Календарь новостей
«    Сентябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Видео: Карим Яушев - О ...

Известный татарский публицист Башкортостана Карим Яушев рассказывает проекту ...
  16.09.2021   21220    9

Родители пожаловались в ...

Родители школьников потребовали от чиновников объяснить руководству учебных ...
  16.09.2021   31844    5

Жулики и воры будут ...

Андрей Потылицын: "На выборах будет много скандалов, но "единороссы" будут ...
  16.09.2021   20700    5

В партии жуликов и воров ...

Опубликованное сторонниками Алексея Навального видео о вероятной ...
  15.09.2021   28511    27

На фальшивых выборах ...

На предстоящих выборах камеры видеонаблюдения планируют установить только на ...
  14.09.2021   25628    22

В СИЗО Саитовой лучше не ...

Обвиняемая в призывах к экстремизму Рамиля Саитова сравнила себя с мессией, ...
  14.09.2021   14259    8

Кто ж его посадит? ...

"Разоткровенничался не в меру". Генпрокуратуру РФ просят проверить слова ...
  13.09.2021   33377    23

Когда они ему ...

Правительство Башкирии заказало бронированные шины за 1,1 млн рублей. ...
  13.09.2021   23002    7

Воровская вертикаль ...

Пара мыслей по прошедшей большой пресс-конференции Радия Хабирова. В частности, ...
  10.09.2021   36647    108

Хабиров: «Власть всегда ...

Хабиров прокомментировал, почему независимым кандидатам в депутаты вставляют ...
  9.09.2021   23913    72

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Сентябрь 2021 (20)
Август 2021 (41)
Июль 2021 (55)
Июнь 2021 (58)
Май 2021 (43)
Апрель 2021 (65)




Трайбализм, мэтры и Уфа-2

3


7 февраля 2014 г. случилось не совсем ординарное событие: профессор В.А.Иванов, известный в республике археолог, ранее избегавший национализма и политики, явился в Собор русских РБ, где и выступил с обширным эмоциональным докладом. Данная статья - отклик на выступление уважаемого профессора. Статья не научная, а публицистическая, поскольку уважаемый профессор своим выступлением перешел в сферу именно публицистики.

Трайбализм, мэтры и Уфа-2


Фрагменты видеосъемки мероприятия, помещенные в Интернет русскими националистами с разрешения В.А.Иванова, мы предлагаем читателям с согласия их паблика «Русская Башкирия». Далее следуют мои замечания к этому видеообращению и отчету по данному мероприятию в АиФ и «Аргументах недели» - Башкортостан (№5 за 13 февраля 2014 г.).



Поскольку я не обладаю компетенцией судить об археологических нюансах проблемы, то обсуждаю только те аспекты, которые соотносятся с общеисторическими требованиями или просто здравым смыслом: например, если говорят, якобы такого-то текста или артефакта нет – и приходится давать ссылку, где их можно найти. Цель – не в том, чтобы отыскать какую-либо небрежность искренне уважаемого мною проф. В.А.Иванова, а в том, чтобы показать обоим нашим мэтрам-археологам, что в своей полемике они уже зашли слишком далеко, и единственным выходом будет вывод ее из публичного пространства с гарантией перевода в рамки Всероссийской научной конференции по Уфе-II.
Остальные, чисто не-археологические группы аргументов и контр-аргументов выделены отдельно.

По археологическим доводам:

Прежде всего, факт публикации экспертных исследований городища сам Иванов сначала не просто подтверждал – он являлся одним из их авторов (см. обложку на заставке: Н.А.Мажитов, А.Н.Султанова, В.А.Иванов, Т.Р.Саттаров, Ф.А.Сунагатов, Е.В.Иванова. Городище Уфа-II. Материалы раскопок 2006 года). Просто когда это городище стало последним брендом Мажитова, с позицией искренне уважаемого Иванова что-то случилось. Отчасти со стороны почтенного мэтра это ожидаемо: образно говоря, последние 25 лет, если Мажитов скажет: черное! - жди статьи, где Иванов утверждает: белое! и наоборот, - это уже анекдот среди археологов 2 поколений.

Но обратимся к доводам проф. Иванова:

1. Отсутствие химической экспертизы золотых изделий Уфы-2.

Уважаемый проф. Иванов почему-то не упомянул следующие экспертизы:

Зайков В. В., Султанова А. Н., Сунгатов Ф. А., Зайкова Е. В. Состав золота с включениями осмия из ювелирной мастерской городища Уфа–II // Минералы и минералообразование в природных и техногенных процессах. Уфа: ИГ УНЦ РАН, 2009. С. 37–40.

Зайков В. В., Юминов А. М., Зайкова Е. В. и др. Состав и природа включений осмия в золотых изделиях из археологических памятников Урала // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. СПб: ИИМК РАН, Периферия, 2012. Кн.1. С. 360-365.

Есть и другие работы. Последняя статья на эту тему вышла в сборнике, посвященном юбилею проф. Мажитова: Урал и просторы Евразии сквозь века и тысячелетия: научные публикации, посвященные 80-летнему юбилею Н. А. Мажитова / отв. ред. А.Н. Султанова. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2013 в ноябре 2013 г. и безусловно должна быть известна В.А.Иванову.

