Календарь новостей
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Евгения Куцуева: ...

Евгения Куцуева – блогер. Разделяй и властвуй. Я напишу об этом один раз, ...
  19.09.2019   12391    32

Башкирия тоже «большая, ...

Депутаты Курултая лично познакомились с кандидатом на пост прокурора республики ...
  19.09.2019   26821    14

Посреди грязи и ...

В одной из деревень Башкирии торжественно открыли остановочный павильон. Как ...
  19.09.2019   32047    71

Маленькая, но уже победа ...

Дело возвращено в прокуратуру для устранения препятствий к дальнейшему ...
  19.09.2019   32887    10

СПЧ как гениальный ход ...

Названы имена председателя и членов Совета по правам человека при Главе ...
  18.09.2019   36739    41

Барабаша обвинили в ...

Хабиров назначил Барабаша руководителем Совета по правам человека и развитию ...
  18.09.2019   13900    12

Лощёные приспешники ...

Власти Башкирии определились с муфтием. Выборы будут безальтернативными. А пока ...
  18.09.2019   31571    14

Наталья Павлова, Ренат ...

Главный редактор издания «КоммерсантЪ-Уфа» Наталья Павлова сообщила «Эху», что ...
  17.09.2019   30100    28

Готовьте ваши 7 ...

На достройку 22 домов обманутых дольщиков в Башкирии требуется 7,71 млрд рублей. ...
  17.09.2019   25911    27

300 миллионов, кто даст ...

Следователь регионального СК, который вел дело о групповом изнасиловании ...
  17.09.2019   22652    122

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Сентябрь 2019 (51)
Август 2019 (127)
Июль 2019 (109)
Июнь 2019 (92)
Май 2019 (72)
Апрель 2019 (92)


В переписи 2020 года к переписыванию татар башкирами добавится распыление татарского этноса на мелкие подгруппы

0


Открытое письмо академику Тишкову В.А. Татарский народ благодарно помнит своих заступников – великого русского писателя Льва Толстого и академика Лихачева Дмитрия Сергеевича, которые встали выше националистического и шовинистического маразма царизма и коммунистов.

В переписи 2020 года к переписыванию татар башкирами добавится распыление татарского этноса на мелкие подгруппы


Мы помним и палачей татарского народа Луку Конашевича и Сильвестра Гловацкого. Вы, Валерий Александрович, похоже, хотите быть в ряду последних, хотя некоторые вас явно ошибочно считают русским интеллигентом.

В каждый раз, когда в стране проходят насквозь фальсифицированные переписи, с вашей стороны активизируются попытки расчленить наш народ на мелкие кусочки. Сейчас вы хотите в качестве отдельных национальностей выделить сибирских и астраханских татар, мишарей и другие этнографические группы татар.

Мы откажемся от определения вас в качестве трубадура великорусского шовинизма, если Вы наряду со всеми этнографическими группами татар, включите в список народов Российской Федерации следующие народы:

1) Поморы;
2) Казаки;
3) Сицкари;
4) Пушкари;
5) Тудовляне;
6) Полехи;
7) Горюны;
8) Саяны;
9) Севрюки;
10) Цуканы;
11) Мещера;
12) Каменщики;
13) Индигирцы;
14) Походчане;
15) Камчадалы;
16) Карамыши;
17) Буртасы;
18) Ягуны;
19) Мамоны;
20) Талагаи;
21) Щекуны;
22) Индюки;
23) Гижигинцы;
24) Водлозеры;
25) Выгозеры;
26) Заонежане;
27) Усть-цилемы;
28) Кацкари;
29) Скобари;
30) Молокане;
31) Чалдоны.

Для Вас не будет секретом, что в нынешней России отсутствует равенство народов. У татар в XXI веке отсутствует полноценная система национального образования. Число театров, издаваемых книг и журналов многократно меньше чем сто лет тому назад. Антитатарская пропаганда ведется через учебники, радио и телевидение. Среди хора новых черносотенцев чаще всех мы слышим голоса лжерусского Жириновского и Вас.
Остановитесь, пожалуйста. Дайте нам спокойно жить. Нам и так тяжело живется в условиях бесправия.

Совет татарских аксакалов, г.Уфа

***

Валерий Тишков: В переписи 2020 года татар разделят на подгруппы

По словам эксперта, отнесение национальности в какую-либо группу – научный и общественно-политический вопрос.

(Казань, 12 февраля, «Татар-информ»). В переписи населения РФ 2020 года татар разделят на подгруппы, заявил научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН им. Миклухо-Маклая Валерий Тишков в интервью корреспонденту ИА «Татар-информ».

«Внутри одного большого народа есть группы, которые в переписи тоже выделяются, мы их называем “подгруппы”. То есть они существуют самостоятельно и в то же время часть другого, большого народа», — объяснил Тишков.

Так, например, в состав группы татар войдет подгруппа «сибирские татары». «В составе татар и в то же время показаны отдельно», — отметил эксперт. В то же время крымские татары будут выделены в отдельную группу, поскольку у них другая история, язык и культура, несмотря на множество общего с татарами из Татарстана.

Формирование подгрупп внутри группы — это научный и общественно-политический вопрос, поскольку некоторые активисты могут возражать против включения их национальности в определенную группу. «Хотя есть ситуации и более сложные. Кряшены в Татарстане не возражают быть одновременно и татарами, и кряшенами. А в Удмуртии, наверное, они говорят: мы не татары, а кряшены. Для них татарин — это мусульманин. Есть тонкости, связанные с идентичностью человека, которые топором нарубить на кусочки непросто», — заметил Тишков.

Вопрос отношения человека к той или иной национальности достаточно сложен, поэтому перепись станет «некоторым упрощением нашей реальной жизни и нашего реального самосознания», заметил специалист.

Татар-Информ
Оригинал публикации






  • Изображение
  • Гость
  • 101 | 18.02.2019, 18:39 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
98 | 18.02.2019, 18:27 | Автор: кац

Мамин сибиряк описывал с ненавистью. это видно по его писулькам. И через это сдох в своей кровяной блевотине.
Правильно и добросовестно писал про башкир Толстой, отмечал очень доброе их сердце, правдивость. И прожил долгую счастливую жизнь.
Значит, ты тоже будешь подыхать как Мамин.
==========================================
Эк как тебя прорвало !
Ты еще пропусти мой первый комментарий вшивый !
Тогда и пуха не останется , от тебя ! Один лживый стон , о
вашем могуществе останется !
Нет простожопый башкирин Кац , это ОН описывал настоящую
твою настоящую былую башкирскую " культуру "
Подыхать и ты будешь ПРОСТОЖОПЫЙ Пустозвон !
Никто не вечен ! Главное ты больше не лги и не поноси , чего
в Твоей тупой вшивой башке не вмещается !



5

  • Изображение
  • Участник
  • 102 | 18.02.2019, 18:44 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8469 | Рейтинг: -616,8
Почитайте труд башкирского историка Юлдашбаева Б.Х. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БАШКИРСКОЙ НАЦИИ (дооктябрьский период) Уфа, БКИ, 1972, 336. В части темы:
«ВЫМИРАЮТ ЛИ БАШКИРЫ?» (М. В. ЛОССИЕВСКИЙ)
Как составную часть этнического аспекта проблемы формирования башкирской нации, очевидно, следует рассматривать вынесенный в заголовок вопрос, который задавали себе до революции многие этнографы и которым М. В. Лоссиевский назвал один из разделов своей книги «Кое-что о Башкирии и башкирах в их прошлом и настоящем» (1903 г.), а башкирский писатель Г. Гумэри — свою брошюру (1912 г.) Сама постановка вопроса говорит о том, что речь шла также о будущем — перспективе национально-этнического существования башкирского народа.
«Вымирают ли башкиры?» — тут имелись в виду не только» последствия грабительской и ассимиляторской политики русского царизма, но и объективно неизбежные процессы взаимовлияния и смешения различных расовых типов, этнических групп, языков и национальностей. К началу XX в. на территории Башкирии были представлены уже многие народы. Из славян здесь обитали великороссы, украинцы и белорусы, из тюркских народов — башкиры, татары, мещеряки, тептяри, чуваши, казахи, из угро-финских — мордва, удмурты и т. д. «Оренбургский край,— писал В. М. Флоринский,— представляется, таким: образом, вроде какой-то физиологической лаборатории, в которой предназначается через несколько столетий или, может быть, даже десятилетий формирование из разнородных этнографических элементов какого-то среднего, нового типа. Вообще; вопросы об ассимиляции, вырождении и преобразовании рас и племен имеют здесь практическую почву»1. Флоринский, однако, был неправ в своем этногенетическом прогнозе о неизбежности «вырождения» и ассимиляции всего тюркского населения: Башкирии в какой-то «уральской народности», преимущественно русско-славянской, о том, что якобы башкирам, равно как и их соплеменникам, грозит либо полное вымирание, либо, в. лучшем случае, слияние с русскими в «новой» этнической общности. Д. П. Никольский возражал Флоринскому: «Мы лично сомневаемся, чтобы произошло слияние именно с русскими; скорее башкиры ассимилируются с другими народностями, с которыми они ближе стоят по религии, языку и т. п.» 2.
1 «Вестник Европы», 1874, т. 6, кн. 12, стр. 723.
2 Д. П. Никольский. Башкиры. СПб, 1899, стр. 174.
59



1

  • Изображение
  • Гость
  • 103 | 18.02.2019, 18:57 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
98 | 18.02.2019, 18:27 | Автор: кац

Мамин сибиряк описывал с ненавистью. это видно по его писулькам. И через это сдох в своей кровяной блевотине.
Правильно и добросовестно писал про башкир Толстой, отмечал очень доброе их сердце, правдивость. И прожил долгую счастливую жизнь.
Значит, ты тоже будешь подыхать как Мамин.
======================================
В целом башкиры в произведениях Л.Толстого
— это веселый и беспечный народ,
свободный от суеты и забот новой,
«городской» эпохи. Подобные детям, они только и делают,
что пьют кумыс, едят мясо и играют «на дудках».
Что не удивительно, поскольку работу на земле
у башкир была развита слабо.
Как замечает один из героев его рассказов —

они «сами не пашут и хлеба не едят».

прозаик Серебряного века Саша Черный (1880-1932)
Поэт посетил Башкирию примерно в тоже время, что и
Л.Толстой, и даже посвятил этому небольшой цикл стихов
под названием «Кумысные вирши»

В деревне мертво и безлюдно.
Башкиры в кочевье ушли,
Лишь старые идолы нудно
Сидят под плетнями в пыли,
Икают кумысной отрыжкой
И чешут лениво подмышки.
............................
Так нормально , под башкирскими мышками чесать ?



4

  • Изображение
  • Гость
  • 104 | 18.02.2019, 19:26 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
95 | 18.02.2019, 18:04 | Автор: Ирек
Публикации: 135 | Комментарии: 6997 | Рейтинг: -471,7

Давайте поговорим, поразмышляем. Пока за мишар (Продолжение).
---------------------------
Поговорим? Ты же ничего сказать не можешь, а только много слов откуда то притащил.



4

  • Изображение
  • Участник
  • 105 | 18.02.2019, 19:29 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8469 | Рейтинг: -616,8
От Юлдашбаева же:

В свое время писали и о «вымирании» башкир. Некоторые из публицистов и этнографов конца XIX —начала XX в., не подтверждая свое мнение необходимой статистикой, однако заявляли, что вырождение, угасание и исчезновение башкирского народа неизбежно. Мнение по этому поводу В. М. Флоринского уже приводилось. Известный исследователь хозяйства Башкирии прошлого века Л. П. Сабанеев заявлял: «Смертность между детьми (у башкир.— Б. Ю.) страшная, и башкирский род, несмотря на свое множество, видимо, вымирает, и при настоящем порядке вещей не так далеко то время, когда он исчезнет совершенно»3. Такому вымиранию башкиры, по словам указанной группы ученых, были обречены благодаря своей бедности, голоду, холоду, болезням и т. д. Говоря о неотвратимости вымирания башкир, Сабанеев писал: «Бедность у них теперь всеобщая». И многие другие наблюдатели отмечали факт хозяйственного упадка в жизни башкирского народа на рубеже XIX— XX вв., неприглядный вид башкирских деревень, указывавший на крайнюю нужду их обитателей. «Тоскливое впечатление оставляют по себе башкирские поселки своей подавляющей, лезущей отовсюду нищетой»,— повествовал в 1907 г. Н. Крашенинников. «Угасающая Башкирия» — так назвал он свою книгу о башкирах. Глеб Успенский в очерке «От Оренбурга до Уфы», сочувствуя «горькой участи» аборигенов Уфимско-Оренбургского края, с тревогой писал: «Пропадет башкир, пропадет! Беспременно пропадет этот самый башкир! ...зародыш горькой участи башкира, то есть его гибели, оказывается приметным весьма давно, только сын степей не замечал этого до сей минуты». Далее он приходит к выводу, что гибель башкира неизбежна— «по крайней мере в пределах расхищенных у него зе-

1 «Языки и история народностей Крайнего Севера». Л., 1953, стр. 220—221.

2 «Народы Австралии и Океании». М., 1956, стр. 14, 22.

3 Л. Сабанеев. Очерки Зауралья и степное хозяйство на башкирских землях. М., 1873, стр. 7.

64

мель»1. И действительно, грабеж башкирских земель повлек за собой тяжелые последствия для башкирской нации в этнодемографическом отношении.

В целом башкирская жизнь в конце XIX — начале XX в. отмечена рядом негативных явлений, довольно симптоматичных, но свидетельствовавших не столько о вымирании, сколько об обычном хозяйственном упадке, коснувшемся в особенности скотоводства и происшедшем в результате сокращения земельных угодий у башкирских масс. И если разобраться в суждениях дореволюционных авторов, то становится ясным, что многие из них также толковали — и совершенно справедливо — не о вымирании или отмирании башкир как народности, как этнической особи, а об ухудшении в результате колонизаторской политики русского царизма экономической жизни и быта башкирского населения к началу XX в. Это, конечно, разные вещи. Но иные из наблюдателей смешивали хозяйственную жизнь и биологические процессы и из отмеченных явлений делали далеко идущие выводы, чему способствовали факты гибели чуть ли не целых башкирских селений в наиболее неурожайные годы, например, в начале 90-х годов XIX в.* Эти факты, несомненно, создавали и усиливали впечатление о башкирах как о «вымирающей» народности, обреченной на исчезновение.

Если подобные прогнозы были более или менее правильны относительно этнических групп, которые действительно вымирали, то в отношении башкир постановка и тем более положительный ответ на вопрос, вымирают ли они, были не столько доказательными, сколько лишь показательными, отражая специфическое соотношение и стечение обстоятельств, социальных и этнодемографических, в рассматриваемый период их истории. Сам факт возникновения указанного вопроса, несомненно, был связан с этой спецификой в истории башкирского народа. По-

1 «Башкирия в русской литературе», т. 2. Составление М. Г. Рахимкулива. Уфа, 19647стр. 334, 335.

* Зимой 1890/91 г. из-за недоедания среди башкир резко усилилась смертность. Выросла масса больных. С наступлением весны положение сделалось совершенно критическим, а в первой половине следующего года, когда неурожай 1891 г. вполне дал себя знать, смертность выросла вчетверо против обыкновенного. «Самую ужасную картину представляла башкирская деревня. — писал Д. Н. Мамин-Сибиряк в романе «Хлеб». — ...Получалось нечто ужасное. Половина башкирских изб пустовала, — хозяева или вымерли, или разбрелись, куда глаза глядят».

Отметим также крайне отрицательные для башкирского народа последствия, которые повлек за собой голод начала 20-х годов. От этих голодовок — нами отмечены лишь наиболее крупные из них — погибло несколько сот тысяч башкир.

65

подобный вопрос не возникал в отношении татар. О вымирании казахов тоже почти не было разговоров, хотя, конечно, великодержавно-шовинистические суждения о бесперспективности народов Востока в целом имели хождение. Но в отношении башкир подобные суждения — у тех, кто их разделял,— носили чуть ли не категорический характер: их этнико-национальная будущность прямо ставилась под сомнение и отвергалась.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 106 | 18.02.2019, 19:30 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
86 | 18.02.2019, 17:23 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0

85 му кацу, так карпини писал о твоих предках с деревянными фаллосами на шее, любителях поедать кое какую живность с волосистой части тела, не будем уточнять какую, потому что люди в это время обедают.
================================
Ты про это?
Пищу татар составляет все, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое мясо. Отсюда, когда они воевали против одного китайского города, где пребывал их император, и осаждали его так долго, что у самих Татар вышли все съестные припасы, то, так как у них не было вовсе что есть, они брали тогда для еды одного из десяти человек. Они едят также очищения, выходящие из кобыл вместе с жеребятами. Мало того, мы видели даже, как они ели вшей, именно они говорили: "Неужели я не должен есть их, если они едят мясо моего сына и пьют его кровь?" Мы видели также, как они ели мышей. Скатертей и салфеток у них нет. Хлеба у них нет, равно как зелени и овощей и ничего другого, кроме мяса; да и его они едят так мало, что другие народы с трудом могут жить на это.



6

  • Изображение
  • Гость
  • 107 | 18.02.2019, 19:36 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Молодец Тишков. Давно пора народам дать право на самоопределение. Я мишао и хочу определяться как мишар, а не как татарин поганый. Кряшены хотят быть кряшенами. Волжские болгары болгарами. Кто хочет в татары пусть пишутся татарами, даже в Монголию выгонять не будем, живите, только работу мы вам найдем. Хватит в начальниках сидеть и воровать у народа.



