Календарь новостей
«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Декоративный и ...

Председатель исполкома региональной общественной организации «Собор русских ...
  25.04.2019   42176    19

Современно и самоиронично ...

Радий Хабиров сел на Железный трон как из «Игры Престолов». Врио главы Башкирии ...
  25.04.2019   22045    12

Ненормированный ...

В Башкортостане вступил в силу закон "О муниципальной службе в Республике ...
  25.04.2019   26576    14

Толкачевская отписка ко ...

Толкачев отклонил законодательную инициативу фракции КПРФ о внеочередном ...
  24.04.2019   35435    21

Написали ***ню, а ...

Сити-менеджер Уфы нецензурно отозвался о спичрайтерах. Сити-менеджер Уфы Ульфат ...
  24.04.2019   11956    9

Природу не обманешь: Их ...

Скончался народный поэт Башкирии Равиль Бикбаев. Поэт и почетный гражданин Уфы ...
  24.04.2019   28687    82

Бившим, кравшим, ...

Растет число обиженных «государевых слуг». Прямо трагедия у людей. В очередь за ...
  24.04.2019   34100    14

Аббас Галлямов: ...

Вопреки обывательским представлениям, эмоций в этом предполагаемом царстве ...
  24.04.2019   18176    9

Не врет и не боится. ...

Куратор проекта «Инвестируй в Башкортостан» рассказала об инвестиционном ...
  23.04.2019   30560    38

Украинская мечта России ...

Абсолютно неважно, почему победил Зеленский и что он теперь будет делать. Это ...
  23.04.2019   29234    100

Читаемое за месяц


Вспоминая перепись 2010 года

  • Опубликовано: Ирек | 07.10.2016
    Раздел: Общество | Просмотры: 29403 | Комментарии: 84
5


Недавно стольный город Казань посетил академик В.А. Тишков, и мне вспомнилась перепись 2010 в подготовке, к которой активно участвовал им возглавляемый институт. И я решил, несколько напомнить, как готовились к этой переписи.

Вспоминая перепись 2010 года


В декабре 2011 года Федеральная служба государственной статистики подвела итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Переписи, пред которой для нас татар, как никакому другому народу и как никогда в истории СССР, и России придумали, заготовили в Москве более чем сонмище названий, всевозможных этнических или национальных определений, до определений. По итогам этой переписи и предыдущих тоже я несколько уже высказывался. С позволения его Величества времени, может быть как-нибудь, потом ещё сподобимся, а здесь и сейчас несколько о подготовке к ней.

В преддверии этой переписи вышел «ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 января 2010 г. N 74», определяющий в Приложении 1.: «АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ НАСЕЛЕНИЯ» за свою этничность, национальность. Документ очень интересный, требующий отдельного рассмотрения в целом, но и это оставим на возможное потом. Надо только отметить, складывается ощущение, что в этом алфавитном перечне была заложена задача, как можно более атомизировать некоторые этносы России.

И ведь выходит так, что, прежде всего, и особенно татар. Для нас татар в этом алфавитном перечне было предоставлено, намного более чем полусотня всяческих названий, определений. Впрочем, многие из них, всё же не вызывают непонимания, и они уже вполне исторически сложившиеся в нашем богатом этногенезе определения, и до определения. Однако есть в этом перечне названия, которые определенно вызывают вопросы, а есть просто вызывающее, во всяком случае, лично у меня полное отторжение, неприятие этого. Остановимся немного и выборочно за это «наше татарское», предоставленное нам именитым институтом им. Миклухо-Маклая, возглавляемым Валерием Александровичем Тишковым.

Да, у большой нашей этнографической группы, или по определению историков-специалистов субэтноса татар-мишар (см. например работы д.и.н. Исхакова Д.М.), сохранилось и мишарское самосознание, но за редким исключением, как только составной, а не отдельной части татарского народа. Надо заметить, что те, которые за редким исключением, бывает, объявляются и с идеями некого отдельного Мишарстана, рисуют флаги, и вроде даже гимны за это спивают. Всякое бывает с творениями Всевышнего случается, но понятное дело, что не по его вине.

Ну, а здесь в этом перечне, получается, просто предлагается, навязывается отдельное от татар мишарство: «966. - мишаре, 967. - мишары, 968. - мишэр».

И это предлагается тем татарам, которые вроде бы первыми и «примерили» исторически сложившийся этот наш нынешний общий этноним татар. А, пожалуй, они и изначально объявились на Руси, в Московии именно таковыми, а стали мещеряками, и далее мишарами от названия Мещерский городок и соответствующих земель.

