Календарь новостей
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Люди, которыми может ...

Предъявлены абсурдные обвинения. Что думают в Башкортостане о протестах в ...
  17.08.2019   22986    24

Поколение, которому не ...

Федеральные чиновники назвали распространяемый видеоролик на тему стихотворения ...
  17.08.2019   17099    13

Смертельное ...

СМИ назвали причину гибели от отравления подсолнечным маслом в Ульяновске. ...
  17.08.2019   37548    18

Военный преступник и ...

Писатель Захар Прилепин, воевавший в ДНР, в интервью Алексею Пивоварову для ...
  17.08.2019   29988    125

Уголовника послали лесом ...

Артур Идельбаев, возглавляющий Центр развития туризма республики при ...
  16.08.2019   29904    39

Не опять, а снова: ...

Вчера врио главы республики Радий Хабиров обсудил вопрос изучения башкирского ...
  16.08.2019   18192    4

Самая дорогая пещера ...

Потерпевшая по делу об изнасиловании потребовала от обвиняемых 100 млн рублей ...
  16.08.2019   12128    129

Страна с людоедскими ...

Так. Еще одна мама больного ребенка задержана на почте с посылкой фризиума. В ...
  16.08.2019   13979    10

Игорь Чубайс: Когда ...

Открытое письмо президенту Путину В.В. Срочно. Уважаемый г-н Президент! Час ...
  16.08.2019   13405    26

Лучше напишите в ...

Владимир Барабаш пожаловался Элле Памфиловой на призыв председателя ЦИК ...
  15.08.2019   39862    53

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Август 2019 (80)
Июль 2019 (109)
Июнь 2019 (92)
Май 2019 (72)
Апрель 2019 (92)
Март 2019 (104)


Уфа мусульманская (древняя). Исторические картинки Михаила Роднова. Картинка 28

3


Хотя Уфа была и остаётся в рядах славных российских (русских) городов, с древнейших времён судьба нашего города тесно связана с историей мусульманских тюркоязычных народов.

Уфа мусульманская (древняя). Исторические картинки Михаила Роднова. Картинка 28


Примерно с конца XV века, судя по работам московского историка В.В. Трепавлова, на территории Уфы находилась ставка ногайских наместников.

Первым здесь обосновался Ямгурчи около 1480-х годов. Приблизительно в 1522 – 1538 годах наместником служил Хакк-Назар, впоследствии знаменитый казахский хан (Акназар башкирских преданий). Расположенная на полуострове и хорошо защищённая Уфа привлекала в первую очередь покорителей края, здесь ключ южного Предуралья, поэтому каждый кто завоёвывал эти земли тут же появлялся на уфимском полуострове.

Нет достоверных источников как выглядела ногайская ставка на территории Уфы. Ногайцы вообще относятся к так называемым «чистым, классическим» кочевникам, как калмыки, их военно-политические центры были небольшими поселениями. Вот что пишет П.И. Рычков в своей знаменитой работе «Топография Оренбургская»:

«О звании города Уфы можно догадываться, что оно не вновь ему придано, но паче возобновлено прежнее, и сущее то, которым Нагайские ханы, изстари живучи в здешних местах, город свой именовали». Башкирский старшина Ногайской дороги Каратабынской волости Кедряс Муллакаев сообщал, что «задолго до покорения Российскому скипетру Казанского царства и Башкирцев, на самом том месте, где ныне город Уфа, был великий город, который простирался вверх по реке Белой до устья реки Уфы, и до Уфимских, то есть при реке находящихся, гор, так что жительство его распространялось по длине вёрст на десять».

Хотя эту фразу поклонники градбашкортов стараются присобачить к якобы древнему городу, аж непрерывно существовавшему на месте Уфы с V по XVI века, речь здесь идёт о ногайском городище-ставке. При последнем легендарном Ногайском хане этот военно-политический центр находился «на том Уфимском месте… тогда Туратав именовали (а ныне Казаньтав называют)». То есть ногайская ставка именовалась и Уфа, и Тура-тау (крепость на горе), и Казань-тау (казанская гора). Последнее прозвище не должно удивлять читателей, что наша Уфа Казанью звалась. В те времена на огромных просторах вокруг существовал единственный город Казань (сказки некоторых профессоров ещё не были известны), слова город и Казань стали синонимами. По такому же принципу возникли имена, к примеру, Стамбула и Таллина.

