Календарь новостей
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Республика контрастов: ...

Власти Башкирии могут ограничить розничные продажи спиртного в новогодние ...
  22.10.2019   15183    51

Убойная медицина ...

«На нашу медицину надежды нет». Телеведущая из Уфы рассказала, как ее дочери ...
  22.10.2019   41891    55

Пора поднимать ПДК ...

Экологические активисты в Сибае, где с ноября 2018 года тлеет руда в шахтах ...
  22.10.2019   40177    9

Травить людей не отходя ...

В Башкирии планируют использовать мобильные мусоросжигающие заводы. ...
  22.10.2019   14000    16

Помянем. Путинский СПЧ ...

Что и требовалось доказать. Запах прав человека улетучивается из Совета по ...
  22.10.2019   40156    19

Мурзагулов принес ...

Вчера председатель Совета директоров «Башинформа» Ростислав Мурзагулов записал ...
  21.10.2019   11433    23

Откуда у ЕдРа этические ...

Заместитель секретаря Генсовета "Единой России" Евгений Ревенко накануне ...
  21.10.2019   39578    30

Мало нам совка ...

В Уфе за экстремистские высказывания судят человека, считающего себя депутатом ...
  21.10.2019   29654    61

Очередной путинский ...

Ночью 19 октября на реке Сейба в Курагинском районе Красноярского края ...
  21.10.2019   43230    109

Хабиров может возглавить ...

В республиканском отделении партии власти не исключают, что это может случиться ...
  18.10.2019   24290    64

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Октябрь 2019 (62)
Сентябрь 2019 (81)
Август 2019 (127)
Июль 2019 (109)
Июнь 2019 (92)
Май 2019 (72)


Культур-мультур или опыт анализа учебника «Культура Башкирии»

0


Национальное самодурство: общий анализ «живых родников». Мой ребенок учится в первом классе элитной гимназии. Мы с удовольствием выполняем вместе домашнее задание: математику, русский, английский, природоведение... Но есть предмет, на который лично у меня стойкая аллергия. Это «Культура Башкирии».

Культур-мультур или опыт анализа учебника «Культура Башкирии»


Оговорюсь сразу: я не являюсь башкирофобом или каким-нибудь другим экстремистом. Я не против, чтобы мой ребенок разбирался в культуре Башкирии и говорил на языке земляков. Но мне категорически не нравится та откровенная туфта, которой забивают детям голову под видом «культур-мультур»...

Что естественно, то небезобразно

...Сначала я подумала, что ослышалась. И попросила дочку снова перечитать рассказ из красивого и весомого красного учебника «Живые родники». Малышка начала с выражением читать текст, изумленно поглядывая, как я сползаю от хохота под стол.

Любит ли арбуз?

Альфия вместе с дедушкой аппетитно ест спелый астраханский арбуз. Арбузный сок стекает с губ, капает на платьишко, но девочка не замечает этого.

- Альфия, внученька, неужели ты так любишь арбуз? – спрашивает дедушка.
- Очень!
- А любит ли арбуз тебя?

Альфия на мгновенье растерялась, не зная, что ответить.

Потом сказала:
- Он тоже полюбил бы, да у него рта нет.

Это рассказ из учебника по культуре Башкирии для 1 класса. Согласитесь, сюжет с легким налетом эротизма, чем-то неуловимо напоминает набоковскую «Лолиту». Только набоковская «Лолита» - это классический любовный роман с скандальной сюжетной линией. А башкирская «Альфия-кызым» - это, на мой взгляд, не менее скандальный и, к сожалению, классический пример активно насаждаемой детям башкирской халтуры (вместо культуры).

