Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сам уже в окопе, старый ...

Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
  29.03.2023   38356    3123

Зря карлик ползал на ...

Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
  21.03.2023   22133    73

Военный преступник. ...

Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
  17.03.2023   14997    69

Молодежь в гробу видала ...

Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
  16.03.2023   39919    32

Пыня пошутил над холопами ...

Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
  14.02.2023   19104    273

Борьба дерьма с мочой ...

Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
  12.02.2023   43036    22

Ублюдочный путинизм в ...

Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
  11.02.2023   29092    33

Фильм о преступлениях ...

В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
  15.01.2023   20230    252

Утилизация холопов, ...

Путин назвал положительной динамику военной спецоперации на Украине. Президент ...
  15.01.2023   14662    8

Подох этот, подохнет и ...

Сегодня, 11 января, так и не дожив до суда, скончался Муртаза Рахимов. Ему было ...
  12.01.2023   40546    80

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Март 2023 (4)
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (5)
Декабрь 2022 (4)
Ноябрь 2022 (3)
Октябрь 2022 (1)

Очень разронянные и уже давние мысли, заметки по нашей истории (некоторое окончание)

  • Опубликовано: Ирек | 28.10.2015
    Раздел: История | Просмотры: 25368 | Комментарии: 138
6



Возвращаясь к Александру Невскому и его союзу с Батыем можно сказать, что их союз был со всех сторон взаимовыгодным. Мы никогда не узнаем о действительном статусе этого великого князя, а все же он был вторым человеком в установленном союзе с Батыем.

Очень разронянные и уже давние мысли, заметки по нашей истории (некоторое окончание)


Между прочим, он ведь был и побратимом сына Батыя Сартака, христианина по вероисповеданию, уж не князь ли оказался его духовником, хотя сын хана не был православным. Еще при жизни хана Батыя Александр Невский, в соответствии с ярлыком этого хана становится во главе Владимирского княжества, ключевого для тогдашней Руси. Брат Батыя хан Берке, ставший после Сартака в 1255 верховным ханом, уже в 1257 году предпринимает по просьбе русского князя Александра Ярославовича поход против Литвы, в котором русские и монголо-татары покоряют это государственное образование.

И между прочим, при Берке Золотая орда становится фактически независимой от карокорумской власти Монгольской империи.

Да, Александр Невский платил дань, а может, по-другому налог, в общую кассу. Кроме того, он все же подчиненный, а не первое лицо в государстве.

Кстати он за неуплату дани монголо-татарам и суровые карательные меры применял, как то: кому носы резали, кого слепили. Пожалуй, его никоим образом нельзя представлять жалким вассалом ордынских ханов. Сильные духом люди, а Александр Ярославович, говорят, был именно таковым, не могут быть безвольными прислужниками. Да и монголы слабых духом не любили. Силу его духа и православная церковь признавала, и даже, что более чем заслуженно, причислила его, Александра Ярославича к лику святых русской земли. Если он с высокомерными тевтонцами обращался как с жалкими кутятами, как он мог спасовать перед степняком Батыем, к тому же язычником, к которым высокомерия и у русских князей хватало, или всё же последнее привнесено позднее.

Вспоминая булгар, восторженно описываемых Мизунами, можно сказать еще пару слов. Говорят монголам в умении воевать тогда не было равных.

Неправда, булгары, возможно единственные, доказали обратное. Они доказали это своей героической и многолетней борьбой, но не выдержали натиск объединенной монголами практически всей Азии при вероломном ударе в спину от соседей, вместо требуемой с их стороны поддержки. Авторы Мизуны резонно утверждают, что Булгария стремилась поддерживать дружественные отношения с русскими княжествами, и я думаю, что устремления были обоюсторонними. Наверняка, договор 985 года между Булгарией и Киевом о вечном мире был оформлен на двух языках, но строка из этого договора на русском зыке звучит как песня “Тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавать, а хмель - тонуть”. Умели наши предки и красиво писать, и красиво дружить. У меня сердце гордостью переполняется, когда я читаю выдержки из русских летописей о помощи хлебом булгарами своим многовековым соседям голодающим русским людям. Это ли не добрососедские отношения.

Попутно замечу, что и об Исламе в главе “Суть мусульманской веры” своей книги авторы Мизуны пишут так много восторженного, сколько критического, не к самой вере христианской, а, к отцам церкви и к гражданскому обществу так называемой христианской цивилизации. Они находят много “очень существенных плюсов” в Исламе и в мусульманской общности и даже заявляют, что “Коран – это Библия в истинном, исходном толковании ”. Возможно им виднее, чувствуется профессиональное знание ими излагаемой темы, хотя мне неизвестно какая вера, включая и атеизм, их истина.

Однако когда я перешел к чтению главы “Взаимоотношения России и мусульманского ханства” у меня возникло предположение, что авторы перед написанием главы успели поработать по совместительству трубочистами или кочегарами, а может даже работниками, связанными не с благородной сажей, а с обычной грязью. Естественно, что дружественные булгары и их история с периода завоевания монголами проваливаются просто в небытие. Нет человека, нет проблем. Нет народа и нет проблем с очернением “возникшего” из небытия народа. Булгары пропали бесследно, а кто же татары Казанского ханства. Ну, пришел хан Улу-Мухаммед, и даже привел “огромные” остатки трехтысячного войска. Кто сам хан вроде известно, чингизид и значит монгол, а кто его “многочисленные” воины уже Казанского ханства. Татары и всё, а какое отношение они имеют к завоевателям монголам, тюркскому населению Золотой орды. Все, то же самое о населении самой территории, на которой “образовывается новое” государство. Ничего. Татары, и всё, причем даже неизвестно были ли и они там. Пустыня, вакуум.

После двухсотлетнего перерыва, небытия “часть территории распадающейся Золотой орды”, в 30-х годах XV века образовывается в Казанское ханство вероломных и коварных татар. Из-за нехватки общепринятых определений, используются даже такие современные определения к татарам, как экстремисты, недалеко остается и до террористов. “Средства для существования новоиспеченное ханство собирало, грабя русские земли и порабощая русских крестьян” и татары привыкли “вольготно жить за счет работорговли и грабежей ”. Наверное, с тех пор пошло “татарское” выражение “нам татарам один (далее слово, возможно “татарского” происхождения), что война, что сабантуй”. И, наверное, башкиро-татарский праздник сабантуй, не праздник - туй плуга-сабана-орала, а праздник меча или кривой татарской сабли - средства для вольготной жизни. “Набеги на русские земли осуществлялись практически непрерывно. Наиболее масштабные из них, в результате которых в рабство были проданы (кем и кому, надо писать, потому что русскими рабами и русские ушкуйники приторговывали) сотни тысяч русских полоняников, происходили в 1439, 1445., 1448, 1461, 1478, 1487, 1505, 1506, 1521, 1523, 1524, 1530, 1536. 1545, 1549, 1550 годах”.

Сопоставляя эти даты с другими аналогичными датами можно предположить, что некоторые из перечисленных набегов были совершены, с криками ура, переходящими в ур-р-р-а-а (по-татарски ура означает, окружай, обходи), в обход войск русских князей совершавших походы для “присоединения” Новгородской республики в 1471-1478 годах, колоний Великого Новгорода, естественно Казани и других прилегающих территорий. Было одновременно, или что было ранее в 1487 году, набег татар или взятие Казани Иваном III и пленение хана и его семьи.

