Календарь новостей
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Просроченное ...

30 лет новейшей истории Башкортостана: 4 смысловых сюжета вице-премьера Азата ...
  23.10.2020   42486    11

В Туймазах откопали ...

В Башкортостане презентовали "Карту башкирских родов" и пособия по краеведению. ...
  23.10.2020   24433    23

«Рукопожатие крепкое»: ...

В мэрии Уфы назвали недостоверной информацию о болезни главы города. А ...
  22.10.2020   19432    15

Мрите как хотите: В ...

Минздрав Башкирии изменит порядок доступа пациентов к обследованию на ...
  22.10.2020   23214    18

Новый акт хамидуллинской ...

Предками одного из башкирских родов могли быть исседоны, упомянутые Геродотом в ...
  22.10.2020   21610    60

Хватило совести судиться ...

Александр Сидякин и Ростислав Мурзагулов подали в суд на Рауфу Рахимову и ...
  21.10.2020   27014    28

Мэрия Уфы отрицает ...

Уфимская мэрия намерена подать в суд на СМИ, сообщившие о болезни Ульфата ...
  21.10.2020   17082    7

Башкирская медицина мэру ...

Мэра Уфы Ульфата Мустафина отправили спецбортом в Москву ...
  21.10.2020   41521    14

Медицина Башкирии станет ...

Радий Хабиров призвал ускорить выписку из больниц и ограничить обследования на ...
  20.10.2020   23752    28

Таблички памяти и ...

Путинские слова о том, что мы никому не позволим переписать историю, давно ...
  20.10.2020   24442    63

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Октябрь 2020 (49)
Сентябрь 2020 (72)
Август 2020 (91)
Июль 2020 (77)
Июнь 2020 (108)
Май 2020 (98)


За историю башкир от самого Заки Валиди Тогана

  • Опубликовано: Ирек | 12.11.2015
    Раздел: История | Просмотры: 13449 | Комментарии: 167
5


Отписал же я чуток за историю татар, а теперь, чтобы земляков не обидеть, немного и за историю башкир. Есть у меня помимо прочих книга: История башкир / Ахметзаки Валиди Тоган; (перевод с турецк. А. М. Юлдашбаева; авт. вступ. статей А. М. Юлдашбаев, И. Тоган) - Уфа : Китап, 2010. - 352 с.

За историю башкир от самого Заки Валиди Тогана


Нет, не подумайте, что я стану здесь и сейчас пересказывать и разбирать содержание этой книги. А на пока просто предоставлю слово кандидату философских наук, названному, по самопризнанию, Д. М. Исхаковым сладкоголосым философом, Амиру Мурзагалеевичу Юлдашбаеву, переводчику этого труда с турецкого языка.

От переводчика

Данный перевод труда Ахметзаки Валиди Тогана «История башкир» сделан по последнему изданию книги (Анкара, 2003 г.), подготовленному дочерью ученого, доктором исторических наук, профессором Исенбике Тоган. Она тщательно сравнила несколько вариантов труда, над которыми автор работал в разное время (подр. см. Предисловие к данной книге, написанное проф. И. Тоган).

Сложна судьба не только самого Заки Валиди, но и его книг, которые имеют свою историю написания и опубликования. «Историю башкир» в конце 60-х годов прошлого века автор направил профессору Башкирского государственного университета Касиму Ахмерову по его просьбе, выраженной им в письме на имя ректора Стамбульского университета. Безусловно, что тогда подобное письмо не могло быть отправлено без ведома «компетентных органов». Ясно и то, что и Касим Ахмеров, и органы знали, что данное обращение в конечном счете попадет в руки Заки Валиди.

После смерти Касима Ахмерова рукопись находилась у профессора Ахнафа Харисова, а после его кончины — у профессора Раиля Кузеева. Совершенно очевидно, что и это не могло происходить без ведома тех же органов. Таковы были время и порядки.

Когда политическая ситуация резко изменилась, Раиль Гумерович Кузеев передал рукопись главному редактору журнала «Агидель», писателю Булату Рафикову, и труд в моем переводе на башкирский язык увидел свет.

