Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   23669    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   40612    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   37818    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   16809    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   40105    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   18807    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   15059    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   37664    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   20900    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   25627    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Мои мысли и заметки по нашей истории. Продолжение

  • Опубликовано: Ирек | 27.10.2015
    Раздел: История | Просмотры: 27415 | Комментарии: 64
6



Может утверждения об утере библиотеки И.Грозного вместе со внушительным архивом Московии служат лишь ширмой варварского уничтожения исторических документов Казанского ханства (для чего?) и сокрытия собственных документов (для чего?), которых определенно и однозначно не могло не быть.

Мои мысли и заметки по нашей истории. Продолжение


К тому же если учесть, сколько было уничтожено великолепных мусульманских храмов в соответствии со словами “все мечети пометать и в конец их извести”. Торжество православной церкви было неописуемым, особенно если учесть, что значительную часть земель казанских получили “архиепископ, церкви и монастыри”. “Завершением покорения Казани”, согласно историку С.М. Соловьеву, было отправление весной 1555 года миссии вновь назначенного архиепископа. Я думаю, что как раз эти покорители окончательно все почистили, но не думаю, что все они уничтожили. Хочется сказать, что православная церковь мало чего достигла в своей упорной насильственной христианизации казанских татар, однако в этом очень много нагрешила перед богом.

Часто бываю в городах и весях Московской области, вижу восстановление во множестве православных храмов и радуюсь за православных людей.

Большевики это как ниспослание, чьей то кары на православное духовенство за их уничтожение культуры других народов, однако, пострадал простой христолюбивый православный народ. Бог создал нас разными и пути к себе определил разные, и не терпит неправедные вмешательства в его божеский промысел. Между прочим, в период монголо-татарского владычества православные храмы не только не уничтожались, а наоборот строились. Возможно, мусульманское духовенство Казанского ханства организовывало уничтожение православных церквей, я не знаю, но русский историк Худяков М.Г. пишет, что “Одну из самых светлых сторон в общественной жизни Казанского ханства составляла полная веротерпимость”.

Не могу пройти и мимо культурных ценностей нерусских народов России собранных во множестве в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. При взятии Казани Иваном Грозным он “многая сокровища казанские велел всему своему воинству имати ”. По хорошему, и что, все более, входит в мировую практику, исторические культурные ценности подлежат возвращению их истинному владельцу народу. Особенно это касается исторических документов, которых, повторяю, не могло не быть и не могли они исчезнуть бесследно. Наверняка в тайниках православной церкви во множестве хранится, а что-то в архивах Ватикана осело, при ее миссионерских набегах на Русь.

Если сейчас ведутся переговоры по возврату ценностей с Германией, почему культурные ценности татарского народа не могут быть возвращены законным владельцам в пределах общего государства. Говорят, сейчас в Казанском историческом музее временно экспонируется выставка культурных ценностей Золотой орды из Эрмитажа. Почему временно, наверняка среди этих ценностей фигурируют и экспонаты связанные непосредственно с Казанским краем. Если для русского человека эти ценности, это просто трофеи их предков, то для татарина они народная реликвия, память о предках. Нахождение Золотоордынских ценностей в музеях Москвы и Санкт-Петербурга является, по сути, подтверждением кто оказался победителем, захватчиком, и косвенным подтверждением преемственности России Золотой орде.

Одни из предков нынешнего татарского народа также как и русский народ были завоеваны монголо-татарами и потеряли тем самым свою собственную государственность, творение собственных рук. В результате завоевания, они получили, как и русские княжества, лишь некоторую автономию в виде виаллета Золотой орды и строили вместе с другими народами, включая и русских и это, уже общее, государство. При распаде Золотой орды, обусловленной борьбой за власть потомков Чингисхана, забывших заповеди и ясы великого “потрясателя” вселенной или, все же, объединителя народов “половины” мира, предки татар вновь обрели собственную государственность, хотя и с верховной властью чингизидов, как некогда славяне с властью варягов-русов.

