Календарь новостей
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Лекарственный рэкет в ...

Я такой древний, что лихие 90-е помню прямо как вчера. Я тогда мотался, но ...
  29.10.2020   36800    16

Одних земельных воров ...

Андрей Потылицын: Простите, господин Ахмадинуров, а эти главы — члены какой ...
  29.10.2020   17956    26

«Я хотела уйти с этой ...

Известная уфимская журналистка Наталья Павлова сообщила об уходе с поста ...
  28.10.2020   23514    40

Кровавого упыря теперь ...

Путин оценил предложение запретить сравнение действий СССР и нацистов. ...
  28.10.2020   16231    39

Борис Вишневский: «Как ...

«Ежегодная индексация пенсий!», — неслось со всех сторон, когда власти ...
  28.10.2020   34778    23

Осеннее обострение ...

Соответствующие изменения предложили внести в республиканский кодекс о выборах, ...
  27.10.2020   29609    18

Бутылка водки за ...

Радий Хабиров предложил выплачивать премии от «Башспирта» за сообщения о ...
  27.10.2020   33024    70

Антинародные ...

Курултай Башкирии планирует ужесточить закон о проведении митингов. Депутаты ...
  26.10.2020   24988    93

Просроченное ...

30 лет новейшей истории Башкортостана: 4 смысловых сюжета вице-премьера Азата ...
  23.10.2020   20217    49

В Туймазах откопали ...

В Башкортостане презентовали "Карту башкирских родов" и пособия по краеведению. ...
  23.10.2020   29529    74

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Октябрь 2020 (57)
Сентябрь 2020 (72)
Август 2020 (91)
Июль 2020 (77)
Июнь 2020 (108)
Май 2020 (98)


О националистических настроениях

0


Информация Башкирского обкома ВКП(б) секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову о националистических настроениях среди некоторых башкирских писателей.

О националистических настроениях


27 октября 1944 г.

В дни Великой Отечественной войны передовая часть писателей Башкирии проводит большую творческую работу на фронтах и в тылу, создавая литературно-художественные произведения, проникнутые чувством советского патриотизма, любви и преданности Родине.

Однако некоторыми башкирским писателями, как это сейчас установлено органами НКГБ, высказываются националистические настроения и проявляется враждебное отношение к национальной политике нашей партии.

К таким писателям относятся: бывший председатель союза писателей Башкирии Бикбаев, секретарь союза писателей Нигмати, заведующий литературной частью госфилармонии Гизатуллин и другие.

Эта наиболее активная группа националистически настроенных писателей в течение всего военного периода не только не стремилась создать литературно-художественные произведения, отображающие героизм и самоотверженность народов нашей страны, в том числе башкирского народа, в их борьбе с немецко-фаш-истскими захватчиками, а наоборот, открыто заявляет о своем нежелании писать на эти темы, всячески восхваляет феодальную жизнь башкир в прошлом, считая, что лучшие традиции башкирской поэзии в настоящее время находятся в загоне.

«Прошлое башкирского народа прекраснее, – заявляет писатель Бикбаев, – а о настоящем писать рука не поднимается».

Не случайно поэтому упомянутые писатели пытаются восстановить литературное наследство буржуазно-националистического писателя – валидовца Бабича, расстрелянного в 1918 году. Характерно, что эти попытки находят известную поддержку среди некоторых писателей Татарии, особенно секретаря ССП Татарии Кашапова. Будучи в Уфе, он доказывал необходимость бороться за восстановление трудов Бабича так же, как, по его словам, это делают в Казани в отношении произведений татарских националистов Рамеева и Ибрагимова, призывая «выступить перед Москвой совместно, единым фронтом».

Установлено, что по этим вопросам систематически поддерживается связь с башкирскими и татарскими националистически настроенными элементами, проживающими в Москве.

Ограничиваясь в своей работе небольшими произведениями на не актуальные темы, названная группа в то же время резко выступает против тех башкирских писателей, которые свои произведения посвящают героям Отечественной войны.

Народный импровизатор 70-летний Давлетшин Фаррах, настойчиво и упорно работавший над своими произведениями в течение 3-х лет, прошел 100 километров пешком из Бирска до Уфы, чтобы получить в Союзе писателей оценку своих трудов. Эти труды были «утеряны» по вине Бикбаева и Давлетшину пришлось их восстанавливать по памяти.

Вернувшийся с фронта башкирский писатель т. Бикчентаев обратился к секретарю Союза писателей Нигмати с просьбой ознакомиться с его произведениями, последний ему ответил: «Никакого отношения ты к нам не имеешь, и мы тебя знать не хотим. Ты стал писать по-русски и отправляйся к русским, пусть они тебя слушают».

Враждебное отношение ко всему русскому подтверждается многими другими фактами, в частности, неоднократными заявлениями о том, что «Мы не поедем в Москву на поклон... Нам нужно как можно скорее избавиться от этих русских».

Виднейшие русские писатели, научные и политические деятели часто высмеиваются и шельмуются.

Националистические и явно антисоветские настроения и взгляды указанной группы относятся не только к области литературы и искусства, но и в целом к политике партии и правительства, о чем также свидетельствует ряд фактов.

Так, например, писатель Бикбаев с цинизмом заявляет о том, что Башкирия – это «куриное гнездо, курятник, а ее правительство – марионетки, которые без Москвы ничего сделать не могут».

Писатель Гизатуллин, восхваляя фашистскую армию, заявлял, что «Германия выиграет войну и для Советского Союза это будет счастьем, т. к. советская власть не может обеспечить счастья народа».

Антисоветские взгляды Гизатуллина формируются под влиянием доцента Башпединститута литературоведа Пизова, который систематически распространяет контрреволюционную клевету и пропагандирует преимущество капиталистической системы перед социалистической.

Эта кучка враждебных советской власти пыталась группировать вокруг себя неустойчивые элементы из числа молодежи и интеллигенции, для чего устраивала «семейные вечера», где обычно велись разговоры на антисоветские темы.

В связи с таким положением обкомом ВКП(б) принят ряд необходимых мер, в частности, создана специальная комиссия из авторитетных и проверенных товарищей для проверки башкирской литературы, выпущенной за годы войны. Отделу пропаганды и агитации обкома ВКП(б) поручено взять под постоянный контроль и повседневное руководство работу Союза советских писателей Башкирии.

За националистические настроения, систематическое пьянство и недостойное поведение в быту писатель Бикбаев, дважды до этого привлекавшийся к партийной ответственности, нами исключен из кандидатов в члены ВКП(б).

В отношении националистически настроенных писателей принимаются соответствующие меры по линии органов государственной безопасности, в обком ВКП(б) усиливает работу, как среди писателей, так и среди других групп интеллигенции (учителя, врачи, работники искусства и т.д.).

Секретарь Башкирского обкома ВКП(б) Игнатьев.

(Региональные особенности национальной политики СССР в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. Башкирская АССР: сборник документов. Уфа, 2011. С. 272–275)

Справка

Бикбаев (Бикбай) Баязит (1909–1968), башкирский поэт, прозаик, драматург, либреттист. Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР. За заслуги в развитии башкирской литературы и искусства награждён орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». В 1970 году ему посмертно присуждена премия имени Салавата Юлаева. Отмечая заслуги башкирского поэта, драматурга, прозаика и публициста Баязита Бикбая, исполком горсовета Уфы своим решением от 1 марта 1984 года назвал его именем новую улицу в Октябрьском районе Уфы, в Сипайлово. На доме 47 по улице Ленина в Уфе укреплена мемориальная доска на башкирском и русском языках напоминает: «В этом доме в 1959–1968 гг. жил видный писатель, лауреат премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева, заслуженный деятель искусств республики Баязит Бикбай». Похоронен на мусульманском кладбище в Уфе.

Гизатуллин Искандер Галиаскарович (1922–1976), переводчик. По национальности татарин. В 1950 г. репрессирован. В 1956 г. реабилитирован. Скончался в Москве.

Нигмати Рашит (1909–1959), башкирский советский поэт, драматург, детский писатель, переводчик. Народный поэт Башкирской АССР (1959). Похоронен в уфимском парке имени Салавата Юлаева.

Пизов Моисей Григорьевич (1905–1962), кандидат филологических наук (1942), доцент (позднее зав. кафедрой) кафедры русской и всеобщей литературы педагогического института им. К.А. Тимирязева (впоследствии — Башгосуниверситет). 23 июня 1941 года был в числе тех представителей уфимской интеллигенции, которые обратились с письмом в газете «Красная Башкирия» с призывом «честно и самоотверженно выполнить свой долг перед Родиной в любом месте, которое будет указано ходом Великой Отечественной войны». После войны получил две комнаты в элитном доме, бывшем купеческом особняке, где сейчас находится Союз писателей Башкортостана. 15 апреля 1950 г. был арестован вместе с И.Г. Гиззатуллиным по обвинению в антисоветской агитации во время Великой Отечественной войны, клевете на руководство страны. В 1956 г. реабилитирован. Похоронен на Сергиевском кладбище в Уфе.

Юрий Пермяков, из почты Уфимского Журнала








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Гость
  • 61 | 08.05.2015, 21:20 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Вчера один национал рассуждал: зачем в войну с немцами воевали? Они ведь только русских хотели уничтожить, но нам бы ничего не сделали. Мы же благородная национальность. Вот вам и День Победы...



0

  • Изображение
  • Гость
  • 62 | 08.05.2015, 22:35 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
В Башкирии никогда никаких башкир не было и нет.
Басширдами-башкардами-маджардами в средние века называли венгров и через них всех фин-угров.
А зауральские "чистые башкиры" - это чистые монголы Бату хана. Родоплеменнное разделение, быт, музыка, танцы, горловое пение - все монгольское. Даже топонимы монгольские с собой привезли: Яй-Ик - по монгольски - Тихая река, Ир-Имель - по монголски - Седло мужчины, даже окончание населенных пунктов на гол: Солтангол, Бурангол - от монгол - как и Халхин-гол, Онон-гол в Монголии.
Зауральского "башкира" от монгол по лицу не различишь.
Украли у фин-угров самоназвание "башкир", сейчас продолжают красть ихнюю историю.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 63 | 09.05.2015, 02:39 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Шайхзада Бабич в переводе на русский язык, самый могучий и самый великий в мире:
Пройду ли по травам башкирского края,
- - -
Да Бабич много кое что писал о башкирах, к примеру
Ахелляем башкортым
Чупляйсе бар баш кортын
(башкирский ты мой люд,
Вшей бы от ихних голов собирать)
Или вот другой пример:
Если зайду в башкирский дом
Встречают меня там живые трупы



0

  • Изображение
  • Гость
  • 64 | 09.05.2015, 02:45 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Башкирский язык хотя и относится к кыпчакской группе, но в нём имеются особенности характерные для булгарских (диалекты чувашского), огузских (туркменский, диалекты турецкого) и сибирских (алтайский, тувинский, хакасский, якутский, язык древнетюркских пa-мятников) языков.
- -
Так называемый башкирский язык – отатарившийся монгольский язык.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 65 | 09.05.2015, 03:13 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Первыми (зимой 1554 г.) русское подданство приняли западные и северо-западные башкиры,
- - -
Все это высосано из пальца, все шежере и так называкмые «народные предания» (Кузеев так пишет «по народным преданиям») – выдуманы уфимскими фальсификаторами. А такие личности, которые будто бы ходили к Ивану Грозному, как Шагали-Шакман, жили на 100 лет позже.



0