Календарь новостей
«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Геннадий Онищенко: ...

Из колонки Геннадия Онищенко на сайте «Федерального Агентства Новостей». ...
  23.05.2019   36009    29

Массовка из шутов и ...

Уроженец Стерлитамака, председатель Партии ветеранов России Ильдар Резяпов ...
  23.05.2019   22862    30

Даешь каждому басмачу - ...

В Башкирии вновь разгорелся спор вокруг памятников выдающимся личностям ...
  22.05.2019   25100    151

Профессиональные ...

Председатель Партии ветеранов России Ильдар Резяпов заявил, что будет ...
  22.05.2019   12252    24

В Башкирии предлагают ...

Соответствующую инициативу Дмитрия Чувилина предлагают назвать Законом ...
  22.05.2019   23688    12

Гуляем, кризис ...

Кризис кончился – достаем бубны, зовем цыган и заводим погромче патефоны. Если ...
  22.05.2019   37650    21

Минкульт Башкортостана ...

В конце апреля министерство культуры Башкортостана опубликовало список ...
  21.05.2019   37582    138

23 миллиона из бюджета ...

На охрану зданий Дома республики, Курултая, минфина и минпроминноваций Башкирии ...
  21.05.2019   42806    14

На бывшего прокурора ...

На бывшего прокурора Советского района Уфы Рамиля Гарифуллина возбуждено второе ...
  21.05.2019   22704    11

«Козлы и экскременты» — ...

Хотите, я расскажу вам замечательную историю? Есть в Башкирии такой город — ...
  21.05.2019   42078    13

Читаемое за месяц


Рафаэль Хакимов: «Почему замалчивают роль татар в период Смуты?»

  • Опубликовано: Karim Yaushev | 05.11.2015
    Раздел: История | Просмотры: 20143 | Комментарии: 165
9


Официальная историческая наука не может объяснить, почему татары активно участвовали в укреплении российской государственности совместно с русскими, считает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В своей очередной статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», он отмечает, что придерживающиеся официальной историографии исследователи стараются просто опускать татар из перипетий смутного времени, о них упоминают вскользь или вынужденно, когда поворотные события нежданно-негаданно оказываются связанными с каким-то татарским именем.

Рафаэль Хакимов: «Почему замалчивают роль татар в период Смуты?»


ТАТАРСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗА ДОЛГИЕ СТОЛЕТИЯ СФОРМИРОВАЛОСЬ КАК ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩЕЕ

Смута — один из поворотных моментов истории России. Вокруг этой темы существуют устоявшиеся штампы об изгнании польских «интервентов», патриотизме земского ополчения во главе с нижегородскими героями князем Дмитрием Пожарским и гражданином Кузьмой Мининым, о восхождении дома Романовых, Лжедмитриях, как врагах русского народа, Гермогене — духовном вдохновителе народа на борьбу с иноземцами, роли Москвы и Нижнего Новгорода в защите страны от «латинства», подвиге Ивана Сусанина, заведшего польский отряд в Исуповские болота.

Никаких татар и никакой Казани в этих событиях нет, будто не было царства Казанского с его ополчением и спасительницы святой Руси иконы Казанской божьей матери. А ведь духовный символ сопротивления иноземцам Гермоген начал карьеру в Казани. Митрополит казанский и свияжский Ефрем, а не кто-то другой, благословил Михаила Романова на царствование: «Боляр же своих, о благочестивый, боголюбивый царь, и вельмож жалуй и береги по их отечеству, ко всем же князьям и княжатам и детям боярским и ко всему христолюбивому воинству буди приступен и милостив и приветен, по царскому своему чину и сану; всех же православных крестьян блюди и жалуй, и попечение имей о них ото всего сердца, за обидимых же стой царски и мужески, не попускай и не давай обидети не по суду и не по правде».

Две ключевые духовные фигуры времен Смуты — выходцы из Казани. Не случайно и появление казанского боярина Василия Морозова на лобном месте Москвы для утверждения соборного «приговора» о царском выборе: «Потом же посылают на Лобное место рязанского архиепископа Феодорита, да Троицкого келаря старца Авраамиа, да Новово Спасского монастыря архимарита Иосифа, да боярина Василия Петровича Морозова». На Красную площадь для принятия присяги вышли те, кто, безусловно, имел земские заслуги, но среди них не было ни князя Дмитрия Трубецкого, ни князя Дмитрия Пожарского. Казанцы постоянно оказывались в решающих для страны событиях, но их историки не любят упоминать.

