Календарь новостей
«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Бессмертный полк: Почему ...

Ильнар Гарифуллин — о том, почему россияне выходят на шествия "бессмертного ...
  17.05.2019   32958    68

Эхо КрымНаша: Кредиты на ...

Объем потребительского кредитования в Башкирии за год вырос на 38%. Объем ...
  17.05.2019   20756    49

Хуже чем при совке: ...

В деревнях Башкортостана могут ввести институт старост. Об этом говорили ...
  17.05.2019   24170    42

Выкормыш режима Муртазы: ...

Искандер Саитбатталов: «Зачем все жители Башкирии должны знать башкирский ...
  16.05.2019   15303    200

Не удержались от ...

На конгрессе детских омбудсменов в Уфе «нашему другу Хабирову Радию» посвятили ...
  16.05.2019   20413    20

Уже и это не удивляет: ...

Концепцию геопарка «Торатау» компания Капкова представит Владимиру Путину. ...
  15.05.2019   14784    86

Умер «настоящий сын ...

В Уфе после продолжительной болезни скончался вице-премьер правительства ...
  15.05.2019   37982    150

Это вам не Ялалов: ...

Оперативка в мэрии Уфы. Ульфат Мустафин пойдет по подъездам. Мэр города хочет ...
  15.05.2019   15798    48

Путин - главный ...

Радий Хабиров: «Мы должны быть признательны Президенту страны Владимиру ...
  14.05.2019   31962    74

Когда УФСИНу делать ...

УФСИН по Башкирии закупает 71 автозак за 290 млн рублей. Управление федеральной ...
  14.05.2019   11234    18

Читаемое за месяц


Татарский язык в Башкортостане: История вопроса

2


Заголовки многих региональных СМИ Башкортостана взорвались новостью о специальной резолюции съезда Всетатарского общественного центра, касающейся положения татар республики Башкортостан. Попытку обратить внимание на нерешенность татарского вопроса, приведшая в новейшей истории Башкортостана уже к двум громким отставкам всего его политического руководства, некоторые СМИ уже привычно успели назвать "провокацией". Эта тема долго была самой обсуждаемой на сайте Idel.Реалии. Требования ВТОЦ – не изобретение сегодняшнего дня, и каждое из них имеет свою давнюю историю​.

Татарский язык в Башкортостане: История вопроса


В резолюции "О положении татар Республики Башкортостан и путях решения их проблем" отмечалось тяжелое положение с соблюдением этнокультурных прав татарского населения Башкортостана, компактно проживающего в западной части этой республики, и в связи с этим требовалось:

Придание татарскому языку статуса государственного в Башкортостане;

Проведение референдума о присоединении бывших частей Уфимской губернии с преимущественно татарским населением к Татарстану.

Критики резолюции, упорно делающие вид, будто эти требования родились только сегодня, вызывают удивление. Напомню, что требование придать татарскому языку статус государственного в Башкортостане обозначено первым номером, а вопрос о референдуме – вторым. Это и неудивительно, ведь второе во многом вытекает из-за нереализованности первого.

В современном Башкортостане проживает по официальным данным больше миллиона татар, что почти равно численности титульного этноса и составляет больше четверти населения республики. Однако следует также учесть, что татарский язык является родным не только для самих татар, но и для значительной доли так называемых татароязычных башкир. К тому же объективность показателей двух последних переписей 2002 и 2010 годов у этносоциологов вызывает большие сомнения, именно по части приуменьшения в них численности татарского населения. Учитывая всё это, можно констатировать что "татарский вопрос" касается напрямую 35% населения республики.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Требование о проведении референдума впервые было выдвинуто Татарским общественным центром (ТОЦ) республики Башкортостан в 1991 году. Оно основывается на декрете ЦИК и СНК РСФСР №425 от 1920 года о присоединении частей Уфимской губернии с татарским населением к республике Татарстан. Согласно этому декрету, после образования ТАССР (т.е. Татарстана) вопрос о дальнейшей судьбе трех уездов Уфимской губернии, где компактно проживает татароязычное население, должен был решаться на референдуме путем свободного волеизъявления граждан. То есть вопрос о том, где будут жить татары бывшей Уфимской губернии, должны были решать они сами.

