Календарь новостей
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
А за Мурзагулова я бы ...

Приближается день, прости господи, «выборов» Главы республики. В голосовальном ...
  19.08.2019   43550    9

«Не учил и учить не буду» ...

Общественница Рамиля Саитова направила в Верховный суд Башкортостана иск с ...
  19.08.2019   31706    3

Будем вспоминать с ...

Дмитрий Михайличенко — политолог. В уфимском фейсбуке, кажется, мало кому ...
  19.08.2019   30670    2

О политической ...

Естественным следствием ставки режима на грубую силу является рост влияния ...
  19.08.2019   14998    2

Людоед из «Беркута»: ...

Это уже стало традицией для московских активистов и журналистов: ...
  19.08.2019   35775    7

Люди, которыми может ...

Предъявлены абсурдные обвинения. Что думают в Башкортостане о протестах в ...
  17.08.2019   18872    52

Поколение, которому не ...

Федеральные чиновники назвали распространяемый видеоролик на тему стихотворения ...
  17.08.2019   31473    16

Смертельное ...

СМИ назвали причину гибели от отравления подсолнечным маслом в Ульяновске. ...
  17.08.2019   23840    22

Военный преступник и ...

Писатель Захар Прилепин, воевавший в ДНР, в интервью Алексею Пивоварову для ...
  17.08.2019   34955    253

Уголовника послали лесом ...

Артур Идельбаев, возглавляющий Центр развития туризма республики при ...
  16.08.2019   39990    39

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Август 2019 (85)
Июль 2019 (109)
Июнь 2019 (92)
Май 2019 (72)
Апрель 2019 (92)
Март 2019 (104)



Рафаэль Хакимов: «Почему замалчивают роль татар в период Смуты?»

  • Опубликовано: Karim Yaushev | 05.11.2015
    Раздел: История | Просмотры: 13934 | Комментарии: 165
9


Официальная историческая наука не может объяснить, почему татары активно участвовали в укреплении российской государственности совместно с русскими, считает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В своей очередной статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», он отмечает, что придерживающиеся официальной историографии исследователи стараются просто опускать татар из перипетий смутного времени, о них упоминают вскользь или вынужденно, когда поворотные события нежданно-негаданно оказываются связанными с каким-то татарским именем.

Рафаэль Хакимов: «Почему замалчивают роль татар в период Смуты?»


ТАТАРСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗА ДОЛГИЕ СТОЛЕТИЯ СФОРМИРОВАЛОСЬ КАК ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩЕЕ

Смута — один из поворотных моментов истории России. Вокруг этой темы существуют устоявшиеся штампы об изгнании польских «интервентов», патриотизме земского ополчения во главе с нижегородскими героями князем Дмитрием Пожарским и гражданином Кузьмой Мининым, о восхождении дома Романовых, Лжедмитриях, как врагах русского народа, Гермогене — духовном вдохновителе народа на борьбу с иноземцами, роли Москвы и Нижнего Новгорода в защите страны от «латинства», подвиге Ивана Сусанина, заведшего польский отряд в Исуповские болота.

Никаких татар и никакой Казани в этих событиях нет, будто не было царства Казанского с его ополчением и спасительницы святой Руси иконы Казанской божьей матери. А ведь духовный символ сопротивления иноземцам Гермоген начал карьеру в Казани. Митрополит казанский и свияжский Ефрем, а не кто-то другой, благословил Михаила Романова на царствование: «Боляр же своих, о благочестивый, боголюбивый царь, и вельмож жалуй и береги по их отечеству, ко всем же князьям и княжатам и детям боярским и ко всему христолюбивому воинству буди приступен и милостив и приветен, по царскому своему чину и сану; всех же православных крестьян блюди и жалуй, и попечение имей о них ото всего сердца, за обидимых же стой царски и мужески, не попускай и не давай обидети не по суду и не по правде».

Две ключевые духовные фигуры времен Смуты — выходцы из Казани. Не случайно и появление казанского боярина Василия Морозова на лобном месте Москвы для утверждения соборного «приговора» о царском выборе: «Потом же посылают на Лобное место рязанского архиепископа Феодорита, да Троицкого келаря старца Авраамиа, да Новово Спасского монастыря архимарита Иосифа, да боярина Василия Петровича Морозова». На Красную площадь для принятия присяги вышли те, кто, безусловно, имел земские заслуги, но среди них не было ни князя Дмитрия Трубецкого, ни князя Дмитрия Пожарского. Казанцы постоянно оказывались в решающих для страны событиях, но их историки не любят упоминать.

К казанскому фактору следует добавить татарский, ведь под боком у Москвы существовало Касимовское ханство, в Костроме сидели романовские татары, в Мещерской земле, Темникове, Нижнем Новгороде русское население едва ли превышало татарское. «В количественном отношении, — пишет историк Александр Станиславский, — мещерские служилые татары и мордвины превосходили (!) любую русскую дворянскую корпорацию, за исключением новгородской и рязанской: в росписи похода 1604 года против самозванца упоминаются 450 касимовских, 537 темниковских, 542 кадомских татарина и 220 мордвинов из Кадома и Темникова». На южных рубежах беспокоило Крымское ханство, за Камой начиналась Ногайская Орда, в Астрахани значительный вес имели юртовские татары. Служивых людей не делили по происхождению, но, очевидно, изрядную долю составляли татары. Среди литовской конницы и польских уланов в основном были татары из потомков войска Мамая и Тохтамыша, перешедшие на службу к литовскому великому князю и польскому королю.

Отдельного упоминания достойны казаки, которые еще в ХV веке начали складываться из ордынских низов в степях между Доном и Волгой. Очень скоро степи стали настоящим домом, владением русских казаков или, как говорили они сами, казачьим юртом. В Московском летописном своде под 1492 годом читаем: «Того же лета июня в 10-й день приходили татаровя ординские казаки, в головах приходил Томешок зовут, а с ним двесте и дватцать человек — во Алексин на волость на Вошан и, пограбив, поидоша назад». Само слово «казак» на татарском языке означает вольный человек. Постепенно на Дону и в низовьях Волги собирались беглые крестьяне из разных мест и разного происхождения, которые стали себя называть «вольными», иначе говоря, на русском языке повторялось татарское слово «казак». Ко времени Смуты среди казаков преобладали православные славяне, но татары оставались значительной частью этой турбулентной силы.

В те времена Россия, как государство в современном понимании, еще не состоялась. Она представляла собой конгломерат «государств». Известный историк Сергей Платонов писал: «Наши предки «государствами» называли те области, которые когда-то были самостоятельными политическими единицами и затем вошли в состав Московского государства. С этой точки зрения тогда существовали «Новгородское государство», «Казанское государство», а «Московское государство» часто означало собственно Москву с ее уездом». На этой территории с весьма пестрой этнической массой верховодили, конечно же, русские и новокрещеные, но сами русские были очень разные, их больше называли рязанцы, новгородцы, смоляне и т.д., или же просто православными, служивыми, холопами. В то время иноземцами, с которыми воевали, считались поляки, «литва» и «немцы», а татары не были врагами, они исправно выполняли свои вторые роли. Причем если казаки были явно стихийной силой, вносящей смуту и разброд всюду, где появлялись, то татары (особенно служивые), напротив, были по большей части силой стабильной, выступавшей за укрепление государственных устоев.

В этой крайне сложной ситуации времен Смуты нам интересна не правдоподобность официальной версии (пусть она живет своей мифической жизнью), а русско-татарские отношения. Поскольку падение Казанского ханства трактуется по официальной версии как борьба русских с татарами, православия с исламом, то, казалось бы, татары должны были воспользоваться Смутой для укрепления своей позиции, да и просто отделения Казани от Москвы, тем более Россия фактически была уже распавшейся — где-то правили поляки с литовцами, где-то шведы, часть территорий присягнула тушинскому «вору», а Казань и Нижний Новгород фактически оказались самостоятельными и действовали заодно.

По официозной версии не может быть причин для участия татар в укреплении российской государственности совместно с русскими. Из-за несовпадения реального поведения татар с такой позицией, исследователи стараются просто опускать татар из перипетий смутного времени, о них упоминают вскользь или вынужденно, когда поворотные события нежданно-негаданно оказываются связанными с каким-то татарским именем. Например, с Лжедмитрием II было покончено, когда его приближенный крещеный ногайский татарин стольник князь Петр Арсланович Урусов (Урак) зарубил самозванца на охоте.

Обычно таким сообщением и ограничивают повествование, но ведь не случайно же Урусов оказался в центре событий в поворотный для Смуты момент...

Историки не утруждают себя объяснением, почему же татары выступали за сохранение целостности государства.

Татарское сознание за долгие столетия строительства различных каганатов и ханств сформировалось как государствообразующее, оно не могло в одночасье превратиться в разрушительную силу. Даже татары, ушедшие в «казаки» в степи нынешнего Казахстана, довольно быстро избрали себе хана и создали новую Орду, а на Дону доминировала стихия выходцев из низов, в принципе недовольных государственными порядками. Хотя татар можно обнаружить практически в любом лагере, но их поведение больше определялось симпатиями к тем, кто выступал за укрепление государственности. В этом был и практический смысл, поскольку их за ратную службу наделяли землями.

ЛЕГЕНДА О ЧУДЕСНОМ СПАСЕНИИ ЦАРЕВИЧА СТАЛА ВАЖНЕЙШИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ

Смута была связана не только с кризисом престолонаследия, основная интрига наспех сколоченной из разных земель России состояла во внутренних противоречиях, порожденных наследием деспотизма Ивана Грозного. Голодный и измордованный люд собирался в шайки, пополняя ряды казаков, промышлявших набегами. Среди знатнейших людей царил разброд. Вновь присоединенные земли не вели к росту благосостояния, а только стали предметом беспокойства. Борис Годунов пытался смягчить ситуацию и найти согласие в обществе, но ему просто не повезло — три года были неурожайными, что привело к массовому голоду (умерли до полумиллиона человек). В наступлении голодных лет народ всегда обвиняет царей, как неугодных Богу, как наказание за его грехи. Для этого нашлась и подходящая история об убиенном царевиче Дмитрии. Борису Годунову не было никакого смысла его убивать. Эта наиболее оспариваемая версия истории с царевичем доминирует в общественном сознании благодаря гению Пушкина и Мусоргского.

Легенда о чудесном спасении царевича стала важнейшим политическим фактором, породив целую серию Лжедмитриев, из коих первый даже сидел на троне. Русское сознание несло в себе ярко выраженные удельные черты, а не государственные, поэтому в обществе мифы занимали слишком важное место. В этом сознании еще не было общих объединительных символов и имен. Русским одинаково подходили и рюриковичи, и гедиминовичи, и чингизиды — не случайно же касимовский хан Семион Бикбулатович сидел на русском троне. Русские и другие народы легко присягали разным царям.

Уже после Смуты в 1618 году из литовского далека князьЮрий Никитич Трубецкой, оставшийся верным клятве на верность польскому королевичу Владиславу, вопрошал московских думцев, служивших, по его словам, «неприродным государям» (то есть царю Михаилу Федоровичу): «Положите на розсудок свой: хто на сем свете глупее вас и изменнее?.. Колько себе господарей обрали: королевича швецкого, Иваша Заруцкого, Проню Ляпунова, Митю Пожарского, Матюшу Дьякова и того детину, кой назывался сыном Ростригиным». В этом же ряду шел и выбранный из бояр царь: «...а потом выбрали меж себя своего брата Михаила Романова». Бояре в ответ называли князя «собакой и бешеным перескоком».

Полумифическая генеалогия Романовых, восходящая якобы каким-то дальним концом к Рюриковичам, в те времена не играла никакой роли. Рюриковича Василия Шуйского очень быстро (через четыре года) свергли, несмотря на его родовитость. Гуляла легенда о близком родстве Романовых с царями Иваном Грозным и Федором Ивановичем (Михаил Романов приходился двоюродным племянником царю Федору Ивановичу), хотя гораздо существеннее была поддержка кандидатуры Михаила Романова казаками. У тушинского патриархаФиларета — отца Михаила, вернувшегося из польского плена героем, оставалось определенное влияние на казаков, ведь именно в тушинском лагере Лжедмитрия II формировалось казачье войско, пришедшее в 1611 году под Москву. Главное состояло в том, что казаков в Москве в период, предшествовавший Земскому собору и во время его работы, было значительно больше, чем дворян, поскольку многие дворяне-ополченцы разъехались по своим домам, в то время как казакам ехать было некуда.

В «Повести о Земском соборе 1613 года» читаем: «И хожаху казаки в Москве толпами, где ни двигнутся гулять в базарь — человек 20 или 30, а все вооруженны, самовластны, а меньши человек 15 или десяти никако же не двигнутся. От боярска же чина никто же с ними впреки глаголети не смеюще и на пути встретающе, и бояр же в сторону воротяще от них, но токмо им главы свои поклоняюще». У казаков никакого идейного стержня не было, но они хотели «немедленно получить государя, чтобы знать, кому они служат и кто должен награждать их за их службу». Воцарение Михаила Романова было победой казаков, посадивших на русский престол «своего» царя. Жак Маржерет в 1613 году в письме английскому королю Якову I, призывая его к интервенции, писал, что казаки выбрали «этого ребенка», чтобы манипулировать им, и что большая часть русского общества с радостью встретит английскую армию, поскольку живет в постоянном страхе перед казаками.

Откуда всплыли Романовы, не очень ясно. Их род берет начало с Ивана Кобылы, у которого было пять сыновей: Семен Жеребец, Александр Елка, Василий Ивантай, Гаврила Гавша и Федор Кошка. По преданию, предки Романовых прибыли «из Прусс», т.е. Литвы, и даже были родовитыми, но почему-то носили не громкие титулы, а прозвища. Кстати, слово «прус» в готском языке означает «конь», а в старославянском «кобыла».

В данном сюжете важно не происхождение Романовых, а то, что народ поддержал ставленника казаков — по тем временам силы стихийной. Русское сознание было слишком «удельным» и не имело предпочтений по престолонаследию. Поэтому политика всецело ориентировалась на силу и свелась к принуждению бояр принимать присягу: «казаки и чернь» — сторонники Михаила Романова — не хотели ни на один час отойти от Кремля, пока «дума и земские чины в тот же день не присягнут ему».

Для современников выбор на царство Михаила Романова отнюдь не казался ни единственно возможным, ни самым лучшим. Список претендентов на царский престол был чрезвычайно широк. Там значились Иван Иванович Шуйский, Иван Васильевич Голицын, Дмитрий Мамстрюкович Черкасский, Федор Мстиславский, Иван Михайлович Воротынский. «Романовский круг» выставил сразу нескольких кандидатов: Иван Никитич Романов (дядя Михаила Романова), князь Иван Борисович Черкасский (двоюродный брат будущего царя и внук Никиты Романовича Юрьева) и даже Федор Иванович Шереметев (его жена Ирина Борисовна — родная сестра князя Ивана Борисовича Черкасского). Все они были связаны тесным родством друг с другом. К этим претендентам, по словам «Повести о Земском соборе 1613 года», был еще приписан князь Петр Иванович Пронский — молодой стольник, происходивший из захудавшего при Иване Грозном рода рязанских князей, но ставший заметным благодаря своей службе в земском ополчении в Ярославле.

Среди многочисленных претендентов на царский престол юный Михаил Романов — самый неприметный и не имевший никаких заслуг, а наиболее заслуженным был, пожалуй, князь Трубецкой. Кроме явных заслуг, он особенно отличился стремлением подкупить казаков своей щедростью. «Князь же Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, — свидетельствует летописец, — учреждаше трапезы и столы честныя и пиры многия на казаков и в полтора месяца всех казаков, сорок тысяч, зазывая толпами к себе на двор по вся дни, честь им получая, кормя и поя честно и моля их, чтобы быти ему же на Росии царем, и от них же, казаков, похвален же был. Казаки же честь от него приимаше, ядуще и пьюще и хваляще его лестию, а прочь от него отходяще в свои полки и браняще его и смеющеся его безумию таковому. Князь же Дмитрей Трубецкой не ведаше того казачьи лести». Впрочем, кое-кто из казаков все же отдал за него голос.

Среди кандидатов в цари были и представители иностранных дворов: все тот же польский Владислав, и шведский королевич Карл Филипп, за которого подписался князь Пожарский. Кстати, сам князь Пожарский находился в конце длинного списка претендентов, хотя был из Рюриковичей. Современники осуждали его за то, что на выборах царя он агитировал за самого себя, не имея тех заслуг, как другие кандидаты: «Дмитрий Пожарский воцарялся и стало ему в двадцать тысяч». Обо всем этом историк Василий Ключевский заметил: «Московское государство выходило из страшной Смуты без героев, его выводили из беды добрые, но посредственные люди. Кн. Пожарский не был Борис Годунов, а Михаил Романов — не кн. Скопин-Шуйский».

Всенародное согласие на соборе началось с отказа от всех иноземных кандидатур: «литовского и свейского короля и их детей за их многие неправды и иных никоторых земель людей на Московское государство не обирать и Маринки с сыном не хотеть». Это означало крушение многих политических надежд и пристрастий. Проигрывали те, кто входил в московскую Боярскую думу, заключавшую договор о призвании королевича Владислава; не было больше перспектив у казаков Ивана Заруцкого, продолжавших свою войну за малолетнего претендента царевича Ивана Дмитриевича. Чувствительное поражение потерпел и организатор земского ополчения князь Пожарский, последовательно придерживавшийся кандидатуры шведского королевича Карла Филиппа. На соборе возобладала другая точка зрения, опыт Смуты научил не доверять никому со стороны: «...потому что полсково и немецково короля видели к себе неправду и крестное преступление и мирное нарушение, как литовской король Московское государство разорил, а свейской король Великий Новъгород взял Оманом за крестным же целованем».

История призвания на трон Владислава, сына Сигизмунда III, шведского королевича Карла Филиппа, довольно щепетильная тема, которую нужно излагать, как и в случае с Романовыми, с оговорками и недомолвками, но об этом в следующей статье.

Рафаэль Хакимов, БИЗНЕС Online
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны

  • Изображение
  • Участник
  • 121 | 05.11.2015, 22:46 | Автор: кац
    Публикации: 0 | Комментарии: 18238 | Рейтинг: -3161,6
109 | 05.11.2015, 21:54 | Автор: Ирек
Чир всё это зульки, мульки, юнги пляшивые, лухматые, кухаристые , и всяк прочие кацнутые шушарики и кружочки.
----------------------
Любезный, с тобой все понятно.
Но ты все же покумекай, может не все вокруг больные, а ты один?
Может именно потому, что ты в "чире" тебя и держат в гараже?



1

  • Изображение
  • Участник
  • 122 | 05.11.2015, 22:52 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3215 | Рейтинг: -174,4
Да вы поехавшие уже



0

  • Изображение
  • Гость
  • 123 | 05.11.2015, 22:53 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Читал,даже конспектировал,со всеми согласен.Не допонял только одно - французы произошли от татар,а китайцы от французов. Или наоборот?



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 124 | 05.11.2015, 23:10 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30574 | Рейтинг: -711,6
"Две ключевые духовные фигуры времен Смуты — выходцы из Казани.
Гермоген начал карьеру в Казани. Митрополит казанский и свияжский Ефрем"
-----------------------
Ну и что? Какое отношение имели эти лица к татарам? Татар в Казани проживало количеством самую малость, в основном крещеные.
Основная масса татар не прислушивалась к проповедям и старалась избегать общения с православным духовенством.
То есть на татарское сознание вряд ли имели значительное влияние и никак его не формировали .



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 125 | 05.11.2015, 23:20 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30574 | Рейтинг: -711,6
"наука не может объяснить, почему татары активно участвовали в укреплении российской государственности совместно с русскими"
"ТАТАРСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗА ДОЛГИЕ СТОЛЕТИЯ СФОРМИРОВАЛОСЬ КАК ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩЕЕ"
"По официозной версии не может быть причин для участия татар в укреплении российской государственности совместно с русскими"
---------------------------
Казань была завоевана всего лишь 60 лет назад, сознание татар за этот период не могло измениться, на перевоспитание в русско-державном духе потребовалось много веков.

Действительно стоит поразмышлять, что двигало татар, чем мотивировалось стремление отстоять русскую государственность и изгнать чужаков.
Кого они посчитали иноземцами и иноверцами, и кого выбрали во враги.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 126 | 05.11.2015, 23:22 | Автор: Батыр
    Публикации: 0 | Комментарии: 3215 | Рейтинг: -174,4
Опять татары найдут отговорку, что башкиры им во всем мешали



1

  • Изображение
  • Наблюдатель
  • 127 | 05.11.2015, 23:25 | Автор: ufimsky-obuvatel
    Публикации: 0 | Комментарии: 5863 | Рейтинг: +1033,5
122 | 05.11.2015, 22:53 | Автор: Не зарегистрирован
.....Читал,даже конспектировал,со всеми согласен.Не допонял только одно - французы произошли от татар,а китайцы от французов. Или наоборот?
-------------------------------------
Можно паясничать, можно грозить статьей УК, но это ничего не меняет, статьи об истории и происхождении народов вызывают живейший отклик и бурную дискуссию.
Граждане России являются людьми разных национальностей и хотят знать историю своего народа. Это не экстремизм и не русофобство, это потребность души и разума.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 128 | 05.11.2015, 23:50 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1318 | Комментарии: 65144 | Рейтинг: +12215
Спасибо Карим Яушев за ваш плюс... дело в том, что однажды я коснулась истории очень маленького народа - тофов(тофаларов) и мне стало очень больно, что такой прекрасный народ, очень радушный, доброжелательный - умирает... Он умирал и до 1917 года. На самом деле при СССР - его поддерживали... и он начал чуток возрождаться...

Но что такое - 800 человек на фоне многих миллионов?!

Знаете, Карим Каррамович(я правильно воспроизвела ваше отчество?) -
Я не хочу чтобы исчезли с лица земли тофы(тофалары). башкиры, татары. чуваши и многие-многие народы не только России. но и всего мира!
Но что-то не так мы делаем - причем ВСЕ!!! - чтобы сохранить эти народы. Сохранить уникальность культуры этих ВСЕХ нардов Сохранить мудрость этих ВСЕХ народов. .



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 129 | 05.11.2015, 23:55 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30574 | Рейтинг: -711,6
"не может быть причин для участия татар в укреплении российской государственности совместно с русскими"
-----------------------
Возможно та же причина, что побуждала наемников участвовать в чужих войнах - получить жалованье, возможность поживиться добычей.

Переход татар на службу к московским князьям и царям был для них едва ли не обычным занятием.
Получали за службу земельные наделы, деревеньки с людишками.
Ордынские ханы то ли скупились на денежные пожалованья, денег на хватало у всех и всегда. Дарить землю не входило в полномочия ханов, в отличие от русских правителей
Получить поместье и получать прибыль с крестьян - намного выгоднее и безопаснее, чем гоняться за военными трофеями



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 130 | 06.11.2015, 00:12 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1318 | Комментарии: 65144 | Рейтинг: +12215
Даже не знаю куда и воткнуть этот коммент только что оставленный на старой-престарой теме аж 28.05.2010

616065 | 05.11.2015, 23:58 | Автор: Не зарегистрирован
Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Николай Швецов: «Нас обманули, подменив экономическую самостоятельность государственным суверенитетом»
Кому Олень, Кому Курай ,
Кому Сидней, кому Сибай,
Надулся, лопнул - канул в Лету
Всплакнем по Сувирниритету ?
Как ни мудруй , возврата нет ,
Уехал Сувирниритет !
Гуд бай , Бабай ! Не забывай ,
Кумган , Курай и Курултай )))
__________________________
Забредают невзначай таланты на УЖик))))



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 131 | 06.11.2015, 00:12 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30574 | Рейтинг: -711,6
127 | 05.11.2015, 23:50 | Автор: Кухарка
Тофалары, его возрождение
------------------
Численностью тофаларов не стоит оперировать, я сколько повторяла.
Так как тофаларф в дореволюционных переписях называлась как карагасы.
По переписи ‎1895‎ карагасов числилось 400 чел.
1926 г. — 417 человек
2010 г. — 762 человека

Но народ численностью 762 чел. не может продолжить существовать.
Так же как в биологии существует предельная численность особей определенного вида, ниже которой начинается вырождение.
Даже если искусственно в условиях вольеров или зоопарков прилагаются усилия по сохранению вида.



0

  • Изображение
  • Начинающий
  • 132 | 06.11.2015, 00:13 | Автор: зем
    Публикации: 0 | Комментарии: 349 | Рейтинг: -11,9
Да здесь ларчик просто открывается, тогда татары как и час были двух видов, одни поддерживали связь с москвой и не хотели своей государственности, а другая часть была за свой ватан, еслина данный момент смотреть где то 50 на 50, но с тенденцией в худшую сторону, все зависит от нас самих, нов татарах я смотрю нет той веры допустим на евросоюз или сша или китай, они не верят во все это, еслидо конца не будут уверены ничего не случится. А историю пишет победитель, ждать правдивой истории от имперских историков...