Этот вариант завершался разделом «Башкиры в период последних русских революций», где крайне лаконично излагаются тот период и те события, в центре которых Заки Валиди сам находился и многое определял. И это тоже вполне понятно. Автор хорошо знал советскую идеологию и отношение к себе в Советском Союзе, поэтому счел за благо не направлять последнюю часть своего труда, обоснованно полагая, что она не может быть принята в тогдашней Башкирии.

Мы знали от Исенбике Тоган о существовании второй половины труда. Она была обнаружена в архиве ученого, переведена мною на башкирский язык и также опубликована в журнале «Агидель». На башкирском языке в виде книг, в то время еще не полный вариант, был издан в 1994 (с предисловием профессора Р. Г. Кузеева), а полный — в 2005 годах. Однако для многих читателей, не владеющих башкирским или татарским языками, данный труд до сих пор остается недоступным (надеюсь, что башкирским то историкам, они были доступны – И.Г.) . Чтобы восполнить этот пробел, предпринимается попытка перевести и издать «Историю башкир» на русском языке.

Для понимания сути и основной канвы исторической судьбы башкирского народа значение данного источника велико.

За последние два столетия многие выдающиеся историки обратили пристальное внимание и оставили ценные, интересные труды, сведения и наблюдения о башкирах. Так, до Октябрьской революции такие признанные корифеи русской исторической науки, как В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев не обошли башкир своим вниманием. Тем не менее описания и анализ этих и множества других русских историков, всецело продиктованные интересами укрепления Российской империи, не вышли за рамки свидетельств сторонних наблюдателей. Иначе и не могло быть, так как любой историк, писатель, поэт, художник, каким бы великим он ни был, смотрит на мир глазами своего народа, исходит из его политических, экономических, государственных интересов, и это закономерное, нормальное явление. Поэтому каждый народ остро нуждается в том, чтобы его история была также написана и его собственным представителем, то есть история каждого народа должна быть написана и им самим. Нет народа, который бы в этом не нуждался.

В советский период в написании истории башкирского народа наряду с представителями других народов активное участие принимали и те, которые вышли из недр самого народа. Но все они были вынуждены творить в тех политических, научных, культурологических жестких и изначально непререкаемых рамках, правомерность которых определялась в центре, в Москве, и поддерживалась государством. Все эти условия, в конечном счете, приводили к неверному толкованию, однобокому, не соответствующему действительности отражению истории народов. Исключение не составляла и история самого русского народа. Все это приводило к искажению или даже стиранию исторической памяти тех или иных народов. В результате нередко очернялись дела и судьбы самых выдающихся сынов некоторых народов. Например, до Октябрьской революции эта участь постигла память о Салавате Юлаеве, а после революции — Заки Валиди.

Столь же противоречивые, а иногда и взаимоисключающие оценки получали и важнейшие исторические события. Например, башкирские восстания XVII—XVIII веков против колониального гнета и земельных захватов оценивались то как реакционные феодальные, то как прогрессивные, национально-освободительные движения. Тем не менее нельзя в корне отвергать ни дореволюционные, ни советские исторические исследования, так как постоянно расширялась источниковедческая база исторической науки, в научный оборот вводились все новые и новые, часто фундаментальные источники. Все эти труды, в которых заведомая ложь и невольное заблуждение тесно переплетаются с истиной в единую ткань, нуждаются в новом и новом переосмыслении. В целом перед учеными ныне стоит важная и сложная задача: ввести в научный оборот все важнейшие документы и свидетельства очевидцев, касающиеся всех периодов истории башкирского народа, проанализировать и обобщить их и на этой основе написать историю народа, опирающуюся на строгую историческую логику и создающую целостную картину. Эта задача стоит не только перед башкирскими историками, но и перед учеными других народов России, не исключая и русского народа. Это под силу лишь ученым новой формации, владеющим восточными и европейскими языками, имеющим широкое и глубокое историко-культурное образование.

Труд Заки Валиди «История башкир» интересен именно в контексте вышеобозначенных задач, ибо автор, хорошо знакомый как с восточными первоисточниками, так и с европейской наукой, писал свой труд, свободный от устаревших научных стереотипов, политических ограничений и идеологических рамок, обозревая далекое и близкое прошлое родного народа с высоты мировой исторической науки.

