Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   23669    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   40612    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   37818    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   16809    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   40105    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   18807    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   15059    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   37664    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   20900    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   25627    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Верхотор. Рождество 2013

  • Опубликовано: sergey orlov | 14.01.2013
    Раздел: Общество | Просмотры: 22604 | Комментарии: 91
1



Идея поехать в старинное русское село манила давно. Находится оно в 220 км на юго-восток от Уфы, в верховьях реки Тор, что в уральских предгорьях. Знаменито село своим медеплавильным заводом, останки которого признаны памятником промышленной архитектуры XVIII века.

Верхотор. Рождество 2013


Впервые о Верхоторском заводе я узнал несколько лет назад, собирая материал для книги «Пирамида Салавата». Основали его в 1750-х гг. симбирские купцы Твердышев и Мясников на купленных у башкир землях. В 1774 году заводские рабочие присоединились к Пугачеву, прихватив пушки и ядра собственного изготовления. Когда пугачевское войско ушло за Волгу, восставшие башкиры захватили завод и увели в плен его жителей. «Там они пробыли почти полгода, выполняя «тягчайши», несносные человечеству работы «подвергались различным мучениям, а женщины – «обруганию» (Исторические записки. М., 1867. Т. 80. С. 302-303).

Верхотор. Рождество 2013


Искусная кирпичная кладка завода, где стены плавно переходят в потолок, позволяла строителям обходиться без перекрытий.

Верхотор. Рождество 2013


По такой же схеме, когда кирпичи держат сами себя, в 1855 году был построен мост, старейший у нас регионе. В разделе «Туризм» на сайте поселения сообщается, что «Именно по этому мосту в 1908 году 29 июня через село Верхотор пролегал путь Ахмет Заки Валиди Тогана».

Верхотор. Рождество 2013


Еще один памятник – церковь 1788 года. Благодаря своей удаленности от центров власти, она менее других пострадала в советское время. Церковь неуклонно восстанавливается силами энтузиастов, главным из них сегодня является отец Валентин, которого за личностные качества можно включить в список достопримечательностей Верхотора.

Верхотор. Рождество 2013


Верхотор. Рождество 2013


Картина в церкви


Видео:





Звонарь Степан, мастер на все руки. Свое будущее с Верхотором не связывает.


По легкомысленности моего приятеля, бравшего вопрос о ночлеге на себя, оказалось, что спать нам негде, кроме как в церкви на лавках. Выяснилось это часа за три до рождения Христа. Ну, что ж, за впечатлениями ведь ехал...

У входа в храм встретил крепкого словоохотливого деда Анатолия с благообразной внешностью - хоть икону с него пиши. Он приехал из Ишимбая помочь настоятелю провести рождественскую литургию. Рассказал как они совершают ежегодно на девятую пятницу после Пасхи Крестный ход от Верхотора до Красноусольска (около 90 км): "К нам присоединяются оренбургские, мелеузовские, - говорит Анатолий, - много исцелений было за время этих ходов, люди с Москвы приезжали с серьезными болезнями. Это ж не просто так - у человека остается в душе. Некоторые втягиваются… но трудно народ раскачивается. Вот, представь, село батюшка раска.чать не может, на что уж батюшка сам по себе добротный, и он не может".

К 12 ночи церковь была полна народу, самую активную часть составляли жители Ишимбая, регулярно приезжающие на службы в Верхотор только благодаря авторитету отца Валентина. Соотношение верующих было 1:10 не в пользу мужчин. Молодежи единицы.

Когда в 3 ночи священник стал зачитывать поздравление патриарха Московского, я приободрился надеясь на скорый отдых. После этого служба продолжалась еще два часа. А в 5:20 радостный батюшка пригласил свою паству, сильно поредевшую к тому времени, откушать в трапезную, где стояли наши вожделенные скамейки… Вероятно, у меня был вид мученика, потому что одна добрая семья сжалилась и пригласила поспать у нее.

Соглашусь с мнением, что многочасовые службы не способствуют привлечению молодежи и подобных мне случайных прихожан. С языком тоже проблема. Старославянский тяжел для восприятия. Академик Дмитрий Лихачев был категорически против перевода богослужебных текстов на современный русский язык, мотивируя это окончательной утратой старого языка, базового для всех славян. Однако это суждение ученого-филолога, и вскоре может встать вопрос: язык сохранять или церковь? Католическая церковь, пытаясь идти в ногу со временем, еще полвека назад отказалась от использования устаревшего латинского языка.

Все что не случается – к лучшему. Оказавшись случайно в гостях, я узнал, как живет народ вдали от цивилизации, куда не проник еще ни один оператор сотовой связи. Телевизор «Philips», аудиосистема «Aiwa», пылесос «LG», молоко к чаю из пакета фирмы «Дарёнка»... Это при том, что вокруг села необъятные просторы до горизонта.

- А что, коров у вас не держат?

- Кому? Работы нет, молодежи все меньше, все больше алкашей, которых везут сюда из Ишимбая эти, как их… риелтеры.... Раньше в это время дети по домам ходили, Рождество славили, а сейчас тишина.

Верхотор. Рождество 2013


На улице Верхотора


В 11 часов я был в Доме культуры на праздничном рождественском представлении. Самодеятельность действующей при церкви детской Воскресной школы. Пяток детей на сцене для 30 человек в зале. Накануне служитель церкви потратил часа два, чтобы составить к концерту маленькую, но красивую программку. Треть экземпляров оказалось не востребованной.



Несоответствие усилий и результата занимало меня. Где еще такое увидишь: возрождающийся храм в умирающем селе.

К 90-м годам в Верхоторе была небольшая больница, четыре водяных мельницы, школа, детский дом, в котором воспитывалось около ста детей со всего региона. Но как только колхоз «Восток» прекратил свое существование, всё стало потихоньку разваливаться. Нет теперь больницы, только маленькая амбулатория, а до Ишимбая - 40 км. Нет мельниц. Нет детского дома, денег на его содержание не было, и детей разбросали по другим детским домам, осталось лишь разваливающееся трехэтажное здание. Школа жива, в ней учится около ста детей, но каждый новый приходящий класс всё меньше предыдущего, разъезжаются верхоторцы искать судьбу в Уфу, Стерлитамак, Ишимбай и Салават. В настоящее время население Верхотора около тысячи человек. В чем будущее села?, – сокрушаясь, пишет местный житель.

А будущего, похоже, нет. В 1795 году в селе проживало 619 человек:

в 1920 г. – 4916
в 2009 г. – 870

Я не мог не задать вопрос отцу Валентину о перспективе.

- А есть смысл возрождать?

- Храм Божий – это сердце и душа всякого селения. Если храм живет, и в нем возноситься хвала и молитва Господу, то живет и селение под покровом и благодатью Божьей. Но если останавливается по какой-то причине жизнь храма, то и селение перестает жить полноценной и чистой жизнью, все вокруг рушится и умирает.

Не могу сказать, что ответ меня удовлетворил. Я не стал использовать слова «тренд», «глобализация» и т.д. Зачем? Для меня итак ясно. Но как-то легче живется, когда есть такие люди как отец Валентин и его сподвижники. Живем ведь мы, и созидаем, хотя знаем, что у каждого есть свой срок.

Сергей Орлов для Уфимского Журнала








Связанные темы и персоны