Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   22864    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   27045    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   40276    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   40673    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   23540    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   41199    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   20031    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   35278    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   32557    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   43592    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Мавзолей под землей и стеклянный гробик

0



Контора пароходного общества «Кавказ и Меркурий» в Адмиралтейской слободе Казани не была отелем. Поэтому в ночь на 28 (16 по ст. ст.) сентября 1858 года 56-летнему Александру Дюма, а также его спутникам - художнику Жан-Пьеру Муане и их переводчику, студенту I курса физико-математического факультета Московского университета Николаю Калино - ночевать пришлось на широких лавках, предназначенных для сидения.

Мавзолей под землей и стеклянный гробик


Контора пароходного общества «Кавказ и Меркурий» в Адмиралтейской слободе Казани не была отелем. Поэтому в ночь на 28 (16 по ст. ст.) сентября 1858 года 56-летнему Александру Дюма, а также его спутникам - художнику Жан-Пьеру Муане и их переводчику, студенту I курса физико-математического факультета Московского университета Николаю Калино - ночевать пришлось на широких лавках, предназначенных для сидения. Вот как писатель описывал свое пробуждение.

«Верно полагают, что вопроса о кровати не было в магазине месье Грасса. …Муане, не в состоянии свыкнуться с простой славянской доской, пробудился вместе с зарей нового дня и отправился знакомиться с краем. Часом позже вернулся, восклицая от восхищения.

Поскольку он не испытывал чрезмерного энтузиазма в отношении России, я был готов поверить, что в самом деле он обнаружил что-то стоящее.

Соскочил со скамьи на пол и последовал за Муане, уже готовым служить мне как чичероне. Наш дом располагался так, что, только пройдя наискось от него полверсты, можно было увидеть Казань. Мы прошли эту диагональ, и от края своего рода поселка, в котором остановились на ночь, нам открылась просторная равнина, где Иван IV ставил свой лагерь. Сегодня она рассечена широким шоссе длиной в пять верст, протянутым прямо, как по шнуру.

Шоссе, поднятое на 5-6 метров и такой же ширины, лежит выше уровня самых высоких паводков Волги и даже в самые, что ни на есть, сильные разливы служит доступным и надежным проездом от реки в город. Если не брать в расчет шоссе, Казань будто стоит среди огромного озера и со своим старым кремлем, не тронутым ни одним пожаром, и колокольнями 62-x храмов являет вид один из самых фантастических».

Муане и Дюма увидели примерно такую панораму кремля и храма во имя Спаса Нерукотворного. В кадр справа не попала дамба, которую упоминает Дюма, и которая была открыта в 1849 году.

Далее французский писатель отметил:

«Но что поражает, прежде всего, - это величественная масса - памятник, воздвигнутый в честь русских, павших при штурме; он датируется 1811 годом, не относится, думаю, ни к какой известной архитектуре и, благодаря своей форме, приземленной и мрачной, находится в полной гармонии со скорбным замыслом, выношенным архитектором. Туда можно подняться по четырем лестницам, устроенным с четырех сторон».

На самом деле торжественная закладка этого храма состоялась 11 июля (29 июня по ст.ст.) 1813 года. Горожане собрали 1500 рублей на строительство. Александр I и члены его семьи пожертвовали 10 тыс. рублей, сбор средств по России добавил еще 100 тыс. 315 рублей. В итоге был построен храм в форме египетской пирамиды с греческими порталами для входа, украшенными коринфскими колоннами. Автор проекта - Николай Алферов, строитель - казанский архитектор Александр Шмидт. Архитектура в стиле русского ампира и православная религия получили уникальное соединение в правление Александра I. Более известный образец этого – кафедральный Казанский собор в Петербурге.

Необычная часовня отмечала и нерядовое событие. Более сотни лет казанские ханы совершали походы за рабами в московские владения. Как свидетельствует летопись, 27 (17) августа 1551 года из казанского плена было освобождено 60 тысяч русских пленников. Освобожденным выдали хлебное довольствие, за которое дьяки строго отчитывались перед царем. Соответственно, строго учитывали освобожденных. Так что этой цифре можно верить. Для сравнения, стены самой Казани через год едва вместили 33 тысячи защитников города. То есть, русских рабов в Казанском ханстве было примерно столько же, сколько и самих подданных, если приплюсовывать к защитникам стариков, женщин и детей.

Грабительские набеги казанских охотников за русскими рабами были гигантской проблемой для Москвы в течение 100 лет. Ее разрешил царь лишь в 1552 году. Для чего собрал до 150 тыс. воинов, включая не менее 50 тыс. союзных татар, а также наемников - украинских казаков, поляков, итальянцев, немцев и англичан.

Своих убитых воинов царь приказал захоронить на месте, где и обнаружил храм Александр Дюма. Это самая большая братская могила павших воинов во всем Среднем Поволжье.

Именно решение стратегической проблемы царь отметил приказом об организации мемориального захоронения. Для ухода за этой могилой в Казани был устроен Свято-Успенский монастырь, который в 1559 году перенесли на Зилантову гору. А над общей могилой воинов была сооружена часовенка.

