Календарь новостей
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Демократы испугались ...

20 июня заканчивается срок возможного выдвижения кандидатур на пост главы ...
  19.06.2019   16311    58

Последнее отверстие в ...

В Башкирии запретят проведение митингов? В Курултае республики обсуждают ...
  19.06.2019   21105    14

Сибайцы обратились стоя ...

Жители задыхающегося Сибая записали видеообращение для «Прямой линии» с ...
  19.06.2019   38279    22

Выборно-политический ...

Число политических партий, выдвинувших своих кандидатов на пост главы Башкирии, ...
  18.06.2019   22596    28

Будни вставания с колен: ...

Ленара Иванова назвала "вопиющей" демографическую ситуацию на северо-востоке ...
  18.06.2019   33787    114

Импортное вино вместо ...

Делегатов Всемирного курултая башкир угостят импортным вином. Газета ...
  18.06.2019   27829    35

Гулянка по десять тысяч ...

Госкомитет по торговле Башкирии закажет казенному предприятию «Комбинат ...
  17.06.2019   34510    122

Человечный текст. ...

Он разместил на своей странице во ВКонтакте откровенный пост. Радий Хабиров ...
  17.06.2019   28643    39

На выборы в горсовет Уфы ...

Уфимский координатор штаба Алексея Навального Лилия Чанышева подала документы в ...
  17.06.2019   38502    16

Истинное отношение к ...

Епархия после протестов отказалась от строительства храма в сквере ...
  17.06.2019   18636    12

Читаемое за месяц


Передозировка нацлидеров

1


«На переломном этапе истории республики у нее был национальный лидер». Историк и публицист Салават Хамидуллин о юбилее Муртазы Рахимова.

Передозировка нацлидеров


Описывать и тем более давать оценку историческим деятелям недавнего прошлого – задача не из легких. Еще не остыли эмоции, которые мешают беспристрастно излагать события, протекавшие у всех на глазах. Поэтому от субъективности в этом деле никуда не деться. Чтобы избежать этого, можно прибегнуть к формальному подходу. Таким образом, очерк, посвященный 85-летнему юбилею первого Президента Республики Башкортостан Муртазы Губайдулловича Рахимова, мог выглядеть как рассказ об одном из самых успешных руководителей субъектов Российской Федерации с приведением множества данных о количестве построенных в его время школ и больниц, о километраже дорог и газопроводов. Но что значат цифры без понимания сути явлений? Тем более когда речь идет не о губернаторе типовой российской области и даже не о типичном «политическом тяжеловесе», каковых в то время было немало, а о президенте Башкортостана – одного из ключевых исторических регионов России. А излагать историю России без учета фактора Башкирии – это все равно, что писать историю Франции, вычеркивая из нее взаимоотношения Парижа и Бургундии или Лондона и Шотландии. Поэтому здесь не обойтись без исторической экспозиции, которая поможет понять роль и место М. Г. Рахимова в истории Башкортостана и России.

Двигателем развития Российского государства и цивилизации было не развертывание гегелевского духа в сознании свободы, а территориальная экспансия. Как писал историк В. О. Ключевский, колонизация страны – главный факт русской истории. Экстенсивное расширение, шедшее на путях освоения Чингизова наследства, наложило отпечаток на весь характер государственности, существовавшей за счет эксплуатации природных ресурсов.

Это ни плохо, ни хорошо, это врожденное свойство системы. Поэтому в структуре производительных сил власть всегда интересовали не столько труд человека и средства труда, сколько предмет труда, то есть сырье, которое добывалось непосредственно на земле или из земли. Отсюда стремление русских царей к увеличению своей вотчины, которая, по их представлениям, была тождественна государству. Не случайно слово «государство» этимологически восходит к слову «государь», а не к безличному и абстрактному state (от лат. status – «условия», «обстоятельства»).

Институт самодержавия, ставший вершиной развития вотчинного государства, породил конфликт внутри русского общества, так как интеллигенция, начиная с А. Н. Радищева, мечтала либо ограничить его, либо свергнуть. Что касается национальных окраин, то некоторые из них, в первую очередь Башкирия, также сопротивлялись наступлению самодержавной монархии. Беспрецедентная продолжительность башкирских восстаний была связана с тем, что на Южном Урале столкнулись друг с другом две версии вотчинного права, одна из которых хотела поглотить другую. Башкиры-вотчинники не желали вливаться в личный домен царя на правах бесправных холопов. В царе они видели лишь своего сюзерена. Свои вотчины башкиры почитали данными им от отцов (отсюда происходит слово «отчина» или «вотчина»), а тем – от бога. Так как этот порядок, по их мнению, утвердил Чингиз-хан, то русские цари должны были лишь следовать этим вековым установлениям.

Таким образом, описанная выше логика русский истории сформировала две антитезы – самодержавие/интеллигенция и центр/окраины, время от времени порождавшие кризисы, преодоление которых через диалектику единства и борьбы противоположностей давало импульс дальнейшему развитию страны. В 1917 году либерально-демократическая интеллигенция, а также национальные движения сложились в силу, положившую конец самодержавию и давшую начало федеративной России. Башкирия, шедшая в авангарде этого процесса, получила то, о чем долго мечтала, а именно – территориальную автономию.

Последняя рассматривалась как восстановление старинных прав и свобод, которыми обладал Башкортостан в составе Золотой Орды, а затем Московского царства. Правда, в «автономном Башкурдистане» уже не было места древнему вотчинному праву башкир, так как А.-З. Валиди объявил бенефициарами природных богатств и ресурсов всех граждан Башкурдистана вне зависимости от национальной и социальной принадлежности.

Однако свободная жизнь в условиях «автономного НЭПа» длилась недолго. В Советской России вскоре возобладали великодержавные тенденции, и процесс внутренней колонизации начался вновь. Правда, теперь он носил иной, более глубинный характер. На уровне общественного сознания он выразился в идейно-ментальной перековке населения в homo soveticus, а также в форсированной индустриализации окраин. Собственником всех богатств теперь считалось государство, отделенное от личности царя, то есть генсека. Когда централизация управления достигла своего предела, окостеневшая вертикаль власти дала трещину. В столицах вновь подняла голову либерально-демократическая интеллигенция, а в национальных окраинах народы потребовали большей самостоятельности. Возник очередной кризис, поэтому СССР внезапно почил в бозе.

Именно в этот переломный момент на историческую арену вышла фигура Муртазы Губайдулловича Рахимова, бывшего директора Уфимского НПЗ, который в 1990 году был избран председателем Верховного Совета Башкирской АССР. Во многих автономиях РСФСР возникло движение за повышение статуса до уровня союзных республик. Поэтому 11 октября 1990 года Верховный Совет, высший орган власти тогдашнего Башкортостана, принял декларацию о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики. Как можно заметить, в ней из названия республики выпало прилагательное «автономная», которое тогда было олицетворением бесправия, поскольку за 70 лет Советской власти из этого понятия была начисто вытравлена суть. М. Г. Рахимов полагал, что будущее России может быть только в формате демократической федеративной республики. Других вариантов просто нет. В 1993 году в интервью газете «Вечерняя Уфа» он сказал:

«Испокон веков Россия формировалась как федеративное государство. При этом многие народы, в том числе и Башкортостан, вошли в состав России добровольно, на договорной основе. И в настоящее время они имеют статус государственности согласно Федеративному договору. Слом этих вековых традиций, крен как в сторону конфедерации, так и в сторону унитарного государства будет иметь тяжелые последствия...».
Таким образом, суверенитет республики означал, что богатства и промышленный потенциал Башкортостана должны в первую очередь работать на благо его многонационального народа.

Сегодня многие ностальгируют по Советскому Союзу, ни дня не прожив в нем. Московские политологи, большинство из которых являются сыновьями и внуками представителей бывшей партийно-хозяйственной номенклатуры, вещают о «великом советском проекте», поднявшем страну на небывалую высоту и вырвавшем ее из лап мирового капитала. Да, все это так. Но из российской глубинки и тогда, то есть в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, и сегодня все видится несколько иначе. Выражение «голодное Поволжье», возникшее во время страшного голода 1921 года, прочно закрепилось за регионами Урало-Поволжья и имело хождение на протяжении всего советского периода. По телевизору дикторы «Останкино» рассказывали о росте благосостояния населения, а в далеком Стерлитамаке или Белебее выстраивались километровые очереди за вареной колбасой – едва ли не единственным сортом мясной продукции, существовавшей в ассортименте местных магазинов. Совсем иная ситуация была в столицах – Москве и Ленинграде, а также в союзных республиках, обеспечивавшихся совсем по иной норме, чем автономии. Жители нашей республики все это прекрасно знали, так как многие из них совершали рейды за продуктами питания в «хлебные края», откуда с баулами, набитыми колбасой, шпротами, колготками и джинсами, довольные и одновременно раздраженные, возвращались домой.

А раздражаться было по поводу чего. Башкирская АССР входила в десятку самых индустриально развитых регионов и по вывозу продукции опережала 12 из 15 союзных республик, не говоря уже об автономиях, но по нормативам снабжения населения была на самых последних местах. Административно-командная система выкачивала из республики практически все, чтобы затем перераспределить по своему усмотрению: самое главное – обеспечить Москву, затем Кубу, ну и, конечно же, Зимбабве, а Башкирия подождет. Между тем в республике топили печи дровами и углем, местами не было даже электричества, а между отдельными субрегионами не существовало автомобильных дорог с асфальтовым покрытием. Поэтому, когда в апреле 1991 года в государственной резиденции Ново-Огарево начался процесс формирования нового союзного договора, представители некоторых автономных республик (Татария, Башкирия и др.) потребовали допустить их к учреждению нового Союза в статусе равноправных участников, то есть признания за их субъектами прав союзных государств. Однако новоогаревский процесс не привел ни к какому результату, и 8 декабря 1991 года главами России, Украины и Белоруссии было подписано Беловежское соглашение, в котором было заявлено о конце СССР.

31 марта 1992 года в Москве был подписан Федеративный договор, который подписали все бывшие российские автономии, кроме Татарстана и Чечни, пошедших по пути сепаратизма. М. Г. Рахимов, несмотря на давление со стороны некоторых национальных организаций, призывавших действовать по примеру соседей, также поставил свою подпись под историческим документом, учредившим новую политическую реальность – Российскую Федерацию, которая де-факто существовала с декабря 1991 года, но де-юре она не существовала. Он считал, что неизбежные противоречия между центром и национальными регионами не должны быть предметом спекуляций и ставить под угрозу целостность страны.

12 декабря 1993 года М. Г. Рахимов, который де-факто руководил республикой с 1990 года, всенародно был избран Президентом Республики Башкортостан. III Башкирская Республика (I – валидовский Башкурдистан 1917–1920 годов; II – Советский Башкортостан 1920–1990 годов) получила свое законченное оформление. В одном из интервью центральным СМИ М. Г. Рахимов говорил:

«Если кто-то хочет вернуть нас к тому времени, когда республике выделялись пригородные электропоезда только после использования на московских маршрутах, то он никогда не найдет во мне союзника. Стремление центра осуществлять прежний, как во времена тоталитаризма, диктат власти обречен на провал (...). Российская Федерация будет сильна, если будут сильны ее субъекты. Наша республика вправе на равных сотрудничать со всеми государствами, не унижаясь до уровня бедных родственников...».

Его посыл был принят «на ура» большинством населения Башкортостана, именно поэтому он победил на президентских выборах 1993 года.

Смысл политики М. Г. Рахимова в то время заключался в ограждении населения и экономики республики от негативного воздействия общероссийского фона, вызванного реформами Гайдара и Чубайса. Экономическая самостоятельность позволила Башкортостану по многим вопросам занимать выжидательную позицию, выверять каждый шаг, чтобы присматриваться к тому, что затевается в центре и что из этого получится. В одном из интервью первый Президент РБ сказал: «Наш путь к рынку отличается тем, что мы не увлеклись разрушением старых форм организации экономической жизни без создания новых структур и механизмов, сумели обеспечить относительно целостную систему социальной защиты населения...».

Некоторые положения российских реформ республиканские власти просто блокировали. Например, не был допущен диктовавшийся сверху ускоренный роспуск колхозов и совхозов. Такая политика в условиях Башкортостана неминуемо привела бы к страшной депопуляции республики и люмпенизации сельчан, составлявших в те времена более 40% населения.

Конечно, М. Г. Рахимов проблему сохранения села – а именно такая задача им ставилась – решить не успел. Но он хотя бы двигался в этом направлении, развивая фермерство и открывая крупные сельскохозяйственные предприятия. Однако пришедший ему на смену в 2010 году Р. З. Хамитов, заявив об «избыточности сельского населения», фактически подписал имевшим несчастье родиться в деревне жителям смертный приговор. Итогом стало то, что сегодня сотни тысяч жителей районов РБ вахтовым способом работают «на северах», а многие сельчане перебираются в близлежащие города или вовсе уезжают за пределы республики.