Слово Стамбул восходит к греческой фразе «ис тин пόли(н)», «ис тим бόли(н)» – (идти) «в город» или «к городу», хорошо знакомое греческое слово «полис» (город), отсюда политика и пр., лежит в основе. Кочевники арабы и затем турки, ещё не имевшие развитой городской цивилизации, так именовали огромный Константинополь. Также не знавшие городов эсты с древности звали построенный датскими рыцарями город Ревель как «Tallinn(a)», в эстонском языке – «taani linn» («датский град») и пр. И у башкир ногайское городище Уфа / Тура-тау отождествлялось с единственным городом в округе Казанью.

Историк Трепавлов приводит ещё туманное свидетельство, что ногайская ставка на уфимском городище именовалась Имэн-кала, ссылаясь на неопубликованное шежере Гирает-бия. Уфа служила конечным пунктом перекочёвок ногаев. Так, в 1613 году сообщали, что ногаи «на весну будут кочевать под Уфинский город, как снег сойдёт».

Приведённые академиком П.П. Пекарским свидетельства о возникновении русской Уфы в 1586 году показывают, что, к моменту переговоров русских и ногайских дипломатов в Астрахани осенью 1586 года, ногайское городище было уже несколько десятилетий заброшено. Ногайский бий Урус писал Ивану Грозному: «ты на четырёх местах хочешь горо(ды) ставити на Уфе да на Увеке, да на Со(маре), да на Белой Воложке. А теми местами мои деды и отцы владели». Ни о каких существовавших к тому времени городах речь не шла. Ногайцы не предъявили претензий московском дьякам, чего это, мол, вы в нашем городе Уфе поселились. И башкирские легенды показывают уход ногайцев на юг, в степи.

А что сохранилось от ногайской ставки? В источниках почти нет свидетельств, да в общем никто это не изучал. Попробуем реконструировать ногайскую Уфу / Тура-тау / Казань-тау.

В конце XIX века проживавший в Уфе археолог-любитель Александр Васильевич Черников-Анучин попытался реконструировать облик ногайского городища. Процитируем фрагмент его статьи (смотри книжку «Судьба редактора» на моём сайте): «Тура-Тав или Уфа, по преданию, был большой город, расположенный на тех же местах горы Тура-Тау, где теперь и нынешний город Уфа, и служил главным центром башкирии, откуда, первоначально, собственные князья, а потом Болгары и Ногаи, управляли страною. Ханская ставка (резиденция), находилась тогда на месте, занимаемом зданиями семинарии и училища до "Черкалихина оврага", а старшины, батыри (наездники) и разный служивый люд жили на местах старой Уфы, что на левой стороне ключа Сутолоки, а по башкирски и татарски Су-талак (водо-раздел), на Случевской горе и где ныне Успенский мужской монастырь и дача гг. Новиковых, на так называемом "Чёртовом городбище". Некоторые места были укреплены земляными валами, в средине которых помещались городские обыватели в землянках, лубочных балаганах и кошемных кибитках (юртах или кошах), а по углам, на высоких местах, были сторожевые башни из дерева и дикого (известкового) камня, следы которых хорошо были видны ещё в конце XVIII ст., а от укреплений, вроде цитаделей, и до сих пор сохранились останки одного из таковых на "Чёртовом городище"».

Если просеять рассуждения Черникова-Анучина, то кроме умозрительных реконструкций встречаем упоминание о конкретных фактах. Неизвестно откуда, но Черников-Анучин (родился около 1836 года) знал об остатках сторожевых башен из дерева и дикого камня, сохранявшихся до конца XVIII столетия.

Александр Васильевич принадлежал к одной из самых старинных дворянских фамилий Уфы и, возможно, слышал какие-то семейные предания. Из туманных размышлений Черникова-Анучина логично предположить, что остатки сторожевых башен стояли на высоких местах по берегам Белой, где-то возле семинарии и духовного училища, примерно на отрезке от совр. мечети до БашГУ.

В ногайскую Уфу им включено и Чёртово городище, древний археологический памятник, что лежит за территорией совр. санатория «Зелёная Роща» на крутом обрыве Уфимки. П.И. Рычков в конце XVIII века тоже связывал его с ногайцами: «над самою рекою Уфою от города верстах в пяти, в весьма высоком и прекрасном месте, поныне видно Татарское городище, где, как сказывают, Нагайские ханы живали».

Не прошёл мимо ногайской эпохи и краевед Руф Гаврилович Игнатьев (смотри второй том его сочинений на моём сайте). В частности, он приводит интересное предание «об Уфимских нагаях. В 2 вер. от городища паслись на лугу близ р. Уфы табуны хана Нагая, под присмотром старшины над ханскими пастухами Терегула, Терегул был тиран, мучил своих пастухов и, выведенные из терпения, пастухи зарезали Терегула тут же на пастбище, и с тех пор прозвалось это место "Терегулова-лука" или луг Терегулов, так он и теперь называется».

Затем Игнатьев добавлял, что «с южной стороны местность, окружающая чортово городище, представляет место лесистое и обрывистое; таковая местность идёт к р. Уфе; берег реки – это сенные покосы, называемые "Терегуловою-лукою" в старину, а теперь Терегуловым лугом. Терегулов луг примыкает к лесистой местности и к пашням, тоже подходящим к городскому выгону. ... Мы уже говорили о том предании, которое ходит в народе об этом луге, где паслись ханские стада; этот луг носит ещё и прозвище городбища, уже не знаем от чего и откуда происходящее; народ теперь его не знает, но оно было встарь, а теперь всеми забыто, иначе содержатель перевоза, стрелец Антон Дудкин, не называл бы так терегулов луг».

Уфа мусульманская (древняя). Исторические картинки Михаила Роднова. Картинка 28


В своей челобитной уфимскому воеводе Дудкин в 1676 году просит отдать ему в содержание перевоз чрез р. Уфу, под «Терегуловым городбищем». Но, рассуждал Игнатьев, Дудкин перевоз скорее находится под чортовым городищем, нежели терегуловой-лукой или Терегуловым лугом.

Действительно, в XXXV томе «Известий Геологического комитета» за 1916 год в статье Н.Н. Яковлева находим план города Уфы, явно старинный, там показано ещё прежнее устье Дёмы, где чётко видно «Урочище Терегулово» под горой возле Каменного перевоза. Это полуостров, образуемый рекой Уфой. Сразу за автомобильным мостом на Каменной переправе, выше река Уфа совершает крутой изгиб, к которому можно спуститься с улиц Колгуевской, Софьи Перовской, Авроры. Это и есть Терегулов луг или лука (а старинное русское слово «лука» и означает изгиб, поворот).

Кстати, Р.Г. Игнатьев пытался суммировать ногайские следы в истории Уфы: памятником бывшим жителям Уфы служили переправа чрез реку Белую в южном направлении, перевоз так и именовался «Нагайским», в самом городе протекает речка «Нагайка», в 12 верстах от города есть село «Нагаево», а берег реки Белой в виду города прозывался ещё в XIX столетии «Нагайская сторона».

Итак, попробуем обобщить имеющуюся информацию. Ногайская топонимика в Уфе очень логична. Единственная удобная переправа через многоводную тогда Белую, где оба берега пологие, там сейчас стоят два автомобильных моста, в южном направлении – к Ногайской стороне (дороге) веками называлась Ногайская переправа. Рядом, выше автомостов из берега торчит труба, по которой вытекают жалкие стоки – это и есть устье речки Ногайки, которая с притоками-ручейками протекала в оврагах между улиц Пушкина, Окт. революции и Коммунистической.

Судя по туманным словам А.В. Черникова-Анучина вдоль крутых обрывов Белой в сторону мечети стояли сторожевые башни из дерева и дикого камня для контроля за забельской поймой, отсюда далеко всё просматривается. Такой же военный пункт находился на древнем Чёртовом городище, возле него начиналась дорога в Сибирь (Дудкин перевоз). А благодатные прибельские пойменные луга, где Белая и Уфимка делают крутые излучины в сторону Каменного перевоза, служили местом выпаса конских табунов ногайских властителей. Кстати, тоже логично. Они паслись под прикрытием реки, не угнать, не убежать. Вот злобный Терегул и измывался над пастухами.

Конечно, исключая романтические вирши Черникова-Анучина, не имеется никаких представлений, как выглядела ногайская Уфа. Но если учесть, что ногайцы считаются классическими кочевниками, скорее всего, на большом пространстве от совр. БашГУ до санатория «Зелёная Роща» на полянах среди лесов стояли шатры, юрты, какие-нибудь постройки, на стратегических крутых обрывах Белой и Уфимки были возведены какие-то сторожевые наблюдательные башни, рядом паслись табуны скота. Не случайно К. Муллакаев вспоминал о великом городе, «который простирался вверх по реке Белой до устья реки Уфы, и до Уфимских, то есть при реке находящихся, гор, так что жительство его распространялось по длине вёрст на десять».

Свидетельство башкирского старшины точно укладывается в ногайскую топонимику Уфы, эти самые десять вёрст и будут, если прогуляться по указанному маршруту.

Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья»








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 41 | 16.03.2015, 22:45 | Автор: ufimsky-obuvatel
    Публикации: 0 | Комментарии: 5863 | Рейтинг: +1033,5
40 | 16.03.2015, 21:42 | Автор: Зулия |
...Филиал формирует новые традиции казачьего университета. И одна из них – это торжественное принятие клятвы cту-дeнта-казака. Первые двадцать cту-дeнтов филиала, получившие удостоверения казаков Бельского казачьего объединения РБ и Уфимско-Табынского землячества казаков, присягнули на верность Отчизне, православию и университету. Они пообещали своим товарищам «настойчиво овладевать знаниями, готовить себя к службе Отечеству во благо казачества и всех народов России».
----------------------------------------------
Имперский маразм. Хорошо хоть казацкую физику не придумали.
Если будут продолжать в том же духе, получат Московское княжество.
А не открыть ли нам, уважаемая Зулия, Исламский университет во благо Отечества и всех народов России?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 42 | 16.03.2015, 23:05 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30561 | Рейтинг: -711,9
39 | 16.03.2015, 21:27 | Автор: ufimsky-obuvatel | На сайте
Наверное утопист.
----------------------
Утописты считали частную собственность великим злом и источником неравенства.

Знаешь кто первым подхватил идею обобществления и уничтожения частной собственности?
Самыми рьяными сторонниками коммунистической утопии были неимущие, бедняки. Которым было нечего терять, кроме собственных цепей. Люмпен-пролетариаты.
Крупным владельцам, разумеется, не хотелось делиться и обобществляться.

Точно так же желающие слиться в единую россиянскую либо социалистическую либо землянскую нацию - это своего рода люмпен-национальности, или другими словами - манкурты, или другими словами - обрусевшие этносы.
Которым нечего терять, вернее, которые уже потеряли свой язык, культуру, самосознание. или которые стыдятся признаться с своем непрестижном происхождении. Например еврейское происхождение.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 43 | 17.03.2015, 02:05 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Куда потом девались все ногаи? Зачем откочевали? Их разогнала кучка стрельцов? Зачем?
=
Когда Исмаил бей признал себя вассалом Грозного, другие дети Юсуфа объявили Исмаила предателем и в Ногайской орде началась гражданская война. Война была долгой и кровавой. Во время этой войны полегла более половины ногайцев (по Соловьеву). Эти трагические дни Ногайской орды очень красочно описаны у Соловьева. Свое повествование об этих событиях он закончил такими словами: «Так дорезывали кочевники друг друга в степях приволжских, приготовляя окончательное торжество Московскому государству!». В результате этой войны Ногайская орда перестала существовать как единое государственное образование и потеряла две трети своей территории: с берегов Волги их выгнали донские казаки, восточные территории переходили в основном Казацкой орде, частично – Сибирскому ханству. А северные земли орды начало присваивать Московское княжество. Те нагайцы, которые оказывали сопротивление московской экспансии – были вынуждены оставить родные земли, а те, которые приняли подданство Москвы – стали называться башкирами. Они получили ярлык и на свои земли и на земли тех ногайцев, которые вынуждены были оставить родину.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 44 | 17.03.2015, 08:45 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
37 | 16.03.2015, 20:07 | Автор: ufimsky-obuvatel
Не трудитесь больше отвечать, с вами все понятно. Вы очередной Попка, который как мантру талдычит заученное " примат прав человека и гражданина, над правами нации и государства.". Хоть раз вдумайтесь своей головой, если она предназначена не только для получения оплеух и транспортировки на нижний уровень организма горячительных напитков! Хвост должен вертеть собакой? Права меньшинства априори выше прав большинства? А с какого перепуга и перепоя? Не, не трудитесь больше отвечать, меня впервые в жизни обозвали тупым шовинистом, сейчас долго буду отсиживаться в сторонке и размышлять, где в моем комменте можно углядеть этот самый прямоугольный шовинизм))) А может это тот случай, когда вор громче всех орет, чтобы держали вора? Впрочем, мне без разницы, Бог вам судья, вы мне неинтересны.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 45 | 20.03.2015, 01:19 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Башкиры не только кочевой народ, а остатки угро-финнов и смесь монголов с иштяками (остяки)--дикие племена которые еще не отошли от феодализма. Из-за перемешивания татарами стали народом. Татары им составили алфавит, ввели писменность, создали литературу, театр,подняли культуру ит.д. Но они нынче плевали на все!! неблагодарный народ...



0