Эта последняя реальная государственность была потеряна в результате “присоединения” к Московии. Тогда не имея даже жалкой автономии, и ранее тоже они, татары многое сделали и для построения Российской империи. Воронцов Владимир пишет “Казанские татары, которых с большой охотой брали на службу русские цари, не были казанскими сиротами (настоящие казанские сироты появились при измерении мечами роста их родителей при “присоединении” – И. Г.). Они являлись носителями древней культуры и государственности (причём многовековой традиции – И.Г.), которых так не хватало князьям”. Между прочим, и благодарили русские монархи по-царски. Это и Городец-Мещерский с заокскими землями, подаренный хану Касиму Василием Темным, а также Кашира, Коломна, Юрьев и другие вотчины Руси, даренные татарским вельможам в разные годы. Причем дарились не только вотчины, но и высокие должности, однако с укреплением государства вхождение во власть татарам стала ограничиваться и практически полностью прекратилась в преемнице Российской империи СССР. Если мне не верят, советую просмотреть список «самых закрытых людей» из советской правящей элиты в одноименной книге Николая Зенковича, в котором присутствует единственный представитель, отнюдь не малого, татарского народа и то только при Горбачеве и всего несколько месяцев.

Извините, сваливаюсь на современность. Казанский публицист “тотальный отрицатель минтимиризма” Лев Овруцкий в статье “Последний ресурс республики”, вспоминая персонажей города Глупова Салтыкова-Щедрина, пишет, что устойчивость Российской империи совершенно не зависела от личных качеств местного начальства и - прогресс был неумолим. Почему тогда она, империя, в одночасье была взята кучкой большевиков с холостым выстрелом революционного крейсера, пришлось только с народом далее побороться. Вообще интересно получается, с потатарения русских князей и царей рождается и формируется могучая Российская империя, которая при онемечивании властей получила просто их, властей, пшик. Для СССР, с властью интернационалистов-космополитов, даже революционного крейсера не понадобилось, оказалась достаточной Беловежской “революции, так революции”, по определению Глеба Павловского. Не хотели народы, включая и татар развала общего государства СССР, осуществленного опять же кучкой, так называемых “русских патриотов” и подхвативших их флаг суверенизации России “истинных демократов”. Такой бред как выделение России из общего и, между прочим, собственного государства могли придумать только враги и России, и СССР в целом, или беспробудно тупые люди. Теперь, дальнейшего развала, теперь уже, России хотят, так называемые “националисты”, причем как русские, так и не русские, однако “русские” поусердней, хотя и справедливо утверждают, что Россия строилась, прежде всего, русскими людьми. То же самое, вообще то, утверждали по отношению к СССР и “русские патриоты”, выделяя Россию из ее состава.

Не хочу быть неправильно понятым, в выше приведенных словах я не намекаю на необходимость увеличения количества татар во властных структурах.

Если даже все во власти будут русскими или другими это никоим образом не противоречит моим принципам. Я только хочу, чтобы страной управляли государственные люди, связанные глубокими корнями со своими народами и действительные патриоты, озабоченные интересами народов России, а не своей мошной или даже интересами другого государства. При существующем в мире разделении народов на собственные государственные образования, я категорически против дополнительных иностранных гражданств у представителей властных структур, пусть защищают интересы своих государств у себя. Россией должны управлять люди имеющие отношение только к этому и именно к этому государству.

Останавливаясь на современности, все же необходимо заметить существование русско-татарского счета или диалога, ярко подмеченным Львом Аннинским в книге “Русские плюс”. О двух полюсах или центров континента Евразия, славян и тюрков, а применительно к современному бытию России, прежде всего русских и казанских татар. Согласно Аннинскому, их взаимодействие становится решающим. Да, соглашусь с г. Севастьяновым, что татары действительно не “представляют опасности для русских, но не по причине их меньшей численности. Однако и русские, которых по Севостьянову 82-85%, а по сведениям ведущего ТВ Доброва порядка 60% не представляют угрозы для татар, однако их взаимодействие действительно является решающим. В дополнении к этим цифрам, я бы отослал любознательных людей к статье Лукмана Закирова “Почему русские размножаются быстрее татар?” в его книге “Гнездо кукушки”. Угрозу для всех народов России представляют бестолковая национальная политика властей и действия, так называемых “националистов”, но об этом далее или в другой раз.