7

  • Изображение
  • Гость
  • 108 | 18.02.2019, 19:41 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
62 | 18.02.2019, 15:10 | Автор: кац
Публикации: 0 | Комментарии: 16821 | Рейтинг: -3008,5

Придурок, нет такой национальности типтяр, это только атавизм тептярской сословности. Даже то, что Асфандияров числит к концу 18 века родную деревно моего отца Ижболдино в тептярско-татарско, означает что её жители татары числились в сословии тептярей. А вот по более ранней III ревизи 1762 года она числится просто татарской, и по многим другим последующим переписям тоже.
-----------
Уже который раз этот предатель башкиро-мишар повторяет свой обман. Любезный, повторяю, у Асфандиярова нет слова татар. Только башкиры и типтяре. А они тоже башкиры.
Во это и есть по Карпини. Очень грязные людишки. Обман других считается у них за достоинство. Встречал я и в жизни таких, как Иречок. Без мыла лезут в жопу, а при первом удобном случае предают и продают.
--------------------------------
Ты этот позор к мишарам не приписывай. Можешь в башкиры его записывать сколько угодно или в татары, но честные мишаре с презрением плюют на это существо предавшее своего отца и деда. Никогда не говори что Ирик мишар.



7

  • Изображение
  • Участник
  • 109 | 18.02.2019, 19:46 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8469 | Рейтинг: -616,8
Отметим также крайне отрицательные для башкирского народа последствия, которые повлек за собой голод начала 20-х годов. От этих голодовок — нами отмечены лишь наиболее крупные из них — погибло несколько сот тысяч башкир.
+++++++++++++++++++++++++++
И это происходило преимущественно в Башкурдистане, но не в остававшейся во вне её Уфимской губернии. И к этому следует добавить про одну писанку от двух башкирских писак Хамидуллина и Таймасова. Они пишут, что по тем временам население Уфимской губернии прямо таки рвалося в этот самый Башкурдистан. Ладно бы если бы только про башкир, хотя и это странно, на вимирание что-ли, но пишут, что практически всё население, почти как, рвались к телевизору пациенты Канатчиковой дачи. Напишут же.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 110 | 18.02.2019, 19:55 | Автор: юнг
    Публикации: 151 | Комментарии: 37986 | Рейтинг: +5458,8
Литература.
1. Юлдашбаев А.М. Кому нужен "татаро-башкирский вопрос?" - Уфа, Принт+, 2005, 128.

=============А вот тов. Бендер, когда его спросили- как у вас дела с еврейским вопросом ответил просто: "Евреи есть, а вопроса нет"!.



3

  • Изображение
  • Участник
  • 111 | 18.02.2019, 20:01 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8469 | Рейтинг: -616,8
102 | 18.02.2019, 19:26 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
95 | 18.02.2019, 18:04 | Автор: Ирек
Публикации: 135 | Комментарии: 6997 | Рейтинг: -471,7

Давайте поговорим, поразмышляем. Пока за мишар (Продолжение).
---------------------------
Поговорим? Ты же ничего сказать не можешь, а только много слов откуда то притащил.
+++++++++++++++++++++++++++
Хернец-Кукарец, я ссылки привожу, если откуда чего. А ты то чуда чего могешь. Знак вопроса не ставлю не к чему же. Пустозвон ты и пузырь, смотри не лопни от напруги.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 112 | 18.02.2019, 20:11 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Хернец-Кукарец, я ссылки привожу, если откуда чего. А ты то чуда чего могешь. Знак вопроса не ставлю не к чему же. Пустозвон ты и пузырь, смотри не лопни от напруги.
------------------------------------
Ты на Корнея не гони, думаешь он один такой наблоюдательный? Думаешь он один твою тупость видит? И не о ссылках речь идет, а о том, ты что нибудь можешь своими словами сказать? Ты умеешь сам думать и говорить? И не понятно зачем ты рассказываешь про башкир, когда речь идет о татарах, их переписи и институте Миклухо-Маклая?



6

  • Изображение
  • Гость
  • 113 | 18.02.2019, 20:12 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
То что уфимская губерния поностью и даже половина нынешней татарии хотели присоединиться к Башкурдистану это исторический факт. Про восстание черного орла читал или хотя бы слышал, дундук?



7

  • Изображение
  • Участник
  • 114 | 18.02.2019, 20:12 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8469 | Рейтинг: -616,8
108 | 18.02.2019, 19:55 | Автор: юнг
Публикации: 334 | Комментарии: 36769 | Рейтинг: +5674,2
Литература.
1. Юлдашбаев А.М. Кому нужен "татаро-башкирский вопрос?" - Уфа, Принт+, 2005, 128.

=============А вот тов. Бендер, когда его спросили- как у вас дела с еврейским вопросом ответил просто: "Евреи есть, а вопроса нет"!.
++++++++++++++++++++++++++++++++++
Юнг я понимаю, ядовита юбка Кухерки, но ты же уже отошёл от этого. А впрочем, может я ошибаюсь, насчёт этой твоей оценки, этого вопроса сладкоголосого философа А.М. Юлдашбаева.



1

  • Изображение
  • Участник
  • 115 | 18.02.2019, 20:24 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8469 | Рейтинг: -616,8
Башкирский историк Юлдашбаев Б.Х. о положениие башкир дореволюционной России (продолжение).

irek_tattarich
27 января, 2014
С точки зрения расовой теории, подобные факты — «обычное» социальное явление, «фатальная неизбежность», когда малосильные расовые группы и народности при столкновении с другими, более сильными и культурными нациями якобы должны непременно сойти со сцены, ассимилироваться, утратив свои этнические, бытовые, языковые, духовные, а также и физические признаки. Д. П. Никольский, скептически относясь к «теории» вымирания башкирского народа, так ставил вопрос: «Должны ли башкиры следовать тому якобы непреложному закону, по которому каждая низшая раса при столкновении с более культурными утрачивает свои характерные черты, ассимилируется с пришельцами или постепенно вымирает, или же они, сохранив свою самостоятельность, войдут в семью цивилизованных народов?»1. Но здесь сказано не все: некоторые из дореволюционных авторов считали, что даже не обычная этни-

1 Д. П. Никольский. Башкиры, стр. 169

66

ческая ассимиляция, а физическая гибель от бедности, голода и болезней—удел башкирской национальности. Помимо остального, и эту версию имел в виду Д. Н. Мамин-Сибиряк, когда он, описывая в «Приваловских миллионах» факты голодной смерти башкир, приводил слова о них, как об «отчаянной голытьбе, обреченной более сильной цивилизацией на вымирание, как объясняет наука»1.

«Некоторые из исследователей,—писал М. В. Лоссиевский,— предсказали башкирам в недалеком будущем гибель, принимая во внимание их бедственное экономическое положение и исходя из того, что каждая низшая раса при столкновении с более культурными народами постепенно вымирает или в лучшем случае ассимилируется». Но сам Лоссиевский убежденно заявлял, что «башкирское население не вымирает»2. Он солидаризируется с Д. П. Никольским, который после долголетнего этно-антропологического и медицинского обследования башкир пришел к заключению, что несмотря на все неблагоприятные условия, при которых слагалась жизнь башкирского народа, «он все же не вымирает и по физическому развитию не принадлежит к вырождающимся». «Нельзя сказать, как заявляют иные, что башкиры вымирают»,— подчеркивал Никольский, сравнивая данные о естественном приросте населения по башкирам и другим национально-территориальным группа. Касаясь же утверждений некоторых наблюдателей о большой смертности у башкир, якобы ведущей к вымиранию их как определенной этнической общности, Никольский, во-первых, отмечал, что цифровых данных, свидетельствующих о вымирании, никто еще не приводил, во-вторых, заявлял, что его данные о смертности башкир не подверждают такого рода вывода 3.

Были в конце XIX — начале XX в. и многие другие исследователи, которые опровергали версию о «вымирании» башкирской национальности. Это — Н. А. Гурвич, Н. Л. Скалозубов, А. Калачев, С. Сомье и др. С. Сомье считал, что башкиры — народ сильный, не носящий признаков отсутствия жизненности, симптомов вымирания. А Калачев, отмечая трудности переходного (к оседлости) периода у башкир, вместе с тем подчеркивал, что они вовсе не являются вымирающим народом: наоборот-де, башкиры способны к упорному труду и просвещению4.

1 «Башкирия в русской литературе», т. 2, стр. 267.

2 М. В. Лоссиевский. Кое-что о Башкирии и башкирах. Уфа, 1903, стр. 5—6.

3 Д. П. Никольский. Башкиры, стр. 185, 199, 201.

4 А. Калачев. Очерк современного экономического состояния башкир Уфимской губернии. «Живая старина», 1899, № 1, стр. 329.

67



1

  • Изображение
  • Участник
  • 116 | 18.02.2019, 20:30 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8469 | Рейтинг: -616,8
Оттуда же:

За годы Советской власти, после устранения последствий хозяйственной разрухи и голода начала 20-х годов, численность башкирского населения так же неуклонно возрастала: 1926 г.— 714 тыс., 1939 г.—843 тыс., 1959 г.—989 тыс., 1970 г.— 1240 тыс. человек. Но несколько иначе обстояло дело в конце XIX—начале XX в. Глубокий хозяйственно-политический кризис и тяжелые бедствия тех времен изрядно расшатали башкирскую национальность, вызвав заметное сокращение ее численности.

Но, с другой стороны, всеобщая перепись населения России в 1897 г. дала завышенную цифру относительно численности башкир — 1321 тыс. человек*. Это имело свои исторические и социальные, а также этнические корни. Исторически сложилось так, что понятие башкир стало употребляться с известного времени не только в смысле этническом, но и, добавочно, в социальном — административно-сословном. Во втором смысле оно охватывало собой не одних собственно башкир. Уже в середине XVIII в., как писал В. Н. Витевский, все инородцы «по званию Башкирии генерально именуются башкирцами, в числе коих находятся мещеряки, вотяки, мордва, чуваши и черемисы»1 Социально-политические факторы, касающиеся земельного вопроса, лишь способствовали закреплению за представителями поименованных народностей названия «башкиры». «Башкиры из черемис» — такое, например словоупотребление было для Башкирии XVIII — начала XX вв. вполне обычным2. Мещеряки и тептяри со времени причисления их к башкирскому сословию получили в народе название новых башкир.

Всего башкир в сословном смысле насчитывалось по Уфимской губ., например, в 1882 г. 881 617 человек. Но не все они были башкирами по этнической принадлежности, если даже толковать этническое понятие башкира так расширительно, как оно толковалось в тот период. Делая выкладки по 1871 г., Н. А. Гурвич, известный статистик-демограф, включал в состав башкир, уже как этнико-национальной общности, мещеряков и часть тептярей. В отношении последних он заявлял, что-де «они ни исторически, ни этнографически... и еще менее

* В академическом издании «Народы европейской части СССР», т. 1 (М., 1964, стр. 23) по переписи 1897 г. приводится еще более высокая цифра — 1549,1 тыс. человек.

1 Н. В. Витевский. И. И. Неплюев и Оренбургский край, т. 3. Казань, ?897, стр. 620.

2 ЦГА Б АССР, ф. 10, on. 1, д. 885, л. 8.

69

генетически никогда не изолировались в отдельное племя», а в отношении других — что они хотя и составляют «историческо-генетическую особь», «но... слитие мещеряков с башкирами в один этнографический элемент, или пожалуй даже племя... есть этнографически совершившийся факт». В результате такого исчисления башкир в 1882 г. по Уфимской губ. оказалось около 800 тыс. человек1. Эту же линию в этнической статистике в отношении башкир продолжила перепись населения 1897 г., которая дала по Уфимской губ. цифру 899 910 человек2 (на самом деле было 622 000.— См. выше) *. (выделено мной – И.Г.).

При проведении и особенно подведении окончательных итогов переписи 1897 г. не были, таким образом, достаточно учтены указанные обстоятельства, касающиеся башкир как сословной и этнической категорий, то есть различие между башкирской народностью (нацией) и «башкирами», составлявшими по законам Российской империи разряд сельских сословий. Не были учтены в полной мере обстоятельства, касающиеся социальных и этнических связей башкир с мещеряками, тептярями и татарами. По переписи населения 1897 г. численность башкир оказалась завышенной за счет тептярей и мещеряков, а также татар. Впоследствии первые две из названных групп, особенно в северо-западных районах, слились с татарской национальностью. Слияние это происходило на татарской — в смысле языка — основе. Однако значительную часть полученной помеси долгое время называли этнонимом «башкорт», который по ряду причин пользовался предпочтением. Даже своим родным языком многие татары и мещеряки, не говоря уже о тептярях, считали башкирский, отвечая, например, на соответствующий вопрос во время переписи населения 1897 г.

При всех указанных недостатках, данные переписи 1897 г. составляют довольно добротный материал для характеристики внутренней структуры башкирского народонаселения, а

1 Н. А. Гурвич. Племенной состав населения Уфимской губернии в 1871 году («Памятная книжка Уфимской губернии», Уфа, 1878, ч. 1, стр. 37, «прибавление», стр. XIII, XVI—XVIII); его же. Племенной состав населения Уфимской губернии... в 1878 году. Уфа, 1880, стр. 5, 6, 15; «Справочная книжка Уфимской губернии». Уфа, 1883, отд. 3, стр. 59.

