Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   41481    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   38069    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   20139    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   27969    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   13957    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   39929    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   32382    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   42867    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   16305    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   34226    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Правда о переписи - 2010

0



Несколько слов за перепись 2010 года, и не только за нее. Итак, результаты переписи 2010 года опубликованы, и надо бы несколько прикинуть, подумать, что же к чему согласно и этой переписи тоже, получилось в родном моём Башкортостане.

Правда о переписи - 2010


Пока здесь, лишь очень немногое из того, уже накопившегося за предшествующее, и за это тоже.

Прежде оговорюсь, я всё же выжидал, что же скажут гуманитарии, специалисты в области демографии и прочей разной такой статистики, по результатам этой переписи. Молчат специалисты, во всяком случае, лично я пока не приметил ничего от них за это.

Однако как же в этом без философов? Опять же, конечно именно философ решил похлопотать на этом поприще, канд. филос. наук Асылгужин Р.Р. объявился с этим. Не знаю собственно, где в печати опубликовано, но в Интернете на сайте неких традиционалистов Башкортостана РБ-XXI век представили его статью «К вопросу об этнической идентичности западных башкир». Статья, несмотря на несколько частное название всё же с претензией на более общий охват темы. Однако, самый главный традиционалист, представляющийся на этом сайте Гиреем, заметил, что статья практически перепев «ранней статьи, времён бодания из-за переписи 2002 и подготовки к 2010». К слову заметим, и этот главный традиционалист тоже очень любит эту тему за башкирскую демографию, причем во всех своих виртуальных представлениях, и говорят сам в миру тоже из философов, и тоже к.ф.н.

Однако я не только с последнего товарища сказал, опять, мол, именно философы решили похлопотать за это дело. В разговорах по предыдущим переписям обильной речивостью особо отличался тоже к.ф.н, известный как «сладкоголосый философ», бывший заведующим отделом по вопросам общественно-политического развития Администрации Президента Республики Башкортостан А.М. Юлдашбаев. Трудятся всё же философы, трудятся, и весьма усердно. Не с этого ли известный специалист по демографии нашего края д.и.н. Роднов М.И. в своей статье «Спор о цифре»1 со ссылкой на А.Я. Гуревича восклицает: «Истории всё ещё не удалось избавиться от прокрустова ложа философии»? (стр.21)

Статью Асылгужнина Р.Р. охарактеризовали на упомянутом сайте сыроватой. Однако почему так? Они многие такие статьи за означенную тему, публикуемые башкирскими гуманитариями практически на одно лицо, никакой выверенной конкретики, а более только лишь некоторые слова вроде неких заклинаний. И все ошибки и натяжки повторяются из статьи в статью. Нет у меня сейчас задачи, да и времени тоже, подробно разбирать всё это.

Укажу только на некоторое наиболее часто повторяемое в них, и в частности в этой статье Асылгужина.

Прежде всего, хочется отметить. Пусть чаще всего и не явно, но во многих таких статьях, в словах сродни Асылгужинским «специфика национальной политики советского периода в нашем регионе» сквозит некий намёк, что вот де большевики реализовали БАССР, и после этого, вроде как даже в самой республике стали подтатаривать башкир. Асылгужин договорился даже до явного утверждения, что де и «в 70 - 80-е годы прошлого столетия, фактически имела место целенаправленная ассимиляционная политика по отношению к башкирам». Да, конечно же, не было тогда во власти БАССР Шакирова М.З. с его проводимой в республике башкиризаторской политикой, и может быть не татар, а башкир понизили в численности по переписи 1979 года. К слову надо заметить, понижали татар в БАССР в численности и до правления Шакирова, и по переписи 1959 года тоже.

И, конечно же. Как «не всякая птица долетит до середины Днепра», так и редко кто из нынешних башкирских гуманитариев не заявит, как сетовал тот же наш «сладкоголосый философ» Юлдашбаев А.М.: «с 1979 по 1989 год не было ни войн, ни голода, но численность башкир снизилась на 72 тыс., а численность татар выросла на 180 тыс. человек"2 (стр.55). Или не станет обвинять за это всех и вся, и даже «большевиков», т.е. уже «зажмурившийся» тогда КПСС. Последних, если не в организации фальсификации переписи 1989 года, то хотя бы в способствовании этому. Переписи, проведенной в период анархии, однако ведь и демократии тоже, эпохи гласности перестроечных годов Горбачева.

А уж насчёт восстановления некоей исторической справедливости переписью 2002 года, это звучало и звучит в Башкортостане просто превеликим хором.

