Календарь новостей
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Просроченное ...

30 лет новейшей истории Башкортостана: 4 смысловых сюжета вице-премьера Азата ...
  23.10.2020   30837    39

В Туймазах откопали ...

В Башкортостане презентовали "Карту башкирских родов" и пособия по краеведению. ...
  23.10.2020   15016    68

«Рукопожатие крепкое»: ...

В мэрии Уфы назвали недостоверной информацию о болезни главы города. А ...
  22.10.2020   11905    16

Мрите как хотите: В ...

Минздрав Башкирии изменит порядок доступа пациентов к обследованию на ...
  22.10.2020   42460    20

Новый акт хамидуллинской ...

Предками одного из башкирских родов могли быть исседоны, упомянутые Геродотом в ...
  22.10.2020   22281    67

Хватило совести судиться ...

Александр Сидякин и Ростислав Мурзагулов подали в суд на Рауфу Рахимову и ...
  21.10.2020   39578    28

Мэрия Уфы отрицает ...

Уфимская мэрия намерена подать в суд на СМИ, сообщившие о болезни Ульфата ...
  21.10.2020   42748    7

Башкирская медицина мэру ...

Мэра Уфы Ульфата Мустафина отправили спецбортом в Москву ...
  21.10.2020   27326    14

Медицина Башкирии станет ...

Радий Хабиров призвал ускорить выписку из больниц и ограничить обследования на ...
  20.10.2020   28854    28

Таблички памяти и ...

Путинские слова о том, что мы никому не позволим переписать историю, давно ...
  20.10.2020   19562    64

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Октябрь 2020 (49)
Сентябрь 2020 (72)
Август 2020 (91)
Июль 2020 (77)
Июнь 2020 (108)
Май 2020 (98)


Древнейший источник по истории города Уфы

  • Опубликовано: Ирек | 02.01.2015
    Раздел: История | Просмотры: 18061 | Комментарии: 35
1


Уже который год идут баталии вокруг поиска пре древнего города нашего края, предшественника нынешней Уфы. Вообще-то чего-то уже нашли, объявили это, может с некой претензией городищем Уфа-II, и теперь воюют со всеми кто сомневается в возрасте этого городища, и кто хоть чуток сомневается, что это древний башкирский город.

Древнейший источник по истории города Уфы


Относительно недавно, на сайте РБ21 обрушились с таковой войнушкой на известного археолога, уфимского профессора Иванова В.А. Первым 20 февраля сего года, конечно же, выступил главный актёр этого сайта Азат Бердин, причём со статьёй, подписанной «специально для сайта «РБ21», сам себе здесь получается ведь. Затем, почти сразу же, уже 21 февраля со статьёй с той же спец. пометкой продолжил начатое историк, журналист, и ведущий телепрограммы «Историческая среда» Салават Хамидуллин. С первым, с главным актёром сайта РБ21, в общем-то, всё понятно, а второй, помимо общей войнушки, похоже, подвигнулся на обличительную статью, представленную им «специально для сайта «РБ21» ещё и с личной обиды. Оказывается, по скорым в тексте статьи словам Хамидуллина профессор Иванов В.А. высказывался: «Когда я читаю эти публикации и телевизионные передачи, которые ведет Хамидуллин, первая реакция бывает такая что, хочется постучать по телевизору и сказать: «Ты мозги-то включи, прежде, чем такие грандиозные передачи устраивать!!!».

Однако стоп. Не об этом мой нынешний пост. Оговорюсь только, я лично за, ну, тот некий древний город, Башкорт ли это, Туратов ли, Карукия ли, или даже Pascherty. В силу того, что я не компетентен в данном вопросе, я никак и не хочу в нюансы этого вникать. Вместе с тем, по этим вновь обострившимися баталиями, вспомнилось мне, что я, как простой читатель, обыватель, увлекающийся историей родного края, некогда отксерил статью известного учёного, связанного своими работами и с нашим краем, Демидовой Н.Ф. по истории Уфы. Отсканировал я листы с этой статьей, и предлагаю на внимание её почтеннейшей публике Живого Журнала:

Н. Ф. ДЕМИДОВА

ДРЕВНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ГОРОДА УФЫ

История основания г. Уфы, его расширения, формирования основных групп городского населения, наконец, складывания русского землевладения в окрестностях до сих пор содержит немало белых пятен. Причину этого следует искать в крайней скудости сохранившихся источников по истории края для кон­ца XVI и начала XVII вв. Невосполнимой утратой в этом от­ношении является гибель материалов приказа Казанского дворца — центрального учреждения, осуществлявшего управ­ление Башкирией в XVI—XVII вв. От деятельности органа местного управления — Уфимской приказной избы — для ран­него периода сохранилось лишь небольшое количество разроз­ненных и трудно датируемых документов, главным образом представленных отрывками земельных дел.

