Календарь новостей
«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Воровской минздрав ...

Если посмотреть на закупки Минздрава, то кажется, что там сплошные ...
  15.01.2021   31064    86

Позорище Башкирии: ...

Элвин Грей получил от Башкирии 30 млн рублей на музыкальное шоу. Проект, в ...
  14.01.2021   24241    46

МВД начало проверку ...

Ранее бывший лидер запрещенной в России организации “Башкорт” Руслан Габбасов ...
  14.01.2021   33506    18

Оксана Савченко: Башкиры ...

Восьмикратная паралимпийская чемпионка, депутат Госсобрания РБ Оксана Савченко, ...
  14.01.2021   41284    33

Неправильные башкиры. ...

Нет, всё-таки правильно пел Ростислав — «Только савельевы спасут Башкортостан». ...
  13.01.2021   23270    110

Челобитные к царю вместо ...

Айдар Муллануров: Вместо механизма обращения в суд, в России действует механизм ...
  13.01.2021   14550    16

Им азарт, а народу жрать ...

Премьер-министр Башкирии заявил, что кризис экономики вызывает у него азарт. ...
  12.01.2021   40842    19

Украли, но обещали ...

Радий Хабиров поручил вернуть башкортостанцам деньги, переплаченные за тепло. ...
  12.01.2021   37181    21

Требует и требует уж ...

Путин потребовал от прокуратуры жестко пресекать коррупцию в России. ...
  12.01.2021   21053    14

Ни ума, ни юмора и вечно ...

Активисты башкирского национального движения призвали “принять меры” в ...
  11.01.2021   28245    136

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Январь 2021 (14)
Декабрь 2020 (55)
Ноябрь 2020 (53)
Октябрь 2020 (61)
Сентябрь 2020 (72)
Август 2020 (91)


Польша свободна, а Россия нет. Почему так произошло?

  • Опубликовано: Егерь | 27.07.2014
    Раздел: История | Просмотры: 43391 | Комментарии: 22
0


Свобода пришла в Польшу раньше, чем в Россию. Пришла другой походкой, в другом облике, с другими песнями. В России и Польше вообще все всегда по-разному – тем, по большому счету, поляки и русские друг другу и интересны. И вот журналист и бард Нателла Болтянская и доктор политологии, директор Польского культурного центра в Москве Марек Радзивон обсуждают сходства и различия культуры и политической практики инакомыслия в двух странах во второй половине ХХ века, рассказывают свои истории и удивляются рассказам друг друга. Их диалог смотрите на странице проекта «Говорящие головы».

Польша свободна, а Россия нет. Почему так произошло?


Советские инакомыслящие наблюдали победу польской «Солидарности» издалека, с завистью и с некоторой печалью, потому что ясно было – у нас так не получится. Впрочем, спустя несколько лет получилось и у нас, но совсем по-другому. И то, какие разные общественные и политические системы сформировались к сегодняшнему дню в Польше и в России, – следствие тех исходных различий.

В Польше тоталитаризм никогда не пускал корней столь глубоких, как в СССР, рассказывает Радзивон. Были и моменты массовых выступлений интеллигенции против сталинизма, были и десятилетия внешней политической стабильности, но под покровом социалистического строя даже не теплилась, а уверенно существовала параллельная жизнь, из которой в конце концов и вышли люди, покончившие с социализмом. «Церковь была островом свободы не только для верующих, но и для либерально-интеллигентской среды. Адам Михник и те, кто был старше него, не ходили в костел, но находили в церкви очень большую поддержку», – объясняет Марек Радзивон. Польский костел не разложился под воздействием внедрявшихся в него спецслужб: еще в начале 1950-х так называемых ксендзов-патриотов, а проще сказать – сексотов, подвергли «мягкой, тихой внутренней люстрации» и полностью отрезали им путь к карьерному росту. С таким костелом государство ничего не могло поделать, коль скоро оно не было готово его физически уничтожить. А уничтожить было нельзя – это неминуемо вызвало бы неукротимый гнев другой общественной силы, бытие которой резко отличало Польшу от Советского Союза даже в годы их наибольшего политического сближения. Речь о крестьянстве, не согнанном в колхозы, сохранившем небольшие частные хозяйства, а с ними – и чувство собственного достоинства и независимости. И это тоже был «остров свободы».

Польская свобода в изображении Марека Радзивона складывается в целый архипелаг. Пока он невелик, на поверхности моря виднеются одни верхушки гор, но придет время, и горы проявят свою вулканическую природу, начнут, извергаясь, расти и так создадут новую землю – новую Польшу.

Третий из этих островов – университетская среда. Не то размытое понятие «интеллигенция», к которому мы привыкли в России, а именно университетская корпорация, по-средневековому (да просто по-европейски) объединяющая преподавателей и студентов. Несовместимость этой корпорации с тоталитаризмом хорошо понимали нацисты, обрушившие на польских ученых и преподавателей всю мощь своего террора. Старые польские университеты, прежде всего Варшавский, стали центрами сопротивления тоталитаризму и в его советском, послевоенном варианте.

Рассказ о быте этой среды заставляет нас, имеющих совершенно другой опыт, удивляться. Профессор и даже декан факультета мог занимать эту должность, не вступая в партию. Можно было поддерживать достойное существование семьи, не попадая в зависимость от спецраспределителя. И даже в тюрьмах польские инакомыслящие не подвергались такому жестокому прессингу, какой приходилось претерпевать инакомыслящим в СССР, и имели возможность сохранить достоинство.

Логичный вопрос Нателлы Болтянской: «Что польские диссиденты знали о своих советских коллегах? Что у них было общего?» Неожиданный ответ Марека Радзивона: «Почти ничего. Между польской и советской диссидентской средой была разница, – поясняет он. – Советские диссиденты – это нравственный выбор, польские – политический».

Польские диссиденты боролись за власть в своей стране, не считая это дискредитацией идеалов или компромиссом. Практическая политическая направленность борьбы свела их с рабочим движением. Так родился феномен «Солидарности».

Из СССР все это казалось странным. Директор московской школы начала 1980-х годов, рассказывает Нателла Болтянская, подавляя бунт старшеклассниц, восставших против запрета на ношение нейлоновых колгот, кричал на девчонок: «Вы что, польский балаган тут будете устраивать?!»

Пожилой, опытный советский директор был прав, ибо смотрел в корень. Любой порыв к свободе, любой бунт против бессмысленных, ханжеских, ретроградных, косных запретов, любая манифестация собственной «взрослости» (в особенности в исполнении целых социальных слоев или даже народов), любой отказ от навязчивой регламентации и любое требование доверия к себе – сродни «польскому балагану».

Вот только то, что для поляков тогда было настоящей борьбой за взаправдашнюю свободу и демократическое устройство страны, из недр умирающего брежневского режима виделось каким-то театром, фарсом, балаганом. Директор московской школы не мог поверить в то, что поляки это всерьез.

Пресловутая коллаборантность советской интеллигенции высвечивается этим чужим опытом с неожиданной стороны. Мы разные. Различный исторический опыт как будто диктует нам разность дальнейших путей, но значит ли это, что безнадежно различны наши цели?

Slon.ru
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Участник
  • 21 | 28.07.2014, 21:45 | Автор: Rusich
    Публикации: 1 | Комментарии: 344 | Рейтинг: -23,3
# 16 | 27.07.2014, 13:57 | Автор: ketrin_2 | На сайте
Публикации: 0 | Комментарии: 1191 | Рейтинг: +299,5

Правильнее не Славянск,т.е не от слова славяне. произошло. а от слова слава. Правильно Славянск,ударение на "А"

Никак от слова "слава" Славянск образован быть не может. Разбери "Славянск" на корень-суффикс-окончание.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 22 | 29.07.2014, 15:41 | Автор: гаццкий папа
    Публикации: 0 | Комментарии: 994 | Рейтинг: -50,2
Польша всегда была свободна, но только от здравого смысла! )))



1