Календарь новостей
«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Вертухаи заняты ...

В Башкирии раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений в прошлом году ...
  19.01.2022   43258    8

Что людоедам Европейский ...

Европейский Союз призвал российские власти немедленно освободить бывшего ...
  18.01.2022   42698    46

Когда посадят Сергея ...

Наталья Кузнецова: Мэр Уфы написал написал, что люди «выходят на улицу с ...
  17.01.2022   12765    44

Враги внутри и снаружи ...

От иноагентов до исламистов. Поволжье в докладе Human Rights Watch. Ежегодный ...
  14.01.2022   12430    75

Жулики и воры мечтают о ...

Арсен Шаяхметов: Да, она не войдет в состав «ЕР», но синтез мнений и переход к ...
  13.01.2022   36481    75

Хабирову и Грекову — ...

Альберт Рахматуллин: Не можешь организовать работу подчиненных — тогда придется ...
  12.01.2022   42472    41

«Друзьям — всё, врагам — ...

В МВД проверили высказывание Хабирова на экстремизм. Во фразе о том, что власть ...
  11.01.2022   26539    54

С такими нацлидерами нам ...

«Цены растут быстрее, чем зарплата». Жители Башкирии жалуются Хабирову на ...
  10.01.2022   30310    42

Башкирия. Хроника ...

За последние четыре года (три из них приходятся на время правления республикой ...
  8.01.2022   43595    108

Ни стыда, ни совести ...

Глава Башкортостана Радий Хабиров 28 декабря провел пресс-конференцию для трёх ...
  3.01.2022   41476    217

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Январь 2022 (10)
Декабрь 2021 (24)
Ноябрь 2021 (30)
Октябрь 2021 (42)
Сентябрь 2021 (37)
Август 2021 (41)

Уфимский реквием. Путешествие по улице Коммунистической. Часть первая

0



Печальные проблемы с сохранением историко-культурного и архитектурного наследия нашей замечательной Уфы вновь беспокоят общественность города, тем более, что началась подготовка к саммиту ШОС в 2015 году. Уничтожение уфимской старины набирает ускоренные темпы. На красивые картинки из Интернета смотришь с ужасом, представляете, такое бы стали строить в центре Рима или Стамбула? И напротив сквера Маяковского запланирована гостиница по улице Цюрупы (по легенде сквер был разбит по приказу первого секретаря Башобкома С.Д. Игнатьева – убийцы Сталина по версии Роя Медведева. Его там искусали комары, видимо, сталинисты). Сейчас идёт активная застройка местного оврага, где возводится внушительный жилой комплекс.

Уфимский реквием. Путешествие по улице Коммунистической. Часть первая


Короче, у властей «гостиничный» сдвиг. На сайте есть удачные проекты (№ 2–4), остальные же просто поражают: возле изящного гостиного двора планируют сталинский «Дом советов», а возле памятника Владимиру Владимировичу, я о революционном поэте, собираются возвести что-то прямо по Маяковскому «из широких штанин». Мало того, что приговорена к уничтожению очередная порция Уфы, так ещё наш город изуродуют. Вот стоял на улице Ленина Дом политпросвещения – лучший, наверное, образец сталинского классицизма. А напротив – конструктивизм, кирпичный стиль, не худшие образцы массовой советской застройки, прямо учебник по истории архитектуры. И что же? Изящный сталинский особнячок забили тупой косой стеной мо-лодёжного театра.

Конечно, гостиниц в Уфе не хватает, но, судя по всему, проектируются отели премиум-класса, а нужны недорогие со стоимостью места от 1–1,5 тысяч рублей. Гостиницы для туристов – а что они будут смотреть в нашей Уфе, где историческая застройка уничтожается кварталами?

Нельзя сказать, что нынешние власти совсем игнорируют проблему сохранения историко-культурного наследия. Втихаря возникли аж два новых музея в Уфе – деревянного зодчества и музей города Уфы в бывшей «Ашхане» на Ленина, где в пору небольшие выставки лишь проводить. Но и это уже достижение! Директоров бы ещё подбирали не по знакомству с начальством, а то краеведы спрашивают, узнав фамилии новых музейщиков, а кто это?

Пожелаем им быстрее набраться опыта и включиться в работу, стать профессионалами!

Не сидит сложа руки историко-краеведческая общественность Уфы, проводятся конференции, выпускаются книги. Вот В.Н. Буравцов издал отличную работу об уфимских учебных заведениях, просто пособие для учителей города. Аксаковеды порадовали целой подборкой сборников об Аксаковых. Я тоже вношу скромный вклад. На моём сайте «Роднов и его друзья» размещён восьмой том собрания сочинений Руфа Гавриловича Игнатьева, куда вошли работы 1882–1883 годов, в том числе одно из лучших его произведений об уфимском епископе Михаиле (Доброве), чей портрет читатель впервые может увидеть в заголовке статьи. Это редчайший образец уфимской светской живописи начала 1830-х годов, хотя явно работал иконописец. Этот удивительный и совершенно не героический, с современной точки зрения, персонаж нашей истории внёс большой вклад в благоустройство Уфы. Именно при нём возводились (на разных стадиях) Воскресенский собор, Спасская и Ильинская церкви, семинария. Побыв недолго в начальниках Преосвященный ушёл на покой в Уфимский мужской монастырь, на территории которого ныне находится Уфимский юридический институт (бывш. школа МВД). На следующем фото из фондов уфимского музея ФСБ можно видеть сам монастырь.

Уфимский реквием. Путешествие по улице Коммунистической. Часть первая


А в этом 2013 году под снос, скорее всего, пойдёт 32-й дом по улице Цюрупы. Что планируется на его месте? А ведь дом довольно крепкий, можно его отремонтировать и разместить там магазин сувениров, офис турфирмы, да мало ли чего можно придумать! Неужели у заказчика нет денег на талантливого архитектора? Можно же совместить старое и новое, как дом Якушова на перекрёстке той же Цюрупы (Телеграфной) и Достоев-ской, или здание банка Уралсиб на Революционной. Давайте вспомним ещё раз про улицу Ленина. Стоял на углу Ленина и Кирова здоровенный одноэтажный старинный дом.

Снесли. Сейчас на его месте… газончик и будочка, где торгуют цветами. Зачем снесли? Мешал? А ведь рядом гостиница, недалеко Верхне-Торговая площадь, эта главный туристический маршрут Уфы, и музей в «Ашхане» тут будет кстати. Открой хоть магазин башкирских сувениров, а то ближайший возле сквера Маяковского, не доберёшься. Всё повторяется. Ничему не учатся.

А из 32-го дома по всей видимости в холодный день, 2 января 1886 года провожали в последний путь нашего первого историка-краеведа Южного Урала (Башкирии, Челябинской и Оренбургской областей, во всех энциклопедиях о нём статьи) Руфа Гавриловича Игнатьева. Уже больной он писал городскому голове Д.С. Волкову в сентябре 1885 года: «Я живу на Телеграфной улице рядом с баней, дом Степанова».

Речь идёт о находящихся на углу Цюрупы и Коммунистической бывших банях. В 1904 году они принадлежали Фёдору Ивановичу Катеневу, а последней до самого прихода товарищей «цуруп» хозяйкой бани являлась Юлия Николаевна Котенева. Выше, из-под будущих чугунных подмёток поэта, вытекал ручей, который и снабжал водицей сию торговую баню. Она до сих основательно так упёрлась в землю, здесь мылись и парились, хлестали веником и пили янтарное видинеевское пиво с красными жирными раками из Дёмы. Общественные бани играли очень важную роль. Проблема медико-санитарного состояния города обострилась к началу XX века, когда население Уфы достигло 100 тысяч жителей, вспыхивали заболевания малярией, брюшным тифом и прочими «прелестями». Вот народ и ходил мыться сюда. Потом баню отобрали. В феврале 1918 года в Уфе стояли страшные морозы и народ жаловался: «В бане Катенева на Телегр. ул. (угол Успенской) полный хаос. Баня переполнена. Люди буквально моются друг на-дружке. Общее отделение помещается в подвале, в поразительной грязи. Такая грязная баня служит только распространению сыпного тифа. Необходимо поднять вопрос об её закрытии». Новые власти национализировали баню и в мае 1918 года Городская Коммуна извещала, что с 24-го числа будет работать коммунальная баня № 4 (бывш. Катеневой), в две смены, с 8 утра до 10 вечера.

В наши дни наблюдаем исполнение мечты уфимских властей нескольких столетий – застраиваются овраги. В 1913 году врач Е.Л. Песис констатировал, что овраги «представляют большое санитарное зло в Уфе», все они заселены, включая «овраг между Пушкинской и Успенской улиц». Овраги служат «естественными канализационными сооружениями и потому в них сваливают как домашние отбросы, мусор, навоз и т. д., так и всевозможные сточные воды», включая отработанные воды из бани Котеневой.

Вот и по улице Коммунистической идёт активное строительство по правой чётной стороне, и дома горят вдобавок. Скоро, видимо, всё здесь будет снесено, поэтому дорогие уфимцы, как только наступят тёплые дни, сходите на улицу Коммунистическую, погуляйте, пофотографируйте, снимайте на видео, очень скоро Ваши снимки станут историей. А чтобы помочь Вам в этом увлекательном путешествии, беру на себя обязанности экскурсовода.

Давайте, совершим поход по чётной стороне улицы Коммунистической. В путь, дорогие друзья!

Начало XX столетия. Тихая мирная жизнь. Тёплым солнечным днём отправляемся на прогулку вниз по Большой Успенской от перекрёстка с улицей Телеграфной / Цюрупы. На противоположной, нечётной, «богатой» (наша по-беднее) стороне улицы до сих возвышается внушительный краснокирпичного стиля особняк Платонова, где нынче обосновались служители Фемиды. Сто лет назад земля находилась в собственности супругов Платоновых, а не одного Родиона Петровича. Есть сведения, что муж и жена каждый имели отдельный бизнес. А в огромном особняке Платоновых размещалась конфектно-пряничная фабрика и винно-колониальная торговля. Уфимцы ещё помнят большой зал магазина, куда заходили с торца здания, а по рассказам краеведов, когда нынешние хозяева делали ремонт, с чердака выбросили много дореволюционной документации (накладные и т.д.).

Сам же Родион Петрович Платонов был не только успешным предпринимателем, за что избирался одним из директоров Общества взаимного кредита (небольшой уфимский банк), но и активным общественным деятелем. Он состоял членом Городского по квартирному налогу присутствия, занимался благотворительностью, что в те времена подтверждало принадлежность к правящей элите. Уфимский купец являлся членом комитета Попечительного общества о тюрьмах (вдруг, посадят), а также одним из директоров приютов Губернского попечительства о детских приютах.

Да, чуть не забыл, до перекрёстка с Большой Успенской по улице Телеграфной (Цюрупа) была выложена булыжная мостовая, а дальше, в сторону Богородской (Революционной) стали мостить лишь с 1910 года. На углу Телеграфной и Успенской примерно с 1903 года «арендаторша городских колонн, витрин и киосков» Н.И. Богомазова поставила железную колонну для расклейки рекламных афиш и объявлений. Вдоль домов к началу XX века пролегли каменные тротуары. Так, 20 мая 1900 года подрядчику Хакимову было «выдано 28 р. за мощение тротуара на Мало-Успенской ул.» (Энгельса).

Среди замощённых улиц значились Большая Успенская от Телеграфной до Посадской, Церковная и Георгиевский переулок, Михайловский переулок от Большой Успенской до Церковной, а также Малая Успенская от Михайловского переулка до Спасской.

Когда прогуливаешься по чётной стороне Коммунистической (Успенской), открывается прекрасная панорама противоположной стороны улицы. И что же мы видим? К следующему дому № 71 (там сейчас пятиэтажка сразу за Платоновским особняком) протянуты провода. На Успенскую пришла телефонная связь.

За Георгиевским переулком (Дорофеева), возвышается окружённая разросшимися деревьями Успенская церковь, куда тоже пришло электричество. В планах городских работ на 1914 год значилось «освещение лампочкой накаливания… около Успенской церкви». Минуем следующий Михайловский переулок (М. Хисматуллина) и нашему взору, мы же на противоположной стороне улицы, открывается… водоразборная будка. Сейчас на подобный «декор» городского ландшафта никто и внимания не обратит, а тогда это был чрезвычайно важный объект. Испытывавшая постоянные проблемы с водой Уфа вздохнула с облегчением, лишь когда в 1898–1899 годах городская дума решила вести водопровод из Белой. По улице Успенской тоже запланировали прокладку трассы, а возле Успенской церкви спроектировали одну из четырёх в Уфе будок бочечного водоразбора (остальные были ручные). «Будки бочечных водоразборных кранов должны быть каменные, – планировала водопроводная комиссия. – В них помещается кранщик дневного разбора воды. В ночные часы бочечные водоразборы закрыты». Трасса водопровода шла сверху по улице, линию в 156 саж. провели от дома Сырцова (Успенская, 68, выше перекрёстка с Телеграфной) до Успенской церкви в 1902 году. Работу исполнил подрядчик Гутман. Здесь не случайно поставили будку, а не обычную колонку, дальше, вниз по Успенской водопровод не протянули, и жители нижних кварталов запасали здесь воду кадушками и бочками.

Впрочем, хватит смотреть на другую сторону улицы. На нашей чётной стороне Успенской / Коммунистической есть что-либо интересное или так, тоска, сноси не хочу? Тут тоже хватает любопытного, тем более что дореволюционная нумерация домов в общих чертах дожила до наших дней. По чётной стороне Большой Успенской, примыкающей к оврагу, количество домовладений было значительно больше (чем на левой) и, следовательно, меньшего размера. На планах Уфы за большой угловой усадьбой (баня) шли узкие, несколько скошенные к оврагу «полоски» земельных участков. Постройки по эту сторону выглядели более скромно, но уже следующая за баней усадьба № 72 была необычна. Здесь располагалась сословная и профессиональная организация – Ремесленная управа, к 1911 году – Общество взаимопомощи лиц, занимающихся ремёслами. Тут до 1917 года базировалось правление, председатель – Б.И. Полетаев, которое пыталось как-то сорганизовать уфимских кустарей-ремесленников. Адрес Большая Успенская-72 чрезвычайно интересен тем, что в 1908–1911 годах здесь находилась театральная сцена при ремесленном обществе. Не токмо пили водку под селёдку, но и культурно-просветительской деятельностью занимались уфимские ремесленники, и вечерами сюда шли зрители посмотреть на Вильяма нашего на Шекспира, или, скорее, на какой-нибудь легкомысленный водевиль.

В следующих усадьбах наблюдалась повышенная концентрация военных мундиров. Так, в доме № 76 в 1908 году числился проживающим Александр Феодорович Григорьев – капитан 8 пехотного Эстляндского полка. Этот полк прибыл в Уфу в разгар революции 1905 года и участвовал в её подавлении, но затем воинскую часть из нашего города вывели. У следующей хозяйки П.С. Сахаровой состоял в жильцах конный офицер полицейской стражи поручик Пётр Васильевич Есипов, он нёс службу в Мензелинском уезде. Затем в доме № 80 владельцем являлся поручик нестроевой команды 243-го Златоустовского резервного батальона А.И. Попов. Оклады у российского офицерства при всех режимах были не ахти, поэтому они и селились на этих непрезентабельных склонах оврага.

А с домовладения № 82 качество жилья повышается. Изучив топографию местности, можно увидеть, что улица здесь немного отходит от края оврага, появляется пространство для двухэтажных доходных домов или более комфортабельных особнячков. 82-й дом стабильно сдавался в наём. В 1908 году усадьбу и, вполне вероятно, целиком снимал действительный статский советник Пётр Степанович Листовский, представитель одной из самых известных уфимских дворянских фамилий. На 1895 год ему в пригородной Богородской волости принадлежало большое поместье площадью около 1 тысячи десятин с обширной усадьбой. Связи Листовского показывает его участие в благотворительности, он являлся одним из директоров Комитета Попечительного общества о тюрьмах «Высочайше утверждённых в сём звании», то есть лично император одобрил его кандидатуру, а также членом отделения Попечительства о слепых и депутатом от дворянства Стерлитамакского уезда. Правда, судя по уменьшавшейся площади его имений, дела П.С. Листовского не особенно процветали и с Большой Успенской, 82 тоже пришлось вскоре съехать.

В 1911 году здесь обосновались два средней руки чиновника: губернский секретарь Леонид Акимович Новиков, старший помощник делопроизводителя Управления земледелия и государственных имуществ, а также коллежский ассесор Семён Николаевич Обухов – непременный член Уфимского губернского по земским и городским делам присутствия с супругой Ольгой Васильевной. Следующий дом № 84 принадлежал Успенской церкви и там проживало семейство потомственного местного священнослужителя Виктора Стефановича Константиновского (1868–1937), труды которого только что опубликованы: Константиновский В.С. Стезя духовная: сочинения уфимского священника В.С. Константиновского / Составители Ю.М. Абсалямов, М.И. Роднов / Отв. ред. Ю.Н. Сергеев. Уфа, 2013. 180 с.

Продолжение следует...

Роднов Михаил Игоревич, доктор исторических наук








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Участник
  • 41 | 20.04.2013, 01:58 | Автор: Ficker
    Публикации: 16 | Комментарии: 5263 | Рейтинг: -741,7
# 40 | 20.04.2013, 01:56 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 10 | Комментарии: 9386 | Рейтинг: -259,9
Википед
Городище Уфа II
Крепостная стена сложена из 30 слоев саманного кирпича, глины и бревен
_____________________________________________________
А Вика стала истиной в последней инстанции?...Её ведь тоже люди пишут)))



0

  • Изображение
  • Участник
  • 42 | 20.04.2013, 01:59 | Автор: Брукас
    Публикации: 0 | Комментарии: 286 | Рейтинг: -42,6
Теракт в Бостоне: ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ ликвидирован, вот это правосудие - в стране демократии!
Полиция Бостона в ночь на пятницу ликвидировала одного из подозреваемых в организации теракта на марафоне в Бостоне и убийстве полицейского, второй скрылся, сообщил в пятницу представитель департамента полиции Бостона.
Ну что замочили самые крутые демократы ... подозреваемоо, не преступника. Наши либерасты тоже к такой дерьмократии стремятся?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 43 | 20.04.2013, 02:02 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
# 41 | 20.04.2013, 01:58 | Автор: Ficker | На сайте
Поройся, в материалах отчетах упоминается.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 44 | 20.04.2013, 02:06 | Автор: Ficker
    Публикации: 16 | Комментарии: 5263 | Рейтинг: -741,7
# 309804 | 20.04.2013, 02:02 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 10 | Комментарии: 9387 | Рейтинг: -260,1
Уфимский реквием. Путешествие по улице Коммунистической. Часть первая
# 41 | 20.04.2013, 01:58 | Автор: Ficker | На сайте
Поройся, в материалах отчетах упоминается.
______________________________________________
Ты когда-нить слышала про номадизм?...Целое научное направление.
Имеет общие признаки от мандейцев С.Америки, туарегов, арабов, до якутов.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 45 | 20.04.2013, 02:16 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
# 44 | 20.04.2013, 02:06 | Автор: Ficker | На сайте
Выбор способа хозяйствования мало зависит от вкусов и наклонностей.
Больше от климатических, природных условий, плотности населения.
Те же арабы разводят верблюдов в пустыне и выращивают финики в оазисах.
Увеличивающаяся плотность населения заставляет оседать и переходить к земледелию.
Так же, как в свое время, когда иссякли охотничьи ресурсы, от охоты перешли к животноводству.
Или чу.кчи, проживающие на побережье, ловят морского зверя, живущие в тундре - оленеводством.
Не из-за особенной любви и пристрастий, а жизнь заставляет.

Кочевые племена узбеков или туркмен перешли к растениеводству как к более эффективному способу хозяйствования.
Жизнь диктует правила.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 46 | 20.04.2013, 02:22 | Автор: Ficker
    Публикации: 16 | Комментарии: 5263 | Рейтинг: -741,7
# 309813 | 20.04.2013, 02:16 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 10 | Комментарии: 9388 | Рейтинг: -260,2
Уфимский реквием. Путешествие по улице Коммунистической. Часть первая
# 44 | 20.04.2013, 02:06 | Автор: Ficker | На сайте
Выбор способа хозяйствования мало зависит от вкусов и наклонностей.
Больше от климатических, природных условий, плотности населения.
Те же арабы разводят верблюдов в пустыне и выращивают финики в оазисах.
Увеличивающаяся плотность населения заставляет оседать и переходить к земледелию.
Так же, как в свое время, когда иссякли охотничьи ресурсы, от охоты перешли к животноводству.
Или чу.кчи, проживающие на побережье, ловят морского зверя, живущие в тундре - оленеводством.
Не из-за особенной любви и пристрастий, а жизнь заставляет.

Кочевые племена узбеков или туркмен перешли к растениеводству как к более эффективному способу хозяйствования.
Жизнь диктует правила.
------------------------------------------------------------
--------
Мне бы не хотелось заниматься твоим образованием, но вторым признаком номадизма считается наличие каркасного, переносного жилища и отсутствие навыков стационарного строительства.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 47 | 20.04.2013, 02:27 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
# 46 | 20.04.2013, 02:22 | Автор: Ficker | На сайте
Мне бы не хотелось заниматься твоим образованием, но вторым признаком номадизма считается наличие каркасного, переносного жилища и отсутствие навыков стационарного строительства.
-----------------------
получать дополнительное образование всегда полезно, особенно мне дилетантке.
"Чистые" кочевники, о которых пишет Роднов - может в Монголии.
Но казахи, киргизы и башкиры вели полукочевой образ жизни.
Зиму переживали в кишлаках, от слова "киш", "кыш" - зима. Опять повторю про глинобитные жилища.
Летом - яйляу, джайоо - тогда в переносных каркасных.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 48 | 20.04.2013, 02:34 | Автор: Ficker
    Публикации: 16 | Комментарии: 5263 | Рейтинг: -741,7
"Но казахи, киргизы и башкиры вели полукочевой образ жизни."
Ты это можешь доказать?)))
Какие казахи? Какого жуса? Где материалы по башкирским аулам 15-16 вв.?
Специфика Ю.Урала - меридианальные перекочевки с кышляу в районах Приаралья и Мангышлака.
Кто такие башкиры до 16 в.?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 49 | 20.04.2013, 02:46 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
# 48 | 20.04.2013, 02:34 | Автор: Ficker | На сайте

Казахи находят какие-то средневековые городища. путь в них жили саки либо масагеты, но предки казахов.
Так же башкирский этнос включает в себя многие племена.
В золотоордынских городах кто проживал, какой этнос?
Горд мог возникнуть как центр торговли, а Урал имел торговые связи со среднеазиатскими странами и Византией. Через Башкирию мог проходить Меховой путь, находки сасанидских блюд как свидетельство.
Это сасанидское серебро, причем в изрядных количествах находили даже за Уралом, в Приобье.
причем торговцы меняли пушнину не на стеклянные бусы, то есть уральские и сибирские племена имели возможно продавать за дорого пушнину - были самодостаточны.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 50 | 20.04.2013, 02:56 | Автор: Ficker
    Публикации: 16 | Комментарии: 5263 | Рейтинг: -741,7
"Казахи находят какие-то средневековые городища. путь в них жили саки либо масагеты, но предки казахов."
Массагеты - это ираноязычные саки-тиграхауда 7-5 вв. до н.э. Они такие же предки казахов, как скифы русских.
Городища действительно находят. Например город Отрар. Однако от того, что его развалины находятся на территории Казахстана, не значит что его построили казахи

"В золотоордынских городах кто проживал, какой этнос?"
От русских (жителей С.В. Руси) до китайцев и персов.

"Горд мог возникнуть как центр торговли, а Урал имел торговые связи со среднеазиатскими странами и Византией."
Мог))

"Через Башкирию мог проходить Меховой путь, находки сасанидских блюд как свидетельство."
Ну конечно мог))

"Это сасанидское серебро, причем в изрядных количествах находили даже за Уралом, в Приобье."
Самое позднее сасанидское серебро - 9 век. При том, что Сасаниды - это середина 6-го века
Я понимаю, что ты хочешь увидеть в истории Ю.Урала, но не всегда твои желания соответствуют фактам.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 51 | 20.04.2013, 03:02 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
# 50 | 20.04.2013, 02:56 | Автор: Ficker | На сайте
Я понимаю, что ты хочешь увидеть в истории Ю.Урала, но не всегда твои желания соответствуют фактам.
----------------------
твоя позиция такая же как у уфимской публики - этого не может быть потому что этого не может быть.

Так чьи же эти саманные стены городища Уфа-2 и артефакты?
Или откуда в Зауралье у местных племен и даже в Приобье у местных хантов византийское или сасандидское серебро, причем в изрядном количестве?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 52 | 20.04.2013, 03:04 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
"В золотоордынских городах кто проживал, какой этнос?"
От русских (жителей С.В. Руси) до китайцев и персов.
--------------------
Пусть будет типа Москваабада.
Но хозяевами были никак не русские, как писали советские учебники - ордынские ханы использовали труд славянских рабов.
которые русские умельцы строили дворцы почему-то в азиатском стиле.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 53 | 20.04.2013, 03:08 | Автор: Ficker
    Публикации: 16 | Комментарии: 5263 | Рейтинг: -741,7
"твоя позиция такая же как у уфимской публики - этого не может быть потому что этого не может быть."
У меня научная позиция. Знаешь, что такое наука?

"Так чьи же эти саманные стены городища Уфа-2 и артефакты?"
Все, что выходит из под пера Ниязко, вызывает недоверие. Он уже лет 20 наукой не занимается, а когда занимался, постоянно получал пинков за фальсификации.

"Или откуда в Зауралье у местных племен и даже в Приобье у местных хантов византийское или сасандидское серебро, причем в изрядном количестве?"
C изрядным количеством ты конечно поторопилась.
Ты действительно веришь, что еденичные находки импортов и монет являются доказательством торгово-денежных отношений?)))



0

  • Изображение
  • Участник
  • 54 | 20.04.2013, 03:11 | Автор: Ficker
    Публикации: 16 | Комментарии: 5263 | Рейтинг: -741,7
# 309844 | 20.04.2013, 03:04 | Автор: Зулия | На сайте
Публикации: 10 | Комментарии: 9393 | Рейтинг: -260,1
Уфимский реквием. Путешествие по улице Коммунистической. Часть первая
"В золотоордынских городах кто проживал, какой этнос?"
От русских (жителей С.В. Руси) до китайцев и персов.
--------------------
Пусть будет типа Москваабада.
Но хозяевами были никак не русские, как писали советские учебники - ордынские ханы использовали труд славянских рабов.
которые русские умельцы строили дворцы почему-то в азиатском стиле.
_________________________________________________
Да всякое было. Были и рабы, было и русские несколько раз Сарай сжигали да грабили. Строили конечно мастера из Ирана, Хорезма



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 55 | 20.04.2013, 03:17 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39742 | Рейтинг: +6512,1
# 54 | 20.04.2013, 03:11 | Автор: Ficker | На сайте

Да всякое было. Были и рабы, было и русские несколько раз Сарай сжигали
=============
Ты это сам видел или тебе соврал кто? Где этот Сарай-то? Нашли?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 56 | 20.04.2013, 03:22 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
Строили конечно мастера из Ирана, Хорезма
--------------------
Похоже, так. Сами ногайцы - правители ордынских городов чем тебе не узбеки или казахи - имею ввиду этническое родство. Хорезмцы чем не бывшие кочевники. которые в данный момент похоже, опять кочуют, Арал высох, приходится перейти к собирательству.
почему бы этим хорезмцам не выстроить саманные стены уфимского городища.

С-Петербург строили всякие - от итальянцев до чувашей.

Лан, пока до встречи



0

  • Изображение
  • Участник
  • 57 | 20.04.2013, 03:23 | Автор: Ficker
    Публикации: 16 | Комментарии: 5263 | Рейтинг: -741,7
"Ты это сам видел или тебе соврал кто?"
Почитай на досуге ченить про ушкуйников.

Где этот Сарай-то? Нашли?
И даже успешно копают



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 58 | 20.04.2013, 03:26 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3//3885/3885106_
dream20114097a.swf

приятных выходных!



0

  • Изображение
  • Участник
  • 59 | 20.04.2013, 03:26 | Автор: Ficker
    Публикации: 16 | Комментарии: 5263 | Рейтинг: -741,7
"Сами ногайцы - правители ордынских городов чем тебе не узбеки или казахи - имею ввиду этническое родство."
Правители ордынских городов не были потомками Ногая

"Хорезмцы чем не бывшие кочевники. которые в данный момент похоже, опять кочуют,"
Они вобще-то природные земледельцы, создавшие мощные ирригационные системы



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 60 | 20.04.2013, 03:28 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39742 | Рейтинг: +6512,1
# 57 | 20.04.2013, 03:23 | Автор: Ficker | На сайте

Где этот Сарай-то? Нашли?
И даже успешно копают
================
И где он? Ссылку кинь. А то и в Уфе тоже чего только не нарыли!!!

Отроют, а потом сами удивляются - зачем.



0