Календарь новостей
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Ильнар Гарифуллин: ...

Ильнар Гарифуллин — журналист, член Всемирного форума татарской молодежи. Ответ ...
  15.09.2019   16079    101

Рафис Кадыров: признаю ...

Рафис Кадыров — основатель банка «Восток», экс-кандидат на пост главы РБ. ...
  13.09.2019   27784    62

Кому нужна беззубая ...

В городе Белебей Башкортостана на грани закрытия оказалась местная районная ...
  13.09.2019   33348    136

Однозначно не поможет: ...

Традиционный крестный лёт в День трезвости 11 сентября стартовал с аэродрома ...
  13.09.2019   13835    25

В нормальной стране ...

Сама Наталья Павлова сообщила «Эху», что отказалась от этого предложения, ...
  13.09.2019   21350    31

Новый прокурор из столицы ...

Курултаю предложили согласовать кандидатуру заместителя прокурора Москвы ...
  12.09.2019   31445    31

После «выборов» уже все ...

По мнению координатора штаба Навального в Уфе Лилии Чанышевой, обыски у ...
  12.09.2019   27025    14

Будь как Дудь ...

Юрий Дудь в третий раз стал обладателем премии «Человек года» журнала GQ. Во ...
  12.09.2019   12760    144

Бумагомарателям планшеты ...

В Горсовете Уфы последовали примеру Госсобрания республики и заменили бумажную ...
  12.09.2019   21200    5

Шуты красно-коричневые, ...

БРО КПРФ не признало итоги выборов главы Башкирии. Такое заявление первый ...
  11.09.2019   33390    23

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Сентябрь 2019 (35)
Август 2019 (127)
Июль 2019 (109)
Июнь 2019 (92)
Май 2019 (72)
Апрель 2019 (92)


Ильдар Габдрафиков: «В Башкирии насаждался стереотип о башкирах «настоящих» и «ненастоящих», татароязычных»

2


Какой народ живет на татаро-башкирском пограничье? Башкирию и Татарстан связывают не только географическое соседство, но и братские узы титульных наций этих республик — башкир и татар.

Ильдар Габдрафиков: «В Башкирии насаждался стереотип о башкирах «настоящих» и «ненастоящих», татароязычных»


Взаимоотношения между представителями двух народов складывались не всегда гладко. Свидетельство тому — недавний конфликт в Актанышском районе РТ, приковавший к себе внимание общественности в обоих регионах. Так, свое мнение по поводу татаро-башкирских отношений в приграничных районах высказал политолог Аббас Галлямов. До сих пор нет единого мнения, представители какого этноса живут на границе республик. В стороне не остался и другой эксперт из Уфы — этнополитолог Ильдар Габдрафиков, который специально для «Реального времени» написал авторскую колонку о феномене западных башкир, говорящих на татарском языке.

«Все колхозники, и башкир уже давно нет»

Помню, лет 10 назад один знакомый башкирский филолог рассказал мне очень любопытный случай. В начале 70-х годов прошлого века он в составе комплексной экспедиции работал в селах и деревнях западного Башкортостана и восточного Татарстана. В одной из деревень он зашел к знатоку старины — пожилому мулле и спросил у него про местных башкир и поинтересовался, есть ли у него старинные книги. Мулла удивленно ответил, что в районе у них все колхозники и башкир уже давно нет.

Эти слова священнослужителя наглядно свидетельствуют о том, что в народе еще в середине 20-го века была жива память о том, что понятие «башкир» в западной части Приуралья имело прежде всего этносословное содержание. Развитие капиталистических отношений постепенно нивелировало сословность, а советская коллективизация окончательно стерла даже память о былой сословности. На первый план постепенно выходило собственно этническое самосознание с присущими ему этническими признаками (прежде всего, язык и культура) и межэтническим сопоставлением «мы — они».

Со мной также произошел очень показательный случай. Будучи аспирантом, в 1991 году я поехал в экспедицию для сбора материала по теме своего диссертационного исследования в Бакалинский район. Как сейчас помню, в деревне Катаево (откуда, кстати, родом известный татарин Урал Латыпов, долгие годы являвшийся одним из наиболее приближенных к президенту Белоруссии А. Лукашенко лиц) я зашел в один из сельских дворов. Меня встретил хозяин усадьбы, он был в довольно почтенном возрасте. У нас завязалась беседа, он рассказал, что деревню Катаево основали башкиры и он сам, коренной башкир, из этой деревни. Со временем в деревню начали переселяться татары-тептяри, они основали свою улицу или конец (по-татарски «оч») на другом берегу реки Матинка.

