Календарь новостей
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Ильнар Гарифуллин: ...

Ильнар Гарифуллин — журналист, член Всемирного форума татарской молодежи. Ответ ...
  15.09.2019   43059    101

Рафис Кадыров: признаю ...

Рафис Кадыров — основатель банка «Восток», экс-кандидат на пост главы РБ. ...
  13.09.2019   41121    62

Кому нужна беззубая ...

В городе Белебей Башкортостана на грани закрытия оказалась местная районная ...
  13.09.2019   26827    136

Однозначно не поможет: ...

Традиционный крестный лёт в День трезвости 11 сентября стартовал с аэродрома ...
  13.09.2019   33883    25

В нормальной стране ...

Сама Наталья Павлова сообщила «Эху», что отказалась от этого предложения, ...
  13.09.2019   20558    31

Новый прокурор из столицы ...

Курултаю предложили согласовать кандидатуру заместителя прокурора Москвы ...
  12.09.2019   21755    31

После «выборов» уже все ...

По мнению координатора штаба Навального в Уфе Лилии Чанышевой, обыски у ...
  12.09.2019   22000    14

Будь как Дудь ...

Юрий Дудь в третий раз стал обладателем премии «Человек года» журнала GQ. Во ...
  12.09.2019   31999    144

Бумагомарателям планшеты ...

В Горсовете Уфы последовали примеру Госсобрания республики и заменили бумажную ...
  12.09.2019   25250    5

Шуты красно-коричневые, ...

БРО КПРФ не признало итоги выборов главы Башкирии. Такое заявление первый ...
  11.09.2019   19129    23

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Сентябрь 2019 (35)
Август 2019 (127)
Июль 2019 (109)
Июнь 2019 (92)
Май 2019 (72)
Апрель 2019 (92)


Ильдар Габдрафиков: «В Башкирии насаждался стереотип о башкирах «настоящих» и «ненастоящих», татароязычных»

2


Какой народ живет на татаро-башкирском пограничье? Башкирию и Татарстан связывают не только географическое соседство, но и братские узы титульных наций этих республик — башкир и татар.

Ильдар Габдрафиков: «В Башкирии насаждался стереотип о башкирах «настоящих» и «ненастоящих», татароязычных»


Взаимоотношения между представителями двух народов складывались не всегда гладко. Свидетельство тому — недавний конфликт в Актанышском районе РТ, приковавший к себе внимание общественности в обоих регионах. Так, свое мнение по поводу татаро-башкирских отношений в приграничных районах высказал политолог Аббас Галлямов. До сих пор нет единого мнения, представители какого этноса живут на границе республик. В стороне не остался и другой эксперт из Уфы — этнополитолог Ильдар Габдрафиков, который специально для «Реального времени» написал авторскую колонку о феномене западных башкир, говорящих на татарском языке.

«Все колхозники, и башкир уже давно нет»

Помню, лет 10 назад один знакомый башкирский филолог рассказал мне очень любопытный случай. В начале 70-х годов прошлого века он в составе комплексной экспедиции работал в селах и деревнях западного Башкортостана и восточного Татарстана. В одной из деревень он зашел к знатоку старины — пожилому мулле и спросил у него про местных башкир и поинтересовался, есть ли у него старинные книги. Мулла удивленно ответил, что в районе у них все колхозники и башкир уже давно нет.

Эти слова священнослужителя наглядно свидетельствуют о том, что в народе еще в середине 20-го века была жива память о том, что понятие «башкир» в западной части Приуралья имело прежде всего этносословное содержание. Развитие капиталистических отношений постепенно нивелировало сословность, а советская коллективизация окончательно стерла даже память о былой сословности. На первый план постепенно выходило собственно этническое самосознание с присущими ему этническими признаками (прежде всего, язык и культура) и межэтническим сопоставлением «мы — они».

Со мной также произошел очень показательный случай. Будучи аспирантом, в 1991 году я поехал в экспедицию для сбора материала по теме своего диссертационного исследования в Бакалинский район. Как сейчас помню, в деревне Катаево (откуда, кстати, родом известный татарин Урал Латыпов, долгие годы являвшийся одним из наиболее приближенных к президенту Белоруссии А. Лукашенко лиц) я зашел в один из сельских дворов. Меня встретил хозяин усадьбы, он был в довольно почтенном возрасте. У нас завязалась беседа, он рассказал, что деревню Катаево основали башкиры и он сам, коренной башкир, из этой деревни. Со временем в деревню начали переселяться татары-тептяри, они основали свою улицу или конец (по-татарски «оч») на другом берегу реки Матинка.

Мы с ним долго сидели, и он мне очень подробно рассказал о башкирах и татарах. Его представления о народах опирались не на книжные знания, а на собственное понимание, на свою жизненную практику, которые он, видимо, получил и от старших поколений. В разговоре с ним я понял, что в основе его самосознания как раз лежит память о былой сословности. Пока мы беседовали, с сенокоса вернулся его находящийся в отпуске сын, который работал стоматологом в Бурзянском районе. Он присоединился к нашему разговору. Я спросил у него: «Вы тоже башкир?». Он очень обиделся и сказал, что он не башкир, а татарин, а если я хочу увидеть башкира, то заберет меня в Бурзянский район и покажет, какие на самом деле бывают башкиры.

Этот случай наглядно иллюстрирует механизмы формирования этнической идентичности и какие факторы на нее влияют.

Взаимоисключающие представления

Бытуют два взаимоисключающих представления о тюркском (татаро-башкирском) населении довольно значительной территории Приуралья, которая охватывает западные районы Башкортостана и восточные районы Татарстана.

Первое — представление о том, что часть населения этой территории, которая из переписи в перепись идентифицирует себя как татароязычные башкиры, — это категория искусственная, выдуманная большевиками, что в природе их нет, что они выдают себя за башкир только по соображениям карьеры и спокойной жизни, т. к., оставаясь в татарской национальности, в Башкирии трудно будет продвигаться по служебной лестнице.

Противоположное представление — на этой территории испокон веков жили башкиры, они здесь составляют демографическое большинство, но они подвергаются ассимиляции со стороны татар, их численность сокращается из-за предвзятого отношения к ним во время переписных кампаний.

На мой взгляд, оба эти представления несправедливы не только по отношению к этому населению, но они одинаково ошибочны и вредны в целом для всего общественно-политического развития двух республик, ибо в обоих случаях есть факт навязывания своего стереотипа, что несовместимо с процедурой свободной самоидентификации, когда человек сам определяет, какая у него идентичность. Кстати, она может быть разной, в т. ч. двойственной, нечеткой…

Так, в Башкортостане еще с советских времен, но особенно интенсивно после провозглашения суверенитета, и примерно до 2010 года, т. е. до смены региональной власти, практически вся мощь официальной республиканской пропаганды направлялась на укоренение в общественном сознании представления о том, что территория западного Башкортостана и восточного Татарстана — это исконно башкирские земли, а разговорный язык западных башкир — северо-западный диалект башкирского языка. Так ли это?

Западные башкиры во время переписей свой родной язык всегда определяют как татарский. По численности они составляют значительную часть башкирского народа. Например, по данным переписи 1926 года, татароязычные башкиры в Башкирской республике составляли 45% от общей численности башкир. В 1979 году их было 30%, 1989 году — более 20%. В связи с тем, что в переписном бланке во время переписи населения 2002 года отсутствовал пункт о родном языке, о сегодняшней численности татароязычных башкир можно говорить только по косвенным данным. Даже по данным этой переписи, когда мы наблюдали вопиющую фальсификацию (по этой причине не пригодную для объективного анализа), доля владеющих татарским языком составила около 35% от общей численности населения республики, в то время как доля башкироязычного населения — 25% (см. таблицу).

Кто они – «ысын башкорттар?»

В республике в прежние годы насаждался стереотип, по сути, возведенный в ранг официальной идеологии, о «настоящих» (ысын башкорттар) — восточных и «ненастоящих» (яhалма башкорттар) — западных или татароязычных башкирах. Согласно этой идеологии, западные башкиры, чтобы стать «настоящими», должны восстановить свой родной язык, якобы забытый ими под давлением татарской экспансии.

Здесь суть состоит в механизме формирования этнического самосознания. Субъективно осознаваемая этничность имеет своим источником реальные этнодифференцирующие признаки, а процесс формирования этнического самосознания связан с межэтническим сопоставлением «мы — они». Этническое самосознание — это не только самоидентификация (отнесение человеком к тому или иному этносу), но и его представление о своем народе, его культуре, языке, историческом прошлом и т. д.

Исследования многих ученых, в частности, моего учителя академика Р. Кузеева, свидетельствуют о том, что Белебеевско-Бугульминская возвышенность, т. е. территория западного Башкортостана и восточного Татарстана, входила в древнюю зону формирования башкирского этноса. В дальнейшем башкиры с этой земли никуда не уходили, а их язык и культура всегда были почти идентичны с татарским языком и культурой.

По исследованиям видного языковеда Р. Сибагатова, язык тюркского населения западных и северо-западных районов Башкирии и 100, и 200, и даже 300 лет назад имел татарское звучание, т. е. татароязычность западных башкир — это не результат татарской ассимиляции, а их исконный признак.

Еще в 50-е годы прошлого века крупный башкирский лингвист Дж. Киекбаев, изучая внутреннее строение башкирского языка, пришел к однозначному выводу о том, что «нельзя разделять мнение тех, кто считает разговорный язык западных башкир башкирским диалектом, потому что башкиры, проживающие в западной и северо-западной Башкирии, разговаривают на татарском языке (среднем диалекте татарского языка)».

Видный ученый, историк Б. Юлдашбаев также писал, что основу башкирского литературного языка составили два диалекта — юрматинский (южный) и куваканский (восточный). Ни о каком-либо третьем диалекте речи и не было: «…Более того, язык западных и северо-западных башкир давно уже не собственно башкирский, а по существу татарский».

Сословие или национальность?

Научные труды упомянутых авторов развеивают мнение о так называемой татарской языковой экспансии. В подтверждение сказанному можно привести пример башкирского села Канлы-Туркеево в Буздякском районе, 550-летие которого так широко, на республиканском уровне отметили летом 2005 года. Почему же жители этого села, находясь сотни лет в татарском языковом окружении, сохранили свой родной язык?

В царское время основой башкирской идентичности в западной части Уфимской губернии являлся сословный признак — более привилегированное по отношению к другим категориям населения вотчинное право на землю. Собственно языковых, этнокультурных и антропологических отличительных признаков между татарами и башкирами этой зоны уже тогда практически не было. В то время быть башкиром означало быть относительно крупным собственником земли. Поэтому царизм всячески ограничивал проникновение в сословие башкир безземельных и малоземельных крестьян. Даже сами сословные башкиры, которые по разным причинам теряли собственность на землю, попадали в сословие тептярей, в составе которых могли быть и этнические татары, и мишари, и чуваши, и марийцы. Богатые крестьяне из татар, мишарей или тептярей, наоборот, увеличивая тем или иным путем свой земельный надел, могли становиться «башкирами».

Различные данные учета населения в XIX веке фиксируют резкий рост численности башкир. Это было связано прежде всего с тем, что в составе башкир во время учета населения были учтены так называемые «новобашкиры», а не собственно показатели естественного прироста. Например, в составе башкир оказались темниковские мишари, которые в XVIII – начале XIX веков в довольно большом количестве переселялись в Уфимскую губернию из Заволжья (нынешних территорий Пензенской, Тамбовской областей и Мордовии). Естественно, они по своему этническому происхождению имели довольно отдаленное родство с башкирами, но сословно были близки к последним.

С отменой вотчинного права на землю во второй половине XIX века термин «башкир» начинает терять свою актуальность как социально-отличительный признак, т. е. утрачивает свое сословное значение. Поэтому в последующее время значительная часть этнических татар и мишарей «возвращается» в свой этнос.

Однако историческая память о принадлежности к башкирскому сословию у части западных башкир была настолько сильна, что она выступала важным признаком их идентичности в советское и даже в постсоветское время. Именно так можно объяснить те многочисленные факты, когда в селах и деревнях западного Башкортостана доныне сохранились такие народные названия, как «башкорт очы» (башкирский конец), «типтэр очы» (тептярский конец), «башкорт зыяраты» (башкирское кладбище) и т. д.

Кстати, феномен Башкортостана, когда социальное положение выступает определяющим фактором самоидентификации людей, не является единичным явлением в мировой истории. За примерами далеко ходить не надо — это наши российские казаки. По данным переписи населения 2002 года, то есть почти через 100 лет после ликвидации казачества как сословия, более 140 тыс. граждан России отнесли себя к казакам. По истории хорошо известно, что казаками могли быть, кроме этнических русских, украинцы, калмыки, черкесы и другие народы, населяющие обширную Российскую империю.

Татарские оттенки башкирской интеллигенции

С образованием Башкирской автономной республики проблема татароязычного населения не только не решалась, а, наоборот, была загнана вглубь.

Советская концепция национальной политики предусматривала искусственное развитие нерусских народов, основанное на государственном патронаже.

В условиях Башкирии в этом плане в привилегированном положении оказываются восточно-башкирский язык и культура. Татароязычная интеллигенция, приспосабливаясь к сталинской национальной политике, была вынуждена реализовать себя в процессе становления и развития восточнобашкирского литературного языка и культуры.

Практика коренизации, предполагавшая расширенное воспроизводство национальных кадров из числа титульной этнической группы, вынуждала татароязычных граждан, стремящихся попасть в элитную среду, не только записываться башкирами, но и выступать носителями восточнобашкирского языка и культуры. Конкретных имен из среды творческой интеллигенции республики к сказанному можно привести несметное количество — это Сайфи Кудаш, Фарида Кудашева, Мустай Карим, Назар Наджми, Гилемдар Рамазанов, Нажиб Асанбаев, Рустэм и Раиль Кузеевы, Ильфак Смаков, Радик Гареев и многие другие.

Что касается постсоветского периода татаро-башкирских взаимоотношений, особенностей национальной политики и нациестроительства в Башкортостане и Татарстане, то они сами по себе очень большая и сложная тема и предмет для отдельного разговора. В ближайшее время мы продолжим эту беседу.

Ильдар Габдрафиков








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Эксперт
  • 81 | 04.09.2016, 18:38 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38687 | Рейтинг: +6476,9
79 | 04.09.2016, 18:21 | Автор: Батыр | На сайте

Ога, а потом на машине времени вернулись в 16 век и пошли общаться с иваном грозном о условиях федералистических отношений и вотчинных прав.
===
Всю эту байку придумали комуняки в местном обкоме, когда из Москвы пришла разнарядка на установку статуй выдуманным нац героям к придуманному юбилею.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 82 | 04.09.2016, 18:44 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38687 | Рейтинг: +6476,9
Но самое забавное начнётся тогда, когда эти все нарисованные клмунчками от балды нац границы сотрут при укрупнении региона.

И тада выяснится, что целая толпа дармоедов лихо сочиняла сказки неплохо при этом живя за казённый счёт, и всё эти рассказки пойдут в макулатуру.

СкокА ж местных востоковедов тада станут простыми БИЧами?



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 83 | 04.09.2016, 18:44 | Автор: ufimsky-obuvatel
    Публикации: 0 | Комментарии: 5863 | Рейтинг: +1033,5
78 | 04.09.2016, 18:20 | Автор: Батыр | На сайте
........
татарский фоменко обьявился. А куда засунуть фадлана, присоединение к ивану грозному .........?
--------------------------------------------
Никаких подтверждений, кроме Монумента дружбы народов в Уфе, добровольного вхождения Башкирии в состав России нет. Нет ни единой бумажки, ни в одном архиве. ни на одном языке. Если тебе известен такой исторический документ, ты станешь национальным героем.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 84 | 04.09.2016, 18:52 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8425 | Рейтинг: -612,3
-----В Башкирии насаждался стереотип о башкирах «настоящих» и «ненастоящих», татароязычных------
+++++++++++++++++
То что идеологи башизма это имеют в виду, даже американец Горенбург увидел, и описал. Но американец увидел и то что, башкиризацию, скажем так, нелюбимым татароязычным башкирам, т.е. на самом деле татарам Башкортостана эти идеологи насаждают, навязывают.
А последнее, это никак не без попустительства Москвы. И это ещё в СССР началось, как только большевики укрепились во власти. И сейчас ничего не изменилось, и даже усилилось, но просто акцент сейчас больше на местной элите РБ, но всё равно не без внимания Москвы, если не сказать большего. И то что проблемами татар в Башкортостане татарские историки, как в РБ, так и в РТ, скажем так, мало занимаются, это тоже не без Москвы. Взять хотя бы Институт антропологии и этнологии РАН имени Тишкова, куратора, если не сказать большего,.. всего и вся по таковым вопросам.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 85 | 04.09.2016, 18:55 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38687 | Рейтинг: +6476,9
77 | 04.09.2016, 17:53 | Автор: ufimsky-obuvatel | На сайте

Во всех документах, на всех картах: Ногайская орда, Ногайская даруга. Ногайцы жили тут, а до них кипчаки, а до них печенеги, а до сарматы.
===
А кто такие эти ногайцы? Куда онЕ все подевались?

Вымерли или переименовались? ОнЕ нынче тада кто?
У вас чё, сколько названий регионов столько и наций?

На картах Уфа нарисована. ПрАААльнА?
Значит в Уфе живет нация уфимцев? ПрАААльнА?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 86 | 04.09.2016, 19:02 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
53 | 03.09.2016, 19:17 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Когда делать нечего в УЖе устраивается очередной срач на национальную тему!
-------------- Весь УЖ срач вместе с своими экспердами.



3

  • Изображение
  • Участник
  • 87 | 04.09.2016, 19:06 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8425 | Рейтинг: -612,3
-------добровольного вхождения Башкирии в состав России нет.------
Вы Уф.обыватель сперва определитесь какая Башкирия, какая государственность, что добровольно присоединилась, или что было присоединено к Московии. На очковом сайте гл.традиционалиста Башкортостана тов.ГИРЕЯ приводится даже свидетельство добровольного присоединения одного человека с его семьей к Московии.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 88 | 04.09.2016, 19:16 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38687 | Рейтинг: +6476,9
85 | 04.09.2016, 19:06 | Автор: Ирек

-------добровольного вхождения Башкирии в состав России нет.------
Вы Уф.обыватель сперва определитесь какая Башкирия, какая
===
ПрАААльнА!!!

Была Золотая, Пегая, Голу6ая и Белая орды, в которых жили нации: золотых, пегих, синих и белых народов, поскольку в Ногайской орде жили какие-то ногайцы.

Посля чего, все сбегали в Иван Грозному и влились в состав единого государства.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 89 | 04.09.2016, 19:18 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38687 | Рейтинг: +6476,9
А после 1917 года комуняки ещё раз всех от балды поделили и порвали единую страну на нац регионы, с целью дальнейшей ликвидации России и её населения.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 90 | 04.09.2016, 19:35 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
87 | 04.09.2016, 19:18 | Автор: Вдумчивый

А после 1917 года комуняки ещё раз всех от балды поделили и порвали единую страну на нац регионы, с целью дальнейшей ликвидации России и её населения.
========================================================
Ну вот что сказать на это высказывание ?
Только одно , что Вдумчивому надо позывной сменить на ВДУБОВЫЙ ! Вдуб !



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 91 | 04.09.2016, 19:42 | Автор: ufimsky-obuvatel
    Публикации: 0 | Комментарии: 5863 | Рейтинг: +1033,5
78 | 04.09.2016, 18:20 | Автор: Батыр | На сайте
........
татарский фоменко обьявился. А куда засунуть фадлана, присоединение к ивану грозному .........?
-------------------------------------
Ибн Фадлан это очень интересная история. Ибн Фадлан был секретарем посольства Багдадского халифа в Волжскую Булгарию. Путешествие это длилось с 921г. по 923г. Посольство шло в обход территории Хазарского каганата, через Ср.Азию: Хорезм, Бухару, по территории нынешнего Зап.Казахстана по землям тюрок-огузов, и наконец добралось до волжской Булгарии. Ибн Фалдан описал свои приключения и народы, которых он видел, в своей книге "Записки". Первоначальная рукопись не сохранилась, но есть копии и отрывки. Произведение это было известно западным и российским историкам. Оно послужило основой сценария голливудского фильма "13-ый воин", где роль Ибн Фадлана исполнил Антонио Бандерас.
А вот нашему знаменитому земляку Заки Валиди Тогану, послужило основанием для утверждения о существании башкирского этноса в начале 10 века. Никого ещё не было: ни татар, ни казахов, ни узбеков, ни азербайджанцев, ни турок, ни гагаузов, ни каракалпаков, ни монголов, ни белорусов с украинцами и великороссами, а башкиры уже были. Наряду с печенегами, половцами, хазарами.
Ты не арабист, и я не арабист, что там написано в книге Ибн Фадлана мы не можем знать. Я не очень доверяю З.Валиди, поэтому хотелось бы знать мнение русских или западноевропеских историков.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 92 | 04.09.2016, 19:53 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
За 70 лет существования России в составе СССР , Россия стала индустриальной , грамотной страной ! Одной из передовых в Мире , во всяком случае не на 75 месте среди более менее развитых 150 стран
НИКОГДА Россия при СССР так не сползала на дно экономического развития и РАЗВАЛА как при ДЕРЬМОКРАТАХ !
===========
Власть не осознает масштабность кризиса , порожденного накопившимися проблемами и собственными ошибочными управленческим решениями 2014 года (самоэмбарго, повышение ключевой ставки , введение плавающего валютного курса, самоустранение государства и др.), внешним санкционным давлением. Без понимания причин кризиса, без активного участия государства в экономической жизни страны преодолеть кризис так, чтобы не сползти к нему в перспективе 2-3 лет снова, не представляется возможным.
rusrand.ru›analytics…razvitiya…v-2015-g…spravka



0

  • Изображение
  • Участник
  • 93 | 04.09.2016, 19:54 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8425 | Рейтинг: -612,3
-------А вот нашему знаменитому земляку Заки Валиди Тогану, послужило основанием для утверждения о существании башкирского этноса в начале 10 века.------
Заки Валиди до такого не схаживал.

------Никого ещё не было: ни татар, ни казахов, ни узбеков, ни азербайджанцев, ни турок, ни гагаузов, ни каракалпаков, ни монголов, ни белорусов с украинцами и великороссами--------
Правильно.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 94 | 04.09.2016, 20:02 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
82 | 04.09.2016, 18:44 | Автор: ufimsky-obuvatel |

Никаких подтверждений, кроме Монумента дружбы народов в Уфе, добровольного вхождения Башкирии в состав России нет. Нет ни единой бумажки, ни в одном архиве. ни на одном языке. Если тебе известен такой исторический документ, ты станешь национальным героем.
=========================================================
Да башкирская грамота ," О добровольном присоединении к Руси " находится в архиве Ивана Грозного . Как только будет найден архив , так и будут доказательства ! Грамота была написана на Собачьей шкуре ! А она быстро не тлеет !



2

  • Изображение
  • Участник
  • 95 | 04.09.2016, 20:19 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8425 | Рейтинг: -612,3
-------поэтому хотелось бы знать мнение русских или западноевропеских историков.-------
Вам Уф, обыватель кто-то или что-то мешает?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 96 | 04.09.2016, 20:48 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38687 | Рейтинг: +6476,9
89 | 04.09.2016, 19:42 | Автор: ufimsky-obuvatel | На сайте

поэтому хотелось бы знать мнение русских или западноевропеских историков.
===
Вовсе и не обязательно искать чьё-то мнение.
Достаточно просто отследить на карте куда ездил ибн Фадлан.
+++
Давайте все-таки разберемся с Ибн-Фадланом

География начала пути Фадлана

«И выехали мы из Города мира («переводчики» добавляют – Багдада), мы остановились в ан-Нихраване, в ад-Даскары (заметьте, Йакут указывает под этим именем одно село на запад от Багдада). То есть, Фадлан поехал в другую сторону от цели путешествия! Может, поэтому все рукописи Фадлана потерялись?

Далее следует штук 8 деревень, каковые не отождествить на современной карте, но вот что выдает вранье: между деревнями 1-3 дня пути и посольство больше тратит времени на отдых в этих деревнях, чем на путь между ними. То есть, от Багдада, если бы они из него выехали на верблюдах, они за это время не смогли бы отъехать и сотни километров.

И вдруг: «пересекли пустыню до Амуля, потом переправились через Джайхун (а Джайхун, если вам неизвестно, это – Амударья) и въехали в Бухару», значит, в самых верховьях этой реки. <…> И оставались мы в Бухаре двадцать восемь дней», то есть дольше, чем затратили дней на весь путь от Багдада до Бухары.

А теперь взгляните на карту. Даже по нынешней скоростной автотрассе, даже на гоночном «Феррари» от Багдада до Бухары не доехать в столь краткое время, если надо еще не просто проехать по мосту через Амударью (Джайхун), а «переправиться», ибо моста нет. А на этом, примерно 2500-километровом прямом как стрела пути, тоже ведь мостов ни одного нет, а рек и речек – не счесть. Не из Багдада поехал Ибн-Фадлан.

Тогда, откуда же он выехал?

Прочитайте выше, насчет пустыни перед «переправой», а потом взгляните на более или менее крупномасштабную физическую карту Узбекистана и Афганистана, прихватив кусочек восточного Пакистана. Я уж не буду ее приводить, вы же все учили в школе географию.

http://www.borsin1.narod.ru/download/Ibn-Fadlan.htm



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 97 | 04.09.2016, 20:54 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38687 | Рейтинг: +6476,9
93 | 04.09.2016, 20:02 | Автор: Не зарегистрирован

Да башкирская грамота ," О добровольном присоединении к Руси " находится в ...
Грамота была написана на Собачьей шкуре !
===
Пустяшные вопросики по шнуре собачьей.

Чё к чему хоть присоединилось то?
Допустим у Иван Грожного было государство, а у присоединившихся чАвО?

Сам же стан с названием придумали комуняуи только после 1917 года



0

  • Изображение
  • Гость
  • 98 | 04.09.2016, 20:55 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ильдар Габдрафиков и все его семья шизофренки.



3

  • Изображение
  • Эксперт
  • 99 | 04.09.2016, 21:10 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 38687 | Рейтинг: +6476,9
89 | 04.09.2016, 19:35 | Автор: Не зарегистрирован

А после 1917 года комуняки ещё раз всех от балды поделили и порвали единую страну на нац регионы, с целью дальнейшей ликвидации России и её населения.
========================================================
Ну вот что сказать на это высказывание ?
===
ЭтА, милАй, ты на кого свою пасть раззявил? Совсем не пуганный уже стал?
+++
Путин: «Ленин заложил под Россию «атомную бомбу»

Президент считает, что именно действия Владимира Ильича привели к развалу Советского Союза.

«В конечном итоге эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей таких: автономизация и так далее. Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была. Вот такая мысль там тоже была», — сказал президент.

http://izvestia.ru/news/602230



0

  • Изображение
  • Гость
  • 100 | 04.09.2016, 21:48 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
98 | 04.09.2016, 21:10 | Автор: Вдумчивый

Путин: «Ленин заложил под Россию «атомную бомбу»

Президент считает, что именно действия Владимира Ильича привели к развалу Советского Союза.
«В конечном итоге эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей таких: автономизация и так далее. Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была. Вот такая мысль там тоже была», — сказал президент.

http://izvestia.ru/news/602230
========================================================
Развал Российской Империи начался до революции 1917 года !!
Выход Царства Польского из состава Российской империи состоялся по факту – de facto - оккупации её территории войсками Райхсвера в 1915 году.
Поэтому ДЕСТРУКТИВНОЕ мышление и УПРАВЛЕНИЕ страной сегодняшних "управленцев " как анекдот , вали все сегодняшние беды на 100 летние СТАРОДАВНИЕ времена !
Пусть не СССР , но хоть Россию , и не Империю вывести в передовые смогут или только по ВОРОВСТВУ будут передовые !
Только представь ВДУБ , что творилось бы в государстве Российском Имперском , если бы предположим руководили сегодняшние ПУСТОЗВОНЫ - ДЕРЬМОКРАТЫ ? Жуть пробирает от этой сцены !



0