Календарь новостей
«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Народ такой. Кого им ...

В конце марта в региональном отделении “Единой России” отобрали четверых ...
  19.04.2019   39429    19

Старая байка про «два ...

Первый президент РТ прислал видеопоздравление к церемонии открытия Дней ...
  19.04.2019   12492    41

Не было альтернативы, и ...

Как сообщила «Эху» сама Саитова, она направила предложения о выдвижении ее ...
  19.04.2019   12807    19

Бесполезный совет с ...

Президентский Совет по права человека направил руководству Башкирии и в ...
  19.04.2019   13645    7

В Уфе открыли памятник ...

На открытие памятника пришли главы двух республик, Башкортостана и Татарстана. ...
  19.04.2019   18857    33

Статист-коммунист ...

КПРФ на выборах главы Башкортостана выдвигает Юнира Кутлугужина. ...
  18.04.2019   34647    48

У Хабирова высокий ...

ВЦИОМ оценил готовность избирателей проголосовать за врио губернаторов регионов. ...
  18.04.2019   13407    110

Хабиров: «Я вас не ...

Врио главы Башкирии Радий Хабиров раскритиковал глав муниципалитетов за ...
  17.04.2019   37107    43

Ради квартиры - готов и ...

В прошлом году легенда башкирского театра, трижды народный артист – России, ...
  17.04.2019   12212    155

Это вам не Тарасенко ...

Земфира Латыпова, возглавлявшая с сентября прошлого года Верховный суд Башкирии ...
  17.04.2019   11247    9

Читаемое за месяц


О письменности Волжской Булгарии

  • Опубликовано: Ирек | 23.12.2015
    Раздел: История | Просмотры: 20514 | Комментарии: 73
6


Есть у меня помимо прочих, книга Кляшторного С.Г., написанная в соавторстве с Савиновым Д.Г. «Степные империи древней Евразии». – СПб.: Филологический факультет. 2005. – 346 с.. В этой книге есть очень много интересного в соответствии с названием, и есть в этой книге ещё отдельная его статья на недавно заданную тему, озаглавленная «Памятники письменности тюркских племён Центральной Азии и Сибири в раннем Средневековье».

О письменности Волжской Булгарии


Однако не будем на сейчас утомлять этим даже обычных, нормальных читателей сайта, воспринимающих материалы по истории адекватно, и особенно его, сайта некоторых продвинутых экспертов и прочих их сотоварищей, коих иногда очень трудно принять за адекватных.

Приведём только самое начало той статьи Кляшторного С.Г из упомянутой книги:

«В VI-VII вв. тюркоязычные племена Центральной и Средней Азии, входившие в состав Тюркского каганата, а также западнотюркские племена Нижнего Поволжья, Подонья и Северного Кавказа, создавшие Хазарское государство, уже пользовались собственным письмом».

Вместе с тем на сайте возникли разговоры ли, замечания ли, реплики ли за письменность Волжской Булгарии, и я решил представить статью за эту тему:

Из истории СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОСТИ В ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ В VIII—XIII ВЕКАХ.

Важными источниками в исследовании письменной культуры булгар являются археологические материалы, которые предстают перед исследователем конкретными живыми письменами вместе с орудиями и материалами древнего письма. Нередко надписи встречаются на отдельных бытовых предметах, изделиях ремесленников, гончаров - сфероконусах, кувшинах, пряслицах. Часто встречаются надписи на металлических украшениях: женских медных и серебряных браслетах, перстнях, зеркалах.

Когда речь идёт о рукописях, обычно подразумевается текст, написанный на бумаге. Первым материалом для письма предков современных татар-булгар был камень. Булгарские эпитафические памятники XIII-XIV веков отличаются изяществом, аккуратностью почерка. Они свидетельствуют о высоком искусстве булгарских писцов-камнерезчиков. Булгарские надгробные камни домонгольского периода были обнаружены на горе Балангуз недалеко от Билярска. Эти камни относят к 1177 году.

Писали также на вощённых досках и специально обработанной бересте, процарапывая костяными стержнями, напоминающими древнерусские «писала».

Стержни подвешивали к поясу, о чём свидетельствуют сделанные на их конце отверстия.

В период расцвета Волжской Булгарии основным материалом для письма стала бумага. Письменные памятники-рукописи булгарского периода почти не сохранились, до нас дошли лишь поздние их списки.

Булгары, имевшие тесные торговые и культурные связи с Китаем, Индией, народами Средней Азии, особенно с Бухарой, Самаркандом, Багдадом, с уйгурами, несомненно, бумагу для письма ввозили от них. Обнаруженные в домонгольских материалах глиняные чернильницы подтверждают это. Были и книги, написанные на бумаге. Они прекрасно оформлялись. Металлические обложки таких книг, покрытые красивым волнистым орнаментом и инкрустацией, известны в билярских коллекциях.

История развития письменности в Булгарском государстве включает в себя три основных вида письма. Первая письменность у булгар была руническая.

О бытовании в VIII-IX веках рунической письменности говорят надписи из Маяцкого и Саркельского городищ, коллекции Новочеркасского музея, Падь-Сент Микложского клада (Венгрия), Дунайской Болгарии и т.д.

Возникновение второго типа письма связано с принятием в 922 году Булгарским государством ислама. Ислам был религией с развитой письменной культурой. Но надо отметить, что чётко датированные нумизматические материалы IX-X веков подтверждают сообщения письменных источников о раннем проникновении и распространении арабской графики.

И, наконец, третий тип письма - это уйгурская письменность. Её принесли с собой монгольские завоеватели. В первой половине XIV века при хане Мухаммед Узбеке (1312-1340) ислам стал официальной религией Золотой Орды. Завоеватели потеряли свой язык, восприняв язык коренного, более культурного, хотя и порабощенного тюркского народа.

В 1958 году у посёлка Юрино Марийской Республики был найден камень с рунической надписью, близкой к тюрко-орхонской, но имеющей графические особенности. Надпись на камне, датированная Э.М. Тенишовым по языковым особенностям X-XI веком, выражает крылатое слово, мудрое изречение.

Такие же рунические надписи обнаружены на серебрянных предметах XI-XII веков, найденных в Прикамье.

В 1983 году на XXVIII раскопе Билярского городища на фигурной ручке булгарского керамического сосуда была обнаружена руническая надпись, нанесённая острым предметом по сырой глине.

Надпись дала основание включить Волжскую Булгарию в ареал распространения древнетюркской рунической письменности, близкой в своей основе к северокавказскому (протоболгарскому) варианту.

Эта находка позволила рунические надписи на перифериях Волжской Булгарии, найденные ранее, связать с булгарами. Таким образом, сообщение арабского автора X века Ибн-ал-Надима о том, что булгары и туббаты употребляют письма китайцев и маникийцев, имеет под собой реальную почву.

Однако он мог легко спутать руническое письмо с китайским и маникийским, поскольку они на первый взгляд схожи.

Распространение подобных надписей в Волжской Булгарии и в прилегающих районах в более позднее время свидетельствует, что рунический шрифт употреблялся населением и после введения арабского алфавита. Однако с широким распространением ислама руническая графика постепенно вытеснялась из жизни как проявление язычества. Несмотря на это, она употреблялась в быту некоторое время. Многие руны перешли в область тамг и знаков, которые имели уже совсем иное значение. На керамических изделиях Билярского городища зафиксировано более 20 рунических клейм-знаков ремесленников, гончаров, повторяющих почти все буквы тюрко-орхонского алфавита. Среди них чаще встречается знак, напоминающий букву «А», который в тюрко-орхонском алфавите означает звук «бэ». Показательно, что этот знак превращается также в княжеские племенные тамги, что доказывается их наличием на булгарских монетах.

Личными знаками метили свои товары булгарские купцы при немой торговле с северными народами.

Исследователи булгарских клейм-знаков подчёркивают их сходство с более поздними татарскими и чувашскими тамгами. Действительно, татарские тамги близки, с одной стороны, знакам тюрко-архонского алфавита, а с другой - булгарским клеймам-знакам. Причём имеется немало татарских тамг, повторяющих тюркские руны и пока не обнаруженных на булгарских изделиях.

Таким образом, первым алфавитным письмом древних тюркских народов считается руническое письмо. Памятники, написанные этим письмом, были обнаружены в Забайкалье, затем на Алтае и в Европе. Получившие своё название по месту первых находок как «архоно-енисейские» памятники, они привлекли внимание отечественных и зарубежных учёных. Сейчас установлено, что это письмо употреблялось древними тюрками не позднее VI-VII веков. Оно было известно и нашим предкам, булгарам и кыпчакам, жившим в Поволжье, Причерноморье и на Северном Кавказе.

Примечателен и такой факт: венгры считают, что история их письма началась с рунической письменности, которую они восприняли у дунайских болгар.

Это лишний раз свидетельствует о разработанности, системности письма, о более универсальном, то есть руническом алфавите. Не вызывает сомнения, что руническая письменность до появления арабской графики распространилась довольно широко. И видимо, руническое письмо булгар было вытеснено в IX-X веках арабским письмом.

Следует отметить, что само арабское письмо возникло задолго до принятия ислама. Сохранившиеся памятники арабского языка относятся к 929 году.

Американский учёный Э. Джеффери допускает возможность наличия арабской графики в Северной Аравии ещё в 300 году. Булгары, жившие в V-VIII веках в низовьях Волги, Приазовья и Дона, вели оживлённую торговлю и войны с соседними государствами (например, с Византией).

Арабы в эти времена были самым передовым народом. Они приняли эстафету античной культуры, сохранили и развили её, внесли большой вклад в сокровищницу мировой культуры и науки. Арабские купцы вели торговлю не только с Византией и европейскими странами, но и с самыми дальними странами Востока - Индией, Китаем, Японией. Города арабского халифата Багдад, Бейрут, Дамаск и другие стали мировыми центрами культуры и науки.

В них работали учёные, писатели, архитекторы из различных мусульманских стран. Ни один европейский народ в то время не мог соревноваться с арабами по грамотности, количеству учёных, учебных заведений, высокому состоянию культуры и науки, числу библиотек.

Волжская Булгария уже в конце IX века была развитой страной. К моменту приезда в 922 году посольства багдадского халифата здесь были известные учёные - историки, математики, медики, работали медресе, была распространена рукописная книга. Булгары, находясь в торговых, экономических связях с восточными странами, знакомились и с передовой арабской культурой.

Сравнительно высокий уровень материальной и духовной культуры Волжской Булгарии создал почву для дальнейшего сближения её с культурой арабских стран. По уровню развития Волжская Булгария находилась в такой стадии, что смогла войти в более тесный контакт с арабской культурой. Это привело к тому, что булгары восприняли и освоили ряд достижений арабской культуры. Опираясь на эти достижения они развивали свою булгаро-татарскую культуру. Это сближение привело к тому, что со многими культурными достижениями от арабов перешло и письмо, вытеснив ранее существовавшее руническое. Проникла и религия арабов - ислам, открывший нашим предкам путь к богатой культуре арабов, способствующий оживлению торговли, росту просвещения, увеличению количества школ, широкому распространению рукописной книги, близкому знакомству с восточной поэзией, искусством и наукой.

Арабское письмо, видимо, было известно булгарам ещё в VIII-IX веках, о чём свидетельствуют монеты Волжской Булгарии, отчеканенные арабскими буквами ещё до принятия ислама. Это подтверждают найденные на территории Татарстана арабские монеты, относящиеся к VIII-X векам. Недавно опубликованные исследователем Е.П. Казаковым арабские письмена на благородном металле (серебро) и обработанной кости также относятся к раннебулгарскому времени и датируются рубежом IX-X веков.

Первоначальное проникновение и распространение арабской или иранской графики, по свидетельству В.В. Бартольда, вызывалось только торговыми сношениями и не было связано с религиозной пропагандой.

Арабская графика, приспособленная к особенностям языка, который принадлежит к совсем иной языковой семье, вступила в противоречие с булгарским языком, в частности, с его орфоэпией. Это противоречие в некоторой мере устранялось использованием особых комплексов программ арабского алфавита.

Многочисленные эпиграфические, эпитафические памятники, орнаментальное письмо на соборной мечети Булгар, надписи на ювелирных изделиях свидетельствуют, что в IX-XIV веке в Волжской Булгарии была широко развита письменность на основе арабской графики.

Путешественники, посетившие Великую Булгарию, пишут, что здесь жили учёные, писатели, учителя, имелись литературные и научные труды, написанные булгарскими деятелями. Ими были созданы исторические книги, медицинские трактаты, художественные произведения, комментарии к сочинениям учёных и писателей Востока.

Арабский путешественник Абу Хамид ал Андалузи (Абу Абдаллах ал Гарнати), посетивший в 1156 годах Булгар, писал о своей встрече с булгарским ученым Якуб бин Ногманом. Из его сочинения «История Булгар» он переписал рассказ о введении ислама в Булгарии.

В распространении грамотности среди широких слоев населения было заинтересовано мусульманское духовенство, ибо умение читать и писать по-арабски давало возможность непосредственно познакомиться с Кораном, религиозными книгами, осваивать дидактическую литературу, направленную главным образом против языческих традиций. Следовательно, распространение элементарной грамотности и исламизация булгарского общества шли параллельно. Это явление характерно и для других средневековых государств, принявших в тот период одну из мировых религий.

Исследователь истории науки средневековой Руси В.К. Кузанова пишет: «На раннем этапе становления христианства на Руси распространению грамотности и знаний было адекватно распространение вглубь и вширь новой веры. Знание, грамотность (чтение богослужебной литературы) были как бы противовесом русскому язычеству, опорой в борьбе с ним».

О стремлении к освоению мусульманской образованности свидетельствует сообщение Ибн Фадлана о булгарине Талуте, проявившем прилежание в изучении Корана: «Радость его от этих двух сур больше, чем если бы он сделался царём».

Известен и ряд мирных договоров, заключённых между булгарами и Русью. Несомненно, они выполнялись и на булгарском, и на русском языках, так как исходили из интересов обеих сторон. Заключались и торговые договора. Так по договору 1006 года булгарским купцам вручались грамоты-печати, узаконившие их торговые операции в русских городах. Подобные грамоты-печати вручались и русским купцам, торговавшим в булгарских землях.

Такая верительная печать на городского князя Всеволода Юрьевича (1212-1237) была обнаружена в Биляре в усадьбе русского ремесленника.

Осуществлялась и государственная переписка. Известно, например, письмо царя Алмуша в Багдад, в ответ на которое в Булгарию в 922 году прибыло посольство. Другое письмо посылалось с сыном царя. Сохранилась переписка Алмуша с северными народами. Многие русско-булгарские отношения оформлялись письменными соглашениями. В единой письменности нуждалось и судопроизводство, так как на Востоке и в Древней Руси жалобы чаще всего подавались письменно, приговоры выносились в письменном виде.

Заметим, что булгарские судьи (Кади) Якуб бин Ногман и Абдул Аля Хамид ибн Идрис ал-Булгари были несомненно образованными людьми и в своей служебной деятельности пользовались письмом.

С утверждением феодализма в Волжской Булгарии всё более укреплялась частная собственность, узаконенная в письменных документах. У булгар составление письменных завещаний имело особое значение, чтобы исключить путаницу, ибо по мусульманскому обычаю наследование шло от брата, а не от отца к сыну.

Наличие среди булгарских археологических материалов часто встречающихся печатей-пломб или перстеней с именами владельцев свидетельствует о развитии учётно-расписочной, документационной системы.

Дальнейшее упрочение и развитие булгарской государственности, экономики и культуры было прервано монгольским нашествием. Монголы, обитавшие в основном в северо-восточных районах Центральной Азии, становятся серьёзной военной и политической силой в Евразии в XI-XII веках, когда ими было образовано варварское (?! – те же грабли, которые характерны и для русской историографии – И.Г.) полукочевое государство. Но в исторических источниках названия многочисленных монголоязычных племен - уху-ань, сяньи, жужани, шивси, кизяни, даданы и другие - были известными ещё в I тысячилетии н. э. Среди них в VI веке н. э. начинают упоминаться восточно-монгольские племена дадани (та-мань, впоследствии татары).

В XIII веке Волжская Булгария пала под ударами монголо-татарского нашествия. Её судьба уже была предрешена. На Всемонгольском курултае в 1229 году принимается решение о походе на Булгарию, и внук Чингиз-хана Батый направляется в Европу. Но более чем 30 тысячное войско монгол, возглавляемое Субудаем, было вновь остановлено на дальних подступах к Булгарии. Наибольший успех принёс монголам 1236 год. Вести о монгольском нашествии донеслись и до Руси. Летописец с горечью писал про 1236 год, что «монголы взяша главный Великий город Болгарский и разбиша оружием от старца до младенца и взяша товара множество, а город их пожгоша огнём, а всю землю их плениша».

До настоящего времени в музеях хранится значительное количество ханских ярлыков, относящихся к началу XIV века, написанных уйгурским письмом.

Письмо - одно из величайших завоеваний человеческого ума. Оно возникло как практическая необходимость культурного развития общества. Без него эволюция человеческого общества от каменного топора до высокотехнологичных приборов и машин не была бы столь быстрой. Благодаря письму люди научились фиксировать свои мысли, опыт и знания. Без этого было бы невозможно использовать огромные запасы достижений, накопленных человечеством, сохранять и применять достижения прошлого и передавать их будущим поколениям. Письмо - это мост между давно исчезнувшими народами, цивилизациями и нами; между сегодняшним и будущим.

От предметного, вещественного к пиктографическому, от него к идеографическому, затем к слоговому и, наконец, к алфавитному письму - таков схематический путь возникновения булгарской письменности. Эти письмена имели различные формы, как современные звуко-алфавитные письма различных народов имеют различные начертания.

Мухаметшин А.Г., Ж. Восточный Свет. №4, 2005 год, стр. 92-97








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Участник
  • 61 | 23.12.2015, 21:26 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17218 | Рейтинг: -3041,1
С тобой, Иречок, все понятно.
Ты пси.х.уешь, когда твои опусы хоть как то критикуют. И начинаешь нападать и ругаться. Зачем? Тут скорее всего имеет место приемчик Геббельса. Сказать громче, что бы то ни было любую глупость в свою пользу, и почаще. И не допускать обсуждения и обмысливания.
Этот приемчик полностью взяли татарские нацики. Но ты ошибаешься, здесь тебе не Казань.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 62 | 23.12.2015, 21:27 | Автор: Зеннад
    Публикации: 0 | Комментарии: 2124 | Рейтинг: -344,6
53 | 23.12.2015, 19:35 | Автор: Ирек | На сайте
Публикации: 89 | Комментарии: 2681 | Рейтинг: -197,1
Кто скажет, а кто это 52-ой? Ведь тоже какой-то кацанутый.
========================
Я, признаюсь, бываю грубым. Но иногда Ирек может меня перещегольнуть!



1

  • Изображение
  • Участник
  • 63 | 23.12.2015, 21:32 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17218 | Рейтинг: -3041,1
Зеннад, дружище, неужели ты думаешь, что тут на УЖе следует приводить научные методы доказательств? И вот что самое интересное: неужели ты не видишь, что Ирек несет бред?
В сущности татарских нациков, активничавших на УЖе можно и поблагодарить. Именно благодаря им народ увидел, куда пытаются вести Россию эти реваншисты и сепаратисты.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 64 | 23.12.2015, 21:37 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
Зеннад, я уже на бай бай пойду, но ведь говорил же уже я, что говорить я могу в очень широком диапозоне по соответствию.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 65 | 23.12.2015, 21:46 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
А щас поступили сведения о моём славном внуке Дамире. Не давно начали его водить в садик, а воспитательница уже сегодня на утреннике воскликнула, во даёт, во кровь, его прорыву на празднике. И он действительно огонь, но и очень добрый. Разве мне это не бальзам. Быть бы мне живу, сэсеном, учителем ему стану,есть чему научить.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 66 | 23.12.2015, 21:50 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17218 | Рейтинг: -3041,1
Похвально Иречок, что ты хочешь стать для внука. Однако любезный ты скорее всего хотел сказать сэнсэйем, а не сэсеном.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 67 | 23.12.2015, 21:53 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
Тыныч юко полосатый пельмень.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 68 | 23.12.2015, 22:01 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17218 | Рейтинг: -3041,1
А все же скажи ка, Иречок, тебя именно в Зеленограде обозвали пельменем. Или за твою беспробудную тупость в физтехе?



1

  • Изображение
  • Участник
  • 69 | 23.12.2015, 22:02 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17218 | Рейтинг: -3041,1
Спокойной ночи, сэсэн (народный поэт) для своего внука.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 70 | 24.12.2015, 06:39 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
Кац, спасибо за поправку.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 71 | 24.12.2015, 06:42 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
По мере обсуждения мной представленных текстов по миру степной Евразии возникли разные вопросы и суждения. Рекомендую:
Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г.
Степные империи древней Евразии. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. — 346 с. — (Исторические исследования).
ISBN 5-8465-0246-6
Книга посвящена древней и раннесредневековой истории и культуре народов, населявших центрально-азиатский ареал евразийских степей, а также их западным миграциям в I тыс. н. э. Основное внимание авторы уделяют возникновению и истории первых степных империй, в недрах которых сформировались степные союзы, а затем и народы, говорившие в основном на тюркских и монгольских языках. Впервые столь подробно рассмотрено выявленное в ходе археологических исследований культурное наследие степных народов Центральной Азии и Южной Сибири.
ОГЛАВЛЕНИЕ
С. Г. Кляшторный.
СТЕПНЫЕ ИМПЕРИИ: РОЖДЕНИЕ, ТРИУМФ, ГИБЕЛЬ.....................7
Предисловие.................................................
.....................................................9
I. ЖУНЫ, ЮЭЧЖИ И ГУННЫ: РОЖДЕНИЕ СТЕПНОЙ ИМПЕРИИ.........13
Срединное царство и «Страна демонов»....................................................
..13
Северные народы в повествовании Сыма Цяня...........................................17
Держава гуннских шаньюев.....................................................
......................20
Юэчжи и гунны.......................................................
........................................21
Хозяйство, общественное и государственное устройство гуннов.............27
Расцвет и упадок степной империи.....................................................
..........32
Гунны у границ Римской империи.....................................................
...........33
Гунны между Алтаем и Аралом......................................................
..............35
«Белые гунны» в Средней Азии........................................................
............38
П. ЕВРАЗИЙСКАЯ СТЕПЬ В IV-V ВВ..........................................................
...42
Этнолингвистическая ситуация в Великой степи (начало I тыс. н. э.)......42
Ухуани и сяньби......................................................
.........................................44
Табгачи, жуаньжуани и гаоцзюй.....................................................
..............48
Империя Нёкёр и ее вассалы.....................................................
.....................55
Болгары, хазары и берсилы в евразийских степях.......................................60
Праславяне в Поволжье....................................................
..............................68
III. ИМПЕРИЯ ТЮРКСКИХ КАГАНОВ.....................................................
......73
Легенды о роде Ашина.......................................................
............................75
Черная Выдра, Анагуй и Бумын.......................................................
.............81
Общая концепция этнической истории древнетюркских племен..............85
Наследники Бумына (551-630 гг.)........................................................
.........89
Удел Истеми-Кагана и евразийская геополитика VI века...........................92
Западнотюркский каганат. Согдийские колонии Семиречья......................97
Новые каганы в Отюкенской черни. Тюргешский эль в «Стране
десяти стрел» ............................................................
................................101
IV НАСЛЕДНИКИ ТЮРКСКОГО ЭЛЯ.........................................................
. 111
Уйгурский каганат и государство карлуков................................................ 111
Саманиды и кочевники...................................................
.............................. 118
Ранние Караханиды..................................................
.....................................122
Кыпчаки и сиры........................................................
..................................... 125
Кимаки......................................................
......................................................134
Кыпчаки и половцы.....................................................
.................................136
Татары в Центральной Азии........................................................
................ 142
V. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО, КУЛЬТУРА И ВЕРОВАНИЯ
ДРЕВНЕТЮРКСКИХ НАРОДОВ.....................................................
...............149
Общественные идеалы и социальное устройство в древнетюркских
государствах................................................
..............................................149
Памятники письменности тюркских племен Центральной Азии
и Сибири в раннем Средневековье...............................................
..........158
Религия и верования..................................,................
..................................166
Сиглы памятников..................................................
.......................................173
Литература..................................................
...................................................174



1

  • Изображение
  • Участник
  • 72 | 24.12.2015, 06:43 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
Продолжение:

Д. Г. Савинов
ДРЕВНЕТЮРКСКИЕ ПЛЕМЕНА В ЗЕРКАЛЕ АРХЕОЛОГИИ..........181
Предисловие.................................................
.................................................183
I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОТОТЮРКСКОГО КУЛЬТУРНОГО СУБСТРАТА.... 185
II. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ НА СЕВЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СЕРЕДИНЕ I ТЫС. Н. Э......................................195
Тюрки-тугю и археологические памятники Алтая и Тувы
середины I тыс. н. э...........................................................
.......................197
Культурные инновации середины I тыс. н. э..............................................201
Археологические памятники периода Первого Тюркского каганата......203
Каменные изваяния с «повествовательными» сценами............................209
III. АЛТАЕ-ТЕЛЕСКИЕ ТЮРКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫС. Н. Э.... 213
Этапы развития культуры алтае-телеских тюрков....................................219
Погребения с конем в Минусинской котловине........................................231
Ритуальные памятники древнетюркского времени...................................235
Памятники изобразительного искусства...................................................
.242
IV. КУЛЬТУРА ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ.................................................251

Краткая история кыргызов на Енисее (до середины IX в.)......................252
Этапы развития культуры енисейских кыргызов......................................257
«Кыргызское великодержавие». Локальные варианты культуры
енисейских кыргызов в середине IX-X в.............................................263
V. КУЛЬТУРА ПЛЕМЕН КИМАКО-КЫПЧАКСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ... 276
Этапы сложения кимако-кыпчакского объединения.................................277
Археологические памятники кимаков.....................................................
...284
Сросткинская культура и ее локальные варианты.....................................290
Вместо заключения. Этнополитическая ситуация на севере
Центральной Азии в начале II тыс. н. э..................................................302
Литература..................................................
...................................................331
Список сокращений..................................................
....................................342



1

  • Изображение
  • Участник
  • 73 | 24.12.2015, 07:09 | Автор: Ирек
    Публикации: 98 | Комментарии: 7359 | Рейтинг: -506,1
Можно скачать здесь: http://eknigi.org/gumanitarnye_nauki/84277-stepnye-imperii-d
revnej-evrazii.html



0