Разумеется, при написании данного труда в виде учебного пособия для студентов исторического отделения Стамбульского университета автор не имел доступа не только к архивным материалам России, но даже к изданным в республике публикациям (а близкое же виднее издалека, что и «подтверждает» далее автор сего текста – И.Г.). Однако он, в отличие от советских историков, вынужденных иметь дело преимущественно лишь с российскими источниками, широко пользовался восточными, малоизвестными у нас источниками (понятное дело, в мире башкиры намного известнее, чем в России - И.Г.), лучшим знатоком которых был признан во всей мировой науке (хотя бы одну ссылку привели бы за это -И.Г.). Также в отличие от наших ученых, воспринимавших историю башкир в основном в лоне истории Российского государства, Заки Валиди рассматривал ее как неразрывную часть истории необъятного тюркского мира. Важным является и то обстоятельство, что историю родного народа ученый понимал, ощущал, трактовал именно как башкир (вот только себя он определял то татаром, то тептярем, ну и, в конце, концов, башкиром – И.Г.), как человек, всей своей судьбой находившийся внутри этой истории как один из ее участников (это в общем-то действительно справедливо, поскольку его всё же надо признать отцом Башкурдистана, только в последствии названного Малой Башкирией – И.Г.), а не как сторонний наблюдатель. Это последнее столь же ценно, как и глубокая и разносторонняя образованность автора. Его представление истории башкир созвучно и даже производно от исторических ощущений, воззрений и представлений народа, отразившихся в его многочисленных древних эпосах — дастанах, рассказах и воспоминаниях о реальных героях — борцах последних столетий.

«История башкир» завершена в 1954/1955 учебном году как часть большого курса «Истории колонизаторства» и была использована в преподавательской деятельности. В 2004 году профессор Исенбике Тоган вместе с автором этих строк извлекли из архива ученого еще одну рукопись, названную Заки Валиди «Народные движения в период захвата Средней Азии Россией и Китаем». В весеннем семестре 1967/1968 учебного года он прочитал студентам курс лекций под этим названием. Структура курса выглядит следующим образом:

«С точки зрения изучения истории колонизаторства наибольшее значение имеют три движения, направленные против колонизаторства китайцев, англичан и русских:

1) господство туюхунов в 312—663 годы до китайской колонизации;

2) противостояние живущих на Уральских горах башкир русским, войны, длившиеся с 1650 по 1751 год;

3) войны, которые вел Типу султан в 1880—1897 годы против англичан.

Башкиры — на Урале, Типу султан — в Индии. Между ними громадные расстояния и временное различие! Несмотря на это, между этими войнами много сходства. Войны сильных государств, направленные на уничтожение слабых стран и народов, мало отличаются друг от друга. Доказательство этому — борьба туюхунов и башкир. Типу султан получал помощь извне. А народы, боровшиеся против Китая и России, были лишены такой возможности...»

Как видим, Заки Валиди, предельно широко рассматривая всю Европу как во временном, так и в пространственном плане, освещает проблему колонизаторства как мировую проблему и стремится научить турецких студентов мыслить столь же глубоко и масштабно. Это весьма поучительно, особенно для нас, поколения, которому пока не удается, не впадая в крайности, строго логично осмыслить историю страны и населяющих ее народов хотя бы за последнее столетие.

Итак, ученый «Историю башкир» писал в исключительно широком историческом контексте, поэтому и читателем она должна восприниматься адекватно.

Труд имеет еще одну интересную особенность. Его первая часть написана в самой обычной форме. Но во второй части описываются события, в центре которых автор сам находился. Поэтому повествование ведется не от третьего лица, стороннего наблюдателя, а от имени первого лица. Таким образом, книга по форме изложения делится надвое. Заки Валиди попытался добиться однообразия повествования, начал редактировать текст так, чтобы все события, в том числе и с участием самого автора, излагались от третьего лица. Но, видимо, заметив, что текст второй части труда приобретает странные формы, или по какой-то иной причине оставил эту затею. Такая проблема возникает лишь перед авторами, которые вначале являются активным действующим лицом исторических событий, а затем пишут о них, в том числе и о событиях, в которых участвовали сами. У профессора Исенбике Тоган я спросил:

