Календарь новостей
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Республика контрастов: ...

Власти Башкирии могут ограничить розничные продажи спиртного в новогодние ...
  22.10.2019   22155    18

Убойная медицина ...

«На нашу медицину надежды нет». Телеведущая из Уфы рассказала, как ее дочери ...
  22.10.2019   33678    12

Пора поднимать ПДК ...

Экологические активисты в Сибае, где с ноября 2018 года тлеет руда в шахтах ...
  22.10.2019   21252    4

Травить людей не отходя ...

В Башкирии планируют использовать мобильные мусоросжигающие заводы. ...
  22.10.2019   39529    10

Помянем. Путинский СПЧ ...

Что и требовалось доказать. Запах прав человека улетучивается из Совета по ...
  22.10.2019   13745    6

Мурзагулов принес ...

Вчера председатель Совета директоров «Башинформа» Ростислав Мурзагулов записал ...
  21.10.2019   15730    23

Откуда у ЕдРа этические ...

Заместитель секретаря Генсовета "Единой России" Евгений Ревенко накануне ...
  21.10.2019   21101    30

Мало нам совка ...

В Уфе за экстремистские высказывания судят человека, считающего себя депутатом ...
  21.10.2019   33190    61

Очередной путинский ...

Ночью 19 октября на реке Сейба в Курагинском районе Красноярского края ...
  21.10.2019   28911    109

Хабиров может возглавить ...

В республиканском отделении партии власти не исключают, что это может случиться ...
  18.10.2019   25235    64

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Октябрь 2019 (62)
Сентябрь 2019 (81)
Август 2019 (127)
Июль 2019 (109)
Июнь 2019 (92)
Май 2019 (72)


В Башкирии 20 лет преследовали людей по национальному признаку

1


Егор Лигачев охарактеризовал положение в республике как «ненормальное». Обкомовское начальство в Башкирской АССР много говорило об интернационализме, дружбе и равноправии народов республики, незыблемости конституционных прав её жителей. Устраивались митинги, слеты, фестивали и прочие шумные мероприятия. Это была парадная сторона тогдашней жизни. Но параллельно существовала и другая действительность: скрытая и мрачная, о которой немногие знают и теперь.

В Башкирии 20 лет преследовали людей по национальному признаку


Согласно данным официальной статистики, в Башкирской АССР проживало более 100 наций и народностей. Каждый третий брак в республике тогда, как, впрочем, и сейчас, был межнациональный. Каких-либо трений между обычными людьми в повседневной жизни не возникало. Ещё в 1913 году видный финский этнограф, профессор Уно Хольмберг, проведя несколько месяцев в полевых экспедициях на северо-западе современной Башкирии, заметил: «Здесь невозможно не удивляться, как разного рода народы проживают по соседству без признаков какой бы то ни было зависти или спорах о границах. Я видел, какое они другим оказывают гостеприимство, едят за одним столом, пьют чай из одного самовара!»

Проблемы, которые исподволь зародились при Зие Нуриеве, обострились при следующем партийном боссе – Мидхате Шакирове. Эти трудности были искусственными и возникли из-за игнорирования национальных запросов людей и грубого администрирования в такой тонкой сфере, как языковой вопрос.

Уже после отставки Мидхата Закировича в июне 1988-го в республику приезжала комиссия ЦК КПСС, что само по себе было беспрецедентно, ревизоры объехали более 30 городов и районов. Проверяющие встречались с людьми, общественниками, изучали состояние дел в межнациональных отношениях.

Перед этим на февральском пленуме 1988 года второй человек в правящей партии Егор Лигачев охарактеризовал положение в республике как «ненормальное», а на совещании работников прессы в апреле того же года у секретаря ЦК Александра Яковлева ситуацию с татарским, марийским, удмуртским и другими языками в Башкирии вообще назвали «просвещенческим произволом».

- Татарские школы переводили на башкирский язык обучения по распоряжению обкома, - вспоминает общественник и журналист Карим Яушев. – Действовали грубо. В ответ татарские родители массово писали письма в Москву.

