Календарь новостей
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Крокодильи слезы ...

На пресс-конференции, которая состоялась сегодня в Уфе руководители Башкорта ...
  19.07.2019   13796    24

Марат Гареев: Впервые за ...

Кажется, что впервые за последние 16 лет в Башкирии могут случиться интересные ...
  19.07.2019   14957    10

Госнационализмом мил и ...

Корреспондент "Idel.Реалии" поговорил с американским экспертом Полом Гудом, ...
  19.07.2019   16008    27

Что не так с кандидатами ...

Об этом «глаза в глаза» поговорили журналист Азамат Саитов и политтехнолог ...
  19.07.2019   40063    9

А в чем не прав ...

Смерть национальной журналистики Башкирии. Почему никого не нужно спасать? ...
  18.07.2019   15523    32

Новый куратор выборов и ...

Врио главы Башкирии Радий Хабиров вчера неожиданно поощрил двух сотрудников ...
  18.07.2019   40681    9

Поддержал бы и черта ...

Знаю, что есть влиятельные люди, в том числе и за пределами республики, которым ...
  18.07.2019   15262    6

Встречаем нового ...

Аскар Абдразаков получил орден Салавата Юлаева за вклад в развитие искусства. ...
  18.07.2019   34445    9

«Шкулфоны»: Очередной ...

В России предложили замену смартфонам в школах. С помощью новых гаджетов можно ...
  18.07.2019   11859    32

Что не так в риторике ...

Ильдар Гимаев — кандидат социологических наук. Забытый всеми до октября ...
  17.07.2019   35719    64

Читаемое за месяц


Карим Яушев: «Вопрос статуса татарского языка в Башкирии не переставал и не перестанет быть актуальным»

0


После интервью "Idel.Реалии" башкирский активист Айрат Дильмухаметов опубликовал видео, в котором заявил, что наша редакция подняла всеми уже забытую проблему статуса татарского языка в Башкортостане. По словам Дильмухаметова, после написанной им в 2003 году статьи о языковом вопросе, где он якобы разрешил это извечное и довольно принципиальное противоречие в Башкортостане, "ни один вменяемый татарин к этому вопросу не возвращался". "Idel.Реалии" изучили, так ли это.

Карим Яушев: «Вопрос статуса татарского языка в Башкирии не переставал и не перестанет быть актуальным»


Ветеран общественного движения татар Башкортостана Карим Яушев в корне не согласен с Айратом Дильмухаметовым. Он считает, что вопрос статуса татарского языка в РБ не переставал и в обозримом будущем не перестанет быть актуальным.

— Для татарской части населения республики госстатус татарского языка — это не предмет гордости или какого-то тщеславия, а механизм достижения некоего равноправия. Пока именно в этом вопросы татары ущемлены в свиох правах, — говорит общественник.

С другой стороны, Яушев хорошо понимает, почему Дильмухаметов сказал то, что он сказал — любой общественный деятель из башкир, который хочет найти понимание среди своих, не может высказываться в другом ключе, иначе его просто отторгнут.

— Если кто-то из башкирских деятелей начнет говорить, что, придя во власть, он сделает татарский государственным, то он перестанет быть лидером среди башкир, — уверяет общественник.

Как отмечает Яушев, Дильмухаметов играет ту роль, рамки которой определены башкирским движением давно.

— В наших условиях эта роль носит в основном антитатарский характер. Это одно из проявлений крайнего башкирского национализма и в определенной степени башкирского патриотизма, — утверждает Яушев.

На вопрос корреспондента "Idel.Реалии" о том, не ограничит ли шансы Дильмухаметова в борьбе за высший пост в республике опора исключительно на башкирский электорат, Яушев иронично отвечает:

"Тут я даже не буду смеяться. В нашей стране, если кто-то говорит, что придет во власть не по воле московского Кремля, это может вызывать только улыбку".

Между тем Дильмухаметову приходится рассчитывать на поддержку далеко не всей башкирской общины республики. Хотя и причины этого имеют разную почву. Ведь он выступает за необязательность изучения башкирского небашкирами, при том, что этот язык будет иметь статус государственного.

Так, сами башкирские активисты с того самого 2003 года оппонируют Дильмухаметову в этом вопросе. Один из них, Ишбулды Абзелилов еще в 2012 году публиковал открытое письмо в адрес Айрата Дильмухаметова. Абзелилов не понимает, как государственный язык может быть необязательным для кого-то. И Абзелилов совсем не одинок, это позиция как раз того самого ядра башкирского национального движения.

С прошлого года башкирская общественность активно противостоит принятым Москвой поправкам в закон об образовании, по которому госязыки республик перестали быть обязательными для изучения всеми жителями республик.

Со смелым заявлением Дильмухаметова "о решенности им вопроса с татарским языком" не согласен и Ильнар Гарифуллин, историк и эксперт по истории татар Башкортостана. Он считает, что вопрос никогда не выходил из информационной повестки дня, и приводит неполный список мероприятий, доказывающий свое утверждение.

— Этот вопрос постоянно поднимался. И на учредительном съезде Региональной национально-культурной автономии татар РБ в Москве в 2004 году и на втором съезде РНКАТ в 2009 и на III конференции РНКАТ в 2012 году. Везде в резолюциях этот пункт имеется. Кроме этого неоднократно анонсировались и референдумы по этому поводу, — вспоминает Гарифуллин.

Более того необходимость придания татарскому языку статуса государственного, по его словам, требовали даже татароязычные башкиры.

— К примеру, Курултай западных (татароязычных) башкир РБ на своем съезде осенью 2005 года отразил это в своих программных документах. В то же время необходимо говорить не о наделении, а о возвращении татарскому языку статуса государственного, которым он де-факто обладал до декабря 1978 года. Весь татарский вопрос в Башкортостане целиком и полностью связан со статусом татарского языка. Без возвращения татарскому языку статуса официального (государственного) говорить о соблюдении прав около 1/3 населения республики не приходится. Все прочие проблемы — в сфере образования, культуры, отсутствие татарской редакции на республиканском ТВ и т.д. напрямую связаны с вопросом о статусе татарского языка. И также наличие или отсутствие такого статуса напрямую отражает политическое положение самого татарского народа, его субъектность, — настаивает эксперт.

— Ну, а что касается будущего, возвращение татарскому языку государственного статуса полностью ложится в общепринятую мировую практику по решению подобных вопросов. Ничего уникального здесь нет, — резюмирует историк, намекая на то, что любые попытки не видеть эту проблему, делать вид, что ее не существует, неконструктивны по определению.

Председатель Курултая западных (татароязычных) башкир, доктор экономических наук, профессор Ринат Гатауллин, который знает Дильмухаметова с ранних лет, также отмечает, что вопрос статуса татарского языка в РБ не терял актуальности никогда и обвиняет политика в игнорировании интересов значительной части населения.

— Айрат Дильмухаметов, конечно, не состоялся как руководитель. У него нет следа ни в экономике, ни в социальной сфере. Его претензии на высший пост в Башкортостане не могут рассматриваться как серьезные, и он все это понимает. Он живет в выдуманном мире. Его высказывания не имеют политического содержания. Ни один нормальный политик не стал бы произносить такие слова, что при демократических выборах он может игнорировать самую важную проблему почти половины населения республики. Татары и татароязычные башкиры сегодня — около 50% населения республики. Своим высказыванием Дильмухаметов поставил себя вне избирательного процесса, — заявил Гатуллин.

И по его словам, ни татары, ни татароязычные башкиры никогда не снимали с повестки дня вопрос необходимости придания татарскому государственного статуса в РБ, о чем так уверенно заявлял Айрат Дильмухаметов в своем последнем видеообращении к своим сторонникам.