Сегодня многое позабылось и кажется почти невероятным, например то, что во времена Рахимова по объемам производства сельскохозяйственной продукции республика стабильно входила в первую тройку передовых регионов. Башкортостан занимал 1-е место в РФ по поголовью крупного рогатого скота и производству молока, 2-е – по производству мяса и картофеля, 4-е – по поголовью свиней и производству яиц. С середины 90-х в республике был взят курс на создание районных и республиканских машинно-технологических станций, которые с помощью государства были оснащены сотнями высокопроизводительных импортных комбайнов «Кейс» и «Нью-Холланд». В настоящий момент сельское хозяйство республики пребывает в очевидном упадке. Чтобы убедиться в этом, стоит взглянуть на прилавки магазинов, где преобладает продукция из Татарстана, Челябинской области, Краснодарского края и других субъектов РФ.

Декларация о государственном суверенитете, принятая 11 октября 1990 года, а также двусторонний договор о разграничении полномочий между РФ и РБ от 3 августа 1994 года позволили республике не только защищать себя от «шоковой терапии», затеянной горе-реформаторами, но и оставлять в своем распоряжении львиную долю доходов. Заработанные средства М. Г. Рахимов направлял на развитие социальной инфраструктуры (больницы, школы, спортивные и оздоровительные учреждения и др.), дорожных коммуникаций, газификацию, реального сектора экономики. Республика сумела привлечь большой объем иностранных инвестиций из Германии, Австрии, Великобритании и других стран. Башкортостан активно сотрудничал с Турцией, Голландией, Китаем, а также с ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию). Высокий уровень экономического потенциала и низкие риски позволили двум известным мировым рейтинговым агентствам Standard and Poor's и Moody's оценить кредитный рейтинг экономики РБ как «позитивный». На фоне текущего провинциализма, куда откатилась республика при Р. З. Хамитове, во все это верится с трудом. Однако это действительно имело место…

Таким образом, М. Г. Рахимов, возможно, сам того не осознавая, вышел на ту же траекторию, что и его предшественники. А.-З. Валиди и его соратники в 1918–1920 годах, благодаря «автономному НЭПу» и штыкам Башкирского войска, сумели оградить население республики от ужасов политики «военного коммунизма». Лозунгом башкирских автономистов в лагере демократической контрреволюции был призыв «Да здравствуют Соединенные штаты России!». А после перехода на сторону большевиков и признания Башкирской Республики со стороны Советской власти – «Да здравствует РФСФР!».

Таким образом, алгоритм развития нашего края последних четырех веков заключает в себе два важных момента: с одной стороны, стремление быть в составе единой России, а с другой – неистребимую волю к культурной самобытности, региональной автономии и экономической самостоятельности. А это, собственно, и есть основные признаки федерализма.

К сожалению, политика центральной власти часто носила ситуативный и непоследовательный характер. После отстранения от власти А.-З. Валиди во главе нее был поставлен назначенец центра Г. Шамигулов, организовавший массовые репрессии в отношении башкирского населения и приведший республику к страшному голоду 1921 года. Взамен М. З. Шакирова был назначен слабый Р. Х. Хабибуллин, чье правление ознаменовалось грубыми перекосами в национальной политике (массовое закрытие башкирских школ на северо-западе БАССР) и параличом власти. Первого Президента Башкортостана М. Г. Рахимова сменил «башлык» Р. З. Хамитов, что имело схожие негативные последствия.

Как видим, в новейшей истории Башкортостана возобладала губительная тенденция, когда сильного созидающего лидера затем сменял его полный антипод и утилизатор наследия предшественника. Остается надеяться, что когда-нибудь этот порочный круг будет разорван.

Как государственник М. Г. Рахимов всегда скептически относился к «невидимой руке» рынка и выступал за доминирующую роль государства в экономической политике. Сегодня, пожалуй, уже нет ни одного серьезного экономиста и политика, включая миллиардера Д. Трампа, кто не согласился бы с подобной точкой зрения. В 1997 году в интервью журналу «Наш современник» Президент Башкортостана говорил: «По истечении четырех лет реформ мы в Башкирии пришли к глубокому убеждению о необходимости усиления роли государства при переходе к рыночной экономике (...). Только государство сегодня способно органично интегрировать конкурентные силы, согласовывать стихийные рыночные процессы с правовым механизмом (...). Мы должны создать социально ориентированное рыночное хозяйство на базе многоукладной структуры собственности под контролем государства...».

Были ли у М. Г. Рахимова ошибки? Безусловно, были. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Однако некоторые из его просчетов можно трактовать двояко в виду неоднозначности ситуации, при которой они якобы были допущены. В зависимости от точки зрения лица, выносящего суждение, они могут быть истолкованы и как ошибки, и как единственно возможное решение.

Бурные споры в свое время вызвала история с потерей республикой контроля над топливно-энергетическим комплексом, перешедшим сначала АФК «Система», а затем, в виде главного его актива – «Башнефти» – к крупнейшей нефтегазовой компании страны «Роснефть». Этому предшествовала неудачная и запоздалая попытка защитить ее от недружественного поглощения путем переоформления ряда предприятий башкирского ТЭК в собственность нескольких подконтрольных организаций. Теперь одна часть оппонентов критикует М. Г. Рахимова за то, что он не успел по примеру правящего клана Татарстана еще в «лихие» 90-е разбить активы на части и спрятать их в закольцованную и крайне запутанную схему владения, а другая часть по инерции советского мышления осуждает за то, что он якобы противился сдаче «Башнефти» в «государственную собственность».

Правда заключается в том, что никакой «государственной собственности» в чистом виде давно не существует. Например, та же «Татнефть» не является федеральной собственностью, и лишь на 26% – через АО «Связьинвестнефтехим» – принадлежит Республике Татарстан. Остальные владельцы: 24% – The Bank of New York Mellon, 50% – различные акционеры, в том числе офшоры Vamolero Holding Co Limited, Colima Associated S.A. и др., которые зарегистрированы на Британских Виргинских островах и которыми владеют частные лица, как говорят, близкие к правящим кланам Татарстана. Например, Р. и А. Шаймиевы, сыновья М. Ш. Шаймиева, являются одними из богатейших людей России, долларовыми миллиардерами, входящими в список Forbes (по 1,2 млрд $). В состав совета директоров группы ТАИФ, которая владеет акциями «ТАИФ-НК», «Нижнекамскнефтехим», «Казаньнефтеоргсинтез», входит Р. Шаймиев со своей дочерью Камилей. А. Шаймиев является генеральным директором «Татавтодор» и вместе со своим сыном Тимуром владеет нефтяной компанией МНКТ.

Таким образом, оценка действий М. Г. Рахимова – положительная или отрицательная – зависит от целеполагания и внутренних установок. Одни говорят, мол, М. Г. Рахимову нужно было раздробить компанию на кусочки и спрятать их в различные офшоры. Тогда, спрашивается, какая выгода от перехода активов в частные руки нам, жителям республики? Другие говорят, что он поступил правильно, ведь в конечном счете «Башнефть» оказалась у фактически государственной компании «Роснефть». Здесь также не следует забывать про энергетический актив башкирского ТЭК. В отличие от соседнего Татарстана «Башкирэнерго» работает в составе государственной компании «Интер РАО». Таким образом, башкирская нефтянка и энергетика по большому счету находятся под контролем государства, а не работают в интересах частных лиц. Дружественные татарстанским верхам СМИ до сих пор талдычат об упущенной возможности слияния нефтехимических комплексов Башкортостана и Татарстана в единое целое, чтобы защититься от посягательств федеральной власти.

Однако, как полагают эксперты, если бы Р. Г. Рахимов, поддавшись на уговоры М. Ш. Шаймиева, пошел на этот шаг, то, учитывая ряд обстоятельств, башкирский ТЭК мог оказаться под влиянием олигархов из соседнего региона. Подобный шаг был невозможен и по иным причинам. Отношения двух республик были омрачены активным продвижением экспансионистской идеологии а-ля «Идель-Урал», которая, казалось, канула в Лету еще в 1920 году, но которую на рубеже 80–90-х годов реанимировали представители националистической интеллигенции Татарстана, входившие в ближний круг М. Ш. Шаймиева.

Безусловной «ошибкой» М. Г. Рахимова с точки зрения нравов нынешней корпоратократии было его неумение подлаживаться, просиживать сутками в приемных «нужных» людей и дружить с элитными группировками в Москве, которые позволили бы ему, подобно коллегам из соседней республики, войти в круг избранных собственников бывшей госсобственности. Вместо этого М. Г. Рахимов обрушивался с критикой на некоторых высокопоставленных чиновников. Особенно памятен выпад в адрес неких лиц, которые, по его выражению, «не командовали даже тремя курицами». Это был непростительный грех и «ошибка», с точки зрения власти и «удащливых» коллег, и они не преминули этим воспользоваться.

В борьбе за передел собственности и ресурсы все средства были хороши, даже самые низкие, например искусственное обострение межнациональных отношений. Операция по смене власти в республике длилась несколько лет. Главный упор был сделан на дискредитацию М. Г. Рахимова и руководства республики. Заработали всякие «Уфагубы», затем признанные экстремистскими и списанные за ненадобностью («мавр сделал свое дело»), замелькали заказные сюжеты на центральных ТВ-каналах, появилась «оппозиция» (идейный оппозиционер А. А. Дильмухаметов, а также М. Миргазямов и др. не в счет), представителей которой за рекой Ик встречали подготовленные для поездки в Москву автобусы, чтобы устраивать в столице акции протеста против «кровавого режима Рахимова».

Однако федеральная власть, добившись своей цели по отъему собственности и смене власти, опять просчиталась с кандидатурой сменщика М. Г. Рахимова. Очередной утилизатор, идя на поводу у своих фобий, закономерно наломал дров. Получилось как в известной фразе социолога А. Зиновьева: целились в Рахимова, а попали в башкирский народ и рикошетом – во всех остальных.

Это обстоятельство наглядно показывает, что Р. Г. Рахимов по факту являлся национальным лидером Башкортостана. В конечном итоге против Р. З. Хамитова поднялись не только башкирские национальные организации, но и все недовольные его бездарной политикой (обманутые дольщики, «экологи», спортсмены, коммунисты и др.). Как говорится, «не по Сеньке шапка» оказалась. Затем произошла реминисценция событий почти столетней давности, что опять подтверждает тезис о повторяемости упомянутых выше исторических закономерностей. В 1920 году против Г. Шамигулова в Малой Башкирии вспыхнуло народное восстание, которое снесло его диктатуру, а имя ликвидатора автономии было проклято в веках. Схожий сценарий наблюдался в событиях 2017–2018 годов, приведших Р. З. Хамитова к неожиданной отставке. Не помогли и 25% «Башнефти», которые «Роснефть» вернула в собственность республики для поддержания пошатнувшейся легитимности «башлыка». Очевидно, что в неожиданном возврате активов нет никаких заслуг последнего. Он был лишь статистом в схватке двух хозяйствующих субъектов, перебежавшим из одного лагеря в другой по мере того, как обозначился явный фаворит.

Р. З. Хамитову досталась сильная и процветающая республика. Но за восемь лет «работы для людей» он привел ее к текущему положению.

Сегодняшнему руководству Башкортостана досталось тяжелое наследие: негативные тенденции в экономике, небывалый размах коррупции, потеря управляемости регионом, обострившийся национальный вопрос и эрозия власти. Все это усугублялось иррациональной и абсолютно контрпродуктивной войной против БФ «УРАЛ» и лично М. Г. Рахимова, приведшей к ненужным элитным конфликтам. Теперь «адвокаты» Р. З. Хамитова намекают, что такова была воля федерального центра, о чем кулуарно якобы говорил сам «башлык». Однако в это верится с трудом. По всей видимости, это была личная война бывшего главы региона, вести которую его подтолкнули то ли личная неприязнь к первому Президенту, то ли обязательства перед лидерами так называемой «антирахимовской оппозиции». У многих на памяти запись известного телефонного разговора между ним и Р. И. Бигновым (руководитель предвыборного штаба М. Г. Рахимова в 1998 году), появившаяся в сети Интернет несколько лет назад.

Несмотря на старания бесславно ушедшего «башлыка», образ М. Г. Рахимова как национального лидера Башкортостана уничтожить так и не удалось.

Его эпоха у жителей нашего края по-прежнему ассоциируется с позитивными переменами в жизни республики, социальным оптимизмом и светлыми надеждами на будущее. Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить на улицах городов и деревень с простыми людьми, далекими от политики.

Президентами не рождаются – ими становятся. Муртаза Губайдуллович Рахимов в этом отношении не исключение. В одном из интервью он сказал: «Я не стремился к власти, но и отказываться от нее не в моих правилах, потому что я всегда был и остаюсь государственным человеком и патриотом, мне небезразлично, что происходит в республике и стране».

Салават Хамидуллин, ПроУфу
Оригинал публикации






  • Изображение
  • Участник
  • 61 | 11.02.2019, 15:35 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 7769 | Рейтинг: -544,4
Обратимся к анализу Б.Х. Юлдашбаевым событий тех времён и пред-ставленных им же документов и материалов выше означенного сборника. Выводы своего анализа событий и документов тех времён Билал Хамитович блестяще изложил в «Введении» к первому тому этого издания .
Он писал: «Еще задолго до октябрьского переворота Ленин воинст-венно ополчился против идеи носящей экстерриториальный характер культурно-национальной автономии, как «самого утонченного и завер-шенного национализма», затушевывающего-де внутринациональные клас-совые различия и противоречия, способствующего, значит, мононациональ-ной консолидации (объединению) не только территориальных, но и социаль-но-классовых групп населения данной национальности. Эта идея не вписыва-лась в концепцию классового раскола нации, «пролетарского интернациона-лизма» и интернациональной революции рабочего класса. По крайней мере в двух своих резолюциях по национальному вопросу, принятых в 1913-м и апре-ле 1917 г. (VII конференция большевиков), Ленин, большевики, в том числе Сталин, докладчик на Апрельской конференции по этому вопросу, настойчи-во развенчивали» идею культурно-национальной автономии, подчеркивая, что разделение национальностей в области школьного образования и духов-ной жизни в целом «безусловно вредно с точки зрения демократии вообще и интересов классовой борьбы пролетариата в особенности» . Юлдашбаев там же заключает, завершает эти предыдущие слова: «Экстерриториально-национальное самоопределение народов оказалось не приемлемым для Ле-нина, для порожденной большевистской революцией советской полити-ческой системы». Выдержка из материалов конференции 1917 г. и её резо-люция представлена в этом же томе, в документе за №5 .
Важная от него констатация: «На платформе экстерриториально-духовной автономии стояли также татарско-мусульманские националисты России, в том числе Башкирии (Уфа являлась одним из центров мусульман-ства и татарского национализма). Прежде чем прийти к идее национально-территориальной автономии Урало-Поволжья или Татаро-Башкирии, а по-том и отдельно Татарии, они в подавляющем своем большинстве придер-живались консолидации «тюрко-татар мусульман» по признаку духовной, в том числе религиозной, а также языковой их общности или взаимной близо-сти, каковая идея распространялась и на башкир» .
И вот в мае 1917 г. в Москве во время работы Всероссийского съезда мусульман объявляется лидер башкирского национального движения, и, в общем-то, как писал Б.Х. Юлдашбаев же, и само это движение делает свой «первый шаг» в организационном оформлении. Однако он же отмечал, что тогда у этого движения, во всяком случае, у объявившегося главного лидера движения, ещё не было стремления к отдельной башкирской автономии, этот лидер ещё мечтал о той общетюркской автономии народов российского Вос-тока. Вместе с тем, прошло чуть больше чем полгода, лидеры этого движения во главе с Ахмед Заки Валиди Тоганом объявляют, провозглашают 15 ноября 1917 года башкирскую автономию, Башкурдистан.
Как это было воспринято всем населением территорий объявленных в этом образовании, включая и башкир, вопрос не простой. А вот уже после того «Соглашения центральной Советской власти с Башкирским правитель-ством о Советской Автономии Башкирии» от 20 марта 1919 года, и когда, в общем-то, были установлены границы этой автономии, некогда скрупулёзно прочерченные Ахмедом Заки Валиди, наблюдался выход части населения из этого образования «Малой Башкирии». Вот что, например, пишет за это М.И.Роднов в одной из своих работ: «Договорённости политиков в обход ря-дового населения, тем более привыкшего к обычной практике перечисления селений и образования новых волостей, вызвали ответную реакцию (как и в Златоустовском уезде) к выходу из волостей, переданных в Малую Башки-рию. Вероятно, этот процесс развернулся как раз во второй половине 1919 и в 1920 гг., что отразила перепись 1920 г.» . И далее, там же, при перечис-лении вышедших из этой автономии территорий и селений, причём называя это массовым отказом от вхождения в состав Малой Башкирии, отмечает и башкирское селение Ишемчурино Урман-Кудейской волости.
Б.Х. Юлдашбаев указывал, подчёркивал: «стремясь к власти и добив-шись ее, ленинцы-большевики формировали территориальный принцип на-ционально-правового устройства больших и малых народов. Хотя демокра-тический принцип национального самоопределения имеет именно нацию как таковую в качестве субъекта национально-суверенных прав самостоятель-ности- автономии, государственности и т. д., - большевики, однако, «забла-говременно» предрешили проблему и изготовились к тому, чтобы, оказав-шись у власти, не столько правовым устройством наций, сколько произволь-ной перекройкой территорий во имя национального, якобы, самоопределе-ния» . Он констатировал, что в результате таких деяний большевиков: «ока-жутся многие республики не столько национальными, сколько много и меж-национальными образованиями, без оптимального удельного веса и необхо-димого большинства коренной или титульной национальности данной «на-циональной» республики в общей массе ее населения. Это относится, в осо-бенности, к Башкирии, да и к Татарии» .
В общем же, как ни рассуждать, ни думать, а провозглашение башкир-ской автономии 15 ноября 1917 для пришедших к власти большевиков было вполне желаемым событием в их, и только в их, уже созревших планах «на-ционально» - территориального устройства бывшей Российской империи.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 62 | 11.02.2019, 15:40 | Автор: Sharik
    Публикации: 0 | Комментарии: 4429 | Рейтинг: -189,3
55 | 11.02.2019, 15:18 | Автор: Ирек
Публикации: 135 | Комментарии: 6924 | Рейтинг: -465
48 | 11.02.2019, 14:31 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Рзазве в этом документе говорится от обособленности, асабасти, привилегированности по отношению к землевладению только башкир?
--------------
Ирик ты же сам кричишь на кажном углу что татары все в башкиры записались из за особенного вотчинного права, из за земли. Соврал Ирик? Не записывались татары башкирами, это башкир в татары переписали?
++++++++++++++++++++++++++++++++
На основе вотчинного землевладения, и родилось сословие башкир, которое помимо собственно башкир содержало и иных иноэтничных. Причём был и выход в это сословие вновь прибыбыващих в край переселенцев. В это сословие только к временам Х ревизии 1859 года вошли 54 665 "башкир из тептярей" и 34 665 "башкир и мещеряков". Выходили в башкиры из аюкинских калмых, из сартов, из султановских ногайцев, и даже из казанских торговых татар.
===================================
Ты придурок соображай о чем ты пишешь! Мищары это бывший самостоятельный народ к татарам казанским не относятся и они распределяются по своей воле как дополнение русского этноса так и башкирского и казанского(татарского).Далее про родов сартов и калмык тебе харя лучше молчать они являлись и являются истинными сынами башкир.Ты приедь в Сафакулево и спроси любого жителя про сартов и калмык они скорее тебя трахнут чем признают от тебя новость что они не башкиры.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 63 | 11.02.2019, 15:44 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ирик ты же сам кричишь на кажном углу что татары все в башкиры записались из за особенного вотчинного права, из за земли. Соврал Ирик? Не записывались татары башкирами, это башкир в татары переписали?
++++++++++++++++++++++++++++++++
На основе вотчинного землевладения, и родилось сословие башкир, которое помимо собственно башкир содержало и иных иноэтничных.
-------------------
Смешной врунишка. Значит у башкир все таки было особое вотчинное право. А ты пыхтел и утверждал что не было особенного. Смешной.



4

  • Изображение
  • Гость
  • 64 | 11.02.2019, 15:47 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Дык, раз есть неверие Тагирову, чего бы Вам самому не привести первоисточник. Тем более, что Вам как почитателю Заки Валиди, и как ысын башкиру просто в обязанность входит знать поболее о своём кумире.
-----------------------
Нет нет Ирик, сказал А говори и Б. Почему я должен верить или не верить. Ты сказал, подтверди первоисточником. А ОБС мне не нужно. Мали ли кто что сказал про то что кто то сказал.



4

  • Изображение
  • Участник
  • 65 | 11.02.2019, 15:48 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17806 | Рейтинг: -3101,1
Иречку, юлящему как проститутка.
Как же вам татнацикам не дает покоя тот факт, что башкиры являются зачинателями Российской Федерации. А ведь благодаря созданию Башкирии появилась татария и вообще татарский этнос в 1920 году.
Вместо благодарности от вас предательство. Все таки совершенно прав был Карпини, когда давал характеристику татарскому народу, еще и не сформированному в этнос. Потом повторил это и Валиди.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 66 | 11.02.2019, 15:54 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 7769 | Рейтинг: -544,4
М. Г. Рахимов 1993 году в интервью газете «Вечерняя Уфа» он сказал:

«Испокон веков Россия формировалась как федеративное государство. При этом многие народы, в том числе и Башкортостан, вошли в состав России добровольно, на договорной основе".
+++++++++++++++++++++++++++++
Однако есть и другие мнения:

Алтон С.Доннелли Завоевание Башкирии Россиией 1552-1740 1 B\Доннелли.doc Баш-стан Ватан 1995 288

А.Н. Севастьянов писал, что только Грузия и Армения присоедились добровольно к России.

И да какой Башкортостан? Если то эпохальное присоединение или вхождение башкир в Московию происходило вполне растянуто по времени. Причём происходило это очень пошагово, практически почти как «степ бай степ» отдельными родами, племенами и даже отдельными челами. За последнее можно посмотреть небольшую, но очень убедительную статью д.и.н. Б.А. Азнабаева: «Жалованная грамота XVI века башкиру Уранской волости», пред-ставленную на ресурсе, называемом сайтом неких «традиционалистов» Башкортостана http://www.rb21vek.com/164-zhalovannaya-gramota-xvi-veka-bas
hkiru-uranskoj.html.
В указанной статье, говорится об обнаруженной в фонде «Спорные де-ла Генерального межевания (РГАДА. Ф. 1324. Д. 1497. Л. 48-50.)» копии жа-лованной грамоты башкиру Уранской грамоты Авдуаку Санбаеву с пожало-ванием земли в Уфимском уезде. И прописано: «Вопреки сложившемуся в нашей историографии мнению о том, что башкиры принимали подданство по родам, документ показывает, что подчинение российской администра-ции предполагало различные варианты, в том числе, и в виде поступления на службу русскому царю». От себя повторимся, что по содержанию статьи, да-же отдельными челами. И повторимся с вопросом, какую же присоединяв-шуюся башкирскую государственность всё это представляло. Причём ведь даже утверждают, что, и, с населением практически монолитно башкирским. Позволим все же себе, знак вопроса и здесь не ставить.
Прежде чем продолжить далее, приведём ещё одну выдержку из озна-ченной статьи Б.А. Азнабаева важную в дальнейшем нашем повествовании. Он со ссылкой на свою же работу: «Условные черты вотчинного землевладе-ния башкирского населения в XVI-первой трети XVIII в.в. // Аграрное и про-довольственное развитие России в XVIII-XX вв.: Пороги безопасности. Сборник статей. Оренбург, 2008. С. 142.» пишет, что отмечал следующее: «башкирские волости могли создаваться российской администрацией в но-вых территориальных границах для решения конкретных военных, админи-стративных или фискальных задач. В подобных ситуациях этническая гомо-генность состава новой административной единицы могла учитываться властями только по большому счету. В новую волость, которую сами башкиры называли родом, нередко входили представители не только раз-личных родов, но и иных этносов».



2

  • Изображение
  • Участник
  • 67 | 11.02.2019, 16:06 | Автор: Корней
    Публикации: 5 | Комментарии: 12410 | Рейтинг: -1903,2
63 | 11.02.2019, 15:47 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

Дык, раз есть неверие Тагирову, чего бы Вам самому не привести первоисточник. Тем более, что Вам как почитателю Заки Валиди, и как ысын башкиру просто в обязанность входит знать поболее о своём кумире.
-----------------------
Нет нет Ирик, сказал А говори и Б. Почему я должен верить или не верить. Ты сказал, подтверди первоисточником. А ОБС мне не нужно. Мали ли кто что сказал про то что кто то сказал.
____________________________________________________
Не смешите.
Чмырик Зеленоградский слышал звон, да не знает где он.
А звон со стороны Хакимова идёт. Чмырик оттуда свои "знания" черпает.
Ничего он Вам не приведёт и не ответит.
Я, вообще, не понимаю, чего он тут суетится и жопой виляет.
То у башкир не было особенного вотчинного права, то было особенное и поэтому туда все записались.
То, что башкиры первые объявили свою республику знают все. А Чмырик гаражный пытается рассказать, что они не имели права. Ага. Его не спросили.
В общем, Чмырик юлит, виляет жопой и не может что-то внятное промямлить. Впрочем, как всегда.
Несерьёзный человечек, одно слово - Чмырик. Ни чести, ни достоинства.



3

  • Изображение
  • Участник
  • 68 | 11.02.2019, 16:08 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 7769 | Рейтинг: -544,4
Очень положительно относятся в Башкортостане к переписи 1897 года, по которой в Россиийской империи 1 311 017 человек заговорили на родном башкирском языке.И это было всего лишь только в 7 губерниях Российской империи. Основная же масса такового населения проживала в Оренбургской и Уфимской губерниях. И даже губерний, в которых проживало более ста человек указавших родным башкирский язык, вместе с первыми было всего лишь одиннадцать. Тогда как в империи, по временам этой переписи губерний, плюс городов Санкт-Петербург, Москва, Одесса и Донского войска область было 53 субъекта. К слову, в 27 губерниях, в городах Москва, Санкт-Петербург и Донского войска области, т.е. в более чем в половине субъектов Российской империи, более тысячи человек указали родным языком татарский, а более ста человек, так и вообще в 48 субъектах Российской империи. В общем же по империи родным языком татарский указало 3 737 627 человек, а башкирский – 1 321 163. Отмечались в родных ещё: «мещерякский» язык у 53 847 человек, и «тептярский» у 117 773, но не повсеместно по всей империи, а практически тоже только там, где отмечался в родных башкирский язык.



3

  • Изображение
  • Гость
  • 69 | 11.02.2019, 16:27 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
64 | 11.02.2019, 15:48 | Автор: кац
Публикации: 0 | Комментарии: 16766 | Рейтинг: -3002,2

Иречку, юлящему как проститутка.
Как же вам татнацикам не дает покоя тот факт, что башкиры являются зачинателями Российской Федерации. А ведь благодаря созданию Башкирии появилась татария и вообще татарский этнос в 1920 году.
Вместо благодарности от вас предательство. Все таки совершенно прав был Карпини, когда давал характеристику татарскому народу, еще и не сформированному в этнос. Потом повторил это и Валиди.
----------------
Факты-вещь упрямая! По историческим фактам башкиры всегда являлись гнусными предателями. Во времена монгольского нашествия башкиры были с ними, приняли активное участие в разрушении Булгара. Также имеются исторические факты о позорном бегстве башкир при обороне Казани от войск Грозного. Потом пошли "бить челом" к "белому царю" "нижайше"просить земли побежденного Казанского ханства. До1917г у Валиди не было планов и идей, но он удачно украл и присвоил идеи Идель-Урала и использовал в своих корыстных целях. Вообщем-то, что ожидать от политической проститутки, предавал всех-налево и направо.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 70 | 11.02.2019, 16:27 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17806 | Рейтинг: -3101,1
Вообще то Иречок тут как засланный казачок от башкирских нациков. Все его отрывки четко доказывают, что до 1920 года татар как этнос попросту не было. И только благодаря большевикам появился этнос путем поглощения башкир. чувашей, мари, мишар. Это Иречок показал четко, молодец малайка. Не зря его со всех татарских организаций вы3,14здили.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 71 | 11.02.2019, 16:50 | Автор: Sharik
    Публикации: 0 | Комментарии: 4429 | Рейтинг: -189,3
Недавно смотрел новости,как один глава региона говорит,что учили давить целенаправленно в одну точку как дятел и предмет недвижимости двинется,имея в виду данная создавшаяся проблема региона таким образом разрешиться.
Это правильно конечно,проблема двинется но в какую сторону непонятно.
В принципе этот метод был разработан еще при Чингизхане.Этим же методом в основном пользуются националисты- татары,зацикливаясь годами на одной проблеме или в основном определенном задачи.Кстати есть и поговорка на эту тему,мищар казан(казанка для приготовления пищи) тищар.Но опять же эту поговорку можно отнести и к периоду взятия Казани,когда мищари сделали подземный ход для подрыва стены крепости .В принципе не важно,когда
вопрос стоит о дятлах,как Ирек.Раз зациклился в одном теме ,значит усрется но будет доказывать.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 72 | 11.02.2019, 16:58 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 7769 | Рейтинг: -544,4
Появился здешний укадемик Хернец-Болванец. Ну чуда тебе и карты в руки, приведи ты текст того выступления Заки Валиди.
Я привел слова Тагирова об этом выступлении из книги:
Тагиров И.Р. «Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ век.) – Казань: Татар. кн. изд-во, 1999. – 468 с. – С. 165.
А Хакимов по тем временам никакого отношения к истории не имел. Ты уже свихнулся на Хакимове, я же с ним ни знаком, и никогда не встречался, и не переписывался.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 73 | 11.02.2019, 17:09 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 7769 | Рейтинг: -544,4
Анвар Закирович и другие башкирские гуманитарии констатируют, что тептяре всегда фиксировались только вместе с башкирами, пишут, их, «тептярей знала только башкирская вотчинная земля» (3, с.25). И наш А.М. Юлдашбаев писал, что «тептяри были только там, где водились и башкиры...» (18, с.1050. Хотя, слово «водились» несколько режет слух, но это заявление, как и констатации других гуманитариев, конечно же, верны.
Однако если глянуть на итоги переписи 1897 года отдельно по губерниям, то выясняется, что и мещеряки, как и тептяри, практически тоже наличествовали только там, где «водились» башкиры. Согласно этой переписи, ни в Пензенских краях, ни на Нижегородчине, ни в нынешней Ульяновской области, где в настоящее время наиболее компактно проживают татары-мишары, мещеряки, или вернее, население с родным мещерякским языком практически не фиксировались. В Симбирской губернии только были отмечены 5 человек. Не было таковых и в Казанской губернии.
А вот в Уфимской губернии их наличествовало 20 957 на 899 910 человек с башкирским родным языком, в Оренбургской 4 898 на 254 561, в Пермской 21 163 на 85 395, в Самарской 6 580 на 57 242. В Саратовской же губернии на 1 262 человек с башкирским родным языком было таких всего 7 человек, а в Вятской на 13 909 человек первых вторые вообще не наличествовали. Везде же в иных губерниях, как говорится, хоть шаром покати, один, два человека, но, не дотягивая даже до десятка, а чаще всего полный нуль. Есть только одно исключение, в приграничной Гродненской губернии империи отмечены 149 человек с родным мещерякским родным языком и 511 с башкирским. Ну, это явно просто переселенные властями по службе люди.
К слову надо заметить, что ведь и И.Г.Георги (1729-1802 г.), тоже локализовавал мещеряков только регионом обитания башкир: «Мещеряки составляют особое татарское колено, которое ныне за¬ключает в себе около двух тысяч семей, из коих четыреста пятьдесят шесть в Исетской провинции между башкирцами, а прочие в Уфской провин¬ции, отчасти между уфскими татарами, а отчасти и между башкирцами, живут, следовательно, все в Башкирии, и потому в Уфимском, а частью в Пермском наместничествах» (5, с.219). Георги там же пишет, что до того, как «перешли они (мещеряки - И.Г.) в Башкирию», «В четвертомнадесять (четырнадцатом) столетии, да может быть еще и ближе к нашим временам, жили они на Нижней Оке между мордвой, или муронами, и черемисами».
Так что же, они, мещеряки уже со времен написания Георги его книги не «водились» в других регионах, кроме как в местах обитания башкир?
Нет, они, нынешние мишаре, конечно же, жили, продолжали жить и до сих пор живут, как в указанных Георги краях, включая и прежнюю указанную им область, и как пишет о них Юлдашбаев А.М. «среда обитания которых простиралась от Башкортостана до Подмоско¬вья» (18, с.14). Действительно, эта этнографическая группа татарского народа, причем достаточно значительная по численности, имеет широкий ареал расселения, и в особенности в оконтуренной Юлдашбаевым части России.
А давайте по данным той же переписи 1897 года посмотрим, какой язык указывали родным представители тюркского населения тех губерний, которые соответствуют нынешнему наиболее компактному проживанию мишар. В Пензенской губернии родным языком татарский указали 58 530 человек, 23 – башкирский, 8 – чувашский, и даже один человек – тептярский, мещеряцкий же никто. В Нижегородской губернии 41 339 человек указали родным татарский язык, 234 – чувашский, и всё. В Симбирской губернии на 133 977 человек с татарским родным языком, оказалось 159 766 с чувашским, 20 с башкирским, 5 с мещерякским, и 4 с тептярским. Ну, нельзя не вспомнить и Рязанскую губернию, с Городцом Мещерским, нынешним городом Касимов, откуда есть и пошло предположительно звание мещеряк. В этой губернии наличествовало 5 033 человек с родным татарским языком, 18 с чувашским, и только один с башкирским языком, и всё, и более ничего. В общей же сложности, в 27 губерниях, в городах Москва, Санкт-Петербург и Донского войска области, т.е. в более чем в половине субъектов Российской империи, более тысячи человек указали родным языком татарский, а более ста человек, так и вообще в 48 субъектах Российской империи. По временам же той переписи в империи наличествовало 53 отдельных субъекта, собственно губернии, плюс города Санкт-Петербург, Москва, Одесса и Донского войска область.
И ведь получается так, что мещеряки практически по всей империи, за исключением нескольких губерний где «водились» башкиры, считали свой родной язык татарским. А почему иначе в этих губерниях, и почему в них наличествовали несуществующие тептярский и мещерякский языки? Да, исключительно из-за сословного учёта населения, особо усугублённого в этих губерниях, где по той же VIII ревизии 1834 года всё не русское население было расписано как по сословиям, так и по кантонам, как башкиры и мещеряки, или по командам, как тептяре с бобылями.
В опросном же листе переписи 1897 года шестым пунктом стоял вопрос о сословной принадлежности, а двенадцатым, в общем-то последующим, был вопрос о родном языке респондента. После того как человек указывал о своём сословии тептяр он или мещеряк уже с испугу пред царским переписчиком укажешь «соответствующий» язык. А если серьёзнее, то были и другие причины для выбора желаемого сословия, и как бы подтверждения этого указанием соответствующего родного языка. Однако не будем пока углубляться в последнее.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 74 | 11.02.2019, 17:28 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17806 | Рейтинг: -3101,1
Молодец Иречок. Доказал таки, что типтяре происходили только из башкир и никак не иначе.
Ну и в Башкирии мишар учитывали строго, не записывали в башкиры. Ну и татар тут было с гулькин нос. Все правильно Иречок, молодец.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 75 | 11.02.2019, 17:30 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
46 | 11.02.2019, 14:24 | Автор: Sharik
Публикации: 0 | Комментарии: 4405 | Рейтинг: -188,1

===================================================
Салам Алейкум ! Хочу заметить ,что в Башкирии все башкирское в том числе и русские с татарвой,потому и мы говорим что родом из Башкирии.
Кстати слово "конгресс" случаем корни не из татарского языка?
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
++++++
Название правильно пишешь - Башкирия. В которой башкирское только вывеска "Шланглар". А после возвращения истинного названия этого края "Уфимская губерния" и вывески уберём. На месте бандита и мородёра, поставим памятник основателю русского города Уфа, казаку Нагому. Да, исторический облик города, не вами построенного, но вами рарушенного, заставим вернуть, ладно хоть юрт не понатыкали, вместо купеческих особняков.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 76 | 11.02.2019, 17:38 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
73 | 11.02.2019, 17:28 | Автор: кац
Публикации: 0 | Комментарии: 16768 | Рейтинг: -3002,2

Молодец Иречок. Доказал таки, что типтяре происходили только из башкир и никак не иначе.
Ну и в Башкирии мишар учитывали строго, не записывали в башкиры. Ну и татар тут было с гулькин нос. Все правильно Иречок, молодец.
============================================================
====
Новая перепись, без бабаевских приписок, станет неожиданностью для башхер.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 77 | 11.02.2019, 17:52 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Появился здешний укадемик Хернец-Болванец. Ну чуда тебе и карты в руки, приведи ты текст того выступления Заки Валиди.
-----------------
Ирик так ты даже не читал это выступление и приводишь его в пример? То есть ты даже не знаешь есть такой текст или нет но ссылаешься на него? Это говорит о многом. О том что ты пользуешься только бабкиными сказками. Серьезных документов ты не видел.



4

  • Изображение
  • Эксперт
  • 78 | 11.02.2019, 17:53 | Автор: юнг
    Публикации: 144 | Комментарии: 37614 | Рейтинг: +5526,1
Когда кончится эта нацмудня?



3

  • Изображение
  • Гость
  • 79 | 11.02.2019, 17:57 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
64 | 11.02.2019, 15:48 | Автор: кац
Публикации: 0 | Комментарии: 16768 | Рейтинг: -3002,2
Иречку, юлящему как проститутка.
Как же вам татнацикам не дает покоя тот факт, что башкиры являются зачинателями Российской Федерации.
-----------------------
Ирик не татнацик. Он из тептяр. Его отец из башкиро-тептярского села.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 80 | 11.02.2019, 18:01 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Гость


22 | 11.02.2019, 12:55 |
Уважаемый наш Муртаза Губайдуловичь на посту первого призидента Республики Башкортостан много хорошего сделал для коренного населения. Строил башкирские школы, создал курултай. Москва не хотела, что бы башкиры развивались, вот его и убрали. Сейчас кто поможет башкирам, опять прислали московского. Если бы хотя бы Сарбаева в призиденты, он бы давно навел бы порядок в Сибаи. А так башкир снова травят.
------------------------------------------------------------
--------------------------------------------
Ты хоть понял о чем ты написал? Ты посмотри репортаж из Сибая. Выступают одни русские. Значит башкир в Сибае нет, или их не травят. А то бы пришли побузить. Получается в общем-то так. Сарбаев… Сарбаев… Это не тот, кого Урал Рахимов привозил в Сибай смотрящим? Любитель выпить? Ну, тогда понятно...



1