Приезд московского начальства был не только реакцией на волну жалоб из республики и критику на февральском пленуме. Дело в том, что «Советская Башкирия», опубликовавшая выступление второго секретаря ЦК Егора Лигачева, подвергла цензуре его текст, вырезав негативную оценку положения с татарским и прочими местными языками. Мало того, из речи члена политбюро изъяли даже фрагмент о разваливающейся уфимской школе № 113, учителя и родители учащихся которой сумели пробиться к самому Егору Кузьмичу.

Но вскоре материалы пленума вышли отдельной брошюрой тиражом 3 миллиона экземпляров и подлог вскрылся. Подобное считалось очень серьезным проступком. Терпение Москвы лопнуло, и последовали оргвыводы.

Перед приездом комиссии на X пленуме обкома 13 мая 1988 года сняли с должности «по состоянию здоровья» непотопляемого редактора «Советской Башкирии» Николая Каменева, хотя претензии к нему, в том числе со стороны ЦК, предъявлялись ещё на VI и VII пленумах 1987 года.

Неприглядные выводы проверяющих начальство от людей скрыло, хотя кое-какие утечки все же имели место. Так ревизоры обратили внимание на то, что количество школ с преподаванием на татарском языке с 1970 по 1988 год уменьшилось с 1150 до 457. Резко сократилось число марийских, чувашских, удмуртских и мордовских школ. Исчезло упоминание о татарском языке в Конституции БАССР 1978 года, и даже обзор газеты «Кызыл тан» на республиканском радио вели не на татарском, а на башкирском языке. Культурные связи с Татарской АССР свели к минимуму. Почти исчезли передачи на телевидении и радио на татарском и языках других народов. Шло интенсивное сужение сферы применения татарского языка и замещение его башкирским даже в районах компактного проживания татар.

Увольнением Каменева дело не обошлось, и 29 июля 1988 года президиум Верховного совета БАССР одним указом ликвидировал минпрос, а другим отправил в отставку «в связи с упразднением министерства и переходом на другую работу» министра просвещения БАССР Сабилю Сулейманову, которая оказалась крайней в языковом вопросе.

Затем на XI пленуме 14 октября 1988 года уволили завотделом науки и учебных заведений башкирского обкома Ахмера Азнабаева и завотделом пропаганды и агитации Урала Бакирова «в связи с переходом на другую работу». Интересно, что спустя 10 лет Урал Насырович стал советником первого президента РБ Муртазы Рахимова.

Люди массово уезжали из «марийских», «удмуртских» и «татарских» районов

Татары были вторым по численности этносом Башкирской АССР. Однако до 90-х в республике из семи действовавших государственных театров не было ни одного татарского, несмотря на то, что самый первый профессиональный национальный театр «Нур» был татарским. Его организовала в Уфе в 1912 году 19-летняя Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. При этом обкомовские чины не уставали врать, что «профессиональных актерских коллективов в дореволюционной Башкирии не было», а имя талантливой Сахибжамал, самой первой профессиональной актрисы у тюркских народов, стремились предать забвению.

При Мидхате Шакирове народный, а по существу самодеятельный татарский театр «Нур» располагался в двухэтажном бараке между улицами Ленина и Карла Маркса на нечетной стороне Чернышевского. Кривое крыльцо из подгнивших досок, выцветшая фанерная табличка под стеклом и удобства во дворе… Представления давали, где придется. Потом и из барака попросили.

После отставки товарища Шакирова, несмотря на обещания начальства, дело не двигалось. Снова вмешалась Москва, и 12 июля 1989 года решением уфимского горисполкома № 16/445 зарегистрировали татарскую театр-студию драмы «Нур». Правда, её учредителем выступило не государство, а НПО «Иммунопрепарат». Но и это был важный шаг. Своего угла у театра-студии не было.

- Сначала приютил институт искусств, потом БГУ, а позднее ДК завода Синтезспирт, - рассказывает сотрудница нынешнего театра «Нур» Гульшат Стасина.

Наконец, 29 августа 1991 года постановлением республиканского совмина № 205 театр-студия стала государственным театром, а в 1994 году началось строительство здания на улице 50 лет СССР, 36.

В советской Башкирии в черном теле держались марийцы и удмурты, проживавшие в неблагополучных северо-западных районах: Калтасинском, Мишкинском, Краснокамском и некоторых других. По слухам, эти народности не любил первый секретарь башкирского обкома Мидхат Шакиров.

Первый секретарь Калтасинского райкома Радик Гаянов рассказал на VII пленуме обкома 23 июня 1987 года, что на его вопрос о причинах социальной отсталости района он услышал от Ахмера Азнабаева: «О марийцах, удмуртах, калтасинцах особо не беспокоились».

- Вот ответ заведующего отделом обкома партии! – обратил он тогда внимание представителей ЦК на равнодушие чиновника, и эти слова вошли в стенограмму пленума.

Позже на девятой сессии Верховного совета БАССР 13 ноября 1988 года Радик Магданович поведал о другом характерном факте: «Район остается вне зоны обслуживания лучших театральных и концертных коллективов республики». Оказывается, ведущих башкирских артистов начальство не пускало на калтасинскую землю. Но в район по приглашению местных жителей регулярно приезжали артисты из Марийской АССР. Так происходило глупое и недальновидное вытеснение людей из культурного поля республики.

В конце 70-х – начале 80-х из-за полной безнадеги начался исход русского населения из Аскинского района - самого отсталого и запущенного в регионе.

- Русские люди, оставляя дома целыми деревнями, покидали Аскинский район, - вспоминал бывший первый секретарь райкома Анатолий Понамарев. - Только за последние пять-шесть лет из района уехало 20 тысяч человек.

Следом потянулись и татары. Похожие процессы начались в соседнем Балтачевском районе. Мало того, из-за миграции возникла сильная гендерная диспропорция - на 6-7 девушек приходилось 10 парней, вынуждая последних покидать родные места.

О ситуации в Аскино узнали в ЦК, и Мидхату Шакирову пришлось срочно выделять фонды, прокладывать дорогу, чтобы можно было проехать в райцентр круглый год, тянуть водопровод, газ, строить школу. Сейчас в Аскинском районе осталось менее 19 тысяч жителей. Русских примерно 10 процентов.

Аспирантами авиационного университета хотели сделать только башкир

Осенью 1984 года обком направил в Уфимский авиационный институт анкету для будущих аспирантов и соискателей ученых степеней. В отделе аспирантуры пояснили, что преимущество при зачислении в аспирантуру УАИ будут иметь те, кто удовлетворяет одновременно двум критериям – имеет членство в КПСС и башкирскую национальность. А чтобы никто случайно не проскочил, анкеты предварительно требовалось направлять на согласование в отдел науки и учебных заведений обкома партии. Так обком пытался скорректировать «неправильное» партийное и национальное соотношение, сложившееся среди аспирантов и соискателей одного из ведущих технических вузов страны.

Нововведение было незаконным и вредным для науки, которая по определению беспартийна и интернациональна. Поэтому ректор УАИ Рыфат Мавлютов вместе с этой анкетой на серо-голубой бумаге размером в половину листа А4 без лишнего шума и огласки сразу обратился в серьезные оборонные ведомства СССР, для которых институт вел научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, именовавшиеся тогда в официальных документах как «важнейшие». И генералы ВПК по своим каналам через ЦК быстро привели в чувство наших аппаратчиков.

«Научным партийцам» было невдомек, что главной причиной «неправильного» процента явилось то, что в УАИ, кроме уфимцев, готовили свои диссертации десятки москвичей и ленинградцев - специалистов ведущих оборонных организаций страны, научными руководителями которых трудились профессора института. Москва, разумеется, не могла допустить грубое и некомпетентное вмешательство в подготовку научных кадров, решавших ответственные для страны задачи.

Позднее, в 1988-м, Рыфат Рахматуллович рассказал, что в рамках реализации только одной из программ в 1981-1985 годах в УАИ «создано свыше 120 принципиально новых видов техники и технологических процессов», а объем научных исследований с 70-го по 87-й вырос в десять раз. Институт даже в условиях административно-командной экономики стал высокорентабельным предприятием, в 1982 году вуз наградили орденом Ленина.

Заметим, уровень зарплаты ученых в БАССР был самым низким в Уральском регионе, в том числе из-за отсутствия районного коэффициента. Но партийным начальникам до этого дела не было. Ведь чтобы добиться «уральских», требовалось ехать в Москву, просить за людей, доказывать. А вот на сельхозработы и уборку улиц научных работников гоняли регулярно. Особенно отличался в этом деле первый секретарь уфимского горкома Рим Рахматуллин, который ввел в городе «зеленые пятницы», когда сотрудники вузов, НИИ и КБ работали на красной линии вместо дворников и дорожных рабочих, что, впрочем, характеризовало общее отношение местного руководства к науке.

Учителей принимали в партию в случае «обращения» в пионеры немцев-баптистов

В республике была категория людей, оказавшихся вне закона – евангельские христиане-баптисты, жившие, в основном, в Давлеканово и являющиеся немцами по национальности. Баптисты подвергались беспрерывному уголовному и административному преследованию, шельмованию в прессе, травле по месту работы или учебы. После окончания школы выпускникам давали такие характеристики, что получение дальнейшего образования становилось невозможным. И это при том, что республика дружила с округом Галле из ГДР. По всей Башкирии, в том числе в Давлеканово, работали клубы интернациональной дружбы. В пионерский лагерь под Давлеканово приезжали дети из Восточной Германии. Но они, конечно же, даже не догадывались, какие мучения переживают здесь их соотечественники.

- Баптисты всегда были самыми законопослушными и трудолюбивыми жителями Давлеканово, - рассказывает директор местного историко-краеведческого музея Массар Мухаметзянов. – Я ни разу не видел никого из них пьяным, курящим или нарушающим общественный порядок. Предки баптистов ещё в XIX веке заложили основу нынешней экономики города. Они никому не мешали, но партийные органы непрерывно их преследовали.

Причем, непосредственными инициаторами гонений партийные органы сделали учителей. Так, завуч Давлекановской восьмилетней школы № 1, где учились дети из баптистских семей, а сейчас это местный лицей № 4, Олег Введенский написал огромную статью-донос в «Ленинец», оформленную как «Письмо атеиста в редакцию». В ней этот «интеллигент до мозга костей» публично потребовал учинить расправу над «богомольными родителями» своих учеников. Сложно всю статью дочитать до конца - тяжелое ощущение возникает. Примеров, где педагог призывает к расправе над родителями своих учеников, встречать ещё не доводилось.

Следствие и Фемида не заставили себя долго ждать, и вскоре по статье 142 УК РСФСР «Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви» (в 1991 году эта статья была исключена из Уголовного кодекса страны, - ред.) осудили Леонгарда Готмана и Зузу Фризен. Гневная статья Олега Введенского была признана на суде одним из главных доказательством «злодеяний». После судебной расправы тот же «Ленинец» отчитался обширным материалом «Финал деяний брата Лени».

Интересно, что один и тот же газетный навет, сфабрикованный в партийных кабинетах, исправно служил предлогом для других уголовных дел. Административные наказания никто и не считал – максимально возможные штрафы в 50 рублей как на конвейере штамповались административной комиссией райисполкома. Тогда это были большие деньги, и штрафами многодетные баптистские семьи целенаправленно вгонялись в нищету.

В 1971 году осудили Нила Апышкова и вновь Леонгарда Готмана. В 1974-м по решению родительского комитета Давлекановской восьмилетней школы № 2, а сейчас это средняя школа № 6, ходатайству её партийной и комсомольской организаций районный прокурор вынес постановление - отнять у родителей Адолину Готман, Петра Зименса и Геннадия Вайгнера.

Но случилось мистическое! Директор школы, которого партийные органы заставили заниматься этим неприглядным делом, неожиданно скончался.

- Видимо, сильно переживал, - комментирует последнее обстоятельство Массар Зайнуллович, знакомый с ситуацией, сам бывший педагог.

Перепуганное начальство больше не рисковало покушаться на родительские права баптистов.

В том же 1974 году командир давлекановского комсомольского оперативного отряда «Юный дзержинец» Альберт Сафин, ученик школы, где ранее работал завучем Олег Введенский, участвовал в групповой драке, прогремевшей на всю Башкирию. Но драчуна даже не пожурили. Как не наказали и прочих активистов, распустивших кулаки в том пьяном мордобое. Шайки отморозков безнаказанно преследовали детей-баптистов, а «юные агитаторы» врывались «для профилактических бесед» в их жилища.

- Школьников заставляли следить за баптистами, а учителей принимали в партию с условием обращения в пионеры своих учеников из этих семей, - снова вспоминает Массар Мухаметзянов.

- Мы ставим вас в известность о беззаконии, чинимом местными властями, - читаем в письме давлекановских баптистов от 26 марта 1978 года генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. - Нас преследуют за воспитание детей, насилуя нашу совесть. Нас всячески оскорбляют, называя врагами народа, упрекают, что мы едим советский хлеб, что дети лечатся в больницах. Выходит, что мы лишены всяких прав.

Первого секретаря давлекановского райкома Ивана Преснякова, более десяти лет преследовавшего баптистов, уволили за целый ворох злоупотреблений, о чем 17 июня 1988 года рассказала «Советская Башкирия». Через месяц - в один день - его и Николая Каменева отозвали из депутатов Верховного совета БАССР.

Чтобы скрыть аресты, народ кормили слухами про маньяков-расчленителей

Лекторы «атеистических знаний» в Башкирской АССР любили рассказывать страшилки о «шпионско-подрывной деятельности» и «детских жертвоприношениях» баптистов. В январе 1982 года по республике стремительно разнесся провокационный слух о некоем кочегаре-баптисте из Чишмов, который по ночам будто бы расчленял и сжигал в топке котельной тела своих ритуальных жертв. Этот, говоря современным языком, «вброс» послужил информационным прикрытием серии арестов, проведенных прокуратурой по поручению обкома партии в декабре 1981 года, и последующей судебной расправы сразу над пятью баптистами.

31 июля 1983 года убили в подстроенной аварии 21-летнего давлекановского баптиста Игоря Пугачева.

В 1985-м в очередной раз осудили Леонгарда Готмана и Леонида Пугачева, а на следующий год 20-летнюю Маргариту Готман, арест которой в вагоне поезда в июле 1986 года походил на спецоперацию по обезвреживанию вооруженных террористов. Так велик был страх партийных чинуш перед этой стойкой девушкой – ведь о ней писала диссидентская и зарубежная пресса и была организована кампания в её защиту.

- Я очень счастлива, что нахожусь здесь не как вор или злодей, или убийца, или как посягающий на чужое, а как христианка, - заявила Маргарита на суде в своем последнем слове.

Преследование баптистов Башкирии прекратилось только после отставки Шакирова, и сейчас они считаются жертвами политических репрессий. Но их мучителям и в голову не пришло извиниться перед людьми, судьбы которых они поломали. Не зря Юрий Шевчук назвал то время в республике «байским социализмом».

МК-Уфа
Оригинал публикации






  • Изображение
  • Участник
  • 21 | 06.06.2019, 15:11 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 8808 | Рейтинг: -654,9
15 | 06.06.2019, 14:10 | Автор: Harrison
Публикации: 61 | Комментарии: 11605 | Рейтинг: -1879,8
На соседней ветке такая острая тема : «Свободные Идель-Уралщики»: Националисты, которые всегда в изгнании."

Ну, думаю, зайду посмотрю, как наш Яушев врагов в капусту рубит, тема явно его - борьба татарского народа с русскими оккупантами, правительство в изгнании, и прочие безусловно интересные вещи.

Захожу, бат-тюшки - 3 комента, и никаким Каримом даже не пахнет.

Нипонил, у вас там чо, инструкции такие - здесь вот можно бороться, а здесь лучше кочумнуть?

Что скажешь, Яушев?
++++++++++++++++++++++++++
Харрисон, там уже два коммента, есть и в унисон с твоим от Зулёк медам: "Какое отношение имеет Карим Яушев по поводу?". Грю же, если бы вас таких не было, вас бы надо было придумать, на что здешняя Кухерка мастерица
Яушев может стесняется ответить, или не может опуститься под ваш базар УЖа. Отвечу я, ну никак не сдались мне братья Кашаповы. И химик Виль Мирзоянов тоже. Товарищ был даже дохтуром в разработке отравы, а когда запретили отраву, стал якобы дисидентом. Перевод книги Паркера "Тысяча лет из истории татар", кроме него осущестлен был и Т.Е. Любовско



0

  • Изображение
  • Гость
  • 22 | 06.06.2019, 15:14 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Россия- тюрьма народов! Уничтожены архивы, переписана история казахов, узбеков, башкир, тувинцев, ....., народов Прибалтики! Даже не упоминаются вятичи, кривичи, мокша, ...... Уже люди не желают за границей называть себя "русскими"(Это не касается быдла). Чаще это дети чиновников, бизнесменов!!!
Сколько от вас , русских, горя, слез,войн, несчастья..... !!!! конец этому наступит! я верю!