Для дилетантов о составе уфимского золота вполне ясно разъяснил в.н.с. Института археологии РАН Игорь Кызласов:
- Примечательно, что найденное золото – местного производства, и оно похоже по составу на извлеченное из Филипповских курганов..

Если что-либо не устраивает и в этих экспертизах, проф. Иванов должен был о них хотя бы упомянуть перед несведущей аудиторией, но не заверять ее, якобы таковых ВООБЩЕ НЕТ.

2. То же самое касается экспертиз, включая радиоуглеродные, по некоторым прочим артефактам. Они выполнены в Австралии, их результаты опубликованы и известны специалистам. Между тем, «АиФ» приписывает проф. Иванову категорическое заявление: «до сих пор нет детального научного анализа материалов городища Уфа-II, даже радиоуглеродного анализа экспонатов».
Ссылки на некоторые экспертизы приложены в конце данного текста.

Vladimir A. Levchenko, Flarit A. Sunagatov. BUILDING THE RADIOCARBON CHRONOLOGY FOR THE ARCHAEOLOGICAL SITE UFA-II, BASHKORTOSTAN, RUSSIA: IS THIS THE ELUSIVE “BASHKORT” OF MEDIEVAL SOURCES? © 2013 by the Arizona Board of Regents on behalf of the University of Arizona Proceedings of the 21st International Radiocarbon Conference edited by A J T Jull & C Hatté RADIOCARBON, Vol. 55, Nr. 2–3, 2013, p. 1278–1285.

Зоо-археологические экспертизы: Сатаев Р.М., Сатаева Л.В., В.В. Куфтерин В.В., Д.О. Гимранов Д.О., Султанов Р.Р. Особенности природопользования средневекового населения Уфимского полуострова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 5(3). С.101-105.

Ни о каких «казармах» вместо мостовой и так полюбившихся уважаемому профессору стрелецких сортирах по результатам этих экспертиз речь не идет. Вообще, строить туалеты выше уровня водозабора в крошечном городке (каким была именно русская, не средневековая Уфа) – мысль крайне оригинальная, которая пока никому более на ум не приходила.

3. «- Мы раскопали памятник с переотложенными слоями, – уверен Владимир Иванов.- Найденные глиняные солдатские курительные трубки 18 века, крест и другие экспонаты подтверждают, что культурные слои перемешаны».

Но это общеизвестная и банальная (точнее, не такая уж редкая) в археологии ситуация никак не влияет на суть спора. Ибо перемешан, естественно, не весь объект, а какие-то его квадраты, что легко определено и документировано, в том числе увлекательно описанным Ивановым случаем с солдатскими трубками. Не ходили солдаты XVIII века и не перемешивали ВЕСЬ слой бульдозером.

Например, как раз там, где нашли золото предположительно ремесленного (мастерские?) значения - культурные слои НЕ перемешаны.
Так что трубки - в одних местах, золото - в других (не все), НЕ ПЕРЕМЕШАННЫХ, это все зафиксировано, и главное, это - разные проблемы.

Следует различать совершенно разноплановые моменты: разницу ИНТЕРПРЕТАЦИЙ – в науке она совершенно естественна, а в случае с Ивановым и Мажитовым – еще и, извините, предсказуема с высокой вероятностью. И разница ФАКТОВ. Это когда спорящие начинают просто отрицать – причем не интерпретации, т.е. толкования фактов, а сами факты. Например, наличие экспертиз. Или наличие/отсутствие пепла и шлака.

Иванов утверждает, что их нет – в качестве аргумента против интерпретации мест с найденными золотыми заготовками как ювелирных мастерских. Сомнения в последней интерпретации вполне законные, - сама А.Н.Султанова, например, также воздерживается от утверждения, что это мастерские, только допуская такую возможность.
Но, по ее устному заявлению, шлак и пепел в материале раскопок не просто присутствует, их более чем достаточно и невозможно не заметить.

Так вот, я утверждаю, что подобная перепалка с привлечением не имеющих никакого отношения к науке национальных организаций, с идеей защиты ими «своих» ученых - ведет просто к дискредитации не только проблемы, но и самих ученых. Спор уже ведется в форме, способной скомпрометировать наших мэтров. Данное видео, например – уважаемого В.А.Иванова.

Я же почему твержу, что спор ЧИСТО археологический. По крайней мере, должен таковым быть. И стать. Не-археологи - а выясняется, что и некоторые археологи НЕ читают специальную литературу. А значит, на веру принимают, якобы артефакты не датированы (или наоборот, датированы). Разобраться же в этой литературе и датировках может только специалист!
Столкновение же разных вер – это уже явно из области, весьма далекой от науки. Оно просто губит данный вопрос как творческую проблему, интересную и продуктивную для нашей республики и ее столицы.

По не археологическим доводам:

1. Начнем с сомнений в одном из первых тезисов уважаемого проф. В.А.Иванова:
- Я не принимаю участия в баталиях по принципиальным соображениям, - сказал Владимир Иванов. – Я уже всё опубликовал, что мог сказать.
Если бы профессор благородно последовал смыслу своей фразы, после нее обсуждение перед Собором русских РБ академических споров можно было закрывать. Но случилось-то обратное.
Вопреки своим словам Иванов далее сразу двинулся в «уфаведение», - период, выходящий далеко за рамками раннего и вообще средневековья, которое в сфере его научной компетенции. И не только в этой беседе.

Т.е. звание и квалификация, безусловно, позволяют уважаемому профессору издавать учебники, пособия и краеведеческие книжки по «уфаведению». Как и проф. Мажитову.
Но специалистами собственно в истории Башкирии за пределами своих археологических изысканий оба корифея все же не являются.

2. Отсюда, кстати, и его опрометчивые заявления, якобы упоминаний о городах в культуре башкир нет. Они есть, уважаемый профессор, возможно, просто о них не осведомлен – именно потому, что не специалист в этой области.

О городе на месте Уфы мы знаем из не дошедшего до нас башкирского источника, хранившегося у башкирского старшины Кыдряса Муллакаева, но пересказывает его, именно сюжет по данной тематике – об огромном городе на месте нынешней Уфы, П.И.Рычков - эксперт XVIII века уровня академика. (Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Уфа, 1999. С.264.)
Которому удревнять историю башкир не было никакого резона – он активный участник и страстный идеолог войны с башкирами.

В песнях, сказаниях башкир упоминаний о городах - немало. Правда, именно об Уфе или городе Башкорт лично я не слышал (впрочем, я не фольклорист; зато подобные упоминания вкратце обобщены знатоком башкирского эпоса З.Г.Аминевым именно в ответ на эту реплику Р.Н.Рахимова – вообще-то специалиста по военной истории Башкортостана XIX-XX вв.). Но в любом случае тезис, якобы они не были знакомы с городской культурой – неверен: были хорошо знакомы. Что естественно.

Другое дело, что в документально известное нам время сама их культура в массе – не городская и на города как на сердце культуры (наподобие «Киев - мать городов русских») – башкиры, действительно, вообще никогда не ориентировалась. Те же самые башкирские восстания как феномен не могли возникнуть в рамках ориентированной на город культуры: когда достаточно захватить один центр – и страна покорена, как это и произошло с Казанским и Астраханским ханствами. Как не ориентировались на города, скажем, хайлендские кланы Шотландии.

3. Аргумент Рамиля Рахимова про мясо-молочную кухню башкир в действительности не говорит в данном споре ни о чем. Это аргумент - про оседлое земледелие, и если город был торговым пунктом, земледелия вполне могло не быть. Не говоря уже о том, что такова кухня любых скотоводов – что совершенно не тождественно номадам.

4. Если второй довод расширить и понимать как аргумент про культурное наследие в целом (мол, у башкир отсутствует городская культура в наследии) – то получается еще занятнее. Что это вообще не аргумент, пришлось доказать, помнится, еще в устной беседе с самим Рамилем Насибулловичем Рахимовым, на которого ссылается В.А.Иванов. Помнится, я приводил пример: булгары. По нашим стереотипам - городской этнос? Да, ибо есть много булгарских городов. Только их прямые потомки, знаете ли - чуваши. Культурологически - вполне сельский, деревенский этнос.

5. Если же брать не дихотомию сельское/городское, а устаревшую историографическую дихотомию кочевое/оседлое, то такая дихотомия в данном случае вообще не исторична, ибо:

А). Кочевники почти всегда располагали городами, они без этого не могут – что из наиболее известных исследователей хорошо интерпретировано, например, Крадиным. А как исторический факт известно всем (Отрар, Сарай, Сарайчик, да и та же Уфа времен ногайских нураддинов, функционирование чьей ставки там не отрицает никто из спорящих).

Б). Башкиры вообще не кочевники, а полукочевники, это большая разница. Законодательство Российской империи при Екатерине II, например, башкир вообще кочевниками не признавало. А значит, этот аргумент к ним не применим. Скотоводы, но не номады в классическом представлении. Недаром тот же проф. Роднов в другом своем интервью упоминает о «чистых кочевниках» - именно ногаях, казахах, калмыках – они сильно от башкир по этому признаку отличались и, по выражению тюрколога В.В.Трепавлова, ногаи не строили городов и не любили их. А последнее, кстати, показывает, что ставка нураддина на Уфе построена не ногаями – они воспользовались городищем, существовавшим включая предшествовавший им период Орды.
Татары к тому времени еще не сформировались как народ, этот древний этноним даже в постордынский период стал означать лишь консорцию внутри осколков Орды. Так как прикажете называть основателей населенного пункта, обозначаемого на картах именно так, как указано в гипотезе Мажитова-Псянчина?

Итак, не работают в данном споре – о существовании/отсутствии города Уфа-II обе дихотомии. Вот я и привел пример с булгарами. Опровергните его, пожалуйста. А могу еще подобное привести.

Идеологическая составляющая вопроса

Ситуация такова, что в данном случае апеллирует к широкой общественности для решения научного спора тот, кто профанирует спор. Это элементарно. Именно поэтому озвучивать проф. Иванов все это должен был не на Соборе русских, а в АН РБ или РАН. Отвечать на претензии археолога должны археологи - это спор ученых, а не фолькхистори типа Сергея Орлова и прочей странной братии.

Именно поэтому прав будет на общественной стадии спора из общественников (будь то активист Курултая башкир или Собора русских) тот, кто скажет: дело нам неясное ибо некомпетентны есмь. Не смущайте нас, товарищи археологи, требуем Всероссийскую научную конференцию по данному поводу! В Уфе. А уж потом, как между собой при всем научном сообществе разберетесь, консенсусом решите и расскажете, как народу все это понимать.

Слышал я и такое мнение: выступления Роднова и Иванова были нужны, чтобы довести до общественности остроту, так сказать, проблемы. Тогда и власть отреагирует, поможет с конференцией, за которую ратуют все дискутирующие стороны.
Да ничего подобного! Эту «остроту» страдающие башкирофобией наподобие Екатерины Некрасовой и Алексея Шушпанова по данной теме мусолят годами. Ничего не изменилось. Но желтых журналистов это не компрометирует – таков их хлеб, а вот мэтров-археологов – компрометирует.

Обращение к национальной организации понятно, когда нужно спасать археологический памятник, но когда на суд такой организации представляют решение научного спора – это профанирует вопрос и политизирует его.
Скажете, профессор Мажитов поступил не лучше? Хорошо, допустим: он привлекал Курултай башкир, и этим плох. Но зачем тогда Иванову плохим быть? Будьте хорошим! Коллег зовите, на них ссылайтесь! Так нет же.

Далее, ситуация с Мажитовым все же иная. Во-первых, он обращался к ВКБ и СБМ В ЗАЩИТУ Уфы-II, а не ПРОТИВ кого-либо и чего-либо. Когда был соблазн вмешать информационные ресурсы Курултая башкир напрямую в профессиональное противостояние с Ивановым, он удерживался от столь опрометчивого шага. Или нашлось кому удерживать.
И видео с разгромом Иванова перед восторженным Курултаем в Интернет он не вывешивал.

Миф (точнее, «анти-миф») о городе Башкорт раскручивали не археологи, и даже не обычные журналисты, а именно экстремистский «помойный сайт» «Уфимская губерния» и канадский сайт «Открытая Уфа», прежде всего, его наиболее эпатажные авторы: Швецов и Некрасова. Как всегда – с неистовым визгом, глупостями и оскорблениями. Безусловно, проф. Иванов был далек от этой грязной кампании. Помнится, в разговоре проф. Иванов удачно сравнил данный Интернет-проект с одним низменным сантехническим приспособлением. Но зачем же почтенному мэтру сейчас с ней сближаться?

Передачи на БСТ, при всех своих недостатках, напротив, шли в обычном режиме популяризации проблемы, без всяких нападок на кого-либо, с целью спасти уникальные для края раскопки (чего отчасти удалось добиться). Там не было нападок на Иванова, ибо карты Меркатора и прочее - это факт. Критический разбор этих передач и гипотез в печати и Башнете – когда он в рамках – тоже был явлением полезным. Изложение гипотез и интерес к раскопкам – это обычное Просвещение, дело похвальное – хотя, конечно, чреватое мифотворчеством, если без меры. Но ведь эту грань БСТ удалось не перейти! Я сам имел честь участвовать в передаче по этому поводу с А.Н.Султановой и С.И.Хамидуллиным и могу свидетельствовать, что ничего от антинауки, фолькхистори в передаче не было.

Одно дело - передача, где даже Салават Хамидуллин (историк, вообще-то, причем со знанием арабского языка, автор серьезной научной монографии по истории Бурзян, как раз касающейся обсуждаемого вопроса) сознательно выступает именно как журналист. Это – «науч.-поп.», как называют на академическом сленге популяризацию науки.

И совсем другое дело, когда профессор приходит жаловаться на коллег в НАЦИОНАЛЬНУЮ организацию. Жаловаться отнюдь, как видим, не бесспорно - но ведь дилетанты этой бесспорности не увидят! Их волнует одно: наших бьют! Мифологический башкирский профессор Мажитов против правильного русского научного профессора Иванова!

Это - трайбализм чистой воды.

Важное

Рьяным участникам обсуждений вокруг Уфы-II хотелось бы задать важный, мне думается, вопрос: как повлияет на историю и общественное сознание, если, допустим, докажут, что такой город был?

Нет, представьте себе еще ужасней: если выяснится, что во времена оны он и впрямь назывался Башкорт?

Я, к примеру, не сторонник концепции о топониме Башкорт (мое ничтожное мнение, что топоним и в средневековье был - Уфа), но никак не пойму: из-за чего так волнуетесь-то, граждане.

Открою Вам страшную тайну: почти никак. Нет, для археологов и историков средневековья это все будет чрезвычайно интересно. Сенсационно даже.

Хотя им и сейчас интересно, у них работа такая, увлекательная. Но города такого технологического уровня – как правильно отметил проф. Иванов, в регионе не есть что-то потрясающее. Это не Мордор с дельтапланами из «Последнего кольценосца», уж поверьте.