Асылгужин же, обращаясь уже и к переписи 2010 года, пишет: «Переписи 2002 г. и 2010 г. «восстановили» соотношение численности основных этносов района». Мало понятно, но и главный традиционалист Гирей тоже ничтоже сумняще говорит, пишет на своём сайте, что эта перепись 2010 года главный ответ во всех этих спорах. Думаю надо и это его понимать всё в том же ключе, торжестве той же некоей исторической справедливости. И оказывается, она эта перепись, как он оракул, и предсказывал, изменила картину по сравнению с 2002 годом «на ничтожный процент».

Я пока пропущу, пока не стану комментировать всё это, озвучу лишь один вопрос. А разве эти господа хорошие не видят угол наклона падения численности башкир по этой переписи относительно 2002 года? Я не выверял, однако ведь этот угол, во всяком случае, визуально очень даже похож на результат 1989 года. И ещё только чуть, и забегая вперёд, замечу, Рахимова ведь только всего лишь за три месяца перед этой переписью 2010 года отправили в отставку, а прочую королевскую рать, да, и то не всю уходили никак не одномоментно с этим событием.

И уже очень забегая вперёд, и даже выходя за рамки этого моего поста, хочу озвучить несколько слов и за следующее «Проводившиеся в Российской империи в XVIII – XX вв. учеты населения или, как тогда это называлось «Ревизские сказки» и за то, что «дала Первая Всеобщая Всероссийская перепись населения 1897 г.» (окавыченное приводится из статьи Асулгужина Р.Р.-И.Г.)

По первому из этого, я всё же очень недоумеваю. Все исследователи демографии нашего края почти в один голос утверждают, что именно в этом крае Российской империи был организован сугубо сословный учёт населения, однако, и, тем не менее, все очень лихо, а башкирские гуманитарии в особенности, считают по документам сословного учета населения некую велико численность башкир. Уже оговорившись, что всё это выходит за рамки этого моего поста, я не буду подробно за это, и только приведу копию лишь одного такого документа.

Правда о переписи - 2010


Надо сослаться. Эту копию «Ведомости о численности населения Оренбургской губернии по данным 8-ой ревизии (1834 г.) я привожу из сборника «Навеки с Россией. Сборник документов и материалов: в 2 ч. Ч.1. Уфа Китап 2007 472» (стр.261).

Продолжая далее, хочу сказать, лично я в этом документе усматриваю только 74-ёх каракалпак и 3355 человек башкир приписанных Уральскому войску, определённых в этническом значении. Все же остальные учтены лишь только в сословном значении. Нет в этом документе ни русских, ни удмуртов, ни марийцев, ни чувашей, нет и татар тоже, и с чего это вдруг только башкиры числом 350438 (450438-ошибка в копии) человек якобы определены этнически? Никак не понятно, и вообще вызывает сомнение, и в особенности по ознакомлению со многими другими документами, и тем более с характеристиками этих документов опять же самими, и даже именитыми исследователями этого вопроса.

Что же касается переписи 1897 года, то, как справедливо заметил Роднов М.И., в упомянутой здесь его статье: «в Башкортостане в современной научной, краеведческой, образовательной, научно-популярной литературе и журналистике население, указавшее в 1897 г. своим родным языком башкирский, просто считается башкирами по национальности. В настоящий момент количество подобных публикаций в РБ не поддаётся исчислению; можно проводить отдельное исследование на тему о том, сколько авторов, где, когда и почему говорили о численности башкир (якобы в 1,3 млн чел.) по переписи 1897 г.».

Роднов похвалил было Юлдашбаева А.М., что мол вот он то корректно показал, что сведения её всего лишь «по родному языку», однако похоже Михаил Игоревич не всё читал у этого философа. Например, пропустил такие его, Юлдашбаева слова: «…по сравнению с 1897 годом, когда насчитывалось в целом по России 1 311 017 башкир»2 (подчеркнуто мной-И.Г., стр.53).

Он же Роднов М.И., в другой своей работе3 отмечает и систематически повторяющуюся ошибку башкирских гуманитариев. Чего, опять же, не избежал и Асылгужин Р.Р. Ошибку, когда они приводят некие данные по переписи 1920 года. На самом же деле, как утверждает Роднов, эти данные из «Списка населенных пунктов Башреспублики» изданных в 1926 г. БашЦСУ мало связаны с собственно данными переписи 1920 года, а по Уфимской губернии вообще никак не связаны. Более того, и я не удержусь, не привести его слова, Михаил Игоревич пишет: «Можно предположить, что при подготовке к сле­дующей переписи 1926 г. составители статистического сборника, по сути произвольно, в угоду собственным (или заказчика) представлениям мягко говоря, корректировали итоги переписи (подчеркнуто мной-И.Г., стр.29).

На этом, со сказанным немного за это, пока бы всё.

Однако продолжая далее, хочется сказать. Может быть, я и ошибаюсь, но уж очень мне кажется, и даже думается, что не спроста трудились и авторы «Единого электронного справочника муниципальных районов Республики Башкортостан». Справочника, представленного на сайте «Ассоциация «Совет муниципальных образования Республики Башкортостран». Трудились в подсчетах относительных цифр численности преобладающей национальности по каждому населенному пункту Башкортостана. Думаю, что данные этого справочника, скрупулезно высчитанные по результатам переписи 2002 года тоже были некоторой заготовкой к последующим переписям.

И вот на этом я хочу перейти к очень понравившимся мне словам Асылгужина Р.Р.: «Таким образом, попытки проанализировать демографические процессы, происходящие на территории Республики Башкортостан, опираясь лишь на узкие временные рамки, на данные переписей 1989 и 2002 гг., могут привести к необъективным и неверным выводам. Необходимо сопоставление данных о численности основных этнических групп Башкирии за гораздо более длительный, предшествующий период».

Именно так и никак не иначе, и даже я технарь озаботился этим, и именно так. Однако есть закавыка большая в этом, с документами за это, за предшествующий период учета населения в Российской империи сложности большие. Сложности из-за сословного характера учёта населения принятого в империи, и в частности, или в особенности применительно к нашему краю. Как лично я стараюсь преодолеть это, и возможно ли таковое, оставлю пока на будущее.

Проиллюстрируем динамику численности башкир со стародавних времён и по самые наши дни следующим графиком:

Правда о переписи - 2010


Данные для этого графика вплоть до результатов Подворной переписи 1912-1913 годов взяты из книги Томашевской Н.Н.4 (стр.232), а остальные цифры это общеизвестные результаты последующих переписей, включая и перепись 1897 года.

Я не стану приводить здесь и сейчас саму подробную таблицу этих данных, поскольку я не готов сейчас говорить за всё это, вакыт юк. Однако, подчеркивая насколько же графическое представление наглядно, хочется всё же заметить, что график то этот очень и очень даже интересный, и весьма прелюбопытный. А если же, как я прикладывать к каждому интервалу этого графика события, законы и всяческие другие факты истории, то тем более.

Представим же мы здесь данные по переписям, приведенные Асылгужиным Р.Р. в упоминаемой его статье.

И вновь проиллюстрируем это графиком, но только отдельно по численностям башкир и татар

Правда о переписи - 2010


Получается тоже очень интересный и любопытный график. И как я говорю, рассказываю, когда начинаешь прикладывать к этому всякие события и законы, произошедшие в соответствующие интервалы времени то всё становится вообще сугубо интересно. Здесь и сейчас я не буду этого делать, а если кто хочет поупражняться в этом, приведу навскидку некоторые данные:

1920—30-е — Развитие форм национальной автономии. Культурная революция. Период «коренизации» и «языкового строительства».

1936 — Принятие новой Конституции СССР. Ст. 121 Конституции указывает, что право граждан на образование обеспечивается, в частности, «обучением в школах на родном языке». Завершение «переходного периода от капитализма к социализму».

1938 — Начало обязательного изучения русского языка в школе. Насильственное введение кириллицы вместо латинского шрифта, который до этого использовался тюркскими народами СССР.

1937—1944 — Депортация народов.

1953—1964 — Реформы Н.С. Хрущева.

1955 — Снятие спецпереселенцев с учёта.

1955 — Повторно издана книга Руденко "Башкиры", причём с важным дополнением, главой "Вопросы этногенеза башкир".

1958 — Родители получили право выбирать язык обучения для своих детей (и многие предпочли русский).

1964, 1972 — Указы о восстановлении прав депортированных народов.

1974 — Вышел знаменитый труд Кузеева "Происхождение башкирского народа"

1977 — Принятие Конституции СССР. Построение «развитого социалистического общества». Создание «новой исторической общности людей — советского народа».

1990 — Закон «О языках народов СССР»

1991 — Декларация прав и свобод человека и гражданина (РСФСР), Закон РСФСР о реабилитации репрессированных народов.

1992—2001 Действует Государственный комитет (затем министерство) по национальной политике (председатели и министры В. А. Тишков, С. М. Шахрай, Н. Д. Егоров, В. А. Михайлов, Е. С. Сапиро, Р. Г. Абдулатипов, В. А. Михайлов, А. В. Блохин).

1993 — Принятие Конституции Российской Федерации. Признание многонациональной структуры общества. Конституционное признание прав коренных малочисленных народов. Декларирована свобода в определении и указании своей национальной принадлежности, а также свобода выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1996 — Принятие Концепции государственной национальной политики и закона «О национально-культурной автономии».

1997 — Нереализованное решение о создании Совета при Президенте РФ по федеративной и национальной политике.

1998 — Ратификация Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

Как уже сказал, я только навскидку и чуть-чуть за это, однако я собираю всякое такое, чтобы в дальнейшем приложить к демографическим явлениям. Я не оговорился, именно явлениям, поскольку некоторое в демографии нашего края трудно назвать процессами, или другими соответствующими словами.

Всего лишь несколько слов за выше приведенное. Есть законы и события, которые явно и очень значительно влияли на результаты переписей, как в Российской империи, так и в СССР, и, конечно же, влияли и влияют в России. Возвращаясь несколько назад, хочется сказать что например Столы́пинская агра́рная рефо́рма - реформа крестьянского надельного землевладения в России, проходившая с 1906 по 1917 годы, ярчайшая иллюстрация сказанному в предыдущем предложении. А декреты большевиков о земле, это вообще усугубили значительнейшим образом. Это всё воочию и видно на первом представленном здесь графике, очень значительно пострадала тогда «башкирская демография», очень значительно.

При «большевиках», т.е. при прежней власти как было, и впрочем, как и сейчас происходит. Все происходило и происходит некими компаниями, программами, конечно же, на фоне постоянных деяний, мероприятий властей. Вот и недавно озвучена некая новая национальная программа. Некоторые дополнительные мероприятия по выполнению этой программы естественно же будут. Однако, я никак не критикой этой программы, да и не вчитывался, во всяком случае, пока, я в эту программу. А только к тому, что всё взаимосвязано в государственном механизме, и тем более в стране, причем на всём протяжении её существования, страны, которая теперь называется Россией. И в частности в её составляющих субъектах конечно же тоже.

В 1958 году вышел иезуитский, сверх демократичный закон большевиков о свободе выбора языка обучения. И, конечно же, из-за прокрустова ложа невозможности продолжения дальнейшего обучения не русских детей на родном языке и общего ограничения функционирования национальных языков большинство родителей предпочли русский язык. Вот именно тогда большевики и сделали самый большой кердык национальным языкам. Однако вспомнил я за это не в связи с этим последним, а к тому, чтобы заметить, что этот закон никак не на ровном месте возник, уродился, и я просто уверен, он, этот закон лишь только составляющая часть некой реализуемой тогда программы государства в решении им только самим понимаемых национальных вопросов. Применительно к нашим народам, башкирам и татарам для периода между переписями 1939 и 1959 годов можно вспомнить также и известные постановления ЦК КПСС середины сороковых годов.

Если обратиться к собственно нашему региону, то по переписи 1959 года татар в БАССР взяли и понизили в численности, тогда как родственный народ башкиры вполне нормально приросли в своей численности. Вроде и никак не связано со всем этим, однако в 1955 году была переиздана известная книга Руденко С.И. "Башкиры", причём с очень важным дополнением, главой "Вопросы этногенеза башкир". Случайность конечно, однако случайно совпал и выход знаменитого труд Кузеева Р.Г. "Происхождение башкирского народа" с межпереписным периодом 1970 и 1979 годов, когда татар вновь в БАССР понизили в численности. Я никаких намеков не делаю собственно в адрес авторитетнейших ученых, однако у «большевиков» случайности были очень и очень редки.

Кстати, книга Руденко была переиздана и в 2006 году, однако ко времени проведения переписи 2010 года случилось ещё одно событие, хотя и всего лишь за три месяца до этого, но ушли Рахимова М.Г. от руля власти Республики Башкортостан.

Однако за это сказ уже в следующую ночь, т.е. продолжение следует.

1.Роднов М. И. Спор о цифре: численность башкирского народа во второй половине XIX – начале XX вв. // Этностатистические траектории Южного Урала.

Динамика расселения народов Башкирии: Сб. статей / Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 122–164. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ – проект 03-01-00165а «Этностатистический атлас Башкортостана (середина XIX – XX вв.)».

Указаны страницы сборника: С. 122:

2. Юлдашбаев А.М. Кому нужен "татаро-башкирский вопрос?" - Уфа, Принт+, 2005, 128.

3. Роднов М.И. Крестьянство Белебеевского уезда по переписи 1920 года: этнический состав. Москва: ИЭА РАН, 2009.-121 с.

4. Томашевская Н.Н. От социального пространства к социальному времени: Опыт этнической истории башкирского этноса в новое время. Уфа, Китап, 2002, -240 с.

ЖЖ irek-tattarich
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны