Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   23691    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   22234    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   17386    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   32947    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   40264    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   11536    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   38817    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   21121    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   33359    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   22355    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Интервью потерпевшего философа

0



Азат Бердин – башкирский философ, единственный «потерпевший» по уголовному делу оппозиционного клану Муртазы Рахимова сайта УфаГубъ («Уфа губернская»). В результате сложнейшей лингвистической экспертизы, проведенной по заказу Отдела по особо важным делам Следственного комитета РБ, было доказано, что неизвестный написавший на сайте в комментариях слово «Пердин» нанес тяжкое оскорбление Бердину, поскольку это слово, согласно заключению эксперта, «созвучно вульгарному глаголу, обозначающему громкий выпуск выходящего под давлением из кишечника углекислого газа».

Интервью потерпевшего философа


Оскорблять других, похоже, Бердин считает в порядке вещей. Некоторые читатели «Уфимского Журнала» подозревают, что Бердин «мочит» в интернете несогласных с его учением под именем «Карагай» и «Гирей». Очень похожий по стилю автор, в ответ на компромат федеральных СМИ на Муртазу Рахимова, пугал летом походом на Уфу разъяренных аульных масс. С большой долей вероятности можно сказать, что представленное ниже интервью написано и распространено в интернете самим Бердиным.

***

Старший научный сотрудник ИГИ АН РБ, кандидат философских наук, любезно согласился дать интервью башкирам Москвы.

БМ: Азат Тагирович, не могли бы Вы прокомментировать реакцию башкирского общества на Июль-2010?

Болезненный шок, испытанный башкирским обществом от летних событий, в целом, прошел. Июль 2010-го парализовал ОРГАНИЗАЦИИ, но вывел из спячки ЛЮДЕЙ, он в какой-то степени стал подарком для башкирского общества в смысле освобождения от иллюзий, и важно это понимание не утерять. Люди увидели воочию, насколько для общественных организаций опасен «аппарат искусственного дыхания» в лице государства – эти движения сами едва не разучились дышать. «Кук буре» имело определенный успех именно «на безрыбье», а «безрыбье» произошло потому, что Рахимов вместе с властью передал сменщикам контроль над башкирскими организациями, приближенным к власти. А «Кук буре» в этом списке не было, так как организация эта новая, самодеятельная, и, по сути, дублировала СБМ, потому была власти РБ не слишком нужна. Да, в наших условиях любое крупное движение в стране либо инициируется либо контролируется государством – напрямую либо через элиты и контр-элиты. И в РФ и в РБ. Этого не избежать. Но мы давно предупреждали, что башкирским организациям следует освобождаться от излишней, хотя бы идейной зависимости от власти – не порывая с ней. Такую тонкую работу просто не стали делать – мол, зачем? Июль показал, зачем, но было поздно.

БМ: Почему, на Ваш взгляд, реакция Исполкома Всемирного Курултая Башкир на последние события в Республике была столь пассивной? Считаете ли Вы необходимой идею создания параллельного избранного демократическим путем Съезда башкирского народа - Йыйына и в дальнейшем распространения мини-Йыйынов на всю территорию расселения башкирского народа с формированием сети жизнеспособных ячеек на местах?

Когда говорят о том, что «органы управления ВКБ» должны были «отреагировать», то забывают о специфике этой структуры, которая давно стала ритуальной, во многом декларативной и декоративной. И все это знали, зачем нам лукавить? Поведение определенных новых персон из нового руководства Курултая – это уже иной вопрос, о нем кратко и ниже. Позвольте сначала об Исполкоме в целом. Вы все, мы все признавали его легитимность – так почему теперь ВКБ вдруг «не нужен»? Он создавался не для антикризисных действий, а для демонстрации стабильности и единства башкирского народа. Исполком же курултая обеспечивал в основном чисто культурные мероприятия – и это было полезным делом. Его смысл был – гасить в зародыше радикальный национализм, обращать его потенциальную энергию в рутину малых, но нужных мероприятий.

Создать параллельный Йыйын такого же масштаба, как Всемирный Курултай не получится – без участия государства. Государство и обязано было помогать – на то и существуют национальные автономии. А такой поддержки в настоящий период не будет – в необходимых для подобного масштабах.

А самозваные Йыйыны вроде тех, что созывает «Кук буре» - это совсем иной формат. Сначала давайте определим, для чего такой всебашкирский Съезд нужен, а потом уже поговорим, стоит ли и возможно ли его созвать.

А вот насчет сети мини-йыйынов, как их не называй – идея благая. Мы давно уже указывали, что башкирам (как и всем жителям Башкортостана) следует постоянно развивать горизонтальные связи. Не теряя вертикальных, с государством. У нашей идейной группы, традиционалистов Башкортостана, есть опыт таковых – постоянных «круглых столов», на неформальной основе связывавший достаточно интересный и широкий круг влиятельных представителей самых разных сфер интеллектуальной и общественной жизни Башкортостана. Это – правильный путь. Но только одно из необходимых действий.

БМ: По Вашему мнению, изменится ли что-то для башкир с приходом к власти Хамитова?

С приходом нового руководства к власти в Республике многое изменится. Дело не в Хамитове, он позиционирует себя как «технический президент». Сам Хамитов производит впечатления анти-радикала, что очень хорошо, человека умеренного и осмотрительного. Но он полностью подчинен курсу Тандемократии, более, чем Рахимов, а этот курс в масштабах страны пока доказывает свою либо беспомощность, либо гибельность. Мы все надеемся, что это «пока», что еще найдем, выберемся, выплывем… Вместо реальной модернизации пока идет либо ее имитация, либо повторяются разрушительные тренды горбачевской «перестройки».

Рад буду ошибиться, но оснований для оптимизма еще мало. Впрочем, Хамитов уже успел показать три важные вещи. Во-первых, что человек он культурный, приличный и придает этому факту немалое значение, доказав его публично. Это следовало из его разбора полетов «маргинальной оппозиции», которую он сначала принял было за что-то похожее на оппозицию реальную. Факт, что человек прямо называет собачий лай лаем – в его пользу. И в пользу народа республики.

Во-вторых, лично креативен в вопросах информационной сферы, имиджевой политики и т.д. – в том, в чем слаба была предшествующая власть, на что мы не уставали ей указывать публично и по своим каналам (увы, бестолку). В-третьих, уважительно относится к своей национальной культуре, культуре башкирского народа. Как и всех народов Башкирии, конечно. Вообще-то все это должно само собой разуметься, это обязательные требования к человеку, занимающему высокий пост Президента Башкортостана. Несоблюдение одного из них, как мы видели в июле, очень дорого обошлось первому Президенту Башкортостана.

Так что хорошие впечатления уже есть, но проблемных много больше. О них будем писать. Вкратце скажу – помогать нужно всем конструктивным действиям нового Президента, но надеяться теперь только на самих себя и четко помнить свои интересы. И знать, что они в действительности неразрывно связаны с интересами всего российского общества, которое нельзя путать с его «элитами». А опасаться - превращения модернизации в нашей республики в катастройку (термин А.А.Зиновьева) и противодействовать этому каждый на своем месте. Потребительский подход: поглядим, что наш новый глава сделает – не годится. Время не то. Очень жесткое время. Нужно пытаться влиять на ситуацию самим. Необходимо спокойствие, собранность и упорство. А главное – здравое целеполагание. Трезвость.

БМ: Какую роль в башкирской общественно-политической жизни играет личностный фактор?

Исторически так сложилось, что личностный фактор в России и Башкортостане играет огромную роль. Согласитесь, Россия Сталина и Россия Ельцина – две большие разницы. Башкортостан Валидова и Башкортостан Рахимова – тоже, это целые неповторимые эпохи. Конкретно в башкирском движении роль личности также велика: слабости и СБМ и КБ – во многом от проблем их лидеров, башкирские организации традиционно авторитарны, построены по полувоенному образцу. Это не специально, так у них в любом случае получается, менталитет у народа такой. Так же, как при этом возникает обязательная «вольница» в суждениях, попытки имитации «военной демократии».

БМ: «Кук буре» многие считают националистической организацией. Так ли это? Устраивает ли вас такая характеристика?

«Кук буре» считают себя националистами. Но это неверно. Чисто националистических движений в Башкортостане у башкир в действительности вообще нет. Если это и национализм, то «неправильный», небуржуазный, народнический национализм. Они взяли фразеологию из буржуазного, «либерального национализма» и пользовались этими терминами «демократия», «либерализм», «федерализм», «капитализм», как и СБМ, точно мантрами, совершенно не вдумываясь в их смысл. А как только пытаются изобретать что-то сами, пусть наивно, но сразу получается свойственный башкирам месседж традиционного общества. Вотчинное право на землю, например. Утопия, конечно, но до чего башкирская утопия! От такой любой либерал открещивался бы руками и ногами – а «Кук буре» ее пропагандировало, считая при этом себя «либеральными националистами» - что есть нонсенс.

В действительности «Кук буре» сочетают в себе свойства клона СБМ – а СБМ есть наследник комсомола в РБ, - и типично постмодернистского явления – партии без идеологии, зато с набором взаимно несовместимых мифов. Типичных (в отличие от СБМ) скорее для горожанина. «ЕР», например – тоже партия без идеологии, это примета времени. «Кук буре» мы изучали, это интересное явление. Лидером всего башкирского движения в нынешнем виде оно, безусловно, не станет. Дело даже не в преходящих слабостях – инфантилизме лозунгов, необдуманности поступков и т.д. Формат не тот, причем преодолеть его в рамках этой, уже сложившейся структуры сложно. Но это – первая ласточка от городских башкир, будут и другие. Вы, «Башкиры Москвы», кстати – тоже одна из этих ласточек.

БМ: Каковы причины того, что на Йыйын пришло всего лишь около ста человек?

Здесь несколько причин. Прежде всего, все привычные каналы этнической мобилизации были не просто перекрыты – они целенаправленно работали против данного мероприятия. Причем сработали грамотно. Провокация на провокации при грамотной работе спецназа, спецслужб и т.д. Возьмите одно поведение председателя Курултая башкир – это же гапониада. Во-вторых, Центром грамотно было выбрано время для номенклатурного переворота – лето, засуха. (Хотя я такую логику – колонизатора собственной страны считаю ущербной для правителей – но у нынешней «элиты РФ» другой, очевидно, нет). Сельскому населению не до политики - засуха, башкирский «талибан» - студенты – на каникулах. А вне башкирской среды смена власти никакого мобилизующего впечатления произвести не могла. Разве что для кучки национально-озабоченных татаристов, немало повредивших Хамитову своим визгом в Интернете, да виртуальной оппозиции веремеенковского крыла – но и эта горстка однозначно «за» ставленника Москвы, а не против. В-третьих, «Кук буре» - организация не того типа, что способна проводить массовые мероприятия. Именно участие «Кук буре» оттолкнуло многих их антагонистов в самом башкирском движении, тех же членов СБМ и молодежного крыла Курултая башкир. Но сами они сделали все, что могли, поступили разумно и правильно.

Наконец, этническая мобилизация действительно сменила свой вектор. Мы об этом предупреждали четыре года подряд. Национализм у башкир давно в глубоком кризисе, а на мусульман в те дни осуществлялось куда более жесткое и тайное давление, на Йыйын же они просто не пришли – не было решения, не считали серьезным и нужным: потому, что Йыйын носил запоздалый, чисто демонстративный характер, ничего он не решал. А чисто политические демонстрации, без реальной пользы, башкирских мусульман не интересуют. И не только мусульман. Но лично я считаю, что этот Йыйын все равно был нужен – поэтому сам там присутствовал. Но это мое мнение.

Вообще, рассчитывать на многотысячные митинги, как в 1990-е, не приходится – изменилось само общество, атомизировалось.

БМ: Считаете ли Вы, что наш народ за время правления Рахимова М.Г. утратил былую смелость и свободолюбие, стал аполитичным народом? Как их вернуть?

Насчет якобы «утраты смелости». Многие башкиры переживают по этому поводу. А в чем эта утрата, простите, проявилось? Что, по-Вашему, должны были сделать башкиры, чтобы проявить себя «смелым народом»? Телецентр поджечь? Восстание поднять? А зачем? Во имя чего? Смену М.Г.Рахимова ждали все, включая его самого, он «пересидел» даже М.Ш.Шаймиева, никто его защищать не собирался. Шок наступил от формата, хода и срока этой смены, а вовсе не от самого ее факта, и то тактически был проведен грамотно, с внешним соблюдением ритуалов.

Повториться алма-атинские события декабря 1986 г. в Уфе июля 2010 г. не могли – мы предупреждали об этом, на то есть ряд объективных причин. Правда, Азамат Галин утверждает, что могли, и если бы не он, «пролилась бы большая кровь». Что ж, пусть так. Деятельность он в те дни действительно развил небывало бурную. При такой не только «кровопролития» - банального изъявления своего мнения ждать не приходилось. Какой оценки она заслуживает – иной вопрос. Наше мнение – близкой к Гапону. Но про это здесь лучше не говорить, думаю, что Исполком Курултая башкир в ближайшие дни на первом же заседании сам вынесет оценку действиям своего председателя. С соответствующими оргвыводами. Факт тот, что в момент «номенклатурного блицкрига» все прошло по сценарию Москвы, а на «Йыйыне» протестовать было уже поздно, только для истории.

Конечно, современные башкиры – не бойцы башкирских восстаний-войн или полков Валиди либо Курбангалиева. Изменилось время и люди. Но во всем мире, не только в Башкортостане. Просто странно требовать от людей в 21 веке действий, аналогичных тем, что совершали в совершенно иных условиях их предки в веке 18-м. Неизменными остаются только правда и честь. Но представления о методах их защиты – меняются, это нормально.

Далее. Такие организации как СБМ и «Кук буре» рассчитаны вовсе не на сепаратизм и не на восстание. Их «боевая» функция – пресекать возможность «оранжевой революции» против РБ. С этим они вполне справлялись, несмотря на то, что в столице республики этнических башкир (а значит, их базы) меньшинство – процентов 15 максимум. А самих СБМ и вовсе немного, в Уфе тысяча-другая, про «Кук буре» уже не говоря – но и этого вполне достаточного для пресечения инспирированных оранжевых эксцессов. Потому как при грамотном использовании (чего, правда, не наблюдалось – но и до повода так и не дошло) способны мгновенно обрасти тысячами рекрутов.

В общем, СБМ - это были рахимовские «Наши» до появления самого проекта «Наших». Но они не предназначены для борьбы против номенклатурного переворота, когда во главе его, пусть на время и по приказу из Москвы, встал сам М.Г.Рахимов. Не предназначены для действий против правоохранительных органов. Так же, как никакие «Наши» и «Едроссы» не пикнут, если таким же манером представит стране и Думе РФ какую-либо неожиданную для нас кандидатуру своего преемника глава нации. А что касается аполитичности – Вы правы. Но это естественный процесс. Нужны новые формы политического развития и борьбы.

БМ: Что Вы думаете о статье о ситуации в Башкортостане, вышедшей летом в «Русском репортере»?

На мой взгляд, это обычная заказная, крайне лживая, глупая, непрофессиональная и вредная статья. БМ: Нужно ли башкирским общественным организациям бороться друг с другом? В исторической практике бывает мораторий на приостановление боевых действий в отношении друг друга ради общей цели? Девиз нашего форума "берзэмлектэ кос". Может ли этот девиз может стать общим для всех башкирских организаций?

Напомню, Сергей Георгиевич Кара-Мурза, когда приезжал в Башкортостан, предлагал объявить такой мораторий на время кризиса в РФ всем общественным силам РБ, интеллигенции, включая «маргинальную оппозицию». Но, думаю, убедился, что объявлять некому – маргиналы потому и маргиналы, что созданы для разрушения, а настоящей, конструктивной оппозиции в РБ нет. Это знал Рахимов, это был вынужден признать и Хамитов.

Ее и в РФ нет. Была в 90-е – КПРФ, но она искусно задавлена и превращена в необходимый и респектабельный придаток власти. Есть имитация оппозиции. И есть маргинальная оппозиция, «бесы перестройки» - Каспаровы, Немцовы, Лимоновы в РФ, Бигновы, уфагубцы, и т.п. в РБ. Эти ни на какой мир не пойдут и в применении к ним он бессмыслен. На «мир» в отношении властей – иное дело – это же заказные проекты (не все из перечисленных, но в основном) – но тогда именно по приказу спонсоров. А «перемирие» имело бы смысл только как добровольная, осознанная идейная акция. Пока таковая в РБ невозможна.

А вот в среде башкирских движений бессмысленна именно «война». Потому и производит впечатление мелочной, некрасивой склоки. Ведь кроме воплей «мы хорошие, а они плохие» - объясните мне, чем они разнятся? Какие концепции у них несовместимы? А их нет, цельных концепций. Т.е. даже целеполагания нормального нет.

Это не повод для отчаяния – по всей России немногим лучше (часто - хуже). Сначала главная задача: определить цели. И задачи. И их иерархию: т.е. вот это – главное, это – потом, а этим можно пожертвовать в данный момент, а вот тем – вообще пожертвовать. Нужно работать и создавать.

Другое дело, что хорошо бы всем башкирским организациям принять общий императив – что главным должен стать принцип «Не навреди!» - всему обществу. Еще лучше – предложить его всем организациям Башкортостана, причем так, чтобы приняли. А потом уже развивать свое идейное многообразие. Тем более, что его все равно строить заново.

Так что в этом контексте девиз вашего форума "Берзэмлектэ кос!" актуален для всех башкирских организаций. И не только башкирских – цель башкир как патриотов, считаю, быть первыми в благих начинаниях у себя на Родине. Вокруг их активного ядра в РБ должны собираться патриоты, защитники Традиции вне зависимости от национальности. А для этого нужно работать чуть больше других, быть быстрее, сильнее, доброжелательней. Только так оправдаем ответственность, возложенную на наш народ нашими благородными предками, оставившими для нас и потомков наших Башкортостан.

БМ: Что могут сделать «Башкиры Москвы» для своей нации и для своей республики? Есть ли в Башкортостане интерес к нашей организации?

Ваша организация уже немало делает для своей нации и для своей Республики. Естественно, что покорять Москву получалось у людей из самого динамичного, сильного сегмента башкирского (и башкортостанского, конечно) общества. Отсюда их организованность, взвешенность суждений, хороший сайт, быстрая этническая мобилизация, проявленная, например, при участии в августовском Йыйыне. Соответственно, есть интерес к вашей организации и в самой Республике.

БМ: Считаете ли Вы что в борьбе за свои законные права башкиры могли бы сотрудничать с небашкирскими общественными организациями?

Не просто могут, они обязаны сотрудничать с небашкирскими общественными организациями! В том-то и главная ошибка и неадекватность прошлых башкирских движений, что они не смогли перерасти этнонациональные рамки. А в этих рамках они бессильны по большому счету! В лучшем случае они в них могут помешать что-либо делать другим, но построить – а главная цель башкир – творчество и строительство Башкортостана – одни не смогут. Национализм не дает для этого возможностей. Традиционализм – дает.

БМ: В случае распада России что ждет нас?

В случае распада России всех ждет разруха и террор. Конфликты за новые границы, модели нового социального и государственного устройства. В лучшем случае – жизнь по типу Киргизии, а уж никак не Бельгии.

Но в случае реализации России без автономий - тоже прозябание, и никаких гарантий от тех же разрухи и террора. Вывод: выход для башкир – только сильный Башкортостан в сильной России. Точнее, выздоравливающий в выздоравливающей. Но будет очень трудно. Сейчас люди живут как в Матрице, в царстве миражей. Пробуждение будет суровым. В Москве – страшным.

БМ: Основные проблемы сел РБ - это алкоголизм и безработица. По Вашему какими должны быть пути решения данных проблем?

Эти проблемы можно решать можно только во всероссийском масштабе. Сама Республика может решать их только отчасти. Так вот, по пути «отчасти» - Ислам и реальная, деидеологизированная, грамотная экономическая политика на селе. Без обоих этих составляющих эта деградация будет продолжаться.

БМ: Что Вас заставляет тратить свое свободное время на общественную деятельность?

Долг. Пафосно звучит, но правда. Если честно, я не люблю общественников как тип и общественную деятельность как занятие. И общественником не являюсь, нигде не состою. Но оказался вынужден проявить себя в публичной сфере там, где необходимо было предпринять элементарные действия, которые, к моему изумлению, никто не предпринимал. Например, в борьбе с фолькхистори, - ложной, псевдо-народной псевдо-историей. В элементарном Просвещении. Для ученого такое занятие считается «низким», как, скажем, в средневековье была работа в театре для аристократа. Но что делать, если в РБ никто этим толком не занимался? А нишу успешно и быстро заполняют люди, способные принести (и несущие) немалый вред общественному сознанию. Я про это рассказывал «Башкирам Москвы» во время своей поездки в столицу, Вы помните.

В наших условиях мои скромные работы на ниве Просвещения невольно ударили по интересам определенных маргинальных политических групп. Отсюда и такая антиреклама с их стороны мне и проектам нашей идейной группы – традиционалистов Башкортостана. Со вниманием нормальных изданий то же самое – пришлось заниматься популяризацией нашей истории – там, где этим никто не занимался, хотя это совершенно необходимо, именно в гражданском смысле.

БМ: Расскажите, пожалуйста, о проблемах грядущей переписи населения.

Значение переписи для нашей страны и Республики переоценить сложно. Если Вы читали на нашем сайте интервью нашего с Вами земляка (Вам он дважды «земляк» - как уфимец и как москвич), профессора Г.Г.Малинецкого, по итогам доклада которого Совету Федерации появилась известная статья президента Медведева «Россия, вперед!», модернизация для России не имеет альтернатив. Мы рискуем навсегда свалиться в пространство «третьего мира». И главная проблема модернизации РФ – в потере, и верхами и низами, здравого целеполагания. Но оно и невозможно без точных сведений о собственной стране. По словам Ю.В.Андропова «мы не знаем общества, в котором живем!» - и это незнание, как помним, обернулась самой большой геополитической катастрофой ХХ века – развалом СССР. Но мы и сейчас знаем о своем обществе не больше Андропова, если не меньше. Перепись должна дать реальные данные.

Но есть силы, которые ее политизируют. Отнюдь не только/столько на региональном уровне, Башкортостана и Татарстана, такая политизация идет с куда более высоких властных сфер. Дробление народов на субэтносы, все эти «башкиры демские», «юрматынцы», «булгары», «мишари» и т.д. Все это, увы, в рамках хорошо и давно узнаваемой стратегии «реквиемов по этносу», «реквиемов по нации» и т.д. экс-министра по делам национальностей времен недоброй памяти ельцинизма, академика В.А.Тишкова. Угрозы «обратить внимание» на субэтносы в непокорных нациях России приводятся в действие давно, причем с помощью провинциально-склочной интеллигенции самих этих наций.

Региональными главами служб его Сети мониторинга и раннего предупреждения конфликтов EAWARN, претендующей на статус высокого экспертного органа, в Татарстане является… проф. Д.М.Исхаков из ИИ АНРТ, казалось, бы, из ведущих идеологов татарского национализма, а в РБ – доцент И.М.Габдрафиков, фигурант как раз «дела помойных сайтов»: Интернет-проекта, разжигающего межнациональную рознь. Причина проста – татаризм является послушным инструментом трайбализма – мелочной межэтнической, межплеменной борьбы, сварливо раскалывая национально-территориальные автономии (включая РТ, но политический аутизм татаристов позволяет им «забывать» об этом неприятном факте) и братские народы в соответствии с нескрываемым замыслом «демонтажа народов». Примеров этой служебной роли, к сожалению, много. Так, позорное, считаю, с научной и политической точки зрения издание под лейблом ИИ АНРТ псевдоисторических опусов Н.Швецова и С.Орлова, пиар данной группе и ее экстремистскому Интернет-ресурсу с привлечением этой солидной научной организации – шаг, расчетливо оборвавший всякую возможность научного диалога АНРБ и АНРТ, совершенно необходимого при подготовке переписи на уровне регионов.

Смена власти в РТ и РБ давала надежду, что эти провокации и обиды возможно ритуально оставить в прошлом и восстановить нормальное сотрудничество между интеллигенциями братских республик. Научная молодежь Башкортостана не раз посылала сигналы своим татарстанским коллегам, мы слышали аналогичные голоса и от наших молодых товарищей из Татарстана. Но осталось считанные дни до переписи и можно констатировать – любая попытка диалога была жестко саботирована в зародыше. Именно эти люди – авторы мифологемы о «250-300 тыс. татар, переписанных башкирами в 2002 г.» Причем сам их шеф, проф. В.А.Тишков, благоразумно избегает количественных оценок «фальсификаций переписи 2002 г.», тем более столь диких – и это понятно, у человека академическая репутация. Сделано все, чтобы перепись шла на фоне дикой трайбалистской информационной кампании, причем провоцирующей стороной выступает, безусловно, «татаристская». Я не припомню с башкирской стороны опусов о «Казанской губернии», истерики по поводу реального факта чудесного превращения в 1926 г. около 300 тыс. башкир Мензелинского и Бугульминского районов, переданных ТАССР в татар и т.п.

Что мы можем сделать в столь нехорошей ситуации? Считаю, продолжать вести главные направления работы с грядущей переписью по линии науки.

Во-первых, перепись – техническое, а не политическое мероприятие! У нас этот лозунг вынуждены были скопировать даже те организации, которые занимаются именно ее политизацией. «Татарская оппозиция РБ», например, явление откровенно маргинальное (не путать с братьями-татарами!). Но пусть их, главное, чтобы распространяли. Впрочем, быстро поняли, что лозунг не в их пользу и мгновенно перестроились.

Этот лозунг озвучил и Р.З.Хамитов. Но тот же проф. Дамир Исхаков, нахально игнорируя публичные просьбы Президента Башкортостана «не политизировать перепись», почти на следующий же день после этой просьбы-обращения Хамитова заявляется в Уфу с презентацией очередного «антибашкирского» «научного сборника» и все теми же речами о «фальсификациях переписи» и «татаро-башкирском вопросе». Обижаться на такое бессмысленно – люди делают свою работу. «Деполитизация переписи» получилась какая-то односторонняя, как в 1989 году, когда вся Башкирия была завалена сумасшедшими опусами Халимовых и Имамовых. Но суть нашего лозунга от этого не меняется – перепись должна быть технической! И государство обязано не допускать ее политизации, тем более из соседней республики, где в действительности вполне хватает своих проблем. В этом, кстати, проявляется, насколько это государство на территории РБ соответствует своим функциям. Вот и посмотрим.

И второе, перепись – повод вспомнить свои корни! Не дать превратить себя в безликую массу россиянцев по американскому образцу, манкуртов, родства не помнящих. Особая проблема – двойственной идентификации жителей С.-З. Башкортостана, где вместе проживают татары, башкиры, включая татароязычных башкир, потомки тептярей, мишарей, смешанных браков (которые до 90-х гг. вообще не считались смешанными). Но ее можно просто прекратить считать «особой», введя в общее русло – изучай свои корни, вот и все. И в этом должна помочь наука, культура, публицистика – дать сведения о башкирских, татарских, тептярских, мишарских, чувашских, русских и пр. корнях людей, дать представления о структуре разных этносов, причинах их сходства и различий.

Например, славная мода на родословные охватила сейчас все население Башкортостана. Но началась она с Шежере-байрамы, через них и популяризируется. Почему именно шежере? А потому, что секрет шежере был секретом власти. Тайной вольного статуса башкир. Башкиры были единственным относительно большим служилым народом во всей империи. Их объединяло вотчинное право на землю, клановая система, закрепленная в шежере. Человек, выпавший из шежере, выпадал и из рода, из народа и сословия, становился, чаще всего, тептярем. Тептярь – не национальность, а сословная группа. Они могли помнить свое этническое происхождение от башкир или татар-казанлы, или мишарей, угро-финнов и т.п. Но с 19 века большинство из них оказалось в орбите нового, татарского проекта. Но пока ты помнишь шежере – ты башкир.

Пока ты помнишь свое родство – ты не атом, а свободный человек, ты вписан в историю, в прошлое и будущее. Именно поэтому аристократы всех народов тщательно хранили свои родословные, именно поэтому они старались лишать родовой памяти своих подданных. Ныне, как и всегда, интерес человека любой национальности к своей родословной уже делает человека благородным – потому, что не благих родов не бывает. Бывали «родства не помнящие» - а потому ими помыкали как хотели те, кто свое родство помнят, при любом численном соотношении. Помнишь, поминаешь своих предков благом (не важно, кем они были – дворянами, крепостными, поморами, татарами, важно – что ТЫ сам их помнишь) – и ты уже не из «подлых», не ведающих родства. Знание – власть!

Так вот, пусть люди сами разбираются, откуда они. Дело науки – предоставить сведения, дело СМИ – их популяризировать. Истерика по этому поводу группки пенсионеров от политики из трайбалистских «организаций татар» нас позабавила. У них есть в распоряжении несколько людей со степенями, но зачастую нет возможности ответить по существу даже материалу из районной газетки, даже краеведческой телепередаче. Вот и остается только истерика: татарам, у нас на глазах, внушили, что ни башкиры! Это как надо свой народ не уважать, что такое вещать?

Показывают по БСТ подлинные документы, свидетельства очевидцев – что, есть сомнения в их подлинности? Их нет. Остается невнятица о «сословиях». Хотелось бы напомнить, что сословием, одноименным со своим этнонимом, башкиры были охвачены всего 67 лет: 1798-1765 гг. Скажем, при переписи 1897 года никаким сословием не были даже дети тех, кто застал во всей славе Войско Башкирское. А главное, о чем беспокойство-то? Никакое знание своих корней не помешает человеку записаться при переписи тем, кем он себя чувствует: татарином, башкиром, кряшеном. Некоторые безответственные товарищи записывались, вон эльфами, гоблинами и марсианами, или половцами, булгарами – народами, давно не существующими, предками нынешних башкир, татар, чувашей и ряда других тюркских народов.

Хочу высказать свое мнение по поводу так называемых булгарской, мишарской, тептярской проблем. Да, такие народы, либо этнографические группы вроде тептярей, существовали когда-то. Но теперь их нет. Попытка их ввести – не более, чем провокация на раскол существующих, сложившихся на их базе наций – башкир, татар, чувашей. Тептярей, например, наш знаменитый соотечественник и тюрколог А.-З. Валиди Тоган считал неотъемлемой частью башкирского этноса. Логично, поскольку эта тюрко-мусульманская группа была явлением только и исключительно башкирской жизни, без башкорта не было и быть не могло тептяря. Да и зарождалась она сначала из лишенных своей общины и вотчины башкир. Но эта полиэтничная этно-сословная группа в процессе своего развития, в конце 19 - нач. 20 вв. испытала очень сильное влияние татарского проекта. Так что ныне потомок тептярей может с чистой совестью считать себя и башкиром, и/или татарином. Но несуществующим ныне сословием «тептярь» даже любителям тептярской старины записываться не стоит. В случае сомнений с диковинными «башкирскими татарами» и «татарскими башкирами», думаю, следует подумать о том, какая из «частичек» твоего «я» принадлежит к «титульной» в данной Республике национальности. Сейчас статусу и Башкортостана и Татарстана, 90 лет являвшихся развитыми национальными автономиями, грозят одинаковые проблемы. Помогая своей Республике, каждый помогает и Республике соседей, что бы не вещали провокаторы и люди подневольные. Но идентификация должна быть добровольной. При однозначном самоопределении человека проблем никаких нет: башкир есть башкир, татарин есть татарин. А вот при сомнениях – следует помнить – все эти необычные названия только путают людей и ситуацию.

Особенно проблемная для татар «булгарская» тематика. Я уважаю увлечение энтузиастов из татарской, чувашской, башкирской интеллигенции своими древними булгарскими корнями. Но считаю, что допускать раскола, даже «откола части» братского татарского народа нельзя. Булгары существуют ныне не в большей степени, чем эльфы. Хоть и введены в номенклатуру переписи, вместе с фантастическими «башкирами демскими», «минцами», «юрматынцами» и т.п. Совершенно вне зависимости от того, что позволяют себе идеологи-татаристы по отношению к башкирскому народу. Нельзя кучку бесстыжих манипуляторов, пытающихся в угоду определенным околовластным кругам РФ и в качестве компенсации собственному добровольному перед ними унижению, расколоть и оболгать башкирский народ, ассоциировать с благородным народом татарским. Пусть продолжают свою гнусную клоунаду, если нравится; башкиры и татары – братья, несмотря на все их старания.

Подготовил Алексей Новиков








Связанные темы и персоны