Мы с ним долго сидели, и он мне очень подробно рассказал о башкирах и татарах. Его представления о народах опирались не на книжные знания, а на собственное понимание, на свою жизненную практику, которые он, видимо, получил и от старших поколений. В разговоре с ним я понял, что в основе его самосознания как раз лежит память о былой сословности. Пока мы беседовали, с сенокоса вернулся его находящийся в отпуске сын, который работал стоматологом в Бурзянском районе. Он присоединился к нашему разговору. Я спросил у него: «Вы тоже башкир?». Он очень обиделся и сказал, что он не башкир, а татарин, а если я хочу увидеть башкира, то заберет меня в Бурзянский район и покажет, какие на самом деле бывают башкиры.

Этот случай наглядно иллюстрирует механизмы формирования этнической идентичности и какие факторы на нее влияют.

Взаимоисключающие представления

Бытуют два взаимоисключающих представления о тюркском (татаро-башкирском) населении довольно значительной территории Приуралья, которая охватывает западные районы Башкортостана и восточные районы Татарстана.

Первое — представление о том, что часть населения этой территории, которая из переписи в перепись идентифицирует себя как татароязычные башкиры, — это категория искусственная, выдуманная большевиками, что в природе их нет, что они выдают себя за башкир только по соображениям карьеры и спокойной жизни, т. к., оставаясь в татарской национальности, в Башкирии трудно будет продвигаться по служебной лестнице.

Противоположное представление — на этой территории испокон веков жили башкиры, они здесь составляют демографическое большинство, но они подвергаются ассимиляции со стороны татар, их численность сокращается из-за предвзятого отношения к ним во время переписных кампаний.

На мой взгляд, оба эти представления несправедливы не только по отношению к этому населению, но они одинаково ошибочны и вредны в целом для всего общественно-политического развития двух республик, ибо в обоих случаях есть факт навязывания своего стереотипа, что несовместимо с процедурой свободной самоидентификации, когда человек сам определяет, какая у него идентичность. Кстати, она может быть разной, в т. ч. двойственной, нечеткой…

Так, в Башкортостане еще с советских времен, но особенно интенсивно после провозглашения суверенитета, и примерно до 2010 года, т. е. до смены региональной власти, практически вся мощь официальной республиканской пропаганды направлялась на укоренение в общественном сознании представления о том, что территория западного Башкортостана и восточного Татарстана — это исконно башкирские земли, а разговорный язык западных башкир — северо-западный диалект башкирского языка. Так ли это?

Западные башкиры во время переписей свой родной язык всегда определяют как татарский. По численности они составляют значительную часть башкирского народа. Например, по данным переписи 1926 года, татароязычные башкиры в Башкирской республике составляли 45% от общей численности башкир. В 1979 году их было 30%, 1989 году — более 20%. В связи с тем, что в переписном бланке во время переписи населения 2002 года отсутствовал пункт о родном языке, о сегодняшней численности татароязычных башкир можно говорить только по косвенным данным. Даже по данным этой переписи, когда мы наблюдали вопиющую фальсификацию (по этой причине не пригодную для объективного анализа), доля владеющих татарским языком составила около 35% от общей численности населения республики, в то время как доля башкироязычного населения — 25% (см. таблицу).

Кто они – «ысын башкорттар?»

В республике в прежние годы насаждался стереотип, по сути, возведенный в ранг официальной идеологии, о «настоящих» (ысын башкорттар) — восточных и «ненастоящих» (яhалма башкорттар) — западных или татароязычных башкирах. Согласно этой идеологии, западные башкиры, чтобы стать «настоящими», должны восстановить свой родной язык, якобы забытый ими под давлением татарской экспансии.

Здесь суть состоит в механизме формирования этнического самосознания. Субъективно осознаваемая этничность имеет своим источником реальные этнодифференцирующие признаки, а процесс формирования этнического самосознания связан с межэтническим сопоставлением «мы — они». Этническое самосознание — это не только самоидентификация (отнесение человеком к тому или иному этносу), но и его представление о своем народе, его культуре, языке, историческом прошлом и т. д.

Исследования многих ученых, в частности, моего учителя академика Р. Кузеева, свидетельствуют о том, что Белебеевско-Бугульминская возвышенность, т. е. территория западного Башкортостана и восточного Татарстана, входила в древнюю зону формирования башкирского этноса. В дальнейшем башкиры с этой земли никуда не уходили, а их язык и культура всегда были почти идентичны с татарским языком и культурой.

По исследованиям видного языковеда Р. Сибагатова, язык тюркского населения западных и северо-западных районов Башкирии и 100, и 200, и даже 300 лет назад имел татарское звучание, т. е. татароязычность западных башкир — это не результат татарской ассимиляции, а их исконный признак.

Еще в 50-е годы прошлого века крупный башкирский лингвист Дж. Киекбаев, изучая внутреннее строение башкирского языка, пришел к однозначному выводу о том, что «нельзя разделять мнение тех, кто считает разговорный язык западных башкир башкирским диалектом, потому что башкиры, проживающие в западной и северо-западной Башкирии, разговаривают на татарском языке (среднем диалекте татарского языка)».

Видный ученый, историк Б. Юлдашбаев также писал, что основу башкирского литературного языка составили два диалекта — юрматинский (южный) и куваканский (восточный). Ни о каком-либо третьем диалекте речи и не было: «…Более того, язык западных и северо-западных башкир давно уже не собственно башкирский, а по существу татарский».

Сословие или национальность?

Научные труды упомянутых авторов развеивают мнение о так называемой татарской языковой экспансии. В подтверждение сказанному можно привести пример башкирского села Канлы-Туркеево в Буздякском районе, 550-летие которого так широко, на республиканском уровне отметили летом 2005 года. Почему же жители этого села, находясь сотни лет в татарском языковом окружении, сохранили свой родной язык?

В царское время основой башкирской идентичности в западной части Уфимской губернии являлся сословный признак — более привилегированное по отношению к другим категориям населения вотчинное право на землю. Собственно языковых, этнокультурных и антропологических отличительных признаков между татарами и башкирами этой зоны уже тогда практически не было. В то время быть башкиром означало быть относительно крупным собственником земли. Поэтому царизм всячески ограничивал проникновение в сословие башкир безземельных и малоземельных крестьян. Даже сами сословные башкиры, которые по разным причинам теряли собственность на землю, попадали в сословие тептярей, в составе которых могли быть и этнические татары, и мишари, и чуваши, и марийцы. Богатые крестьяне из татар, мишарей или тептярей, наоборот, увеличивая тем или иным путем свой земельный надел, могли становиться «башкирами».

Различные данные учета населения в XIX веке фиксируют резкий рост численности башкир. Это было связано прежде всего с тем, что в составе башкир во время учета населения были учтены так называемые «новобашкиры», а не собственно показатели естественного прироста. Например, в составе башкир оказались темниковские мишари, которые в XVIII – начале XIX веков в довольно большом количестве переселялись в Уфимскую губернию из Заволжья (нынешних территорий Пензенской, Тамбовской областей и Мордовии). Естественно, они по своему этническому происхождению имели довольно отдаленное родство с башкирами, но сословно были близки к последним.

С отменой вотчинного права на землю во второй половине XIX века термин «башкир» начинает терять свою актуальность как социально-отличительный признак, т. е. утрачивает свое сословное значение. Поэтому в последующее время значительная часть этнических татар и мишарей «возвращается» в свой этнос.

Однако историческая память о принадлежности к башкирскому сословию у части западных башкир была настолько сильна, что она выступала важным признаком их идентичности в советское и даже в постсоветское время. Именно так можно объяснить те многочисленные факты, когда в селах и деревнях западного Башкортостана доныне сохранились такие народные названия, как «башкорт очы» (башкирский конец), «типтэр очы» (тептярский конец), «башкорт зыяраты» (башкирское кладбище) и т. д.

Кстати, феномен Башкортостана, когда социальное положение выступает определяющим фактором самоидентификации людей, не является единичным явлением в мировой истории. За примерами далеко ходить не надо — это наши российские казаки. По данным переписи населения 2002 года, то есть почти через 100 лет после ликвидации казачества как сословия, более 140 тыс. граждан России отнесли себя к казакам. По истории хорошо известно, что казаками могли быть, кроме этнических русских, украинцы, калмыки, черкесы и другие народы, населяющие обширную Российскую империю.

Татарские оттенки башкирской интеллигенции

С образованием Башкирской автономной республики проблема татароязычного населения не только не решалась, а, наоборот, была загнана вглубь.

Советская концепция национальной политики предусматривала искусственное развитие нерусских народов, основанное на государственном патронаже.

В условиях Башкирии в этом плане в привилегированном положении оказываются восточно-башкирский язык и культура. Татароязычная интеллигенция, приспосабливаясь к сталинской национальной политике, была вынуждена реализовать себя в процессе становления и развития восточнобашкирского литературного языка и культуры.

Практика коренизации, предполагавшая расширенное воспроизводство национальных кадров из числа титульной этнической группы, вынуждала татароязычных граждан, стремящихся попасть в элитную среду, не только записываться башкирами, но и выступать носителями восточнобашкирского языка и культуры. Конкретных имен из среды творческой интеллигенции республики к сказанному можно привести несметное количество — это Сайфи Кудаш, Фарида Кудашева, Мустай Карим, Назар Наджми, Гилемдар Рамазанов, Нажиб Асанбаев, Рустэм и Раиль Кузеевы, Ильфак Смаков, Радик Гареев и многие другие.

Что касается постсоветского периода татаро-башкирских взаимоотношений, особенностей национальной политики и нациестроительства в Башкортостане и Татарстане, то они сами по себе очень большая и сложная тема и предмет для отдельного разговора. В ближайшее время мы продолжим эту беседу.

Ильдар Габдрафиков








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 41 | 03.09.2016, 17:04 | Автор: ufimsky-obuvatel
    Публикации: 0 | Комментарии: 5863 | Рейтинг: +1033,5
36 | 03.09.2016, 16:15 | Автор: Не зарегистрирован
............
Башкорты не были кочевниками.Они были вотчиниками,т.е. у каждого башкорта мужского пола было вотчинное право на определенную территорию.Он не имел права везти на чужой территории хозяйственную деятельнось кроме той земли которая закреплена за ним.
----------------------------------------
В те времена было три вида хозяйственной деятельности, которым народ добывал себе пропитание: земледелие, кочевое скотоводство, охота и собирательство.
Ты утверждаешь, что башкиры не были кочениками, также нигде нет упоминаний, что башкиры были земледельцами, слндовательно они были хотниками-собирателями.
Вотчинное право было не только у башкир, оно также бало у марийцев-черемисов, удмуртов-вотяков, вогулов, пермь, мордвы, остяков. хантов, манси и прочих малых народов вошедших в состав России. Все эти народы продолжали жить на земле своих предков и заниматься тем же делом, что и их предки. И соответсвенно платили налог за пользование землей. Башкиры будучи охотниками платили налог (ясак) шкурами пушных зверей и медом.
Ничего уникального в этом нет. Жителей Казанского ханства земледельцев (т.е. татар, чувашей) тоже определили к делу, крестили и раздали воеводам да боярам, да монастырям. Все при деле.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 42 | 03.09.2016, 17:05 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 18519 | Рейтинг: -3206,9
О башкирах слюну пускает всякий, только не башкиры. Каждый недоучка пытается лезть со своими измышлениями. Парадокс!
Может потому, что у башкир очень богатая история, древняя культура, фольклор, мифы и легенды.
Этим летом Венгры провели съезд кочевых народов. Башкир они встречали как родных.
А что самое интересное, в последние годы многие нации пытаются привязать свой этнос к кочевникам. Парадокс? Нет, просто наука наконец сделала поправку к мнению Энгельса. Теперь считается,что кочевые народы стояли на голову выше оседлых земледелов.
В самом деле содержать животных в сотни раз более трудоемко, чем выращивать рожь и собирать коренья. Тем более в кочующей системе.



5

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 43 | 03.09.2016, 17:16 | Автор: ufimsky-obuvatel
    Публикации: 0 | Комментарии: 5863 | Рейтинг: +1033,5
40 | 03.09.2016, 17:05 | Автор: кац | На сайте
.......
. Парадокс? Нет, просто наука наконец сделала поправку к мнению Энгельса. Теперь считается,что кочевые народы стояли на голову выше оседлых земледелов.
В самом деле содержать животных в сотни раз более трудоемко, чем выращивать рожь и собирать коренья. Тем более в кочующей системе
-------------
У нас сегодня день исторических открытий.