2 «Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г.», т. 45. Уфимская губ., тетр. 2. СПб, 1904, стр. 40—41.

* Характерно, что тенденция к завышению численности башкир не коснулась других, кроме Уфимской губернии, районов их расселения — Пермской, Вятской, Самарской и Оренбургской губерний. (выделено мной – И.Г.).

70

также тенденции развития этнической массы башкир.
------------------------------------------------------------
--
В условиях Оренбургской губ.— юго-восточной Башкирии — коренная национальность, благодаря ряду социальных, хозяйственных и климатических обстоятельств, обнаруживала сравнительно меньший прирост (выделено мной – И.Г.), который, правда, имел тенденцию к повышению. Еще ниже был прирост у башкир Пермской губ. Но основная масса башкирского населения была сосредоточена в пределах Уфимской губ.
------------------------------------------------------------
---
башкиры конца XIX в. относились к числу национально-этнических групп с большим органическим приростом народонаселения (выделено мной- И.Г., и надо заметить, что этот прирост определялся более всего Северо-Западом региона, и при том фиксировался всё же документами сословного учета населения, нежели этнического).



1

  • Изображение
  • Гость
  • 117 | 18.02.2019, 20:31 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Ты про это?
Пищу татар составляет все, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое мясо. Отсюда, когда они воевали против одного китайского города, где пребывал их император, и осаждали его так долго, что у самих Татар вышли все съестные припасы, то, так как у них не было вовсе что есть, они брали тогда для еды одного из десяти человек. Они едят также очищения, выходящие из кобыл вместе с жеребятами. Мало того, мы видели даже, как они ели вшей, именно они говорили: "Неужели я не должен есть их, если они едят мясо моего сына и пьют его кровь?" Мы видели также, как они ели мышей. Скатертей и салфеток у них нет. Хлеба у них нет, равно как зелени и овощей и ничего другого, кроме мяса; да и его они едят так мало, что другие народы с трудом могут жить на это.
==========================================
Татары очень грязнят себе руки жиром от мяса, а когда поедят, то вытирают их о свои сапоги или траву, или о что-нибудь подобное; более благородные имеют также обычно какие-то маленькие суконки, которыми напоследок вытирают руки, когда поедят мяса. Пищу разрезает один из них, а другой берет острием ножика кусочки и раздает каждому, одному больше, а другому меньше, сообразно с тем, больше или меньше они хотят кого почтить. Посуды они не моют, а если иногда и моют мясной похлебкой, то снова с мясом выливают в горшок. Также если они очищают горшки или ложки, или другие сосуды, для этого назначенные, то моют точно так же. У них считается великим грехом, если каким-нибудь образом дано будет погибнуть чему-нибудь из питья или пищи, отсюда они не позволяют бросать собакам кости, если из них прежде не высосать мозжечок. Платья свои они также не моют и не дают мыть, а особенно в {36} то время, когда начинается гром, до тех пор, пока не прекратится это время.



5

  • Изображение
  • Участник
  • 118 | 18.02.2019, 20:35 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8469 | Рейтинг: -616,8
И не понятно зачем ты рассказываешь про башкир, когда речь идет о татарах, их переписи и институте Миклухо-Маклая?
++++++++++++++++++++++++++
Так вы сами здешние придурки начали меряться и кичиться не понятно чем, и и гадиться в адрес татарского народа. Щемил пельменей и щемить буду.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 119 | 18.02.2019, 20:49 | Автор: Ирек
    Публикации: 100 | Комментарии: 8469 | Рейтинг: -616,8
И что скажу здешним придуркам, Ни здесь, ни где либо еще, и никогда, я не высказывался негативно против какго-либо одного народа. Я никогда не высказывался негативно кому то было по его этничности. Я никогда не гадился в адрес родствеников кого-либо, и против их собственных имён тоже.
А от вас, здешние придурки, Алла сукканар, Богом пришибленные много было и есть всякого такового.



2

  • Изображение
  • Участник
  • 120 | 18.02.2019, 20:53 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 18553 | Рейтинг: -3211,2
Так вы сами здешние придурки начали меряться и кичиться не понятно чем, и и гадиться в адрес татарского народа. Щемил пельменей и щемить буду.
-----------
Вот таким что ли образом?
"Пищу татар составляет все, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое мясо".
У тебя наверно сердце "щемит", что тебя не было, когда в Казани человеческим мясом долгое время всех угощали.



4