Календарь новостей
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Гулянка по десять тысяч ...

Госкомитет по торговле Башкирии закажет казенному предприятию «Комбинат ...
  17.06.2019   12161    111

Человечный текст. ...

Он разместил на своей странице во ВКонтакте откровенный пост. Радий Хабиров ...
  17.06.2019   28709    30

На выборы в горсовет Уфы ...

Уфимский координатор штаба Алексея Навального Лилия Чанышева подала документы в ...
  17.06.2019   18779    15

Истинное отношение к ...

Епархия после протестов отказалась от строительства храма в сквере ...
  17.06.2019   29703    12

Орден вместо тюремных нар ...

В Башкирии председателя Госсобрания наградили орденом Александра Невского. ...
  15.06.2019   29066    168

Какая «партия» решится ...

"Башкорт" ведет переговоры с политическими партиями, которые могли бы выдвинуть ...
  15.06.2019   28491    19

Пост о боли. Своей и ...

Сейчас будет длинно-пост. Многобукофф, но оно того стоит. Это тред, ...
  14.06.2019   26278    74

Отвратительное ...

Сразу несколько кандидатов, желающих баллотироваться на пост главы Башкирии 8 ...
  14.06.2019   22246    22

Междусобойчик ...

12 июня свой день рождения отметила и Уфа, столица нашей республики. Однако ее ...
  14.06.2019   19385    24

«Башкирская Золотая ...

Среди богатейших народных избранников Башкортостана два крупных девелопера, ...
  14.06.2019   36427    7

Читаемое за месяц


Почему только 10% татар говорят по-татарски

  • Опубликовано: Кухарка | 13.02.2019
    Раздел: Новости | Просмотры: 11640 | Комментарии: 82
2


Корреспондентка Coda разбиралась, какое место в жизни татар занимает татарский сегодня и каким может быть его будущее.

Почему только 10% татар говорят по-татарски


О том, что о судьбе татарского языка стоит беспокоиться, за пределами республики известно немногим. Это не заметно и туристам, приезжающим в Казань: остановки в транспорте объявляют на татарском вслед за русским, а вместо ближайшей аптеки часто приходится искать «даруханэ». На фоне внешнего благополучия разворачивается очередное противостояние федерация — республика, поводом для которого в этот раз стал язык.

«Вы все равно победитель!» — подбадривает Павла Шмакова один из слушателей дела, выходя из зала суда. Павел смущенно улыбается и снимает с головы тюбетейку: «Другого решения я и не ожидал». 17 января 2019 года Верховный суд отклонил его апелляцию на решение Верховного Суда от 11 октября 2018 года по вопросу преподавания татарского языка как государственного на территории республики Татарстан.

Павел Шмаков, директор казанской школы-интерната «СОлНЦе» (Специализированного олимпиадно-научного центра), уже не первый раз выслушивает в суде отказ на требование признать частично недействительными федеральные образовательные стандарты, которые не учитывают государственные языки как обязательные предметы. Заниматься правовой деятельностью вместо учебной директора вынудили споры о статусе татарского языка, которые длятся уже два года. Энергичный толчок тихо тлеющему конфликту дало поручение президента Генеральной прокуратуре летом 2017 года. Тогда Путин попросил Чайку разобраться, насколько добровольно в субъектах РФ изучаются родные и государственные языки. С тех пор у «СОлНЦа» и других школ Татарстана начались проблемы.

«В России привыкли бояться»

68 статья Конституции РФ предусматривает, что республики в составе России вправе устанавливать свои государственные языки. В Татарстане их два: русский и татарский. Статус последнего закрепляется и в республиканском законодательстве: в восьмой статье Конституции Республики Татарстан и Законе «О государственных языках РТ и других языках РТ» от 1992 года, который предполагает изучение татарского в качестве государственного наряду с русским. В 2004 году закон одобрил Конституционный суд РФ и признал, что изучение русского и татарского языков как государственных не противоречит высшему закону страны.

Все это время школьники Татарстана — хотели оно того или нет — изучали татарский пять (а иногда и шесть) раз в неделю. Неукоснительное изучение языка, родного не для всех учеников, нередко вызывало раздражение как у школьников, так и у родителей. Поэтому и реплика президента, что недопустимо «заставлять человека учить язык, который не является для него родным», была подхвачена родителями с большим энтузиазмом. Посыл главы государства уловили и в Генпрокуратуре.

В октябре 2017 года, уже во время учебного года, в школах Татарстана начались проверки с требованиями срочно убрать из расписания татарский язык, а его изучение сделать добровольным — по заявлению родителей.

Местная прокуратура пришла и в «СОлНЦе».

«Когда все это началось, стали повсеместно проводиться совещания с директорами школ. Было сказано срочно провести родительские собрания и в течение двух месяцев уволить три четверти учителей татарского. Понимаете, уволить зимой. Как можно просто так выгнать на улицу учителей? Те, кто знаком с учебным процессом, понимают, что любые изменения в школе происходят летом, на каникулах. И мы сказали, что оставляем все как есть до лета», — рассказывает Павел. Прокуратуре позиция директора «СОлНЦа» не понравилась и дожидаться каникул в органах не стали.

Не добившись ответа от директора, местные прокуроры пришли с вопросами к детям. В отсутствии родителей взрослые дяди в форме спрашивали пятиклассников, для чего они учат татарский. Узнав об этом, родители написали жалобу на прокуратуру. Но вместо извинений школа получила проверки и штрафы, в том числе и за обязательное преподавание татарского. Именно это, по словам Павла, и повлияло на его решение отстаивать право изучения языка в «СОлНЦе», хотя в других школах с требованиями прокуратуры согласились очень быстро. «Дело не в том, что они согласны, — поясняет директор. Дело в том, что они боятся. В России привыкли бояться. Это самая страшная вещь».

«Дети все равно не знают татарского»

Поручение Путина, озвученное летом 2017 года, вскоре нашло правовую опору в законах. Меньше, чем за год, депутаты от всех фракций Госдумы подготовили поправки к Закону «Об образовании», в 14 статье которого теперь говорится, что «свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка, государственных языков республик осуществляется по заявлениям родителей». Именно понятия свободного выбора, государственного и родного языков подверглись совершенно полярным трактовкам в споре между республикой и центральной властью.

С одной стороны, закон республики «О государственных языка РТ» говорит о равном объеме изучения татарского и русского языков, где оба рассматриваются как государственные языки. Условия для его преподавания создавал национально-региональный компонент, то есть предметы, отражающие быт и культуры народов в составе РФ. Но с 2008 этот компонент исчез из федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), и на его месте появилась дисциплина «Родной язык». До тех пор, пока татарский был обязательным, его преподавание все же могло осуществляться в рамках и этого ФГОСа. Но внесенные поправки говорят о «свободном выборе государственного языка», что явно противоречит республиканскому законодательству. Недовольным федерация предлагает решать проблему как раз с помощью предмета «Родной язык»: якобы в его рамках можно преподавать татарский всем желающим.

Но государственный и родной — все же разные понятия, и добровольное изучение татарского по заявлению родителей никак не соприкасается с государственным статусом языка. К тому же татарский, как отмечают представители Шмакова в суде, не является родным для русского в Татарстане: «По сути, нам сейчас говорят, что ребенок должен выбрать, какой он будет национальности, не предоставляя ему в принципе возможности определиться.

Но ребенок ничего не может выбрать и больше заинтересован в том, чтобы ничего не выбирать вообще.

И чем меньше учить, тем лучше». В том, что татарский находится сегодня в статусе «правовой неопределенности», они винят стиль законотворчества в России — в суматохе и «по щелчку президента». Но для этого «щелчка» должны были быть серьезные основания: статистика, доклады специалистов, жалобы родителей. А их было достаточно.