Стоит отметить, что председатель Совета народных комиссаров Татарской республики – Саид-Галиев – неоднократно обращался в Москву с просьбой либо провести референдум, либо присоединить эти территории к Татарстану, что было вполне логично, так как основную массу населения этих территорий составляло именно татароязычное население. Тем не менее, в 1922 году Уфимская губерния была ликвидирована и директивным образом, без всяких демократических процедур, была присоединена к БАССР. В дальнейшем вопрос о референдуме и необходимости пересмотра границ нынешнего Башкортостана не поднимался вплоть до развала Союза.

После этот вопрос возникал только в ответ на полное игнорирование властями Башкортостана этнополитических и этнокультурных интересов татар республики. Стремление к отделению западной (татароязычной) части республики Башкортостан ввиду своей малореализуемости в нынешних политических реалиях, как правило, не имело особой популярности в среде самих татарских общественников и являлось лишь последним аргументом в их споре с властями Башкортостана, упорно игнорировавшими национальные интересы татар республики. Это всегда была не первопричиной и самоцелью, а лишь ответной реакцией. Хотя, конечно, с юридической точки зрения, как мы видим, оно не лишено серьезных оснований, тем более, учитывая, что нынешняя Россия является признанной правоприеемницей бывшего Советского Союза.

Напротив, необходимость придания татарскому языку статуса государственного имеет еще более богатую историю и являлась всегда центральной темой программы татарского национального движения Башкортостана с самого момента её возникновения в 1989 году. Причем, даже в этой связи уместнее подчеркнуть, что татарские организации требовали не придания, а скорее возвращения государственного статуса татарскому языку. Ведь до декабря 1978 года татарский язык уже фактически имел такой статус.

Сразу отмечу, что с момента возникновения Башкортостана у республики было несколько редакций основного закона. Первой официально признанной и юридически закрепленной конституцией считается Конституция 1937 года. Первоначальная версия от 1925 года осталась неутвержденной Союзным центром, а значит, она не имеет юридической силы. В итоге, первой общепризнанной конституцией республики Башкортостана является Конституция именно 1937 года. И несмотря на отсутствие терминов "государственный" или "официальный язык", с юридической точки зрения эту функцию на территории республики тогда выполняли три языка – башкирский, татарский и русский. Здесь понятие "государственный язык" легко заменяло положение о языках официального делопроизводства и судебной системы, что фактически полностью подходит под определение понятия как "государственного", так и "официального языка", данного ЮНЕСКО в 1953 году. В частности, статья 24 Конституции БАССР 1937 года гласила, что "законы, принятые Верховным Советом Башкирской АССР, публикуются на башкирском, русском и татарском языках", а в статье 78 указывалось, что "судопроизводство в Башкирской АССР ведется ... в центральных судебных учреждениях – на башкирском, русском, татарском языках с обеспечением для лиц, не владеющих этими языками, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке".

ЧТО ЗНАЧИТ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК"

Если исходить из международного опыта, то, как правило, государственный статус языкам предоставляется в двух случаях.

Первый, наиболее распространенный – когда носители данного языка составляют существенную часть населения конкретной территории. В этом случае наделение такого языка государственным статусом становится фактором предотвращения межнациональных противоречий, вызванных ущемлением этнокультурных и политических прав крупных этносов.

Второй – государственный статус дается тем языкам, которые в прошлом оказали большое влияние на политическую и этнокультурную историю данного государства. При этом численность непосредственных носителей данного языка не имеет принципиального значения. К примеру, в Финляндии государственными языками являются финский и шведский, при этом носители шведского языка составляют лишь 6% населения страны. Учитывая, что татароязычное население составляет больше трети населения Башкортостана, опережая по этим показателям даже собственно башкироязычное население, то можно сделать вывод о том, что наличие у татарского языка государственного статуса, как это было по Конституции БАССР 1937 года, соответствовало бы общепринятой мировой практике. То есть ничего удивительного и из ряда вон выходящего в этой ситуации нет.

Однако в 1978 году в результате принятия новой редакции Конституции БАССР фактический статус государственного сохранили лишь башкирский и русский языки. Конституция 1978 года не претерпела существенных изменений, за исключением одной важной детали – вопроса о языках. По Конституции 1978 года в статье 98 мы видим, что законы, принятые Верховным Советом БАССР, "публикуются на башкирском и русском языках", то есть, если сравнить с аналогичной статьей (24 ст.) прежней Конституции мы видим здесь отсутствие татарского языка. В статье 148, в отличие от статьи 78 Конституции 1937 года, нет ни слова о языке судопроизводства в центральных судебных учреждениях, осталось лишь достаточно туманное выражение "судопроизводство в Башкирской АССР ведется на башкирском, русском или языке большинства населения данной местности".

ЭТАПЫ "БАШКИРИЗАЦИИ"

Если внимательно проанализировать последствия конституционной реформы 1978 года в БАССР, то становится ясно, что они отнюдь не случайны. Как показали дальнейшие события, эти изменения стали первым этапом начала масштабной политики "башкиризации" татароязычного населения. Уже в следующем 1979 году во время всесоюзной переписи значительная часть татарского населения западного Башкортостана была переписана башкирами, а после, основываясь, в том числе, и на данных этой сфальсифицированной переписи, основная часть татарских школ республики была переведена на изучение башкирского языка как родного. Таким образом, лишение татарского языка официального статуса стало фактически лишением политической правосубъектности татар республики и первичным шагом в ходе масштабной политики изменения их этнического самосознания.

В дальнейшем эти факты были официально обнародованы на февральском пленуме ЦК КПСС в 1988 году. А в резолюции учредительного съезда ТОЦ БАССР в январе 1989 года впервые прозвучало, что "необходимо восстановить конституционный статус татарского языка, как государственного, наряду с башкирским и русским языками". Также требовалось "ведение на этой основе делопроизводства на татарском языке". В дальнейшем аналогичные требования прозвучали не только на съездах этой организации, но и на всех официально признанных съездах татар Башкортостана (1997 и 2002 годы), программных документах Конгресса татар Башкортостана и Региональной национально-культурной автономии татар республики Башкортостан (РНКАТ РБ).

Противники возвращения татарскому языку государственного статуса обычно ссылаются на то, что якобы татарские национальные объединения – это всего лишь общественные организации (а не представительные органы), и их требование не может напрямую отражать волю самих татар республики. Однако это чистой воды лукавство, так как представительные съезды татар Башкортостана в 1997 и 2002 годах, легитимность которых признавалась самими властями республики, также стояли на позициях возвращения татарскому языку государственного статуса.

Но были и случаи, когда не только отдельные представители татарского народа, но и органы местного самоуправления, которым непосредственно делегированы полномочия представлять волю и интересы населения, выступали с аналогичными требованиями. К примеру, одними из первых, на эту проблему откликнулись депутаты Нижнекарышского сельсовета Балтачевского района (родина знаменитого Батырши Галеева), заявив 13 марта 1992 года о необходимости признания татарского языка в качестве государственного. Затем аналогичные решения выносят уже вышестоящие Советы. Так, 2 июня 1992 года такое решение выносит Янаульский городской совет: "Считать целесообразным предоставление статуса государственного языка в Башкортостане башкирскому, русскому, татарскому языкам". Аналогичные решения с таким же требованием в то же время были приняты сессиями Дюртюлинского, Кушнаренковского, Чекмагушевского и других горрайсоветов западных и северо-западных регионов, где, как известно, абсолютное большинство составляет татароязычное население.

САМЫЙ ПОЗДНИЙ ЗАКОН

Принятие Советами решений о необходимости предоставлении татарскому языку статуса государственного, свидетельствует о том, что языковой вопрос, волновал не только национальную интеллигенцию, но и обычных граждан. Учитывая, что легитимность выборов в Верховный Совет РСФСР, БАССР и советы органов местного самоуправления прошедшие в 1990 годы общепризнана, то де-юро и де-факто их решения фактически полностью легитимизировали требование татар республики о необходимости предоставления языку татарского народа государственного статуса. В такой ситуации говорить о том, что само татарское население республики Башкортостан никогда не стремилось к обретению своей правосубъектности в рамках признания официального статуса их языка, мягко говоря голословно. И даже политические события после 1992 года неоднократно об этом свидетельствовали.

Именно из-за остроты "татарского вопроса", положение о языках долгое время не отражалось в конституции уже постсоветской Башкирии, а сам закон о языках народов Башкортостана был принят только в 1999 году, позднее всех субъектов РФ. Было всего три варианта этого закона, в одном из которых как раз предполагалось вернуть татарскому языку государственный статус. И по неофициальным каналам известно, что тогдашний президент Башкортостана Муртаза Рахимов, учитывая огромное общественное давление, в тот момент не был однозначно против придания татарскому языку государственного статуса. Тем более, помимо татарских общественных организаций, с аналогичным обращением выступил и Госсовет Татарстана. Однако, после консультаций как внутри республики, так и за его пределами (в том числе и в Москве) был принят тот вариант, который абсолютно не учитывал интересов татарского населения республики.

И, что самое интересное, принятый в итоге закон основывался на историческом решении второго Всебашкирского Съезда Советов от 1921 года, когда, как известно, половина территории нынешнего Башкортостана, где как раз и проживает татарское население, еще не входило в состав республики.​

Для сравнения. Очередность языков в международном аэропорту "Уфа": башкирский, русский, английский - и в международном аэропорту "Казань": английский, русский, татарский.

РАХИМОВ И ЕГО СОПЕРНИКИ ОБЕЩАЛИ

​Вновь вопрос о статусе татарского языка встал остро во время президентских выборов 2003 года. Все три основных кандидата так или иначе подняли эту проблему: кто-то сделал это заранее, чувствуя пульс настроений общества, кто-то вынужденно, под давлением внешних конъюнктурных обстоятельств. Первым эту тему затронул Сергей Веремеенко, широко привлекший на свою сторону татарские общественные объединения. Он четко обозначил свою позицию по этому вопросу, заявив, что в случае его избрания татарскому языку будет возвращен статус государственного, которым он обладал до 1979 года.

Другой кандидат – Ралиф Сафин, позиционировавший себя как татароязычный башкир, долгое время колебался, обозначив свою позицию по этому вопросу лишь накануне первого тура, однако, его позиция была выражена довольно туманной формулировкой, "что неотъемлемое право татарского народа Башкортостана на сохранение и всестороннее развитие... будет обеспечено государственными гарантиями". Такая запоздалая реакция на актуальный вопрос послужила главной причиной, по которой Ралиф Сафин не получил всесторонней поддержки татарского национального движения. Проигнорировавший этот вопрос, действующий президент Муртаза Рахимов после первого тура голосования, под давлением политической ситуации, связанной с тем, что небашкирское население республики "прокатило" его кандидатуру, резко поменял свою позицию по этому вопросу. И, призвав татароязычных избирателей поддержать его кандидатуру во втором туре голосования, он дал публичное обещание пересмотреть закон о языках и придать, наконец, татарскому языку статус официального. Однако после выборов это обещание несмотря на многократные напоминания татарских национальных объединений было проигнорировано, что в итоге привело к их жесткой конфронтации с Рахимовым.

После ухода Рахимова с поста президента Башкортостана в 2010 году вопрос о статусе татарского языка остается открытым. Стоит отметить, что несмотря на "ослабление гаек" и некоторые политические послабления, кардинальных перемен в национальной политике не произошло.

Поэтому неудивительно, что татарские национальные объединения не отказались от своего главного требования о необходимости возвращения татарскому языку особого государственного статуса. "Реализуя многочисленные решения и обращения татарских национальных организаций, начиная с Первого Съезда татар Башкортостана, внести изменения в Конституцию РБ и республиканские законодательные акты о придании татарскому языку статуса государственного наряду с башкирским и русскими языками" (III конференции РНКАТ РБ 21 апреля 2012 года). Отказываясь решать "татарский вопрос" по существу, аппаратчики из башкирского Белого Дома, отвечающие за национальную политику, в дальнейшем предпочли пойти по привычному для них пути "приручения" татарских организаций. Это, конечно, неудивительно, учитывая, что все они "успешно" работают еще с рахимовского периода.

Однако учитывая, что ни один из принципиальных вопросов этнокультурного развития татар Башкортостана до сих пор не решен, вопрос о статусе татарского языка так и будет оставаться в политической повестке дня. Это обусловлено тем, что в основе решения этой проблемы лежат и все остальные этнокультурные проблемы татар Башкортостана.

Ильнар Гарифуллин, Идель.Реалии
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Гость
  • 101 | 02.05.2017, 23:54 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
87 | 02.05.2017, 22:22 | Автор: Вдумчивый
Публикации: 282 | Комментарии: 35927 | Рейтинг: +6350,5
..Тут за Крым стокА народу за прстА так положили, а на станы, все другие народы, батырАм всё даром отдадут и ещё под помидоры добавят.
===============================================
шайтан-бабайка,Вдум,пи3душный ты щалабик!защем балду перерисовывать,тебя в пcиxбольнице санитарЕ не вылещили што-ли,дуpaк?!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 102 | 03.05.2017, 00:01 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29849 | Рейтинг: -699,3
Оно основывается на декрете ЦИК и СНК РСФСР №425 от 1920 года о присоединении частей Уфимской губернии с татарским населением к республике Татарстан.
-----------------------
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ДЕКРЕТ от 27 мая 1920 года

ОБ АВТОНОМНОЙ ТАТАРСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Примечание. Вопрос о включении-в состав Татарской Социалистической Советской Республики Белебеевского и Бирского уездов Уфимской губернии оставить открытым впредь до волеизъявления трудящегося населения этих уездов.
..............
Белебеевский уезд

Население
По данным переписи населения 1897 года
Национальный состав

Национальность - Население, чел. - % от общего
Башкиры - 232 960 - 53,78
Русские - 88 355 - 20,40
Татары - 48 784 - 11,26
....................
Белебеевский район

Национальный состав
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года:
русские — 45,6 %, татары — 22,9 %, чуваши — 13,5 %, башкиры — 12 %,
....................
Откуда взялось столько татар, Elnar Garifullin ?
................
Бирский уезд

Население
По данным переписи населения 1897 года
Национальный состав

Национальность - Население, чел. - % от общего
Башкиры - 262 264 - 52,70
Русские - 141 300 - 28,39
Черемисы - 66 341 - 13,33
Вотяки - 21 216 - 4,26
Татары и Мещеряки - 4408 - 0,89
..................
Бирский район
Национальный состав района
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года:
русские — 50,7 %, марийцы — 20,5 %, татары — 15,1 %, башкиры — 11,9 %,
................
Куда девались башкиры, Elnar Garifullin ?

Только не говорите, что сами башкиры вотчинники понапускали татар, а сами добровольно исчезли



1

  • Изображение
  • Участник
  • 103 | 03.05.2017, 00:05 | Автор: alis
    Публикации: 0 | Комментарии: 1276 | Рейтинг: +92
« 26 | 02.05.17. : кац | На сайте …Истинных татар в РБ не более 5 %.
Выкопали, что в ПЕРВЫХ РЕВИЗСКИХ ЗАПИСЯХ БАШКИР НЕТ, значит мол БАШКИР НА СВЕТЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. … Башкиры …были землевладельцами, военнообязанными, со своим управлением и властью…»
КАЦ, ты чьё = хозяйство порвешь же, надрываешься до посинения! Тебя КАЦнагнутого наняли маркетологом что ли коренные? Даже бабаюновцы признавали в 28% наличие «саф татар» в стане!
Ты выходишь из 4х стен куда когда нибудь?
Ау- такое чувство, что оторвался от общества на многие десятки лет, типа «Агафьи», либо произошла задержка на определённой ветке догорбачевского периода.
Либо хитропородина, бабки заколачиваешь, построчно



1

  • Изображение
  • Участник
  • 104 | 03.05.2017, 00:11 | Автор: alis
    Публикации: 0 | Комментарии: 1276 | Рейтинг: +92
« 45 | 02.05.17. Автор: ufimsky-obuvatel … Русские у нас государствообразующие, башкиры - республикообразующие, а татары в Башкирии не пришей кобыле хвост. ПУСТИЛИ их когда то вотчинники - БАШКИРЫ ИЗ МИЛОСТИ НА СВОИ ЗЕМЛИ, и на том спасибо, бисмилля. Что не так кричат:"Татары в Казань!" А с ху&в ли???!!!»
БАШКИРЫ из милости – это та бригада СЮ&батя, проехавшихся по селам заводам СИМ, Кананикольск, Авзян Челябе и др.?



1

  • Изображение
  • Участник
  • 105 | 03.05.2017, 00:13 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17513 | Рейтинг: -3070
Вот в этом то и вся загвоздка,Зулия!
Татарские националисты ведь вели свою подрывную работу с 1920 годов. Они всегда очень активно работали при переписях. Благодаря власти, оказавшейся в руках коммунистов, где были татарские активисты, перевели все обучение на татарский. В результате за 90 лет в самом деле отатарили. А сейчас кричат по принципу "на воре шапка горит".



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 106 | 03.05.2017, 00:15 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29849 | Рейтинг: -699,3
"Саид-Галиев – неоднократно обращался в Москву с просьбой либо провести референдум, либо присоединить эти территории к Татарстану, что было вполне логично, так как основную массу населения этих территорий составляло именно татароязычное население"
--------------------------
Согласно Википеду, основную массу татарское население собой не составляло (не представляло)
или опять фальсификация царских властей?
см.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Белебеевский_уезд
Белебеевский уезд
Население
Национальный состав
.............
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бирский_уезд
Бирский уезд
Население
Национальный состав
.................
По данным переписи населения 1897 года
Не думаю, что к 1920-му году, за 23 года процентная составляющая сильно изменилась в сторону увеличения татар. Если действительно, башкир сильно уменьшилось, то этот факт вызывает печаль и тревогу

И вообще, Elnar Garifullin, который историк и политолог, не вводите в заблуждение читателя и не держите его за дурака.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 107 | 03.05.2017, 00:18 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1302 | Комментарии: 64069 | Рейтинг: +12166,4
Какашка! Бегом на соседнюю ветку - там твой муж/жена - без поддержки обсирается)))))



2

  • Изображение
  • Участник
  • 108 | 03.05.2017, 00:38 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 17513 | Рейтинг: -3070
Кукайка пукнула, что равноценно для нее обосраться. Как она сама проговорилась тут как то.



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 109 | 03.05.2017, 00:39 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29849 | Рейтинг: -699,3
", в 1922 году Уфимская губерния была ликвидирована и директивным образом, без всяких демократических процедур"
---------------------------
Elnar Garifullin, в 1922 году - какие такие демократические процедуры? А также после 1922-го года? вся жизнь строилась на директивах.

самый первый референдум за всю историю России провели в 1991 году



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 110 | 03.05.2017, 00:51 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29849 | Рейтинг: -699,3
"скорее возвращения государственного статуса татарскому языку. Ведь до декабря 1978 года татарский язык уже фактически имел такой статус."
----------------------
Статус - или есть или его нет. Как беременность.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК, язык, пользующийся в государстве законодательным статусом (в соответствии с конституцией или особым законом) обязательного в употреблении в официальных сферах жизни. Выполняет интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной областях, выступая в качестве его символа. Статус государственного языка обычно придаётся языку титульной нации.
......................
Elnar Garifullin, не вводите в заблуждение читателя!



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 111 | 03.05.2017, 01:04 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29849 | Рейтинг: -699,3
несмотря на отсутствие терминов "государственный" или "официальный язык", с юридической точки зрения эту функцию на территории республики тогда выполняли три языка – башкирский, татарский и русский. Здесь понятие "государственный язык" легко заменяло положение о языках официального делопроизводства и судебной системы, что фактически полностью подходит под определение понятия как "государственного", так и "официального языка", данного ЮНЕСКО в 1953 году.
--------------------
Эксперты ЮНЕСКО в 1953 году предложили разграничить понятия «государственный язык» и «официальный язык»:

• Государственный язык — язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства.

• Официальный язык — язык государственного управления, законодательства, судопроизводства.

Эти два определения воспринимаются как разъяснительно-рекомендательные, не обязательные для всех стран

Следует различать государственные (официальные) языки и официально признанные языки национальных меньшинств
.................

В некоторых странах, таких, как Ирак, Италия, Испания и Россия, существует один государственный язык для всей страны и, в дополнение к нему, государственные языки для отдельных регионов (например, татарский язык в Татарстане).
....................
Elnar Garifullin, В КАЧЕСТВЕ СИМВОЛА - согласно экспертам ЮНЕСКО.

Где вы в символах Республики разглядели что-то татарское?

Не лгите и не вводите в заблуждение читателя



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 112 | 03.05.2017, 01:23 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29849 | Рейтинг: -699,3
Проведение референдума о присоединении бывших частей Уфимской губернии с преимущественно татарским населением к Татарстану.
---------------------------
как правило, референдумы проводятся всеобщие, в пределах государства либо субъекта.
Местные, или региональные референдумы.
Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации

То есть общереспубликанский референдум может быть проведен, с участием населения Республики. Но не отдельных районов.
Никак не может Чекмагушевский район провести референдум среди самого себя, отдельно от остальной части Башкортостана.

Так же как крымскотатарское население не может выдвинут свой голос отдельно от остальной русскоязычной части полуострова.

Иначе давно перешел бы в состав Турции.
Или Биробиджан в состав Израиля.

А население Башкортостана в целом вряд ли согласится отдать кому-то кусочек Чекмагуша.

Elnar Garifullin, вы действительно есть политолог? По образованию или только по призванию?



1

  • Изображение
  • Гость
  • 113 | 03.05.2017, 01:33 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Уважаемая Зулия! Один пример!Национальный состав РБ за последние 30 лет!!!Башкир стало резко больше....Интересно не так ли? Людей в заблуждение вводите именно вы со своими статистиками.... Башкиры и татары они разные и их не перепутаешь..... Пример Илишевские татары и Баймакские башкиры хотите сказать что один народ????? Т. Е. Башкиры???



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 114 | 03.05.2017, 01:50 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29849 | Рейтинг: -699,3
"наличие у татарского языка государственного статуса, как это было по Конституции БАССР 1937 года,"
--------------------------
Не было в наличии статуса государственного по Конституции 1937 года!

https://ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_БАССР_1937_года
Конституция БАССР 1937 года
Глава VII. Суд и прокуратура (12 статей). Глава в основном соответствовала союзной и российской Конституциям. Особенностью было определение ведения судопроизводства в сельских районах с большинством башкирского, русского, татарского, марийского или чувашского населения на языках этих народов, а в центральных судебных учреждениях - на башкирском, русском и татарском языках с обеспечением для тех, кто не владеет этими языками, ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке.
…………
http://studopedia.ru/2_53751_konstitutsiya-bassr--goda.html
В статье 78 закреплялось, что судопроизводство в Башкирской АССР ведется в сельских районах, районах городов и поселков с большинством башкирского, русского, татарского, марийского или чувашского населения соответственно на башкирском, русском, татарском, марийском и чувашском языках, а в центральных судебных учреждениях - на башкирском, русском и татарском языках с обеспечением, для лиц, не владеющих этими языками, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке.
....................
связано с элементарным незнанием русского языка башкирским, татарским, марийским, чувашским населением.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 115 | 03.05.2017, 01:52 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29849 | Рейтинг: -699,3
107 | 03.05.2017, 01:33 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Уважаемая Зулия! Один пример!Национальный состав РБ за последние 30 лет!!!Башкир стало резко больше....Интересно не так ли? Людей
---------------------
Я привожу ссылки. примеры не за последние 30 лет, а тот период, который упоминает афтор.

последние 30 лет - другая история.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 116 | 03.05.2017, 08:18 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Передел границ - спровоцирует национальную рознь татар и башкир.А в тех районах , где татар много - пусть сами районные советы решают вопрос о судопроизводстве, делопроизводстве на татарском языке . Никто (ни начальство , ни башкиры , ни русские ) не должны препятствовать повестке дня . Иначе это будет как геноцид .



1

  • Изображение
  • Гость
  • 117 | 03.05.2017, 09:43 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Откуда взялось столько татар, Elnar Garifullin ?
................
Куда девались башкиры, Elnar Garifullin ?
+++++++++++++++++++++++
Ну вновь эта Зулёк медам дрыгается, колотится как уракул какой.

не вводите в заблуждение читателя и не держите его за дурака.
+++++++++++++++++++++++
Кого, кого? Иль ты читатель внимательный, и даже вдумчивый?

Куда пропадали татары, и откуда они затем появлялись, я уже не первый год пишу. И о том пишу, как происходили башкирские демографические взрывы в РИ, как надували башкирскую численность в БАССРах и в нонешнем Башкортостане.
Однако ты сама же признавалась, что много буков ты не можешь осиливать. Хотя надо заметить, что многие буковы суц. философа и главного "традиционалиста" ты вроде как осиливаешь. А так ыы ведь в основном поисковиком "думаешь", и чаще всего даже не читая самой же тискаемое с инета.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 118 | 03.05.2017, 10:06 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Делопроизводство и судопроизводство на татарском .? Или йопнулся или с дуба рухнул? . Судьи и секретари владеющие литературным и канцелярским татарским их и днем с огнем не сыщешь.Городской татарин он ,как правило , не знает татарского .
Но подсудимый может говорить на татарском , или народном ему языке . Но таких почти нет !
Баламутить татарским могут только скрытые татнацики!



1

  • Изображение
  • Гость
  • 119 | 03.05.2017, 10:17 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Буk сэйнэмэ.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 120 | 03.05.2017, 10:59 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 29849 | Рейтинг: -699,3
59 | 02.05.2017, 18:43 | Автор: ufimsky-obuvatel

Но тем не менее, гражданские права в разных регионах нашего государства зависят от национальности. У нас есть есть народы первосортные, второсортные и т.д.
------------------------
Что значит гражданские права:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданское_право
Гражданское право
под гражданским правом понимается отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками...

Или - Гражданское право является основной отраслью права, регулирующей частные (имущественные, неимущественные) взаимоотношения граждан...

См. "Гражданское право современной России"

Или - "ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА
- вид прав человека, включающий самые основные, естественные и неотчуждаемые права, обеспечивающие его достойное существование (физическое, психологическое, моральное, духовное), позволяющие ощущать себя свободным в самой обыденной жизни (право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидал, собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, осуществление принципа презумпции невиновности, право человека на признание его правосубьектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком, право на частную собственность, право на имущество, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на благоприятную окружающую среду, свободный труд, охрану здоровья, отдых, образование и некоторые другие права.
В РФ Г.п. гарантируются ст. ст. 20-29,45,48,49 Конституции."
..........................
Если имеете ввиду "пользоваться родным языком" - этого права никто не отнимал. Исключая разве что некоторые области деятельности, например - если вы диспетчер авиалиний или разведчик. Ограничения в армии, секретных частях.
Было бы между кем пользоваться, найти себе собеседника понимающего ваш родной язык
***********
Если имеете ввиду "Права человека" в общем смысле, то
https://ru.wikipedia.org/wiki/Права_человека

Права человека

Права́ челове́ка — такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека

Пропустим такие пункты, как Личные, Политические, Социальные, Трудовые, Экологические права

Рассмотрим права культурные:

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

• Свобода языка — право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях;
• Право на образование;
• Свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);
• Свобода преподавания.
......................
Обращайся в другую плоскость - "образовательные стандарты и федеральные государственные требования"

Тут уже ничего не поделаешь, взаимоисключающие понятия:

ПРАВО НА РОДНОЙ (НЕРУССКИЙ) ЯЗЫК VS СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ



0