«В день взятия Казани повелел Иван поставить небольшую деревянную церковь, сруб которой доставили в совершенно готовом виде, и которая была построена от основания до конька кровли, за шесть часов. Там отслужили благодарственную мессу, обедню и помолились за упокой душ русских, павших в битве. Вероятнее всего, эта маленькая церковь была поставлена там, где сегодня возвышается каменный памятник», - отмечал Дюма.

Название мемориалу дала походная икона царя с изображением Спаса Нерукотворного, подаренная Иваном Грозным Казани. Это же изображение украшало личный штандарт царя, использовавшийся в военных походах.

Мавзолей под землей и стеклянный гробик


11 сентября (30 августа по ст.ст.) 1823 года на месте часовни был открыт храм в имперском стиле, пришедшим из наполеоновской Франции. Именно эти мотивы помпезности, обнаруженные на самом востоке Европы, так потрясли художника Муане и писателя Дюма.

Далее писатель отметил:

«Интерьер - церковь, и посреди нее возвышается огромная могила, наполненная черепами всех павших. Другое от останков - в катакомбах своего рода, под церковью».

До революций 1917 года в церкви висели портреты Ивана Грозного и правившего на тот момент императора.

Автор этих строк побывал внутри храма в октябре 2011 года. Добровольный сторож храма, бывший преподаватель казанского авиационного института, рассказал мне, что место рядом с памятником использовалось для разгульных пикников и интимных радостей казанских парочек. Так что, когда в марте 2005 года бывшие коммунисты вернули мемориал казанской епархии, кости погибших были разбросаны вокруг памятника. Реставрацию храма верующим пришлось начинать со сбора сохранившихся немногочисленных костей и многочисленных презервативов.

В результате современное поколение казанцев в большинстве своем не знает, что находится внутри памятника. В городе очень давно господствует неверное представление, что это «памятник русским», погибшим при штурме.

Дюма в 1858 году писал:

«Страж, который показывал нам эти останки, был уверен, что отбор вели не слишком скрупулезно, как об этом гласит история; по его мнению, какое-то число безбожных скелетов проскользнуло со скелетами православными, и, показывая нам некоторые черепа с выдающимися нижними челюстями и приплюснутым лбом, он утверждал, что опознает в них татарские черепа».

Мавзолей под землей и стеклянный гробик


Власти города в XIX веке назначали смотрителями храма отставных офицеров, имевших ранения и боевые награды. Это были уважаемые ветераны, но они не знали имен тех, кто внесен в церковный поминальный список – синодик. Список дошел до нас не полностью, но из опубликованного из него фрагмента я почерпнул 18 татарских имен и фамилий.

Ежегодно в годовщину штурма Казани 1552 года верующие проводили крестный ход из Зилантова монастыря к мемориалу, а гражданские власти устраивали у стен церкви военный парад местного гарнизона.

Это отношение к захоронению «русских завоевателей» сохранилось у нынешних властей суверенного Татарстана. В результате на годы затянулась бюрократическая рутина относительно реставрации уникального памятника, а сам неповторимый для России мемориал по причинам псевдотолерантности не включен в список кандидатов на сайте «Россия-10». Напомню, что на сайте идет голосование по уникальным достопримечательностям страны. Таково сегодня реальное отношение республиканских властей к истории русских, союзников русских (включая большинство татар) и в целом - России.

Сегодня внутри памятника – действующий храм, причем самый бедный в Казани. Из-за его специализации (поминовение усопших воинов) и его отдаленности от жилых районов, в храме нет большой общины прихожан, не проводятся обряды крещения, отпевания и венчания, которые приносят церкви доход. Настоятель часовни, отец Федор, рассказал мне, как заработал астму во время церковных обрядов. Потому что стоял в храме зимой на холодном бетонном полу, продуваемом влажным ветром с реки…

Со стороны дамбы и противоположной стороны две небольшие каменные лестницы ведут туриста в склеп. В апреле 2006 года архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий распорядился открыть здесь подземную церковь во имя Ильи Муромца.

2 сентября 1836 года в склеп спускался император Николай I. Его сопровождал настоятель Зилантова Свято-Успенского монастыря. Зажженной свечой священник освещал впереди царя путь, стиснутый каменными сводами. В XIX веке здесь была наполненная черепами большая гробница с распятием, освещенным неугасимой лампадой. На стенах склепа были начертаны два нравоучительных изречения из Библии.

В 1836 году настоятель монастыря шел вместе с царем по деревянному решетчатому полу, сквозь отверстия которого выступала масса костей. Монах пояснил Николаю I, что строители каменной часовни хотели поменять деревянный пол на каменный, но по всем направлениям подземелья шел толстый слой человеческих останков. Класть камень на прах не решились…

В 1918 году монахов, ухаживающих за захоронением, расстреляли. Кости разбросали мародеры. Оставшееся в начале XXI века верующие собрали в небольшой гроб.

После разлива Куйбышевского водохранилища в 1956 году место храма стало островом. В 2004 году мемориал был соединен мостиком с дамбой 1849 года.

Мавзолей под землей и стеклянный гробик


Фотографии этого подземного храма и полупрозрачного гробика с останками до сих пор неизвестны большинству казанцев. Я фотографировал их с разрешения отца Федора. Темноту склепа подсветил лишь принесенный фонарь.

Валерий Курносов, Дилетант.Ру
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны