Календарь новостей
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
А в чем не прав ...

Смерть национальной журналистики Башкирии. Почему никого не нужно спасать? ...
  18.07.2019   11389    8

Новый куратор выборов и ...

Врио главы Башкирии Радий Хабиров вчера неожиданно поощрил двух сотрудников ...
  18.07.2019   26533    4

Поддержал бы и черта ...

Знаю, что есть влиятельные люди, в том числе и за пределами республики, которым ...
  18.07.2019   20018    5

Встречаем нового ...

Аскар Абдразаков получил орден Салавата Юлаева за вклад в развитие искусства. ...
  18.07.2019   16922    4

«Шкулфоны»: Очередной ...

В России предложили замену смартфонам в школах. С помощью новых гаджетов можно ...
  18.07.2019   38432    7

Что не так в риторике ...

Ильдар Гимаев — кандидат социологических наук. Забытый всеми до октября ...
  17.07.2019   31380    64

Националист и его сын - ...

Имя Муртазы Рахимова занимает особое место на политической арене России. Будучи ...
  17.07.2019   37264    24

Оборотни в погонах имеют ...

Росгвардия: сотрудник не обязан представляться и может попросить ваш телефон. ...
  17.07.2019   18330    7

Потылицынская аналитика ...

На прошлой неделе истек срок сдачи подписей муниципальных депутатов кандидатами ...
  17.07.2019   20936    17

Встречаем цифровой ГУЛАГ ...

В Уфе начнут распознавать людей с помощью камер на улицах. Запустить пилотную ...
  16.07.2019   15548    35

Читаемое за месяц


«Первые ощущения от Солженицына — нечто между шоком и «наконец-то!»

  • Опубликовано: Кухарка | 12.02.2016
    Раздел: История | Просмотры: 24191 | Комментарии: 51
3


— Мой спектакль «Один день Ивана Денисовича» появился благодаря замечательной Екатерине Гениевой в Библиотеке иностранной литературы и потом игрался в театре «Практика». Но пришли другие времена — и спектакль оказался «бездомным». Я предложил Театру имени Моссовета сыграть его на Малой сцене один раз. Дирекция согласилась, поскольку нас поддерживал Дом русского зарубежья им. А. Солженицына вместе с Натальей Дмитриевной Солженицыной.

«Первые ощущения от Солженицына — нечто между шоком и «наконец-то!»


Я предлагал играть 12 или 13 февраля — это даты высылки Александра Исаевича в 1974 году, а Наталья Дмитриевна сказала: нет, давайте 9-го — в этот день в 1945 году его арестовали на фронте. И еще сказала: «Февраль — страшный для него месяц: многое плохое в его жизни происходило именно в феврале».

А начиналось все очень давно, в 60-е годы. На концертах спрашиваю у зала: какое главное событие для шестидесятников? Отвечают — Гагарин. А вот для меня это — доклад Хрущева, опять же февраль — 1956 года. Он все изменил. И был еще фестиваль молодежи и студентов в 1957 году, когда мы увидели, что мир разнообразный, поняли, что не все иностранцы — шпионы и спекулянты. Это было время, когда в нашей жизни вдруг появился цвет — все же было серо-зеленое, и вдруг цветные люди, цветные машины… И в 1959-м — «на смену декабрям приходят январи», Окуджава, Вознесенский. И пока в ЦК КПСС разбирались, что же будет дальше, мы в ДК МГУ играли Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Платонова, Сашу Черного, А.К. Толстого. Тогда в моей жизни и появился Солженицын — через самиздат. А «Ивана Денисовича» я, как и все, узнал благодаря «Новому миру». Я тогда был студентом, учился на физтехе. С физтеховских времен со мной фотография Александра Исаевича — его портрет с этой характерной морщиной на лбу.