3

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 44 | 03.09.2016, 17:46 | Автор: blunt
    Публикации: 8 | Комментарии: 18756 | Рейтинг: +3350,6
Собирать коренья кочующим действительно сложно.



4

  • Изображение
  • Гость
  • 45 | 03.09.2016, 17:47 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Изображение
Эксперт

22 | 03.09.2016, 14:28 | Автор: Кухарка
Публикации: 1297 | Комментарии: 51646 | Рейтинг: +11069,6
Да, Зуля - в Уфе вот такая ЖО-ПА!!! Все расписание поездов указывают по местному времени, а не на московском, в то время как в остальной России - по московскому.
Я - редко езжу, последний раз в 2005-ом, поэтому и забыла про этот казус. устроенном на еще при Муртазе... Жаль, что не получилось выручить тебя и увидеться на вокзале, да и получить гостинцы... но на обратном пути - мы обязательно встретимся! Свежий Башкирский мед, который я для тебя приготовила не испортится за пару недель - это точно)))
================================
Кухарка, давай дальше выкладывай, что за у вас дела с Зулей? Раз не можете общаться по личке.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 46 | 03.09.2016, 18:00 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8425 | Рейтинг: -612,3
Кац тебе в помощь, выдержка из книги: Мэн Джон Чингисхан.Москва Эксмо 2006 416

"Пройдут века, и монгольские легенды станут утверждать, что эти люди были потомками волка и оленя. Что же, очень может быть, им было виднее, они знали, что два клана их предков назывались Волк и Олень. И очень может быть, что их народные сказания хранили сведения об их происхожде¬нии где-нибудь в горах к северу от великого сибирского озе¬ра Байкал или в глубинах Маньчжурии. К тому времени, ко¬гда пришла пора записать легенды в «Тайную историю», на¬родная память потускнела, и в ней остались лишь туманные намеки на предков-зверей и «переход через море». Вероят¬но, эта группа кочевников-мигрантов уже называла себя монголами или как-то похоже, и китайцы узнали их имя, пе¬редавая его искаженным, — мен-ку или мен-ву. Но смысл этого слова вряд ли был кому-нибудь понятен.
Эти пограничные земли, где горы и леса севера встречают¬ся с южными травянистыми равнинами, были тем тигелем, в котором лесные жители переплавились в степных скотово¬дов-степняков и научились образу жизни, который резко от¬личался от того, какой вело все остальное человечество.
В году 800-м н. э. этот образ жизни, если посмотреть на не¬го в более широком историческом и доисторическом кон¬тексте, был сравнительно новым явлением. Ибо 90% своих 100 000 лет пребывания на земле люди были охотниками. Они жили в соответствии со сменой времен года, изучали по¬вадки зверей и радовались дарам природы. Около 10 000 лет тому назад, по мере отступления великого ледника, социаль¬ная жизнь стала иной. Изменения стали исчисляться не эра¬ми, а тысячелетиями. Появились, быстро сменяя друг друга, две другие системы. Одна была земледелием. К 5000 году до н. э. земледельческие общины испещрили окраины конти¬нентов, забираясь вверх по долинам великих рек Египта, Ме¬сопотамии, Индии и Китая. Эта революция распахнула две¬ри перед стремительным наплывом перемен, которые пре¬допределили сегодняшний мир: рост населения. Богатство, досуг, города, искусство, литературу, промышленность, ши¬рокомасштабные войны, управление государством — боль¬шую часть того, что статичные урбанистические общества называют цивилизацией.
Вторая система (после охотников-собирателей и земле¬дельцев), которую уже начинали использовать первые мон¬голы (и естественно тюрки, Ирек), была скотоводческой, с ее стадами и табунами и нахо¬дящимися в постоянном движении пастухами, и ее называ¬ют пастбищно-кочевой. Сто лет назад модной была теория, принятая учеными, занимавшимися доисторическими об¬ществами, и трактовавшая переход от кочевого варварства к оседлой цивилизации как спокойный и равномерный процесс по следующей схеме:

охотники-собиратели > пастбищные
скотоводы-кочевники > земледельцы >
урбанистический образ жизни

Теперь так не думают. Сегодня все сходятся во мнении, что земледелие идет вторым, обеспечивая ресурсы одомашненных животных, с которыми кочевники были в состоянии переходить к пастбищному кочевому скотоводству. Это позво¬ляет социальную эволюцию человеческого общества пред¬ставить в ином виде:

сначала охотники-собиратели,
за ними земледельцы, потом скотоводство,
давшее начало двум системам: пастбищному
кочевому скотоводству и урбанистическому
образу жизни

Другими словами, пастбищное кочевое скотоводство явля¬ется не «первобытным» образом жизни, но таким же разви¬тым, как земледелие. Когда это изменение произошло, в Юж¬ной России и Западной Сибири — а это случилось около 4000 лет до н. э., — людей поманил новый мир — море трав, или степь, и это море простирается на 6000 километров от Маньчжурии до Венгрии.
Охотникам-собирателям и земледельцам степь не сулила ничего. Протянувшись через центр Евразии между тундрой и пустынями, тайгой и горами, травянистые равнины Внут¬ренней Азии расположены высоко, открыты всем ветрам и плохо орошаются водой. От Урала до Тихого океана мало мест, которые бы рождали желание осесть надолго. Большие реки, которые в других местах представляют собой артерии, здесь текут на Север в арктические пустыни или бесполезно растрачивают силы во внутренних морях. Амур, в который впадает Онон, течет на восток на протяжении 4300 километ¬ров, но шесть месяцев в году скован льдом. Не пользуясь смягчающим влиянием какого-либо океана, эта территория подвержена огромным температурным колебаниям, и летом жара доходит до 40 градусов Цельсия, а зимой студеные вет¬ры могут заморозить в считаные минуты любые мясные продукты.



3

  • Изображение
  • Гость
  • 47 | 03.09.2016, 18:01 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Часть башкир были скотоводами, но не кочевниками.У каждого башкира был скот как и сейчас в аулах только намного больше чем сегодня.Также занимались пчеловодством.Как пчеловод будет кочевать с ульеми?Другая чась башкир жила в городах занималась ремеслами(Аркаим,Башкорт,Синташта и тд).Также металургия была традиционным занятием башкир.Все горно металургические заводы в царское время были построены на старых башкирских рудниках.



4

  • Изображение
  • Участник
  • 48 | 03.09.2016, 18:24 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 18519 | Рейтинг: -3206,9
Открытие тут, сапожник, не я делаю. Я же не историк и не Фоменко. Но факт в том, что в последние десятилетия очень многие народы ищут свои кочевые корни. Не у всех это получается. Даже русские усиленно вяжут себя к кочевым, что довольно смешно выглядит. Но стараются. А уж татары, вечно кичившиеся тем, что они земледелы, из кожи лезут, чтобы примкнуть к кочевым.



3

  • Изображение
  • Гость
  • 49 | 03.09.2016, 18:53 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Теперь так не думают. Сегодня все сходятся во мнении, что земледелие идет вторым, обеспечивая ресурсы одомашненных животных, с которыми кочевники были в состоянии переходить к пастбищному кочевому скотоводству. Это позво¬ляет социальную эволюцию человеческого общества пред¬ставить в ином виде:

сначала охотники-собиратели,
за ними земледельцы, потом скотоводство,
давшее начало двум системам: пастбищному
кочевому скотоводству и урбанистическому
образу жизни

==================================
Ирек, и скрытый татнацик - уфимский обыватель и другие недоброжелатели башкир! Ваши потуги по прославлению татар (когда скрытно, когда в открытую) всем понятен и всем порядком надоели! Всем надоел и Ваш менторский тон о том, что Вы всех и вся учили! Почему при таких великих учителях так хреново живем! Ну и фиг ли от того, что больше половины территории Казахстана до революции населяли казахи, которые жили в своих юртах - сегодня казахский народ имеет мощное государство, а Казахстан динамично развивающая страна! Или, например, кто населял песчаную территорию Аравийского полуострова – кочующие бедуины! И какие города там теперь выстроены!



2

  • Изображение
  • Гость
  • 50 | 03.09.2016, 19:02 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
По автору получается, что служивые татары- казаки, т.е. нагайбаки-крещены, среди которых было много уроженцев сегодняшнего Бакалинского р-на и оренбургские мусульмане -казаки, часть которых в 20 годах ушла с Колчаком,это вовсе не татары, а западная ветвь башкир?
А историки казачества получается - сплошь врали вроде академика М.?
Но в этом случае, что интересно- все казаки- татары, православные(нагайбаки) и мусульмане по данным архивов заявляли, что они не имеют никакого отношения к башкирам. Оказывается Кизильский форштадт создавался специально против набегов казахов, а эти самые казахи были в родстве с башкирами и в целях исключения предательства( удара в спину) башкир в Оренбургское казачество не записывали. В нагайбакских и мишарских полках Оренбургского войска служили и немцы и поляки, и русские, но не было ни одного казака, который бы считал себя башкиром.
По казакам- татарам столько много архивных документов, что вопрос об их идентичности не ставился ни одним серьезным ученым или историком казачества до сих пор.
Когда ученые обнаружили в Ханты-Мансийском округе множество православных татар, то по архивным документам и опросам они установили, это потомки казаков -нагайбаков, которые вначале гнали Блюхера на север, потом не приняв советскую власть, там же и остались.
Всё это на вскидку. Кому интересно, более подробно о татарах- казаках можно узнать в музее Оренбурга по дороге на лечебные озера Соль-Илецкой крепости Илекской защиты.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 51 | 03.09.2016, 19:03 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
В интервью «Свободной трибуне» Морозов рассказал, почему убрал из своей книги беседы со многими чиновниками, верит ли он в независимую журналистику, почему считает, что Минтимер Шаймиев был не самым лучшим президентом для Татарстана, а также о том, почему хочет завершить карьеру журналиста.
Завтра, 18 марта, журналист Андрей Морозов презентует второе издание книги «Казанские интервью», в которых автор собрал 40 бесед с самыми разными людьми, имеющих отношение к Казани: от политиков до актеров. Первая презентация состоится в доме-музееВасилия Аксенова в 18:30. Автограф-сессия пройдет 22 марта в 16:00 в магазине «Дом книги» в торговом центре «Южный».
Андрей Морозов родился в Казани. В 90-е годы был издателем первой после 1917 года частной газеты Казани «Казанский телеграф». Позже был редактором газеты «Персона». Из Казани Морозов уехал в 2002 году, поскольку, по его словам, ему стало скучно. В Москве работал в таких изданиях, как «Коммерсант», «Собеседник», «Новые известия», «Комсомольская правда». В 2009 года Морозов переехал в Санкт-Петербург. Сейчас работает фрилансером



2

  • Изображение
  • Участник
  • 52 | 03.09.2016, 19:06 | Автор: Дед
    Публикации: 1 | Комментарии: 4625 | Рейтинг: -722,5
45-му я польностью поддерживаю твой коммент но доказывать татнацикам это бесполезно. Они и белое готовы доказать, что это черное. Многие вообще не имеют представления, что такое наука история, архиология и тд. В основном собрались тут делитанты типа Орлова и Кухарки. Вот они сегодня пишут историю Башкирии и России в угоду татнацикам.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 53 | 03.09.2016, 19:17 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Когда делать нечего в УЖе устраивается очередной срач на национальную тему!



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 54 | 03.09.2016, 19:39 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38687 | Рейтинг: +6476,9
Какой народ живет на татa-po-башкирском пограничье?
===
БатырА?



2

  • Изображение
  • Гость
  • 55 | 03.09.2016, 19:57 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
50 | 03.09.2016, 19:06 | Автор: Дед
...................
==============================================
.............Дид , а у Вас сколько архиологичиских , историчиских , башнцистских исслидований ?!
Слава великому " историку " Диду де Торквемада башкирскому !



3

  • Изображение
  • Гость
  • 56 | 03.09.2016, 20:01 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
52 | 03.09.2016, 19:39 | Автор: Вдумчивый
|
Какой народ живет на татa-po-башкирском пограничье?
===
БатырА?
==========================================================
Усе , на более нет слов и продолжения ума у господина Вдумчивого ! Дальше одни брызги .!!



2

  • Изображение
  • Гость
  • 57 | 03.09.2016, 20:07 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Господа! Кое-кто у нас тихо отсидел, оттряхнулся, почистил перышки, и, надо полагать, отмыл украденные у каждого третьего жителя Башкирии денежки и собирается этому же народу законы писать в Думе Российском!
Так что, Макиавелли нервно курит в стороне!




Вот отрывок из его интервью:

- Вы говорили о том, что у Вас есть миллион договоров с пайщиками ЧИФ «Восток», речь идет о том, чтобы каким-то образом решить проблему с ЧИФ «Восток». В Кремле уже об этом знают и Владимир Путин должен дать некий ответ. Поясните эту ситуацию. Что именно?
- Никто этот вопрос не решит - ни в Кремле, ни в Страсбурге, ни в ООН. Это вопрос народа республики. Этот вопрос может решить только народ республики. Но народу республики повезло, что этот вопрос оказался связан с человеком по имени Рафис Кадыров. Если был бы кто-то другой, этот вопрос бы никого не волновал, потому что создана ситуация, когда уже волноваться не о чем. Всё уже украдено. В чем повезло народу республики и самому Кадырову? Повезло в том, что он был воспитан не вором. Он был деревенским мальчиком, который знал - вот это свято, вот это грешно. Он не совершил за свою жизнь ни одного незаконного действия, он не украл ни одного рубля, он не нарушил ни один закон. Если бы только он украл в жизни один рубль, его бы посадили пожизненно в тюрьму и все свалили бы на Кадырова. Весь сценарий был создан таким образом. Но у тех ребят, которые этот сценарий создавали (все знают, кто это и сколько человек там участвовало), чуть-чуть мозгов не было, интеллектуально они были менее развиты, чем Кадыров, то есть неравные соперники были.
Они считали, что они уничтожат банк, уничтожат ЧИФ, потом возбудят уголовное дело против Кадырова или против банка, там обязательно найдут хоть один рубль украденный, ведь не может быть, чтобы человек сотнями миллиардов управлял и не украл ни одного рубля. Они на 100% были уверены, что все документы посмотрят и найдут там воровство. Но они посмотрели, не нашли ни одного украденного рубля и проиграли. Я живой, я хожу, я пишу книги, я создаю компании, я даже скоро буду долларовым миллиардером. Я хожу, а они тихонько стареют, их мозги становятся неспособными думать.
Вот поэтому я появился сейчас. У меня достаточно денег, чтобы оплачивать любые расходы, у меня достаточно все подготовлено. Остается только объяснить населению, что им повезло. Но мне тоже повезло в том, что они меня выбрали первым президентом в основных городах (в 1993 году в Башкирии – прим.). Результаты ясны - Кадыров выиграл в шести городах на должность первого президента. В деревнях они там подтасовали. Ну, ради бога, это их дело.



2

  • # 58 | 03.09.2016, 20:35 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

  •   Комментарий скрыт модератором
  • Изображение
  • Эксперт
  • 59 | 03.09.2016, 21:49 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1326 | Комментарии: 65593 | Рейтинг: +12240,3
и еще!

В Беслане в субботу совершено второе за день нападение на корреспондентов "Новой газеты" Елену Костюченко и издания "Такие дела" Диану Хачатрян. Об этом сообщается на сайте "Новой газеты".

Нападение было совершено у входа на кладбище. Мужчина в гражданском оттащил на несколько метров журналисток, после чего избил Костюченко. Сотрудники полиции, находившиеся неподалёку, нападению не помешали. Хачатрян заявила, что она и Костюченко собираются вернуться в Москву, поскольку в Беслане им оставаться небезопасно.

Ранее в субботу во время траурной церемонии по жертвам захвата заложников в 2004 году неизвестные облили журналисток зеленкой и отняли у них телефоны. Сотрудники полиции не пытались помешать нападавшим. По факту бездействия полицейских "Новая газета" намерена обратиться в Следственный комитет.
_________________________
Пуйло - мразь! Прекрасно знает об этом - и молча одобряет, а может и не молча, может и подхлестнул... Матери с надписью на футболках - правы?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 60 | 03.09.2016, 21:55 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1326 | Комментарии: 65593 | Рейтинг: +12240,3
Кухарка, давай дальше выкладывай, что за у вас дела с Зулей? Раз не можете общаться по личке.
_________________________
Ничего особенного - Зуля через Уфу полехала проведать родственников, я должна была ее встретить и обменяться гостинцами))) Но Зуля написала, что поезд придет в Уфу в 23-46 московского времени... а он пришел по-уфимскому в это же время. Мы с сыном сидели дома и ждали, чтобы где-то в половине первого ночи выехать на вокзал, а Зуля уже звонит с вокзала... стоянка поезда 36 минут, а мы в Черняге(на ст.Черниковка поезд не останавливается - только в Аше - гнать в Ашу, можно было бы, конечно, но утром-то на работу) - только телепортация помогла бы, но в России ее обещали только в 2035 году... в общем пичалька... Но будет и обратный путь, тут уж мы не разминемся!



1