Цель “присоединения” Новгородской республики, которой, иногда отражать желания московских “присоединителей”, помогало и Казанское ханство, не указывается. Однако, ”Первый поход на Казань Ивана Грозного с целью освобождения русских полоняников (пленных, и возможно, в том числе, купленных у ушкуйников), которых, как пишут казанские татары использовали как рабов, проходил с декабря 1545 по 10 февраля 1549 год”, а Иван III брал Казань в 1487 году с главной государственной задачей - вернуть государству занятые русские земли. Отмечая, что пленных брали и русские князья, трудно предположить, что их использовали более благородно, чем как рабов. Трудно также предположить наличие благородных целей освобождения русских полоняников у Ивана Грозного, который с неимоверной жестокостью губил свое подвластное русское население. Рядовые русские воины естественно могли иметь такие цели, и даже верить, что и царь кровавый жаждет этого, как возможно верили американские солдаты в свою демократическую миссию в Ираке, или во Вьетнамах разных.

Кстати, наверное, даже во время установления протектората или регентства Москвы над Казанью проклятым татарам удавалась совершать эти самые набеги. Было бы конечно правильно привести перечень походов русских князей на Казань, уточнить оба перечня хронологически и сравнить их, но... Скажу только, что согласно вычитанным мной из разных книжных источников сведениям, приводимым со ссылкой на русские летописи, казанские войска набегали около 30 раз, а русские воины ходили в поход на Казань более 40 раз. Татарских источников не знаю.

В результате “практически непрерывных” с 1438 года набегов татар, Московии удалось решить главную государственную задачу “присоединить” исконно русские земли, занятые мордвой, марийцами, удмуртами, чувашами, башкирами и много еще кем, да и самими татарами и даже русскими.

Это подтверждают и деятели современной России. Профессор МГИМО А.А. Ахтамзян в своей статье “Татарское иго: правда и мифы” сборника “Тюркский мир” 2004 г. издательства “Инсан” приводит слова одного из иерархов русской православной церкви из газеты “Советская Россиия”: “четыре столетия Россия оборонялась от соседей и в результате увеличила свою территорию в четыреста раз, вплоть до Тихого океана”. Однако ведь территории увеличиваются не в обороне, а о мирном присоединении того же Казанского ханства говорить не приходится. Я сам периодику практически не читаю, однако упомянутый профессор пишет, что и заявления главного коммуниста Г. Зюганова перекликаются с заявлениями иерарха и я этому верю, тем более, что, как я понял, Ахтамзан человек коммунистических принципов. Да, не коммунист вовсе этот Зюганов, а коммунистический выкрест (в богатом русском языке есть еще более подходящее слово). Сейчас этот господин-товарищ выкрестился из коммунистического атеизма в православное христианство, но сохранил на своих теперь православно христианских плечиках единственное материальное наследства отца народов и своего кумира, его шинельку. За один храм Христа Спасителя, являвшийся символом победы всего народа России, и даже не только православного, над общим врагом, не может простить этого диктатора истинно православный христолюбивый русский человек. Поэтому от этого господина-товарища отказываются даже его бывшие соратники, не говоря уж об обычных людях, хотя и по-прежнему верующих в наличие действительных и справедливых принципов его коммунистической партии, как это предполагает А.А. Ахтамзан.

В конечном итоге по мере “отражения агрессии соседей” в 1552 году была “присоединена” и Казань, в которой пишут, даже армянская колония была и их, армян, христианский храм. Далее жажда “присоединения” не имела границ, кроме как “естественных рубежей” и список народов незаконно и самостоятельно занимавших территории в этих “естественных рубежах” пополнился многократно. Чем же, чукчи и ненцы провинились, если те же татары набежали с берегов Керулена и Онона...

Надо все же отдать должное г. Севастьянову, по крайней в вопросах экспансии Российских властей он не лукавит и называет все своими именами, хотя и пишет, что на покорение той же Сибири русский народ помимо народной воли туда направляло “высокое демографическое давление в русской среде, нехватка пашенных земель в европейской России”. Последнее почти бред. Даже при существенно возросшей с тех пор численности русского народа, о высокой плотности русского населения той же Сибири говорить не приходится. По большому счету, этого не скажешь и о центральной России.

