Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   43586    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   17504    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   19206    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   28140    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   28003    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   21066    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   33204    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   15681    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   31592    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   25334    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

«Забытая мелодия для гобоя...»

0



В школе нас учили: революционная ситуация – это когда низы уже не хотят жить по-старому, а верхи уже не могут управлять, как прежде. И наступает кризис, чреватый тяжелыми последствиями. Нам казалось: в политике, в истории, где-то там, далеко – это может быть. Но чтобы в нашем оперном театре на соседней улице наступил такой вот классический кризис и «низы» взбунтовались, - трудно было даже представить.

«Забытая мелодия для гобоя...»


У нас ведь так принято возмущаться в кулуарах, а в директорских кабинетах боязливо замолкать... Но видимо либо накипело у людей так, что решили действовать, либо достоинство у народа стало, наконец, просыпаться, только решили в театре оперы и балета организовать экстренное собрание трудового коллектива и в этой публичной обстановке задать начальству ряд нелицеприятных вопросов.

9 ноября в два часа пополудни в театральном зале собрались артисты. Уселись на зрительские места. Было их достаточно много, и лица заслуженных – известных говорили о том, что недовольны не только кордебалет, оркестр и хор, но и самые ведущие солисты. А напротив, у авансцены, выстроили длинный ряд стульев, где разместилась многолюдная театральная администрация. В разных точках зала были установлены три микрофона.

Директор театра Владимир Рихтер на протяжении почти всего собрания стоял и отвечал на вопросы. Вернее, пытался отвечать. Потому что ничего более внятного, чем ссылки на «беседу с Аскаром Амировичем (А.Абдразаков – новый министр культуры РБ – Л.Л.), который обещал...», В.Г.Рихтер так и не произнес.

Между тем артисты выходили к микрофонам и говорили стихийно, без предоставления слова, то затрагивая самые основополагающие вопросы власти, репертуарной политики, экономики и творческого руководства, то сбиваясь на незначительные частности.

Самой наболевшей проблемой, судя по количеству выступлений на эту тему, оказалась заработная плата артиста. Цитирую наиболее впечатлившие высказывания. Г.Сулейманова, ведущая солистка балета, народная артистка РБ: «Я общаюсь с коллегами из Казани, у них 12 тысяч – базовый оклад солиста, имеющего только лишь звание лауреата международного конкурса, 15 тыс. он получает за спектакль. А у нас солист при всех регалиях больше 1200 за спектакль не получит! В Челябинске артист балета, занятый в главных партиях, меньше 30 тыс. в месяц не имеет, даже если вышел на сцену пару раз». А.Зубайдуллин, артист балета: «Средняя зарплата по Башкирии – 15-16 тыс. руб. А минимальная – 4300. У нас в кордебалете есть парень, у которого оклад – 3800! Кто установил нам этот унизительный минимум?» А. Габидуллина: «Как-то я говорила с известным казанским тенором Ахмедом Агади. Он спросил, сколько я получаю за партию Аиды. Я сказала: 980 руб. Он замер, думая, что я шучу. А потом возмутился, узнав, что нам платят не за сложность и протяженность партий, а за количество выходов на сцену! Что же будет с моим голосом, - недоумевал он, - если я буду думать о количестве, а не о качестве пения? ...». Но самым отчаянным было выступление талантливой и грамотной исполнительницы партий Татьяны, Аиды, Земфиры, имя которой не называю по понятным причинам...: «Люди, я нуждаюсь, помогите! Мне 45, и я который год живу без прописки в общежитии с ребенком. Неужели быть артистом у нас – это стыдно, непрестижно? Почему у нас зрители должны подходить к билетным кассам со служебного входа?! И покупая билеты, узнавать в тетеньке, одетой в «сэконд-хэнд» артистку, поющую оперных героинь! А знаете, за что я получаю надбавки? Не за Татьяну, не за Аиду, а за бабушку в «Коте Леопольде»! Стыдно, господа...»

