Календарь новостей
«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Вертухаи заняты ...

В Башкирии раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений в прошлом году ...
  19.01.2022   31531    5

Что людоедам Европейский ...

Европейский Союз призвал российские власти немедленно освободить бывшего ...
  18.01.2022   21059    45

Когда посадят Сергея ...

Наталья Кузнецова: Мэр Уфы написал написал, что люди «выходят на улицу с ...
  17.01.2022   30058    44

Враги внутри и снаружи ...

От иноагентов до исламистов. Поволжье в докладе Human Rights Watch. Ежегодный ...
  14.01.2022   36191    75

Жулики и воры мечтают о ...

Арсен Шаяхметов: Да, она не войдет в состав «ЕР», но синтез мнений и переход к ...
  13.01.2022   29153    75

Хабирову и Грекову — ...

Альберт Рахматуллин: Не можешь организовать работу подчиненных — тогда придется ...
  12.01.2022   36959    41

«Друзьям — всё, врагам — ...

В МВД проверили высказывание Хабирова на экстремизм. Во фразе о том, что власть ...
  11.01.2022   23791    54

С такими нацлидерами нам ...

«Цены растут быстрее, чем зарплата». Жители Башкирии жалуются Хабирову на ...
  10.01.2022   29282    42

Башкирия. Хроника ...

За последние четыре года (три из них приходятся на время правления республикой ...
  8.01.2022   26455    108

Ни стыда, ни совести ...

Глава Башкортостана Радий Хабиров 28 декабря провел пресс-конференцию для трёх ...
  3.01.2022   24599    217

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Январь 2022 (10)
Декабрь 2021 (24)
Ноябрь 2021 (30)
Октябрь 2021 (42)
Сентябрь 2021 (37)
Август 2021 (41)

Помогите разобраться...

  • Опубликовано: Ирек | 09.02.2015
    Раздел: История | Просмотры: 42550 | Комментарии: 172
3



Изучая аспекты и нюансы вопроса «Образования БАССР» взял я в руки и книгу Еникеева 3. И., Еникеева А. 3. «История государства и права Башкортостана. - Уфа: Китап, 2007. - 432 с.». Книга содержит и вполне по нашей теме материал, и вообще много интересного в ней. Однако к некоторому в этой книге, я всё же не знаю, как относиться. Помогите пожалуйста разобраться, например, с материалом небольшого раздела, представленного на стр. 66-69 книги.

Помогите разобраться...


Эпосы «Урал-батыр» и «Акбузат» - источники права. Для башкирской культуры значение эпосов «Урал-батыр» и «Акбузат» аналогично значению Корана для арабо-мусульманской, Авесты для древне-иранской, Ветхого завета для иудейской культуры. Комплексный историко-правовой анализ эпосов «Урал-батыр» и «Акбузат» требует отдельного монографического исследования, поэтому мы вынуждены ограничиться лишь общими комментариями относительно функции указанных эпосов как источников права, а также явных связей древнебашкирской мифологии в том, что касается цивилизационно-культурного анализа.

В эпосах «Урал-батыр» и «Акбузат» содержится наиболее значимый комплекс древнебашкирской мифологии. Употребление понятия «древ-небашкирская мифология» связано с необходимостью выделения для анализа раннего пласта башкирской мифологии.

Основные персонажи древнебашкирской мифологии в эпосах подразделяются на положительные (приносящие пользу), враждебные (угрожающие жизни и безопасности людей) и нейтральные. Ко вторым относятся все (за некоторым исключением) змеи (jylan) и дивы (dejeu), в том числе Azraqa (Jamantau), Qahqaha и Zarkum, а также люди: Shulgan, Qatil и т. д. К последним относятся ворон (qarga), Смерть (Ulem) и др. К положительным: женские персонажи Qojash, Aj, Homai, Ajhylyu, дочь Qatila (по всей видимости - Inai), Gulistan, Narkas и др., мужские - Samrau, Ural, Hauban (Torna), Sura, Ithel, Jajyq, Nugush, Haqmar и др., а также крылатый конь (tolpar) Aqbuthat. Среди предметов наиболее значимыми являются волшебный посох, алмазный меч, источник живой воды (tere hyu) и т. д.

Как показал С. Галлямов, древнебашкирская мифология является своеобразным связующим звеном между германо-скандинавской и индоиранской мифологий и к тому же содержит параллели с шумеро-аккадской мифологией. Первое хорошо согласуется с археологическими (особенно после включения в научный оборот данных по Аркаиму и Стране городов), лингвистическими и историко-культурными данными. Как известно, прародиной германских и индоиранских (арийских) племен считается Урал. По мнению же автора фундаментального труда «Башкиры» С. Руденко, таких исследователей, как С. Малов и Дж. Киекбаев, и известные археологи К. Смирнов и Н. Мажитов, между сарматскими, дахо-массагетскими племенами и исторически известными башкирами IX-XIV веков имеется прямая генетическая связь.

Адекватная историческая интерпретация башкиро-шумерских же параллелей требует, очевидно, тщательных дальнейших исследований, в том числе и в контексте тюрко-шумерской теории.

Следует также отметить связь глубинных пластов древнебашкирской мифологии с мифологиями тюрко-алтайских народов. Так, Shulgan в башкирской мифологии - это старший брат Урал-батыра, нарушитель тендерных норм, клятвопреступник, устроитель мирового потопа и пожара, в дальнейшем глава уцелевших змеев и дивов, то есть враг и предатель; в мифологии же многих тюрко-алтайских народов - напротив, Ульгень - владыка верхнего мира и демиург, а его брат Эрлик - враждебный отрицательный персонаж. Более подробно аспекты башкиро-тюркских и башкиро-шумерских связей будут раскрыты ниже.

Таким образом, наиболее ранние элементы башкирской культуры свидетельствуют, во-первых, об автохтонном, уральском происхождении ее основы - башкирской мифологии, во-вторых, об активной роли древнейших ее носителей в системе межкультурных, межцивилизационных взаимодействий на всем протяжении исторического процесса.

В историко-правовом отношении эпос «Урал-батыр» содержит драматическую историю генезиса обычного права. Вопросы возникновения и развития, конфликтов различных норм права, отраженные в эпосе, будут специально рассмотрены в следующих разделах. Общий же итог развития правовой системы представлен в «заветах» Урал-батыра, изложение которых является сюжетно-смысловой кульминацией эпоса (нумерация дана нами. - 3. Е., А. Е.):

Слушайте, дети, вам говорю,
Слушай, страна, тебе говорю:
(1) Львиное мужество даже имея,
Имя батыра с рожденья имея,
Все же, не зная своей страны,
Не пройдя по колено в крови,
Сердце нельзя свое закалить!
(2) Чтоб заодно с врагами не быть,
Без совета дела не вершите!
(3) Дети, словам моим внемлите:
На земле, очищенной мною,
Людям добудьте счастье земное!
(4) Будьте мудрыми на войне.
(5) Чтобы успех принести стране,
Мужеством славу добудьте себе!
(6) Старших умейте почитать,
Прислушивайтесь к их совету,
И любите младших при этом,
Сами совет им готовые дать.
Для тех, кто может в ловушку попасть,
Кто жертвой наивности может пасть,
Для сирот, что нуждаются в вас, -
Будьте зрачками зорких глаз!

(7) Пусть каждый будет мечтою одержим,
(8) Пусть матерью будет вам доброта,
Высокая честность и чистота;
(9) Не допускайте скверну к порогу,
А доброте - откройте дорогу...
(10) Пусть зеленеют голые чащи,
Пусть цвет бессмертия обретут,
Пусть птицы щебечут звонче и слаще,
Пусть люди веселые песни поют!
Пусть враги, что отсюда сбегают,
Черной завистью истекают.
Пусть эту землю любит народ,
Пусть садом прекрасным она цветет,
Пусть сердце врагов красотою гнетет!

Прежде всего следует обратить внимание на третий завет, выражающийся в максиме «людям добудьте счастье земное», который можно обозначить как принцип реализма. Для башкирской культуры нехарактерны искусственное разведение и противопоставление «духовного» и «материального», активность, направленная на достижение полезного результата в «иной» реальности.

Первый принцип, утверждающий обязательность инициации, наличия практических заслуг вне зависимости от происхождения либо личного потенциала, свидетельствует о национальной модели рекрутирования элит.

Второй завет, требующий при принятии значимых решений общественного совета и одобрения, означает торжество принципа демократии в политической организации.

Четвертый, пятый, седьмой и восьмой принципы регулируют образно-нормативный правовой статус полноправного члена общества.

Шестой завет утверждает первичный характер гендерно-ранговой системы.

Девятый завет утверждает принцип отделения.

Десятый завет касается экологии.

Следует особо выделить седьмой завет - «пусть каждый будет мечтою одержим», который провозглашает императивное требование к самоактуализации каждого члена общества, формированию сильной и творческой личности.

Важно, что системообразующим элементом указанных принципов и всего эпоса в целом являются понятия «Отечество», «родной народ» и «государство», которые рассматриваются в качестве высшей ценности (при художественном переводе категория ил зачастую переводится как «страна», хотя более корректной будет словоформа «государство»; русскому «страна» больше соответствует термин «ер» либо «ep-huy»).

В целом заветы Урал-батыра следует рассматривать в качестве общих принципов обычного права в древний и средневековый период, основы концептуально-информационной системы общества.

Галлямов С. А. Основы Башкордской, индо-германской философии: В 4 т. Уфа, 2001-2002. Впервые на сходство сюжетных линий и мотивов сказаний о Гильгамеше и Урал-батыре обратила внимание А. А. Петросян (см.: Героический эпос народов СССР. Т. I. М., 1975. С. 8; Петросян А. А. История народа и его эпос. М., 1982. С. 33).

Руденко С. И. Башкиры. М.; Л., 1955. С. 351.
Малов С. Е. Древние и новые тюркские языки // Изв. АН СССР. Отд-ние литературы и языка. Т. XI. Вып. 2. М., 1952. С. 135-143.
Киекбаев Дж. Г. Вопросы башкирской топонимии // Учен. зап. Башкирского педин-та. Сер. философских наук. Вып. 8. № 2. С. 230-247i
Смирнов К. Ф. Ранние кочевники Южного Урала // Археология и этнография Башкирии. Т. IV. Уфа, 1971.
Мажитов Н., Султанова А. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа, 1994. С. 72.
Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. С. 539.
Урал-батыр. Башкирский народный эпос. Уфа, 1981. С. 140, 146-147








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Участник
  • 121 | 09.02.2015, 23:29 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 19432 | Рейтинг: -3308,6
Неее, Кухаря, оне же паясничает, а не паяцничает



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 122 | 09.02.2015, 23:32 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39742 | Рейтинг: +6512,1
114 | 09.02.2015, 23:16 | Автор: Ирек | На сайте

Я конечно не провидец, но ипляп начинаю понимать кто есть кто на этом ресурсе.
===
Секундочку.
Вы услышите наше звучание - вы снимете с себя последнюю рубаху.
Эти люди чувствуют чужое горе, как свое собственное.

http://www.jvanetsky.ru/data/text/ap/kak_shuteat_v_odesse/



0

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 123 | 09.02.2015, 23:32 | Автор: blunt
    Публикации: 8 | Комментарии: 18756 | Рейтинг: +3350,6
Псевдонаучный бред. Поток идиотизма.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 124 | 09.02.2015, 23:33 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 19432 | Рейтинг: -3308,6
120 | 09.02.2015, 23:29 | Автор: Ирек | На сайте
Полуссатый судьба у меня такая, свобода, воля, Ирек.
Но, и не ви-нoватый я ,что вы здешние убогие, и полслова по сути моих высказываниний не могете сказать.
------------------
Сов согл. Ты свободен от ума, порядочности и совести.
Ты прав и в том, что даже половину твоих глупостей высказать никто не сможет. Надо же для этого быть полоумным. А кому этого охота?



1

  • Изображение
  • Участник
  • 125 | 09.02.2015, 23:47 | Автор: Зеннад
    Публикации: 0 | Комментарии: 2127 | Рейтинг: -343,9
123 | 09.02.2015, 23:32 | Автор: blunt
Публикации: 2 | Комментарии: 8503 | Рейтинг: +1846,6
Псевдонаучный бред. Поток идиотизма.
================================
Не смог заставить свой ум сосредоточиться? Так ты сам в этом виноват.
Как говорится, не мoжешь cрать- не мучай жoпу!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 126 | 09.02.2015, 23:50 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
114 | 09.02.2015, 23:16 | Автор: Ирек | На сайте
Публикации: 16 | Комментарии: 413 | Рейтинг: -6,8

Я конечно не провидец, но ипляп начинаю понимать кто есть кто на этом ресурсе. Нет, не тех кто из нормальных людей, это требует намного большего, но из супер активных здешних скоморохов уже вполне у меня сложилось мнение, клоуны оне.
========
Нормальных не осталось..Их Кухарка выжила. У оставшихся цель по видимому не обмен мнениями, а удовлетворить свои скрытые маз-охис-тские наклонности, т.е., быть опплё-ванным и облё-ванными. Кухаркой и клонами Кухарки, аа, всё едино.
-сАтана там правит бААл
Там правит бал
сАтана там правит бААл
Там правит бал.