Идель.Реалии
Оригинал публикации






  • Изображение
  • Гость
  • 81 | 06.02.2019, 20:49 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Мангытский Юрт или Ногайская Орда (1 392-1 480г.;1 480-1 554г.;1 554-1 638г.).Кочевое государство мангытов.Располагалось на территории от Волги до Иртыша.Мангытский юрт-крупнейшее государство,образовавшееся после распада Золотой Орды.Столицей и единственным достоверно известным городом являлся Сарайчик на р. Урал в 50 км к северу от Атырау.В 1480-х гг. Мангытский юрт,возглавлявшийся детьми Ваккаса,обрёл полную независимость.После смерти Мусы (ок. 1502г.) его младшие братья и сыновья вступили в борьбу за власть.Ослаблением Мангытского юрта воспользовался казахский хан Касим,который воспринимал ногайских мирз как своих подданных,а г. Сарайчик–как своё наследственное владение.В Сарайчике были похоронены некоторые ханы Золотой и Ногайской орды.В 1519–20г. войска Касима заняли практически всю территорию Мангытского юрта.Большинство мирз перебралось на правый берег Волги и стало кочевать в пределах Крымского ханства.В том же году умер Касим,в его владениях наступила раздробленность.После многолетней войны казахи были полностью разгромлены ногаями (в союзе с узбеками и моголами).В 1523г. мирзы Мамай и Агиш убили своего бывшего покровителя Мухаммед-Гирея I и разорили Крымское ханство.Мангытский юрт превратился в значительную силу: казанские и астраханские ханы стали выплачиватьдань;крымские татары и казахи теперь опасались конфликтовать с Мангытским юртом.После разгрома Казанского и Астраханского ханств ногайская знать раскололась.Противников промосковской ориентации возглавил бий Юсуф,во главе сторонников Московии–его брат Исмаил.В 1554г. Исмаил убил Юсуфа, после чего несколько лет шла гражданская война.В первой половине 1550-х годов в результате трёхлетней засухи и гололедицы зимой, пал весь скот, в среде ногаев началась междоусобная борьба, следом пришла эпидемия чумы, 80 % населения вымерло, и ногаи стали откочёвывать на Северный Кавказ.В результате начавшейся в орде смуты, а также в связи с присоединением Казанского, Астраханского ханств к Московскому государству, Ногайская Орда стала распадаться на несколько самостоятельных владений.Так, в 1555 году на Эмбе образовалась отдельная Алтыульская Орда (Алтыулский улус), кочевавшая в междуречье Яика, Эмбы и Сырдарьи.В 1556г. опять случился голод.Исмаил признал себя вассалом царя Ивана IV.К 1559г. Исмаил утвердился у власти,а его соперники бежали.Часть их обосновалась на Сев.-Зап. Кавказе,образовав в 1550-х гг. Малую Н. О.При этом основная территория стала именоваться в рус. источниках Большой Н. О.Население составляло в 1-й пол. 16 в. ок. 900 тыс. чел.Сын Исмаила бий Дин-Ахмед (1563–1578г.) видел свою задачу в восстановлении Большой Н. О.,поэтому старался сохранять мир и с Рус. гос-вом, и с Крымским ханством.Сменивший Дин-Ахмеда его брат Урус (1578–1590г.) занял резко антирусскую позицию. В 1581г. казаки взяли и разрушили Сарайчик.Другим средством борьбы с нападениями ногаев стало строительство крепостей на гл. переправах через Волгу–Самары (1586г.),Царицына (1589г.),Саратова (1590г.). В 1584г. была также введена должность тайбуги для управления татарами, мигрировавшими из Сибирского ханства после похода Ермака (1 582-1 585г.).В 1600г. в самом начале своего правления (1600–1619г.) сын Дин-Ахмеда бий Иштерек признал вассальную зависимость от рус. царя.Последний бий Большой Н. О.–Канай (1622–1638г.),внук Исмаила,уже не имел власти и авторитета,занимая свой пост исключительно номинально.Одной из гл. причин массовых миграций ногаев,как и окончательного распада Большой Н. О. в 1-й трети 17 в.,стала миграция калмыков в волжско-яицкие степи.В 1613г. калмыки форсировали Яик,т. е. вторглись в пределы осн. ногайских кочевий.В 1630-х гг. калмыки вытеснили б. ч. ногаев на правый берег Волги,после чего ногаи рассеялись по степям от Дуная до Терека.В 17 в. в аральско-сырдарьинских степях из части потомков жителей Большой Н. О.сложился народ каракалпаков.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 82 | 06.02.2019, 20:52 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
70 | 06.02.2019, 19:28 | Автор:

