Календарь новостей
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
«Это катастрофа!»: ...

С похожим обращением выступила и представитель Татарстана. В конце минувшей ...
  19.11.2019   25696    66

Распил на жалких ...

Об этом сегодня на совещании в правительстве сообщил глава региона Радий ...
  19.11.2019   31826    18

Правильное решение. ...

Об этом Радий Хабиров написал в facebook. Он отметил, что был удивлен, узнав, ...
  19.11.2019   40371    13

Матвей Ганапольский: ...

М. Ганапольский: Есть два персонажа в России, которые наиболее показательны для ...
  19.11.2019   22651    10

Кристина Абрамичева: ...

Кристина Абрамичева — член совета по правам человека при главе РБ. Давно не ...
  18.11.2019   26089    48

Уфимский штаб Навального ...

Координатор уфимского штаба Навального Лилия Чанышева опубликовала новую ...
  18.11.2019   27070    90

Страна в футляре ...

«Видеть и слышать, как лгут, и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь ...
  18.11.2019   40403    72

Рак души: Озверевший ...

Как сообщает «Независимая уральская газета», жительница ЖК «Цветы Башкирии» ...
  15.11.2019   11475    369

Казанский Кремль ответит ...

Официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова прокомментировала ...
  15.11.2019   42246    249

Мединский в ярости: ...

Владимир Мединский отнес Башкирию к отстающим в реализации нацпроекта ...
  15.11.2019   21385    87

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Ноябрь 2019 (56)
Октябрь 2019 (87)
Сентябрь 2019 (81)
Август 2019 (127)
Июль 2019 (109)
Июнь 2019 (92)


Салават Юлаев: герой или злодей?

  • Опубликовано: sergey orlov | 11.06.2012
    Раздел: История | Просмотры: 30139 | Комментарии: 222
0


В Башкирии начинают праздноваться ежегодные Дни Салавата Юлаева. По указу президента Муртазы Рахимова от 2004 года, в течение декады во всех городах и районах республики будут проходить мероприятия, посвященные памяти башкирского национального героя.

Салават Юлаев: герой или злодей?


Информации о Салавате как о герое в избытке, предлагаю вашему вниманию мнение ведущего научного сотрудника лаборатории проблем региональной культуры Тюменского государственного гуманитарного университета, доктора исторических наук Виктора Мауля. Сферой его научных интересов является социокультурное пространство русского бунта, Пугачевский бунт, история общественного сознания.

«Наделять Салавата Юлаева личным мужеством и героизмом, научных исторических оснований и данных нет»

Историческая наука – очень тонкая и сложная область гуманитарного познания. В ней нет, и никогда не может быть раз и навсегда данных положений, истины в конечной инстанции.

Эвристические возможности эффективности способов извлечения из них информации, а также от степени разработанности методологического инструментария. Аксиомой является положение, что без методологического исторического исследования не бывает. При этом методология – эта «призма», сквозь которую ученый наблюдает изучаемое. Она обеспечивает «угол зрения» на проблему. Каждый метод, взятый в отдельности, дает только определенный ракурс, и не более того. Наиболее адекватный результат достигается тогда, когда историк использует весь «арсенал» доступных ему методов, т.е. обращается к методологическому синтезу и возможностям междисциплинарных подходов к прошлому. Состояние источников и методов познания не является чем-то неподвижным, они развиваются и совершенствуются по мере развития исторической науки, обеспечивая все большую «прозрачность» прошлого взору историка.

Однако, помимо сказанного, историческая наука – это та область познания, в которой в социально активной и значимой является личность самого историка. Изгнать ее из истории невозможно. Историк же – это человек своей эпохи и своего общества. Но хорошо известно, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Оно неизбежно накладывает на нас свой отпечаток, независимо от того, хотим мы этого или не хотим, осознаем мы это или нет. Отсюда проистекает неизбежная органическая связь исторической науки с идеологией и политикой, которая, впрочем, не должна доходить до откровенной конъюнктуры. По выражению историка М. Н. Покровского, «история - это политика, опрокинутая в прошлое».

Эти обстоятельства особенно заметными становятся при изучении биографии и исторической деятельности Салавата Юлаева, провозглашенного в ХХ веке национальным символом башкирского народа. С другой стороны, судя по имеющейся литературе разного толка (художественной, популярной, научной), фигура Салавата Юлаева оказалась в центре острой идеологической борьбы различных общественных кругов, была изрядно мифологизирована и политизирована.

Причины героизации образа неустрашимого борца башкирского народа против царизма и крепостничества вполне очевидны. Они полностью соответствуют «генеральной линии» партии в исторической науке советских времен, четко делившей историю только на «черное» и «белое». Особой популярностью пользовалась концепция «крестьянских войн» в России – как высшей формы классовой борьбы при феодализме. Активным участником одной из них (под предводительством Е.И. Пугачева) был Салават Юлаев, уже одним из этих возведенный в ранг положительных персонажей нашей истории. Классическим примером такого рода трудов является монография Инги Михайловны Гвоздиковой «Салават Юлаев: исследование документальных источников», выдержавшей три переиздания. Заслуги автора этой работы неоспоримы и давно признаны отечественной историографией. Без всяких преувеличений, И. М. Гвоздикову можно назвать «Карамзиным отечественного салаватоведения». Но с момента первого издания книги (1982г.) прошла четверть века, ключевая переломная для всего российского общества и исторической науки в том числе. Образ исторических исследований и само понимание прошлого изменились. Сегодня книга И. М. Гвоздиковой, богатая источниковыми материалами, отражает лишь один из этапов развития салаватоведнния и должна представлять только историографический, а не исторический интерес. Прямо, скажем, за исключением своей фактологической стороны, монография явно устарела. Иначе говоря, требуются более глубокие, соответствующие сегодняшним возможностям науки, исследования образа и роли Салавата Юлаева в отечественной истории. При этом не стоит отделять или противопоставлять историю отечественную и историю башкирскую. Последняя – органическая часть первой.

Сегодня историческая наука активнее отказывается от концепции «крестьянских войн», чаще всего рассматривая их сквозь «призму» русского бунта, к числу которых относится и пугачевское восстание. В этом смысле справедлива точка зрения видного современного историка В. М. Соловьева о русских бунтах: «Какие-то конкретные справедливые цели, добрые порывы, благородные мотивы, благие намерения и т.п. очень быстро вымывались и отодвигались на третий-четвертый план, уступая место грабежу, насилию, террору, пьяной гульбе и богохульству. Ни Робин Гуд, ни Гильом Каль не жгли и не крушили без всякой нужды и без всякого разбора все «дворянское», не проливали кровь ради куража, не измывались над людьми на забаву себе озверевшей черни… Собственно, и сами-то бунты – какая-то патология, что-то из ряда вон, нечто устрашающе сумасшедшее, оголтелое, вурдалакское, оцепеняющее сердце и леденящее кровь». (Соловьев В. М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. М., 1994. С200-201). Подобная метаморфоза произошла Салаватом Юлаевым. Вполне благие цели и намерения (борьба со злоупотреблениями русских заводовладельцев и местной администрации) в пылу ожесточенных действий переросли в откровенный разбой и грабеж мирного, чаще всего русского, населения. По словам М. Н. Покровского, «в минуту огромного национального подъема нельзя было заставить башкира щадить русского колонизатора, не щадившего башкира в предыдущий период». (Покровский М. Н. Предисловие // Пугачевщина. Сб.документов М.; Л., 1926. Т.1.С.10-11)

Об этом свидетельствуют и беспристрастные исторические факты. Приведем выборочно несколько примеров, хорошо известных науке (выделено полужирным курсивом мною. – В. М.):

1) «...да и башкирцы все генерално бунтуют и во многих местах, немалолюдными при озерах и речках скопищами находясь, разсылают свои партии для разъзорения российских жителств, которыя еще и в то время, когда я внутри жителств находился, подбегами своими под малые жителства делали разъзорения и народ убивали…» (Копия с ордера генерал-поручика де-Колонга от 31 мая // Пугачевщина. М.; Л., 1929. Т.2.С.259).

2) «...сообщники ево, Пугачева, бунтующия башкирцы, на четырех медных: на Преображенском, Воскресенском, Верхоторском, Архангельском, на железных доменных: Юрюзянском, Симском, молотовом Усть-Катавском, на лесопилном Симском и в шести деревнях фабрики, магазейны, в плотинах вещняки и слань и всякое заводское строение и крестьянские домы выжгли до снования…мастеровых же и работных людей, сколко от прежняго забрания осталось, окроме только спасшихся от их злодейских рук уходом, побили до смерти, забрав с собою и с малолетними детьми, погнали как скотов, в дальние леса и в свои башкирския кочевья…». (Всепокорнейшее доношение в Берг-коллегию коллежского асессора Ивана Мясникова // Пугачевщина. М.; Л., 1929. Т.2.С.268-269).

3) «А они, злодеи – башкирцы, у нас всегда везде русаков губят; а 28 июня Каслинской и Каштымской господина Никиты Никитича Демидова завод оныя ж башкирцы все выжгли, как завод, так и селение, а с людьми что зделали, - о том еще здесь не слышно». (Выписка из партикулярного письма, полученного Москве 7 дня 1774 году // Пугачевщина. М.; Л., 1929. Т.2.С.265).

«Сего майя 23 числа в полдни сибирской дороги старшина Юлай Азналин с сыном своим Салаваткой собравшись злодейскою шайкою башкирцов по примеру около тысячи человек напав на означенный завод (Симский завод-В. М.). Всех заводских служителей… по примеру всего человек до шестидесяти перекололи до смерти. И тот завод разграбя, фабрику с плотиною, церковь божию и всё заводское селение сожгли…» (РГАДА. Ф.6. Д.592. Л.565).

Само собой, что на основании этих и подобных фактов не надо спешить делать выводы о «бессмысленности» и изуверской жестокости бунташных действий. Любая эпоха и ее персонажи должны «измеряться» нравственной шкалой своего, а не нашего, времени. Задача историка не в том, чтобы судить прошлое. Историк – не судья. Он должен стремиться понять изучаемую эпоху, исходя из ее морального и юридического барометра. Но екатерининская эпоха в рамках тогдашнего официального правосудия вынесла Салавату Юлаеву свой однозначный приговор – виновен.

Нет сомнений, что пугачевский бунт – это разновидность гражданских войн, когда брат шел на брата, сын на отца, и наоборот. Но гражданская война – Это ОЧЕВИДНО – не может быть предметом гордости для потомков, ибо для нормального человека противоестественно гордиться количеством крови, пролитой его соотечественниками. Так что героический пафос здесь явно неуместен. Это означает, что Салават Юлаев – активный участник братоубийственной войны – едва ли может служить примером для подражания и считаться героем отечественной, а значит, и башкирской истории.

Изрядно преувеличенными следует признавать и те личностные достоинства, которыми наделили Салавата Юлаева (20-летнего юношу) в советской историографии (еще раз замечу, наделили по причинам, далеким от научных).

Так, вряд ли найдутся научные исторические основания считать Салавата Юлаева выдающимся государственным деятелем. Такое определение предполагается, что он является видным деятелем ГОСУДАРСТВА. Но какого? Самостоятельного Башкирского государства в XVIII веке не было, как нет его и сейчас. Считать же его выдающимся деятелем Российского государства, против политики и устоев которого Салават Юлаев вел активную и насильственную борьбу, тем более нельзя. Он был одним из участников и руководителей борьбы за национальное освобождение от России. В этом отношении Салават Юлаев проявил себя, скорее, как антигосударственник, т.е. человек, сознательно действовавший вопреки интересам государства, подданным которого он являлся. Не случайно, что государственная власть именно так и квалифицировала его поступки. По приговору Тайной экспедиции Сената он был объявлен государственным преступником и понес адекватное в рамках той эпохи наказание. Современная Российская Федерация активно позицирует себя в качестве правопреемницы Московской Руси и Петербургской империи. Взяв на вооружение даже их символику, например герб и флаг. В таком контексте, логичной позицией федеральных властей был бы отказ от пропаганды культа Салавата Юлаева, активно ведущейся на территории самой же Российской Федерации в Башкортостане. Вспомним, например, какой негативный резонанс ветеранов вызвала попытка президента Украины В.Ющенко назвать героями войны бандеровцев. Ведь не случайно, что до сих пор в России не предпринималась и едва ли будет предпринята попытка юридического пересмотра антигосударственных и антиправительственных действий Салавата Юлаева. Приговор 1775 г. формально до сих пор остается в силе.

Теперь несколько слов о Салавате Юлаеве, как о «выдающемся полководце». Военные историки хорошо знают, насколько сложно оценивать полководческие способности того или иного военачальника. Здесь необходимо анализировать стратегию, тактику и масштаб ведения военных действий, психологическую специфику военной атмосферы, учет и соотношение сил воюющих сторон и т.д. И хорошо, когда речь идет о личностях калибра Наполеона Бонапарта, о деятельности которого сохранилось множество документальных источников. Но такая добротная сохранность источников — редкость для исторической науки. О том, насколько трудной и кропотливой является эта работа, какие подводные течения и рифы здесь могут быть, свидетельствует, например, исследования известного уфимского историка Р.Н.Рахимова. Скрупулезно изучив историю Уфимского пехотного полка, автор, тем не менее, счел необходимым сделать осторожные оговорки: «данная работа не претендует на исчерпывающую информацию»; «Несомненно, новые источники, выявленные в архивах, позволят более полно изучить те или иные аспекты полковой жизни». (Рахимов Р.Н. История Уфимского пехотного полка. 1796-1833. Уфа, 2004. С.9, 147).

В нашем же случае судить о полководческих способностях Салавата Юлаева по немногим сохранившимся отрывочным сведениям источников — задача исключительно сложная. Вот характерный пример описания боя, в котором принял участие Салават Юлаев: «Будучи ж в марше, сего ж 22 числа повстречавшим злодеем башкирцом Салаваткою имел прежестокое сражение, у которого было злодейской толпы до трех тысяч человек. Но храбрами ея величества воинами все были обращены в бег, и несколько сот человек в преследовании побито, и едва сам злодей Салаватка мог спастись: оставевши свою лошадь, бежал в болото. С нашей же стороны вреда никакова не было». (Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башкирии. Сб. док-тов. Уфа, 1975. С.231). Информация для квалифицированных заключений, как видим, явно не хватает.

В силу сказанного очевидно: для оценки полководческих способностей Салавата Юлаева у исторической науки достаточных сведений нет. Поэтому решение данного вопроса допускает возможность различных, порой прямо противоположных предположение и гипотез, в зависимости от идеологических и политических установок исследователей. Как это произошло, например, с историками И.М.Гвоздиковой и С.А.Орловым. Опираясь на одни и те же скудные источники, они сделали взаимоисключающие выводы. Соответственно, о наличии и отсутствии у Салавата Юлаева полководческих талантов (Гвоздикова И.М. Башкортостан накануне и в годы крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева. Уфа, 1999. С.441; Орлов С.А. Пирамида Салавата, Казань, 2006. С.20-21).

Таким образом, известные науке исторические источники не позволяют категорично говорить о полководческих способностях Салавата Юлаева вообще, не говоря уже о «выдающихся способностях». Косвенные же свидетельства подсказывают скорее отрицательный ответ на этот вопрос.

Был ли Салават Юлаев выдающимся башкирским поэтом — на мой взгляд, вопрос также не решенный. Известно. Что из 500 приписываемых ему поэтических строк, ни одно из произведений в оригинале не сохранилось. (Салават Юлаев: энциклопедия. Уфа, 2004. С.267). Все они находятся только в копиях на русском языке. И никаких подлинников в источниках не содержится. Отсюда возникает вопрос об атрибуции данных текстов Салавату Юлаеву. Источниковеды знают, что до сих пор не удалось установить авторство даже такого замечательного произведения древнерусской литературы, как «Слово о полку Игореве», изучению которого посвящены многие тысячи работ (См., напр.: Зимин А.А. Слово о полку Игореве. Спб., 2006). Тем более сложен для решения вопрос об авторстве Салавата Юлаева. Насколько известно, никаких специальных источниковедческих исследований по данному вопросу не существует. А, значит, считать его однозначно решенным не приходится.

И последнее: в литературе присутствует тенденция возвеличивать личные героизм и мужество Салавата Юлаева, попавшего в плен к правительственным войскам. Но и тут источники не предоставляют возможности для таких утверждений. Известно, что оказавшись на допросе, Салават Юлаев каялся, списывал все на свои молодость и страх: «из страха боясь учинить побега, в толпе злодейской и оставался». Старался приуменьшить размер своих преступлений перед государством: «Будучи в злодейской толпе, никого из своей воли и сам собою не умерщвлял». От «мужицкого царя» Пугачева/Петра III отрекся, именуя его теперь «злодеем Пугачовым». (Пугачевщина. М.; Л., 1929. Т.2. С. 276-279). Вполне типичное для многих пленных пугачевцев, но едва ли героическое поведение. А ведь были и другие примеры. Вот как, например, вел себя нижегородский крестьянин Василий Чернов: «при сем допросе под жестоким мучением во все продолжительное время упорствовал назвать Пугачева злодеем, почитая ево именем государя Петра третияго». (Пугачевщина. М.; Л., 1929, Т.2. С.363).

Говорится это вовсе не в упрек Салавату Юлаеву, а только для констатации исторической реальности. Но, все же. Пример подлинного мужества на допросе показал отнюдь не он. По справедливому мнению историка В.М.Моловьева, героизировать поведение народных масс на фоне русского бунта, представлять их сознательными творцами светлого будущего нет никакой необходимости. Они не нуждаются ни в модернизации, ни в приукрашивании: «среди них были не только мужественные и бесстрашные, но и робкие и нерешительные, сомневающиеся и придерживающиеся нехитрого житейского правила «как все — так и я». Ведь немало из них до того, как вспыхнул всенародный мятеж, покорно тянули свою лямку и, если бы не экстремальные обстоятельства, продолжали бы это делать» (Соловьев В.М. Актуальные вопросы в народном движении (полемические заметки о крестьянских войнах в России) // Ист. СССР. 1991. №3. С.142). Очевидно, данные мотивы играли свою роль и в поведении Салавата Юлаева перед лицом екатерининских следователей.

В заключении замечу, что Салават Юлаев, несомненно, один из активных участников пугачевского бунта. Поэтому он является заметной фигурой отечественной истории. Вычеркивать его из нее не нужно, да и вряд ли возможно. Но для того, чтобы относить его к выдающимся государственным деятелем, выдающимся полководцам, выдающимся поэтам, наделять личным мужеством и героизмом, научных исторических оснований и данных нет.

Виктор Мауль

P.S. В своей работе Мауль ссылается мою книгу «Пирамида Салавата», если тема интересна, книга есть в книжных магазинах Уфы: «Космос», Пр. Октября, д. 106, ост. транспорта «Госцирк», «Азия», ул. Гоголя, д. 36, ост. транспорта «Дом Моделей».

Сергей Орлов, Уфа, Башкирия - Башкортостан








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Участник
  • 61 | 11.06.2012, 14:55 | Автор: провизор
    Публикации: 4 | Комментарии: 925 | Рейтинг: +391,3
# 55 | Автор: Зулия | Сейчас на сайте
11.06.2012, 14:29 | Публикации: 3 | Комментарии: 4246 | Рейтинг: -365,3
# 42 | Автор: Вдумчивый | Сейчас на сайте
езжай в Рязань, там никаких БСТ

Вот Зулька и поймал я тебя на лжи ....

С 1 апреля 2012 года вещание телеканала «Башкирское спутниковое телевидение» – «БСТ» и радиоканалов «Спутник 107 ФМ», Информационно-музыкального канала радио Башкортостана «Юлдаш» через искусственный спутник земли Intelsat-15 .Охват территории вещанием значительно увеличился, согласно зоне покрытия охватываются территории Азии, Ближнего Востока и территории Российской Федерации. Потенциальная аудитория может быть подсчитана исходя из численности населения проживающих на этих территориях.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 62 | 11.06.2012, 14:59 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38725 | Рейтинг: +6476,8
Вот вполне подходящий фольклор к наступающему празднику в честь Ю

http://www.blatata.com/video/***ie/4968-igor-kabargin-sizar
i.html

Ни кАкой политики. Всё чисто. Конкретно. Современно.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 63 | 11.06.2012, 15:02 | Автор: Меркурий
    Публикации: 0 | Комментарии: 416 | Рейтинг: -8,9
Николай, никоим образом не хотел задеть Ваш недостаток (ну, то что Вы УО и родители Ваши алкоголики), но я и не говорил что по ЧингизХану в нашей библиотеке можно найти документы. Никоим образом!
Эти документы нужно собирать по всему миру. Причем они куда старше, нежели записи царских писарей про "Салаватку-разбойника".
Наибольшая библиотека манускриптов по Золотой орде сохранилась в Китае. Много информации в Монголии. Иногда попадается нечто существенное в Европе.
Работ современных специалистов по ЧингизХану очень и очень много. Прежде всего, разумеется, на западе. У нас в России таких специалистов, увы, нет. Поэтому можете довольствоваться лишь переводами.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 64 | 11.06.2012, 15:04 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30982 | Рейтинг: -711,9
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
# 57 | Автор: rv9wu | Сейчас на сайте
Зулька плиз весь список ... тех которых в Рязань отправишь.
-----------------
Сами составляйтесь.
кому нравится рязанское т/в - в Рязань, кому колымское - соответственно. страна большая.
Про касимовское телевидение то же самое.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 65 | 11.06.2012, 15:16 | Автор: Николай
    Публикации: 0 | Комментарии: 2476 | Рейтинг: +24,4
# 63 | Автор: Меркурий | Сейчас на сайте
Эти документы нужно собирать по всему миру.
Наибольшая библиотека манускриптов по Золотой орде сохранилась в Китае. Много информации в Монголии. Иногда попадается нечто существенное в Европе.
----------------------
.."переубедить мне Вас не удасться, поэтому сразу перейду к оскорблениям"

..вы свои "познания" черпали в Китае, Монголии, в Европе..или удовольствовались переводами своих соплеменников? пардон -современников ..

"чем громче Ник- тем мельче личность" - приписывается Чингизхану



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 66 | 11.06.2012, 15:17 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38725 | Рейтинг: +6476,8
Вот вольный пересказ любовных похождений Ю в современной интерТрепации, типа, опера "В ночь лунного затмения".

http://ololo.fm/audio/313136313939393537/37353237323137



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 67 | 11.06.2012, 15:20 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30982 | Рейтинг: -711,9
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
# 9 | Автор: Сидор | Сейчас на сайте
чтобы этот день не совпадал с Днем России, ибо это изощренный план "суверенных ханов" принизить ГОСУДАРСТВЕННЫЙ праздник.
------------------------------------
Есть еще 11 октября - День республики. Чем плох, а загнобили. Башкиры не обижаются.
Еще ГОСУДАРСТВЕННЫЙ праздник - 4 ноября.
праздник не очень приличный, черносотенный, коричневатый, с националистическим душком.
С не очень героическими подвигами, неприличными персонажами. И реками крови, как и многие исторические события на Руси.
Ничё, празднуем же.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 68 | 11.06.2012, 15:20 | Автор: Меркурий
    Публикации: 0 | Комментарии: 416 | Рейтинг: -8,9
Николай, могли бы сразу сказать что Вам абсолютно безразлично, кто такой Салават, Чингизхан и все остальные.
Я тоже, как и Вы, люблю "постебаться" :)))



0

  • Изображение
  • Участник
  • 69 | 11.06.2012, 15:21 | Автор: Николай
    Публикации: 0 | Комментарии: 2476 | Рейтинг: +24,4
# 64 | Автор: Зулия | Сейчас на сайте
Сами составляйтесь.
кому нравится рязанское т/в - в Рязань, кому колымское - соответственно. страна большая.
Про касимовское телевидение то же самое.
--------------------
..давно хотел побывать в Израиле..но говорят что нужно делать обрезание..и страшно подумать что у раввина дрогнет рука..поеду в москву..говорят что еще не третий Рим, но уже второй Израиль..



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 70 | 11.06.2012, 15:22 | Автор: rv9wu
    Публикации: 0 | Комментарии: 1879 | Рейтинг: -48,7
ну а Зулия , как я полагаю, в Темясово билетик прикупила... Вот и хорошо!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 71 | 11.06.2012, 15:25 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30982 | Рейтинг: -711,9
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
# 23 | Автор: Сидор | Сейчас на сайте
знать по истории больше, чем вывезенным из аулов "целевикам" с корочкой истфака.
-----------------------------------
столько историков на Уфе!
Чем опровергли мажитку?
Доказали при помощи анализов возраст артефактов?
Этого не может быть потому что этого не может быть.
Ну и какашками, самым весовым инструментом.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 72 | 11.06.2012, 15:26 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38725 | Рейтинг: +6476,8
Последний куплет урезали. Вот недостающий текст, чтобы сходство с оперой было абсолютно полным

Костюмчик серенький, колёсики со скрипом
Я на казённый на бушлатик променял.
За эти восемь лет немало горя мыкал,
И не один на мне волосик полинял.
Я срок разматывал, как лярва, припухая,
Там нары жёсткие да пайка триста грамм,
И лишь о том, что было, часто вспоминая,-
Такая жизнь - она положена ворам.

Так что ж стоишь, краснеешь и бледнеешь?
Из-за тебя же я, ***, пострадал.
Беги в легавку, да только не успеешь.
И финский нож под сердце ей вогнал.
Нас было пятеро фартовых ребятишек.
И всем барышникам было по барышам.
Из нас четыре докатилися до вышек,
А я на полную катушку намотал.

Источник: http://www.blatata.com/songs/29152-narodnaya-pesnya-nas-bylo
-pyatero-fartovyh-rebyatishek-tekst-pesni.html



0

  • Изображение
  • Участник
  • 73 | 11.06.2012, 15:34 | Автор: вася
    Публикации: 0 | Комментарии: 3531 | Рейтинг: +193,7
Объективный подход.
Статья понравилась. Почему только не отражены в статье униженные, рабские письма императрице с просьбами о помиловании. Мне рассказывал о них ученый из Башкирского филиала РАН. Якобы их при советской власти коммунисты надежно упрятали в архиве под грифом "СС". Надо было не принижать Салавата. .
Они очень четко отражают сущность этого "национального героя".
Вплоть до того дошел, что отца родного обвинил в принуждении к разбоям.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 74 | 11.06.2012, 15:39 | Автор: вася
    Публикации: 0 | Комментарии: 3531 | Рейтинг: +193,7
# 71 | Автор: Зулия | Сейчас на сайте
11.06.2012, 15:25 | Публикации: 3 | Комментарии: 4249 | Рейтинг: -365,6
# 23 | Автор: Сидор | Сейчас на сайте
знать по истории больше, чем вывезенным из аулов "целевикам" с корочкой истфака.
-----------------------------------
столько историков на Уфе!
Чем опровергли мажитку?
Доказали при помощи анализов возраст артефактов?
Этого не может быть потому что этого не может быть.
Ну и какашками, самым весовым инструментом.
-------------------
Так ведь Мажитов нашел пока только сортир Нагова.
Выходит, только какашками и можно что-то подтвердить, или опровергнуть.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 75 | 11.06.2012, 15:40 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30982 | Рейтинг: -711,9
# 50 | Автор: Николай | Сейчас на сайте
.а выводы свои вы делаете на основе народных преданий. сказаний. легенд и сказок?..или есть архивы?..сочинения этих военноначальников завещанные предкам?
----------------------------------------
Сам автор Мауль ссылается:

Об этом свидетельствуют и беспристрастные исторические факты
-- ордера генерал-поручика де-Колонга
-- коллежского асессора Ивана Мясникова
-- партикулярного письма
----------------------------------
Протоколы - конечно вещь казенная, это вам не предания.
По этим протоколам чего только не наковыряешь, столько ярких фактов.
А доносы! а досье!
Как говаривал провокатор Клаус из Семнадцати мгновений - я бы дорого отдал, чтобы взглянуть на эти досье

а протоколы из КГБ! ценный источник, зря биографы брезгуют.

Значит иностранцы - очевидцы и историки все поголовно фальсифицируют.
Да ведь пугачевцы убивали всех немцев, даже людей, одетых в немецкое платье!

Где факты, кроме протоколов?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 76 | 11.06.2012, 15:45 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30982 | Рейтинг: -711,9
# 74 | Автор: вася | Сейчас на сайте
Ну да, как Некрасова описывала - какие-то деревяшки, палочки, ржавые железки. Монетки корявые, кирпичики трухлявые.
Но зато православный крестик!
Первыми уфимцами были христиане! Чем тебе не в радость!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 77 | 11.06.2012, 15:54 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30982 | Рейтинг: -711,9
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
"Костюмчик серенький, колёсики со скрипом
Я на казённый на бушлатик променял.
За эти восемь лет немало горя мыкал,
И не один на мне волосик полинял. "

а причем тут башкиры. Русский народный фольклор, героизация.
пол-России в ссылках, репрессиях, каторгах,
плыли висельники по матушке-реке по Волге на плотах, мерно покачиваясь.
А там, на Каспии, говорят сердобольные персияне, зажимая носы от смрада, предавали земле - правда некоторых, которых прибивало и воняло.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 78 | 11.06.2012, 16:09 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30982 | Рейтинг: -711,9
Толковый словарь Даля:
Я вас на плотах перевешаю да вниз спущу! (угроза; было встарь за обычай, в страх бунтовщикам).

"После допросов и пыток Степан Разин был четвертован в Москве на Лобном месте, случилось это 6 июня.
Затем правительство начало жестокие расправы на местах и с остальными повстанцами. За год около 100 тысяч из них было казнено, многих посадили на кол. В течение всего лета 1671 года по Волге плыли плоты с виселицами – в назидание бунтовщикам."

Это вам не костюмчик серенький Я на казённый на бушлатик променял.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 79 | 11.06.2012, 16:10 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38725 | Рейтинг: +6476,8
# 77 | Автор: Зулия "...а причем тут..."

Дык и я к тому! С утра сама слила всю отечественную историю в одно ведро.

Вор, бандит и убивЕц - не обязательно основная национальная черта, но персонаж с таким послужным списком никак не может быть героем целой нации.

И тем более его не стоит силой навязывать другим. Вам чужие урки не симпатичны, так почему от вашего нац урка другие-то тащиться должны?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 80 | 11.06.2012, 16:11 | Автор: вася
    Публикации: 0 | Комментарии: 3531 | Рейтинг: +193,7
Так ведь, Зуля, не про всех писали и в протоколах, что силой заставили разбойничать. В ногах у допросчиков не каждый валялся. И что пытали его, увечили, не написано.
Про других то, его соучастниках и о пытках докладывали.



0