Исходя из этого особенно большое значение приобретает введение в научный оборот такого источника сводного ха­рактера, каким является публикуемая «Отводная книга по Уфе», хранящаяся в Центральном государственном архиве древних актов в Москве1. Она находится в составе фонда По­местного приказа, в ведении которого в XVI—XVII вв. сосре­дотачивался надзор за распределением всех земельных фон­дов государства.

Ввиду уникальности источника остановимся подробнее на его внешних особенностях. Книга невелика по формату, за­ключена в твердый картонный переплет. Она содержит 203 листа, на последнем дано ее более позднее описание, от-

1 ЦГАДА, ф. 1209 (Поместный приказ), кн. 517.

253

носящееся, если судить по почерку, к середине XVIII в.1. В нем содержится перечисление дефектов рукописи, говорится, что она «ветха и последних листов нет», а также, что «два листа углы сгнили до половины, да... четыре листа погнили углы»2. Действительно, наиболее пострадали от времени конечные листы книги, часть которых по краям оборвана. В настоящее время поврежденные листы реставрированы. Это предупреж­дает их дальнейшее осыпание. Основная же часть книги со­хранилась прекрасно. Одновременно с составлением описания в XVIII в. была проведена цифровая нумерация листов. Пер­воначально книга не имела никакой нумерации, а сохранность листов в ней обеспечивалась полистной скрепой.

К указанным в описании XVIII в. дефектам добавим, что, кроме потерянного конца книги, утрачено еще 2 листа из на­чальной ее части, которые помещались первоначально между листами 4 и 5. То, что утрата листов не нарушает их общую нумерацию, свидетельствует о том, что она произошла еще до описания и нумерации книги в XVIII в.

Что же представляет собой данный источник и когда он был составлен? Прежде всего следует отметить, что само архивное название книги «отводная» несколько условно и было дано ей при упоминавшемся уже описании XVIII в., по-видимому, на основании записей на ее первом листе. Об этом свидетель­ствует и то, что в заголовке упоминаются фамилии отводчи­ков, встречающиеся также только на начальных листах книги, фамилии же дальнейших отводчиков опущены. На корешке книги дается сокращенный заголовок «Подлинная отводная. Уфа. С 7100 по 7133 гг.». В действительности источник явля­ется копийной книгой, т. е. сборником записей земельных ак­тов разного характера. Хронологически они охватывают пе­риод с 7100 по 7132 год, т.е. с 1591—1592 по 1624 год (здесь и далее, жирным шрифтом выделено мной – И.Г.). Записей 7133 (1624—1625 гг.) г., о наличии которых говорится в заго­ловке XVIII в., .в книге .не сохранилось.

Книга была составлена единовременно. Примерное время ее составления можно установить на основании имеющейся по всем листам книги скрепы уфимского воеводы С. И. Во­лынского Меньшого. Так как воеводство его на Уфе приходит­ся на 1624—1626 гг.3, то можно с достоверностью считать, что книга была составлена в этот промежуток времени. Однако

1 ЦГАДА, ф. 1209 (Поместный приказ), кн. 547, лл. 203—203об.

2 Т а м ж с, л. 203об.

3 А. Барсуков. Списки городовых воевод. СПб., 1902, стр. 263.

254

документов за время воеводства Волынского до нашего вре­мени в ее составе не сохранилось, на их возможное наличие указывает краткий заголовок книги.

Таким образом, в 1624—1626 гг. в Уфе была составлена сводная книга, включавшая около 100 документов о наиболее ранних земельных отводах в районе города. Книга, по-види­мому, составлялась по требованию Поместного приказа, куда

и была прислана.

Подавляющее число включенных в книгу записей является копиями (списками) документов на отвод земель в частное или общинное пользование, оформлявшихся «отдельными» или «отводными» книгами. Вместе с тем в книгу включены и другие документы о землевладении, а именно, дозорные, раз­дельные, ввозные и др.

Содержание отводной книги, несомненно, послужит осно­ванием для детальных исследований разных сторон ранней истории Уфы. Остановимся очень кратко на возможных на­правлениях использования данных этого ценнейшего источ­ника.

Прежде всего, он позволяет выяснить время появления в Уфе постоянного служилого гарнизона, служба которого была обеспечена земельными дачами. Оно, несомненно, совпадает по времени с таким общим мероприятием, как массовый от­вод поместных земель (1591—1594 гг.), с записи о котором начинается книга. В связи с этим возникает вопрос: имели ли место какие-либо более ранние раздачи земель в районе Уфы, не включенные в книгу? На этот вопрос трудно ответить опре­деленно, но скорее всего можно предположить, что до этого времени официальных раздач земель не было, а землепользо­вание осуществлялось явочным порядком. Однако надо ду­мать, что явочное землепользование до общих крупных отво­дов было не правилом, а исключением в уфимской практике. Поэтому расположенный в Уфимской крепости временный гарнизон до начала 90-х годов XVIII в. неизбежно должен был обеспечиваться казенным продовольствием, т. е. выдачами так называемого хлебного жалованья. Так как подвоз хлеба из центральных районов государства был сопряжен со значи­тельными трудностями, то на первых порах уфимская адми­нистрация прибегла к созданию местной хлебной базы, чго вылилось в организацию в ближайших к городу окрестностях «государевой» или десятинной пашни, урожаи с которой и шли на снабжение хлебом служилых людей. Разбросанные в тексте публикуемой книги косвенные указания убедительно

255

свидетельствуют о существовании казенной пашни еще до зе­мельных отводов 90-х годов. Источник указывает и конкрет­ное местоположение отдельных ее участков. Так, за р. Суто­локой было расположено «заднее гумно государевой ближней пашни». На первых порах десятинная пашня могла обрабаты­ваться самими служилыми людьми, что для окраины нередко являлось одной из служилых обязанностей и впоследствии по­лучило широкое распространение в Сибири. Однако в основ­ном в окрестностях Уфы обработка десятинной пашни осу­ществлялась трудом дворцовых крестьян, для которых даже определяются ее размеры, вернее соотношение с «собинной» пашней, которую крестьяне пахали на себя.

По-видимому, десятинная пашня не могла полностью удов­летворить местную потребность в хлебе, что и повело в 1692— 1694 гг. к общему наделению поместной землей уфимских слу­жилых людей всех разрядов. Как и всякое новое «заведение пашни», оно сопровождалось выдачей казенных ссуд семе­нами.

Общий отвод земель 90-х годов XVI в. позволяет выявить состав первого населения Уфы. О том, что в данном случае мы имеем дело с созданием постоянного контингента уфим­ских городовых служилых людей, свидетельствует последу­ющее включение многих упоминаемых в отводе фамилий в состав сформировавшегося в XVIII в. уфимского дворянства.

Сословная структура складывавшегося в конце XVI в. в Уфе постоянного городового служилого населения, как она рисуется на основании первых отводных книг, была типичной для всех южных крепостей Русского государства, вместе с тем она имела и некоторые специфические особенности, опре­делявшиеся источниками для комплектования служилых лю­дей на месте.

Верхний слой общества был представлен небольшим ко­личеством городовых детей боярских (примерно 5). Далее шли служилые новокрещены и татары, воротники, стрельцы, вожи, а также единичные служилые люди — толмач, сторож, кузнец. Как видим, общее количество жителей города в 90-х годах было невелико, оно немногим превышало 200 чел. При этом наиболее многочисленной группой являлись стрельцы (более 150 чел.).

В национальном отношении подавляющая часть служилых людей состояла из русских переведенцев из других городов. Вместе с тем их состав, видимо, пополнялся за счет служилых татар, переведенных из Казанского уезда, и новокрещен, вклю-

256

чавших представителей и других народностей (в т. ч. мордву).

Особенность первых земельных отводов наложила свой от­печаток на характер служилого землевладения края в даль­нейшем. В индивидуальное владение отводились земли только верхушке служилого сословия. Основная же часть служилых людей (в т. ч. и стрельцы) получала их в общинное пользова­ние. Результатом была крайняя мизерность земельных участ­ков (от 4 до 50 четей в поле), сохранившаяся и в дальней­шем. Известно, что вплоть до 2-й половины XVIII в. Башкирия не знала крупного феодального землевладения.

Географические ориентиры отводов свидетельствуют о том. что первые поместные земли располагались нешироким коль­цом вокруг города. На основе сравнения включенных и кни­гу документов разного времени можно проследить постепен­ное расширение этого кольца.

Зафиксированные книгой поздние отводы свидетельствуют не только о расширении района служилого землевладения под Уфой. Мы находим в них сведения и другого .рода, в т. ч. о дальнейшем распространении десятинной пашни, об увеличе­нии поселений дворцовых крестьян, наконец, о возникновении в начале XVII в. новой для края формы феодального земле­владения— а именно, монастырского.

Особенно ценны имеющиеся в источнике описания кре­стьянских хозяйств, а также указание на наличие в конце

XVI в. башкирского земледелия в районе Уфы.

Немалый интерес представляют сведения, которые можно почерпнуть из отписной книги по истории самого города. Не­которые из них относятся непосредственно к городу начала XVII в. — это записи об обмене дворами, расширении их, о разрешении на постройку лавок и т. д.

Однако нельзя забывать, что в книге фактически речь идет именно о той территории Башкирии, которая в настоящее вре­мя полностью вошла в границы современной Уфы. С этой точки зрения для нас особенно интересен материал, позволяю­щий связать планы города в настоящем со старой топогра­фией местности.

Большое количество географических ориентиров, требую­щих, однако, в свою очередь уточнения и осмысления, несом­ненно, позволит на научной основе создать конкретный план окрестностей Уфы конца XVI — начала XVII вв. с указанием поселений, а также расположения существовавших пашен, ле­сов, лугов, болот и озер.

Текст публикуемого источника позволит также выяснить

257

вопрос о происхождении ряда географических названий, до сих пор остававшийся спорным и неясным.

Названные направления, конечно, далеко не исчерпывают возможных аспектов исследования отводной книги, а только указывают на богатые возможности, открывающиеся перед историками разных направлений, интересующимися далеким прошлым Башкирии.

Возможно, у меня где-то в загашниках есть и собственно:

ТЕКСТ

«ОТВОДНОЙ КНИГИ ПО УФЕ» (1591/92 — 1629 гг.)

Последнего, на сейчас точно сказать не могу, а вот откуда представленный текст, я похоже несколько отметил, зафиксировал, пусть, возможно, и не очень грамотно: АН СССР Башкирский филиал, ИИЯиЛ, под ред. Усманова Х.Ф. «Из истории феодализма и капитализма в Башкирии», Уфа, 1971 г., 356.

P.S. Было бы интересно узнать, кто-нибудь из историков с подачи Демидовой Н.Ф. занимался этим источником? Может быть и с, так сказать, официальным основателем города Уфы Михаилом Нагим, что-то более прояснилось бы, ведь воеводил же он по тем временам в Уфе. Говорят, а то, что уже готовый ему памятник и тот держат на частном участке.








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Участник
  • 21 | 03.01.2015, 18:57 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10506 | Рейтинг: -832,9
И здесь ответ не прошел.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 22 | 03.01.2015, 18:58 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10506 | Рейтинг: -832,9
Нескладный я, но меня не исправить.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 23 | 03.01.2015, 19:03 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31805 | Рейтинг: -716,6
21 | 03.01.2015, 18:57 | Автор: Ирек | На сайте
-----------------
Не проходят квадратные скобки, нерусские буквы, кроме украинских, всякие значки.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 24 | 03.01.2015, 19:05 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31805 | Рейтинг: -716,6
Выбрано из "Источники увеличения поместного землевладения уфимских дворян" Б.А. Азнабаев‎а
http://ufagen.ru/node/8053

В Уфимском уезде XVII – XVIII вв. основным резервом, откуда черпались освоенные и ‎культурные земли под поместные дачи, выступают выморочные поместья служилых людей ‎новокрещенского и иноземного списка, служилых татар и земли приборных служилых людей.‎

