Календарь новостей
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Хватило совести судиться ...

Александр Сидякин и Ростислав Мурзагулов подали в суд на Рауфу Рахимову и ...
  21.10.2020   25752    22

Мэрия Уфы отрицает ...

Уфимская мэрия намерена подать в суд на СМИ, сообщившие о болезни Ульфата ...
  21.10.2020   11311    4

Башкирская медицина мэру ...

Мэра Уфы Ульфата Мустафина отправили спецбортом в Москву ...
  21.10.2020   33392    8

Медицина Башкирии станет ...

Радий Хабиров призвал ускорить выписку из больниц и ограничить обследования на ...
  20.10.2020   26049    28

Таблички памяти и ...

Путинские слова о том, что мы никому не позволим переписать историю, давно ...
  20.10.2020   21543    56

Преступная нацполитика ...

Россия — территориально большая страна, в которой разные уклады, ...
  19.10.2020   24065    95

Время суверенитета давно ...

Суверенитет в том виде, в котором был провозглашен в 1990 году, оказал ...
  19.10.2020   12416    20

Потылицын: Не ...

Наблюдатели продолжают оценивать 30-летие со дня принятия декларации о ...
  19.10.2020   33306    14

После салютной вакханалии ...

Некоторые организации и учреждения в Башкортостане уже ввели ограничения. ...
  18.10.2020   20897    69

Хроники убойной медицины ...

Сокращение коек, дефицит кадров, принудительная вакцинация врачей, невыплаты ...
  16.10.2020   43578    10

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Октябрь 2020 (44)
Сентябрь 2020 (72)
Август 2020 (91)
Июль 2020 (77)
Июнь 2020 (108)
Май 2020 (98)


Исторические картинки. Душа России

2


Наступил 2016 год. В январе исполняется 115 лет со дня рождения (15 января) выдающегося деятеля русской музыкальной культуры, чьё имя носит Национальный академический оркестр народных инструментов, – Николая Петровича Осипова (1901 – 1945).

Исторические картинки. Душа России


Во всём мире коллектив воспринимается «визитной карточкой» России, считается её национальным достоянием. С оркестром выступали Лидия Русланова, Ольга Воронец, Иван Козловский, Дмитрий Хворостовский и многие другие звёзды российской музыкальной культуры.

Оркестр был создан в 1919 году как Первый Московский Великорусский оркестр Б.С. Трояновского под управлением П.И. Алексеева. С 1940 по 1945 годы руководил оркестром Николай Петрович Осипов. «Как большой музыкант и новатор, он обогатил звучание оркестра новыми красками, введя в его состав старинные народные инструменты».

В тяжёлые годы Великой Отечественной войны оркестр неустанно выступал перед бойцами и тружениками тыла, снискав поистине всенародную любовь.

Лучше самих слушателей фронтовой поры трудно дать оценку труду музыкантов: «Прослушав данный вами шефский концерт, мы, бойцы, сержанты и офицеры войсковой части, выражаем свою глубокую благодарность и своё восхищение исключительным мастерством исполнения близких и родных нам песен нашего великого народа».

Николай Петрович Осипов умер в 1945 году, а 13 июля 1946 года в ответ на просьбы самих музыкантов постановили: «Присвоить Государственному Русскому народному оркестру имя Заслуженного артиста РСФСР Николая Петровича Осипова».

С 1945 по 1954 годы оркестром руководил брат – Дмитрий Петрович Осипов, тоже заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

И сейчас этот прославленный коллектив продолжает великое дело сохранения русского народного культурного наследия и пропаганды наших музыкальных традиций.

Исторические картинки. Душа России


В Интернете Вы найдёте массу материалов об оркестре имени Осипова. Но только сейчас стало известно и готовится к печати сенсационный материал, что Николай Петрович Осипов связан с нашим Уфимским краем. Здесь его исторические корни.

Немного найдётся селений в Башкирии, жители которого внесли так много славных страниц в историю Отечества, как старинное русское село Богородское (Сергеевка), что лежит в Благовещенском районе к северу от Уфы.

Основал село полковник и кавалер И.С. Сергеев, его сын Пётр Иванович Сергеев – инженер, прокладывал дороги, один из первых пароходчиков в крае, проектировал первую железнодорожную линию от Самары до Оренбурга, а после присоединения Средней Азии – маршрут трассы до Ташкента.