Вспомнили в этом перечне именований, для нас татар и сословный статус «тептяре». Именитому Институту Этнологии и антропологии РАН, под чьей эгидой сотворено это алфавитное многообразие именований татар может, надо было, рекомендовать соответствующим службам включить в этот список для татар, и другие бывшие сословные определения, бытовавшие в Российской империи, как то ясачные, служилые, лашманные, чемоданные и прочие «другие» татары. А уж разогнавшись, усмотреть, что в нашем крае, например по VIII ревизии 1834 года собственно и русских тоже не было, как нет по этой ревизии помимо татар, ни марийцев, ни удмуртов, ни чувашей. Все в сословиях, и русское население показано вполне многообразным набором именований сословий. Однако пропустили это московские специалисты, наверное, проглядели.

Отдельной строкой отметим, что по этой ревизии 1834 года в Оренбургской губернии показаны 350 438 башкир, и 3 355 башкир приписанных к Уральскому войску. Я не Станиславский, чтоб сказать не верю что все они этнические башкиры, но сомневаться могу себе позволить. Хотя бы потому, что, несмотря на то, что не только башкирские, но и, в общем, некоторые гуманитарии Башкортостана объявляют, мол, в башкирах понятие этноса и сословия совпали, но, наверное, уже другой рукой они пишут о таком явлении как выход в башкиры. И, например, только по X ревизии 1859 года находят в трех губерниях Оренбургской, Пермской и Самарской 54 665 «башкир из тептярей» и 34 665 «башкир из мещеряков», или в общей сложности порядка 15% от численности башкир этих губерний. А вместе с сартами, калмыками, киргизами (казахами), ногайцами, казанскими торговыми татарами, и даже ясашными татарами насчитывают и того более, около 100 тыс. «новобашкир», или примерно 17 % от численности башкир. Если же сопоставить это с численностью собственно башкир, т.е. за вычетом этих «новобашкир» в 100 тысяч, то получается даже чуть более 20%. А это пятая часть народа, в общем- то небольшой численности. Много это или мало решать гуманитариям специалистам, мы же последуем далее.

Термин «тептяре» в том алфавитном перечне примерили и к башкирам. А как же, ведь мэтр башкирской исторической науки Асфандияров А.З., в качестве некоего своего ноу- хау, неоднокоренным словом «тибельган»- пиннутый, пытался во множестве в историческом времени «навыпинновать» вместо иных в тептяре башкир.

Стараются башкирские гуманитарии, стараются, и не только за тептяр, но и за мишар. Никак не с пустого места пишет Д.М. Исхаков «Шовинистические круги, подвизающиеся там, дош¬ли до того, что живущих в Башкортостане мишар и типтяр объявили этнографическими группами башкир (газета «Ватаным Татарстан», Казань, № 96-97, 17 мая 2002 года). Причём ведь, всё это не без попустительства Москвы, если не сказать большего.

И к слову, обратимся к предложенному Москвой алфавитному перечню в части протептярской идентификации респондентов прошедшей переписи:

1. «212. -башкиры-тептяри» - понятна «оговорка», нет, не по Фрейду, а сугубо по Асфандиярову А.З. Пиннутые они, эта категория башкир под пунктом 212, тибельган башкортлар они получаются. Однако если действительно есть во множестве таковые башкиры, сколько же можно так уничижительно относиться к ним, как к «пиннутым», бывшими только лишенцами по Асфандиярову земли, вотчины? Ау, проснитесь, освежите уже господа башкирские гуманитарии свои головы. Нет уже давно никаких вотчин, и всякой прочей разной асабасти. Так и сословий тоже нет.

Вместе с тем, надо заметить, есть здесь другие очень большие вопросы по упомянутым, как по «башкирам из тептярей», так и по «башкирам из мещеряков», и, в общем, по бытовавшим в исторической демографии края «новобашкирам». Однако это отдельная, и очень важная тема.

2. Есть пункт «1434. – тептяре, с языком башкирским». Здесь от предыдущего ушли не далеко, хотя, сколько таких тептяр, сказал бы кто-нибудь, но молчит гуманитарная наука, сколько не вопрошай. Тем не менее, московские этноспециалисты получается, знают о наличии немалого числа таковых тептяр. Да, к тому же, наверняка уфимские коллеги помогают, подсказывают. Объявляют же они, башкирские гуманитарии татарский язык населения Северо-Запада Башкортостана СЗ диалектом башкирского языка. Вот и, получается, как рисуют они, что даже и мы татары этого региона РБ непременно башкироговорящие.

3. Предыдущий рассмотренному, пункт «1433. – тептяре, с любым языком, кроме башкирского», это всё же шедевр, и моя очень давняя «спотыкалочка» по тептярям, которую в довесок к сказанному хочется озвучить и здесь. Вполне понятно и очевидно, Асфандияров А.З. пытался обашкирить тептяр, «наппинать» в это сословие вместо иных как можно более башкир, причем с уже давних времен возникновения этого сосоловия. Вместе с тем, практически все гуманитарии специалисты, включая и самого Асфандиярова сословие тептяр, расписывают разнообразнейшей этнической «солянкой». Оно, и выходит несколько именно так. Однако почему нет тогда в обсуждаемом алфавитном перечне, тептяр-марийцев, или тептяр-удмуртов и прочих других? Этого ведь нет, не только в этом алфавитном перечне, этого нет и во всех работах его же, Асфандиярова А.З. Нет, не встречал я этого у него, как в прочем и марийцев-тептяр, удмуртов-тептяр, ну и прочих тоже. И не знаю я никаких свидетельств о «нынешних тептярях» с родными языками наших добрых соседей фино-угров или чувашей. Я лично, пока со всем этим, и тем более здесь, забегать вперёд мэтров гуманитариев не буду, хотя и давно уже жду от них самих ответы на эти вопросы.

Возвращаясь же к нашим «баранам» т.е. к тептярям, с любым языком, кроме башкирского, приходится констатировать, их же по определению не может быть в Башкортостане. Ведь башкирскими гуманитариями татарский язык населения СЗ РБ объявляется СЗ диалектом башкирского языка, а тептяре с фино-угорскими языками, и даже с чувашским вроде как не наличествуют в республике, то и выходит, что нет ни каких тептяр с языком отличным от башкирского. Ну, если может только в Бурзянах каких их искать?

4. По четвертому же пункту за протептярскую идентификацию «1435. – тептяре - татары», говорить практически нечего, всё очень прозрачно, причём до полной безобразной прозрачности такового. По смыслу построения такого словосочетания, это ведь никак не татары, бывшие некогда в сословном определении тептяр, а только и непременно это тептяре, пусть и из татар. Это последнее, это некий «абзац», некое «логическое» завершение всех трех рассмотренных предыдущих пунктов. Этот «абзац» ещё более усиливается, если вспомнить, что в справочных работах Асфандиярова А.З. «История сел и деревень Башкортостана» при наличии башкирских, мишарских, русских, марийских, удмуртских и прочих деревень, наблюдается полное отсутствие татарских н/п, кроме как только тептярско-татарских. И даже татарско-тептярских нет, во всяком случае я не встречал.

Всего четыре предлагаемых респондентам пункта ответов с тептярством, но все они непременно «ниппельные», т.е. с креном в одну сторону. И вспоминая выше приведенные слова Д.М. Исхакова и крен вполне понятен и очевиден. По случаю думаю, надо обязательно предполагать наличие прямого провода между Москвой и Уфой в этих таких делах. Понятное дело, я не за телефонную или какую другую подобную связь, но об этом чуток уже далее, и только может быть.

Чтоб закруглиться с разговором за мишар и тептяр по предложенному алфавитному перечню, хочу сказать несколько слов лично за себя. А меня же обошли стороной в этом перечне, если скажем, побуквенно подходить к этому списку. Нет, лично для себя, и что особенно важно для меня, уже по отцу своему я татар. И к тому же, и по своей маме тоже. Мама моя уроженка д. Муллино Бураевского района РБ, которая была основана мишарами в XVII веке по жалованной царской грамоте. Это документально подтверждает и сам мэтр башкирской исторической науки Асфандияров А.З. Назвался бы я по маме мишаром в соответствии с предложенным этноспециалистами списком, так не в традиции же тюрков по маме этнически определяться, не правильно это, не по нашему, только по отцу. Вместе с тем, он же Асфандиров, определяет родную деревню моего отца Ижболдино Янаульского района РБ тептярско-татарской, и ведь непременно и именно так, только тептярско-татарской, но никак даже не татаро-тептярской. И московские специалисты в соответствии с этим, почти буква в букву предлагают записываться мне тоже, даже не татар-тептярем хотя бы, а непременно тептяр-татаром.

Охолонте господа гуманитарии, сами же пишите о тептярском сословии, об её этнической солянке. С какого рожна я татар, пребывая в здравом уме должен определять себя этнически в сословие. Все известные мне мои предки были татарами. Дедов своих татар я не застал. Одна же моя бабушка, мама моего отца, урожденной была даже с 1888 года, а другая по маме, пусть чуть позднее, но тоже вековой давности, 1905 года рождения. Ни о какой другой этничности всех наших родственников, кроме как татары, я ничего не слышал от них.