Но может, я все же чего-то не понимаю? Возможно, в тексте заложен сногсшибательный педагогический креатив? И вероятно, его следует искать в вопросах после текста, которые призваны помочь детям сделать из прочитанного надлежащие выводы!.. Как бы не так! Там, к счастью, не оказалось вопроса «Почему арбуз не может полюбить девочку?» или «Через сколько времени начнется приступ диареи у Альфии, съевшей арбуз немытыми руками, без помощи ножа и вилки?» До этого не дошло. Но все остальное повергло в еще большее уныние:

Когда поспевают арбузы? Как вы узнали, что Альфия любит арбузы? А выращивают ли арбузы у нас в Башкортостане?

По первому образованию я – педагог и прекрасно помню, что каждое действие учителя должно преследовать обучающую, развивающую и воспитывающую цели. Но в данном случае единственное, что вынес мой ребенок из прочитанного путем сложных логических заключений - что арбузы в Башкирии выращивать не рекомендуется, до осени они не дозреют.

Дальнейшее изучение учебника «Живые родники» оптимизма не добавило. В основном он оказался дайджестом из детских стихов и рассказов, от разнокалиберных местных писателей, разбавленным заумными повествованиями о народном орнаменте, славных людях Башкортостана, экскурсами в историю исторических баиков, государственного флага и гимна.

Предвижу аргументы в защиту этого учебника: дескать, таким образом он развивает у первоклассников речь и навыки чтения на примере творчества местной «талантливых самоцветов». Но позвольте, для этого есть предметы «Чтение» и «Развитие речи», успешно справляющиеся с поставленными задачами и, что характерно, ни капельки не похожие на пособия для педофилов. Зачем по сути дублировать другие предметы? Все-таки полное название этого учебного предмета, если я не ошибаюсь, «Начальный курс истории, культуры и литературы Башкортостана». Или что-то в этом роде. Лично у меня, как у мамы первоклассницы, в свою очередь возникли резонные вопросы к авторам этой «первоклассной» лабуды под поэтичным названием «Живые родники»...

Урал-Батыр отдыхает...

Наверное, я до сих пор осталась наивной русской девочкой, но никак не понимаю, какое отношение к истории и литературе нашей республики имеет рассказ про башкирскую девочку, объевшуюся большой зеленой ягодой, а также прочие содержащиеся в учебнике «Живые родники» приключения ее сверстников, гоняющих футбол по пыльному двору или кормящих цыплят. Мне почему-то казалось, что знакомство с многогранной национальной культурой должно начинаться с волшебных сказок, красивых преданий, изучения в доступной игровой форме (а не в виде кратких конспектов, как это присутствует в учебнике сейчас!) народных обычаев, игр, чтобы дети почувствовали национальный дух и колорит.

Если бы уроки по «КБ» были именно такими, мы с дочкой вдобавок с удовольствием сходили бы в Национальный музей, почитали дома башкирские сказки, нарисовали к ним рисунки... Впрочем. сказки и пословицы в учебнике есть, но их общий смысл сводится к тому, какие плохие баи и бабаи (?!), и как с ними борется умудренный жизненным опытом башкирский пролетариат.

Самое забавное, что с моим мнением согласны практически все учителя, преподающие в школах «Культуру Башкирии». Они тоже искренне не понимают мотивы, двигавшие составителями учебников и учебных программ, заставляющими детей изучать низкопробную пачкотню местных комнатных гениев.

Последние же буквально писают кипятком при упоминании детских учебников и цинично рассказывают, что рассказы и рисунки для них – это всего лишь очередная шабашка. Хорошую идею в очередной раз испохабили. Мутноваты оказались «Живые родники», и, как ни странно, никто так и не удосужился провести хотя бы их элементарный общий анализ.

Впрочем, тут вряд ли стоит чему удивляться. Отношение самих этнических башкир из числа университетских преподавателей башкирской словесности к своей литературе и прочим культурным достижениям всегда умиляло. Если зарубежную и русскую литературу мы изучали в университете буквально галопом по Европам – целыми эпохами за один семестр, то башкирскую литературу мусолили с чувством, толком и расстановкой, буквально по 10-20 лет за каждые полгода. Выдающихся произведений для столь подробного штудирования явно не хватало. Поэтому в ход шли второсортные рассказики про любовь комбайнера и свинарки, которая расцветала на фоне самоотверженной уборки кормовой свеклы. Принцип у наших «преподов» был такой: «Пускай плохенькое, но зато свое, башкирское!».

Самое забавное, что за два десятка лет в БГУ мало что изменилось. Преподаватели, конечно, за эти годы написали кучу диссертаций, получили множество почетных званий. Как отмечают аналитики, у наших ученых земляков прекрасно получается, к примеру, раскрывать культовый образ Салавата Юлаева, каждый год находя все новые грани его бесконечного образа. На этом поприще преуспели и составители учебника «Живые родники».

Но историография и детский учебник – это все-таки разные вещи. И напрасно кто-то опрометчиво посчитал, что профессор, много лет прилежно грызущий гранит биографии национального героя, легко состряпает и учебник для детей. Это классический пример того, что получается, если сапоги начнет тачать пирожник и печь пироги – сапожник. А расплачиваются за эту оплошность будут наши дети...

На этом месте можно было бы поставить точку в обсуждении, если бы пирожник-сапожник не являлся коренным башкиром, критиковать которого – все равно что разворошить пчелиный улей. Есть у носителей башкирской культуры и такая сторона медали, как гипертрофированная мнительность, временами перетекающая в затяжную паранойю.

«Живые родники» нужно процеживать

...Это было в конце 80-х годов, в период «зачатия» башкирского суверенитета, студенты факультета башфилологии, почти месяц бастовавшие перед Домом Республики и требовавшие выдать им суверенитета «сколько унесут», наконец-то дождались своего звездного часа. Суверенитет Башкирия получила и они с чувством исполненного долга соизволили вернуться с мятежных улиц в университетские аудитории. Теперь они с важным видом демонстративно игнорировали лекции по русской литературе, с гордостью показывая друг другу собственные патриотические заметки, напечатанные в башкирской молодежной газете «Йэшлек» и плевали вслед русским студентам – потомкам колонизаторов… И ни разу ни один из преподавателей с «башфака» не одернул их, не сделал замечания… Напротив, духовные наставники, похоже, гордились потомками Салавата, наконец-то, отвоевавшими свое право на самовыражение! Между прочим, в университете преподают те же самые преподаватели, а тогдашние одержимые своей башкирской исключительностью студенты заняли свои места не только за вузовской кафедрой, но и в местных средствах массовой информации.

На фоне нынешних горячих споров вокруг введения обязательного изучения башкирского языка эти воспоминания кажутся особенно трогательными. Вас, уважаемые русскоязычные современники, «жареный башкирский петух» клюнул только сейчас, а мы, студенты факультета башкирской филологии и журналистики Башгосуниверситета, столкнулись с этой неистовой птицей еще 15 лет назад.

«Минем исянем Катя… Мин Башкорт дэулет университетта укыйм…» С трудом выучив несколько фраз на башкирском языке, мы, русские студенты, все-таки умудрялись получать четверки в университете по этому коварному предмету… Нам повезло – башкирский язык преподавала чудная улыбчивая женщина, которая абсолютно отдавала себе отчет, что башкирский язык – это не тот предмет, из-за которого стоит портить дипломы способным ребятам, упорно не справляющимся с хитрым башкирским произношением. Самое интересное – что при этом лично я башкирский язык понимать все-таки научилась!

С тех пор много воды утекло… Я никогда не была противницей изучения башкирского языка. Когда преподавала в начальной школе, хорошо помню, с каким удовольствием мои «гаврики» заучивали в игровой форме башкирские слова, диалоги… Я уверена, что знать башкирский язык жителям нашей республики необходимо. Во-первых, для того, чтобы найти общий язык с аборигенами, если судьба занесет в далекое башкирское село. А во-вторых, это позволит достойно рассказать гостям республики об Уфе и Башкортостане, о национальных традициях и между делом перевести на русский язык интригующие надписи типа «Йэшелсе. Емештер». И уж согласитесь, что стратегически важно правильно растолковать иноземцам встречающуюся на каждом шагу надпись «Рэхим итегез!». Дескать, она означает «Добро пожаловать!», а не то, что они подумали – вовсе не «Да здравствует Рахимов!»...

Знать башкирский язык и разбираться в башкирской культуре всем нам, жителям суверенного Башкортостана, разумеется, нужно. Это бесспорно! НО! Но при этом я хочу, чтобы уроки культуры Башкирии и башкирского языка действительно приносили моему ребенку пользу, расширяли его кругозор, воспитывали вкус, а не загружали низкопробной графоманией провинциальных шабашников. И я хочу иметь твердую гарантию, что моя дочка – сероглазая блондинка - не станет жертвой башкирского преподавателя-извращенца, который в годы моей юности категорически отказывался ставить зачет русским студентам филфака, пока они не принесут реферат по «Истории башкирской литературы», выполненный непременно на башкирском языке.

Своим коллегам он говорил, что таким образом воспитывает в студентах уважение к родному языку и культуре. Вот только он не учел, что из насильно посеянных семян уважения не вырастет ничего, кроме ненависти и презрения.

Екатерина Хабарова








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Гость
  • 41 | 30.06.2010, 12:22 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Выделю обучение родному языку.
Ш-Т: "2. На всей территории РФ государством должны быть созданы условия для изучения родного языка всем представителям народов".
Верно.
Ш-Т: "Где есть компактное проживание этноса-открыть классы,школы,лицеи, а где нет,то обучать при желании дистанционна.(через тот же интернет)".
С таким трудом открывают обычные школы, а уж про школы (даже отдельные классы) с национальным уклоном говорить не приходится. Так что на сегодня вариант с открытием государственных национальных школ - смысла рассматривать нет.
Есть в этом направлении другая дорожка - частные национальные школы. Но тут надо или всем народом скидываться (сложно, но в итоге надёжно), или ждать пока кто-то с большими деньгами сам решит такую школу открыть (неопределённо, возможно долго, не всегда надёжно, потому как зависит от конкретного человека).

По дистанционному обучению.
Да, дистанционка при желании оказывает весьма положительный эффект (но только при желании самих учащихся; детям нужно общение. это мы можем заставить себя что-то учить в одиночку, а им нужно обязательно быть в коллективе). Но проблема ещё и в том, что в местах компактного "НЕкомпактного" (да и компактного тоже) проживания народов интернет доступен не всем учащимся.
Не секрет, что доспуп к сети есть: либо только у некоторых сельчан (зарабатывающих достаточно для покупки собственного ПК и подключения к сети), либо в школе.
А в школе "гонять" по сети в "дополнительное время" - никто не даст.
В школах сейчас устали биться с районными отделами образования, чтобы выделили дополнительные ставки для воспитателей. Не выделяют. А так может эти воспитатели как раз и занимались бы с детьми дополнительно.

Вы скажете, что сейчас есть возможность выхода в сеть через телефон?
Думаю все понимают, что выход в интернет через телефон - это только для аськи, "контакта" или "одноклассников". Вряд ли кто-то из здесь присутствующих поверит, что нынешние школьники станут выходить в сеть с телефона для изучения родного языка (хотя исключения есть конечно).



0

  • Изображение
  • Гость
  • 42 | 30.06.2010, 13:42 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
44. 45-ый нас до сраки башкультура. мы будем отшучиваться. А ты напрягайся если интересно.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 43 | 30.06.2010, 14:15 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
48-й, очень неумно.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 44 | 30.06.2010, 15:14 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
49-му Неужели? А по-нашему очень умно!Башкиры учат сами свой язык. и не кивают на русских, когда сами же башкиры бегут в русские классы.

неумно когда ты считаешь что у русских болит голова, почему башкиры не учат свой язык.




0

  • Изображение
  • Гость
  • 45 | 30.06.2010, 16:04 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
48-й: "нас до сраки башкультура. мы будем отшучиваться. А ты напрягайся если интересно".
Вот это неумно.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 46 | 30.06.2010, 16:42 | Автор: almazbabaika
    Публикации: 0 | Комментарии: 427 | Рейтинг: +3,6
48-му Действительно, так нельзя.Зачем с одной крайности в другую кидаться.Башкирская культура и язык имеет право на существование и на свое развитие.Это право есть у всех этносов по конституции РФ.Другое дело, что это не должно происходить за счет других народов и не путем административного насаждения сверху, а поиска компромисных или даже нестандартных путей в современной действительности.Ведь неправильно открывать национальные лицеи из за 10-15 башкирских детей(Дюртюли,Нефтекамск,Белебей).Основную массу небашкирских родителей раздражает не сама башкирская культура и башкирский язык,а именно та несправедливость по отношению к другим культурам. Башисты пытаясь создать сеть элитарных школ, только для башкирских детей, создали предпосылки для межэтнического конфликта ,а саму проблему башкир не решили. Отсутствие четкой национальной политики, нетерпимость,неуважение и даже игнорирование башистами проблем других народов породило ответную негативную реакцию.Теперь русские,татары будут искать подвох во всем ,что не предложат башкиры. Мы еще очень долго будем расхлебывать национальную кашу,которую заварили рахимов со своей шайкой.Но чем быстрее начнем,тем лучше для всех.Думаю, главное условие для начало диалога-это полный отказ башкир от политики рахимова,который ведет Башкирию к самоликвидации.Поймите,не будут 75% населения РБ содержать остальные 25%, хоть трижды вы титульные и коренные. И не курултаи надо собирать башкирские, а собрать общий съезд народов Башкирии и вышвырнуть всю банду Муртазада в помойку истории и начать говорить нормальным языком друг с другом.Другого выхода нет.
Это только мое мнение.Мнение дилетанта. Просто ,надоело все это.Никто никого не слышит.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 47 | 30.06.2010, 17:26 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
52-му. Вы совершенно правы, не дело всем нам содержать башкир, да и им должно быть стыдно - ведь не инвалиды и не младенцы.А засуха - надо ведь с ней справляться самим, как-то все справляются в засушливых районах - не бегут громить города.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 48 | 30.06.2010, 17:49 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Дак мы не башкир содержим, а верхушку, правящую республикой (во главе которой башкир-небашкир). Во власти кого только не намешано - власть всех портит (просто одних в большей степени, других в меньшей; нынешние власти испортились настолько, что не считаются даже с необходимостью нормального воспитания детей - указанный в статье учебник "Живые родники" тому пример).
Нам самим надо думать, как воспитывать своих детей - властям доверия нет по большому счёту.
Даже этот учебник.
Нам вместо Культуры Башкортостана надо разработать учебник по "Краеведению".
Вот это будет выход.
Тут и Культура, и История будут неразрывно связаны.
(на и наверняка есть такие учебники у нас, просто для детей младшего возраста не адаптированы)



0

  • Изображение
  • Гость
  • 49 | 30.06.2010, 19:59 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Культур, культур-мультур,
Ущебникэ-самодур.
Кам ту май будуар,
ПИар, пиАр, пиАр.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 50 | 18.03.2011, 00:06 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Конечно, согласен со многими, что учебник совсем никакой (может это и мягко сказано).

К: Номер комментария: 7
Логин пользователя: я
Тут долго можно спорить, но по официальным источникам у русских тоже не было грамоты (были засланы Кирилл и Мефодий), русские были варварами, к-м Рюрик и его команда принесли государственность и пр. и пр. Одно дело что говорят "историки" (а вернее, ее исказители), а др. то, что было на самом деле. Ни мы, ни вы не знаете подлинной истории (из-Торы-я), поэтому не следует делать скоропостижные выводы, основанные на субъективном понимании искаженных фактов.



0