К казанскому фактору следует добавить татарский, ведь под боком у Москвы существовало Касимовское ханство, в Костроме сидели романовские татары, в Мещерской земле, Темникове, Нижнем Новгороде русское население едва ли превышало татарское. «В количественном отношении, — пишет историк Александр Станиславский, — мещерские служилые татары и мордвины превосходили (!) любую русскую дворянскую корпорацию, за исключением новгородской и рязанской: в росписи похода 1604 года против самозванца упоминаются 450 касимовских, 537 темниковских, 542 кадомских татарина и 220 мордвинов из Кадома и Темникова». На южных рубежах беспокоило Крымское ханство, за Камой начиналась Ногайская Орда, в Астрахани значительный вес имели юртовские татары. Служивых людей не делили по происхождению, но, очевидно, изрядную долю составляли татары. Среди литовской конницы и польских уланов в основном были татары из потомков войска Мамая и Тохтамыша, перешедшие на службу к литовскому великому князю и польскому королю.

Отдельного упоминания достойны казаки, которые еще в ХV веке начали складываться из ордынских низов в степях между Доном и Волгой. Очень скоро степи стали настоящим домом, владением русских казаков или, как говорили они сами, казачьим юртом. В Московском летописном своде под 1492 годом читаем: «Того же лета июня в 10-й день приходили татаровя ординские казаки, в головах приходил Томешок зовут, а с ним двесте и дватцать человек — во Алексин на волость на Вошан и, пограбив, поидоша назад». Само слово «казак» на татарском языке означает вольный человек. Постепенно на Дону и в низовьях Волги собирались беглые крестьяне из разных мест и разного происхождения, которые стали себя называть «вольными», иначе говоря, на русском языке повторялось татарское слово «казак». Ко времени Смуты среди казаков преобладали православные славяне, но татары оставались значительной частью этой турбулентной силы.

В те времена Россия, как государство в современном понимании, еще не состоялась. Она представляла собой конгломерат «государств». Известный историк Сергей Платонов писал: «Наши предки «государствами» называли те области, которые когда-то были самостоятельными политическими единицами и затем вошли в состав Московского государства. С этой точки зрения тогда существовали «Новгородское государство», «Казанское государство», а «Московское государство» часто означало собственно Москву с ее уездом». На этой территории с весьма пестрой этнической массой верховодили, конечно же, русские и новокрещеные, но сами русские были очень разные, их больше называли рязанцы, новгородцы, смоляне и т.д., или же просто православными, служивыми, холопами. В то время иноземцами, с которыми воевали, считались поляки, «литва» и «немцы», а татары не были врагами, они исправно выполняли свои вторые роли. Причем если казаки были явно стихийной силой, вносящей смуту и разброд всюду, где появлялись, то татары (особенно служивые), напротив, были по большей части силой стабильной, выступавшей за укрепление государственных устоев.

В этой крайне сложной ситуации времен Смуты нам интересна не правдоподобность официальной версии (пусть она живет своей мифической жизнью), а русско-татарские отношения. Поскольку падение Казанского ханства трактуется по официальной версии как борьба русских с татарами, православия с исламом, то, казалось бы, татары должны были воспользоваться Смутой для укрепления своей позиции, да и просто отделения Казани от Москвы, тем более Россия фактически была уже распавшейся — где-то правили поляки с литовцами, где-то шведы, часть территорий присягнула тушинскому «вору», а Казань и Нижний Новгород фактически оказались самостоятельными и действовали заодно.

По официозной версии не может быть причин для участия татар в укреплении российской государственности совместно с русскими. Из-за несовпадения реального поведения татар с такой позицией, исследователи стараются просто опускать татар из перипетий смутного времени, о них упоминают вскользь или вынужденно, когда поворотные события нежданно-негаданно оказываются связанными с каким-то татарским именем. Например, с Лжедмитрием II было покончено, когда его приближенный крещеный ногайский татарин стольник князь Петр Арсланович Урусов (Урак) зарубил самозванца на охоте.

Обычно таким сообщением и ограничивают повествование, но ведь не случайно же Урусов оказался в центре событий в поворотный для Смуты момент...

Историки не утруждают себя объяснением, почему же татары выступали за сохранение целостности государства.

Татарское сознание за долгие столетия строительства различных каганатов и ханств сформировалось как государствообразующее, оно не могло в одночасье превратиться в разрушительную силу. Даже татары, ушедшие в «казаки» в степи нынешнего Казахстана, довольно быстро избрали себе хана и создали новую Орду, а на Дону доминировала стихия выходцев из низов, в принципе недовольных государственными порядками. Хотя татар можно обнаружить практически в любом лагере, но их поведение больше определялось симпатиями к тем, кто выступал за укрепление государственности. В этом был и практический смысл, поскольку их за ратную службу наделяли землями.

ЛЕГЕНДА О ЧУДЕСНОМ СПАСЕНИИ ЦАРЕВИЧА СТАЛА ВАЖНЕЙШИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ

Смута была связана не только с кризисом престолонаследия, основная интрига наспех сколоченной из разных земель России состояла во внутренних противоречиях, порожденных наследием деспотизма Ивана Грозного. Голодный и измордованный люд собирался в шайки, пополняя ряды казаков, промышлявших набегами. Среди знатнейших людей царил разброд. Вновь присоединенные земли не вели к росту благосостояния, а только стали предметом беспокойства. Борис Годунов пытался смягчить ситуацию и найти согласие в обществе, но ему просто не повезло — три года были неурожайными, что привело к массовому голоду (умерли до полумиллиона человек). В наступлении голодных лет народ всегда обвиняет царей, как неугодных Богу, как наказание за его грехи. Для этого нашлась и подходящая история об убиенном царевиче Дмитрии. Борису Годунову не было никакого смысла его убивать. Эта наиболее оспариваемая версия истории с царевичем доминирует в общественном сознании благодаря гению Пушкина и Мусоргского.

Легенда о чудесном спасении царевича стала важнейшим политическим фактором, породив целую серию Лжедмитриев, из коих первый даже сидел на троне. Русское сознание несло в себе ярко выраженные удельные черты, а не государственные, поэтому в обществе мифы занимали слишком важное место. В этом сознании еще не было общих объединительных символов и имен. Русским одинаково подходили и рюриковичи, и гедиминовичи, и чингизиды — не случайно же касимовский хан Семион Бикбулатович сидел на русском троне. Русские и другие народы легко присягали разным царям.

Уже после Смуты в 1618 году из литовского далека князьЮрий Никитич Трубецкой, оставшийся верным клятве на верность польскому королевичу Владиславу, вопрошал московских думцев, служивших, по его словам, «неприродным государям» (то есть царю Михаилу Федоровичу): «Положите на розсудок свой: хто на сем свете глупее вас и изменнее?.. Колько себе господарей обрали: королевича швецкого, Иваша Заруцкого, Проню Ляпунова, Митю Пожарского, Матюшу Дьякова и того детину, кой назывался сыном Ростригиным». В этом же ряду шел и выбранный из бояр царь: «...а потом выбрали меж себя своего брата Михаила Романова». Бояре в ответ называли князя «собакой и бешеным перескоком».

Полумифическая генеалогия Романовых, восходящая якобы каким-то дальним концом к Рюриковичам, в те времена не играла никакой роли. Рюриковича Василия Шуйского очень быстро (через четыре года) свергли, несмотря на его родовитость. Гуляла легенда о близком родстве Романовых с царями Иваном Грозным и Федором Ивановичем (Михаил Романов приходился двоюродным племянником царю Федору Ивановичу), хотя гораздо существеннее была поддержка кандидатуры Михаила Романова казаками. У тушинского патриархаФиларета — отца Михаила, вернувшегося из польского плена героем, оставалось определенное влияние на казаков, ведь именно в тушинском лагере Лжедмитрия II формировалось казачье войско, пришедшее в 1611 году под Москву. Главное состояло в том, что казаков в Москве в период, предшествовавший Земскому собору и во время его работы, было значительно больше, чем дворян, поскольку многие дворяне-ополченцы разъехались по своим домам, в то время как казакам ехать было некуда.

В «Повести о Земском соборе 1613 года» читаем: «И хожаху казаки в Москве толпами, где ни двигнутся гулять в базарь — человек 20 или 30, а все вооруженны, самовластны, а меньши человек 15 или десяти никако же не двигнутся. От боярска же чина никто же с ними впреки глаголети не смеюще и на пути встретающе, и бояр же в сторону воротяще от них, но токмо им главы свои поклоняюще». У казаков никакого идейного стержня не было, но они хотели «немедленно получить государя, чтобы знать, кому они служат и кто должен награждать их за их службу». Воцарение Михаила Романова было победой казаков, посадивших на русский престол «своего» царя. Жак Маржерет в 1613 году в письме английскому королю Якову I, призывая его к интервенции, писал, что казаки выбрали «этого ребенка», чтобы манипулировать им, и что большая часть русского общества с радостью встретит английскую армию, поскольку живет в постоянном страхе перед казаками.

Откуда всплыли Романовы, не очень ясно. Их род берет начало с Ивана Кобылы, у которого было пять сыновей: Семен Жеребец, Александр Елка, Василий Ивантай, Гаврила Гавша и Федор Кошка. По преданию, предки Романовых прибыли «из Прусс», т.е. Литвы, и даже были родовитыми, но почему-то носили не громкие титулы, а прозвища. Кстати, слово «прус» в готском языке означает «конь», а в старославянском «кобыла».

В данном сюжете важно не происхождение Романовых, а то, что народ поддержал ставленника казаков — по тем временам силы стихийной. Русское сознание было слишком «удельным» и не имело предпочтений по престолонаследию. Поэтому политика всецело ориентировалась на силу и свелась к принуждению бояр принимать присягу: «казаки и чернь» — сторонники Михаила Романова — не хотели ни на один час отойти от Кремля, пока «дума и земские чины в тот же день не присягнут ему».

Для современников выбор на царство Михаила Романова отнюдь не казался ни единственно возможным, ни самым лучшим. Список претендентов на царский престол был чрезвычайно широк. Там значились Иван Иванович Шуйский, Иван Васильевич Голицын, Дмитрий Мамстрюкович Черкасский, Федор Мстиславский, Иван Михайлович Воротынский. «Романовский круг» выставил сразу нескольких кандидатов: Иван Никитич Романов (дядя Михаила Романова), князь Иван Борисович Черкасский (двоюродный брат будущего царя и внук Никиты Романовича Юрьева) и даже Федор Иванович Шереметев (его жена Ирина Борисовна — родная сестра князя Ивана Борисовича Черкасского). Все они были связаны тесным родством друг с другом. К этим претендентам, по словам «Повести о Земском соборе 1613 года», был еще приписан князь Петр Иванович Пронский — молодой стольник, происходивший из захудавшего при Иване Грозном рода рязанских князей, но ставший заметным благодаря своей службе в земском ополчении в Ярославле.

Среди многочисленных претендентов на царский престол юный Михаил Романов — самый неприметный и не имевший никаких заслуг, а наиболее заслуженным был, пожалуй, князь Трубецкой. Кроме явных заслуг, он особенно отличился стремлением подкупить казаков своей щедростью. «Князь же Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, — свидетельствует летописец, — учреждаше трапезы и столы честныя и пиры многия на казаков и в полтора месяца всех казаков, сорок тысяч, зазывая толпами к себе на двор по вся дни, честь им получая, кормя и поя честно и моля их, чтобы быти ему же на Росии царем, и от них же, казаков, похвален же был. Казаки же честь от него приимаше, ядуще и пьюще и хваляще его лестию, а прочь от него отходяще в свои полки и браняще его и смеющеся его безумию таковому. Князь же Дмитрей Трубецкой не ведаше того казачьи лести». Впрочем, кое-кто из казаков все же отдал за него голос.

Среди кандидатов в цари были и представители иностранных дворов: все тот же польский Владислав, и шведский королевич Карл Филипп, за которого подписался князь Пожарский. Кстати, сам князь Пожарский находился в конце длинного списка претендентов, хотя был из Рюриковичей. Современники осуждали его за то, что на выборах царя он агитировал за самого себя, не имея тех заслуг, как другие кандидаты: «Дмитрий Пожарский воцарялся и стало ему в двадцать тысяч». Обо всем этом историк Василий Ключевский заметил: «Московское государство выходило из страшной Смуты без героев, его выводили из беды добрые, но посредственные люди. Кн. Пожарский не был Борис Годунов, а Михаил Романов — не кн. Скопин-Шуйский».

Всенародное согласие на соборе началось с отказа от всех иноземных кандидатур: «литовского и свейского короля и их детей за их многие неправды и иных никоторых земель людей на Московское государство не обирать и Маринки с сыном не хотеть». Это означало крушение многих политических надежд и пристрастий. Проигрывали те, кто входил в московскую Боярскую думу, заключавшую договор о призвании королевича Владислава; не было больше перспектив у казаков Ивана Заруцкого, продолжавших свою войну за малолетнего претендента царевича Ивана Дмитриевича. Чувствительное поражение потерпел и организатор земского ополчения князь Пожарский, последовательно придерживавшийся кандидатуры шведского королевича Карла Филиппа. На соборе возобладала другая точка зрения, опыт Смуты научил не доверять никому со стороны: «...потому что полсково и немецково короля видели к себе неправду и крестное преступление и мирное нарушение, как литовской король Московское государство разорил, а свейской король Великий Новъгород взял Оманом за крестным же целованем».

История призвания на трон Владислава, сына Сигизмунда III, шведского королевича Карла Филиппа, довольно щепетильная тема, которую нужно излагать, как и в случае с Романовыми, с оговорками и недомолвками, но об этом в следующей статье.

Рафаэль Хакимов, БИЗНЕС Online
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Участник
  • 41 | 05.11.2015, 15:39 | Автор: Ирек
    Публикации: 99 | Комментарии: 7558 | Рейтинг: -520,9
Зуль расскажи, да покажи статейку Рамиля Рахимова от 2012 года из "Ватандаша", представленную на сайте "традиционалистов" Башкортостана.
"За национальные интересы России: башкиры в эпоху Смуты" пишет:

"Страна раскололась на два лагеря, причем большая часть городов и земель присягнула самозванцу.
Не признали его только в Новгороде Великом, Смоленске, Рязани, Коломне, Казани, Сибири".
А где Уфа?

Кстати в статье Рахимова собственно за башкир, и вообще мала, мала, намного меньше чем даже у Хакимова за татар. Зато в заключение достаточно громко объявлено:
"В тяжелый период Смуты башкиры, верные данным ранее обязательствам, дважды в 1608—1610 гг. и 1611—1612 гг. силой оружия, жертвуя своими жизнями, способствовали сохранению независимости Российского государства".



2

  • Изображение
  • Гость
  • 42 | 05.11.2015, 15:51 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
20 | 05.11.2015, 11:03 | Автор: Кухарка | На сайте
Публикации: 983 | Комментарии: 45597 | Рейтинг: +9369,7
Ну для развития сюжета - следующую статью о нев@ебенности башкир выложит Зуля, затем о великой нев@ебенности русских выложит УфимеZ... будем поcмo-тpеть у кого пи-ська толще...
-------------------------
О боге пора думать,о боге,а тебе бы всё про письки..



6

  • Изображение
  • Участник
  • 43 | 05.11.2015, 16:04 | Автор: Гунн
    Публикации: 127 | Комментарии: 6864 | Рейтинг: +813,6
34 | 05.11.2015, 14:41 | Автор: юнг


===Если кто и "служил" из нас двоих, то скорее всего ты.===



Как тебе угодно, так и называй свою службу.......мне то что....

Сказки рассказывай тем, кои бывали не заседателями в судах, службу юристов не наблюдали.....
Если судить по твоим опусам, все суды в России хр-еновые, а один ты кристальный.....в гордом одиночестве....Сам то веришь....?

Хотя бы в старости пора бы уж и от иллюзий избавляться.....

А моя профессия чисто техническая, нужна только тяга к технике......



3

  • Изображение
  • Участник
  • 44 | 05.11.2015, 16:07 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17559 | Рейтинг: -3073,2
39 | 05.11.2015, 15:39 | Автор: Ирек | На сайте
Кстати в статье Рахимова собственно за башкир, и вообще мала, мала, намного меньше чем даже у Хакимова за татар.
-----------------
У тебя перманентный татаро-башкирский зуд. Ты попробуй сходить в баню, но не в твою с мытьем из бутылки, а в нормальную. Может поможет.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 45 | 05.11.2015, 16:25 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Кстати да... среди читателей УЖика нашла только одного рус-наци, в отличие от татар и башкир - их тут штуки по три-четыре.
И парочку юдофобов(Ларисска с Ху-йснеяровым).
----------
М-да. Делать тебе по жизни явно некуй.
Впрочем продолжай, ибо делать тебе замечания или давать советы дело неблагодарное.



5

  • Изображение
  • Участник
  • 46 | 05.11.2015, 17:42 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3215 | Рейтинг: -174,4
Ц"В тяжелый период Смуты башкиры, верные данным ранее обязательствам, дважды в 1608—1610 гг. и 1611—1612 гг. силой оружия, жертвуя своими жизнями, способствовали сохранению независимости Российского государства".

Опять татар переплюнули в этом .
Милять



1

  • Изображение
  • Гость
  • 47 | 05.11.2015, 18:21 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Как то странно....
По заголовку думал, что речь идет о предках казанских татар, а по тексту выясняется, что автор говорит о русских персонажах из Казани и тюрках (касимовцы, ногаи), не имевших никакого отношения к современным казанским татарам (добавлю, в период смуты, этнонима "татары" в отношении современных казанских татар не было, в русских документах 17-18 вв. их называли "чуваши").
- - -
А их тогда тюрками называли что-ли?
И они сами себя тюрками считали?
Касимовские тюрки, ногайские тюрки и т.д.?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 48 | 05.11.2015, 18:28 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29891 | Рейтинг: -700,6
"упоминают вскользь"
--------------------
Упомянули татар, не вскользь, а закрепили насмерть, запечатлели в нетленной классике:
В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа
"- Татарин – свиное ухо. Бритая плешь.‎
- Ешь медведь татарина – оба ненадобны.‎
- А что, добрый человек, не видал ли ты злого татарина? (Дразнят татар.)‎
- Рыжего зырянина создал бог, рыжего татарина — черт ‎
- Нет проку в татарских очах.‎
- Злее злого татарина.‎"

И так далее



0

  • Изображение
  • Гость
  • 49 | 05.11.2015, 18:29 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Давно это было..
Приходит мужик в Пенсионный фонд за консультацией; положена ли ему прибавка к пенсии как потомку участника Куликовской битвы.
В ПФ отвечают ,что положена ,но необходимо принести справку о участии пращура в означенной битве.
Мужик возмутился :Где я вам возьму такую справку ,прошло уже 700лет.
В ПФ отвечают : Ни знай,ни знай ,татары приносят...



1

  • Изображение
  • Участник
  • 50 | 05.11.2015, 18:34 | Автор: Дед
    Публикации: 1 | Комментарии: 4485 | Рейтинг: -715,7
Почему замалчивают? Да по тому что эту смуту затеяли татары, которые сейчас обосновались в Польше. А ты этого не знал Яушев?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 51 | 05.11.2015, 18:38 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Кавказские татары стали не только азербайджанцами, но и кумыками, балкарами, карачаевцами. Ногайцы, среди которых самой знаменитой является казанская царица Сююмбеки, стали самостоятельным народом.
- - -
Вот вам слова Ильминского:
“Кавказские, астраханские, киргис-кайсацкие, сибирские, казанские и прочие татары - один и тот же народ, но мы должны не дать им объединиться, если объединятся, они превратятся в сеоьезную силу, и поэтому, мы каждое татарское племя должны объявить отдельным народом, создать для них отдельный литературный язык на основе местных наречий, написать им лживую историю, вместо слова татар побольше использовать слово тюрок и т.д. Потом то же самое говорил и Сталин. Никаких кумыков, азербайжанцев и прочих не было на Кавказе до 1917 года. Это Сталин разделил кавказских татар на десятки народов. Устами этого человека говорит миссионер, один из самых реакционных деятелей российской истории Ильминский.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 52 | 05.11.2015, 18:47 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Вообще то посланцы Касимова ханства агитировали за Лжедмитрия, мы башкиры тоже были за него, Поэтому не совсем я понял суть разговора.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 53 | 05.11.2015, 18:47 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3215 | Рейтинг: -174,4
Врешь !!!!!!!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 54 | 05.11.2015, 18:47 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Татарин от татарина не отречется,
Татарин именем татарским наречется.
Ты сын татарина и сам татарин,
Откажешься, cмo-тpи – башку продавим.


Дардманд.начало 20 века
- - -
А почему ты тогда носишь самоназвание коллаборационистского сословия "башкир”?
А почему марийцы, удмурты, ханты и манси делают все для того, чтоб не всплыло башкирская часть ихней истории? Потому что они считают так: то время, когда некоторые ихние соплеменнники ходили в башкирах, это - самая позорная часть ихней истории!