Женился на Анне Станиславовне Циолковской, дочери командующего Башкиро-мещерякским войском, дальним родственником им приходился будущий всемирно известный учёный К.Э. Циолковский.

Прославили село и сельские труженики. Всемирную известность получил подвиг Николая Яковлевича Киселёва (1913–1974), уроженца Богородского, во время Великой Отечественной войны выведшего из оккупированной Белоруссии в 1942 году группу еврейских жителей, скрывавшихся от фашистов. В 2008 году был снят фильм «Список Киселёва», а в 2015 году в Благовещенске открыт памятник герою.

Единственная дочь помещика-инженера П.И. Сергеева – Александра Петровна вышла замуж за Николая Ивановича Осипова. Их сын надворный советник Пётр Николаевич Осипов (1871 г. р.) служил в аппарате Государственного Совета, высшего органа власти Российской империи. В семье было три сына и дочь, судьба старшего – Николая Петровича Осипова и вошла в историю русской музыки.

Он родился в Петербурге, увлечение музыкой пришло неожиданно. Как то раз Ника (так звали его дома) заболел и отец подарил ему балалайку. Играть на ней никто в семье не умел и обучить мальчика пригласили… дворника, отставного солдата Степана Соколова. Дворник, правда, учился у самого Василия Васильевича Андреева, организатора первого в России Императорского Великорусского оркестра народных инструментов.

Мальчик быстро овладел искусством игры на балалайке, затем с ним занимались профессиональные музыканты. А в начале 1909 года его неожиданно пригласили выступить на благотворительном концерте.

Как вспоминал сам Николай Петрович Осипов: «Крикам "бис" не было конца. ... Во время игры я видел обращённые на меня тысячи глаз, но они меня не смущали. ... Но вот уже я в артистической комнате, а из зала всё ещё слышны крики и аплодисменты. Последний раз я вышел раскланиваться без балалайки и возвратился с громадной коробкой конфет».

Юный талант выступал с лучшими коллективами Санкт-Петербурга, не уехал из России в Гражданскую. «Когда его спрашивали, собирается ли он бежать за границу, отвечал, что его призвание – искусство, а его искусство вышло из русского народного творчества, с которым он не хочет порывать живую связь. Он остался в голодном Петрограде».

Русский композитор и дирижёр Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859–1935) свидетельствовал: «Когда слушаешь Николая Осипова, невольно возникает образ величайшего скрипача Николо Паганини. Так же как и Паганини силой колоссального гения утвердил скрипичное мастерство в его настоящем совершенстве, так и Осипов вызвал к жизни балалайку и сделал её в своих руках таким же совершенным инструментом, как скрипка.

Потрясающий (как говорили о Паганини: "дьявольский") темперамент с невероятной техникой – ещё более усиливают это сходство Николая Осипова с Николо Паганини».

Когда началась война, сначала все музыкальные коллективы были распущены, но оркестр русских народных инструментов уже давно сотрудничал с радио. Его восстановили и всю войну для бойцов и тружеников тыла звучали душевные русские народные песни.

Среди старожилов села Богородского (Сергеевки) сохранялась память, что знаменитый оркестр носит имя их земляка. До 1925 года рядом с селом проживала тётушка артиста – Любовь Николаевна Грунская. Она, без сомнения, переписывалась с родственниками, а к этому времени Николай Осипов уже был известным музыкантом. По всей видимости, от неё сельчане и узнали о прославленном артисте, сыне их последнего помещика.

Приходилось ли самому Николаю Петровичу Осипову бывать на уфимской земле? Точных сведений нет, но в мае 1909 года в нашей Уфе родился его брат, впоследствии также известный музыкант Дмитрий Петрович Осипов (1909 – 1954). Кроме того, в 1908 году Осиповы продают имение в Богородском.

Это был сложный и длительный процесс, в селе оставалась большая усадьба, которую в 1908 году Осиповы бесплатно подарили уфимскому земству под школу.

Наверняка, вся семья, отец Пётр Николаевич Осипов и супруга Татьяна Васильевна, обосновалась в Уфе на этот период, а когда стало ясно, что ожидается рождение младшего сына – возвращаться в Петербург не стали. Скорее всего, родители взяли с собой и старших детей Марию (10 лет), Николая (8 лет) и Сергея (4 года). Для состоятельного столичного чиновника не проблема была снять хорошее жильё в Уфе, тем более, что здесь служил его брат Александр Николаевич Осипов, владелец поместья в Стерлитамакском уезде.

Вполне вероятно, что многие месяцы в 1908 и начале 1909 года Ника Осипов провёл на уфимской земле. С отцом он мог ездить в Благзавод и Богородское, а так как он уже хорошо играл на балалайке, этот небольшой инструмент легко взять с собой в дорогу, то, возможно, сидя на крылечке старинной усадьбы Сергеевых / Осиповых в Богородском он перебирал струны, удивляя здешних крестьян – ишь как сынок барина-то играет. А может Коля Осипов сам слушал богородских балалаечников, запоминал понравившиеся аккорды.

И когда, вернувшись в Петербург, в 1909 году он впервые выходил на большую сцену, возможно, перед взыскательной столичной публикой зазвучали напевы земли благовещенской и уфимской…

Роднов Михаил, доктор исторических наук

Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья»








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Эксперт
  • 61 | 11.01.2016, 00:07 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
Николай Петрович Осипов связан с нашим Уфимским краем. Здесь его исторические корни.
Основал село полковник и кавалер И.С. Сергеев
------------------
Прадедушка прославленного балалаечника?

Такие вот исторические корни:

В начале XIX в. полковник и кавалер Иван Сергеевич Сергеев приобрёл землю и заложил усадьбу, рядом возникла деревня, куда в 1812 г. перевели купленных в Пензенской губернии 23 чел. дворовых и 77 душ крестьян.
Жителей переводили из Симбирской (14 душ), Нижегородской (35), Владимирской (27) и Пензенской (20) губерний

При сельце Богородском тогда числилось 2586 дес. 910 саж. земли и 449 душ крестьян

Сергеев оформил закладную на всё Богородское поместье за 7677 руб. серебром, а крепостных он заложил за 35 920 руб.
совместно с купцом Кристлибом за 32,6 тыс. руб. он купил три парохода

Его основное имение при с. Богородском занимало площадь уже 9066 дес., барскую усадьбу обслуживал многочисленный штат дворовых (39 мужчин и 51 женщина), а кроме них в 120 дворах насчитывалось крепостных 450 муж. и 461 жен. душ.
По сведениям на 1874 г. Сергееву при с. Богородском принадлежало 8122 дес. А рядом, «близ» села Богородского находилось ненаселённое имение жены коллежского советника Осиповой в 2586 дес.
в Стерлитамакском уезде в 1874 г. за статским советником Петром Сергеевым числились имение около с. Никольское в 3238,5 дес., да «при том же сельце отдельный участок» в 500 дес. В разгар спекуляций с так называемыми запасными башкирскими и казёнными участками «статский советник инженер Сергеев» сумел получить 1400 дес. земли всего за 2000 руб.

В разгар скупки башкирских земель мировой посредник Сергеев в 1873 г. приобрёл у жителей дер. Утяганово 3500 дес. (оказалось в натуре 5690 дес.) за 6000 руб., да в Юрматынской волости 6000 дес. в 1876 г.
................
И так далее.

"славных страниц в историю Отечества"



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 62 | 11.01.2016, 00:18 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
60 | 11.01.2016, 00:01 | Автор: ИМХО | На сайте
Эпикантус зависит во многом от толщины жирового слоя,
---------------------
Жители ‎Среднерусской возвышенности приобрели мясистость лица как приспособительное средство против обмерзания ‎
‎"Приспособление теплокровных животных к жизни в холодном климате‎"‎
Толстый подкожный слой жира‎. Локальные отложения жировой клетчатки на лице.‎ Отсюда мордастость и нахмуренность. Жировой слой как адаптация против обмерзания и приспособление против мордобоя.

Типа подушки безопасности.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 63 | 11.01.2016, 00:27 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
60 | 11.01.2016, 00:01 | Автор: ИМХО | На сайте
Эпикантус зависит во многом от толщины жирового слоя,
---------------------
Глянь какие мордастенькие, такие выдержат тройной удар своей подушкой безопасности
http://supercook.ru/slav/images-slav/srm-03-i-01.jpg
http://www.art-portrets.ru/art/vasnetsov/mid/ilya-muromets.j
pg
http://allday1.com/imagedb/61/e/3e78a7771a33232dce0ead9a99b2
0.jpg



0

  • Изображение
  • Участник
60 | 11.01.2016, 00:01 | Автор: ИМХО | На сайте
Публикации: 0 | Комментарии: 1397 | Рейтинг: -16,6


Информация
close

Заполните все необходимые поля



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 65 | 11.01.2016, 01:14 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
"Оркестр был создан в 1919 году как Первый Московский Великорусский оркестр Б.С. Трояновского под управлением П.И. Алексеева."

Русский оркестр В. В. Андреева — первый в истории России оркестр русских народных инструментов,
Первый этап с 1888 по 1918 год Это время становления, утверждения оркестра как самостоятельного и полноценного музыкального коллектива, значимого явления в русской музыкальной культуре.

Первый публичный концерт кружка состоялся 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества
----------------------------
Поздновато, очень поздновато, уже был на дворе конец 19-го века, а первый в истории России оркестр только-только зачинался.

Хотя оркестры народных инструментов, бродячие или деревенские вовсю гремели в Молдавии и даже среди крымских татар, давным-давно.
Наяривали на цимбалах, соловьями разливались флейты-флуеры и наи.

Ни одна крымско-татарская свадьба не обходилась без музыки, оркестра музыкантов.



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 66 | 11.01.2016, 01:21 | Автор: ИМХО
    Публикации: 0 | Комментарии: 3847 | Рейтинг: +13,3
65 | 11.01.2016, 01:14 | Автор: Зулия | На сайте

Ни одна крымско-татарская свадьба не обходилась без му-зыки, оркестра му-зыкантов.
===
С ума сойти!!! А в это же самое время в Париже и вовсе ваpьете скакали.

И только батырА, дули в свою единственную дюймовую трубу с отверстиями.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 67 | 11.01.2016, 01:43 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
66 | 11.01.2016, 01:21 | Автор: ИМХО
С ума сойти!!! А в это же самое время в Париже и вовсе ваpьете скакали.
--------------------
Не пустили же Бонапарта, прогнали супостатов.
Говорю про цивилизующую роль и прогрессивное значение



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 68 | 11.01.2016, 01:50 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
66 | 11.01.2016, 01:21 | Автор: ИМХО | На сайте
И только батырА, дули в свою единственную дюймовую трубу с отверстиями.
----------------------
Пока Никола Амати мудохался со своими скрипками, государь Алексей Михайлыч велел все сопели, гудки, гусли как бесовские изделия собрать и сжечь. За что был прозван Тишайшим.
и даже деревянные ложки, которые относятся к классу ударных инструментов, были уничтожены.
С тех пор и пошел обычай xлeбaть лаптями вместо ложек



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 69 | 11.01.2016, 02:14 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31792 | Рейтинг: -716,1
прославленный коллектив продолжает великое дело сохранения русского народного культурного наследия и пропаганды наших му-зыкальных традиций.
---------------------
ваших музыкальных традиций, да. Самой русской из всех, в нашей великой многонациональной стране.
Русская музыкальная традиция - это вам на Амазония, упомянутая Кухаркой.

Латиноамериканская музыка является сплавом многих музыкальных культур, однако основу её составляют три компонента: испанская (либо португальская), африканская и ‎индейская музыкальные культуры‎. В мире даже появилось целое музыкальное направление, которое носит название «латинос».‎

Андская музыка. К андской музыке обычно относят музыку запада Южной Америки: Перу, Эквадора, Боливии и ‎Чили, горных районов Колумбии и Венесуэлы. Андская музыка в наибольшей степени из всех ‎латиноамериканских музыкальных жанров находится под влиянием индейских традиций‎.

Особенно богата музыкальным фольклором Бразилия.‎ Бразилия стала музыкальной страной благодаря своему происхождению: индейцы играли на ‎бамбуковых флейтах, португальцы привезли с собой своих певцов и гитаристов, а африканцы - ‎разнообразные и волнующие ритмы.‎
Эйтор Вилла-Лобос, чтобы глубоко изучить фольклор, композитор совершил путешествия по стране . Полученный опыт оказался столь ценен, что позднее мастер любил говорить: "Моим учебником ‎гармонии стала карта Бразилии". ‎
‎Вилла-Лобос тонко чувствовал сложную природу бразильского фольклора - в нём переплелись ‎интонации музыки индейцев, негров и португальцев‎
......................
В отличие от российских композиторов, не придерживался узкой ориентации.
Которые зациклились насмерть на своей русскости.

Музыкальная культура Северной Америки также сформировалась в результате синтеза культур многих народов



0