Что за птичий язык?
Можешь, ряженый, сказать по- человечески, что тебе вообще нужно от природы вещей?
Чистоты разума? Так это не на УЖе, это к Канту
===================================================
Позвольте отвечу на Ваш вопрос .
Если не понимаете логики комментариев и их следствие .
ТО что Вы здесь делаете , почему ?
Вопрос к Вам , а не к Канту !



1

  • Изображение
  • Гость
  • 83 | 06.02.2019, 21:13 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
71 | 06.02.2019, 19:40 | Автор: кац

Иречок.
Татары зародились уже как мелкие торговцы и никогда не воевали не за себя, не за общую Родину. Очень старательно прятались за спинами башкир и потом им же в спину нож вставляли. Таковы ваши герои Тевкелев, которого вы в самом деле считаете своим великим человеком, ажник музей содержите и не где нибудь, а Башкирии, там, где он вырезал целые районы.
А в открытую, как воины, вы НИКОГДА В ИСТОРИИ не воевали. Потому что торгаши.
==============================================
Слушай , вонючая лужа башкирского пустобрехства , тебе ответили по уму и по истории твоего места фактами Истории !
Но АДМИН , не сочел нужным опубликовать комментарий !
Но там я , указал на Историческую ЛЕНИВОСТЬ и БЕЗДЕЛЬЕ башкирского народа !
Тебе нассы в башкирские глаза - Скажешь Божья Роса !
Ты понимаешь , ничтожество , ты это хоть осознаешь ?
Не будь Великой Революции 17 года и большевиков , кем был бы народ в стране Башкир ?
Какая отсталость ума и ужасающая нищета жила среди башкир .



2

  • Изображение
  • Участник
  • 84 | 06.02.2019, 21:33 | Автор: Sharik
    Публикации: 0 | Комментарии: 4429 | Рейтинг: -189,3
Государство наше столько выделило народных денег Татарстану,что их народ стал кичиться и навязывать свой язык татарский соседним регионам.
Похоже не только в Татарстане привилегированные денежные вливания
стали тесными в своих региональных границах.



4

  • Изображение
  • Участник
  • 85 | 06.02.2019, 21:43 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 7905 | Рейтинг: -561,4
71 | 06.02.2019, 19:40 | Автор: кац
+++++++++++++++++++++++++
Жалкий пельмень рядится в бойцы, т.е. в Аника воины. Пельмень жалкий и скоморошный. На тебя же дурачок, даже плюнуть, и то страшно, представишся.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 86 | 06.02.2019, 22:16 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 7905 | Рейтинг: -561,4
Кухарка, скажи когда с твоих минусов, я тебе уже ни одного минуса не смогу поставить.
Если не скажешь, спрошу твою подругу Зуль медам, она мне, как и ты помогала. На неё болезную я уже очень рассердился, но если что и как далее, то уже вааще под тебя её сравняю.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 87 | 06.02.2019, 22:22 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Манкурт, убивший свою мать! ..Беспамятный манкурт...-Чингиз Айматов.
Отказавшиеся от своего имени...
Отказавшиеся, от имени своего племени, своего языка.
Перешедшие на упрощенный говор местного народа...
Такое не может быть "государственным" на земле героев, чьей кровью пролита вся земля.
Башкирская земля не воспримет голос манкуртства и варварства, пока жив башкирский народ.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 88 | 06.02.2019, 22:28 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 7905 | Рейтинг: -561,4
Думал я, что это этот Шушарик пропадал, думал даже, может поумнел. А он несчастный, оказывается совсем уже приторчал. Посочувствуем ему болезному, шушаристому, и бестолковому из команды тупого Хацмана.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 89 | 06.02.2019, 22:30 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ирик визжит как ишак ушибленный. Ирик про тебя давно говорят что ты чмо.



4

  • Изображение
  • Гость
  • 90 | 06.02.2019, 22:36 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
И что так кричим. Ну все же знаем, что татары как национальность начали искуственно формировать в конце 19 века. И большевики закончили этот процесс, насильно записав в татары кучу народу и вычеркнув из истории ради этого несколько народов. Все знают, что национальность татарин обязана своим появлением на свет большевикам.



5

  • Изображение
  • Участник
  • 91 | 06.02.2019, 22:39 | Автор: Sharik
    Публикации: 0 | Комментарии: 4429 | Рейтинг: -189,3
Человекоподобный на фото получает российскую пенсию работая всю жизнь на радио свободы, специализируясь на розжиге разногласий между башкирами и татарами.Отсюда и вопрос,перечисляет ли США в пенсионный фонд Башкирии деньги для выплаты пенсии таким типам?



7

  • Изображение
  • Эксперт
  • 92 | 06.02.2019, 23:12 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30368 | Рейтинг: -710,6
"Вопрос статуса татарского языка "

Статистика голосования
06.02.2019, 16:32Виктор
----------------------------
Виктор, вы же были против башкирского государственного, так же как ваша маленькая ячейка!

С чего вдруг плюсанули?



0

  • Изображение
  • Участник
  • 93 | 06.02.2019, 23:17 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17979 | Рейтинг: -3128,2
Не будь Великой Революции 17 года и большевиков , кем был бы народ в стране Башкир ?
Какая отсталость ума и ужасающая нищета жила среди башкир .
-----------
Ты прав в том, что не будь большевиков, татарского этноса в природе бы не было. Продолжали бы быть башкиры, были бы мишаре, типтяре. А вот татар точно бы не было.



4

  • Изображение
  • Эксперт
  • 94 | 06.02.2019, 23:28 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30368 | Рейтинг: -710,6
"не о наделении, а о возвращении татарскому языку статуса государственного, которым он де-факто обладал до декабря 1978 года."
------------------------
Я же сколько долбила, и Ильнару Гарифуллину

http://journalufa.com/16568-tatar-vnov-zapisali-bashkirami.h
tml
21.09.2015
..........
http://journalufa.com/21864-tatarskiy-yazyk-v-bashkortostane
-istoriya-voprosa.html
02.05.2017
...............
И некиим фесбучникам
Abdurrahman Abu Muhammad
и Альберт Замалиев
https://www.facebook.com/groups/fourthrepublic/?multi_permal
inks=479960092531816&comment_id=480188242509001¬if_id=154
9439515053565¬if_t=feedback_reaction_generic
-------------------------
НИКОГДА! Татарский язык не обладал статусом государственного! Ни до 1978 года, ни после.

Не может быть возвращено то, чего не имелось в природе!
..........................
Уфа страна долбоклюев чтоли?!



1

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 95 | 07.02.2019, 00:22 | Автор: ЯСЕНПЕНЬ
    Публикации: 34 | Комментарии: 7978 | Рейтинг: +2049,3
4 | 06.02.2019, 09:17 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

Всегда выступал и буду выступать за сохранение любых национальных языков , любых народов !
_______________________________________
Выступать можно до посинения.

Но если самим носителям он не нужен и не востребован в повседневной жизни (в учёбе, делопроизводстве, науке, литературе) то неизбежно теряет своё значение. И используется в узком кругу среди "своих", для души.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 96 | 07.02.2019, 00:32 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30368 | Рейтинг: -710,6
Еще раз:

101 | 21.09.2015, 19:41 | Автор: Elnar Garifullin

<... в статье 78 указывалось что «судопроизводство в Башкирской АССР ведется в сельских районах, районах городов и в поселках с большинством башкирского, русского, татарского, марийского или чувашского населения соответственно на башкирском, русском, татарском, марийском, чувашском языках, а в центральных судебных учреждениях – на башкирском, русском, татарском языках с обеспечением для лиц, не владеющих этими языками, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке".>
.............
«Конституция БАССР 1937 года.
Глава VII. Суд и прокуратура
Ст. 78
Судопроизводство в Башкирской АССР ведется в сельских районах, районах городов и поселках с большинством башкирского, русского, татарского, марийского или чувашского населения соответственно на башкирском, русском, татарском, марийском и чувашском языках, а в центральных судебных учреждениях — на башкирском, русском и татарском языках с обеспечением для лиц, не владеющих этими языками, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке.»

-- Язык судопроизводства не есть государственный язык! В перечень языков судопроизводства входят наряду с башкирским – татарский, марийский, чувашский

Нетрудно догадаться, что граждане башкирской, татарской, марийской, чувашской национальности в основном плохо владело или совсем не владело русским языком. Отсюда и статья, обеспечивающая права нерусского населения в судебных разбирательствах.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 97 | 07.02.2019, 01:12 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30368 | Рейтинг: -710,6
103 | 21.09.2015, 19:44 | Автор: Elnar Garifullin

<...В ст. 148 в отличии от ст. 78 Конституции 1937 г., нет ни слова о языке судопроизводства в центральных судебных учреждениях, а осталось лишь непонятное выражение «судопроизводство в Башкирской АССР ведется на башкирском русском или языке большинства населения данной местности», то есть опять главная позиция остается за русским и башкирским (для Верховного суда) а для остальных по принципу как получиться>
................
- Что непонятного, "большинства населения данной местности" - не стали перечислять, действительно, "как получится". Для чего перечислять?

Во всех автономных и союзных республиках "главная позиция" оставалась за русским языком плюс национальным языком (титульной нации).
Таковое имелось правовое устройство СССР.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 98 | 07.02.2019, 02:46 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30368 | Рейтинг: -710,6
97 | 21.09.2015, 19:41 | Автор: Elnar Garifullin

<... ознакомтесь с констиутцией БАССР 1937 г.,... Татарский, башкирский и русский языки обладают равным статусом и являются языками делопроизводства, на них в обязательном порядке печатаются законы Верховного Совета, распоряжения органов исполнительной власти, >

101 | 21.09.2015, 19:41 | Автор: Elnar Garifullin
<.статья 24 Конституции БАССР 1937 г. «законы, принятые Верховным Советом Башкирской АССР, публикуются на башкирском, русском и татарских языках»>

103 | 21.09.2015, 19:44 | Автор: Elnar Garifullin
<По Конституции 1978 г. в статье 98 законы, принятые Верховным Советом БАССР, «публикуются на башкирском и русском языках» , (то есть, в сравнении с аналогичной статьей (24 ст.) прежней Конституции нет татарского языка). >

222 | 21.09.2015, 22:57 | Автор: Elnar Garifullin
<читайте по слогам медленно: Конституция БАССР 1937 г. статья 24: «законы, принятые Верховным Советом Башкирской АССР, публикуются на башкирском, русском и татарских языках », >
........................
- Попробую объяснить.
Почему, до 1937 года законы и распоряжения публиковались на трех языках, в т.ч. татарском. Почему делопроизводство велось в т.ч. на татарском.

Ответ лежит на поверхности.

До 1924 года башкирской письменности не существовало, за исключением отдельных попыток придать форму литературного.

В медресе и школах обучение велось на татарском языке. Поэтому до 1937 года большинство грамотных башкир продолжали читать и писать на татарском.

Башкирские писатели - М.Акмулла, М.Уметбаев, С.Якшигулов Ф.Туйкин, М.Гафури, Ш.Бабич, Д.Юлтый, А.Тагиров пользовались татарским литературным языком, их произведения печатались на татарском.

То есть башкирский литературный язык большинство грамотных башкир за 13 лет не успевало освоить. Именно учитывая ту часть башкир, которые пользовались татарским языком и не усвоили башкирский литературный - им дозволялось пользоваться татарским литературным языком.

А школы, учебники, книги и периодическая печать продвигались не слишком быстро.

Вот и все объяснение



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 99 | 07.02.2019, 03:27 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30368 | Рейтинг: -710,6
http://journalufa.com/21864-tatarskiy-yazyk-v-bashkortostane
-istoriya-voprosa.html

Опубликовано: Elnar Garifullin | 02.05.2017

<несмотря на отсутствие терминов "государственный" или "официальный язык", с юридической точки зрения эту функцию на территории республики тогда выполняли три языка – башкирский, татарский и русский. Здесь понятие "государственный язык" легко заменяло положение о языках официального делопроизводства и судебной системы, что фактически полностью подходит под определение понятия как "государственного", так и "официального языка", данного ЮНЕСКО в 1953 году.

требовали не придания, а скорее возвращения государственного статуса татарскому языку. Ведь до декабря 1978 года татарский язык уже фактически имел такой статус.>
..................
20 | 02.05.2017, 13:38 | Автор: Elnar Garifullin
<Согласно общепринятому международной праву языки крупнейших этносов получают такой статус>
....................
222 | 21.09.2015, 22:57 | Автор: Elnar Garifullin
<что такое официальный или государственный язык (в мировой практике практически тождественные понятия): "Эксперты ЮНЕСКО в 1953 году предложили разграничить понятия «государственный язык» и «официальный язык»:

... Понятно, что в СССР понятие официального языка не было раграничено, всеми его функциями:язык государственного управления, законодательства, судопроизводства выполняли три языка, а касательно остальных языков (марийских, чувашского и т.д.) говорится о местном самоуправлении - это совершенно иное явление, такая практика существует во всем цивилизованном мире, но никто языки употребляемые в органах местного самоуправления называть государственными языками. >
...............
238 | 21.09.2015, 23:20 | Автор: Elnar Garifullin
<А татарский язык как я уже вам доказал и представил уже обладал всеми критериями государственного языка>
-------------------------------------------
Отвечаю:
- Де-юре в СССР до 1990 года не было официального языка. Русский язык фактически являлся основным языком делопроизводства. Закон СССР от 24 апреля 1990 «О языках народов СССР» установил русский язык официальным языком СССР.
....................
<до декабря 1978 года татарский язык уже фактически имел такой статус.>

- Статус - или есть или его нет. Как беременность.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК, язык, пользующийся в государстве законодательным статусом (в соответствии с конституцией или особым законом) обязательного в употреблении в официальных сферах жизни. Выполняет интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной областях, выступая в качестве его символа. Статус государственного языка обычно придаётся языку титульной нации.
------------------------
<В КАЧЕСТВЕ СИМВОЛА - согласно экспертам ЮНЕСКО>

- В КАЧЕСТВЕ СИМВОЛА БАССР ничего татарского не проглядывается

На Гербе Башкирской АССР надписи на двух языках - 1)русском: 2)башкирском

Флаг Баш АССР
Надписи «Башкирская АССР» на русском и башкирском языках размещаются горизонтально в две строки одна под другой ниже рукоятки серпа и молота

До 1937 года башкирский текст на латинском варианте башкирского языка.
......................
То есть никакими критериями государственного языка татарский язык не обладал.

И не ссылайтесь на ЮНЕСКО!

Я сколько раз вам повторяла - не вводите в заблуждение читателя!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 100 | 07.02.2019, 11:55 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Зуля не убедительно, как будто оправдываешься



1