Великий Гумилев говорил: “Скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава”. Это, я думаю о нашей разности и, вместе с тем, о величайшей общности. Послушаем секретный совет этого мудрого человека, который он пронес через всю свою жизнь и тем был счастлив. Необходимо строить мост евразийской жизни как с учетом этих двух основных опор Российского бытия, славянах и тюрках, или вернее русских и татарах, так и с учетом интересов всех российских народов, всех без исключения остальных опор. Замечу только, что это невозможно сделать на базе первенства среди равных и так называемых православно-христианских ценностей якобы составляющих основу российской общности. Все мы на пути к богу разные, включая и русских как таковых, хотя бог и един. В общем, богу богово, но не больше. Как все мы равны пред богом, так все мы должны быть равны в общем государстве. Вот тогда и татары, и русские и все другие народы будут строить действительно демократическую Россию одинаково родную для всех без исключения ее народов и будет реальный и действительный прогресс.

Всего пару слов, даже не о материале, по этому русско-татарскому диалогу, изложенным столь же кратко, как и информативно Львом Аннинским, а о реакции на него. Ему пишет доцент Уральского университета, живущий на «исконно русском Урале». Если уж преподаватель университета, как минимум с высшим образованием, не понимает автора, осуждает его и имеет представление об истории на уровне меньшем чем у покорителей Сибири, то, что говорить о человеке со средним или даже меньшим уровнем образования. Положение преподавателя и человека соответствующего образования обязывает этого господина знать, что Урал и тем более Сибирь ну никак не изначально русские земли. С изначально исконными русскими территориями можно ознакомиться по карте Московских земель 1525 года, выкупленную недавно Россией на лондонском аукционе “Сотби” за 20 тысяч фунтов стерлингов. Очень много таких Московий понадобится для измерения территории Урала, не говоря уже о Сибири. Если о сибирских татарах и можно говорить с неприязнью за татарство и за то, что они порешили своего “присоединителя” и разбойничьего атамана Ермака, то при чем здесь другие народы, у которых паспортов на предмет не татарства не спрашивали казачки-разбойники, а резали их с казацкой удалью. Как же клинит многовековая татарофобия головы людей даже с высшим образованием.

Возвращаясь все же к истории татар и тюрков, хочется сказать, что эти названия в некотором смысле для меня означают практически одно и то же. Для себя и для окружающих, я конечно татарин, иногда с доопределением казанский. Это обусловлено установившейся исторической традицией моего народа и фактом моего татарского рождения, то есть, задуманного и рожденного отцом, не изменившим традиции своего народа, причем для большей моей однозначности выбравшего и мою мать, соответствующую этой традиции.

Степень близости или кровного родства выше перечисленных татар, как меж собой, так и с другими тюркскими народами (казахами, киргизами, туркменами, узбеками и многими другими), естественно различна и не может быть полностью соотнесена. Отметим, что европейцы в те времена все народы, находящиеся под властью Золотой орды, включая и русских, называли татарами, тартарами, а русские называли татарами все тюркские и даже не таковые народы, как например кавказцев, и им удалось найти моих “родственников” на Дальнем Востоке, и пролив в их честь назвать татарским. Уж не стали ли бы мы вдруг все татарами при сохранении государственного образования Золотой орды, по аналогии с бывшими булгарами или попытками всех в России сделать русскими. Однако, как и далее по тексту, меня заносит.

