Рейтинг публикаций
Лучшие комментарии дня
Календарь новостей
«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 
Лучшие комментарии недели
Лучшие комментарии месяца
Обсуждаемое за неделю
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
«Башкорт» суетится ...

Активисты национальной организации будут помогать сибайцам найти временное ...
  19.02.2019   13980    81

За холуя и сквернослова ...

Врио главы Башкортостана Радий Хабиров, проводя в понедельник очередное ...
  19.02.2019   33659    17

Портфели для господ и ...

К празднованию столетия Башкирии закажут тысячу портфелей из натуральной и ...
  19.02.2019   39438    11

Радий Хабиров: «У глав ...

Врио главы Башкирии оценил работу по связью с общественностью некоторых глав ...
  19.02.2019   35275    19

Знаковое событие: ...

В фонде «Талант и успех» объяснили, зачем им лицензия на продажу алкоголя. ...
  19.02.2019   30680    13

Единороссы, превратившие ...

Башкирские единороссы вчера провели первое заседание нового состава президиума ...
  18.02.2019   42923    36

В переписи 2020 года к ...

Открытое письмо академику Тишкову В.А. Татарский народ благодарно помнит своих ...
  18.02.2019   34530    141

Пир во время чумы: ...

В «Уфу» переходит аргентинский нападающий. Долгожданное усиление атаки ...
  18.02.2019   28952    20

Депутат Курултая ...

Депутат Курултая Башкирии Дмитрий Чувилин (КПРФ) обратился к председателю ...
  17.02.2019   41037    22

Песков и остальные уже ...

Песков на вопрос о санкциях против России призвал готовиться к худшему. ...
  17.02.2019   23111    47

Темы и персоны
Архив публикаций
Февраль 2019 (65)
Январь 2019 (103)
Декабрь 2018 (106)
Ноябрь 2018 (106)
Октябрь 2018 (139)
Сентябрь 2018 (165)
Читаемое за неделю
Читаемое за месяц


Кочевники. Мифы и реальность

  • Опубликовано: Ирек | 06.11.2015
    Раздел: История | Просмотры: 29118 | Комментарии: 282
4


Владимир Воронцов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник НИЧ КГТУ им. А.Н.Туполева, автор и соавтор 40 изобретений, а также 60 научных публикаций в области техники, технологии, экономики и организации производства, а также по проблемам, связанным со становлением производства, сознания, языка.

Кочевники. Мифы и реальность


Используя систему экономических категорий, которая сложилась естественно и выдержала проверку временем, автор данной статьи попытался оценить не только экономическую, но и политическую, а также социальную эффективность хозяйственного уклада, который свойственен кочевникам-скотоводам эпохи средневековья. За исключением некоторых спорных моментов, которые носят отнюдь не принципиальный характер, взгляды и результаты, полученные автором, следует признать интересными и полезными для каждого вдумчивого читателя.

Главный научный сотрудник института истории АНТ, доктор исторических наук С.Х.Алишев

Издревле бытуют мифы о склонности кочевников-скотоводов к паразитизму и грабежу оседлого населения. Выработку подобного отношения можно приписать людям, кровно заинтересованным в негативном отношении оседлого населения к степнякам. Дело в том, что при существовании подобных мифов подлинные паразиты и насильники могли выглядеть более чем привлекательно. Заблуждение, которое выдержало проверку временем и получило широкое распространение, воспринимается как прописная истина. Нет ничего удивительного в том, что подобного рода" истины" уже давно взяты на вооружение историками.

Популяризацией мифов занимаются и маститые ученые, и малоизвестные. Так, например, после публикаций академика Б.Рыбакова не только многие ученые, но и широкие слои читающей публики утвердились во мнении, что Хазарский каганат— "небольшое полукочевое государство" "паразитарного характера", а в недавно опубликованной книге "ТАТАРИКА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" малоизвестный автор М.Глухов, выступающий в роли самоиздателя, полиграфиста, историка, публициста, философа, главы клана предприимчивых людей склонность порабощать, вымогать, грабить приписывает всем без исключения кочевникам. Он пишет: "Для получения недостающей земледельческой и ремесленной продукции кочевники повсеместно использовали несколько пограничных стратегий, которые могли на протяжении истории одного общества сменять одна другую: 1)набеги и грабежи; 2) подчинение земледельческого общества и взимание с него дани, а также контроль за трансконтинентальной торговлей; 3) завоевание оседлого городского государства, размещение на его территории гарнизонов, переход к оседлости и обложение собственного народа налогами в пользу новой элиты; 4) политика чередования набегов и вымогания дани в отношении более крупного общества". Мифы не принято сопровождать статистическими данными, экономическими выкладками. Заверения Б.Рыбакова и М.Глухова также не подтверждены соответствующими балансами, хотя все познается в сравнении.

Привлечение модных политико-экономических доктрин отнюдь не содействует преодолению волюнтаризма во взглядах на тот или иной хозяйственный уклад. Политэкономы никогда не скрывали, что их наука носит элитарный характер. Обслуживать широкий спектр интересов правящих элит проще всего при отсутствии собственных принципов. Беспринципность придает открытиям политэкономов столь одиозный характер, что они даже в собственной среде вызывают негодование. В качестве примера "научной" предвзятости можно рассматривать предрассудки школы, которую называли сектой физиократов. Эту секту К.Маркс считал "настоящими отцами современной политической экономики". Главный идеолог этой секты Ф.Кене дал такое описание экономической структуры общества: "Нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного". С аналогичной пользой для науки людей можно делить на три категории: мужчин, домохозяек и импотентов. Отсутствие логики, способности различать функциональные, юридические, экономические и другие категории псевдоэкономистам всегда компенсировала благонамеренность, хотя именно благими намерениями вымощена дорога в ад. Ф.Кене умудрился зачислить в "класс бесплодный" рабочих, купцов, фабрикантов, животноводов, рыбаков и т,д... Нет нужды говорить, что идеи Ф.Кене были встречены с пониманием всесильной госпожой Помпадур, королем, аристократами и т.д.

Со дня смерти Ф.Кене прошло более 200 лет, однако политэкономы так и не избавились от преклонения перед помпадурами и помпадуршами, не научились абстрагироваться от предрассудков, свойственных как аристократии, так и охлократии. Искаженное представление об экономических категориях очень выгодно тем, кто панически боится объективных экономических оценок своей деятельности.

Экономические классы дифференцируют не профессии (рабочие, крестьяне, рыбаки, охотники и т.д.), а отношение людей к его профессиональным, служебным обязанностям. Всем, кому приходилось решать хозяйственные проблемы, а не просто тешить самолюбие сильных мира сего, известно, что человечество всегда делилось и будет делиться на два экономических класса: хозяйственных людей и бесхозяйственных. Именно бесхозяйственные люди склонны к паразитизму, вымогательству, грабежу и т.д. Защищая хозяйственных и отвергая бесхозяйственных людей, общество имеет возможность улучшать свою структуру, развиваться экономически и социально. Непременным условием экономического и социального прогресса является осознание обществом того факта, что бесхозяйственными людьми могут быть и монархи, и президенты, и министры финансов. Вместе с тем не следует отрицать наличие хозяйственных людей среди земледельцев, рыбаков, скотоводов.

В данной статье предпринята попытка показать, что именно кочевники-скотоводы были способны создавать государства непаразитарного толка. Дело в том, что кочевники-скотоводы могли совмещать государственную службу, военный маневр с хозяйственной деятельностью. Попутно автор попытался показать, какие именно балансы должны использовать историки, чтобы их суждения об эксплуатации и эксплуататорах приобрели научную и практическую значимость.

Прежде чем говорить о скотоводах-кочевниках необходимо вспомнить о тех, кто бродил не в степи и был подлинным бичом народов. Этим бичом издревле были бродячие рыцари, бродячие монахи, бродячие скоморохи, бродячие философы, которые были склонны к узурпации идеологических функций, паразитизму, вымогательству, грабежу, разбою, а также являлись носителями всех видов умственного, физического и духовного разврата. От псевдозащитников, от псевдодуховности, от псевдокультуры, от псевдонауки не спасали ни высокие стены, ни отряды самообороны, ни общая ненависть населения к проходимцам.