2

  • Изображение
  • Гость
  • 127 | 09.02.2015, 23:53 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
117 | 09.02.2015, 23:20 | Автор: кац
Публикации: 0 | Комментарии: 6543 | Рейтинг: -1128,8
Паяс пишется - ПАЯЦ. Учись студент.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 128 | 09.02.2015, 23:56 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1371 | Комментарии: 71965 | Рейтинг: +11378,1
УПС! А я-то гадала - что значит твоя авка.... мучаешь свою жо-пу, даже когда горит красный свет....



0

  • Изображение
  • Участник
  • 129 | 10.02.2015, 00:07 | Автор: Зеннад
    Публикации: 0 | Комментарии: 2127 | Рейтинг: -343,9
126 | 09.02.2015, 23:56 | Автор: Кухарка | На сайте
Публикации: 714 | Комментарии: 39550 | Рейтинг: +7379,2
УПС! А я-то гадала - что значит твоя авка.... мучаешь свою жо-пу, даже когда горит красный свет....
====================================
Примитив...
Зенит-высшая над твоей головой , Надир- нижняя точка. Это из астрономии .Улугбек знал тыщу лет назад, а ты нет. Я уже говорил, объяснял- забыли. старые стали мозговые субстанции.. Зен-Над тогда означает единство противоположностей. Дополнительно подтверждается цветом и символикой. А ты что привела?
Я же минуту назад говорил, что ты матерщинница похлеще меня...



2

  • Изображение
  • Участник
  • 130 | 10.02.2015, 00:13 | Автор: Зеннад
    Публикации: 0 | Комментарии: 2127 | Рейтинг: -343,9
И Вдумчивый тут как тут! Обрадовался ты зря, раньше времени карты открыл, даже прикуп не раздали...



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 131 | 10.02.2015, 00:17 | Автор: Вдумчивый
    Публикации: 192 | Комментарии: 39742 | Рейтинг: +6512,1
128 | 10.02.2015, 00:13 | Автор: Зеннад | На сайте
===
Есть у нас сомнения, что ты, мил человек, стукачок!

http://www.youtube.com/watch?v=MhuunwB9AVs



0

  • Изображение
  • Участник
  • 132 | 10.02.2015, 00:30 | Автор: Зеннад
    Публикации: 0 | Комментарии: 2127 | Рейтинг: -343,9
Вдум!
Когда нибудь у тебя свои мысли появятся?
Я никогда копипасты не даю. если заметил... И их не читаю. А посылаю ...Сам знаешь куда...Вместе со стрелочником, т.е тобой. Куха точно объяснит, куда я тебя послал, она в такого рода делах суперспец, подробно объяснит своей дворняге.
Дрын... отвлек от серьезной мысли, долбокранер!



1

  • Изображение
  • Участник
  • 133 | 10.02.2015, 00:42 | Автор: Зеннад
    Публикации: 0 | Комментарии: 2127 | Рейтинг: -343,9
Древнебашкирская юриспруденция гавкнулась,а серьезные мысли были.
Автора- Еникеева З, сказавшего -"Барлык берлаштера, юклык ызгыштыра!"
это когда все рвали одеяло на себя-почему Блунт не захотел понять?
Пися с горы, тоже мне.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 134 | 10.02.2015, 01:15 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
131 | 10.02.2015, 00:42 | Автор: Зеннад
Древнебашкирская юриспруденция гавкнулась
-----------------------
"Эпосы «Урал-батыр» и «Акбузат» - источники права‎"
---------------------
Не так, скорее в эпосах отражаются правовые и этические нормы, бытовавшие в древности.



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 135 | 10.02.2015, 01:19 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
Впервые на сходство сюжетных линий и мотивов сказаний о Гильгамеше и Урал-батыре обратила ‎внимание А. А. Петросян ‎
----------------------
Петросян тоже клоун типа Галлямова?



