« Март 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
- Сам уже в окопе, старый к ...
Токарь из Тюмени, который выиграл в лотерее миллиард рублей, продал кв ...
Рейтинг: +0 Кухарка
- Сам уже в окопе, старый ...
Спикера Курултая Башкирии возмутило отсутствие очередей из желающих пойти на ...
29.03.2023 23572 3123
- Зря карлик ползал на ...
Главные заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в ...
21.03.2023 22570 73
- Военный преступник. ...
Международный уголовный суд (МУС), расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ...
17.03.2023 40118 69
- Молодежь в гробу видала ...
Глава ВЦИОМ пожаловался, что новое поколение российской молодёжи ставит личное ...
16.03.2023 36871 32
- Пыня пошутил над холопами ...
Путин призвал судей защищать права и свободы россиян. Путин назвал эффективную ...
14.02.2023 13695 273
- Борьба дерьма с мочой ...
Сообщают о неком циркулярном письме министерства обороны, которое предложило ...
12.02.2023 28638 22
- Ублюдочный путинизм в ...
Министерство юстиции России включило в реестр иностранных агентов певицу ...
11.02.2023 25257 33
- Фильм о преступлениях ...
В декабре 2003 года в Башкирии совпали выборы в Госдуму и выборы президента ...
15.01.2023 24137 252
КРИЗИС ЭТНОСООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ БАШКИРСКОГО НАРОДА (К III Всемирному курултаю башкир)
Проблема выживания малочисленных этносов внутри больших всегда стояла на повестке дня истории. Этот же вопрос сверхактуален для башкир на современном этапе истории России. До Октябрьской революции башкиры как этнос сохраняли себя в основном через вооруженную борьбу и допустимой в рамках царизма дипломатией. В годы Советской власти башкирский этнос сохранялся за счет декоративной конституции СССР, а за годы ельцинского правления - за счет суверенитета, которого каждый субъект «проглотил столько, сколько смог». Однако ныне в корне изменилась идеология, политическая и экономическая ситуация как в целом в России, так и в частности, Башкортостане. В России экономический рост на 80-90 % зависит от экспорта энергоносителей. Общенациональная объединяющая все этносы идея не разработана. В этом плане ведущей парадигмой используется борьба против мирового терроризма, поиск внешнего врага в лице Запада и внутреннего - в лице олигархов, всякого рода «оборотней», «региональных баронов». В социальном плане нынешняя ситуация в России характеризуется падением материального уровня жизни, сокращением рождаемости и продолжительности жизни населения. Все это четко и более остро отражается в жизни малочисленных этносов, населяющих Россию. Выход из такого положения Кремль и правительство видят в усилении диктатуры, милитаризации и ликвидации суверенитета республик. Эти процессы комментируются как сверх-благо, как единственно возможный вариант для современного уровня развития общества, что находит отражение в безальтернативных СМИ.
Телевидение стало орудием пропаганды в руках Кремля для насаждения национал-шовинистических (Д.Рогозин, В.Жириновский, А.Леонтьев), дискриминационных идей.
На фоне сказанного остро стоит проблема ускорения исчезновения башкир как этноса не только вне территории республики, но и в самом Башкортостане.
Посмотрим на эту проблему относительно узко, исходя из заветов 3. Валиди, который считал условиями сохранения башкир Язык, Религию и Землю (территорию).
Остановимся на первом факторе сохранения этноса - это язык. Несмотря на принятие правительством РБ закона о башкирском языке как втором государственном и принятии закона о сохранении и развитии языков населения РБ, в настоящее время башкирский язык все больше и больше вытесняется из учебных программ и обихода. Его место и роль фактически на таком уровне, на каком был до принятия названных законов.
Религия как второй фактор сохранения и развития этноса за последние 10-15 лет, несмотря на строительство десятков мечетей, не стала консолидирующим и воспитывающим нравственность народа институтом. Она не смогла противостоять против оголтелой пропаганды ценностей насилия, бездуховности, легкой наживы и т.п.
Промышленность, которая так или иначе была источником материального и финансового обеспечения жизни жителей республики, в том числе и башкир, или разрушена, или попала в руки московских и питерских олигархов. В настоящее время республика фактически лишена права собственности на промышленные объекты.
Землю ожидает полная распродажа. Если учесть, что большая часть башкирского этноса живет в сельской местности и полунищая, то это означает, что титульная нация, по преимуществу,- люмпен. В таком же положении находятся и другие этносы, живущие на территории Башкортостана.
Таким образом, этносообразующие факторы башкирского народа (земля, язык, религия) постепенно девальвировались и ныне практически разрушены политикой и идеологией Российского правительства, чьи действия не нашли должного противостояния со стороны правительства и общественности Башкортостана.
Эти и другие вопросы, касающиеся сохранения башкир как этноса в новых условиях пока не стали предметом специального обсуждения как со стороны правительства РБ, так и со стороны общественности. Не является ли все это явным признаком согласия самого этноса на исчезновение в ближайшие десятилетия?
Какие мероприятия необходимо осуществлять для того, чтобы сохранить башкирский этнос? Ясно одно: любые меры должны быть не одноразовой инъекцией, а систематически организованной и комплексной борьбой на основе мобилизации активной части этноса с опорой на всех жителей Республики. На данный момент существуют только два института, избранные народом, компетентные и ответственные за решение такой судьбоносной проблемы, как спасение этноса от исчезновения, - это Президент РБ и Исполком Всемирного Курултая башкир. Решение проблемы безотлагательно. Иначе башкирскому этносу (особенно жителям сельской местности) в скором времени придётся просить у РФ образовать резервации для их проживания.
Итак, перед башкирским этносом стоит дилемма: бороться за свои права или исчезнуть с лица Земли. Решать Вам, делегатам III Всемирного курултая башкир.
В.Ф. Сафин, профессор, кандидат психологических наук
Справка «Уфимского Журнала»: Вадим Фатхиевич Сафин. Первый башкирский психолог. Родился в 1933 г. в Зианчуринском районе РБ. В 90-е годы был одним из активных бойцов движения за суверенитет Башкортостана, выдвинул и ратовал за идею конфедеративного устройства России как наиболее оптимальной политической системы современности. С 1991 г. по 1995 г. Сафин являлся заместителем председателя Башкирского народного центра «Урал».
Кризис башкирского народа
Раздел: Общество | Просмотры: 43213 | Комментарии: 143