Больше об авторах Мизунах и говорить не хочется, повторяя их откровенную ложь и грязь, но все же придется. У меня есть еще одна их книга, выпущенная “Вече” в 2005 году, выше я уже ссылался на нее. По правде говоря, обе книги очень интересные и действительно содержат очень много интересных сведений. Однако не удается им Казань и все тут, даже дата основания города и та разная в одной и той же книге “Ханы и князья”. На странице 184 год стоит 1177, с предположениями о 1003 годе, а через 13 страниц год уже около цифры 1261. Пресловутое чертово число 13 привело к разнице в 84 года. Возможно, ошиблись, бывает, тем более число 13 фигурирует, но чем им казанские татары не угодили до такой степени, когда даже монголы оказались почти хорошими. Клинит голову татарофобия.

Авторы с глубоким сожалением заявляют, что “шанс сохранения русско-монгольской империи все же был” при принятии монголами православия, но первый центр Золотой орды Сарай подался в мусульманство, и тогда второму центру уже через годы пришлось срастать все это под эгидой Москвы.

Может быть. Однако чтобы было, если Владимир Святославович креститель, ударился в мусульманство. Говорят и такой шанс был. Даже знание Худякова, работ Гумилева и других честных и серьезных авторов, ссылки на них и даже заявления о евразийстве не мешает авторам так грязно писать об истории казанских татар, второй по численности нации России. Однако после грязных работ мыться надо, и к тому же представители уважаемых профессий трубочист и кочегар не умеют так литературно излагать бред и ложь.

Вместе с тем стоит сказать, что о Казанском крае, и ее народах того периода, были и восторженные, а не лукавые отзывы действительных очевидцев и даже организаторов “присоединения” “подрайской земли, вельми угодной”. Достаточно почитать автора этого определения А.М. Курбского, бывшего одним из самых близких людей Ивана IV Васильевича и участвовавшего в Казанских походах 1545-52 годов. Вспомним только его слова “В земле той поля великие и зело преобильные и гобзующие на всякие плоды; тако же дворы княжат их и вельможей зело прекрасны и воистину удивления достойны, и села часты; хлебов же всяких там такое множество, воистину вере ко исповеданию неподобно: аки бы на подобие множества звезд небесных; тако же и скотов различных стад бесчисленные множества и корыстей драгоценных, наипаче от различных зверей, в той земле бывающих: бо тамо родятся куны дорогие и белки и прочие зверие ко одеждам и ко ядению потребные; а мало за тем соболей множество, такожде и медов: не вем, где бы под солнцем больше было”. Кто же это все взрастил, кто обработал эти поля великие. Если вспомнить, и другие его слова посвященные богатствам края, то становится ясным, какой это был лакомый кусочек для “присоединения”.

“Завоевательные походы 1553-54 и 1556 годов нанесли страшное опустошение краю. Громадная убыль людей и неисчислимый материальный урон нанесли страшный удар казанским татарам. Погибли (и захвачены тоже – И.Г.) почти все культурные сокровища, накопленные прежними поколениями, беженцам из многолюдной прежде столицы, оставшимся в живых, пришлось доживать свои дни в глухих лесных деревушках, думая не о культурных приобретениях, а лишь о суровой борьбе за свое существование. В войне за независимость погибли тысячи жизней, казанский народ лишился лучших своих сыновей, не говоря уже о материальных потерях, и прошло много лет, прежде чем он, вынужденный перейти от городского быта к крестьянскому, утративший свои культурные приобретения, приспособился к новым условиям существования. Страшное понижение культурного уровня, экономический регресс, сопровождавшийся переходом к примитивным формам хозяйства и сокращением всех потребностей, упадок промышленности и торговли, обеднение населения, отвычка от активного участия в строительстве государственной и общественной жизни – вот те последствия, которое принесло казанским татарам русское завоевание. Для русских результаты первого опыта завоевательной политики также принесли немало разочарований. К началу Ливонской войны (1558 г.) А.Ф. Адашев (один из сподвижников Ивана Грозного и организаторов казанских походов) выходит из состава правительства и высказывается против дальнейших завоеваний. Эта перемена во взглядах А.Ф. Адашева хорошо объясняется разочарованием в плодах завоевательной политики на востоке, результаты которой как раз в это время были подсчитаны”.

В декабре 1936 года был расстрелян русский историк Михаил Георгиевич Худяков, высказывания которого я привел выше. Может быть он не русский, а этнический татарин, как в недавно прозвучавшей версии один из освободителей православной Руси Козьма Минин, и защищает взгляды своих соплеменников на историю завоевания казанского края, я не знаю. Был ли он троцкистом, я тоже не знаю, но его книга “Очерки по истории Казанского ханства” не вписывается в труды многих именитых историков, и стала доступной мне только в годы провозглашенной Горбачевым гласности. Его слова о взятии Казанского ханства как об “одной из самых тяжелых страниц русской истории” не должны смущать ни одного здравомыслящего русского человека. Во взаимной истории наших народов были различные факты с обеих сторон. История не наука о розовых мыльных пузырях, ее не надо и обелять, но и незачем очернять. Причем Худяков пишет все же о противостоянии двух государств, а не народов. Тем более если учесть, что на стороне Ивана Грозного было множество татар, и не только касимовских, по некоторым сведениям до четверти войска. Эти “изменники, новокрещены и лица, оказавшие различные услуги русским при покорении ханства (напр. мурза Камай)” были вознаграждены за свое иудство царскими властями, возможно не меньше русского воинства.

Попутно отмечу, что был приятно удивлен замечанием президента Путина при его общении с представителями СМИ о неоднозначности и Куликовской битвы как о русско-татарском противостоянии, те и другие были с обеих сторон. В прочем, по-хорошему никто достоверно не может сказать, где больше, или, во всяком случае, в каком соотношении там и там. Повторив свое замечание в другой раз, президент исключил случайность своего высказывания.

Этим президент никоим образом не умалил значение этой битвы для истории русского народа, но еще раз подтвердил свою образованность, и даже если хотите государственность своего мышления, а это приятно. Удивительно потому что такого раньше просто не могло быть, тем более что так называемые историки гуманитарии до сих пор мелют, черт знает что.

Между прочим, неизвестно также, на чьей стороне в Куликовской битве был бы законный хан Золотой орды Тохтамыш, который вроде бы даже спешил на нее. Да, он в дальнейшем наказал и своего подданного князя Дмитрия Донского за излишнюю гордыню, выразившуюся в некотором сепаратизме с неуплатой налогов в федеральный бюджет. Сепаратизм всегда наказывается, иногда даже танками. В конечном итоге хан не только не забрал ярлык на Московское княжение, а даже возвысил статус своего подданного князя за дела праведные (по его ханскому государственному мнению), передав князю и Владимирский удел. Княжество, ключевое в тогдашней Руси, называемой соответственно Владимирской. Вспомним подобное назначение Батыем Александра Невского. Следует отметить симпатии ханов орды и к потомкам Дмитрия Донского. Ярлык на Московское княжение Василий II внук славного князя получил из рук Улу-Мухаммеда, от которого отвернулся сразу, как только хан попал в беду и даже выслал против него войско с более чем десятикратным перевесом. И войско проиграло, да и самого князя свои же Тёмным сделали, выколов глазенки. Я думаю Александр Ярославович, так не мог поступить, и, наверное, поэтому он Невский и к лику святых причислен, а Василий II Темный.

Начиная со школьной скамьи благодаря дозволенным историкам, история моего народа для меня была сплошным парадоксом. Выходило так, что пришли в Поволжье монголо-татары, выбрали из всех тамошних народов булгар и со “свойственной” им жестокостью перебили всех мужчин, а с женщинами поступили в соответствии с природой самцов и пошел в результате народ татарский. Логика в выборе есть если принять во внимание, что булгары то, как раз и оказали ощутимое сопротивление завоевателям. С 1223 года, времени битвы на Калке с русско-половецким войском более 13 лет монголы не могли покорить волжско-камскую булгарию. Правда, перебив всех булгар, тогдашних законодателей моды исламской веры в Поволжье и даже, пожалуй, на всей территории Золотой орды, от кого же основное население этого государства и его властители чингизиды приняли мусульманскую веру. Возможно от булгарских женщин при удовлетворении своих мужских желаний, или все же проповедниками ислама предстали арабские женщины в походах монголо-татар в палестины, говорят даже в союзе с христианами Европы.

Однако кого же выбирали для формирования крымских, сибирских, и астраханских татар и куда делись монголы. Наверное, ушли в Монголию и стали братским монгольским народом за отказ от своих завоеванных территорий.

Однажды в годы перестройки с омерзением прочитал подобное изложение истории формирования теми же монголо-татарами русского народа в статье одного прибалта, по другому, его этническое происхождение, и вспоминать не хочется. Только варяжский этноним оставил он русскому народу в своем изложении. Забыл прибалт, вроде бы профессор каких-то наук, какие этнические ветра продували на янтарных берегах Балтики и тем самым позволил мне думать о нем только как о человеке, живущем при Балтике. Роза ветров была очень многообразной на балтийских юберегах. В истории было и Великое княжество Литовское, иногда называемое Литовско-Русским, да и так называемые польско-литовские татары в Польше, Белоруссии и Прибалтике обосновались, а не в Китае, и, между прочим, очень помогли государственность тамошним народам сохранить.

Доопределение “казанский” употребляется редко, а вот все тяжелое наследство так называемого монголо-татарского ига связывается в основном именно с казанскими татарами. Вспоминая указку учителей истории, когда они завершали своей исторической экскурс по монголо-татарскому игу Казанью, замечу, ученики башкиры, во всяком случае, записанные таковыми их родителями, но говорящие все как один только на русском и татарском языках как-то были ни причем. А некоторые тянули и ручки учителю для подтверждения своего не татарства. А сейчас многие, включая и земляков башкир, и даже русские делят Чингисхана, почти как и в игре кочевников «козлодрание».

Проезжая на поезде мимо Казани, неоднократно слышал высказывания попутчиков своим детям о жестоком двухсотлетнем иге татар, причём ведь с видом многообразия куполов православных храмов казанского кремля, некоторые из которых имеют более чем четырехсотлетнюю давность. Только недавно в этом многообразии куполов появилось заметное отличие в минаретах мечети Кул-Шериф. Говорят, что оригинал был еще более красивым и величественным. Кто же первый бросил камень в эту красоту. Говорят, что даже Иван Грозный оценил красоту бывших храмов Казани и повелел построить Покровский собор, который был построен 1555-60 годах и стал впоследствии называться храмом Василия Блаженного, в котором знатоки усматривают существенное влияние булгаро-татарских стилей, а конкретнее, архитектурных решений разрушенных храмов Казани.

Читал, что даже русский мат имеет корни в этом тяжелом наследстве татар. Некоторые утверждали, что корни все-таки свои, но предки русского народа так сильно невзлюбили татар, что придумали такие сильные ругательства, которые только в качестве издержек пошли и на внутренне пользование.

Правда, в последнее время отношение к русскому мату сильно изменилось, и его преподносят как уникальное проявление фольклора. Вопрос о мате поднят даже на государственный уровень. В Думе обсуждается, можно не можно. Конечно, если очень хочется то можно и в Думе и даже в храмах культуры, не говоря уже о телевидении. Главный либеральный демократ и вице-спикер Госдумы, любящий, несмотря на свое юридическое этническое происхождение, русский “фольклор”, заявляет, что мат другой дополнительный русский язык, на котором можно было расслабиться.

Однако недавно, в Великом Новгороде удалось найти достоверное свидетельство о действительных корнях современной русской ненормативной лексики. Найдены берестяные письмена аж X века, согласно которым русские предки ругались почти один в один как современные русскоязычные люди. По ТВ так и сказали, вопреки утвердившемуся мнению о монголо-татарском происхождении русского мата, доказано его русское происхождение.

Учитывая, что мы, казанские татары, “основные наследники ига” монголо-татар хотелось, поздравить всех татар, и в особенности казанских, со снятием еще одного обвинения нашего народа.

Возвращаясь к реальному историческому бытию казанских татар, хочется повториться, что в контексте изложения истории любого народа вернее все же говорить об общей истории народов в области их этнического контакта. Нет истории отдельного народа, а есть многообразный и сложный процесс взаимодействия народов в своем развитии и бытии. Не в качестве поправки, и даже не дополнения Льва Николаевича Гумилева хотел бы наряду с Древней Русью и Великой степью, вспомнить зеленый Лес, то есть в этой категории наряду со славянами и тюрками, вспомнить не менее значимую финно-угорскую составляющую евразийской истории России. Несмотря на бурное взаимодействие тюрков и славян, трудно переоценить в истории России значение финно-угорских народов. Раньше мне виделся, прежде всего, некий тюрко-славянский дуализм в развитии России, теперь же я более склонен думать о тройственном симбиозе этих упомянутых составляющих. Несмотря на участие, и других народов этот тройственный симбиоз основа формирования результирующего вектора развития народов России. Однако я не берусь за осмысление такого глобального явления, а упомянул это только в качестве своего видения предмета.

Можно действительно говорить с достаточной уверенностью о высокой положительной комплиментарности этих народов, именно этих трех составляющих. Это доказывается многовековым сосуществованием этих народов на всем евразийском пространстве России. С различием проявления характера татарина и русского в трамвае из примера Гумилева я бы не согласился. Хотя я много ездил и в общественном транспорте, я, прежде всего, живу в теснейшем контакте с русскими, начиная с раннего детства в русско-татарском регионе Башкирии. То есть я думаю, что у меня большая статистика контактности с русскими, чем у Льва Николаевича с татарами. Наблюдения, или может быть вернее, опыт показывает, в трамвае мы, в среднем, точно как близнецы братья. Могу сказать с достаточной уверенностью, что и в трамвае жизни мы татары, русские, финно-угорские и другие тюркские народы России проявляем необыкновенную близость, особенно в проявлении таких русских болезней как беспредельная тоска по родине - ностальгия, безграничная любовь к родине - патриотизм. Невозможно без душевных слез читать стихи Мусы Джалиля из его моабитского цикла. Почти каждая строка его стихов это рыдание татарской души патологически больной этими “русскими” болезнями. Примеров патриотизма наших народов бесчисленное множество.

Достаточно вспомнить хотя бы такие периоды нашей общей истории как Великую смуту, отечественную войну 1812 года и Великую отечественную войну.

Православный священник, говоря о событиях великой смуты по телевизору, провозгласил, что даже мусульмане шли за руского царя. Вообще то, говоря, они как раз шли против русского царя Лжедмитрия, а в числе сторонников этого царя было достаточно русских людей. Говорят, особо отличились в лизании польских сапогов притопавших с этим царем батюшкой в Москву русские казачки, кстати, самые “истинные” и заметные в своих званиях, погонах, одеждах и крестовых наградах патриоты современной России, у которых даже сапоги без нагаек просто обувь обычного не патриота. Попутно замечу, что историк Соловьев в развитии казачества как военного сословия на Руси того периода увидел одну из двух основных причин этой самой смуты.

Говорят, что русские казачки даже по усердней чем кто-либо якшался с тевтонскими “казаками” Гитлера, а донские казаки существенно прогнулись перед большевиками. Говорят, но цифирек мало приводят из-за самой тайности науки статистики. Можно было бы убедительно доказать, что крымским татарам больше нравились тевтонцы, а может наоборот. Ох, заносит меня, кабы нагаечного учения не попробовать. Хотя, наверное, полезно, однако ж, больно. Снова я не об этом. Действительно заносит, и вообще я за казачество как одну из значительных составляющих русского народа. Однако границы сейчас не с нагайками охраняют, а вот во внутренних войсках, привилегию служения в которых, наряду с погранслужбой, добилось сейчас казачество как военное сословие, этот инструмент “патриотизма” может сподобиться.

Завершая свой экскурс во времена смуты, скажу, что самое большое народное ополчение пришло тогда в Москву из Поволжья, где в те времена о преобладании русского населения не говорили. Поскольку статистика снова молчит, можно только предполагать, сколько в этом ополчении было удмуртов, марийцев, чувашей и этих самых мусульман татар и башкир, однако с уверенностью можно сказать, что они были ни за, ни против русского царя, они были за своих баб (по-татарски хатын), за своих детей (по-татарски-бала), были за свою родину (по-татарски-ватан, туган ил). Из-за запущенной Горбачевым гласности договорились до того, что это ополчение поднял этнический татарин православный Козьма Минин. Говорят, что и кровопускание, приведшее к безвременной кончине русского царя Гришки, совершил тоже какой-то татарин, и что в ополчении были даже сибирские татары совсем недавно “присоединенные ” и не очень давно в 1585 году прикончившие своего русского, почти царя Сибири, Ермака Тимофеевича (не утоп он, врут, раненные даже без кольчуги не пытаются плавать). Другого русского Гришку, уже Распутина, спасая жалкий престиж самодержавия, тоже кончал предок тюрок-ногаев светлейший князь Юсупов. В общем вроде бы и с игом покончено, а эти татары все лезут в славную русскую историю.

Так кто же мы, казанские татары. Выше я попытался, хотя и отрывочно что-то осмыслить из нашей истории и, между прочим, старался делать это на базе так называемой официальной истории. Естественно, что действительная история намного сложнее и многообразнее, имеет неожиданные зигзаги и многое, многое другое. Однако я не историк, и пусть профессиональные историки гуманитарии, отбросив свои догмы и стереотипы, осмысливают и описывают ее. Ждем-с. Конечно же, я больше поставил вопросы, чем ответил на них, однако я хочу сказать, что мы тюркский народ, имеющий сложившийся исторически этноним татары, иногда с до определением казанские, хотя и с более обширной географией, чем только Казань и Татарстан.

Мне хочется думать, что я все же худо-бедно знаю про свои этнические ветра и другим советую знать, чтобы не повадно было, как вышеприведенному прибалту искажать историю других народов. Выше я только прикоснулся к многообразной розе этнических ветров формировавших татарский народ Волго-Камья и Приуралья, начиная с булгарской компоненты. Более не углубляясь, скажу только, что есть в нашем народе большой пласт татар - мишар, «есть» даже татары - тептяри, есть и крещеные татары - кряшены. Не отказываюсь я и от общности с крымскими, сибирскими татарами и многими другими тюркскими народами. Возможно, кто-либо из фино-угорских соседей или славян подарил предкам моей мамы ее почти голубые глаза.

Полностью до мельчайших капель, сколько и чьей крови предков моего народа и его соседей течет в моих жилах, я не знаю. Знает ли кто-либо на свете свою родословную от Адама и Евы. Есть среди представителей моего народа призывы вернуться к этнониму булгары. Я не хочу, да и неправильно это. Ведь русские люди гордятся своим этнонимом варяжского происхождения, и не призывают вернуться к некторым изначальным этнонимам как поляне, древляне или просто славяне. И я горжусь историей своего народа и его исторически сложившимся этнонимом.








Связанные темы и персоны