Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   39313    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   20847    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   38744    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   19403    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   36453    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   25727    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   19641    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   37027    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   14572    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   19900    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Как живет татарское искусство в Башкирии?

0



Народный артист Башкортостана и Татарстана Фан Валиахметов родился в Башкирии, а прославился, когда пересек границу – уехал жить и работать в соседнюю республику. Восемь лет назад вернулся на родину, в Шаранский район, на заслуженный отдых.

Как живет татарское искусство в Башкирии?


Отксеренное творчество

- Фан Гависович, сейчас на башкирской и татарской эстраде появилось множество молодых певцов. Стоит радоваться тому факту, что национальная культура так привлекает молодежь?

- Хорошо, конечно, что поют на родном языке, вот только выходит на сцену сегодня абы кто, с песнями-однодневками. Поют и врачи, и зоотехники. Но они ведь не знают азов искусства.

- Раньше было по-другому?

- Раньше были строгие худсоветы. Нет хороших вокальных данных - не пройдёшь. Сейчас на компьютере голос запишут, обработают – и давай петь «под фанеру». А народ-то не понимает, что ему толкают купюру, проведённую через ксерокс. Попроси популярного молодого артиста спеть вживую – обидится и уедет домой.

Где родился, там не пригодился?

- Вы много лет проработали в Башгосфилармонии, пели на башкирском языке, но всё бросили и уехали жить в Татарстан. Почему?

- В 1988 году я впервые в Уфе смог спеть на татарском языке. Перед этим Михаил Горбачёв на пленуме сказал, что надо бороться с проявлениями национализма. Отношение к поющим на разных языках как будто изменилось в лучшую сторону. В филармонии создали труппы, поющие на марийском, грузинском. Появилась и татарская бригада под моим руководством. Мы за первые пять дней выступлений собрали более 5 000 зрителей. Ажиотаж был такой, что желающие попасть на концерт разбивали стекла здания филармонии. Мы успешно гастролировали, но вскоре начальство стало требовать, чтобы вернулись к башкирскому репертуару. А я уже почувствовал вкус пения на родном языке. Уволился и три года ездил с труппой самостоятельно - кассовые сборы позволяли. Но не дали спокойного житья, стали жёстко требовать, чтобы вернулся в филармонию. Я бросил всё и в 95-м уехал в Набережные Челны.

- Каково теперь отношение к татароязычным певцам в РБ?

- Мало что изменилось. И ведь не говорят «не пой», просто не пропускают никуда. Несёшь на радио - берут, но не ставят. Говорят: «Абзый, ты бы нам на башкирском языке что-нибудь принёс». Но с приходом нового руководителя республики хотя бы документы на представление меня к званию народного артиста РБ наконец-то вынули из-под сукна и подписали. Раньше, сколько ни направляли ходатайства, они все чудесным образом терялись в закоулках чиновничьих коридоров. В соседнем Татарстане «народного» дали на 4 года раньше, чем на родине.

- Болезненным остаётся вопрос изучения башкирского языка в школах. Как вы считаете, чтобы сохранить нацию, нужно заставлять учить язык?

- Нельзя заставить корову лаять, а собаку мычать. Чтобы петь на башкирском языке, надо родиться башкиром. Как-то с одним татарским богачом на курорте, где Путин на лыжах катался, поднялись по канатной дороге. Он говорит: «Вот ведь куда взобравшись, башкиры свои песни создавали». Присущий башкирскому творчеству жанр озон-кой (протяжная песня. – Ред.) отличается широтой распева, свободой – то взлетает высоко, то падает. Это высокое искусство - исполнять такие песни. В Башкирии всего 5-6 человек, которые могут осилить. Да и чтобы слушать озон-кой, подготовка нужна. А татарские песни более лёгкие.

Украли – и прославили

- Вас сложно представить без тальянки…

- Если вдруг появляюсь без неё, мне так и говорят: «Ты медаль свою забыл прицепить». Настолько мы с ней слились -
со стороны кажется, что не с пятью кило на руках я песни запеваю, а с нагрудным знаком.

- В Башкирии популярен курай, а есть ли будущее у тальянки – народного инструмента Татарстана?

- Татарам надо в этом плане брать пример у башкир. Они свой союз кураистов создали. А искусство игры на тальянке, к сожалению, вымирает. Я уйду –
и никого не останется. Как-то позвал меня Минтимер Шарипович (экс-президент РТ Шаймиев – Ред.) и сказал, чтобы в Челнах я организовал обучение одарённых детей. Через все СМИ пытался созвать ребят, но так и не собралась группа. Уходят из жизни и умельцы, которые знают технологию изготовления тальянки. Их остались единицы.

- Случай, когда на сабантуе у вас увели инструмент, называли не иначе как пиар-акцией…

- Да, 20 лет назад случилось, а до сих пор про него вспоминают. Оставил гармонь на стуле около сцены, а сам забежал в юрту за курткой. Выхожу – нет! Искали всем миром. В газетах печатали снимки моей тальянки, по ТВ передавали «основные приметы». Нашли! Оказалось, один из мальчишек - участник состязаний по борьбе курэш – завернул в спортивный свитер и унес. А поэт Роберт Миннуллин написал потом стих: «Урлаганнар – зурлаганнар», то есть «Украли – и прославили».

- У вас богатая на афоризмы речь. Откуда это?

- От мамы. Её меткие выражения легко запоминались. А была она обычной деревенской женщиной, без образования, работала комбайнёром. Но даже сидя за рулем огромной махины и выполняя тяжеленную работу, успевала делать тонкие наблюдения. Например, что колос, наполненный зерном, от тяжести пригибается к земле, а самый заметный, горделиво возвышающийся над остальными, – пустой. И она часто повторяла: «Не возгордись, не будь, как пустой колос». Жаль, что фольклор уходит. Потому что исчезают деревни, как и моя родная Хафизовка в Шаранском районе. Был же период, когда активно осушали болота – тогда ушли родники, обмелели реки. Исчезнут деревеньки, кладезь народных песен и сочного языка, – «обмелеет» нация. Надо строить дороги, звать инвесторов на заброшенные поля, настойчиво звать молодежь домой.

300 песен и 800 друзей

- Вы два года назад вышли на пенсию, но, говорят, ряды ваших поклонниц не редеют.

- Не жалуюсь пока... Пишут, в Интернете ищут. Я не умею с компьютером обращаться, и друг за меня мою страницу создал в этих… «Одноклассниках». Жалуется теперь: «У меня за 6 лет два десятка друзей всего, а у тебя уже за восемь сотен перевалило».

- Как супруга относится к постоянному вниманию дам к вам?

- Очень отрицательно (смеётся). До сих пор, как соберусь в Казань по делам, ревностно выспрашивает, зачем и почему. Если серьёзно, памятник можно ей поставить за терпение и понимание.

- Вы больше 40 лет отслужили на сцене, спели 300 разных песен, имеете звание народного. Можно рассчитывать на достойную жизнь на пенсии?

- Что такое «достойная жизнь на пенсии», я узнал, когда побывал в Австралии, куда летал выступать на сабантуе татарской диаспоры. На материке «наших» 2600. Для своих детей они открыли школы с обучением на татарском языке. Так вот, учителя получают по нашим деньгам около 12 000 рублей в день! А пожилые имеют возможность жить на проценты от пенсионных накоплений. На старости они посвящают себя отдыху, путешествиям. А мне за «народного» к пенсии доплачивают 600 рублей.

(Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты», №9, 2013)

Айгуль Мусина, УфаПресс
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны