Календарь новостей
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Пустопорожняя болтовня с ...

Избирательный подход к собеседникам. Спикер Курултая немного поговорил с ...
  24.06.2019   26987    15

Миллионы на сувенирные ...

Хозяйственное управление республики, подведомственное управлению делами главы ...
  24.06.2019   28306    5

По дорогам Башкирии на ...

Жители Благовещенского района предложили проехаться врио главы Башкирии Радию ...
  24.06.2019   30679    14

Рамиль Рахматов: Выборы ...

Сегодня завершился период, в который, согласно законодательству, возможно ...
  21.06.2019   33740    102

Уфа, встречай улицу ...

Радий Хабиров распорядился увековечить память Артура Ахметханова. Имя ...
  21.06.2019   27027    36

Линия прямого обмана ...

В.Путин на прямой линии: «Сейчас постепенно доходы начали восстанавливаться». ...
  21.06.2019   28253    28

В куче народной любви: ...

Прямая линия с Путиным собирает тысячи «дизлайков». Россияне, наблюдающие за ...
  21.06.2019   14132    15

Клоун сабантуйный ...

Стивен Сигал приедет на Сабантуй в Башкортостан. В Сибае (Башкортостан) 22 июня ...
  21.06.2019   12436    10

Надеясь на понимание, и ...

Крупнейшая ли это дискуссионная площадка региона, как объявлено, это всё же ...
  21.06.2019   23822    78

Как бы воры и олигархи ...

Путин объяснил разрыв в зарплатах чиновников и обычных работников. По мнению ...
  21.06.2019   34618    7

Читаемое за месяц


Крестовый поход с Востока

  • Опубликовано: Ирек | 22.11.2015
    Раздел: История | Просмотры: 26409 | Комментарии: 73
6


История подобна бесконечной реке, образованной тысячью больших и малых притоков, из века в век величаво текущей по долине Времени. Зеркало ее бескрайних вод, простирающихся от далекого прошлого и уходящих в туманное будущее, сумело отразить и запечатлеть картины действительности. В этом смысле история — единое целое и объективное понятие, постоянно развивающееся.

Крестовый поход с Востока


Однако, если мы начнем исследовать некоторые отдельные события и факты, изымая их из исторического потока, то обнаружим, как на протяжении веков под влиянием различных социально-политических и изменений причин многократно пытались направить реку истории в ложное русло.

Яркий пример тому — оценка, данная исторической наукой монгольскому нашествию. Основание для этого утверждения дают следующие обстоятельства: замена надуманными схемами, не отвечающими исторической действительности, тех или иных фактов и событий или их затушевывание; заполнение «белых пятен» далекими от истины, беспочвенными утверждениями и домыслами; и, наконец, ошибочность основной концепции в оценке данного явления — то есть рассмотрение монгольского нашествия в отрыве от исторического контекста, вне связи с реальными историческими событиями того времени, превращение его в абстрактный символ варварства, жестокости и кровожадности в мировом масштабе.

А живучесть этой тенденции связана со следующим: как известно, в оценке сущности исторических событий и явлений прошлых веков европейские ученые — сторонники евроцентристского учения — и теперь держат монополию в своих руках. Прямо и косвенно они проводят такую мысль: дескать, Запад (то есть Европа) — центр цивилизаций. Восток же — средоточие бескультурья и невежества. Европейское христианство — источник религии и культуры, религии Востока — источник тьмы и басурманства (мусульманства). Отсюда вытекает, что Восток и Запад — антиподы, не имеющие никакой общности. Однако исторические факты говорят противоположное. Скажем, существует немало фактов, позволяющих утверждать, что крестовые походы, оставившие столь глубокий след в истории стран Европы и Ближнего Востока, послужили мощным толчком к началу монгольского нашествия. Вообще говоря, проблема связи нашествия Чингиза — Батыя с христианским миром в целом требует тщательного изучения и срывания окутывающих ее ложных покровов. Еще со времен Плано Карпини (1245) историки пытаются затушевать эту связь, похоронить ее под слоем времени.

Действительно, как следствие попыток закрыть глаза на очевидные факты, следы подлинных исторических событий тускнеют и теряются в веках. Однако, если вчитаться более внимательно в исторические документы, можно убедиться, что ни один автор в своих трудах не может не затронуть этой связи. Свидетельства о том, как много было среди монгол христиан-несторианцев, что они встречались в урдах ханов, среди наследников престола — хан-заде (если к этому добавить, что и сам Чингиз родился от матери христианки-кераитки и, как увидим, воспитывался в семье степных христианских великомучеников за веру, кажется, картина довольно проясняется), что мусульмане считали монгольское нашествие страшнейшим из бедствий (В книге Джона Мэна «Чингисхан. М.: Изд-во Эксмо 2006, 416 с. есть отдельная главка с названием «Мусульманский хлокост» -И.Г.), то и дело попадаются в исторических книгах. К сожалению, многие историки вместо того, чтобы выяснить смысл этих неопровержимых фактов, акцентируют внимание лишь на столкновениях монгольских захватчиков с народами христианской религии, несмотря на то, что при формировании войска и в начале нашествия отношения в корне противоположными. Вследствие такого тенденциозного подхода сложные исторические явления, приведшие в движение века и народы и перевернувшие их судьбу, превращаются в исторический абсурд и бессмысленную абстракцию. На этой основе возникает ложная теория, согласно которой на народы, живущие привычной спокойной жизнью, внезапно обрушиваются полчища хищных кровожадных варваров, которые истребляют и разоряют мирные народы и тормозят их развитие. Не приводит ли такое упрощенное объяснение событий, сталкивающее категории общего и частного, к превращению истории из науки в сказочный вымысел? Можно подумать, что каждое племя, род, община жили в каком-то вакууме, не ведая о существовании друг друга. Не соответствует исторической действительности и объяснение причин столь мощного катаклизма, приведшего в движение полмира, образованием зародышей государственности у разрозненных кочевых монгольских племен, живущих где-то у чёрта на куличках и насчитывающих где-то около десяти тысяч человек.

Впрочем, довольно оперировать общими понятиями,— обратимся к реальным фактам, событиям, источникам и попытаемся раскрыть причины и движущие силы крестовых походов и главного объекта ниашего исследования — монгольского нашествия, а также проследим признаки, указывающие на связь между ними.

1088 год. Византийская империя на краю гибели. Все ее владения в Сирии и Малой Азии захвачены турками-сельджуками. Вот уже из окна императорского дворца в Константинополе видны бесчисленные юрты турков на другом берегу Босфорского пролива. Турецкий флот, численность которого была увеличена за счет нанятых на службу средиземноморских пиратов, занял константинопольскую бухту. Владения империи на побережье Европы захвачены родственными сельджукам печенегами. Так, столица Византии — Константинополь, последний ее оплот, оказался окруженным со всех сторон. В городе нет сил, способных отразить нападение, и, кажется, уже никакое чудо не спасет империю от неминуемой гибели. В этих напряженных условиях император Алексей Комнин обращается к правителям стран Европы с письмом следующего содержания: дескать, в погребах императорских дворцов и многочисленных церквах столицы хранятся золото и драгоценности в таких количествах, которые и не снились европейским монархам. Ни крупинка этого золота не должна попасть в руки мусульман — заклятых врагов христианской веры. Пусть уж лучше сокровища достанутся братьям по вере — другим христианским народам. Письмо это, по расчетам императора, должно было подтолкнуть европейские страны к выступлению против турков... Однако, возникает непредсказуемая ситуация: начинаются взаимные столкновения между сельджукскими феодалами, им становится уже не до Византии. По наущению императора кипчаки переходят в наступление на печенегов и отбрасывают их от городских ворот. В схватке 1089 г. печенеги были окончательно разгромлены.

В это время ситуация в странах Западной Европы становится крайне напряженной. Феодализм одерживает окончательную победу, становится главной движущей силой общества. Феодалы, опьяненные жаждой наживы, стремятся к расширению своих владений, к независимости и безграничной власти; крестьяне же, низведенные до положения рабов, живут мечтою вырваться из окружающего их ада, убежать хоть на край света, чтобы обрести там рай.

Епископы, аббаты и другие церковные феодалы-землевладельцы охвачены стремлением к христианизации соседних народов, чтобы потом иметь возможность взимать с них налог —«церковную десятину». Таким образом, письмо императора Византии с просьбой о помощи попадает на благодатную почву — в различных социальных слоях идея военного похода на Восток находит поддержку.

В 1095 г. во французском городе Клермоне состоялся церковный собор (собрание). Поскольку заранее было известно, что будет рассматриваться вопрос о походе на Восток, в городе собралось большое количество рыцарей-феодалов и простых крестьян. Папа Урбан II, выступая перед толпами народа, призывает отправиться на Ближний Восток для освобождения Иерусалима и христианской святыни —«гроба господня»— от заклятых врагов мусульман.

Не забывает он упомянуть и о богатой добыче, ожидающей «освободителей» на Востоке. Собравшиеся встретили речь папы одобрительными криками и нашили на одежду кресты в знак согласия на участие в походе. Поэтому участников этих походов называли крестоносцами, а походы получили название «крестовых».

Так в странах Западной Европы начинается подготовка к крестовому походу: по почину папы повсеместно рассылаются проповедники похода, формируются военные отряды. В 1096 году сотни тысяч крестьян, доведенных до отчаяния голодом и феодальной эксплуатацией, стихийно трогаются на Восток по Рейну и Дунаю, вступая в кровопролитные стычки с местным население (венграми, болгарами). За ними двинулись вооруженные отряды феодалов. Неслыханной жестокостью, огнем и мечом прокладывая себе путь, крестоносцы пересекают Малую Азию, Сирию и Палестину и в 1099 г. достигают Иерусалима. Взятие Иерусалима сопровождалось дикой резней мусульманского населения. В конечном итоге крестоносцы овладевают значительной частью восточного побережья Средиземного моря. Образуется Иерусалимское королевство, включавшее Палестину и южную часть Сирии.

Однако, ожесточенное вооруженное сопротивление местного населения завоевателям на этом не заканчивается: мусульмане ведут непрерывную борьбу за возврат захваченных земель и время от времени добиваются успеха, что служит поводом для организации новых военных походов из Европы (за период около 200 лет Европа снарядила на Ближний Восток восемь крестовых походов).

Как было вскользь замечено выше, крестовые походы европейцев явились толчком к началу монголо-татарского нашествия; точнее говоря, татаро-монголы выходят на историческую арену в качестве «второго фронта» крестоносцев на Ближнем Востоке.

Потребность и предпосылки открытия «второго фронта» существовали как в странах Ближнего Востока, так и в Центральной Азии — к тому времени там активизируются заинтересованные в этом общественные силы христианского вероисповедания (надо сказать, что по контрасту с сегодняшним положением вещей, Центральная Азия в XII—XIII веках переживала период расцвета христианства).

Христианство приходит в Центральную Азию в IV—V веках — именно тогда оно начинает распространяться среди кочевых племен. В IV в. христианство становится государственной религией Римской империи, оформляются и официально закрепляются догматы веры и ритуалы. Однако, в тех регионах империи, где активно действовали враждебные Римскому государству (империи) силы, происходил отказ от официозного христианства. Ереси, т.е. учения, не согласные с догматами господствующей церкви, подвергались гонениям с ее стороны. Такая судьба постигла арианство, манихейство, несторианство и др. еретические толки христианства. Потерпев поражение в столкновении с официальной церковью, приверженцы еретических учений вынуждены были покинуть Византию, Египет и Ближний Восток и переселиться вглубь материка, в районы обитания кочевников Средней Азии, где основали свои общины и начали широкую пропаганду своего учения (особенно это относилось к несторианцам). Патриарх — глава несторианской религии — проживал в Багдаде; связи с многочисленными несторианскими общинами, рассеянными по разным странам Великой степи никогда не прерывались. Другими словами, мы можем утверждать, что несторианцы Средней и Це тральной Азии поддерживали тесную и непрерывную связь с Багдадом.

Был и другой источник распространения христианства по всей Центральной Азии, включая казахстанские степи. Известно, что в VII веке, в результате военных успехов Тюркского каганата возникает северное ответвление «Великого шелкового пути»; в засушливых степях, по пути следования торговых караванов роются колодцы, строятся караван-сараи, снаряжается военная охрана для защиты от разбойников. Чтобы максимально обезопасить торговый путь, византийские миссионеры развернули пропаганду христианства среди местного населения. Надо признать, что их старания не пропали даром: в середине VIII в. в этих краях образуется православная Хазарско-Хорезмская митрополия, объединяющая 7 епископатов(1). Упоминание о существовании около 1048 г. в г. Мерве (Мары) резиденции (еще одного) православного митрополита — главы христиан Средней Азии — встречается и у В. В. Бартольда (Там же, с. 295). Эти митрополии, как и русская церковь того времени, подчинялись византийскому патриарху, проживающему в Константинополе, им же назначались епископы и митрополиты. По мере отделения католической церкви от православной, между константинопольским патриархом и Папой римским обостряется борьба за подчинение восточных христиан своему влиянию. В XI веке, когда Византия оказывается на грани поражения, владычество Римской курии на Востоке становится неограниченным. Так, к началу крестовых походов христианство успевает пустить глубокие корни среди народов Средней и Центральной Азии. О воинствующей активности местных христиан в деле распространения своей религии говорят следующие факты: даже в Китайской империи, известной своими прочными традициями и обычаями, они занимаются миссионерской деятельностью — по принципу «если тебя не пустили в дверь, проникни через окно». В книге Л. Н. Гумилева описывается, как манихейцы и несторианцы.

Неоднократно подвергались преследованиям и изгонялись из Китая. В Центральной же Азии, где царила свобода религии, устанавливаются несколько другие отношения: хотя на уровне государственной политики христианство и не получало поддержки, миссионеры не встречали здесь особого сопротивления. Об этом свидетельствует тот факт, что кераиты и найманы — известные и сильные племена, и создавшие в свое время каганат уйгуры, переходят в христианскую веру. Выходит, совершенно необоснованным представляется взгляд современных историков на Среднюю и Центральную Азию, как на «задворки, загороженные валом Александра Македонского», «край дикарей», где не ступала нога цивилизованного человека.

Словом, с одной стороны, среди восточных христиан происходит ослабление влияния Византии, а с другой стороны, Римское папство все расширяет и расширяет масштабы своей активности. Венцом этой активности и выступают крестовые походы. Надо ли говорить, что этот процесс был непростым, длительным и не однолинейным. Скажем, в Западной Европе радужные мечты вскоре постепенно сменяются разочарованием в идее «священной войны», которое растет по мере роста военных неудач и усиления сопротивления мусульманских народов. Крестьяне, ремесленники, торговцы да и феодалы начинают предпочитать занятия с гораздо меньшим риском — экономическую деятельность. В этих условиях было бы странным, если бы инициаторы крестовых походов, в поисках резерва, не обратили свой взор в сторону восточных христиан. Однако, утверждение о том, что только по велению эмиссаров Папы Римского кочевые народы, рассеянные по бескрайним просторам, вдруг объединили силы и поднялись в поход, не полностью соответствовало бы истине. Была и другая, более могущественная сила, объединяющая эти народы — это зарождение общих материальных интересов и импульсов. И вдохновляющий пример был налицо: еще и ста лет не прошло, как небольшое по численности племя сельджукских пастухов — выходцев с берегов Балхаша — заняло Семиречье, разбило династию Газневидов, победило Иран и Византию и создало свою огромную империю.

Аналогично тому, как страны Западной Европы перед началом крестовых походов были охвачены «захватническим психозом», и среди восточных христиан также возникает подобная ситуация. Здесь, правда имелись и существенные различия. Европейские участники похода все принадлежали к единой вере — христианству. А большую часть населения степей Центральной Азии составляли нехристианские народы, в руках которых были также, по большей части, бразды государственного правления. Следовательно, чтобы поднять эти народы в военный поход, нужны были мощные рычаги.

Таким «рычагом» явилось создание восточными христианами, пусть временного, эфемерного, но мощного своего государства, для организации такого похода. Именно так возникли восточные крестовые походы.

Первый из «желтых», т. е. восточных крестовых походов, обычно ускользающий от внимания историков, был связан с образованием государства кара-китаев (хытай, кидань), Елюй Даши. Принц Елюй Даши, после разгрома империи киданей — Ляо, расположенной по берегам Хуанхэ, чжурчженями (маньчжурами), возглавляет борьбу за восстановление Ляо, затянувшуюся на много лет. Потерпев поражение, он со своим десятитысячным войском уходит сначала в Северную Монголию (1124), а позднее, не сумев там обосноваться,— в Южную Джунгарию (1129). Уже в 1134 г., создав в Семиречье государство, собрав 70-тысячное войско, он вновь выступает против чжурчженей. И в этот раз ему приходится испытать горечь поражения. Елюй Даши пришлось отказаться от борьбы за трон Ляо.

Однако на территории Джунгарии, Кашгара и Семиречья созданное им государство кара-китаев прижилось. Конечно, для столь быстрого создания на чужих землях нового жизнестойкого государства требовались серьезные местные предпосылки. Местные христиане-несторианцы (к ним принадлежала, в частности, уйгурская правящая верхушка) давно вынашивали замыслы о захвате торговых путей, ведущих на Ближний Восток, где безраздельно господствовали их конкуренты — среднеазиатские торговцы-мусульмане. С образованием же государства кара-китаев эта заветная мечта становилась реальностью: несторианцы обеспечили Елюй Даши политическую и финансовую поддержку. Так, практически на пустом месте создается мощное государство, способное за короткое время снаряжать 100-тысячное войско. Елюй Даши в угоду христианам в 1131 г. захватывает Фергану, а в 1137 году одерживает победу над правителем Самарканда. В 1141 г. в сражении, происходившем в долине Деркам под Самаркандом, разгромив войско самого султана Великой империи сельджуков Сэнджара (1118—1157), Елюй Даши подчиняет себе все мусульманские земли к северу от Амударьи.

Эти победы, и не снившиеся организаторам западных крестовых походов, зафиксированы в европейских хрониках около 1145 г. как легенда о «пресвитере Иоанне» и «Государстве попа Ивана»— видимо, во время пребывания в Китае (Ляо) Елюй Даши носил княжеский титул «ван», который в языке других народов превратился в имя Иоанн, или Иван. По словам Л. Н. Гумилева (1), военные успехи Елюй Даши по своим масштабам намного превосходили победы Карла Мартелла (732), положившего конец набегам арабов на Европу, византийского императора Льва III Исавра, отразившего нападение 80-тысячной армии арабов на Константинополь, а также вожака I крестового похода доблестного герцога Готфрида Бульонского. Столь выдающиеся успехи восточных христиан, превзошедшие самые смелые ожидания, не дают покоя западно-европейским христианам, возбуждая в последних желание использовать их в своих целях. Напомним тогдашнюю ситуацию: Иерусалимское королевство, подчинявшееся Европе, переживает военно-политический кризис. В 1137 г. император Византии захватывает Киликию, вторгается в Антиохию, принадлежавшую королевским владениям.

В 1138 г. войска Сэнджара оккупируют владения королевства на юге Сирии, а в 1144 г. отбирают у христиан город Эдессу вместе с окружающей территорией. В ответ на эти военные поражения в 1147 г. Европа снаряжает II крестовый поход. Поскольку, в отличие от I похода, он не нашел широкой поддержки в народных массах, в нем приняли участие коронованные особы — французский король Людовик VII и германский император Конрад III со своими армиями. Однако, несмотря на участие регулярных войск феодальных государств Европы поход этот не приносит ничего, кроме невосполнимых потерь. Что делать? Как сохранить Иерусалимское королевство? В этих обстоятельствах никому не показалось бы странным, что западные христиане обратили свой взор к государству кара-китаев, заставивших склонить голову даже Великую империю сельджуков.

Нужно признать, что западных и восточных христиан не могла не связывать общность целей и интересов. И на Востоке идет консолидация христианских сил: под влиянием вышеупомянутой победы Елюй Даши в 1141 г. (под Самаркандом) различные толки восточных христиан — несторианцы и монофизиты — прекращают раздоры и распри и объединяются в одно течение, с целью организации новых военных походов. Однако, какими бы общими не казались мотивы, политико-экономические отношения всегда накладывают свой отпечаток на развитие событий. Существующее в Средней Азии положение вещей, видимо, уже полностью устраивало и христиан-кочевников, и христиан — уйгурских торговцев (а что еще надо — мусульмане утратили контроль над торговыми путями и безропотно платят установленную дань!), и постепенно слабеет военная мощь кара-китайского государства, ослабевает тяга к новым завоеваниям. В 1143 г. умирает Елюй Даши, титул гур-хана переходит по очереди к жене, сыну, дочери, внуку, но все они хотят только одного — покоя.

Так бывает — государства, в основу которых не заложена естественная закономерность, выполнив свою историческую миссию, ослабевают и приходят в упадок. Сказанное можно отнести и к государству кара-китаев. В 1208 г. хорезмский шах Мухаммед прекращает платить дань кара-китаям, мало того — он захватывает принадлежавшие кара-китаям Самарканд и Бухару. С другой стороны, входящие в состав государства меркиты также поднимают голову против гурхана. Еще более серьезная опасность угрожает извне: в 1209 г. сын монгольского императора Чингиз-хана, Жучи, преследуя найманов, доходит до предгорий Тянь-Шаня. Основная опора власти кара-китаев — уйгуры-несторианцы — переходят на сторону монголов. Агония кара-китайского государства, наконец, в 1218 г. завершается: монголы присоединяют его к своей империи.

На базовой территории «крестового» движения — в Иерусалимском королевстве все еще идет замедленная агония. К тому времени появление в мусульманском мире такого талантливого государственного деятеля и полководца, как султан Сирии и Египта Салах-ад-дин Аюби (1165—1193), еще более осложняет ситуацию. Он одерживает одну победу за другой и в 1187 г. захватывает Иерусалим — столицу крестоносцев на Востоке, Потеря Иерусалима, в свою очередь, дает толчок к третьему крестовому походу (1187—1190). В нем участвуют уже монархи трех главных европейских государств — французский король Филипп 11 Август, английский король Ричард I (Львиное Сердце) и германский император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый). Однако вернуть Иерусалим им не удается. С большим трудом организованный IV крестовый поход (1202—1204) не выполнил своей первоначальной цели (захват Египта), крестоносцы удовлетворились «завоеванием» лежавшей на их пути христианской же Византии. Начавшийся в 1217 г. V крестовый поход историки даже избегают называть «походом»» Судите сами. Подготовка к нему велась долго и тщательно. Еще в 1213 г. было объявлено о наборе воинов, но, видимо, желающих сложить головы на чужбине в Европе уже оказалось немного. В 1215 г. церковный собор вынужден был принять указ, предписывающий, сколько солдат для участия в походе из какого числа дворов должен был выслать каждый сеньор (феодал) или город. По всей Европе начинается сбор «крестовых» налогов, якобы чтобы одеть и обуть армию крестоносцев.

С таким трудом снаряженное войско, во главе которого встал венгерский король Андраш И, в сентябре 1217 г. пускается в путь. Как описывает Л. Н. Гумилев, крестоносцы, сев на корабли, прибывают в богатый торговый город Акру. Видимо, тяга к завоеванию земель не слишком обременяла их, потому что, проведя некоторое время в утехах и развлечениях, уже в январе 1218 г. они возвращаются восвояси. Продолжившие поход на Восток рыцари из Германии, Голландии, Дании и Норвегии также не совершили ничего, что было бы достойно упоминания.

Итак, идея крестовых походов, ранее столь привлекательная, перестала пробуждать энтузиазм народных масс, они стремились вернуться к привычной мирной жизни. С угасанием крестового движения у церкви появились опасения потери былого влияния на международной арене. Это обстоятельство не могло не тревожить Римскую курию.

Действительно, как сохранить Иерусалим? Понятно, что в новой исторической ситуации Римская курия снова не может не возлагать надежды на Восток, восточных христиан — ведь это уже испытанный и к тому же оправдавший себя прием! Здесь нельзя не отметить, что зерно, брошенное Римской курией, вновь упало на плодотворную почву — идеи, отжившие свой век на Западе, среди восточных христиан снова расцвели пышным цветом (а может быть, их пробудило от исторической спячки ослабление западного соперника?). Так или иначе, эти обстоятельства выводят на историческую арену Чингиз-хана — происходит II поход «желтых» (после Елюй Даши) крестоносцев.

Наконец, дорогой читатель, подготовительный этап повествования подошел к концу: поднимаюсь против течения (если вы помните, мы сравнивали историю с бескрайной рекой), мы дошли до самых «истоков»— началу походов Чингиза. Маршруты этих походов приблизительно изучены,— ориентиры известны, а теперь, подчиняясь ходу событий, перейдем непосредственно к описанию «желтого крестового похода». Хотя река истории течет по направлению к нашим дням, чтобы проплыть по ней, нам придется пройти через большие трудности, ибо отдельные детали, относящиеся к этой проблеме, либо остались в глубине веков, занесенные песками времени, либо умышленно были искажены...

Под «истоками» мы также понимаем истоки человеческой жизни, среду и обстоятельства, сформировавшие личность. С этого и начнем мы свой рассказ...

Масгут Гайнетдинов, (ж. Идель 90-х годов. Публикуется в сокращении). Перевела с татарского Фарида Ситдикова

Продолжение следует








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Эксперт
  • 41 | 22.11.2015, 19:53 | Автор: юнг
    Публикации: 144 | Комментарии: 37627 | Рейтинг: +5525,4
Да.а.а.........Ирек- уделали тебя по полной. И , что интересно, раньше на твои опусы народ реагировал, подцеплялся. Но, теперь раскусили. И все отвалили на соседнюю ветку. Туго до тебя доходит, ох туго..........



0

  • Изображение
  • Участник
  • 42 | 22.11.2015, 19:53 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 7845 | Рейтинг: -554,5
-------историю по творческой художественной брехне из литературных романов не изучают.------
Вдунутый, тыщща % риспектов тыбе.
Но, я не спрашиваю чего ты изучал, и тем более какие источники ты читал.
И с чего ты вдунытый такой, я тоже не спрашиваю.
Вдунытый, это ведь судьба. Жаллийм тебя, но я в этом не виноват.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 43 | 22.11.2015, 20:00 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38498 | Рейтинг: +6470,4
Лупоглазый, ты сам хоть чАтАшь, че на сайт кладёшь?
+++
С большим трудом организованный IV крестовый поход (1202—1204) не выполнил своей первоначальной цели (захват Египта), крестоносцы удовлетворились «завоеванием» лежавшей на их пути христианской же Византии.
===
Выходит цельная армия крестоносцев, вместо иноверцев, долбила таких же как они сами христиан до полной победы?

Для чего?

Они берега по дороге растеряли? Или забыли зачем на войну пошли?
И от этого набили личика первым попавшимся?
Более того, все ещё и тащились долго от этой победы.

Ответь, Лупогдазый, ты сам то веришь, что разом у всего тогдашнего христианского мира крыша поехала, и они перепутали христиан с мусульманами?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 44 | 22.11.2015, 20:04 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 7845 | Рейтинг: -554,5
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
Юнговатый, Лухматый хотя бы чего, хотя и чумного держится, а ты же юнга вообще ветряк, полный ветродуй, но очень, и очень ищущий внимания.
А в общем то, и вся ваша команда такова.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 45 | 22.11.2015, 20:08 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38498 | Рейтинг: +6470,4
Не позорь ФИЗТЕХ, Лупоглазый.

ФИЗТЕХИ отличаются логикой и научным мышлением, и сказки из художественных романов для них не являются доказательством.

Если ты, Лупоглазый, может и числился когда-то ФИЗТЕХОМ, но нынче ФИЗТЕХ из тебя весь вышел, не оставив никаких следов в твоем сознании.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 46 | 22.11.2015, 20:14 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38498 | Рейтинг: +6470,4
Лупоглазый, ты ж в детство впал.

Опять дразниться начал, как это делал когда-то в своём мaлышестве, сидя в мокрых колготках в детсадовской песочнице.

Тебе вопросы задал.

Ответь на них по существу, а не ковыряясь палочкой в своих экскpeментах



0

  • Изображение
  • Участник
40 | 22.11.2015, 19:49 | Автор: Вдумчивый | На сайте
Публикации: 114 | Комментарии: 29206 | Рейтинг: +5971,4
Лупоглпзый, ты ещё на сказки Андерсена ссылки в свои опусы тыкай.

Не было в Руси никакого ига монгол-татарского.
Его даже из школьных учебников вычеркнули. Ты, этА хоть, пАнЯл?

Чуток тока оставили батырАм от ига, чтобы им было чем своё самолюбие чесать.
========================================
действительно - при монголо-татарах никакого ига не было.
Иго (хомут на шею) русским надел Иван Грозный,как только Орда ослабла и развалилась.
Фоменко,Тюняев, Сидоров "пляшут от" школьных учебников, где школьникам дают историческую пустышку-соску про "монгольское иго".
Сказки эти сочинены церковниками: церковники при Золотой Орде жировали самым скоромным образом.Чтобы народ не набил по их морде,за сладкую жизнь при басурманах.
Когда Иван Грозный начал беспрецедентную резню русских (чтоб свободных при орде сделать рабами) тогда народ возопил: при татарах было лучше - тогда и понадобилась поповские диковатые сказки,например типа,что; - татары-де ложили пленных на поле,раскладывали на их телах еду,тьху!
-----------------------------------------
ну хорошо - построили кубанские казаки египетские пирамиды,жителя Самары превратившись в самураев подняли Японию (согласно нос-фом)
- почему Задумчивый,у тебя нет своего мобилы,или хотя бы одну пирамиду в Кущевске:
для других сделали,сами без мобил и перамид.



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 48 | 22.11.2015, 20:34 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38498 | Рейтинг: +6470,4
47 | 22.11.2015, 20:25 | Автор: Иннокентий Иванов | На сайте

Чуток тока оставили батырАм от ига, чтобы им было чем своё самолюбие чесать.
========================================
действительно - при монголо-татарах никакого ига не было.
Иго (хомут на шею) русским надел Иван Грозный,как только Орда ослабла и развалилась.
===
А Иван Грозный вАААще, какое отношение к игу имеет?

Крепостное право на Руси появилось только с приходом романовых.



0

  • Изображение
  • Участник
43 | 22.11.2015, 20:00 | Автор: Вдумчивый | На сайте
С большим трудом организованный IV крестовый поход (1202—1204) не выполнил своей первоначальной цели (захват Египта), крестоносцы удовлетворились «завоеванием» лежавшей на их пути христианской же Византии.
Выходит цельная армия крестоносцев, вместо иноверцев, долбила таких же как они сами христиан до полной победы?
==========================
тогда европейцы были н е п р е з е н т а б е л ь н ы и д и к о в а ты : решили жить в городах - первые 800 лет неудачно,тонули в собственных кефалиях ,экс - перементы и помои выливались из верхних этажей (для этого придумали широкополые шляпы,чтоб голова не пачкалась,и реверанс - перед дамой грациозно стряхивали амно со шляпы),до канализации додумались всего около 150 лет назад.
Церковники запрещали мыться (грех это).Чума косила Европу вдоль-поперек-по диагонали.
Крестовые походы - это бегство от ада которую европейцы создали сами себе.Конешно, хештег гробгосподен подкинули церковники.
Массы народа (где военных было не большинство) двинули в теплые края (хотя,для примера немцы - это те же одичавшие турки,которые в свое время бежали из Восточной Римской империи), ну немножко домой,на юг,юг!! от грязи,от ,от чумы,от дифтерии,от пыток и костров инквизиции.
Разумеется,в каждом населенном пункте спрашивали: - это Иерусалим?
Разгром Византии крестоносцами - всего -лишь м а р о д е р с т в о (чистая уголовщина) .Есть хотели.
Потом это ещё повторялось неоднократно,в конце концов Саладин обломал рога полчищам б омжей,
османы взяли под опеку Византию,чтобы всякие б р о д я г и щиты не приколачивали.
-
В результате крестовых походов,европейцы научились от мусульман мыть руки перед едой.Решили мыться вообще .Научились готовить вкусную и здоровую пищу, где были первое,второе,третье.
Приобрели медицинские навыки по реальной медицине (а то в Европе медики пациенту при головной снимали с н и м а л и с к а л ь п ,и натирали солью голову и прочие чудеса творили евромедики)
-
И вот сегодня опять: США и Евросоюз; рыночная экономика загнала в тупик все человечество,в целом.При помощи игловской шоблы стараются стравить Восток с Западом,в надежде что война решит проблемы Запада: неограниченное потребление,истощение ресурсов Земли, экологический вред - все это.... исправить войной.
Диковато.Но и при крестоносцах они были диковатые - создали себе ад,пошли на Восток, трудности (мыть руки перед едой) решать.
Сегодня у Запада опять неразрешимые трудности.Опять нужен Восток - бестолковым детям всегда нужна помощь папы-мамы.



3

  • Изображение
  • Эксперт
  • 50 | 22.11.2015, 21:24 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38498 | Рейтинг: +6470,4
49 | 22.11.2015, 21:18 | Автор: Иннокентий Иванов |


В результате крестовых походов,европейцы научились от мусульман мыть руки
===
С учетом того, что религии разделились только 500-600 годов тому назад, то европейцам учиться было не у кого, ибо была единая ХРИСТИАНСКАЯ религия.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 51 | 22.11.2015, 23:04 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3215 | Рейтинг: -174,4
Читайте лучше Мурада Аджи. У него более правдиво изложено.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 52 | 22.11.2015, 23:12 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38498 | Рейтинг: +6470,4
51 | 22.11.2015, 23:04 | Автор: Батыр | На сайте

Читайте лучше Мурада Аджи. У него более правдиво изложено.
===
Стал быть, это тоже в основном брехня, но с правдивыми вкраплениями?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 53 | 22.11.2015, 23:27 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3215 | Рейтинг: -174,4
Правдивое вкрапление ? Оно есть.
Например тюрки дали славянам штаны.
Тюрки изобрели футбол играя и пиная головы убитых врагов,
Христианство это религия тюрков.
Булгары болгары изобрели славянам алфавит



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 54 | 22.11.2015, 23:46 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38498 | Рейтинг: +6470,4
53 | 22.11.2015, 23:27 | Автор: Батыр | На сайте

Правдивое вкрапление ? Оно есть.
Например тюрки дали славянам штаны.
===

Вот, пока почитай про водку и штаны. Там есть ссылки на всё.

+++
ЧУДО В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ - ИЗОБРЕТЕНИЕ РУССКОЙ ВОДКИ ИИСУСОМ ХРИСТОМ.

ИИСУС ХРИСТОС ВВЕЛ В "АНТИЧНОМ" РИМЕ XII ВЕКА РУССКИЕ ШТАНЫ.

http://chronologia.org/car_slav/02_55.html



0

  • Изображение
  • Гость
  • 55 | 23.11.2015, 00:27 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Основным носителем христианства у них было монгольское племя кереи-кереиты. А их уфимские сказочники показывают неким "башкирским родом" мифического башкирского народа.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 56 | 23.11.2015, 00:33 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Во время похода в Ближний восток монгольские войска выступили в союзе с крестоносцами против армии мамлюков Египта. От тех времен в Европе их считали христианами. В частности Колумб плыл на Китайскую Монголию именно за поддержкой и покровительством ихнего хана Хубилая в борьбе против басурман. По мнению Колумба он точно был истинным христианином. Читайте роман Бласко Ибаньес "В поисках великого хана".



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 57 | 23.11.2015, 00:35 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30128 | Рейтинг: -700,8
5 | 22.11.2015, 11:56 | Автор: юнг
А вот выкапывать никому не нужную дребедень, покрытую мохом и плесенью-- пожалуйста!
---------------------
Твоя Некрасовочка по всем наукам преуспела, в археологии, истории, богословии, антропологии и даже по ботанике. Разве что в грамматике великорусского не знай как получила филологический диплом

Ты же радуешься ее учоным опусам



0

  • Изображение
  • Гость
  • 58 | 23.11.2015, 00:37 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Монголы-катайцы тоже были христианами-несторианцами. Этих монгол уфимские фальсификаторы опять показывают неким башкирским родом.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 59 | 23.11.2015, 00:39 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38498 | Рейтинг: +6470,4
55 | 23.11.2015, 00:27 | Автор: Не зарегистрирован

Основным носителем христианства у них было монгольское племя кереи-кереиты
===
Это, которые кроме христианства ещё и ислам распространяли, а сами в Будду веровали?.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 60 | 23.11.2015, 00:45 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30128 | Рейтинг: -700,8
"по почину папы повсеместно pac-cылаются проповедники похода,‎"
----------------------
Сергий Радонежский тоже починял и проповедовал поход против поганых басурман, что был канонизирован во святые.
Особенным почетом пользуется в Уфе, а как же, сам великий Нестеров увековечил плюс нарисовали на стене панно "Юность преподобного Сергия Радонежского"

Который величайший подвижником земли Русской ‎"Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди ‎против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с ‎великой честью вернешься", "Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости ‎их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог".‎
‎"и побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные ‎‎‎против себя посланный Богом гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство. ‎‎‎Крестоносная хоругвь долго гнала врагов, множество бесчисленное их убивая; и одни ранеными ‎‎‎убежали, других же живыми в плен захватили. И было чудесное зрелище и удивительная победа; ‎‎‎те, кто прежде блистали оружием, тогда все были окровавлены кровью иноплеменников‎"‎
.....................
История не тухнет!



0