Календарь новостей
«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Права населения ...

Глава дипломатии ЕС призвал Россию немедленно освободить Лилию Чанышеву. ...
  21.01.2022   27579    33

Русский национализм или ...

Кашин и Костылев в борьбе с "татарской угрозой": о приоритетах русского ...
  20.01.2022   41102    71

Вертухаи заняты ...

В Башкирии раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений в прошлом году ...
  19.01.2022   35890    14

Что людоедам Европейский ...

Европейский Союз призвал российские власти немедленно освободить бывшего ...
  18.01.2022   14235    55

Когда посадят Сергея ...

Наталья Кузнецова: Мэр Уфы написал написал, что люди «выходят на улицу с ...
  17.01.2022   18435    45

Враги внутри и снаружи ...

От иноагентов до исламистов. Поволжье в докладе Human Rights Watch. Ежегодный ...
  14.01.2022   33284    75

Жулики и воры мечтают о ...

Арсен Шаяхметов: Да, она не войдет в состав «ЕР», но синтез мнений и переход к ...
  13.01.2022   11922    75

Хабирову и Грекову — ...

Альберт Рахматуллин: Не можешь организовать работу подчиненных — тогда придется ...
  12.01.2022   24806    41

«Друзьям — всё, врагам — ...

В МВД проверили высказывание Хабирова на экстремизм. Во фразе о том, что власть ...
  11.01.2022   11457    54

С такими нацлидерами нам ...

«Цены растут быстрее, чем зарплата». Жители Башкирии жалуются Хабирову на ...
  10.01.2022   34902    42

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Январь 2022 (12)
Декабрь 2021 (24)
Ноябрь 2021 (30)
Октябрь 2021 (42)
Сентябрь 2021 (37)
Август 2021 (41)

Образ башкир в произведениях русских: «Сами не пашут и хлеба не едят»

0



Территория Башкирии и башкирский народ с давних пор привлекали к себе внимание и становились объектами художественного осмысления. В свое время здесь побывали А.Пушкин, Л.Толстой, А.Чехов, В.Маяковский, С.Черный и другие российские писатели. Постепенно через работы этнографов, краеведов, писателей, записок путешественников, донесений военных и царских чиновников сложились устойчивые представления о крае и его коренном населении.

Образ башкир в произведениях русских: «Сами не пашут и хлеба не едят»


В процессе формировании этих образов роль литераторов была хоть и не главной, но существенной. В своих произведениях они порой допускали идеализацию некоторых сторон жизни башкир, часто сами становились заложниками стереотипов и собственных философско-мировоззренческих установок. В статье на материалах произведений писателей и их биографий дана попытка реконструкции ряда литературно-художественных образов широко известных массовому читателю.

Наиболее известное описание башкир ХIХ века и их быта в литературных текстах мы находим у Л.Толстого. Что не удивительно, поскольку писатель неоднократно бывал в башкирских степях и долгие годы общался с башкирами. Первая его поездка в край относится к 1862г., когда здоровье Толстого было сильно расшатано, и доктор посоветовал ему ехать на кумыс в башкирские степи [1].

В мае 1862 года писатель приехал в Самару и оттуда направился в башкирское кочевье на речке Каралык, в 130 верстах от города. Ездивший вместе с писателем его яснополянский ученик В. С. Морозов впоследствии вспоминал, что все башкиры, от старого до малого, полюбили Толстого: он умел находить общий язык и со стариками, и с молодежью, шутил и смеялся, принимал участие во всех башкирских играх [1]. Посещал эти края Толстой и вместе с сыном. Впоследствии Илья Львович вспоминал: «Мы ходили в степи смотреть башкирские табуны. Папа похвалил одну буланую лошадь, а когда мы собирались ехать домой, то эта лошадь оказалась привязанной около нашей оглобли» [1]. Следует отметить, что традиция дарить вещь, которую похвалил гость, существует у многих степных народов, например, казахов.

В последующие два десятилетия Лев Николаевич часто приезжал к башкирам, с интересом изучал быт и фольклор народа. Вторично на Каралык Толстой приехал в июне 1871 г. В тот же день он писал жене, что «башкирцы» его узнали и приняли радостно». В том же письме он с огорчением сообщал, что у башкир «совсем не так хорошо, как было прежде. Землю у них отрезали лучшую, они стали пахать и большая часть не выкочевывает из зимних квартир» [1].

Необходимо иметь в виду, какие именно процессы шли в этот период в башкирском обществе и в целом в России. С началом либеральных реформ Александра II страна стала двигаться по пути капиталистической модернизации, что не могло не затронуть и Башкирию. За короткий срок тихая, патриархальная окраина превратилась в одну из бурно развивающихся территорий страны. Однако процесс этот был неоднозначным, внутренне противоречивым. Что хорошо видно на примере башкирского населения.

Пытаясь сломать сложную иерархию традиционного общества, сторонниками реформ во власти было решено выровнять в правах пестрое население империи. Именно в рамках этого курса была отменена кантонная система управления и окончательно ликвидирован военно-служилый статус башкир-вотчинников. Это привело к тому, что они были вынуждены не только сменить тип хозяйствования, но начать активную продажу своих земель. Поэтому Толстой уже через десять лет после начала реформ и обратил внимание на то, что башкиры «стали пахать и большая часть не выкочевывает из зимних квартир». Неприспособленные к торговле башкиры часто становились жертвами мошенничества, по сути, за бесценок продавали огромные наделы.

Одновременно продажа угодий вотчинников вызвала массовый приток переселенцев, резко изменила этнический состав края. Стала распадаться и прежняя социальная структура башкирского общества, потеряла былое влияние и постепенно сошла с арены кантонная элита. Можно сказать, что к переходу от традиционного общества к рыночной экономике башкиры в массе своей оказались неготовыми, что привело к апатии и резкой социальной дезадаптации. Все это, вероятнее всего, и стало одной из главных причин, приведшей к мощному взрыву традиционализма в начале ХХ в.

На такое состояние дел у башкир обратил внимание не только Толстой. К примеру, близкий к народникам этнограф П.П.Инфантьев писал следующее по этому поводу: «В настоящее время, когда обширные башкирские земли частью отняты у них русскими, частью за бесценок распроданы или сданы в долговременную аренду русским переселенцам самими же башкирами, скотоводство у них сильно сократилось, и башкиры обеднели. Теперь башкиры влачат по большей частью самое жалкое существование, занимаясь земледелием на тех скудных наделах, которые остались в их владении» [2].

Однако распад некогда единого холистского мироустройства, привел не только кризису башкирского традиционализма, но и запустил процесс имущественной и культурной дифференциации. На обломках распадающейся структуры стали возникать новые социальные типы, прежняя социокультурная гомогенность общества стремительно исчезала. В какой-то степени башкирский мир становился сложнее, но это, как ни парадоксально, и было одним из проявлений нарастающего кризиса. В литературе того времени, то есть со второй половине ХIХ в., появляются образы «хитрого и пронырливого муллы», «богатого и знатного человека», «обедневшего зимогора» и т.д. Формируется прослойка национальной интеллигенции, возникает «разночинный» тип писателя и просветителя. К примеру, М.Уметбаев или М.Бикчурин, с которыми Толстой был лично знаком.

Часто цитируют известный отрывок из книги С.А.Берса «Воспоминания о графе Толстом» где упоминается башкир Хаджимурат с которым писатель любил играть в шашки. «На Каралыке Льва Николаевича больше всех развлекал шутник, худощавый, вертлявый и зажиточный башкирец Хаджимурат, а русские его звали Михаилом Ивановичем. Он удивительно играл в шашки и обладал несомненным юмором» [1]. При этом мало кто обращает внимание на то, что речь в нем идет о «зажиточном башкирце», который вовсе не угнетен обстоятельствами, имеет все условия для того, чтобы беззаботно и весело проводить свой досуг в обществе знаменитого писателя.

В своих рассказах Толстой рисовал идеализированные, и несколько упрощенные образы представителей коренного населения, но при этом племянница писателя, графиня Вера Сергеевна, вышла замуж за башкира Абдрашита Сафарова, что и послужило основой для рассказа «Что я видел во сне?» (1906). Конечно, это было заметным, неординарным событием для того времени, тем не менее показательно, что в башкирском обществе уже были люди образовательный и культурный уровень которых соответствовал уровню высших интеллигентских и дворянских кругов России.

Но подавляющее большинство башкирского населения испытывало сильнейший экономический и социокультурный кризис. Особенно катастрофический характер ситуация приняла во время массового голода в 1873-1874 гг. Тогда Толстой оказал большую помощь самарским крестьянам и башкирам. Он опубликовал в газетах материалы о тяжелом положении в этих краях, выступил с призывом помочь голодающим. В результате было собрано 1887 тыс. рублей и 21 тыс. пудов хлеба. Кроме того, Лев Николаевич и сам оказал значительную материальную помощь бедствующему населению. В последний раз Толстой приезжал в эти края в 1883г., тем не менее, и во время голода 1892г. по его просьбе здесь побывали сын Лев Львович и биограф писателя П.Бирюков. Ими были организованны около двухсот столовых, в которых кормились десятки тысяч голодающих крестьян [1].

Впечатления о башкирах, полученные за время пребывания в самарских степях, а также вакханалия расхищения башкирских земель и лесов послужили Толстому материалом для создания ряда произведений, в том числе рассказов «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно».

В рассказе «Много ли человеку земли нужно» крестьянин Пахом, которому некий купец сообщает о возможности дешевой покупке земли у башкир, отправляется к ним с целью легкой наживы. Характерно и то, как купец описывает башкир: «Земли там не обойдешь и в год: все башкирская. А народ несмышленый, как бараны. Можно почти даром взять». Далее идет авторское описание их быта, в котором явно проступают черты толстовского мировоззрения: «Бабы кумыс болтают и сыр делают, а мужики только и знают — кумыс и чай пьют, баранину едят да на дудках играют. Гладкие все, веселые, все лето празднуют. Народ совсем темный, и по-русски не знают, а ласковый». Башкиры обрадовались приезду Пахома «свели его в кибитку хорошую, посадили на ковры, подложили под него подушек пуховых, сели кругом, стали угощать чаем, кумысом. Барана зарезали и бараниной накормили». А после того как он задобрил их подарками и чаем, они соглашаются продать ему столько земли, сколько он успеет обежать от восхода до заката солнца. Однако неумная жадность Пахома в итоге становится причиной его смерти.