«Как же мне быть при переводе и подготовке книги к изданию? Изменить вторую часть так, как это начал ваш отец, или все оставить как есть?» Несколько дней поразмыслив, Исенбике-ханум ответила: «Как историк мой отец не только опирался на традиции европейской исторической науки, но и был тесно связан с традициями описания истории на Востоке. А во многих восточных, в том числе тюркских исторических трудах, написанных еще в древности или в средние века, собственные деяния, переживания, мысли автора переплетены с другими событиями и излагаются в едином контексте. Это наблюдается, начиная с орхонских надписей до «Бабурнаме». Пусть все остается в том виде, в каком было написано отцом».

Видимо, не будет ошибкой утверждение, что «История башкир» была завершена еще в 1950-е годы и позже вторая часть была использована при написании «Воспоминаний» или даже послужила чем-то вроде конспектов для них. Но в ней есть не упоминаемые в «Воспоминаниях» факты, оценки, теоретические положения и утверждения. Таким образом, эти два произведения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

И в других масштабных книгах и отдельных статьях Заки Валиди Тогана содержатся сведения об истории башкир. Будем надеяться, что со временем и они станут доступными нашим читателям.

Сущность духовного бытия каждой личности неразрывно связана с его памятью. Нет для человека большей трагедии, чем потеря памяти, неузнавание родителей и собственных детей. И народ со стертой, извращенной исторической памятью напоминает человека, потерявшего память. Труды великого историка Заки Валидова должны помочь его родному народу вновь обрести свою, не искаженную, историю и более уверенно смотреть в будущее.

А. М. Юлдашбаев, кандидат философских наук.

Ох уж эти стенания, по искаженной истории, тогда как уже с провозглашения гласности Горбачевым прошли многие лета, причем ведь и с обретением суверенитета Башкортостана. Ладно, не будем выяснять, кто же мешал башкирским историкам в суверенном Башкортостане в изложении подлинной, не искаженной истории башкирского народа, знаю, что трудятся они в чём-то таком премного. Однако в связи со всем этим возникает вопрос, а какие же труды турецко-подданного историка должны были бы помочь башкирскому народу обрести свою историю, и что уже успели использовать из этого наследия в своих стараниях башкирские историки. Касательно же этой, упоминаемой здесь книги, я так понимаю, что она, как и «Воспоминания» Заки Валиди о двух книгах предлагается в качестве важного исторического источника. Вместе с тем, я не заметил того чтобы даже башкирские историки обращались бы часто к этой книге, как по содержанию первой её части, изданной на башкирском языке уже в 1994 году, так и по второй части, книги изданной в полном объеме в 2005 году, тоже.

Первая часть, посвященная в основном дооктябрьскому периоду истории башкир, практически просто вообще игнорируется, а по содержанию второй части, есть две книги «Воспоминаний» Заки Валиди Тогана, которые и стали для башкирских историков самым важным историческим источником по описываемым событиям. Нет, даже не по объявленному к этим воспоминаниям: «БОРЬБЫ НАРОДОВ ТУРКЕСТАНА И ДРУГИХ ВОСТОЧНЫХ МУСУЛЬМАН-ТЮРКОВ ЗА НАЦИОНАЛЬНОЕ БЫТИЕ И СОХРАНЕНИЕКУЛЬТУРЫ», а о возникновении в 1922 г. Большой Башкирии, что «венчало собой долгий и сложный процесс государственного оформления башкирского народа».

Сложный да, но почему долгий? Ведь с башкирского курултая, проходившего в Оренбурге 20-27 июля 1917 года, с которого началось организационное оформление национального движения за автономию Башкортостана прошло только пять лет?

Опять же, слова о некотором государственном оформлении Башкирской республики, или вернее об изменении границ уже существовавшей автономии, они, конечно же, вполне правильные и верные. Однако, почему пишут о «государственном оформлении башкирского народа»? Если в конституции РБ черным по белому прописано «Мы, многонациональный народ Республики Башкортостан»?








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Участник
  • 21 | 12.11.2015, 10:51 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3222 | Рейтинг: -174,4
Русские к не русским или не русские тюрки к русским ?
Вот в чем вопрос.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 22 | 12.11.2015, 10:55 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39591 | Рейтинг: +6522,6
8 | 12.11.2015, 09:43 | Автор: Батыр | На сайте

Получается Ахмет Заки единственный, кто написал более менее объективную историю башкир.
===
Ежели всё объективно, то он эту всю историю придумал, а ежели сказать интеллигентно, то попросту набрехал.

Если батырА отцепятся в школах от чужих детей со своими нац заморочками, и в стане будут все законы равные для всех, то нехай стряпают любые байки и эпосы, никто ж не возражает.

Почитайте сказки народов Африки.
Там же аж дух захватывает, так авторы густо всё нафантазировали.
Так что у батырОв вся их история ещё впереди.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 23 | 12.11.2015, 10:58 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39591 | Рейтинг: +6522,6
20 | 12.11.2015, 10:51 | Автор: Батыр

Русские к не русским или не русские тюрки к русским ?
Вот в чем вопрос.
===
А для чего тебе этот вопрос?

Ни к кому не приставай со своими особенности, и живи да радуйся.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 24 | 12.11.2015, 11:02 | Автор: Дед
    Публикации: 1 | Комментарии: 4961 | Рейтинг: -748,4
Во время Сталина была одна известная фраз "не читал, но осуждаю". Вот и Ирек не читал оригинал (для этого нужен ум или хотя бы время), но оценить работу ему было достаточно почитать рецензию и у него сложилась картинка о содержании работы. Жаль мне тебя Ирек.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 25 | 12.11.2015, 11:09 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39591 | Рейтинг: +6522,6
24 | 12.11.2015, 11:02 | Автор: Дед | На сайте

Вот и Ирек не читал оригинал (для этого нужен ум или хотя бы время), но оценить работу ему
===
Какой оригинал? Состряпанный? А чё его читать то? Фантазии не хватает?

Пиши чё хошь, а ссылки кидай на этот оригинал. Все дела.

Нынче в стане все учёные-историки так все свои труды стряпают.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 26 | 12.11.2015, 11:10 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31805 | Рейтинг: -716,6
20 | 12.11.2015, 10:45 | Автор: Вдумчивый
Так нарисованного стана до 1917 года вАААще не было. Кто к кому приехал то?
-------------------
Опять со своим карандашом. Давай сначала
В 1918 году Советская страна в кольце врагов "Социалистическая республика в опасности!". Территория государства ужалась до размеров удельного княжества.

" Социалистическая республика Советов находится в величайшей опасности... Совет Народных Комиссаров постановляет: 1) Все силы и средства страны целиком предоставляются на дело революционной обороны. 2) Всем Советам и революционным организациям вменяется в обязанность защищать каждую позицию до последней капли крови" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 357 (т. 27, с. 13)). Декрет призывал к мобилизации сил и средств страны для отпора империалистам, давал конкретные указания по проведению оборонных мероприятий: о вывозе вагонов, паровозов, а также имущества и продовольствия из зоны воен. действий; об уничтожении того, что может достаться врагу; о праве расстреливать на месте преступления шпионов, контрреволюционных агитаторов, громил, спекулянтов. Призыв СНК встретил горячую поддержку масс; тысячи рабочих добровольцами вступали в Красную Армию и отправлялись на фронт."
..............
Горячую поддержку оказали угнетенные нац.меньшинства, башкиры в том числе.
С нарисовали, не карандашом, а собственной кровью великий советский союз трудящиеся всех национальностей.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 27 | 12.11.2015, 11:11 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31805 | Рейтинг: -716,6
20 | 12.11.2015, 10:45 | Автор: Вдумчивый
Так нарисованного стана до 1917 года вАААще не было. Кто к кому приехал то?
-----------------
До 1917 года была Московия. До добровольного присоединения.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 28 | 12.11.2015, 11:14 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31805 | Рейтинг: -716,6
А я вот в книжных магазинах Уфы не встретила ни одной книжки Валидова ли про Валидова.
Воспоминания в эл. варианте скачала, остального материала, в т.ч. Историю башкир не нашла.
Все же я предпочитаю бумажный вариант, по старинке.
Зато все полки завалены исторической брехней от культурного министра Мединского, даже продуктовые магазины.
Шафикова кроме как бренчать на пианинах умеет чего возразить мединскому?