В начале XV века, а конкретнее в 1438 году, на территории бывшей волжско-камской булгарии после двухсотлетнего небытия этого региона возникло (или становится) Казанское ханство. Заметим, что почти параллельно по времени, согласно Большой советской энциклопедии (БСЭ) во второй половине XV века, Московское великое княжество становится (или возникло) основным ядром складывавшегося единого русского государства. Можно сказать, что начало процесса формирования татарского народа, с доопределением казанские, и народа Великороссов практически совпадает по времени и, в общем, возникает (или становится) фактом в результате распада государства Золотая орда. Здесь я не пытаюсь вульгаризировать этногенез народов и историю сложения этнонимов, а хочу только подчеркнуть параллелизм в истории государств, с соответствующими названиями, Казанское ханство и Московское великое княжество.

По истории Казанского ханства так и пишут “возникло”. Пришел из Крыма хан Улу-Мухаммед, имея всего несколько тысяч воинов, и “создал” ханство, превосходящее тогда по силе и территории крепнущее Московское государство. Вначале хан в 1437 году пришел в Заокскую Московию и занял г. Белев, имея три тысячи воинов. По другим сведениям хан бежал в этот город из Крыма, рассчитывая на помощь русского князя Василия II, внука Дмитрия Донского, получившего в свое время из его рук ярлык на Московское княжение. Однако Василий II Темный, толи, забыв это, толи в угоду новому крымскому хану, направил против хана сорокатысячное войск, однако был нещадно бит. Об агрессивных намерениях хана, для того времени, говорить сложно из-за его жалкого положения, если только не предположить наличия автоматов Калашникова у воинов Улу-Мухаммеда. Победу трехтысячного войска хана над превосходящими силами князя можно объяснить только героизмом обреченных и способностями самого предводителя. С остатками (интересно какими, после сражения с сорока тысячами воинов) своего войска (не имеющего упомянутого вооружения) Улу-Мухаммед, не рискнул добивать русского князя и, в конце концов, оказался в Казани. Есть и другие версии о личности отца основателя Казанского ханства, однако сути так называемой официальной истории создания ханства они особо не меняют. В любом случае пришел хан и создал ханство. Не будем углубляться на всяких разговорах о роли личности или народа в истории.

Если празднование тысячелетия Казани не обман, то столица ханства задолго до прибытия хана была построена. Всю жизнь меня учили, что из ничего не возникает чего-либо. Поэтому смею предположить, что на данной территории со времени завоевания монголами-татарами существовало относительно автономное государственное образование тождественное, таким же подвластным ханам Золотой орды русским княжествам. Тождественное потому, что если бы ранг этого государства был выше статуса русских княжеств, русские князья не могли бы допускать по отношению к нему некоторые вольности.

Например, Федор Пестрый не посмел бы в те времена добить древнюю столицу город Булгар. Кто же правил этим государством в период между 1236 годом завоевания монголо-татарами и 1438 годом воцарения Улу-Мухаммеда? Если чингизиды, то русские князья, получающие ярлык на княжение от верховного чингизида Золотой орды, не могли бы себя вести так вольно по отношению к родственникам тогда всесильного хана. Если правили представители местного народа, что отчасти подтверждается тем же БСЭ, как им могли подчиняться завоеватели монголо-татары.

Да, были периоды присутствия во власти и чингизидов, тот же Батый хан первой своей ставкой выбрал Булгарию, однако временной и о вольностях русских князей в это время не сообщается. Пожалуй, даже наоборот, искали дружбы с Батыем, независимо от его территориального местонахождения.

Самым успешным в этом оказался великий сын русского народа Александр Невский, причисленный по действительным заслугам к лику православных святых Руси. Говорят, и Батый хан был не равнодушен к этому мудрому и государственному человеку. Не исключаю присутствия во власти Булгарии того времени и “вторых секретарей” по аналогии с советской эпохой. Их присутствие отмечается и в русских княжествах.

Так что, пожалуй, в соответствии со сказанным, будет правильнее говорить о воцарении хана на казанском троне, причем в государстве с аборигенными народами и с доминирующим булгарским, тюркским, татарским населением. О приглашении на престол не знаю, о завоевании края с остатками трехтысячного войска не пишут. Однако сомоназначение было возможным благодаря высокому статусу Улу-Мухаммеда, как бывшего верховного хана Золотой Орды и действительного чингизида. Родословная этого хана идет от Джучи, сына Чингисхана и первого владетеля улуса, впоследствии ставшего основой государства Золотая орда хана Батыя сына Джучи и внука Чингисхана.

Могли и пригласить, очень уж Запад беспокоил со своим “Дранг нах Остен”. Во всяком случае, не воспротивились и даже пишут, что приветствовали воцарение Улу-Мухаммеда. Согласно БСЭ, волжско-камская булгария ослабленная Ордой, не могла отбивать возобновившиеся с 1360 походы русских князей и многочисленные набеги ушкуйников. Там же прописано, что в 30-х гг. XV в. булгарские земли к Югу от Камы завоевали русские феодалы. Самостоятельной, в этих самых 30-годах, осталась только Казань, ставшая столицей Казанского ханства. Государства, созданного, или может быть вернее, сохраненного с помощью Улу-Мухаммеда. Учитывать большую роль пришедшего с ним “многочисленного” войска не приходится.

В те времена, с назначением сына Улу-Мухаммеда Касима ханом, или далее почти “русским удельным князем”, было образовано и Касимовское ханство, занимавшее территорию “русской” земли, по р. Оке, согласно БСЭ населенную мещерой, мордвой и отчасти татарами.

Касим хан и его подданные, включая татар, очень скоро оказались в полной зависимости от Москвы и тем самым стали хорошими и помогали русским князьям “присоединять” нехороших казанских татар. Правда, при “присоединении” Казанского ханства Иваном Грозным не хороших татар, особо в полон не брали. “Сечаху нещадно нечестивых мужей и жен” и “по удолием крови течаху”. Во всяком случае, в Казани из мужчин тогда оставили только одного хана Ядыгара. Допустимый рост остальных татар мужского пола Казани равнялся высоте оси телеги. Кстати, после “присоединения”, а даже вернее уже при Иване III, к титулу московских царей добавился титул князь булгарский, но не татарский. Может только булгар “присоединяли”, а вернее даже “освобождали” их от татар.

Любопытно, любопытно восклицают иные историки, оказывается, что даже после взятия Казани Иваном Грозным Касимовское ханство вплоть до 1553 года получало с Московии дань. Не любопытствуйте, а проясните. Наверняка в виде выполнения союзнических и иных договоренностей, затем прекращенных либо с истечением срока действия, либо в одностороннем порядке.

Почему этот период, с падения государства почти дружественных булгар до возникновения Казанского ханства «злых и кровожадных» татар, которые жили только грабежом, работорговлей и насилием, практически выпадает из так называемой официальной истории? Наверное, потому, что ее писали в основном угодные царям придворные историки, а затем “гуманитарии” угодные беспринципной большевистской власти c извращенным подходом к истории народов. Между прочим, и некоторые современные представители пишущей братии излагают историю этого периода в том же самом ключе.

Настолько восторженного изложения истории волжско-камской булгарии, и в особенности периода упорного сопротивления булгар монголам, как в книге выше упоминаемых авторов с общей фамилией Мизун “Ислам и Россия”, изданной “Вече” в 2004 году, я, пожалуй, даже не встречал. Пишут даже, что в Восточной Европе с надеждой смотрели на Булгарию, тогда как мы знаем, что Западная Европа надеялась на спасение от монголов Русью и, говорят, даже была спасена. Авторы находят куриными мозги князя Владимиро-Суздальского Юрия, за его отказ от оборонительного союза с булгарами против монголов, который несмотря даже на предлагаемую за союз плату решил урвать побольше и организовал объединенный грабительский поход русских княжеств против Булгарии.

Объединиться, и не только меж собой, не для обороны, а для грабежа, это так характерно для русских князей того периода, исключая попытки совместного с половцами отпора монголам на реке Калке. Может быть, и не пришлось бы в одиночестве “спасать” Европу. Во всяком случае, не придумывать этот миф, шитый даже не белыми нитками, а каким-то непрочным белым пухом. Если даже себя не смогли спасти, хотя бы в союзе с Булгарией, о какой Европе можно говорить. Тем более если учесть, что монголы до Адриатики дошли. Я не скажу за всех, а например та же дунайская Болгария платила дань Батыю.