Никак не изменится от сего открытия тот факт, что культура башкир исторически в целом сложилась как не-городская, как совершенно верно подметил о ней Р.Н.Рахимов. Но и концепция вечного культуртрегерства России и без того уступает место более взвешенным представлениям, о диалогичности культур – и опять же вне зависимости от средневекового городка, разбудившего непонятные страсти. И никакое уфаведение ее не спасет. Вот концепцию автохтонности башкир гипотеза Мажитова-Псянчина – да, усилила бы. И что? У башкир и так одних концепций этногенеза – три, теперь уже четыре – и, что, это как то укрепило или ослабило их статусно-ролевое положение? Нет. Они и так, при любой концепции, коренной народ Башкортостана. Уфа и так, в любом случае, их столица.

И милая провинциальная уфимская русско-купеческая старина XIX - нач. XX вв. уничтожается не при деревенском М.Г.Рахимове, а при демократическом и блистательно городском Р.З.Хамитове, под беспомощное попискивание креативных блогеров, которые только недавно восхищались «городским» подворотом брюк, как, очевидно, необходимым преимуществом нового президента РБ.

Но в целом, повторюсь, националистам всех мастей от любого – только научного, конечно, - исхода дискуссии мало что перепадает.
Хотя и они, конечно, найдут материал для своих мифов при любом исходе дискуссии.

А вот нервная реакция на означенную дискуссию объясняется именно болезненной психологией означенных националистов. От которой до сих пор далеки были уважаемые профессора Иванов и Роднов.

Для объяснения столь неадекватной реакции национально озабоченной общественности на очередной спор двух археологов нам пригодится упомянутая эпатажная блогерша Екатерина Некрасова. От нее есть одна несомненная польза – она, подобно настоящей Новодворской, как и положено юродивым, выкрикивает то, в чем стесняются признаться себе многие: воспитанность им не позволяет, здравый смысл, разум, - мало ли. Потому, что сам этот мотив иррационален, как и любая фобия. Но иррационально привлекателен. В случае с Уфой-II она расписала эту мотивацию блестяще.

Начинается ее разъяснение, как и положено, с телепатии: Мажитов и башисты своими раскопками хотят нам сказать - это наш город! Вас, оккупантов, здесь рядом не стояло! А главный мотив, естественно: опять русских обижают. Точнее, хотят обидеть.

Представление доброго Мажитова грозящим загадочным «русским оккупантам» тоном базарной торговки веселит меня чрезвычайно, но не удивляет – с творчеством эпатажной блогерши я знаком хорошо. Каким образом исчезнет вся «русская» часть истории Уфы, куда денутся дружно, всеми национальностями проводимые дни Аксакова и нетерпеливо ожидаемый памятник Нестерову, естественно, не уточняется. Потому как это – фобия, позыв к эмоциям, а не к логике.

Вопль души 25 лет униженного и оскорбляемого в самой же России народа, через особо болезненных своих представителей готовый выплеснуть обиду, месть, страх и раздражение на любой объект, на который безнаказанно сможет. Фобии всегда подлы – они лишены здравого расчета и, например, легко принимают дружелюбие за слабость – и готовы излиться, как в данном случае вышло, на башкир – именно потому, что от них не видно агрессии, которую эта шизоидная логика принимает за силу.

Но ведь это не так. Сила есть, просто она не в обиженных воплях. Сила есть у русских – и потому по-прежнему маргинальны обиженные шовинисты (хотя болезнь уже достаточно зрима).

Сила есть у башкир - потому в массе своей они на фобии не ведутся (хотя и в их народном сознании уже немало тяжких болезней). После шока от номенклатурного переворота 2010 года сила и рефлексия башкир «ушли в катакомбы», в латентных формах идет напряженная переоценка, диалоги, размышления, «сборка нации заново». Вред от столь чудесного изобретения, как башкирофобия – немалый.

Пример: ныне протест у башкир преимущественно переходит в этнорелигиозные формы. Сфера, которую власть и общество еще не научились не только контролировать, но даже ясно понимать. А ведь нужно не просто понять – но и различить, нейтрализовать, обратить эти силы во благо. И конечно, в этой конфликтогенной, малоизученной области, необходимо заранее демонтировать русофобский потенциал – а для этого безусловно нужно ликвидировать башкирофобию (но и это лишь часть работы).
Пляски же вокруг Уфы-II, например, ее только разжигают.

Люди думают: если ПРИ ЭТИХ УСЛОВИЯХ: подавляющая распространенность русского языка, смена русофобии СМИ навязчивой официозной русофилией и барабанным патриотизмом - у русских националистов доминируют фобии, по типу: «русских обижают»! - то что же такие себе позволят, если пустить их во власть? перестанет им быть «русских обижают!» если мы выкрестимся, что ли? или башкирский язык в школах уберем - бочком, бочком, токмо в выходные?

Стереотипно, лубочно, но воспринимается примерно так. И порождает соответствующую реакцию. Так вот, эти войны мифов и стереотипов следует пресекать на корню. И думается, уважаемые профессора обоих оппонирующих сторон в этом со мной согласятся.

Напомню, на собрании историков в АН РБ мне лично выпало, при обоих оппонентах, профессорах Иванове и Мажитове, и с их согласия, задать вопрос Мансуру Аюпову: собирается ли Академия наук РБ проводить конференцию по Уфе-II? На что был получен четкий положительный ответ, практически при всем историческом сообществе Башкортостана. Обещание пока не выполнено, но оно дано. С 2011 г. стоит подпись Р.З.Хамитова под проектом музейного комплекса «Древней Уфы». Обсудить который опять же лучше на конференции.

Поэтому повторюсь, для любых настоящих башкирских и русских патриотов, общественных организаций, Собора и Курултая, я вижу только одну адекватную реакцию: солидарно требовать от АН РБ и УНЦ РАН обещанной всероссийской или международной конференции. Вместе помочь ее проведению. Корректно, спокойно, не критикуя ни одного из ученых, ибо не профессионалы мы в археологии, а они профессионалы.

Азат Бердин, РБ21








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Участник
  • 21 | 21.02.2014, 12:55 | Автор: УФИmez
    Публикации: 0 | Комментарии: 935 | Рейтинг: +120,6
# 14 | 21.02.2014, 12:31 | Автор: Дед
Публикации: 1 | Комментарии: 1415 | Рейтинг: -163

...... если человек пишет аргументированно, то...
********************************
В каком месте ...ердин пишет аргументированно.Измышления,основанные на башкирских хотелках.ХОТИМ величия,ХОТИМ 1500 лет...Нашли одну монетку,которая впоследствии пропала...Никаких доказательств.Зато выдумали город башкорт...Бред мажитова.Вчера где то проскочило,что могут вскоре этот район раскопок закатать в асфальт. Дак уж скорее бы.Не будет предмета измышлений мажитова-...ердина.Глядишь успокоятся.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 22 | 21.02.2014, 13:09 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Что-то не оправдывают свои расходы Мажитов,Бердин... если так вести себя то и Главный от нас откажется, что за раздрай а ведь все так хорошо начиналось в чем дело?



1

  • Изображение
  • Участник
  • 23 | 21.02.2014, 13:13 | Автор: kaderle.ru
    Публикации: 0 | Комментарии: 143 | Рейтинг: +12,6
Упс.... чуть po-лик у мышки не сломала.... пока до конца докрутила.
Ну вот не стоит это 20 минут моей жизни!

1. Действительно, а сам к Некрасовой неравнодушен в смысле,- неприемлет из-за...
2. Использует всякие околонаучные термины... Трайбализм... А ведь он и означает, да и разоблачает ваши башистско-чиновничьи методы правления во времена Муртазы...
3. И хотя скоро уже 4 года будет как его формально "не стало", на деле именно он верховодит над многими деяниями в республике. Ибо имеет большие деньги при себе, украденные у населения РБ.
4. Хамитова мы хорошо узнали по проведению последних выборов. Он такой человек, который может легко докаазать белое черным, и наоборот. Но в "борьбе" с Рахимовым, и его "бандой чиновников" он показывает себя "несостоятельным". Здесь, надо думать, есть свои особые тонкости...



3

  • Изображение
  • Эксперт
  • 24 | 21.02.2014, 13:24 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39742 | Рейтинг: +6512,1
- Примечательно, что найденное золото – местного производства, и оно похоже по составу на извлеченное из Филипповских курганов..
===========
Железная логика. Не придерёшься.

Тогда и наличные доллары печатают в России, поскольку у российского населения полно этих банкнот на руках, а амеры за всё платят с карточек.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 25 | 21.02.2014, 13:26 | Автор: Дед
    Публикации: 1 | Комментарии: 5035 | Рейтинг: -756,6
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
В каком месте ...ердин пишет аргументированно.Измышления,основанные на башкирских хо***ах.ХОТИМ величия,ХОТИМ 1500 лет...Нашли одну монетку,которая впоследствии пропала...Никаких доказательств.Зато выдумали город башкорт...Бред мажитова.Вчера где то проскочило,что могут вскоре этот район раскопок закатать в асфальт. Дак уж скорее бы.Не будет предмета измышлений мажитова-...ердина.Глядишь успокоятся.
---------------------
Вот типичный пример Кухарки и ее клонов (кстати сама Кухарка писала: не читала). Ваш лозунг: Не читал, но осуждаю!!!!!



4

  • Изображение
  • Гость
  • 26 | 21.02.2014, 13:36 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Каримушка ты гнида!
Живи долго подохни в канаве!