К слову. По архивам, чтоб проследить далеко свою родословную, мне изысками заниматься некогда, и даже уже по времени отпущенному мне Всевышним. Однако будь даже негр, или какой китаец в моей родословной, я уже по покойному своему отцу ТАТАР, и это для меня аксиома, а эту аксиому уверен, одобрит и Всевышний.

Однако далее. Все мы дети Адама и Евы, и их потомков. В русском этногенезе, например, каких только вятичей, кривичей, полян, древлян, и много всякого чего другого не было, однако этого не вспомнили в указанном алфавитном перечне, а нам татарам очень активно и навязчиво напомнили в этот раз даже про булгар. Это, несомненно, наше, и это наследие мы тоже никак не потеряли, не растранжирили, а только преумножили, развили далее. Благодаря Всевышнему, наш народ всегда старался сохранять наследие предков, и Аллага шекор, это ему, несмотря на все невзгоды в своей истории, всё же удавалось.

Ну да, есть люди, скажем так из «татар», которые излагаются, что и на таблетках жили они с обидного им имени татар, и обращались они в международные инстанции с этого с требованиями, чтобы нас татар называли булгарами. И плакали, было, мол, они после уроков по истории про монголо-татар. Оговорюсь, да, и я тоже маленький переживал было несколько с быдлизма изложения нашей истории в школе, но затем обязательно радостно бежал к своим родителям татарам, и всё, и более ничего. Где же этих людей «таблеточных» заклинило? Вместе с тем, это их право, их выбор, есть ведь люди, кто и по этой переписи даже разными всякими хоббитами и джедаями записывались. Пусть, кто кем хочет, и записывается, пусть хоть клоунами, мне лично до таких дела нет. Однако наших желателей булгарства активность поражает, они ведь хотят не просто самими именоваться булгарами, они хотят, чтобы и другие мы были бы непременно таковыми, и чтоб нас непременно так называли. Мол, не дают нам татарам записываться булгарами, и вообще, нас непременно должны все считать булгарами, и только именно так нас определять, и переписывать. Ведь именно с этим же в международные инстанции обращались, стучались они.

С последним, переписывать кому-либо нас татар булгарами, или ещё кем-либо это всё же очень большой нонсенс, если не сказать большего. Однако, ну, получили плакальщики, что хотели, графы соответствующие в рассматриваемом списке, ну, и что?

Именитый институт имени Миклухо-Маклая, храм знаний самой Российской академии наук, с пожеланий, наверное этих плакальщиков, или по каким-либо другим причинам озаботился булгарством, или «булгаризмом» нас татар. И озабоченные этим специалисты этого института нарисовали нам нынешним татарам разные определения нашего «булгарства, булгаризма». Ещё бы и ничего когда, эти определения таковы:

«293. – булгаро-татары» или «1380. – татаро-булгары». Хотя и «размазывается» этим в разной степени наше татарство, но полностью все, же не игнорируется. Так ведь, как и в случае с мишарскими идентификациями, но уже раз в несколько большим числом, придумали нам вновь, отдельные от имени татар и булгарские определения. И есть даже сугубо болгарские: «341. - волжеские болгары» и «342. – волжские болгары».

Я вновь спрашиваю, ну и что? Если только, не угодили тем больным, кто на таблетках живёт с нашего имени татар? Не побежал наш народ переписываться в булгары, не побежал, ну кроме, может тех больных. Рассказал бы кто из последних, или от озабоченных этим московских этноспециалистов сколько же таких набралось? Однако молчат чего-то, и первые, и вторые. В общем, не получилось у озабоченных, не получилось.

Но есть в арсенале разных озабоченных самая страшная ржа для нас, причем для обоих наших народов, как для татар, так и для родственного нам народа, это башкиризация татар. И вот в этом, особенно расстарались московские специалисты по тому алфавитному списку, перечню, что они нам татарам нарисовали, и хотя в меньшей мере, башкирам тоже. Однако, и там, и там тот выше отмеченный крен очевиден. Я уже высказался за этот крен в сторону башкиризации татар с протептярским до определением, так ведь с башкирским до определением, конечно же, тоже постарались, и, понятное дело, даже более.

Ну что за ипостась придумали нам татарам московские специалисты, как то «башкирские татары»? Они в здравом уме пребывали, когда это придумывали? Если мыслили, чего-то размышляли по своему, почему не были обозначены ими к этой переписи, например башкирские русские, башкирские марийцы, башкирские удмурты, а то, и башкирские негры, или таковые же китайцы? Или даже по аналогии, такие конструкты, как заявил, было однажды, герой телевизионного «Городка» «русский китаец», что он русский желтой сборки.

Однако нам-то татарам такие разные башкирские конструкты нарисовали, например как:

«207. – башкиры татарские» или «1384. -татары башкирские». Есть ещё и другие подобные конструкты в предложенном московскими специалистами списке. Их, я всё же тоже приведу, но уже без особых комментариев. Ужо не в мочь мне татарину с такой их радости, как эта их «заливная рыба».

Итак:

1. «206. – башкиро-татары (с любым языком, кроме татарского).

2. «207. – башкиро-татары (с языком татарским).

3. «1378. – татаро-башкиры (с любым языком, кроме башкирского).

4. «1379. – татаро-башкиры (с языком башкирским).

Что говорилось мной за тептярские до определения по башкиризаторству татар присутствует и здесь тоже, однако ещё более прозрачнее, ну, и, конечно же, в богатом сверкании дополнительных граней. Ужас какой-то, и это под эгидой именитого института РАН.

Надо заметить, было время, когда тептяр Заки Валиди и компани против любого связывающего тире между башкирами и татарами с шумами многими вздымались. И даже против названия через тире любого какого-либо возможного тогда нашего общего образования, могущего, нет, не слить, но объединить наши народы в общее особо значимое единое целое. А большевики, тихим сапом и подспудно потворствовали этому их, этой компани противлению, в реализации своей задуманной задачи, лоскутной национально-территориальной нарезки народов, что они виртуозно и сотворили.

Времена, однако, затем наступили другие, времена практической работы с сотворенным, но об этом может быть позднее.

Зачастили всё же теперь с тире для нас татар нынешние специалисты, зачастили. К слову, и в подобных разных чрез-тирешных определениях по этому списку, по этому алфавитному перечню, мы татары, тоже намного впереди всех. Но таковое ведь очень и очень редко применяется в этнической идентификации народов, и более только для географического их до определения. Ну, а нам татарам всякое лепят, и наряду с объявленными нам «башкирскими татарами», пусть пока и не официально, но уже и «русских татар» ведь тоже нам рисуют.

Раз пошутили, и впрочем, не мы татары, а нам татарам постоянно объявляют некую нашу сабантуйность. Доколе же, хочется спросить?








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Гость
  • 81 | 10.10.2016, 01:29 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Болезный! У вас периодически возникают очень навязчивые идеи и мысли, да? Вам надо срочно обратиться психиатору, если, конечно, уже не лечитесь. У вас обсессивно-компульсивное расстройство психики, при котором у больного периодически и непроизвольно возникают нежелательные, но очень навязчивые идеи и мысли
- - -
Именнно тех надо и отправить в психбольницу, кто верует в такую чушь, как "башкирский народ".
Я говорю тебе, прочти Кузеева, если у тебя есть хотя бы сто грамм мозгов, ты сразу поймешь, какую чепуху суют тебе все эти уфимские писаки.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 82 | 10.10.2016, 01:32 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
А что в Базилевке больных отпустили домой что ли, иначе, этот больной с маникальным синдромом как дорвался до компа?
- - -
да. Маниакальный синдром точно. Называть стопроцентно монгольских племен (табынцы, барынцы, катайцы, телевцы и проч) каким то вымышленным башкирским народом. Точно сбежал из Базелевки.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 83 | 10.10.2016, 14:46 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
« Назад 1 2 3 4 5 Далее »

Изображение
Гость

81 | 10.10.2016, 01:29 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Болезный! У вас периодически возникают очень навязчивые идеи и мысли, да? Вам надо срочно обратиться психиатору, если, конечно, уже не лечитесь. У вас обсессивно-компульсивное расстройство психики, при котором у больного периодически и непроизвольно возникают нежелательные, но очень навязчивые идеи и мысли
- - -
Именнно тех надо и отправить в психбольницу, кто верует в такую чушь, как "башкирский народ".
Я говорю тебе, прочти Кузеева, если у тебя есть хотя бы сто грамм мозгов, ты сразу поймешь, какую чепуху суют тебе все эти уфимские писаки.

=============================================

Болезный! Там в соседней палате вашей психбольницы "отдыхает" "Чингисхан", вот и делитесь с ним со своими навязчими идеями!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 84 | 11.10.2016, 21:08 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Болезный! Там в соседней палате вашей психбольницы "отдыхает" "Чингисхан", вот и делитесь с ним со своими навязчими идеями!
= = =
Можент рядом с ними его сподвижники Муйтен и Майкы беи, которые каким-то чудом вдруг превратились в некие мифические башкиры?



0