Наверное, артисты не чувствовали бы себя столь ущемленными, если бы не видели явно раздутого административного штата и многих других непонятно функционирующих единиц. Сегодня в театре семь (!) заместителей директора. Сравним: в Маринке – три зама, в других столичных театрах – не больше. Понятно, что администрация – самый высокооплачиваемый эшелон.

«Зачем театру столько замов?». Этот вопрос остался без ответа, если не считать уверений зам. директора по кадрам О.Г.Богатыревой, произнесенных с материнской интонацией и прижатыми к груди ладонями: «Мы не можем обнародовать цифры, но поверьте мне, это не золотые горы!»

Особенно коллективу «мозолит глаза» должность зама по творческим вопросам, введенная в театре два-три года назад. Для чего? Нет в театре ни главного дирижера, ни главного режиссера, обязанных по штату решать творческие вопросы в театре. Может быть, их успешно заменяет упомянутый зам? Но тогда почему с таким жаром артисты говорят о критическом положении в главных - творческих делах? О никуда не годной репертуарной политике, о бездарных спектаклях, о катастрофическом положении оркестра... Зато в театре работает замечательный «отдел инноваций», где верстаются сомнительного качества рекламные листовки-флаеры... А целая литературная часть из семи вполне сведущих сотрудников по-видимому, с «инновациями» такого рода ну никак бы не справилась!...

Концертмейстер Лиана Кашапова, известная своим профессионализмом и работоспособностью: «Мы репетируем в балетном классе, где невозможно открыть фрамуги – танцовщиков тут же просквозит! А вы представляете, что там творится после часа работы? Мы уже пятнадцать лет просим поставить кондиционер, но воз и ныне там. А потом я беру несколько тяжеленных клавиров и тащу их домой. Потому что у меня в театре нет шкафа! Десять лет прошу, требую, регистрирую служебные записки, но все бесполезно! А каково сидеть за синтезатором, исполняя партии недостающих в оркестре инструментов, когда тебе в глаза бьют светильники – 45 штук и нет рассеивателей света!

Концертмейстер, по словам дирижера, героически спасает оркестр, «изображая» на синтезаторе английский рожок, гобой и другие инструменты. которых в оркестре просто нет! Да-а..., - думалось мне, - так ведь можно и весь оркестр синтезатором заменить... « Что же делать, - разводит руками директор, - мы приглашали, но никто к нам не едет...» Но почему в НСО с гобоями и рожками все в порядке? Зарплата другая – всего-то! В театре сегодня нет попечительского совета, нет спонсоров, нет грантов, - ничего, что удается выбивать-выпрашивать у властных структур другим директорам, чтобы не потерять главной рабочей единицы оперного театра – артиста. Абсурд: артист в театре не нужен, о нем никто не заботится…Как же можно в таком случае ждать от театра какого-то качества? Вот и убегают певцы и танцовщики уровня Д.Зайндинова и Л.Ахметовой в другие театры, Т.Никанорова, В.Копытов, И.Валиев ездят по России в поисках лучшей творческой доли… Скучно и грустно им здесь. И петь, и танцевать...

Сегодня, судя по выступлениям всех театральных цехов, у них нет ни достойной охраны труда, ни нормального отопления на сцене в зимний период, ни приличных костюмов для балета, ни сносного медицинского обслуживания... Нет жилья и нет возможности его снимать при столь ничтожных окладах. Да что же есть тогда, в самом деле, у нашего замечательного театра? Вспомнилась, может быть некстати, песня из «Забытой мелодии для флейты»: «Мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем»... Мы гордимся, что у нас в Уфе есть театр оперы и балета. Самый презентабельный, самый дорогой театр в республике. Но сейчас он переживает трудные времена. Это идея без воплощения, форма без содержания и храм без молитвы. Театр, буквально перевернутый с ног на голову. Как вернуть его в нормальное положение, поставить на ноги? А просто – признать раз и навсегда, что в этой монархии король – артист ( дирижер, режиссер, художник и т.п.), а все остальные – лишь слуги этого короля.

Лилия Латыпова








Связанные темы и персоны