Порядок наследования, при котором младшие дети сеньоров получали только движимость — коней, оружие, — наводнил края безземельными рыцарями, о которых большой знаток рыцарства М.Забаров пишет: "Наиболее доступным способом поправить свои дела рыцари, естественно, считали вооруженное нападение. Поодиночке и шайками принялись они рыскать по соседским и отдаленным землям, нападая на деревни, забирая у крестьян все, что попалось". Русские былины не хуже хроник отражают отношение трудящихся к подобным "защитникам". Вот как Микула Селянинович отзывается о дружине Вольги: "Не дружинушка тут есте хоробрая, Столько одна есте хлебоясть". Опустошение кошельков у подгулявших людей — это самый невинный грех, который издревле числится за артистической богемой. Издревле театрализованное действо широко использовалось террористами (мафией, тайными кланами, союзами) для запугивания населения, вымогательства, обмана. До сих пор "в Габоне верят, например, в страшного лесного духа Нда, которого изображает замаскированный член одноименного союза; он похищает овец и коз, которые затем съедаются членами союза. У племени мин-динго есть страшный дух Мумбо-Джумбо, который в образе страшной маски появляется время от времени из леса, бьет и терроризирует женщин". Скоморохи обычно ходили большими ватагами, которые нередко "грабили на больших дорогах".

Издревле существовало множество причин, заставлявших философов регулярно менять место жительства. Мудрые народы, обожествлявшие представителей самой мудрой профессии, возводившие в честь легендарных врачевателей бесчисленные храмы, с огромным энтузиазмом гонялись с палками за самозванными мудрецами и "диогены" повсеместно ходили с характерным диагнозом — фонарь под глазом. Не следует думать, что псевдомудрость преследовалась только во времена Сократа, казненного за "развращение" юношества. Известно, например, что доктор Фауст отнюдь не выдуманный персонаж. Он окончил университет, но был не врачом, а бродячим философом. Фигляры от науки, специалисты по "идеальной материи", "идеальному государству" издревле могли раздеть, разуть, пустить по миру нагишом не только глупого короля. Предусмотрительные бюргеры в каждом городе брали с Фауста подписку в том, что он не будет вредить людям. Покидал города Фауст отнюдь не по своей воле. Его выставляли за ворота разгневанные граждане, которые сложили множество легенд об этом эпикурейце. В них философ предстает как рафинированный паразит, прожигатель жизни, шарлатан и т.д.

Псевдозащитники, псевдодуховники, псевдомудрецы в немалой степени способствовали превращению крестьян в кровожадных зверей. Крестьянские войны, в которых не порабощали — одно из самых ужасных явлений в истории человечества. Эти войны не носили характер изолированнных явлений.

Они приводили к нарушению всякой хозяйственной деятельности, обезлюживанию целых стран, захвату власти самыми кровожадными деспотами. Вот что говорит Микула Селянинович о повадках окрестных мужиков: "А живут мужики там разбойники, Ене просят грошев подорожных".

Моряки также для получения недостающей земледельческой и ремесленной продукции использовали несколько пограничных стратегий: 1) пиратство; 2) подчинение оседлого населения скитальцам морей; 3) контроль и эксплуатация межконтинентальной торговли; 4) политика чередования набегов и вымогания дани для более крупного общества и т.д. Любители выдавать подобного рода "чернуху" за науку забывают, что издавна клин выбивался клином: только моряки могли навести порядок на морских коммуникациях, только степняки могли остановить степной разбой. Забывают они и о том, что в науке принято не только обобщать, но и дифференцировать.

Государственное строительство издревле было связано с подвигом, движением масс, походами. На кочевую жизнь были обречены не только македонские, атиллы, бонапарты, чингисханы, но и их подчиненные. Вот как описывал организацию римского войска Полибий: "Когда консулы выбраны, избирают военных трибунов, причем четырнадцать избираются из числа тех, которые уже совершили пять годичных походов, а остальные десять—из тех, которые участвовали в десяти таких походах... Что касается остальных граждан, то они обязаны до сорокашестилетнего возраста совершить десять походов в коннице или двадцать в пехоте...".

Эксплуатируя (обслуживая) рабов, которые в Риме были всем (чиновниками, учителями, актерами, купцами, врачами, художниками, управляющими), свободные римляне обрекали себя на самую тяжелую повинность — воинскую, которая превращала их в кочевников и полукочевников. Труд этих несчастных, их пот и кровь оплачивались предельно низко. Распутные матроны, развращенные отсутствием настоящих хозяев рабы, меньше всего помышляли о благополучии рогоносцев, обреченных терпеть лишения на задворках цивилизованного мира. Трагедия римских граждан станет очевидной каждому, если историки удосужатся соотнести количество восстаний рабов и их господ за тот или иной промежуток времени. Сбалансированный подход позволит установить, что на одно восстание рабов приходится множество господских бунтов. Ужасные условия существования граждан приводили к тому, что восстания в гарнизонах, легионах, протесты инвалидов, ветеранов носили постоянный характер. Эти протесты и бунты проходят красной нитью через всю римскую историю, являются ее главной движущей силой. Никакие реформы, кроме превращения свободных от личной жизни граждан в зависимое сословие, свободное от ужасов армейской жизни, не могли устранить причин этого недовольства.

Аналогичные проблемы волновали и русских государственных мужей, представителей российского воинства. Боярин, который по первому требованию царя должен был скакать в бесприютную степь, чтобы нести там нескончаемый караул, наверняка проклинал тот час, когда появился на свет.

Вспоминая любимую жену, оставленную в окружении развращенных холопов, он имел все основания завидовать Ваньке-ключнику, который имел доступ не только к хозяйскому добру. Верная служба отнюдь не спасала воинскую элиту, членов ее семей от гнева государей, которые имели все основания побаиваться и ненавидеть высшее воинство. Вот как отзывается о военной элите царь Иван Грозный: "...а божиею помощью имеем у себя воевод множество и опричь вас изменников. А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же есмя..." Нет нужды объяснять, почему заговоры, восстания, бунты бояр, стрельцов, казаков регулярно потрясали основы российской государственности.

Плохие жизненные условия способны деморализовать любое войско, превратить его в толпу мародеров, насильников. В этом отношении степные "джигиты" издревле находились в исключительном положении. Теплая юрта, семейное окружение, обильная пища отнюдь не способствуют ожесточению человека. Нет ничего удивительного в том, что тюрки-кочевники всегда отличались большим гостеприимством.

Сбалансированный подход позволяет объективно оценить насколько обременительна была дань, которую "козари имаху на полянех, и на северах, и на вятичах". Если предположить, что в доме обитала всего одна патриархальная семья, насчитывающая не один десяток человек, а опытный охотник добывает в день не одну белку, то получится, что хазарская дань отнимала у каждого подданного всего несколько минут рабочего времени в год. Даже те читатели, кто забыл и про ужасы крепостничества, так ярко описанные в "Путешествии из Петербурга в Москву", должны будут признать поборы хазаров чисто символическими.

Исследователи склонны замалчивать тот факт, что в этническом плане варяги-русы были не менее чужды славянам, мери, чуди, чем хазары. Варяги были крупными авторитетами не только по части морского и речного разбоя. Пираты издревле использовали блокаду городов, побережий, устьев рек для экономического удушения развитых стран. Поляне, как и жители Неаполя Скифского, не были жителями полей. Появление бродячих варяжских дружин было подлинной катастрофой для народов, имевших несчастье жить на пути из варяг в греки.

Использование варяжских авторитетов в качестве вассалов кагана, платящих дань хазарам своими мечами, было выгодно прежде всего для купцов, которые получали выход в Балтийское и Средиземное моря. Потомкам пиратов очень важно было вытравить из памяти народов тот факт, что конь, которого любил князь Олег и которого он приказал блюсти своим подчиненным, в действительности был хазарским ханом. Обещание Олега не ездить на хана, не садиться и не претендовать на ханский престол было нарушено. В ходе наступления на хана Олег погиб. Причиной его смерти, по всей видимости, была стрела со змеиным ядом, выпущенная тюркским военачальником-черби. Надо сказать, что сами хазары во многом способствовали разжиганию амбиций пиратов, рассматривая их в качестве рыцарей, способных уяснить идею государственности, а также добровольно служить этой идее, подобно степным рыцарям. В китайском языке "киши" — рыцарь. Это позволяет предположить, что тюрки (тюрк.: "кеше", "киши" — человек") являлись потомственными рыцарями. Противопоставляя себя степнякам, китайцы называют свою общность "хуася". Есть множество оснований соотнести к этой общности и тюрок. Выполнять роль главных посредников в торговле с Китаем хазары могли только в качестве союзников, подданных или вассалов Китая.

Л.Н.Гумилев начало государственности хазар видел в распрях китайской правящей династии Тан (618 — 908 гг.). Неудачливый соискатель китайского трона был принят и посажен на престол в Хазарии. Хан-тюрк был самодостаточным правителем, что вполне устраивало хазар. Со своей ставкой он кочевал в низовьях Волги и не обременял своих подданных налогами, довольствуясь собственным хозяйством. Идеальное государство, которым обзавелись хазары, только при очень большой склонности к предрассудкам можно назвать паразитарным. Таковым оно стало после захвата власти в Хазарии иудеями, которые опирались на наемную армию и обирали не только хазар, но и множество других народов, например, булгар.

Изначально хазарское государство имело не только автономную экономическую базу, но и колоссальный опыт государственного строительства, накопленный тюрками и китайцами. Подобно китайцам, хазары брали в почетные заложники царевичей у своих соседей. У хазарского хакана было 25 жен, причем каждая из них—дочь царя соседней страны. Хазары делали все, чтобы простые смертные не могли лицезреть их властителя с близкого расстояния. Благодаря такому положению дел о личности хакана ходили самые противоречивые слухи и каждый из соседних народов мог подозревать, что представитель именно его элиты правит Хазарским каганатом.

Хазары, как и китайцы, прекрасно знали, что любая военная победа над степняками является иллюзорной. Китайская мудрость, тюркская предприимчивость позволили превратить кровавые схватки со степняками в театрализованное действо. Чтобы усмирить соседнее племя, хазарам зачастую достаточно было показать им хакана, и многочисленная рать падала ниц и начинала демонстрировать свою лояльность. Облачив соответствующего царевича в ханские одеяния, можно было надолго успокоить тщеславную публику.

Хазары не учли, что применительно к разбойникам дипломатические ухищрения совершенно бессмысленны. Попытка разыграть традиционный спектакль перед князем Святославом и его дружиной кончилась для хазар весьма плачевно. По вполне понятным причинам летописи умалчивают о деталях разыгравшейся трагедии, однако реконструкция их не очень сложна. Стрела, выпущенная Святославом, прошла мимо ушей родича, обряженного ханом. Набежавшие варяги, которым зарезать родича перед полками хазарскими не составляло труда, принялись за работу. Их шпажные ножи (стилеты) беззвучно входили в прорези воинских доспехов врагов, пребывавших в прострации от увиденного святотатства. Очень скоро с военным могуществом Хазарии было покончено.

Совместные усилия хазар и варягов могли обеспечить мир и спокойствие на огромных просторах Евразии, однако государственные проблемы меньше всего волновали князей. Распад хазарского каганата означал наступление бесконечной чреды войн со степняками, а также кровавых разборок между князьями, междуусобицы при отсутствии стабильной власти в степи отнюдь не способствовали выявлению сильнейшего. Вероломство князей еще более запутывало ситуацию. О произволе князей вынуждены говорить даже те хронографы, которые были обязаны воспевать их. Князь Игорь, например, был склонен примысливать к одной дани другую. Древляне, к которым он повадился "аки волк восхищая и грабя", были вынуждены убить его и обратиться с просьбой к Ольге, чтобы она вышла за их князя, который, по всей видимости, был царевичем (мелеком) при хазарском дворе.

Монгольское нашествие продемонстрировало полную политическую, военную и моральную несостоятельность княжеских авторитетов. Вместе с тем ордынцы многое сделали для превращения князей в государственных мужей. Казанские татары, которых с большой охотой брали на службу русские цари, не были казанскими сиротами. Они являлись носителями древней культуры и государственности, которых так не хватало кзязьям.

Кочевники-скотоводы многое сделали для российской государственности. Так, например, калмыцкая (монгольская) конница долгое время была гордостью российской армии, предметом зависти западных монархов и правительств. Только преодолев предрассудки против кочевников, можно понять: почему не трусливые и подлые князья, а "калики перехожие" в русских былинах помогают защитникам земли русской, обеспечивая их мощью, способностью перемещаться. Проницательные и дотошные лингвисты уже давно высказали мысль, что под каликами, всегда охотно делящимися оружием и воинской экипировкой, следует подразумевать вовсе не калек, а кочевые народы. Так как "калык-халык" в татарском языке — это народ. Лингвисты также полагают, что в русских былинах это слово появилось благодаря тюркам, которые заимствовали его у персов.

Существует масса фактов, которые доказывают, что к кочевникам-скотоводам следует подходить дифференцированно, так же как и представителям любого другого хозяйственного уклада. Историки должны постоянно помнить, что мирная идиллия в прошлом ассоциировалась прежде всего с прекрасными пастухами и пастушками, а не с фарисеями, которые под флагом благонамеренности склонны разжигать страсти отнюдь не любовные.

Экономические уклады по своей природе призваны дополнять друг друга и их не следует противополагать.

Статья из ж. Идель 90-х годов








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Участник
  • 81 | 06.11.2015, 13:52 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 16835 | Рейтинг: -3010,9
Хорошо известно, у кого что болит, тот о том и говорит.
Вдум все время о помывке. Значит прав я, когда предположил, что он в детстве мылся в печи. Вообще то у меня есть книга воспоминаний одного крупного ученого из Тверской области, из "цискарей", который описал мытье в печи еще в 50-х годах.



4

  • Изображение
  • Эксперт
  • 82 | 06.11.2015, 13:52 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 332 | Комментарии: 38398 | Рейтинг: +6468,1
79 | 06.11.2015, 13:46 | Автор: Зулия | На сайте

Так привычка - вторая натура. В степи ни кустиков и ни бугорков же нет.
------------------------
В подъездах откуда кустики, с бугорками тоже не очень.
===
Видать в степи с пустыней подъездов и лифтом полно, вот скотоводы и гадят по привычке?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 83 | 06.11.2015, 13:55 | Автор: Зулия
    Публикации: 35 | Комментарии: 29501 | Рейтинг: -701,7
78 | 06.11.2015, 13:44 | Автор: Вдумчивый | На сайте

И таскать с собой 25 литровую канистру до ближайшего бугра при нужде для последующего ополаскивания - ДАС ИСТ ФАНТАСТИШЬ.
Ибо до ближайшей воды три дня скакать и неделю на животе ползти.
----------------------------
Все по обстоятельствам. Верблюды обходятся без воды хоть месяц, а лошадям необходим водопой. Людям тоже нужна вода.
Поразмышляй на тему - откуда брали воду для 25 литровой канистры. И насколько хватило бы ее. Напою жену обниму коня.



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 84 | 06.11.2015, 13:57 | Автор: Зулия
    Публикации: 35 | Комментарии: 29501 | Рейтинг: -701,7
Видать в степи с пустыней подъездов и лифтом полно, вот скотоводы и гадят по привычке?
---------------------
Скотоводы специально едут в русские города справить нужду в подъездах и лифтах - запарились



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 85 | 06.11.2015, 14:01 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 332 | Комментарии: 38398 | Рейтинг: +6468,1
Так кУций, в Твери, после ига остались только золотые купола и города в окрестностях, а их иноземные завоеватели грамоту то с трудом освоили пол ста годов тому назад.

И вАААще, анекдот, иноземные захватчики остались всем скопом после ликвидации, якобы, их ига, у ранее, как бы, ими порабощённого населения.

Ни в одной стране мира, её разбитый захватчик не живёт так вольготно как в России и ещё гордясь своими разбоями и убийствами местного населения.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 86 | 06.11.2015, 14:04 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 332 | Комментарии: 38398 | Рейтинг: +6468,1
84 | 06.11.2015, 13:57 | Автор: Зулия | На сайте

Видать в степи с пустыней подъездов и лифтов полно, вот скотоводы и гадят по привычке?
---------------------
Скотоводы специально едут в русские города справить нужду в подъездах и
===
Не, они таскают с собой только двери, и пока одни держат, другие им под ноги гадят.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 87 | 06.11.2015, 14:07 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 16835 | Рейтинг: -3010,9
85 | 06.11.2015, 14:01 | Автор: Вдумчивый | На сайте
Публикации: 110 | Комментарии: 28593 | Рейтинг: +5877
Так кУций, в Твери, после ига остались только золотые купола и города
----------------
А при чем тут твоя помывка в печи?
Ты же тоже из цискарей, поделись воспоминаниями.
Как там у вас, у печки стоит бочка с пузырящейся водой. Сначала отец попарится в печи и бултых в бочку, потом мама, а потом и ты оставлял свою долю сухарей. А что тут игнорировать то? Это же твоя культурная база.



3

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 88 | 06.11.2015, 14:20 | Автор: blunt
    Публикации: 18 | Комментарии: 18756 | Рейтинг: +3350,6
75 | 06.11.2015, 13:33 | Автор: Зулия
Публикации: 22 | Комментарии: 20740 | Рейтинг: -476,3
7 | 06.11.2015, 13:00 | Автор: blunt | На сайте
Сидит баба над арыком, опорожняется. Чуть ниже по течению, метров 10, шашлычник ополаскивает мясо.
------------------------
Правила поведения при отправлении нужды
---------------
Правил тюркских я не знаю. Пишу о том, что видел.
А мысль возникает-если разработали такой закон, значит, была в нем необходимость. Гадили где попало.
Да и не соблюдают в Азии законы. И русские этой азиатчины-презрение к законам, от тюрок понабрались.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 89 | 06.11.2015, 14:30 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Всему свое время, кочевники сыграли свою положительную роль когда то обеспечивая обмен товарами, дорогами , знаниями и умениями и это очень большие плюсы для развития цивилизации. Но в данный момент кочевники где токо остались? А вот подумайте и сравните кто являются более кочевниками Евросоюз или Россия, или США и Россия. В том то и дело все гармонично на этом шарике, а вот подумайте по какой то причине кеше жизнь закончится на земле, и люди будут все азы постигать по новому , по какому пути будет развиваться жизнь? Это все заложено в развитии цивилизации и не может быть такого вопроса кто удачный колхозник или городской по современному.



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 90 | 06.11.2015, 14:41 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 12585 | Рейтинг: -1555,5
Блинт Сам то забыл как урено терапией лечился? Сейчас лечись экскрементной терапией. Культура возникла и пришла с востока. Порох шелк и так по мелочи. Будущее вообще за востоком а не за загнивающим западом. Да и давай если поумнел назови хотя бы одного русского царя или хотя бы генсека ну на крайняк олигарха? Ты же паксы как и Весь Ваш псевдо либеральный шабош на УЖе.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 91 | 06.11.2015, 14:45 | Автор: Корней
    Публикации: 6 | Комментарии: 12113 | Рейтинг: -1888
85 | 06.11.2015, 14:01 | Автор: Вдумчивый
Публикации: 110 | Комментарии: 28594 | Рейтинг: +5877,2

...Ни в одной стране мира, её разбитый захватчик не живёт так вольготно как в России и ещё гордясь своими разбоями и убийствами местного населения.
___________________________________________________
А Америка?
Или Колумб и Кортес это тоже миф?
И захватчик, истребив местное население не живёт гордо и вольготно?
А в Испании сейчас живут лучше, чем в Америке? И больше изобретают?
Тебе Ирек на это указал, но ты, как обычно, "не заметил".



2

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 92 | 06.11.2015, 15:04 | Автор: blunt
    Публикации: 18 | Комментарии: 18756 | Рейтинг: +3350,6
Существует масса фактов, которые доказывают, что к кочевникам-скотоводам следует подходить дифференцированно, так же как и представителям любого другого хозяйственного уклада.
----------------
Если их продифференцировать, то останутся только геологи, навещавшие бабушку Ирека после 2х месяцев скитаний по степи.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 93 | 06.11.2015, 15:24 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Когда-то на переговорах с русским генералом имам Шамиль спросил: "Зачем вы пришли на нашу землю?" Русский генерал ответил: "Мы принесли вам, дикарям, высшую культуру и цивилизацию!" Имам Шамиль подозвал одного из своих соратников и попросил его снять снять сапог, обнажить ногу. Нога от ежедневных пятикратных омовений была чистой и блестела. Потом имам Шамиль подозвал одного из русских солдат и попросил его снять сапог и размотать портянку — нога русского солдата была черной, грязной и ужасно воняла. Имам Шамиль спросил русского генерала: "Вы эту культуру нам принесли?"... Русский генерал растерялся и не смог ответить...



1

  • Изображение
  • Начинающий
  • 94 | 06.11.2015, 15:26 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 12585 | Рейтинг: -1555,5
С наступающим праздником годовщины Великой Октябрьской Революции. Либералы раскачивайте царский трон и пишите доносы это у Вас хорошо получается.



4

  • Изображение
  • Эксперт
  • 95 | 06.11.2015, 15:36 | Автор: юнг
    Публикации: 334 | Комментарии: 36769 | Рейтинг: +5674
Страна у края, а тут разошлись-кому и как стряхивать мо чу! Обалдеть!



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 96 | 06.11.2015, 15:59 | Автор: materu
    Публикации: 0 | Комментарии: 12585 | Рейтинг: -1555,5
Юнг соображаешь однако. Не думаю что завтра будет лучше чем вчера. Да вообще одни паксы и КПРФ тоже вместе с Зю нужно переименовать в партию с е к с у а л демократов. Оппортунист Зю и приспособленец. Разговаривал Я как то с Ним давно правда Он тогда еще жил на одной площадке с Борисом Ельциным. Боря был тогда не приделах как и Зю в Москве уже .



0

  • Изображение
  • Гость
  • 97 | 06.11.2015, 16:19 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ирек. Вокруг тебя быдло, не унижай себя. они ру сские свиньи!



0

  • Изображение
  • Участник
  • 98 | 06.11.2015, 17:46 | Автор: Ирек
    Публикации: 135 | Комментарии: 7012 | Рейтинг: -472,9
Девяносто седьмой, это вы про себя. Спасибо что предупредили.



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 99 | 06.11.2015, 17:49 | Автор: Зулия
    Публикации: 35 | Комментарии: 29501 | Рейтинг: -701,7
88 | 06.11.2015, 14:20 | Автор: blunt
И русские этой азиатчины-презрение к законам, от тюрок понабрались.
-----------------------
Батюшка государь великий Петр значит прорубил окно и поехал в Европу цивилизовываться
Анекдот, похожий на факт

Пётр I в 1698 году в Англии на суде, увидев адвокатов, спросил:‎
‎— Что это за народ и что они тут делают?‎
Ему ответили:‎
‎— Это все законники, Ваше Величество.‎
‎— Законники? — удивился Пётр. — К чему они? Во всём моем царстве есть только два законника, ‎и то я полагаю одного из них повесить, когда вернусь домой.‎



0

  • Изображение
  • Участник
  • 100 | 06.11.2015, 17:53 | Автор: Ирек
    Публикации: 135 | Комментарии: 7012 | Рейтинг: -472,9
------то останутся только геологи, навещавшие бабушку Ирека после 2х месяцев скитаний по степи.------
Блунтяра, ты просто дрянь последняя. В реале ты бы не смог так хамить в адрес ничьих родственников. Враз бы ухо твоё проверили. Отстойники и чмошники вы в реале такие здешние, вот и оттягиваетесь с того в виртуале.



4