6

  • Изображение
  • Участник
  • 23 | 06.06.2019, 15:20 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 8808 | Рейтинг: -654,9
Т.Е. Любовской. У меня есть оба варианта, но, скажем так, это несколько во вне моих интересов, и я не пыжусь в потомки всех и вся тюрков Евразии. А вот за перевод Мирзояновым книги Бориса Ишболдина "Очерки по историии татар", ему конечно спасибо.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 24 | 06.06.2019, 15:47 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
16 | 06.06.2019, 14:12 | Автор: Зулия
Публикации: 31 | Комментарии: 29981 | Рейтинг: -699,7
Да.а... а вот в США, Канаде, Австралии нет национальных образований типа Удмуртия.Чувашия, Башкирия и т.п. Есть просто Северная Дакота, Южная Каролина, и никто никого не давит!
------------------------
И нет такого понятия, как великобританский народ, великобританский язык, великобританская река Миссисипи.

зато не вычеркивают коренных жителей из истории. есть понятие индейские территории. Индейские названия в топонимах и названиях устройств. Фильмы, литература и прочие произведения об индейцах.

Это вам не русские лопари, не чухонцы.
______________________
"И нет такого понятия, как великобританский народ, великобританский язык, великобританская река Миссисипи".
Конечно, таких понятий нет: есть американский народ, английский язык, великая американская река Миссисипи.

"Фильмы, литература и прочие произведения об индейцах".
Как же, помним: роман Купера "Последний из могикан", например.

Мечтаешь о романе "Последний из башкир"?
Прочую твою чушь комментировать не буду.
Ты глупее, чем кажешься.



3

  • Изображение
  • Гость
  • 25 | 06.06.2019, 15:48 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
БЕЗ БУЛДЫРАБЫЗ

Из рук царя приняв награду
С улыбкой верного раба
Он тихо молвил “Без булдырабыз”
Что значит - можем мы пока

Еще не стерлись рук запястья
Лодыжки ног еще целы
Мы можем все, терпи несчастный,
Держи покрепче кандалы

Ты в них закован по наследству
Опутан в рабство на века
К чему тогда тревожить сердце?
Уйди, Татарская тоска

Не вспоминай о днях минувших,
О прошлом думать не посмей!
Сегодня ты - всего лишь узник,
Довольный участью своей

А тот, кто против был когда-то
Под плеть ложиться не хотел
В кровавой сечи с супостатом
Алга ни шагу не посмел

Пронзен стрелой, изрублен саблей
В последний миг, открыв глаза
Он тихо молвил “Без булдырабыз”
Что значит - можем мы пока

Еще не стерлись рук запястья
Лодыжки ног еще целы
Мы можем все, терпи несчастный,
Держи покрепче кандалы

Ты в них закован по наследству
Опутан в рабство на века
К чему тогда тревожить сердце?
Уйди, Татарская тоска

Миннебай Улы



1

  • Изображение
  • Гость
  • 26 | 06.06.2019, 15:50 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
22 | 06.06.2019, 15:14 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Россия- тюрьма народов! Уничтожены архивы, переписана история казахов, узбеков, башкир, тувинцев, ....., народов Прибалтики! Даже не упоминаются вятичи, кривичи, мокша, ...... Уже люди не желают за границей называть себя "русскими"(Это не касается быдла). Чаще это дети чиновников, бизнесменов!!!
Сколько от вас , русских, горя, слез,войн, несчастья..... !!!! конец этому наступит! я верю!
_______________________
Сам-то чьих будешь, провокатор?
Сколько от вас , идиотов вроде тебя, горя, слез,войн, несчастья..... !!!! конец этому наступит! я верю!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 27 | 06.06.2019, 15:52 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30839 | Рейтинг: -712,7
- Татарские школы переводили на башкирский язык обучения по распоряжению обкома, - вспоминает общественник и журналист Карим Яушев. –-----------------------------
Яушев или напрочь забыл, или считает правильной линию партии по созданию "новой исторической общности - советский народ". Что означало полную русификацию.

Глянь, Яушев, на Конституцию СССР от 07.10.1977

В СССР построено развитое социалистическое общество.
... Это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ.
---------------------
Причем тут Конституция и причем тут новая историческая общность - советский народ, и какое отношение имеет к закрытию татарских школ?

Это означало кампанию по закрытию национальных школ и перевод на русский язык обучения. Русский язык был объявлен языком братства и дружбы народов

Раз имелось поручение по закрытию национальных школ, что делать с татарскими? Либо переводить полностью на русский язык обучения, либо на русский, где пара часов отводилась башкирскому.

То есть либо полностью обрусеть, либо слегка обашкириться.

Яушев, Центральная линия Партии тебя вполне устраивала, всегда. И ныне тоже.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 28 | 06.06.2019, 15:56 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30839 | Рейтинг: -712,7
24 | 06.06.2019, 15:47 | Автор: Не зарегистрирован

Ты глупее, чем кажешься.
----------------------
Раз глупее тебя - значит полный швах.

Ты сравнил башкир с индейцами?

Сперва сравни британцев с московитами по уровню развития, по всем параметрам.

И еще сравни своих крепостных предков с чернокожими рабами.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 29 | 06.06.2019, 16:02 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Шакиров начал эти фокусы ещё не будучи первым секретарём обкома, а гораздо раньше: работая главным инженером крупного союзного треста, он требовал от кадровиков, чтобы принимаемые на работу были с высшим образованием (в начале 1960-х высшее было далеко не у всех), членами КПСС, башкирами. Фактически дискриминировалось по признакам, не имеющим отношения к квалификации, большое число людей.
Было ли это установкой сверху или его собственной инициативой, я не знаю.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 30 | 06.06.2019, 16:03 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
23 | 06.06.2019, 15:20 | Автор: Ирек

Т.Е. Любовской. У меня есть оба варианта, но, скажем так, это несколько во вне моих интересов, и я не пыжусь в потомки всех и вся тюрков Евразии. А вот за перевод Мирзояновым книги Бориса Ишболдина "Очерки по историии татар", ему конечно спасибо.
==============================================
Опять эта ШЕСТЕРКА татарская на два фронта !
........" Для меня же татара, земляки башкиры самый близкий, самый
родственный ..."
Ты шестерка с продажной душой , а не " татара " !



3

  • Изображение
  • Участник
  • 31 | 06.06.2019, 16:28 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 18883 | Рейтинг: -3252,3
В Башкирии 20 лет преследовали людей по национальному признаку
------
За время правления Нуриева и Шакирова кого тут преследовали то? Ах да, татар оказывается, которые за это время очень сильно выросли за счет уменьшения башкир. Вот это точно "у кого шапка горит".
Снова пошла пошлятина. Видать перепись приближается. Вчера по телику показывали анекдот про героические похождения Джалиля. Стало понятно:
1. Джалиль не одного дня не стал воевать, а сразу в плен в гимнастерке политрука. 2. Ему немцы тут же показали все его книги со стихами, но он отверг все их предложения. Но через месяц оказался (наверно случайно, заблудился) в Берлине. 3. Ездил по концлагерям и так плохо уговаривал записаться в батальоны СС, что многие не стали этого делать. А потом уже по татарским батальонам СС с агитбригадой с концертом и с выпускаемой им газетой "Идель-Урал". 4. В тюрьме сидел с каким то иностранцем для того, чтобы передать свои тетради. Но под гильотину пошел под чужой фамилией. Немцы же такие лохи.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 32 | 06.06.2019, 16:40 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 8808 | Рейтинг: -654,9
За время правления Нуриева и Шакирова кого тут преследовали то? Ах да, татар оказывается, которые за это время очень сильно выросли за счет уменьшения башкир. Вот это точно "у кого шапка горит".
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Мастер машинного доения курей распетушился, раскукрекался. Пельмень врёт вс



0

  • Изображение
  • Участник
  • 33 | 06.06.2019, 16:45 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 18883 | Рейтинг: -3252,3
Иречок просит инфу. Да, оказывается Джалиль в концлагере то и не был. А сразу в Берлин, в собственную квартиру. Два года был в Берлине по его же словам. А в тюрьме кто сидел? Кто такой Гумеров? Одни сказки.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 34 | 06.06.2019, 17:01 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 8808 | Рейтинг: -654,9
Мастер машинного доения курей Хецман распетушился, раскукрекался. Пельмень врёт бессовесто и безобразно, всё было наоборот.
Нуриев правил БАССР с 1957 по 1969 года, и по переписи 1959 года татар в ресспублике понизили с 777 200 человек до 768 600, на 8 600 человек, а башкир повысили с 671 100 человек до 737 700, на 66 600 человек. К переписи 1970 года, пришедший к власти в 1969 году Шакиров, ещё поди и не окреп во власти, так ведь и сам он был татар. И по этой преписи татары и башкиры дружно приросли, татары на 176 000 человек, а башкиры на 154 500, А вот уже по переписи 1979 года, татар вновь понизили в численности на 4 200 человек, а башкир вновь значительно повысили, на 43 700 человек.
Бля муха, как не отсохнет язык у этого Хецмана?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 35 | 06.06.2019, 17:07 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 8808 | Рейтинг: -654,9
Хецман, я сегодня это фильм от Диброва про Джалиля и его соратников просмотрел по инету почти со слезами на глазах, а ты дешовка грязноротая пытаешься гадиться в их адрес. Гадиться в адрес героев Советского Союза. Дрянь ты последняя, и просто дерьмо. Не было бы у тебя справки из соответствующего лечебного учреждения тебя бы за жопу уже давно взяли.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 36 | 06.06.2019, 17:14 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 8808 | Рейтинг: -654,9
Почти со слезами, когда звучали стихи некоторых этих героев, точно также когда я читаю стихи Мусы Джалиля из цикла "Моабитская тетрадь". А эта гнусь Хецман, пытается гадиться. Однако ссыкун боиться щипок представиться, анонимничиает, а то и при наличии у него той справки, его бы кто уже прижопил, и его язык завернул бы ему в гланды.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 37 | 06.06.2019, 17:18 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38701 | Рейтинг: +6476,5
33 | 06.06.2019, 17:07 | Автор: Ирек
Гадиться в адрес героев Советского Союза.
+++
34 | 06.06.2019, 17:14 | Автор: Ирек
Почти со слезами, когда звучали...
===
Люди, которые выступают против легенды о подвиге ... — "мрази конченые", потому что это святая легенда, к которой нельзя прикасаться, считает министр культуры Владимир Мединский.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 38 | 06.06.2019, 17:34 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 18883 | Рейтинг: -3252,3
Иречок просит инфу. Вот завещание Джалиля:
«К другу, который умеет читать по-татарски а прочтет эту тетрадь. Это написал известный татарский поэт Муса Джалиль… Его история такова: он родился в 1906 году. Имеет квартиры в Казани и Москве. Считается у себя на родине одним из больших поэтов. Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. В плену испытал все ужасы, прошел через сорок смертей, затем был привезен в Берлин. Здесь он был обвинен в участии в подпольной организации, в распространении советской пропаганды и заключен в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 116 стихов, написанных в плену и в заточении. Он беспокоится за них. Поэтому он из 116 старался переписать хотя бы 60 стихотворений. Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги их и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь»



1

  • Изображение
  • Участник
  • 39 | 06.06.2019, 17:42 | Автор: Ирек
    Публикации: 102 | Комментарии: 8808 | Рейтинг: -654,9
Лухматый из под плинтуса, а тебе дурику чего надо. Знак вопроса не ставлю, дать вам обоим положенного не могу.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 40 | 06.06.2019, 17:50 | Автор: Дед
    Публикации: 1 | Комментарии: 4678 | Рейтинг: -726,4
Яушев так ругает Шакирова, но Шакирова ругают и башкиры и при чем за дело. При Шакирове западные районы были элитными, туда всегда был асфальт, ходили Икарусы через каждые 3 часа, колхозы миллионеры, герои соцтруда все оттуда. А вот горные районы Башкирии они были хоть в составе Башкирии, а в реальности они были от нее отрезаны. Дорога в Белорецк-Уфа появилась только в 90-годы. добираться до Уфы было гораздо труднее, чем в Москву. Про колхозы и не говорю, заставляли сеять пшеницу в лесу. Шакиров как мог издевался над этим регионом.
Так что Яушев шел бы ты вместе с Шакировым в ад.



3