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 29 | 12.11.2015, 11:17 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31805 | Рейтинг: -716,6
22 | 12.11.2015, 10:55 | Автор: Вдумчивый | На сайте

Если батырА отцепятся в школах от чужих детей со своими нац заморочками, .
Статистика голосования
12.11.2015, 11:00Егерь
----------------------
Егерь, все-таки чужих детей?

А оно башкирам надо чужие родители понаехавшая шушера



1

  • Изображение
  • Гость
  • 30 | 12.11.2015, 11:22 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
До 1917 года была Московия. До добровольного присоединения......

==========================================================
зульдЯ, включи в свою статусную речь на ку-курултае всемирных титульных, но только на БЯ, и осторожно! История от дильки - загреюшки успеха не поимела, и подминистры из Биде, когда их соратников по нацидвижкам посадили даже на адвоката не сильно разорились! Нам тебя будет не хватать, если, что! Ты ж даже бренчать на пианинах, как Шафикова, не умеешь, не то что возразить мединскому?



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 31 | 12.11.2015, 11:29 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39591 | Рейтинг: +6522,6
26 | 12.11.2015, 11:10 | Автор: Зулия

Горячую поддержку оказали угнетенные нац.меньшинства,
===
Ну, да, ДВА процента спасли страну. Кому онЕ поддержку оказали то? В чём?

Бегали от одних к другим, грабя по пути всё подряд.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 32 | 12.11.2015, 11:54 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 19432 | Рейтинг: -3308,6
4 | 12.11.2015, 09:17 | Автор: Ирек
А юнга что? А ничего, кроме тягания всяко разного с инета, и даже без ссылок, как будто в поте лица сам накропал, что в общем то просто плагиатом называется.
-----------------
Первый признак шизофрении в том то и состоит, что больной все свои недостатки валит на других.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 33 | 12.11.2015, 12:01 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39591 | Рейтинг: +6522,6
27 | 12.11.2015, 11:11 | Автор: Зулия

Так нарисованного стана до 1917 года вАААще не было. Кто к кому приехал то?
-----------------
До 1917 года была Московия. До добровольного присоединения.
===
Какое присоединение? Вы об чём?

Праздник придумали в обкоме в писятых годах по разнарядке цк кпсс.

Это как 1 апреля - день дурака.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 34 | 12.11.2015, 12:11 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 19432 | Рейтинг: -3308,6
Казанские татары и их предки
.................
Выводы.
Все рассмотренные здесь четыре теории о происхождении казанских татар от татаро-монголов, или от Волжско-Камских булгар, или от кипчакских племен, или, наконец, от народности, возникшей еще в домонгольский период в пределах Волжско-Камской Булгарии, в результате будто бы слияния разных тюркских племен кипчакской языковой группы, является несостоятельными и не выдерживают критики.
Казанские татары произошли от общих предков с другими Поволжскими народностями, в основном, с чувашами, а частично с марийцами, удмуртами и др., в результате мусульманизации этих народностей. Не исключается и участие русских “полонянников” в этногенезе казанских татар.
Распространение ислама с татаризацией упомянутых народ¬ностей происходило в сравнительно недавний исторический отрезок времени, начиная с создания Казанского ханства в 1438 г. татарами мусульманами, прибывшими из Золотой Орды и покорившими местные племена левобережья Волги, вплоть до ХХ века. Конечный период этого процесса могли наблюдать отцы и деды современников.
Казанские татары являются одним из самых молодых народов. Возникновение и оформление их как самобытной народности есть результат распространения мусульманства среди различных местных Поволжеких народностей в сравнительно недавнюю историческую эпоху.
Профессор Максимов И.Г.



4

  • Изображение
  • Гость
  • 35 | 12.11.2015, 12:14 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Такое вынуждены читать только эксперты УЖ. Простой читатель это пролистывает не глядя.



3

  • Изображение
  • Эксперт
  • 36 | 12.11.2015, 12:27 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39591 | Рейтинг: +6522,6
Свыше 60% российских врачей оказались курильщиками

"К сожалению, 62% медиков России курит. В отличие от Европы, где курит 3% медиков", - заявила заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева в четверг на проходящем в Москве VI Всероссийском конгрессе пациентов.

Ранее немецкие ученые подсчитали, что курильщики в целом обходятся налогоплательщикам дешевле, чем некурящие сограждане, так как умирают в среднем на пять лет раньше.

http://www.interfax.ru/russia/478798
===
Стал быть, если курильщики ещё и пьют, то выгода от них выходит двойная?



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 37 | 12.11.2015, 12:32 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39591 | Рейтинг: +6522,6
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал документ, запрещающий сжигать сухую траву.

В постановлении, опубликованном на сайте правительства России, предусматривается запрет на сжигание сухой травы на землях сельскохозяйственного назначения, возле автодорог и в охранных зонах железных дорог.

http://www.ng.ru/news/523541.html
===
ПрАААльнА!!!

Осталось ещё запретить вАААще текущее сельское хозяйство, ибо с 1917 года убытка от него получилось больше, чем вложили бабала и ресурсов.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 38 | 12.11.2015, 12:44 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Я тоже стянул, я думаю что это очень важно в свете последних трудов башкирских ученых:

Заки Валиди о присоединении Уфимской губернии к «Малой Башкирии»

(Из письма Ленину 20 февраля 1923 года)

Товарищ Сталин при посредстве товарища Рудзутака прилагает усилия, чтобы вернуть меня в партию. Он делает вид, что не знает о моем письме в Центральный Комитет из Баку, написанном в 1920 году, где я открыто объявил о своей деятельности против Москвы и присоединении к басмаческому движению. Кто же Вам будет верить после того, как Соглашение, подписанное 20 марта 1919 года Вами, Сталиным, мною и моими товарищами, спустя четырнадцать месяцев было перечеркнуто Постановлением от 19 мая 1920 года, подписанным лишь Вами и Сталиным?

После опубликования этого односторонне принятого постановления я, встретив Вас, выразил свой протест. Вы же тогда Соглашение, принятое 20 марта 1919 года, соизволили назвать «клочком бумаги»... На основании подобного же Постановления вы «Уфимскую губернию присоединили к Башкортостану», на деле эта лукавая мера означает не что иное, как присоединение Башкортостана к Уфимской губернии. Объявленные Советским правительством 20 ноября 1917 года в обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» права этих народов на самоопределение «вплоть до отделения от России» в корне перечеркиваются Постановлением от 19 мая 1920 года.

Из сборника документов Ахметзаки Валиди Тоган «Не сочтите за пророчество…», Уфа, изд-во «Китап», 1998г.
17 января 1920 года. ЦГА БАССР, ф. 629, оп. 1, д. 14, л. 10. Подлинник.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 39 | 12.11.2015, 12:48 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31805 | Рейтинг: -716,6
31 | 12.11.2015, 11:29 | Автор: Вдумчивый | На сайте
Публикации: 113 | Комментарии: 28876 | Рейтинг: +5915,6
26 | 12.11.2015, 11:10 | Автор: Зулия

Горячую поддержку оказали угнетенные нац.меньшинства,
===
Ну, да, ДВА процента спасли страну. Кому онЕ поддержку оказали то? В чём?

Бегали от одних к другим, грабя по пути всё подряд.
---------------------
ДВА процента плюс два + 2 = курочка по зернышку.
интернациональная идея казалась более привлекательной, чем "за царя за веру за отечество"

Грабили все кому не лень, самые крупные трофеи достались верховному правителю, эшелон золота не шутки.
Кремль своего не упустил, Москва голодомором не страдала.
Бегала вся Россия, армии, группировки и банды придумали не башкиры



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 40 | 12.11.2015, 12:49 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31805 | Рейтинг: -716,6
33 | 12.11.2015, 12:01 | Автор: Вдумчивый | На сайте
Это как 1 апреля - день дурака.
------------------
страна дураков, чо ты хочешь.



2