаковой, Искандаровой. В личном архиве М. К. Любавского сохранилось немало записей, свидетельствующих «о переходе киргизов (казахов) в башкиры». Так, в 1807 г. на имя оренбургского военного губернатора Г. С. Волконского было подано прошение казахов кыпчак-танабугинского роде Средней (Киргиз-Кайсацкой) Орды, записавшихся «в башкирское звание» о «ссуде им из казны 1 000 рублей на первоначальное обзаведение».
По материалам 7 ревизии (1816 г.), в Оренбургском уезде насчитывалось 326 «башкир из киргисцев», 145 «башкир из каракалпак». В 1834 г в пятой юрте Троицкого уезда было 4 «башкира из киргисцев». По 8 ревизии, в Оренбургском уезде насчитывалось 7 283 человека «султановских ногайцев» казачьего иррегулярного войска, 1 267 «казанских торговых татар», поступивших в башкиры. Оренбургская казенная палата в 1815 г. переписывалась с военным губернатором князем Волконским по вопросу о перечислении в башкирское звание некоторых каргалинских (Сеитовои слободы) купцов и мещан. В начале XIX в. (1805 г.) ясашные татары деревень Саитовой и Чирашлы Сарали-Минской волости просили министра юстиции князя И. О. Лопухина «о перечислении их в первобытное башкирское состояние».

В среднем, в первой половине XIX в., по нашим подсчетам, было около 100 тыс. «новобашкир». Они были мишарами, тептярами, ногайцами и представителями других этнических групп и составляли примерно 15—17% от общей численности. Таким образом, утверждение, что «новобашкиры» — это татары, и они являются основным населением западного Башкортостана, не соответствует исторической действительности.

Наверное здесь в заключении подразумевается, что исторической действительности соответствует, что представители этих этнических групп были некими потенциальными башкирами, некими заготовками башкиротворения, особенно если учесть, что в их составе были и фино-угорские представители.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 313 | 27.11.2017, 19:00 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 9085 | Рейтинг: -680,5
Эти 100 тыс. "новобашкир" подсчитаны по временам 10 ревизии 1859 года. А процесс это шёл, пусть и разными темпами, но вполне постоянно, причём ведь "новобашкиры" становились далее и "просто башкирами".
По Первой переписи населения 1897 года академик Р.Г. Кузеев отмечал, что в составе башкир только тептяр и мишарей было учтено 350-400 тыс. человек.
+++++++++++++++++++++++
А Корней Ивановичи заламывают руки в истерике с вопросом:
"Что все сотни тысяч имели сословные привилегии? Все эти несколько сотен тысяч?"

Имели, или нет они сословные привилегии, как истинные вотчинники, это более сложный вопрос, но они были плательщиками общего на башкирскую вотчину ясака, и потому числились в башкирах. А потом, они не осознали свою этническую идентичность, они всегда в этом пребывали, а просто перестали числиться в башкирском сословии. Но, оговорюсь, некоторые, и не малым числом остались в башкирах. Этому много было причин, и основным было наше родство. Ну ещё кое что, о чём и ты сам писап, и .... , но смолчу. Если только в личку, или по телефону.

Корней Иванович, мудрый Акмулла сказывал, укырга киряк, но ты похоже не понял его, башкирского, казахского и татарского народов просветителя.
И ты похоже по Фрэйду взял себе этот свой никнейм Корней, но здешние угадали это твоё фрэйдовское, и называют тебя Херней. А что, наверное всё же в попад, хернёй ты здесь много занимаешься.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 314 | 27.11.2017, 19:18 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 9085 | Рейтинг: -680,5
08 | 27.11.2017, 18:09 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Хамидуллин знающий историк и прекрасный человек. Ты ему не ровня Ирик. Ты гораздо хуже.
++++++++++++++++
Да, я не историк, и не распрекрасный я, как этот человек в безруквочке с БСТ, и не ровня я ему. В чём я хуже, а в чём распрекрасный он, кто же знает, кроме Всевышнего.
Я технарь, и закончил я очень не хилый институт, где аналитическое мышление очень обязательно, и оно на Физтехе нашем ещё более усиливается, закрепляется. И читая подпрыгивания некоторых таких гуманитариев, я на раз, два вижу ихнее. Вот например чуток про его этого историка Хамидуллина фильмец:
Муллаян Халиков «новобашкир» или башкир?
Знал я, что Заки Валиди Тоган из тептяр, но не знал какого происхождения его преемник Муллаян Халиков. Сегодня, пришедши с праведных трудов, зарядил я один свой компьютер за столом на БСТ (кто не знает, это башкирское спутниковое телевидение). Вернее на фильм «Преемник Валидова» из архива передачи человека в «безрукавочке» Салавата Хамидуллина «Историческая среда».
И рассказывают по ходу фильма голосом диктора где, когда и от кого родился Муллаян Давлетшинович Халиков. А родился он, оказывается, от «новобашкира». И ладно бы, кто из зрителей БСТ задумается, что сиё значит, однако стали объяснять это. И, похоже специально для этого пригласили известного в Башкортостане знатока по тептярям Рахимова Рамиля Насибулловича, диссертация которого так и называется «Тептяри Башкирии в XVII – 60-х г. XIX вв. (социально-экономическое развитие)».
Рахимов в фильме утверждает, что де после отмены кантонного управления с потерей военного сословия башкиры-тептяри, которые помнили что они башкирского происхождения стали "новобашкирами". Не стану спрашивать, почему через "новобашкир" становились Халиковы башкирами, может, как для членства в КПСС, надо было сначала в кандидатах походить. Отец Муллаяна Халикова был в кандидатах, в «новобашкирах», а его сын Муллаян, стал уже башкиром.
А как быть со следующим: "В среднем, в первой половине XIX в., по нашим подсчетам, было около 100 тыс. «новобашкир». Они были мишарами, тептярами, ногайцами и представителями других этнических групп и составляли примерно 15—17% от общей численности".
(Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры.Уфа Китап 2007 352 (стр.95), а точнее из книги: «Томашевская Н. Н. От социального пространства к социальному времени: Опыт этнической истории башкирского этноса в новое время. Уф: Китап, 2002. – 240 с.)
И это, в общем-то, только по 10 ревизии 1859 года. В частности, по этой ревизии например "башкир из мещеряков" оказалось 34 665 человек. Кстати, пишут бывает, что мишаре уже по 3 ревизии 1762 года стали было записываться в башкирское сословие.
Что, мишаре тоже вспоминали, что они были башкирами? Надо заметить, что «башкир из тептярей» по 10 ревизии набралось аж 54 665 человек. И как быть с "башкирами из киргисцев", "башкирами из каракалпак", из султановских ногайцев, из казанских торговых татар и с другими "новобашкирами"?
PS. Мне лично, в общем-то, без разницы кем был этнически Муллаян Халиков, и Заки Валиди тоже, но вот то, что процесс инкорпорации в «новобашкиры» и далее в «башкиры» шёл длительное время, это уже никак не просто так. Если ещё учесть, т.е. озадачиться, даже не тем, кто же более всех инкорпорировался в башкирское сословие, и кому это было более доступно, а тем, кто позднее остался в «башкирах» то уже и вовсе становится не сабантуйно. Если же вспомнить советские переписи 1959 года, 1979 года в БАССР, и перепись 2002 года в республике Башкортостан, когда татар просто тупо "понижали в численности", то приходит полный аптраган, что творят. По результатам же переписи 2010 в РБ лично для меня несколько повеяло надеждой, что всё же татары сами стали просыпаться от трактуемой им сабантуйности. И об этом, об этой надежде я уже писал чуток в своём блоге.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 315 | 28.11.2017, 01:23 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Уфимский журнал надо срочно переименовать : Ириковы нивы.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 316 | 28.11.2017, 18:24 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Хамидуллин прекрасный историк и оратор.Смотрю все передачи с его участием с большим удовольствием.Долгих ему лет и хорошего здоровья!



1

  • Изображение
  • Участник
  • 317 | 28.11.2017, 18:45 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 9085 | Рейтинг: -680,5
Да, ради бога, и долгих ему лет, и здоровья тоже.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 318 | 06.12.2017, 18:04 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
В советское время,у кого были мозги-шли в ВУЗы, где сдавали экзамены по математике и физике. А у кого их не было-поступали в истфаки и филфаки.
Особенно башкиры типа салаватки хаму вдуллина.



0