Взрослые, выросшие в Татарстане, в отличие от своих детей, учили татарский факультативно (то есть чаще всего не учили). Притеснение татарского началось еще в 30-е годы, во время сталинской политики русификации и борьбы против «проявлений национализма». То, с чем столкнулся Татарстан в 2017, уже случалось в ТАССР в 1958 году: тогда тоже было введено право выбора языка. Как следствие, к 1980 году в Казани осталась всего одна татарская школа. Получилась довольно абсурдная картина: детям, которые до 2017 года изучали татарский обязательно, многие из родителей даже не могли помочь с домашним заданием.

Практика навязывания закономерно вызывает сопротивление родителей, рассказывает мама школьника Лидия: «Я категорически против обязательного изучения языка, тем более, в практически неприемлемой форме — изучение татарского литературного. Проживающие в Татарстане люди разных национальностей могут общаться на русском, а все желающие глубокого изучения татарского языка имеют такую возможность. Язык не пропадает, и его никто не угнетает: в Казани татарская речь слышится так же часто, как и русская.

Я с уважением отношусь к национальности и языку, но вы же знаете, как нам его «втюхивали» по шесть часов в неделю, в то время как русский — всего четыре.

Как результат — дети все равно не знают татарского. Без практики живого общения это пустая трата времени. Но самое страшное — появилась неприязнь». Претензии родителей, таким образом, упирались в непропорциональное количество часов татарского на фоне других предметов и полной неэффективности его преподавания. Родители детей немецкой языковой школы, например, искренне не понимали, почему дети изучают немецкий два часа в неделю, а татарский – шесть.

Недовольные родители, как это часто бывает, объединяются на форумах или группах в социальных сетях. Организаторы одной из них под названием «За единое образовательное пространство России» считают, что конфликт вокруг преподавания татарского назрел не на пустом месте и был неизбежен: «Причины этой реформы, по нашему мнению, не в отказе русских от изучения, а в политике насильственного внедрения языка «титульного народа» в попытках сформировать на территории Татарстана «новую нацию». Во все школы были введены программы, рассчитанные для национальных школ с ограниченным преподаванием русского языка в пользу изучения «родного татарского». Введение татарского языка происходило постепенно и без должной подготовки: первоначально не было учебников, методик, не хватало учителей, владеющих языком. Чаще всего ими становились люди из деревни, чье достоинство — знание языка от мамы-папы. К тому же, против самой идеи изучения татарского языка население республики, в общем, ничего не имело. Люди в основной массе не обращали внимания на то, что в школах уроков русского языка и литературы становится все меньше, а татарского языка все больше. Но в какой-то момент стало ясно: уроков русского недостаточно, чтобы освоить предмет без репетиторов, а овладеть татарским языком в условиях школы невозможно.

Классы оказались разделены на две группы, а такое разделение детей по национальному признаку в каждом классе совершенно не способствует объединению народов».

Низкую продуктивность такой нагрузки доказывает и опыт недавних школьников. Артур, выпустившийся из казанской школы около четырех лет назад, рассказывает, что в его расписании татарский был с первого класса. Говорить на нем он, наполовину татарин, не может. Артур учился в русской группе — то есть не с носителями. «Даже в старших классах на уроках татарского с нами обращались, как с маленькими. Учебники были старые и скучные. На уроках я преимущественно спал. Просыпался, когда одноклассница пихала меня в бок, чтобы я прочитал что-то вслух из учебника. Мы только этим и занимались на уроках. К татарскому никто не относился всерьез: мы не видели актуальности и применения языку, говорить было не с кем. Из-за всеобщего неодобрения сложился имидж ненужной вещи», — рассказывает он. В 2014 году Артуру повезло столкнуться со школьным нововведением: в рамках программы «Сохранение национальной идентичности татарского народа» для десятиклассников ввели обязательное тестирование по татарскому языку. На кону стояла золотая медаль, и школьнику пришлось искать репетитора по татарскому. Но язык не отпускал и после получения аттестата. В жизни некоторых студентов он присутствовал в виде пар на первом и втором курсах. Подход мало чем отличался от школьного: студенты рассказывают, что те, кто не знал татарского, в своих знаниях не продвинулись; а татары не узнавали на парах больше того, что уже знали от татароговорящих родственников.

«Нужно быть большим патриотом, чтобы учить татарский по желанию»

Итог обязательной программы по изучению татарского укладывается в грустную статистику: на татарском сегодня говорит около 5-10% татар. И, что важно, проживают они преимущественно в селах. Литературный татарский, считают исследователи, в городах почти не сохранился. Некоторые историки и филологи винят в этом методистов, которые, составляя учебные программы, слабо представляли, что такое современная школа. Педагогические инновации оказались бесполезны, а директивное внедрение языка не принесло успехов. Для детей и родителей, которые не видели смысла в насильственном изучении татарского, поправки в Закон «Об образовании» равносильны отказу от его изучения. Это хорошо понимают и учителя татарского, которые вдруг оказались не востребованы. Учительница татарского языка Зульфия уже заметила пугающую тенденцию в своей школе: «Как только изучение стало добровольным, мы получили много отказов, около 50%. Тем, кто остался, мы теперь ставим только пятерки и четверки — других оценок нет. Если обидишь ребенка и поставишь тройку, родители напишут отказ. Кто хочет добровольно получать плохие оценки? Нужно быть большим патриотом, чтобы учить татарский по желанию».

Нововведения принесли школам и учителям ряд проблем. Тем, кто остался без работы, пришлось искать себя в новых областях или соседних кабинетах — ИЗО или русского языка. У тех, кто остался в должности, тоже возникли свои трудности: количество часов татарского сократили, а учебники, рассчитанные на 5 часов в неделю, пока оставили. Правда, говорит Зульфия с надеждой, уже к сентябрю им обещали новые адаптированные двухчасовые учебники.

Их создатель Рашат Якупов рассказывает, что книги готовятся для русскоязычных групп с первого класса обучения. Теперь эти группы называют «изучающие татарский как государственный язык» — то есть дети, которые татарским не владеют вообще. Кажется, разработчики услышали недовольство школьников, которые, изучая татарский и английский, замечали, насколько скучнее и старее учебники в первом случае. «Концептуально мы ориентировались на учебники английского языка. Самое важное — это коммуникативная методика: диалоги, игры, песни, максимальное погружение в язык», — говорит Рашат.

«Через три поколения народ превратится в население»

Хотя защитники татарского и бьют тревогу в связи с языковой реформой, говорить о вымирании языка все же рано. В Казани мощное сообщество людей, продвигающих национальную культуру, и в основном это люди искусства.

На спектакли в театре им. Камала собираются полные залы, при том, что все они проходят на татарском. В репертуаре театра – в основном традиционные национальные произведения. Для не знающих татарского есть перевод на русский и английский, но по статистике им пользуются лишь 5% зрителей. Режиссер театра Ильгиз Зайниев рассказывает: «Мы и с труппой общаемся на татарском. Конечно, в силу особенностей профессии иногда приходится переходить на русский: литература написана на нем и методы Станиславского тоже никто не переводил. В семьях мы тоже говорим на татарском. Я считаю, что язык выживет, если он необходим в быту, если от этого зависит твоя еда».

Именно идея связать еду и язык воплотилась в частном Музее чак-чака, открывшемся в Казани в 2013 году. Через главное национальное блюдо татар музей знакомит посетителей с историей народа в целом. Основатель музея Дмитрий Полосин требует совершенного знания татарского от всех своих сотрудников, и потому, признается он, найти их не так просто.

Создатели продвигают национальную идею в массы и успешно превращают ее в бренд: «Я не думаю, что татарский умрет. Сегодня наша культура интересна, она развивается. Я часто слышу, как люди на улице говорят на татарском».

«Татарская национальная культура действительно переживает подъем, но в рамках культуры массовой и феномена глобализации», — так считает профессор истории из Казани Григорий (герой попросил не указывать свою фамилию). Любые национальные движения происходят сегодня на фоне урбанизации и унификации, а значит — и упрощения культуры. Из богатой истории татарского народа вырываются и превращаются в туристический бренд отдельные артефакты: эчпочмак, чак-чак, легенда о Шурале.

«Чтобы спасти язык, нужно снова сделать его средством живого общения. А для этого нужно создавать больше проектов для молодежи — например, современные лагеря с национально-региональным компонентом. Иначе уже в третьем поколении народ без национального языка превращается в население», – говорит историк.

О кампании, развернутой Павлом Шмаковым, в Казани известно практически всем татарским активистам. Многие из них приехали в Москву, чтобы поддержать Шмакова в суде. Но пока его одинокая борьба вызывает только подбадривания и пожелания победы. «Павел Шмаков — это такой Дон Кихот, — говорит Григорий, тоже знакомый с делом директора. — И пока он проигрывает в борьбе с ветряными мельницами нашего времени».

Coda.ru
Оригинал публикации






  • Изображение
  • Гость
  • 41 | 13.02.2019, 16:29 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
32 | 13.02.2019, 15:23 | Автор: Вдумчивый
Публикации: 332 | Комментарии: 38364 | Рейтинг: +6467,3

31 | 13.02.2019, 15:15 | Автор: Не зарегистрирован

Булгарские города с их оригинальной архитектурой и булгарские деревни исчезли без следа, разрушились, будто их не было.
===
А чего хоть там было то?

Сами же тюрки, которые придумали все русские слова и названия, для Булгарии так и не смогли придумать собственное название и звали её по-русски - ВОЛЖСКАЯ Булгария, в то время, как Волга у тюрков - Идель.)))

Более того, нация дошедшая в умственном развитии до создания собственного государства и городами, обратно в голозадых кочевников уже не деградирует.
--------------------------------------
Был бы ты немного умнее, хоть самую малость или начитаннее то давно бы понял что сказки про кочевников это есть пропаганда. Летние пастбища и кочевой образ жизни это немного разные вещи. В Башкирии и Татарии и сейчас то не покочуешь, а лет 100-300 назад тем более. Все было в лесах. Плюс Уральские горы. Летом выбирались на летние пастбища. Вот и вся кочевность. А если бы почитал документы, царские указы, то узнал бы что здесь было множество сел, школ и мечетей. Императрица даже указ издала о запрете строительства школ и мечетей. Очень грамотный народ жил в этих местах.



3

  • Изображение
  • Гость
  • 42 | 13.02.2019, 17:51 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Тогда не паникуй, если не в твой адрес проходи мимо.
________________________________________________
Я тебя не спрашивал куда идити. Но всяким зверькам оскорблять русских никто не разрешал



0

  • Изображение
  • Гость
  • 43 | 13.02.2019, 17:54 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Был бы ты немного умнее, хоть самую малость или начитаннее то давно бы понял что сказки про кочевников это есть пропаганда. Летние пастбища и кочевой образ жизни это немного разные вещи. В Башкирии и Татарии и сейчас то не покочуешь, а лет 100-300 назад тем более. Все было в лесах. Плюс Уральские горы. Летом выбирались на летние пастбища. Вот и вся кочевность. А если бы почитал документы, царские указы, то узнал бы что здесь было множество сел, школ и мечетей. Императрица даже указ издала о запрете строительства школ и мечетей. Очень грамотный народ жил в этих местах.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Что ж за народ такой грамотный здесь жил. Наверно греки древние. Ну татары может. Иначе как объяснить, что к приходу русских у местных племен были только яранги, не было письменности, ни общего языка. Хотя может школьные яранги были. Не знаю. Подскажи где мечети того времени посмотреть?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 44 | 13.02.2019, 18:06 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
А если бы почитал документы, царские указы, то узнал бы что здесь было множество сел, школ и мечетей.
____________________________________________
А школы наверно были с подвозом, да? А министром образования кто был тогда местным, раз грамотные такие были должны были в архиве записать, да ведь? 300 лет назад не так давно, от шумеров вон сколько осталось. А от батыров опять звездежь один



0

  • Изображение
  • Гость
  • 45 | 13.02.2019, 19:02 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
13 | 13.02.2019, 13:02 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

В русском городе Казани и в русской Казанской губернии татарский язык можете изучать факультативно. То есть сами. А от детей руки свои уберите.
----------
Не надо было оккупировать чужие земли. Сидели бы на своих псковских болотах-исконно русских землях, жрали лягушек и изучали РЯ факультативно!



0

  • Изображение
  • Участник
  • 46 | 13.02.2019, 19:34 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 12394 | Рейтинг: -1902,8
41 | 13.02.2019, 17:54 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

Что ж за народ такой грамотный здесь жил. Наверно греки древние. Ну татары может. Иначе как объяснить, что к приходу русских у местных племен были только яранги, не было письменности, ни общего языка. Хотя может школьные яранги были. Не знаю. Подскажи где мечети того времени посмотреть?
_________________________________________________
А зачем Вам смотреть, что и как было?
Вы смотрите - как сейчас.
Чему сейчас учат Ваших детей.
Как сказал министр образования Российской Федерации: "готовят грамотных потребителей".



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 47 | 13.02.2019, 19:38 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30074 | Рейтинг: -700,5
32 | 13.02.2019, 15:23 | Автор: Вдумчивый

Почему же кочевники голозадые? При достаточности пастбищ, обильной кормовой базе животноводство вполне прибыльная отрасль с/х.
Глянь на Австралию, Новую Зеландию. Аргентину, Бразилию, насколько прибыльна и на долю экспорта. Австралия не знает куда девать свою баранину плюс побочный продукт - рога-копыта.
Хотя вам землероям - щи да каша пища наша, половина дней в году постные дни. Ни мяса вам, ни молока. Перебивайтесь соевым продуктом.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 48 | 13.02.2019, 19:40 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 12394 | Рейтинг: -1902,8
А школы наверно были с подвозом, да? А министром образования кто был тогда
__________________________________________________
Министром образования был тогда Фурсенко.
Фурсенко он вечен.
А какие архивы Вас интересуют?
Вы в каких уже побывали? Какие документы там изучили?
Ну чтоб не повторяться.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 49 | 13.02.2019, 21:50 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
А зачем Вам смотреть, что и как было?
Вы смотрите - как сейчас.
Чему сейчас учат Ваших детей.
Как сказал министр образования Российской Федерации: "готовят грамотных потребителей".
_______________________________________
Не поймешь вас. То пишете про батырскую Атлантиду, которую вам Московия испортила, хотя сами Белому Царь сапоги целовали просились по крыло. То не смотрите как было. То мин обра РФ поминаете. Давайте на мин обр да и мин культ страны башкир посмотрим, чему они учат. Пыльному аллоярству?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 50 | 13.02.2019, 21:53 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Министром образования был тогда Фурсенко.
Фурсенко он вечен.
А какие архивы Вас интересуют?
Вы в каких уже побывали? Какие документы там изучили?
Ну чтоб не повторяться.
________________________________________
Ну те про которые вы здесь звездите. Про батырские школы, города, мечети и шибко грамотный народ. Что там императрица вам запрещала строить? Университеты на наверно? Батыра с Сорбонной переписывались? филосовскими доктринами объменивались?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 51 | 13.02.2019, 21:54 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Глянь на Австралию, Новую Зеландию. Аргентину, Бразилию, насколько прибыльна и на долю экспорта.
_______________________________________________
А теперь глянь на свою голую жопу и проснись



0

  • Изображение
  • Гость
  • 52 | 13.02.2019, 22:05 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
31-му
Что вы хотите, в то время татары массово не становились русскими, были другие Дугин - Столыпины, Тукай ездил в Уфу, общался с татарскими писателями бухал с ними в кабаках и в Астрахани он бухал местными татарами, булгар нигде огнём не сыскал. Если бы не сталин в 1944г то это старье как шумеры никто бы не заметил. У каждого поколения свои заботы и свои вызовы, типа как сарообрядчество у русских.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 53 | 13.02.2019, 22:06 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 12394 | Рейтинг: -1902,8
Ну те про которые вы здесь звездите. Про батырские школы, города, мечети и шибко грамотный народ. Что там императрица вам запрещала строить? Университеты на наверно? Батыра с Сорбонной переписывались? филосовскими доктринами объменивались?
______________________________________________
Ну вот, а говорите - архивы.
Вы элементарных вещей пока ещё не изучили и, как я понимаю, даже не слышали о них.
Это серьёзный пробел в Вашем образовании. Почитайте хотя бы бессмертные произведения старины Сальвадора Дали.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 54 | 13.02.2019, 22:09 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 12394 | Рейтинг: -1902,8
45 | 13.02.2019, 19:38 | Автор: Зулия
Публикации: 35 | Комментарии: 29501 | Рейтинг: -701,7

32 | 13.02.2019, 15:23 | Автор: Вдумчивый

Почему же кочевники голозадые
__________________________________________________
Да в общем-то, если вспомнить историю высокой парижской моды, то выясняется, что штаны людям подарили кочевники.
А до этого преобладала итальянская (ещё её называют латино-римской) мода. Когда в длинных футболках ходили. Как девушки в рубашках своих любимых мужчин.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 55 | 13.02.2019, 22:12 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Почитайте хотя бы бессмертные произведения старины Сальвадора Дали.
_________________________________________________________
и что же Сальвадор писал о башкирцах? Ждем с нетерпением



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 56 | 13.02.2019, 22:17 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38498 | Рейтинг: +6470,4
52 | 13.02.2019, 22:09 | Автор: Корней
===
А кто спорит?

Эти изобретатели кочевники, сделали для русских абсолютно всё: от слов-названий и до штанов с Кремлём.

Бедолаги кочевник все так и полегли в этих трудах, но лично для себя так ни черта сделать и не Шмогли.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 57 | 13.02.2019, 22:18 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Да в общем-то, если вспомнить историю высокой парижской моды, то выясняется, что штаны людям подарили кочевники.
А до этого преобладала итальянская (ещё её называют латино-римской) мода. Когда в длинных футболках ходили.
________________________________________________
Так они и на лошадках прекрасно ездили в своей римской одежде. А высокая парижская мода долго заключалась в лосинах в обтяжку, как у группы Комбинация, но на мужиках. Это их кочевники подарили? Ну и ну, срам какой



1

  • Изображение
  • Гость
  • 58 | 13.02.2019, 22:20 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Бедолаги кочевник все так и полегли в этих трудах, но лично для себя так ни черта сделать и не Шмогли.
______________________________________________
Да, это очень не логично. На звиздежь больше похоже



0

  • Изображение
  • Участник
  • 59 | 13.02.2019, 22:26 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 12394 | Рейтинг: -1902,8
53 | 13.02.2019, 22:12 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

Почитайте хотя бы бессмертные произведения старины Сальвадора Дали.
_________________________________________________________
и что же Сальвадор писал о башкирцах? Ждем с нетерпением
____________________________________________________-
Ха. У него все произведения были посвящены башкирам.
Башкир и море. Башкир и доктор Ватсон. Легенда о Тиле из рода Уленшпигелей.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 60 | 13.02.2019, 22:28 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38498 | Рейтинг: +6470,4
56 | 13.02.2019, 22:20 | Автор: Не зарегистрирован

Бедолаги кочевник все так и полегли в этих трудах, но лично для себя так ни черта сделать и не Шмогли.
______________________________________________
Да, это очень не логично.
===
Так изобрази, как в реале дело было, ибо ни черта после кочевников так и не нашли, хотя все названия и слова, по их уверениям, исключительно ихние.



0