Как видим, Толстой в данном рассказе, рациональному и алчному миру зарождающегося капитала противопоставляет традиционный, патриархальный мир народа, который, может быть, и выглядит отсталым и темным, но эта отсталость, в конечном счете, оказывается мудростью, которая одерживает верх над властью денег. По мысли писателя, традиционное общество (в данном случае башкирское), которое регулируется и живет на основе моральных ценностей, безмерно выше и гармоничнее, чем цивилизованный, разумно-рациональный, эгоистичный мир новой эпохи. Насколько действительность соответствовала этому образу?
Как было показано выше, башкирское общество к этому времени было крайне неоднородным, в нем самом постепенно появлялись люди, которые уже жили ценностями утилитаризма, были ориентированы не на коллективные, а на индивидуальные цели. Тем не менее, исторически и морально Толстой был все-таки прав, поскольку как показало время, либеральная модель западной цивилизации привела мир, в конечном счете, к глубокому экзистенциальному кризису, к тотальной власти «общества потребления».

Влияние толстовской философии еще сильнее проявилось в рассказе «Ильяс» (1885), в котором богатый башкир и его жена находят душевный покой только после того, как вконец обнищав, становятся батраками другого бая, соседа Мухаметшаха. Сравнивая свою прошлую зажиточную жизнь, полную беспокойства и боязни за накопленное добро, с настоящей, они приходят к выводу, что только освободившись от бремени богатства, сумели стать счастливыми людьми [1].

В целом башкиры в произведениях Л.Толстого - это веселый и беспечный народ, свободный от суеты и забот новой, «городской» эпохи. Подобно детям, они только и делают, что пьют кумыс и чай, едят мясо и играют «на дудках». Что не удивительно, поскольку работу на земле Толстой ассоциировал в первую очередь с крестьянским аграрным трудом, а культура земледелия у башкир была развита очень слабо. Как замечает один из героев его рассказов - они «сами не пашут и хлеба не едят».

Кроме того, такое, крайне упрощенное, представление о жизнеустройстве башкир у писателя могло сформироваться и под воздействием сложившихся к этому времени в российском обществе стереотипов, как о самой Башкирии, так и ее природе. К примеру, намереваясь оправиться в эти края, Толстой, смеясь, говорил своим знакомым: «Не буду ни газет, ни писем получать, забуду, что такое книга, буду валяться на солнце брюхом вверх, пить кумыс да баранину жрать! Сам в барана обращусь, - вот тогда выздоровлю!» [1]. В данном случае вполне понятны и приподнятое настроение писателя и его шутливый тон, поскольку Лев Николаевич собирался взять для себя отпуск, развеяться от дел. Это соответствовало и общему представлению о Башкирии как о неком курорте. Поэтому можно сказать, что Толстой «увидел» Башкирию прежде чем ее посетил. Прибыв на место, он и вел себя как типичный российский отдыхающий. Как сообщала в одном из писем его жена: Толстой «отпивается кумысом, пропасть ходит»; «он здоров, загорел до черноты; конечно, ничего не пишет и проводит дни или в поле, или в кибитке башкирца Мухаметшаха» [1]. Сам он в письме к А.Фету отмечал: «Край здесь прекрасный, по своему возрасту только что выходящий из девственности, по богатству, здоровью и в особенности по простоте и неиспорченности народа...» [1].

Отдыхая в очередной раз с семьей в полюбившихся местах, он писал Н.Страхову: «Мы живем в самарской степи… первобытность природы и народа, с которым мы близки здесь, действует хорошо и на жену и на детей» [1].

Таким образом, даже по этим коротким выдержкам из писем можно увидеть, что Толстой ассоциировал Башкирию, прежде всего, с летом, солнцем, первобытной и девственной природой, называл ее богатым краем, где живет простой и неиспорченный (что особенно показательно) народ.

Другое описание башкир в своих произведениях оставил видный поэт, прозаик Серебряного века Саша Черный (1880-1932). Широкую известность он приобрел, прежде всего, как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов. Впервые Башкирию С.Черный посетил, еще будучи гимназистом. В 1899г. во время летних каникул он принимает участие в благотворительной экспедиции по оказанию помощи голодающим Белебеевского уезда Уфимской губернии. Следующее посещение края состоялось уже через много лет в 1909г., когда для восстановления пошатнувшегося здоровья Черный во время летнего отпуска отправляется на лечение в деревню Чебени.

Поэт посетил Башкирию примерно в тоже время, что и Л.Толстой, и даже посвятил этому небольшой цикл стихов под названием «Кумысные вирши» [3, с.119]. Необходимо отметить, что Саша Черный был поэтом-сатириком c мировоззрением, в котором тяжелый, мрачный пессимизм (он был еврей по рождению, от которого отказались родители) сочетался с едким сарказмом, обращенным на окружающий мир. Его раздражало все, что он видел (что, однако, не мешало ему писать прекрасные рассказы для детей). Для него очень характерны стихи такого рода:

По степям бродил в печали:
Все коровник да репейник.
…И глупейшая ромашка?
О, дурацкая природа! и т.д.