0

  • Изображение
  • Участник
  • 27 | 21.02.2014, 13:41 | Автор: kaderle.ru
    Публикации: 0 | Комментарии: 143 | Рейтинг: +12,6
Сила есть у башкир - потому в массе своей они на фобии не ведутся (хотя и в их народном сознании уже немало тяжких болезней). После шока от номенклатурного переворота 2010 года сила и рефлексия башкир «ушли в катакомбы», в латентных формах идет напряженная переоценка, диалоги, размышления, «сборка нации заново». Вред от столь чудесного изобретения, как башкирофобия – немалый.
=========================
Если даже думать, что и башкирофобия, русофобия, и татарофобия нужны центру как любой империи, так и нашей, что же вы, скажем, как продвинутый трайбалист, не боритесь с этим злом, и, хотя бы этим не пробовать завоевать доверие других народов, и вместе с ними не пытаться бороться вначале за достойного "Башлыка" республики, а затем и демократические порядки хотя бы только в республике (если бы хотели от чистого сердца продолжения ее существования, ибо в таком виде она почти никому не нужна)...
"Государственный переворот в 2010-м..." для вас большой удар... А то, что татары во все годы правления Рахимова по сути проживали, и продолжают проживать и сейчас, в условиях этноцида, вас только радует, надо полагать... И в таких условиях вы ожидаете, что татары должны относиться к вам с любовью... Странная политика... у ученых трайбалистов...



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 28 | 21.02.2014, 13:42 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39742 | Рейтинг: +6512,1
Кочевники почти всегда располагали городами, они без этого не могут – что из
===========
Чё тут спорить? Пошли смотреть, где в наличии такие города?

А то кадры бегают и неплохо выглядят, а ни одного своего города нет.
Метят, как коты чужие постройки, да вывески на свой лад коверкают.
И это вся их цивилизация!?
Всё онЕ раньше знали и умели, а нынче забыли и расхотели. Мигрень?

Ща про Аркаим кудахтать начнут!))))
Там деревяшки нетленно в степи пролежали под небом тыЩи годов.)))
А нынешние доски сгниют без следов за десяток годов.



4

  • Изображение
  • Гость
  • 29 | 21.02.2014, 13:44 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Вот типичный пример Кухарки и ее клонов (кстати сама Кухарка писала: не читала). Ваш лозунг: Не читал, но осуждаю!!!!!
------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------
Это такой пиар п ердинского опуса? Даже если еще раз прочтем, все равно башкирофилии к трайбалисту не пообещаем, он сам признался, что сейчас у племенных башкир латентный период становления нации из племенной башкирской популяции!
Когда п ердин писал в прокуратуру, и обещал "обозленные и разъяренные массы из аулов" башкирофилия, как-то активней разгоралась!



2

  • Изображение
  • Гость
  • 30 | 21.02.2014, 14:51 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Высшей властью в городе был губернатор. Дом-музей Аксакова - это губернаторская резиденция. Часть дома была жилой, в другой производился прием посетителей. Последняя резиденция губернатора - дом на углу Тукаева и Советской, там сейчас находится Министерство здравоохранения.

Являясь высшей властью в губернии, делами непосредственно города губернатор занимался мало, для этого существовала городская дума. Это был выборный орган, избиравшийся раз в 3 года. "Гласные" (депутаты) выбирались от сословий.

Такой порядок был заведен после указа 1785, до этого городом управлял магистрат, а еще раньше - ратуша. Окончательно система сложилась после указа Александра II в 1870 году.

Первые выборы нового типа проходили с 25 ноября 1870 года. На них были представлены три сословия:

-Крупные собственники. Их было 31 человек, но они уплачивали треть городских налогов

-Средний класс - мещане - 118 человек. Они тоже уплачивали треть налогов

-Остальное население, имевшее избирательное право - 1126 человек. Они уплачивали оставшуюся часть. Кто городских налогов не платил, тот и в выборах не участвовал.

"Гласных" городской думы, избиралось по 23 от каждой группы (курии). В первой думе оказалось 40 купцов, 17 дворян и чиновников, 1 священник, 11 мещан и крестьян.



Рабочим органом Городской дума была Земская управа. Она занималась благоустройством, больницами, школами, транспортом, регулировала торговлю и т.д.

Источниками городских доходов были налоги на недвижимость, торговлю и промыслы, а также доходы от городской собственности. Сейчас все обстоит точно так же, только масштабы стали другими.

Из городского бюджета финансировались полиция и пожарные. Контролировал работу думы губернатор и назначенный им орган, со своеобразным, по современным понятиям, названием - "Губернское по городским делам присутствие".



1

  • Изображение
  • Участник
  • 31 | 21.02.2014, 14:52 | Автор: УФИmez
    Публикации: 0 | Комментарии: 935 | Рейтинг: +120,6
# 20 | 21.02.2014, 12:45 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

Про Мажитова - очень добрый, очень честный, очень скромный и отзывчивый человек. Учёный и педагог каких к сожалению ПОКА ЕЩЁ мало среди нас башкир. Рядом с ним можно поставить только наверное профессора Мелеушу Галеевну Муртазину из академии искусств. Знаю лично более 30 лет. ( может ещё кто то есть , но их знаю лично) ЭТИМ ЛЮДЯМ МОЖНО ВЕРИТЬ ПРОСТО НА СЛОВО. Без всяких ЭКСПЕРТИЗ.
******************************************
Ага,этот маразматик и приспособленец выполняет заказ платящих ему правителей башкерии.Вместе со своими родственниками присосался к кормушке.И всему,что он не придумает,мы должны верить?Это истина в последней инстанции? На свалку такого знатока,совсем извратил историю...В угоду баш. националистам.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 32 | 21.02.2014, 14:58 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
конференции,семинары,совещании ... - болтологии! При чем? Факты?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 33 | 21.02.2014, 15:00 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
# 16 | 21.02.2014, 11:47 | Автор: Harrison | На сайте

И про воеводу со стрельцами особенно.
---------------------------
Да, твои воеводы со стрельцами такие из себя этнографы!