Первые ощущения от чтения Солженицына я прекрасно помню — это было нечто среднее между шоком и «наконец-то!». В Алма-Ате, куда были отправлены из Москвы мои родители и где я проучился все десять лет школы, в 1957—1958 годах вернулись из лагерей какие-то родительские знакомые. Меня, конечно, вывели из комнаты, но я помню: абажур, пара, пришедшая к нам в гости, родители, и какая-то тайна висит в воздухе…

Спектакль «Один день Ивана Денисовича» — это чистый случай. В медведевскую эпоху «малой оттепели», в 2006 году, Екатерина Юрьевна Гениева делала в Библиотеке иностранной литературы разные проекты, в том числе «Одна книга — два города»: Чикагская публичная библиотека и Иностранка выбирают книги, обсуждают их и проводят заключительный вечер. Наши выбрали Фолкнера, те — «Ивана Денисовича», и вот мне звонит Екатерина Юрьевна (с предложением прочитать у них «Один день Ивана Денисовича»)… Я тут же позвонил гениальному Давиду Боровскому, и мы с ним встретились в Овальном зале Иностранки. Мы с Давидом были знакомы еще со времен нашей работы в Театре на Таганке: в 90-е годы он сделал с Любимовым «Шарашку» по Солженицыну, был, что называется, в материале. И так случилось, что спектакль «Один день Ивана Денисовича» — фактически последняя работа Давида.

Мы заходим в зал библиотеки — книги, полки, стеллажи, рояль стоит, — он мне говорит: «Достань карту ГУЛАГа три на четыре, а тут на табуретке будет стоять стеклянная трубка и из нее, как три гвоздики, три колючих проволоки. И никаких бушлатов! Давай исполняй, я приеду из Колумбии, посмотрю», — но, к несчастью, нам не довелось больше встретиться…

Но вечер прошел. На нем была Наталья Дмитриевна. Ей понравилось, и мы стали думать, как продолжить этот проект. Спектакля еще не было — был литературный вечер, но спектакль уже пульсировал, рождался и почти жил. И я почувствовал от текста такое мощное дыхание из другого мира, как из шахты. Понял, что нельзя бросать.

Стал играть его в «Практике». Каждый спектакль в финале, после самых душещипательных слов — «Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…» — в зале стояла мертвая тишина, а потом впервые высвечивалась карта ГУЛАГа, и все зрители вставали. И стоя, хлопали этой страшной карте… Я специально отходил к кулисам. Мне казалось, что это был наш общий акт покаяния. А потом спектакль ушел из репертуара — по очень тривиальным причинам: мы не сговорились с дирекцией. Видимо, так легли звезды, надо было сделать перерыв.

Лично с Александром Исаевичем я знаком не был. Мы только переписывались с ним по поводу «Случая в Кочетовке», когда я просил его разрешения на инсценировку и сокращение текста для канала «Культура». Он спрашивал: «Зачем инсценировки? Вот — возьмите мои пьесы!» Но я его уговаривал, и в итоге он написал гениально в письме: «Хорошо, сокращайте, но не дописывайте». Он мне подписал «Один день Ивана Денисовича»: «Александру Георгиевичу Филиппенко, 26 мая 2006 года, попутного ветра».

Мы с ним лично никогда не общались, но у меня была с ним одна встреча. В 1972-м или в 1973 году я еще работал на Таганке, а Александр Исаевич вел переговоры с Юрием Петровичем Любимовым. И однажды я ехал с ним от театра в одной маршрутке и мучительно хотел взять у него автограф, но так и не решился… Он вышел на площади Ногина. А я остался сидеть и смотреть ему вслед…

«Ивана Денисовича» я играю так, как если бы он его смотрел. Однажды мы с дирижером Анатолием Левиным и молодежным оркестром делали литературно-музыкальный вечер «В поисках живой души» по гоголевским «Мертвым душам» с музыкой Шнитке. Днем у меня репетиция, а вечером уже концерт, я нервничаю, но Анатолий сказал: «Саша, там уж наверху Николай Васильевич и Альфред постелили салфеточку, разлили по рюмочкам, давай для них и сыграем!» И это ощущение, что ты играешь «для них», у меня сохраняется и с «Иваном Денисовичем». Я играю для него. У меня в гримерке стоят две его фотографии, и копия его автографа, и фото Давида Боровского. А если говорить о каком-то назначении этого спектакля — как, впрочем и всех моих моноспектаклей, — то это, пожалуй, попытка приоткрыть завесу вранья и искажения того жизненного пространства, с которым я хорошо знаком. И авторы мои — люди, которым я абсолютно доверяю и стараюсь их талантом и их болью открыть глаза моим зрителям.

И еще я соблюдаю один принцип: все делай сам, пока можешь. Поэтому я не принадлежу ни одному театру. Играю в нескольких, но не «работаю» там.

Единственное важное — не потерять себя или, как сказал Акунин, не испортить себе некролог. И хоть шестидесятников всегда за это ругают, но все равно у нас есть вера, что мы можем что-то изменить к лучшему.

Как у Левитанского:

А я так медленно пишу,
как ношу трудную ношу,
как землю черную пашу,
как в стекла зимние дышу —
дышу, дышу и вдруг
оттаивает круг

Ксения Кнорре-Дмитриева, НГ
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Гость
  • 41 | 12.02.2016, 19:46 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
30 | 12.02.2016, 15:04 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

Прочитал все посты. Как всегда по содержанию статьи- ноль. Сразу - соб ачий лай.
Одно понял - правду говорят, что половина сидела, вторая половина охраняла и убивала. Соответственно - вертухаев осталось много больше.
====
По комменту видно или потомка вертухая или дeбила.
Поясняю.

Если половина охраняла, то выжили как раз они и их потомки.

Эрго - ты потомок вертухая, лагерного пса режима, какого-нибудь ефрейтора Самородько, здоровенного украинца с гoлyбыми лычками НКВДэшника и ППС на ремне.

С другой стороны, если бы половина сидела и вымирала, а половина охраняла, то демография страны это бы отразила, что неверно.
Эрго - ты дeбил.

Выбирай, что тебе более по душе ?



6

  • Изображение
  • Гость
  • 42 | 12.02.2016, 19:49 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
31 | 12.02.2016, 15:07 | Автор: юнг | На сайте
Публикации: 127 | Комментарии: 22903 | Рейтинг: 0

Юнг, "Архипелаг" - это художественное сочинение, а не документ.===================================================

============= Кто тебе это сказал? Бабушка- плюнь ей в лицо!
+++
Юр, ну чо как дурак-то ?

Даже в подзаголовке написано - "опыт художественного исследования".

Это художественная книга, даже Варлам Шаламов плевался от этого вранья Солжа..



9

  • Изображение
  • Эксперт
  • 43 | 12.02.2016, 20:48 | Автор: юнг
    Публикации: 147 | Комментарии: 37683 | Рейтинг: +5522,4
42 | 12.02.2016, 19:49 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
31 | 12.02.2016, 15:07 | Автор: юнг | На сайте
Публикации: 127 | Комментарии: 22903 | Рейтинг: 0

Юнг, "Архипелаг" - это художественное сочинение, а не документ.===================================================


============= Кто тебе это сказал? Бабушка- плюнь ей в лицо!
+++
Юр, ну чо как дурак-то ?
Даже в подзаголовке написано - "опыт художественного исследования".=========================================
==============А на стр .10 (факсимильного издания), написано: "В этой книге нет ни вымышленных лиц.ни вымышленных событий.Люди и места названы их собственными именами"!==============Так, что надо читать внимательнее, дружочек!



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 44 | 12.02.2016, 20:50 | Автор: юнг
    Публикации: 147 | Комментарии: 37683 | Рейтинг: +5522,4
40 | 12.02.2016, 19:39 | Автор: Ирек
Публикации: 98 | Комментарии: 2847 | Рейтинг: -202,7
Я родившийся и выросший в очень провинциальном Янауле, ============================================================
================Ну. ты ,брат, прям как Ломоносов из глубинки! Да в любой библиотеке "Архипелаг" на видном месте. Скажи, лень было.........