Между прочим, Батый из европейского похода не пошел, в отсутствии надобности, усмирять русские княжества, а примчался на Волгу, и тех же булгар сабелькой умиротворял, и даже пришлось на некоторое время осесть в Булгарии, несмотря на или все же из-за непокорного духа народа Волжско-Камской Булгарии, который и после завоевания продолжил сопротивление захватчикам. Булгарию монголам пришлось неоднократно покорять. Только основательно поработав своим миротворческим инструментом, Батый позволил себе потянуться из временной столицы в Булгарии поближе в степи нижней Волги. Великий хан в соответствии со своим статусом не мог долго пользоваться в качестве своей ставки остатками чужого города и основал новую ставку, построив собственный город-столицу Сарай – Бату. Кстати и другой хан Берке построил свою столицу Сарай – Берке.

Да, и Нурсултан Абишевич Назарбаев, хотя и не монгол, и не чингизид взял и построил свою новую столицу Астана. Может это и традиция чингизидов, унаследованная потомком одного из самых многочисленных народов Золотой орды, однако мной так и слышится “нате” его самого и его народа в ответ на пренебрежительные заявления (вроде бы некоего пророка современной России, и Вермонтского мудреца Солженицина) о городе Алма-Ате, как бывшей русской казачьей станицы. Я мог бы привести множество примеров тюркского происхождения “истинно русских” городов, и не только городов, однако зачем при этом привносить элементы пренебрежения и высокомерия. Заносит, возвращаюсь.

Мизуны утверждают, что мощные восстания прокатились по Булгарии даже после празднования монголами сорокалетнего юбилея победы. Однако останавливаясь на утверждениях этих авторов, я не пытаюсь представить Булгарию соперником Руси в деле спасения Европы. Тем более, историки говорят, что возврат Батыя из Европы был обусловлен, не в последнюю, если, не в первую очередь, необходимостью борьбы за сохранение своей собственной власти, в условиях смерти великого хана Угэдэя и разгоревшейся в Каракоруме династической распри. Пишут, что возможно, именно тогда ему понадобился верный союзник, которого он нашел в лице Александра Ярославовича Невского.

В БСЭ прописано, что великий князь отверг попытки папской курии вызвать войну Руси с Золотой ордой, т. к. понимал безуспешность войны с татарами в то время. А Европа, ничего не понимала? Еще как понимала. Тем более знала, что русские князья только что проиграли монголам. Однако христианская Европа умела организовывать крестовые походы против кого угодно, (даже, например христиан), в которых шла на союз с кем угодно (даже с теми же монголами пыталась). Я думаю, что союз католической Европы с православной Русью в лице Александра Ярославовича папской курией виделся той силой, которая способна решить их далеко идущие планы “Дранг нах Остен”. О способностях этого русского князя они знали не понаслышке, а на своей шкуре.

Интересные совпадения удается почерпнуть из той БСЭ. Получается, что Александр Невский почти параллельно с ханом Батыем давал жару европейцам. Пока Батый готовился и совершал свой европейский поход, Александр Ярославович выиграл два сражения у тех же самых европейцев. В победе над шведами он стал Невским, а утопив как кутят в Чудском озере рыцарей Ливонского ордена стал еще большей знаменитостью. Может быть, союз великого князя и не менее способного хана возник немного ранее, чем предполагается и уже почти не отрицается.