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 55 | 05.11.2015, 18:52 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29891 | Рейтинг: -700,6
"упоминают вскользь"
--------------------
Упоминают, никак не вскользь, и не только в руссише пословитс унд поговорк.
Но также запечатлели в науке, в ботанике присутствуют татарские названия согласно классификации

Все названия "tatarica" ‎присвоены сорным и вредным растениям
- Латук татарский Lactuca tatarica. Обременительный сорняк
- Молокан татарский Lactuca tatarica. Распространенный сегетальный сорняк
- Гречиха татарская Polygonum tataricum. ‎Вредоносность сорняка очень высокая
- Лебеда татарская Atriplex tatarica. Широко распространенный сорняк
- Знаменитый Татарник - чертополох.

Из песен слова не выкидываются




0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 56 | 05.11.2015, 19:01 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29891 | Рейтинг: -700,6
0 | 05.11.2015, 15:39 | Автор: Ирек
"Ватандаша", представленную на сайте "традиционалистов" Башкортостана.
"За национальные интересы России: башкиры в эпo-xy Смуты" пишет:
-----------------------
Вишь ли, как пишет афтор - "присяге, данной московскому царю."
Которому из царей присяге - другое дело, во всяком случае не прогадали, как в случае с Петром-самозванцем.

Вишь ли, башкирам не было нужды отказываться от поддержки, на той момент башкир не обижали, не обременяли, не захватывали, не гоняли.

В отличие от казанцев. Уж казанцы-то на той момент имели возможность поправить свое политическое влияние, вспомнить обиды и попытаться исправить положение.

Ан нет, то ли татарский прагматизм сыграл роль, то ли присущее им соперничество, междоусобица и склонность к предательству своих же.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 57 | 05.11.2015, 19:06 | Автор: Зеннад
    Публикации: 0 | Комментарии: 2124 | Рейтинг: -344,6
51 | 05.11.2015, 18:52 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 22 | Комментарии: 20715 | Рейтинг: -476,5
"упоминают вскользь"
--------------------
Упоминают, никак не вскользь, и не только в руссише пословитс унд поговорк.
Но также запечатлели в науке, в ботанике присутствуют татарские названия согласно классификации

Все названия "tatarica" ‎присвоены сорным и вредным растениям
- Латук татарский Lactuca tatarica. Обременительный сорняк
- Молокан татарский Lactuca tatarica. Распространенный сегетальный сорняк
- Гречиха татарская Polygonum tataricum. ‎Вредоносность сорняка очень высокая
- Лебеда татарская Atriplex tatarica. Широко распространенный сорняк
- Знаменитый Татарник - чертополох.
=========================
Спросите у Сельчанина- вреднее сорняка, чем осот, молочай и горец нет. А татарники медоносы сильные.
Кстати- карту распространения татарских растений наложите друг на друга и увидите приблизительную картину расселения народностей, коих русские называли татарами.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 58 | 05.11.2015, 19:16 | Автор: Ирек
    Публикации: 99 | Комментарии: 7558 | Рейтинг: -520,9
-----Из песен слова не выкидываются------
Правильно Зулёк, это твоя животная татарофобия. Это у тебя даже не в мозгах, а во внутрях, и потому ты это и сама не понимаешь, просто прёт это с тебя, и всё. Потому, хотя вроде и не дура ты, но за всяку глупость антитатарскую, как последняя девка ложишься, стелешься. Прости меня старого, и не складного.



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 59 | 05.11.2015, 19:17 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29891 | Рейтинг: -700,6
56 | 05.11.2015, 19:06 | Автор: Зеннад | На сайте
Кстати- карту распространения татарских растений наложите друг на друга и увидите приблизительную картину расселения народностей, коих русские называли татарами.
-----------------------
Эти зловредные растения распространены повсюду, в ботанических указателях так и значится - Широко распространенный сорняк
Чертополох является символом Шотландии.
Но татарские прозвища дал именно русский народ. Может в Азии или на Кавказе называют по-другому, по-своему.
Но русский народ охарактеризовал татар в негативном цвете наиболее успешно, что отражено в истории, науке и культуре.

Может башкиры и ругаются - "эт татар" - но культурой не увековечено.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 60 | 05.11.2015, 19:19 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29891 | Рейтинг: -700,6
57 | 05.11.2015, 19:16 | Автор: Ирек | На сайте

Правильно Зулёк, это твоя животная татa-poфобия. Это у тебя даже не в мозгах, а во внутрях, и
----------------------
Здрасьте вам, я чтоли придумала ботанические названия, Пословицы Даля я чтоли собирала.

А сама статья «Почему замалчивают роль татар в период Смуты?»
- я чтоли замолчала?



0