0

  • # 45 | 12.02.2016, 22:33 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

  •   Комментарий скрыт модератором
  • Изображение
  • Гость
  • 46 | 13.02.2016, 01:07 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
43 | 12.02.2016, 20:48 | Автор: юнг
Публикации: 127 | Комментарии: 22926 | Рейтинг: +4587,6

42 | 12.02.2016, 19:49 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
31 | 12.02.2016, 15:07 | Автор: юнг | На сайте
Публикации: 127 | Комментарии: 22903 | Рейтинг: 0

Юнг, "Архипелаг" - это художественное сочинение, а не документ.===================================================



============= Кто тебе это сказал? Бабушка- плюнь ей в лицо!
+++
Юр, ну чо как дурак-то ?
Даже в подзаголовке написано - "опыт художественного исследования".=========================================

==============А на стр .10 (факсимильного издания), написано: "В этой книге нет ни вымышленных лиц.ни вымышленных событий.Люди и места названы их собственными именами"!==============Так, что надо читать внимательнее, дружочек!
++++
Юр, эта карта легко бьется первым же абзацем книги, про замерзшего мамонта.
Этого случая просто не было, поэтому дальше можно не читать.

И скажи честно, сам-то читал ?



3

  • Изображение
  • Эксперт
  • 47 | 13.02.2016, 09:21 | Автор: юнг
    Публикации: 147 | Комментарии: 37683 | Рейтинг: +5522,4
И скажи честно, сам-то читал ?===========================================================
====На глупые вопросы и отвечать не хочется. Не только читал, но и ПЕРЕЧИТЫВАЛ!



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 48 | 13.02.2016, 09:22 | Автор: Володя
    Публикации: 0 | Комментарии: 254 | Рейтинг: -49,1
Конечно А Солженицын одним из первых поднял знамя демократии и либерализма в России и заслуживает уважения но Вы то Башкирские либералы берите пример с таких и не опускайтесь .Высоко держите знамя либерализма. На Вас должна равняться молодежь. Берите пример с шестидесятников.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 49 | 13.02.2016, 09:25 | Автор: юнг
    Публикации: 147 | Комментарии: 37683 | Рейтинг: +5522,4
Юр, эта карта легко бьется первым же абзацем книги, про замерзшего мамонта.
Этого случая просто не было, поэтому дальше можно не читать.
============================================================
============================================================
===========================================================—
Мы, намотчики…
— Мы, наладчики…
— Мы, профессора…
— Мы, шеф-повара…
— С гневом и негодованием…
— Решительно и сурово…
Узкие брюки — Осуждам. Длинные волосы — Осуждам. Того поэта не читали, но возмущены.

Собственно, в таком виде — «Пастернака не читал, но осуждаю» — эта фраза принадлежит Александру Шелепину, тогдашнему председателю КГБ: «Я не читал Пастернака, но считаю, что советский писатель должен издаваться сначала в СССР», то есть смысл можно свести к: «роман не читал, но осуждаю факт его публикации не в СССР, а за рубежом».



0

  • Изображение
  • Гость
  • 50 | 13.02.2016, 10:37 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
То что последует после его публикации АРХИПЕЛАГа, он ,возможно, предугадывал и знал ,От него и ждали очернения всего советского , но в публицистике .Затем даже предлагал стереть в порошок СССР. Высказывание о том ,что ,, увас нет атомных бомб.....?" уже говорит о многом .Последствия развала СССР и социализма ощущаем именно мы . Ему почет и уважение , всемирное признание за Бугром .Да еще включили его малохудожественные произведения в школьную программу ..
Позор русскому народу ,ведущихся на лжепророков !



0

  • Изображение
  • Участник
  • 51 | 13.02.2016, 11:11 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 7904 | Рейтинг: -561,3
----Да в любой библиотеке "Архипелаг" на видном месте. Скажи, лень было.........-----
Не знаю такового по моей молодости. Однако ведь сказал, да не сподобилось мне почитать Солженицына худ. произведение во время их, скажем так, бума, их большой популярности. Юнга, а что сложно было заметить, что я заметил на сайте о своём внимательном прочтении его оракула писанки: "Как нам обустроить Россию". Шовенюга же он. Такие же и вы здешние демократы, либералы, т.е. красящиеся под сиё. Вы только, как и он впрочем тоже не понимал, не понимаете этого, поскольку это очень изнутри, и даже не от мозгов.



0