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 136 | 10.02.2015, 01:34 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
‎(10) Пусть зеленеют голые чащи,‎
Десятый завет касается экологии.‎
-----------------------
Языческие верования, в них обожествлялись природа, животный и растительный мир. Человек, который полностью был зависим от природных явлений, жизнь которого напрямую зависела от объектов природы, от источника пропитания, в своих верованиях почитал животных и растения. В своих обрядах поклонялся деревьям или животным, его мировоззрение не позволяло истреблять объекты природы на корню.
Для него животный и растительный мир, то есть тотемные объекты ценились на одинаковом уровне с жизнью человека.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 137 | 10.02.2015, 01:37 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 32048 | Рейтинг: -717,2
Язычество – это обожествление Природы.‎
Для примера:
Слова вождя Сиэттла: «Земля - наша мать. Все, что происходит с землей, происходит с ‎сыновьями и дочерями земли. Земля не принадлежит нам. Мы принадлежим земле. Мы это ‎знаем. Все вещи связаны - как кровью, которая соединяет семью. Мы не плетем паутину жизни - ‎мы просто вплетены в нее. Что бы мы ни делали паутине, мы делаем себе».‎

Эти изречения очень метко отражают мироощущение североамериканских индейцев. Именно ‎подобное отношение к природе никак не могли понять европейские колонисты и американские ‎поселенцы. Они воспринимали как «дикость и язычество» то, что индейские охотники просили ‎прощения у убитых животных, что они смотрели на лес, землю, воду как на живых существ, что ‎считали себя не хозяевами мира, а братьями зверей и птиц. В свою очередь индейцев шокировало ‎потребительское отношение белых к окружающей среде, их приводили в ужас вырубки лесов, ‎распашка почвы, бессмысленное уничтожение бизонов и других животных. «Индейцам казалось, ‎что европейцы ненавидят саму природу - живые леса с их птицами и зверями, покрытые травой ‎долины, воду, почву, сам воздух»



0

  • Изображение
  • Гость
  • 138 | 10.02.2015, 05:06 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Как-то глядючи первую книгу «Воспоминаний» Заки Валиди Тогана уфимского издания (московского у меня нет)
- - -
А эти издания отличаются друг от друга как небо и земля. В Уфимском издании многое вырезали, кое-что добавили (например слова башкир, башкирское и т.д.). Вот что пишет Валиди о временах Малого Башкурдистана:
"Совершенные нами дела оставят после себя позорные воспоминания. Песни, байты, сочиненные в ходе этой борьбы, невозможно вспомнить без глубочайшего стыда, но нельзя забыть. Разумеется, презренные враги настоящей свободы приложит много усилий, чтобы заставить нас забыть эти позорные для нашего народа дни. но мы будем вечно помнить их сделаем все, чтобы это не повторилось".



0

  • Изображение
  • Гость
  • 139 | 10.02.2015, 05:08 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Спасиба тетка в рыжей шапке, прояснила, так вот почему башкиры ломятся в города, от любви к природе, уничтожают все старинное, не имя построенное.
Дети среды окружающей, а ведь им одеял с осьпой не дарили,
резерваций не строили, огненной водой не поили, сами тянутся,
конюшни удачливых жгут, обратно в степь не хотят, от белого друга унитаза на карачки, с голой попой на мороз.
Лучче будут измышлять что горот башкорт оне воздвигли на полном серьезе.
Потеряли башкиры главное- уважение, ибо бездельники и фантазеры,
и не вернуть его в ближайших столетий наверняка.
И их это бесит, с того и куролесят, не свое сносят, но потом за все спросят.
Важнюки пока их власти подкармливают, а как полностью перейдем на самообеспечение, вот тут и посмотрим кто успешнее, а кто потешнее.
Халявы вечной не бывает, как и титульной власти.
Башкир без должности, как во'шка без промежности.



3

  • Изображение
  • Гость
  • 140 | 10.02.2015, 06:00 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Как показал С. Галлямов, древнебашкирская мифология является своеобразным связующим ‎звеном между германо-скандинавской и индо­иранской мифологий и к тому же содержит ‎параллели с шумеро-аккадской мифологией"
- - -
Сколько можно писать чушь за счет налогоплательщиков?
Какая еще древнебашкирская?
Какие башкиро-германские связи?
Когда и по самому Кузееву до конца 9-го века не было никаких башкир, а были какие-то протобашкирские племена-печенеги? И жили они до этого на Приаралье.
Нет никакого эпоса Урал-батыр, есть только сказка одного зауральского "башкира" монгольской национальности, сочиненная в 20-х годах прошлого столетия.



2