Пройдемся ещё раз по событиям того времени в соответствии с данными БСЭ. Батый после завоевания Булгарии в 1236 году, в 1237 году пошел на Русь, Александр с 1236 года новгородский князь и имеет некоторый иммунитет от монгольской “заразы”, действующий на расстоянии до 100 км. Хан, ослабленный войной с русскими, и только русскими, княжествами, в 1240, или 1241, году пошел в Европу, оставляя в своем тылу эти завоеванные княжества. Завоеванная Булгария, да и весь Дешт-и-Кипчак по БСЭ не в счет. Не в счет и не завоеванная (не тыловая, а какая) новгородская республика Александра, который в преддверии походов Батыя становится в апреле 1240 года Невским. Встретив сопротивление народов стран Европы, и не рискуя оставлять (а ведь уже оставил) у себя в тылу завоёванные русские земли, Батый был вынужден весной или осенью 1242 года начать поспешное отступление и объявиться непременно в Поволжье. В июле же 1242 года, то есть между весной и осенью, происходит знаменитое утопление псов рыцарей в Чудском озере.

Завершая и этот временной экскурс, хочется сказать, что было интересно уточнить хронологию, поскольку сведения из БСЭ не просто приблизительны и расплывчаты, это можно было бы объяснить неполнотой источников, они различны для одних и тех же событий и при одних и тех источниках.

Складывается ощущение, что происходит простая манипуляция датами для желаемой интерпретации событий. Для чего?

Говорят, и даже по ТВ, что Александру уже Невскому в водолечении этих самых рыцарей помогали раскосые сотоварищи с кривыми сабельками. Если даже врут о татарских сабельках, почему ощущается некоторый параллелизм в военных действиях этих исторических персонажей. А если не врут, тогда может Батый помог и Невским стать Александру, хотя бы моральной поддержкой, обещанием не учинять разора ближе, чем на 100 км. Можно даже предположить, что хан только убедившись о надежности своего правого крыла, где на северо-западных границах Руси сосредоточился, организованный в 1237 году Ливонский орден, отделение Тевтонского, пошел через Венгрию на Польшу, где в Хельминской области располагалась ставка головного Тевтонского ордена. Батый в походе побил и войска венгерского короля Белы, и объединенные силы польских и немецких князей-рыцарей. Александр Ярославович же параллельно и не менее успешно действовал на северо-западном фронте. Заметим, что был еще орден Меченосцев, подчиненный Тевтонскому и Ливонскому ордненам, однако, все они в это самое время озаботились как один делами господними на Востоке Европы. Я думаю, обсуждаемые деятели нашей истории Батый и Александр, в отличие от тов. И.В. Сталина, видели непомерную концентрацию добрейших католических миссионеров на границах Руси.

Возвращаясь к попыткам папской курии, хочется сказать, что вопреки желаниям некоторых русских князей спасать Европу, Александр озаботился спасением Востока, и тем самым себя от желающей “спасения” Европы. Не принес ли Батый из европейской разведки боем весть Александру, что Европа, сосредоточив на границе с Русью свои отборные войска, закаленные в боях во имя господа в Палестинах и не только, задумала бить всю азиатчину, весь Восток, включая и русских, и что предложения папистов хитрая уловка для использования благородных, но крепких рук русского князя.

Да, наверняка, союз Батыя с Александром, принес ему весомые аргументы в легитимности его власти в Золотой орде при противостоянии с федеральным центром в Каракоруме. Однако я думаю, союз с князем, для хана был важнее именно с точки зрения сосуществования с алчной Европой. Каракорум далеко, да и правят там ближайшие родственники, а вот Европа как минимум в три раза ближе и населена, а более важно управляема, отнюдь не родственниками. Учитывая, что в те времена дальней авиации не существовало и тем более баллистических ракет, смею предположить о большей угрозе для Батыя с запада, а он говорят, был умнейший и дальновидный внук Чингисхана. Между прочим, о намерениях папистов и их силах он мог узнать не только из разведки боем. Ватикан, более чем с Александром Невским, пытался наладить отношения с монголами, и, между прочим, иногда результативно.

Опять же, несмотря на выдающиеся способности князя Александра, он не мог повысить рейтинг хана Батыя среди других русских князей и русского народа, порабощенных этим ханом, только в целях противостояния этого хана с центральной властью, если только не в противоборстве против третьей силы.

Использование современных терминов подталкивает меня к одной аналогии тех событий из нашей ближайшей истории. Говорят, Сталин не верил в нападение Гитлера и не видел сосредоточения его войск на своей границе. Говорите дальше, бог вам судия. Однако, для чего долбить возможных союзников. Возможно, Финляндия бывшая губерния России и не благоволила Сталину, однако напав на нее, ее сделали врагом однозначно. Да, Ленинград выстоял исключительно героизму советского народа, но финский генерал Маннергейм, союзник Гитлера и бывший царский генерал, поспособствовал этому. Может быть, все-таки, можно было сделать Финляндию союзником, если не пытаться ее поработить, как сумел хан Батый найти союзника в лице князя Александра Новгородского, не пытаясь захватить его республику.

Может быть, союзников можно было найти и в лице Польши, республиках Балтики, народов Западной Украины, Бессарабии, если не отодвигать свои границы за счет их территорий, как в виде новой интерпретации “присоединения” исконно собственных территорий. Для повышения обороноспособности государства границы не отодвигают, а укрепляют. Германия только на старых границах СССР и стала спотыкаться, проскочив к ним за два, три дня. Хватит уже, даже не лапшу, а макароны вешать на уши народу.

Возразят, если попытки союза (именно союза, а не подстрекательства) папства с Александром, были, должны быть соответствующие документы у аккуратных европейцев, в отличие, от того же Сталина. Если даже есть, кто их покажет. Легче найти существующие документы Сталина, чем Ватикана.

Должен появиться новый Виктор Суворов (Резун), чтобы аналитически переработать историю папства. Тогда возможно, Ватикан и представит что-либо. Стали же подобные документы о договоренностях с Гитлером известны верному поклоннику Сталина В.В. Карпову, в его книге “Генераллисимус”. Однако об этом возможно также далее или в другой раз.

Александр и сам знал коварство и алчность этих высокомерных и чванливых европейцев, поэтому и не шел с ними на союз, а пошел в названные сыновья хана Батыя и оказался ему помощником в противостоянии с центральной властью в Каракоруме. Только ли. Сейчас уже иногда говорят, что монголы помогли Александру Ярославовичу отстоять православную Русь от католической Европы. Это справедливо, однако отчасти. Александр Невский своим мечом помогал и Батыю противостоять этим самым католикам, не зря же хан вернулся оттуда, хотя и не был особо там бит, возможно, почувствовал их, по Гумилеву, не положительную комплиментарность. Выше я уже попытался в очень первом приближении коснуться подобной интерпретации возможных целей союза этих деятелей истории.

В русских городах начиная с самого Батыя монголы особых гарнизонов не оставляли (не надо только вспоминать такие гарнизоны как Неврюева рать при Александре Невском). Между прочим, есть интересный факт. Монголы гарнизонов и в Европе не оставили, однако согласно БСЭ православная Болгария оказалась вынужденной платить дань Батыю, а позднее признать зависимость от Ногая (конец 13 — начало 14 вв.), а упоминаний об уплате дани католическими государствами не отмечается. По истории получается, что из христианских государств, платили дань только православные, а между тем, согласно БСЭ, союза с Ногаем, а в соответствии с другими источниками и со многими другими монгольскими правителями, добивались некоторые русские княжества, Польша, Венгрия, Болгария, Сербия, то есть, те и другие.

Добавим, что и папская курия очень интересовалась монголами, безуспешно разыскивало их христианское государство пресвитера Иоанна и даже сумело организовать с ними совместный крестовый поход на мусульман. Однако орден Тамплиеров показал монголам истинное европейское лицо в этом, пожалуй, единственном случае доверчивости монголов католикам. Интересно, не за показ ли “личика” Европы, Тамплиеров судили папским судом. По поводу заигрываний православной церкви с монголами не сообщается, однако обратная благосклонность отмечается. Говорят, завоеватели сами ни одного православного храма не разрушили, а хан Узбек, даже после официального принятия ордой Ислама, выдал православной церкви внушительную охранную грамоту. Не все просто в этом подлунном мире.

Продолжение далее