Из Хронографа 1617 года
о «людѣх дивиихъ».

Об Аримаспах
Люди аримаспы живут в дальних землях Татарских, а имеют по одному глазу, или оку, и ‎сражаются с грифами за жемчуг и золото.‎

О Неурилах
Люди неурилы живут в дальних Татарских землях, и дано им превращаться из человека в волка, а ‎из волка — вновь в человека.‎

О Щиритах
Люди щириты живут в Татарской земле, без ушей, только лишь дыры вместо ушей.‎

Понятно вам, татарове?
по одному глазу, другой выклевали. Вместо уха дыра, кто вас так обкарнал?
И вобще вы оказывается оборотни.

Харрисон ты случаем не татарин? вишь как твои стрельцы с воеводами расписали



0

  • Изображение
  • Гость
  • 34 | 21.02.2014, 15:10 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
зудЯВКа, у тебя в РБочке статусней выступать получается, жаль пердин не терпит конку рен ции в трайбализме!
Вернись, к своему прямому делу, продолжи подго товку к терракту на шособриксах, а то п р о с р е ш ь башкирскую бомбу, как п р о с р а л а башкирскую титульную п р о п а г о н д о н н ую работу!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 35 | 21.02.2014, 15:19 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
# 31 | 21.02.2014, 15:00 | Автор: Зулия | На сайте
Вот каких ценных наблюдений оставили твои этнографические воеводы со стрельцами:
К концу XV— началу XVI столетия относится составление совершенно своеобразного оригинального литературного этнографо-географического
‎«Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных»

- В той же стране есть и иная самоедь, по пуп люди мохнаты до низу, а от пупа к верху как обычные люди.

- В той же стране и иная самоедь. По обычаю — люди, но безглавы, рты у них между течами, глаза на груди. Еда их — сырые головы оленей. И когда они едят, то головы оленьи мечут себе в рот на плечи, а на другой день кости измещут из себя туда лее. Не говорят.

- Да есть у них таковы люди лекари: у которово человека внутри нездорово, и они брюхо режут да нутрь вымают. Да в той же Самоеди видали, кажут, Самоед же, старые люди с горы подле море мертвых своих идут, плачющи, множество их, и за ними идет велик человек, палицею железною погоняя их.
---------------------------
В своих мемуарах твои воеводы и стрельцы не оставили воспоминаний, и слава богу!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 36 | 21.02.2014, 15:22 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
# 21 | 21.02.2014, 12:55 | Автор: УФИmez
Ты еще вспомни про православный крестик 18-го века, такой блестященький, медненький. про который Некрасова сокрушалась

Мажитов который загнал на барахолке



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 37 | 21.02.2014, 15:24 | Автор: Harrison
    Публикации: 61 | Комментарии: 11995 | Рейтинг: -1952,9
Зуля, не рычи, лучше скажи, куда город Башкорт дели?
Ищут-ищут, все найти не могут.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 38 | 21.02.2014, 15:27 | Автор: УФИmez
    Публикации: 0 | Комментарии: 935 | Рейтинг: +120,6
33 | 21.02.2014, 15:22 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 13 | Комментарии: 14455 | Рейтинг: -393,9

# 21 | 21.02.2014, 12:55 | Автор: УФИmez
Ты еще вспомни про православный крестик 18-го века, такой блестященький, медненький. про который Некрасова сокрушалась

Мажитов который загнал на барахолке
***************************
Зуля,а вот насчет крестика ты права!В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ мажитова есть фотоиллюстрации.Где среди находок в городище помещено фото и крестика. Сам мажитов фото поместил.
ВОТ ВЕДЬ ШЕЛЬМЕЦ,ЗАГНАЛ КРЕСТИК!!!



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 39 | 21.02.2014, 15:35 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
# 35 | 21.02.2014, 15:27 | Автор: УФИmez | На сайте
Ты думаешь за него много дали? Медный, не драгметалл, древностью всего лишь 17-век, много не дадут.
пешите заяву.
А ведь первыми жителями городища Уфа были православные христиане, археологическое открытие учоной Некрасовой.
См. пост от Некрасовой
http://vk.com/topic-11958504_21546085
"Первыми жителями городища Уфа-2 были православные?"

прискорбно, пишет комментатор.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 40 | 21.02.2014, 15:38 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
# 37 | 21.02.2014, 15:24 | Автор: Harrison | На сайте
Публикации: 17 | Комментарии: 2786 | Рейтинг: +874
Зуля, не рычи, лучше скажи, куда город Башкорт дели?
Ищут-ищут, все найти не могут.
------------------------
Ну да, Некрасова обнаружила всего лишь ржавые железки, трухлявые дощечки, косточки, кусочки глины.
вот и все чего нашел Ищериков. Шарлатан!
На мыло Ищерикова!



0