К примеру, мучаясь от летней жары, свое кумысное лечение поэт описывает следующими словами:

Бессильно голову склоняя
Качаюсь медленно на стуле
И пью. Наверно, у меня
Хвост конский вырастет в июле.

Есть и «жесткие» строки в которых тем не менее можно увидеть быт башкирской деревни того времени и его обитателей:

В деревне мертво и безлюдно.
Башкиры в кочевье ушли,
Лишь старые идолы нудно
Сидят под плетнями в пыли,
Икают кумысной отрыжкой
И чешут лениво подмышки.

Интересно, что вслед за Толстым С.Черный также создает образ спокойной, безмятежной, статичной жизни башкирской деревни, изнывающей от жары и т.д. Где «мечеть выделяется в небе, коза забралась в минарет». Возможно, это было связано и с тем, что русские писатели, да и просто представители зажиточного слоя, посещали Башкирию главным образ в летние периоды, а за самим краем с конца ХIХ в. прочно закрепляется имидж известного (после Кавказа) и относительно недорогого места для лечения и отдыха. Большую популярность у обывателей в это время получает и собственно кумысолечение.

В духе «народнической» традиции описывает Черный и представителя местного духовенства, наделяя его явно негативными чертами. Он рисует его как льстивого и робкого человека, вдобавок по совместительству занимающегося еще и кумысным бизнесом:

Подходит мулла в полосатом,
Пропахшем муллою халате.
Хихикает… Сам-то хорош! –
Не ты ли, и льстивый и робкий,
В бутылках кумысных даешь
Негодные пробки?

Читая Черного можно увидеть, что культурное взаимодействие между русским и другими народами империи было в этот период еще достаточно сильно ограждено конфессиональными, этническими, бытовыми различиями. Существовал четкий образ «иного», особенно между представителями православного и тюрко-мусульманского мира, находившихся в разных цивилизационных нишах.

В целом писатели того времени хорошо отразили те противоречия которые проявились в башкирском обществе на рубеже ХIХ-ХХ вв. Сумели показать не только нарастающую имущественную дифференциацию среди башкирского населения, но и возникновение на фоне кризиса традиционной общины, ее разрушения, различных социальных типов, которых ранее не было в структуре военно-служилого этноса.

В связи с чем представляет большой интерес стихотворение С.Черного под названием «В башкиркой деревне» (1910). В нем описывая в дачных традициях того времени привычный мир российской деревни, поэт вновь рисует образ башкир как свободных и здоровых «детей природы»:

На веселой лошаденке
Башкиренок щелкал звонко
Здоровеннейшим бичом.

Им, будучи сам нездоровым и нервным человеком, Черный противопоставляет приехавших на лечение больных горожан, словно первых жертв бурной индустриализации начавшейся тогда в России, которые здесь, на лоне природы постепенно приходят в себя и даже начинают смеяться:

У плетня на старой балке
Восемь штук сидят, как галки, -
Исхудалые, как тень.
Восемь штук туберкулезных.

То есть они уже почти не люди («штуки»). Такое противопоставление было характерным для многих русских писателей. Достаточно вспомнить описание Кавказа и его народов в поэзии А.Пушкина, М.Лермонтова и других писателей того времени. Или же эпилог «Преступления и наказания» в котором Достоевский миру «большого города», где и происходят основные события романа, противопоставляет идеализированный образ облитой солнцем необозримой степи, где «свобода и живут другие люди, совсем непохожие на здешних», где «как бы само время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его» [4, с. 557].

Далее Черный, от своего лица, дает уже совершенно другой образ башкира - человека с тонкой, музыкальной душой, способного не только понимать, но и восхищаться чужой культурой:

И башкир, хозяин старый,
На раздольный звон гитары
Шепчет: «Больно караша!».

Следует отметить, что Саша Черный непосредственно общаясь с башкирами, наблюдая за их нравами, бытом, конечно, видел внешнюю неприглядность их существования, порожденную, прежде всего, резкой сменой образа жизни. Но были ли они действительно дикими и отсталыми? Любопытно, что в одном из своих рассказов («Первое знакомство») он, размышляя об отсталости русской деревни, писал: «Я не понимаю, отчего люди не умеют жить! Исторические причины, экономические причины, - очень хорошо. Но не только в них дело. Отчего бьют детей? Каталог общих мест показывает: от некультурности и тяготы жизни. Так-с. Отчего же у башкир не бьют? Та же некультурность, та же тягота. Не бьют же – сам видел» [5, с. 51].

Последнее можно объяснить тем, что башкиры как военный и служилый народ вероятнее всего с ранних лет готовили детей к войне, соответственно в их системе воспитания не было места физическому насилию, чтобы не сломать и не подавить формирующуюся личность ребенка. В этом был глубокий смысл, ибо забитый с детства человек никогда не возьмется за саблю. Известно, что такая же традиция существовала и у кавказских народов, например, чеченцев. Во всяком случае, С.Черный глазами стороннего, чужого человека бесстрастно зафиксировал эту особенность из жизни башкир. Факт, который, видимо, не просто его удивил, но и надолго запомнился.

В ином качестве образ башкира запечатлен в произведениях А.Пушкина. Речь идет, прежде всего, о ставшем хрестоматийным образе башкира из повести «Капитанская дочка». К моменту пугачевского бунта, башкирский народ, пытаясь отстоять свою свободу, около двух столетий с интервалом 15-20 лет поднимал восстания против произвола царских властей. И скрупулезно собирая материалы для «Истории пугачевского бунта» Пушкин, конечно, знал о героической борьбе башкир. Поэтому его описания, касающиеся фактической стороны бунта, носят предельно реалистичный характер. Включая и такого рода: «Проходя мимо площади, я увидел несколько башкирцев, которые теснились около виселицы и стаскивали сапоги с повешенных» [6]. У молодого Гринева это вызвало благородное возмущение, хотя с точки зрения степных традиций они действовали по правилам войны и рассматривали их как законную добычу. Кстати, во время Великой Отечественной войны снимать сапоги с мертвых было для наших солдат обычной практикой. Схожий момент описан у В.Быкова в повести «А зори здесь тихие…» когда старшина Васков заставляет снять сапоги с убитой Гурвич, а на возмущение Осяниной зачем это делать, отвечает: «А затем, что боец босой, вот зачем», «О живых думать нужно: на войне только этот закон» [7].

Однако в данном контексте крайне интересно увидеть, каким перед нами предстает уже персонифицированный образ башкира-бунтовщика:

«Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем. «Эхе! — сказал комендант, узнав, по страшным его приметам, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. — Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах. Ты, знать, не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстрогана башка» [6].

Даже из этого маленького отрывка можно понять, что Пушкин с большим сочувствием относился к вольнолюбивым башкирам. Что вполне объяснимо, поскольку он был не просто поэтом, а поэтом свободы, товарищи которого были непосредственными участниками событий на Сенатской площади. Кроме того, в этом была и дань европейской литературной традиции, с романтическим отношением к неравной борьбе народов против колониальной политики империй. При всем при этом Пушкин был к этому времени уже убежденным монархистом, человеком с консервативными взглядами на жизнь («прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений») [6]. Его оценки участников бунта и самой смуты носят даже не монархический, а скорее этатистский характер.

Показательно также, что описывая плененного башкира, поэт, устами коменданта, ассоциирует его со «старым волком» побывавшим в капкане, или прямо сравнивает с пойманным зверем («Он оглядывался на все стороны, как зверок, пойманный детьми») [6]. Однако главная ценность данного фрагмента в том, что в нем писатель сумел нарисовать не только правдивый портрет башкира того времени, но и передать, как нам кажется, основную ментальную суть башкирского народа – готовность жертвовать всем ради своей свободы, бороться до конца. Наверное, все-таки не случайно Пушкин в этом образе показал нам человека, у которого царские изуверы отрезали нос и уши, язык, но даже превратив его в человеческий обрубок, не сломили его дух, не победили его («но узенькие глаза его сверкали еще огнем») [6].

В целом нужно отметить, что если у Толстого и Черного Башкирия – это красивый, щедрый и благодатный край, место восстановления здоровья и т.д., то у Пушкина – скорее театр военных действий, необходимый фон для развития сюжета повести, в котором очень скупо даны описания окружающей природы. Такое же различие у писателей и в литературно-художественном восприятии коренного населения. Если у Пушкина башкиры выступают как некий символ мятежа, пример героической борьбы, свободы духа, то у Толстого, наоборот, башкиры и их жизнь это своеобразный идеал философского, отрешенного восприятия мира. Другими словами формирование этих двух образов имеет сугубо личный, индивидуальный характер, вероятнее всего, есть результат неосознанной авторской интерпретации.

Наконец образ башкира встречается и в произведениях современных писателей России. Пожалуй, наиболее характерным из которых является фигура молчаливого башкира по прозвищу «Батый» из популярного романа В.Пелевина «Чапаев и Пустота». Казалось бы, канувшие в лету времена башкирских восстаний, события советского периода, должны были изменить и образ башкира, или хотя бы смягчить его в художественном восприятии. Однако читая Пелевина, мы видим, что этого не произошло. Скорее, наоборот, автор, продолжая пушкинскую традицию, наделяет башкир брутальными, и даже иррациональными чертами. В этом можно убедиться по следующему сюжету:

«Башкир никак не отреагировал на мои слова; его глаза смотрели на меня без всякого выражения. Я сделал попытку обойти его, и тогда он шагнул назад, поднял винтовку и приставил штык к моему горлу.
Я повернулся и побрел назад. Признаться, в повадках этого башкира было нечто такое, что по-настоящему меня напугало. Когда он направил на меня штык, он ухватил винтовку, как копье, словно бы даже не догадываясь, что из нее можно выстрелить, и от этого движения повеяло такой дикой степной силой, что лежащий в моем кармане браунинг показался мне простой детской хлопушкой» [8, с. 206].

Как видим: башкир в романе Пелевина - это уже прямое олицетворение архаики, воплощение некой иррациональной силы степной азиатской России, которая до сих пор остается неразгаданной и непонятой в глазах рационального европейского дискурса. Она угрожает и пугает как стихия, перед которой смешна и условна вся видимая мощь современности. Именно поэтому винтовка в руках башкира трансформируется в образ копья, против которого пистолет выглядит нелепой игрушкой. Аналогичный прием Пелевин использовал и в следующем сюжете: «Мы сели за стол. Башкир с подозрительной ловкостью открыл шампанское и разлил его по бокалам» [8, с. 128]. Здесь ситуация приобретает крайне ироничный контекст, поскольку шампанское выступает как символ культурности, европейской утонченности, в то время как фигура башкира - «дикой и необузданной Монголии». То есть архаики, облаченной в формы Модерна. Это типичный для постмодернизма литературный прием антирационального, абсурдного смешения различных смыслов и символов, эпох и стилей.

Причины, способствовавшие такой интерпретации сложившегося еще в ХIХ веке образа, вполне объяснимы. Действия романа, точнее одной из его сюжетных линий, происходят в период революции и Гражданской войны, в событиях которого башкиры из народов Поволжья и Урала приняли самое активное участие. Более того, с началом Великой Отечественной войны боевые навыки башкирского народа были вновь использованы государством в виде кавалерийских частей, отважно сражавшихся против фашистских захватчиков. А сама война со временем была осмыслена обществоведами и философами в рамках теории столкновения цивилизаций, в которой евразийская Россия в очередной раз одержала победу над «немецкой» рациональностью Запада. Соответственно в данном контексте образ самой Евразии, в литературном плане, наиболее удачно можно было воплотить именно через образ народа-воина. Во всяком случае, несомненно, что работая над романом, автор опирался не только на традиции и образы, сложившиеся в отечественной литературе, но и на некоторые реальные исторические события указанного периода. Данные стереотипы продолжают и сегодня использовать, причем, не только писатели, но и сами башкиры. К примеру, далеко не случайно, что для выступлений на ринге известный профессиональный боксер Денис Шафиков выбрал понятное и легко «считываемое» для массового сознания прозвище «Чингисхан», поскольку это имя - мировой символ, с которым ассоциируется степная Азия. Хотя и Батый, и Чингисхан – герои, прежде всего, монгольской истории и имеют косвенное отношение к башкирам, так же, как и казахам, татарам, калмыкам и другим этносам тюрко-монгольского мира.

В завершении статьи можно сделать вывод о том, что к настоящему времени в русской художественной литературе сформировалось два устойчивых образа о башкирах, которые трансформировались, изменялись в зависимости от исторических, социальных и политических условий. Большое влияние в ходе их создания оказало и мировоззрение того или иного автора. Первый образ связан с представлением о башкирах как о добродушном, веселом, доверчивом и гостеприимном народе. Живущим в гармонии с окружающим миром, склонным к философскому созерцанию. Как о непрактичном хозяине, равнодушном к стяжательству и накоплению материальных богатств. Второй – образ брутального, мятежного и свободолюбивого народа-воина, олицетворяющего собой силу и мощь Великой степи.

Однако оба эти образа реалистичны и во многом являются отражением разных состояний башкирского этноса в тот или иной период российской истории.

А.Буранчин

Источники и литература:

1. Рахимкулов М., Сафуанов С. «Башкиры меня знают и очень уважают…». К 175-летию со дня рождения Л.Н.Толстого. Бельские просторы. № 8. 2003.
2. Инфантьев П.П. Этнографические рассказы из жизни татар, киргизов, калмыков, башкир, вогулов и самоедов. С.-Петербург, 1909.
3. Черный С. Избранное. Смоленск: Русич, 2005. - 496 с.
4. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Л.: «Художественная литература», 1974. - 560 с.
5. Черный С.Избранная проза. М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 608 с.
6. Пушкин А.С. Капитанская дочка. М.: Изд-во Эксмо, 2009.
7. Быков В. А зори здесь тихие… М.: «Детская литература», 2013.
8. Пелевин В. Чапаев и Пустота. М.: Изд-во Эксмо, 2012. - 512 с.








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Эксперт
  • 41 | 11.03.2013, 19:18 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39742 | Рейтинг: +6512,1
Роддом. Подъезжает Бентли. Выбежавший охранник, открывает дверь. Вылезает навороченный мужик с огромным букетом, поднимает голову, ищет кого-то в окнах, и не найдя начинает орать

- ЗА@#АЛА!

Вокруг мертвая тишина. Тогда громче

- ЗА .. БА ЛА!

Охранник тихо, трогая за рукав

- Не за..ала, Дмитий Иванович. ИЗАБЕЛЛА!!!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 42 | 11.03.2013, 19:32 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
"В последующие два десятилетия Лев Николаевич часто приезжал к башкирам, с интересом изучал быт и фольклор народа..."

Убийственная фамильярность! Автор и с Пушкиным на дружеской ноге!?
Все гораздо сложнее, чем представлено в статье; хотя есть над чем задуматься и русским, и башкирам. А.Буранчин - фамилия или псевдоним?

Ябык



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 43 | 11.03.2013, 19:33 | Автор: blunt
    Публикации: 8 | Комментарии: 18756 | Рейтинг: +3350,6
Ботичелли тоже кумыс попить приезжал?
Скорее поизучать первобытно-общинный строй и подобрать модель для картины "Паллада и кентавры".
Удачная вышла картина.



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 44 | 11.03.2013, 19:38 | Автор: blunt
    Публикации: 8 | Комментарии: 18756 | Рейтинг: +3350,6
38 | 11.03.2013, 18:44 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
37Пеонэр Блуд - почитайте ,рожалуйста ,ИБН- Фадлана ,как много нелицеприятного написано о многих народах . Просто не хочется цитировать строки о первобытных людях !
--------------------
Афанасий Никитин по нашим землям в Индию и обратно путешествовал.
Ни одного башкира не приметил. Где они прятались, наверное как раз тогда заселяли Англию и Германию. Вот и разминулись.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 45 | 11.03.2013, 20:01 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
43. Блудом рожденный А он огородами и огородами . Т.е. морем и морем. на плотах и то по ночам !И никого не заметил , просто по обыкновению,был пьяный на радостях .!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 46 | 11.03.2013, 20:04 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ну надо же...(((( какое-то мистическое совпадение((((
В чем мистическое? Бумаешь Б. Васильев умер с расстройства, что башкирский статусный кретин А.Буранчин перепутал Б. Васильева с В. Быковым? Счас набежит коренная сволочь и начнет визжать, что этотитульного кретина спеСиально подставили, коренную дурь продемонстрировали в русско-язычной помойке. Скажите спасибо , что коренной кретин не приписал по титульной привычке повесть "А зори здесь тихие" какому-нибудь мустаю или валиди.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 47 | 11.03.2013, 20:08 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Это что-за фото. Реклама курения. Во как башкиры курят, а мы обвиняем Петра-1.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 48 | 11.03.2013, 20:10 | Автор: debil
    Публикации: 0 | Комментарии: 848 | Рейтинг: +144,6
Ты Мажитва спроси, он то все знает.
Намедни подкову откопал жеребца Салавата . И где бы вы думали ? В огороде у Шарика. Подкова подлинная, на ней на чисто русском языке написано-made in cina. В переводе с башкирского означает-''ковал салават''.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 49 | 11.03.2013, 21:53 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Альтернативная Буранчину версия этой проблемы: Кучумов И. В.. Образ Башкирии в русской культуре и русская региональная идентичность // Большая ложь историков Башкортостана (к вопросу о формировании сословия «башкир-вотчинников» в северо-западном Приуралье). – Казань: Изд-во «ЯЗ», 2010. – С. 51–84.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 50 | 11.03.2013, 21:59 | Автор: гаццкий папа
    Публикации: 0 | Комментарии: 994 | Рейтинг: -50,2
Недавно кто-то писал:
Носовский с Фоменко с помощью четырех правил арифметики убедительно доказали-Ибн-Федлан страдал геморроем. Потому никуда не выезжал и все знания о мире черпал из небылиц приезжих купцов.

Склонен считать, что академики РАН не ошиблись.
=====
А есть ссылка?
А то получается куда РАМН смотрит? Тут математик пронзая разумом толщу веков с помощью арифметических действий диагнозы ставит, а они об этом методе даже не знают.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 51 | 11.03.2013, 22:14 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
Кроме хрестоматийных писателей имеются и современные знатоки башкирского народа и образа ‎его мышления.‎
Например, известный русский патриот Андрей Савельев, который доктор наук. Крупный знаток и ‎бытописатель

В эпоху неолита на территории нынешней Башкирии население характеризовалось выраженными ‎чертами южных европеоидов - нешироким, высоким

Современный расово-этнической облик башкир

со средними размерами лица и довольно сильной профилировкой при ослабленном выступании ‎носовых костей

В формировании башкир приняли участие древняя чудь, татары, остяки, вотяки и др…‎

Их можно сгруппировать в четыре типа башкир:‎

Большая выраженность монголоидных черт наблюдается у северо-восточных и южных групп

проявляется в более крупных размерах лица, более темной пигментации, слабом росте бороды, ‎большей частоте эпикантуса, уплощенности лиц.‎

наблюдается заметное посветление волос и глаз, понтийский тип не прослеживается
------------------------------
А башкиры дураки смотрятся в зеркало. Смотрят и сами не знают, к какому типу себя относить.
А вот есть такой профи Андрей Савельев, он и башкир рассортировал по типам рож, и в зеркало, его предками изобретенное дал поглядеться



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 52 | 11.03.2013, 22:35 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
Значит, Андрей Савельев, который доктор наук, рассортировал башкир по эпикатусам и ‎пигментациям.‎

Следующим определил врагов народа:‎
http://www.savelev.ru/book/?ch=465&mode=reply
Андрей Савельев. ‎
Образ врага. Расология и политическая антропология ‎

Разнообразие башкирских типов, как и в случае с татарами, создает питательную среду для ‎номенклатурного манипулирования этническим сознанием и нагнетания разного рода фобий
‎ (О, как! А как это разнообразие типов усреднить-то? Обстругать что ли? Выкрасить в ‎универсальный колер?).‎

Детям преподается идея тюркского расового превосходства: «Стремиться к далеким горизонтам, ‎постоянно быть готовыми подставить грудь неведомым опасностям, жить в бесконечной борьбе не ‎на жизнь, а на смерть - качества, присущие далеко не всем нациям, а вот у тюрок они видны ‎невооруженным взглядом. Потому и была поставлена цель взять весь мир под спокойную и ‎надежную гегемонию тюркского племени. Это лежит в основе тюркской философии завоевания и ‎принципа правления... Согласно современным историкам тюрки, научившись управлять стадами ‎скота, навыки эти перенесли на людей, заложив основу современной цивилизации. Тюрки стали ‎первым обществом на Земле, которое взрастило политические кадры, разработало законы. Они ‎привили всем другим народам основы права, организации и государственного строительства».‎

Это где, откуда взята идея тюркского расового превосходства для преподавания детям?‎

Аltan Deliorman. Tarih I ve II. Istanbul, 1993, s.26, 28.‎
‎. Anadolu liseleri ve kolejlere hazirlik. Sosyal bilgiler 4-‎

Вот они, расисты истанбульские, которые внушают детишкам!‎

Тюркская раса - это чего такое? Какая такая из себя? Савельев не уточняет, но нерусская - это ‎точно. И потому потенциально опасная.
Кругом враги!‎



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 53 | 11.03.2013, 22:36 | Автор: blunt
    Публикации: 8 | Комментарии: 18756 | Рейтинг: +3350,6
# 50 | 11.03.2013, 21:59 | Автор: гаццкий папа | На сайте
Публикации: 0 | Комментарии: 117 | Рейтинг: +4,7
Недавно кто-то писал:
Носовский с Фоменко с помощью четырех правил арифметики убедительно доказали-Ибн-Федлан страдал геморроем. Потому никуда не выезжал и все знания о мире черпал из небылиц приезжих купцов.

Склонен считать, что академики РАН не ошиблись.
=====
А есть ссылка?
А то получается куда РАМН смотрит? Тут математик пронзая разумом толщу веков с помощью арифметических действий диагнозы ставит, а они об этом методе даже не знают.
---------------------
Ты сначала докажи, что знаешь таблицу умножения на 7.
Тогда дам.



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 54 | 11.03.2013, 22:44 | Автор: blunt
    Публикации: 8 | Комментарии: 18756 | Рейтинг: +3350,6
Автор: гаццкий папа пошел в википедии смотреть таблицу умножения на 7.
Заодно на 5 посмотри.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 55 | 11.03.2013, 23:04 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
В целом башкиры в произведениях Л.Толстого - это веселый и беспечный народ, свободный от суеты и забот новой, «городской» эпохи
Мда-а много воды утекло с тех пор, очень сильно изменился народ башкирский! У моей подруги-татарки муженёк башкир. Она-то сама и умница и красавица писаная и детей хорошеньких таких родила! Так вот как она замуж за своего башкира вышла, башкирская родня мужа её поедом ест! И видите ли неумеха она(а сами-то и приготовить вкусно не умеют, всё время поваров нанимают), и совета она у них не спрашивает таких умных и опытных. Да,а самое интересное что никакая другая народность кроме башкир не может быть красива! Вот так! Жалко её,такая классная девушка!



0

  • Изображение
  • Участник
  • 56 | 11.03.2013, 23:08 | Автор: debil
    Публикации: 0 | Комментарии: 848 | Рейтинг: +144,6
Зря ты blunt так озадачил папашку. Он теперь неделю на сайте не появится.
Соразмеряй задачи со способностями индивидуума.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 57 | 11.03.2013, 23:24 | Автор: гаццкий папа
    Публикации: 0 | Комментарии: 994 | Рейтинг: -50,2
Ты сначала докажи, что знаешь таблицу умножения на 7.
Тогда дам.
=====
Хамишь? Зачем?

Или так самоутверждаешься?

Молодец, можешь в кругу сверстников похвастаться своим остроумием.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 58 | 11.03.2013, 23:28 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ты сначала докажи, что знаешь таблицу умножения на 7.
Тогда дам.

Ты всем даешь, если таблицу умножения знают?



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 59 | 11.03.2013, 23:32 | Автор: blunt
    Публикации: 8 | Комментарии: 18756 | Рейтинг: +3350,6
# 58 | 11.03.2013, 23:28 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ты сначала докажи, что знаешь таблицу умножения на 7.
Тогда дам.

Ты всем даешь, если таблицу умножения знают?
----------------------
Нельзя же быть таким односторонним.
Понимаю, инстинкты играют, но так же нельзя. Все об одном и об одном.



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 60 | 11.03.2013, 23:34 | Автор: blunt
    Публикации: 8 | Комментарии: 18756 | Рейтинг: +3350,6
# 57 | 11.03.2013, 23:24 | Автор: гаццкий папа
Публикации: 0 | Комментарии: 119 | Рейтинг: +4,1
Ты сначала докажи, что знаешь таблицу умножения на 7.
Тогда дам.
=====
Хамишь? Зачем?

Или так самоутверждаешься?

Молодец, можешь в кругу сверстников похвастаться своим остроумием.
----------------
Ланн, не обижайся. Достаточно на 2.



0