‎ В этом отношении существует и отличие от соседнего Казанского уезда, где увеличение ‎дворянского землевладения происходит за счет изъятия земель у ясачного населения. ‎
Однако, земельная политика, проводившаяся по отношению к башкирскому землевладению, ‎препятствовала подобному изъятию. За весь период с 1591 по 1734 гг. нам известно лишь 3 случая ‎отказа уфимским дворянам земель, которые были занесены в ясачные книги . Но при этом отвод ‎помещикам поместных дач носит характер не изъятия башкирской земли, а соглашения ‎администрации и служилого человека, с одной сторону, и вотчинников–башкир, с другой. В ‎формуляр отказных грамот обычно входит и письменное согласие башкир. ‎
Во всех трех случаях приисканная помещиками земля находилась в значительном отдалении от ‎традиционного района испомещения уфимских дворян. Поэтому подобные отказы земли не ‎получили широкого распространения среди уфимских дворян.‎

Кроме того, значение имело и то обстоятельство, что башкиры активно реагировали на любое ‎нарушение соглашения. В 1683 г. С.Т. Власьев добился отказа поместной земли в 80 верстах от ‎города на реке Бирь . Но уже в 1686 г. вотчинники потребовали возвращения земли, поскольку ‎С.Т. Власьев построил на реке мельницу, а в ней «есть бобры и выдры и с той реки платят ясак» . ‎С.Т. Власьев вынужден был разрушить мельницу и ликвидировать все хозяйственные постройки.‎

В более широких масштабах под испомещение уфимских дворян изымались земли у служилых ‎новокрещен, иноземцев и приборных служилых людей. Эта доля составила 64% от всех земель, ‎находившихся ранее в сельскохозяйственном обороте, которая была отказана в поместье ‎уфимским дворянам. Около 40% от этой части приходилось на выморочные поместья служилых ‎людей новокрещенского списка.‎

Неопределенность социального статуса служилых людей новокрещенского списка в первую ‎‎очередь сказалась на уязвимости их землевладения. ‎

Уфимские дворяне увеличивали земельные владения за счет поместий новокрещеных служилых ‎людей, причем претендует как раз на те участки новокрещеных, которые отличались высокой ‎хозяйственной освоенностью

Всего за ХVII в. под поместные дачи для уфимских дворян у служилых новокрещен разными ‎путями было изъято около 1320 четвертей земли в поле.‎

Около 28% освоенных земель, перешедших уфимским дворянам, было ранее за уфимскими ‎стрельцами, казаками и пушкарями. Сами уфимские стрельцы более предпочитали ‎гарантированное хлебное жалованье вместо пашни, «тех оброчных земель вместо хлебного ‎жалованья не приняли, а учинились не послушны и побили челом, чтоб пожаловали их велели б ‎быть тем землям по-прежнему на оброке».‎

Около 15% освоенных земель, отказанных в поместье уфимским дворянам, обрабатывалось ‎прежде поселившимися в Уфимском уезде ясачными черемисами, вотяками и татарами. ‎Характерно, что наиболее ранние испомещения уфимских дворян были произведены на землях ‎ясачных черемис. Еще в конце ХVI в. ими был заселен район междуречья Шугуровки и Уфы, ‎ставший впоследствии регионом самой плотной концентрации поместных деревень уфимских ‎дворян.‎
В отличие от дворцовых крестьян, эта категория земледельцев была практически лишена ‎возможности сопротивляться захватам земли, поскольку большинство из них переселялось в ‎Башкирию из Казанского и других уездов.‎



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 25 | 03.01.2015, 19:11 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31805 | Рейтинг: -716,6
То есть какой вывод из Азнабаева - земельные участки давались служилым людям, в т.ч. татарам за службу, причем в условное землевладение.
После смерти владельца поместье переходило к сыну при условии поступления его на службу. В противном случае, за неимением наследника мужского пола земельный участок считался выморочным и изымался с переходом к следующему владельцу.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 26 | 03.01.2015, 19:25 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10506 | Рейтинг: -832,9
---Не проходят квадратные скобки, нерусские буквы, кроме украинских, всякие значки.---
Рахмат матурем. Зулия ханум, а ведь стороннии люди могут подумать, и нечто. Вы, не смотря на мой скверный карактер, и даже потому что я татарове, всегда почему-то стараетесь мне помочь. И потому тоже, я ещё несколько в оптимизме в нашем общем.
Ягы Ел белан матурем!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 27 | 03.01.2015, 19:37 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31805 | Рейтинг: -716,6
Всех - с Наступившим!
Поздравившим - спасибо!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 28 | 04.01.2015, 02:02 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Бредин, тебя ждет не дождется Каракалпакия и царство Альмеков.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 29 | 04.01.2015, 09:30 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10506 | Рейтинг: -832,9
Азнабаев Б.А. говоришь. А мне особенно его другая, хотя и небольшая статья, представленная на сайте "традиционалистов", запала :
---Жалованная грамота XVI века башкиру Уранской волости

Значение документа, обнаруженного в фонде Спорные дела Генерального межевания трудно переоценить. Это копия жалованной грамоты башкиру Уранской грамоты Авдуаку Санбаеву с пожалованием земли в Уфимском уезде---

В общем получается, что степ бай степ процесс присоединения к русскому государству башкир с выдачей им жалованных грамот происходил не только отдельными родами, но даже и отдельными челами.

PS. Зуль, родная деревня моей мамы Муллино Бураевского района была основана мишарами тоже на основе царской жалованной грамоты. Как думаешь, для чего их и других татар селили в крае на основе жалованных грамот, неужели только землю пахать. Я было сказал, что для догляду за порядком, так гл. "традиционалист" прям запузырился весь, мол не могло быть такого.
У него же, башкиры смотрели на всех только с высоты лошади.
На сивой татарской кобыле и не подъедешь бит.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 30 | 04.01.2015, 10:31 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
26 | 03.01.2015, 19:25 | Автор: Ирек
Публикации: 6 | Комментарии: 175 | Рейтинг: +3,4

---Не проходят квадратные скобки, нерусские буквы, кроме украинских, всякие значки.---
Рахмат матурем. Зулия ханум, а ведь стороннии люди могут подумать, и нечто. Вы, не cмo-тpя на мой скверный карактер, и даже потому что я татa-poве, всегда почему-то стараетесь мне помочь. И потому тоже, я ещё несколько в оптимизме в нашем общем.
Ягы Ел белан матурем!
------------------------------------------------------------
----------

Неграмотность и фамильярность - предмет гордости?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 31 | 04.01.2015, 12:31 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10506 | Рейтинг: -832,9
----Неграмотность и фамильярность - предмет гордости?---
Какое большое предложение, и как грамотно написано.

Психатр, с Вами я разве фамилярничал? Кстати, я написал было у себя в ЖЖ ответ на одно Ваше передёргивание, если не сказать большего про Вашу "заливную рыбу":
http://irek-tattarich.livejournal.com/



0

  • Изображение
  • Гость
  • 32 | 05.01.2015, 11:23 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Что за маниакальное стремление татар запачкать, обсмеять, унизить все башкирское?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 33 | 05.01.2015, 11:25 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Какое передергивание? насчет статьи "Башкортлык, татарлык" из татарского радио http://www.azatliq.org/content/article/25307788.html . Напрямую сказано что башкиров надо превратить в татаров. И одни хвалебные комментарии. Какое передергивание? Да и у тебя никакого опровержения нет. В твоем "ответе" вообще теряется нить мысли.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 34 | 05.01.2015, 16:48 | Автор: Ирек
    Публикации: 117 | Комментарии: 10506 | Рейтинг: -832,9
Понято. Не скажу, что клиника, но всё же?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 35 | 26.01.2015, 00:28 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31805 | Рейтинг: -716,6
7 | 02.01.2015, 22:49 | Автор: Зулия
"новой для края формы феодального земле­владения— а именно, монастырского."
--------------------------
Монастырское землевладение относится к церковной форме землевладения, никак не к феодальной, это разные вещи.
Как бы ты Таттарыч ни расхваливал "известного учёного‎" Демидову Н.Ф., она путается с элементарнейшими понятиями.
--------------------------
Я не права, авторы относят церковное землевладение к феодальному типу.
Вотчинное землевладение башкир - не знаю к какому



0