1

  • Изображение
  • Гость
  • 133 | 06.11.2015, 00:13 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Опять татары найдут отговорку, что башкиры им во всем мешали
- - -
Какие башкиры?
Это те башкиры-венгры, которые в 1552 году в Верхнем Прикамье проживали и численность которых согласно Идриси было тысяча домов? Кстати у Идриси нет никаких башкир, у него венгры названы басгирдами, посмотри на его карту.
Или те башкиры-черемисы Алатырьского уезда, у которых после смуты Алексей Михайлович башкирские привилегии отменил?
У уфимском крае не было и нет никаких башкир-венгров!



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 134 | 06.11.2015, 00:17 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1318 | Комментарии: 65144 | Рейтинг: +12215
130 | 06.11.2015, 00:12 | Автор: Зулия | На сайте

Знаешь, Зуля... мне порой кажется. что империалистка именно ты)))
Я очень хочу сохранить те народы, которые по сию пору живы - и мне лично не жаль никаких средств из бюджета для этого.

НО! Я в миллионный раз повторю - не нужно не носителей нац-языка заставлять учить чуждый им язык! ВСЁ!!!!

Я помню, как несколько лет назад кого-то колбасило от слов "чужой язык"! Заменю на "чуждый". Так устроит?!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 135 | 06.11.2015, 00:19 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Зуля, почему ты такая глупая?
Татарином был не только Минин, но и князь Пожарский. Род князей Пожарских идет от золотоордынского татарина Божара.А мать его, княжна Мария Федоровна Беклемишева – из знаменитого рода князей Ширинских-Мещерских, которые в XV веке перешли на службу Московскому княжеству. Дом князей Беклемишевых находился внутри Кремля, что показывает на высокое положение князей Беклемишевых. Одна из башен московского Кремля – Беклемишевская получила свое название в честь князей Беклемишевых. Да и родная деревня Пожарского – Берсенево до 17 века была татарской деревней, она была вотчиной князей Беклемишевых, население деревни во второй половине 16 века приняло православие и постепенно обрусело.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 136 | 06.11.2015, 00:29 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Неучу, зауральской монголке Зуле, которая хочет умалить роль татар во времена Смуты:
Татары, именно татары и выгнали из Московии поляков. Вот что пишет живой свидетель тех событий, английский дипломат Джером Горсей: “Русские покорились, сделались польскими вассалами; признали верховную власть польского короля и торжественным образом дали письменное обязательство навсегда остаться в зависимости от польской короны; просили королевича приехать в Россию, венчаться на царство и жить в знаменитом городе Москве. Но король не хотел и слышать об этом. Русские вооружились терпением и выносили всё, скрепя сердце, пока не нашли исход для своего освобождения. Набеги и вторжения крымских татар сильно беспокоили поляков. Но ещё опаснее были для них бунты и нашествия черемисов, казанских, ногайских и прочих татар, их князей и правителей, испытанных, смелых наездников. Эти татары долго находились под властью русских царей, которые обходились с ними лучше, нежели со всеми другими нациями; и теперь, лишенные привычного хорошего обращения и притесняемые поляками, они возненавидели их, что и послужило им и русским на пользу. Они поднялись в огромном числе, вооружились, напали на поляков, подвергли их неминуемой опасности, грабили, расхищали их имущество и убивали. Поляки принуждены были обратиться в поспешное бегство, вместе с захваченными ими сокровищами и добычей. Таким образом, страна была освобождена от них”. Джером Горсей все эти годы тогда жил в Москве и нет никакого основания ему не верить.
А вот Горсей башкир вообще не упомянул. Потому такого народа не было и нет. Тем более нет его в Уфимском крае.



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 137 | 06.11.2015, 00:30 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30574 | Рейтинг: -711,6
"не может быть причин для участия татар в укреплении российской государственности совместно с русскими"
-----------------------
Для крещеных татар весьма внушительная причина:

Страшилка, сочиненная патриархом Гермогеном и разосланная по городам и весям:
‎«Если не будете теперь в соединении, обще со всею землею, то горько будете плакать и ‎рыдать неутешным вечным плачем: переменена будет христианская вера в латинство, и ‎разоряться Божественные церкви со всею лепотою, и убиен будет лютою смертию род ваш ‎кристианский, поработят и осквернят и разведут в полон матерей, жен и детей ваших».‎
.............
Или Политическая Программа Минина и Пожарского
‎«Усобная брань в Московском государстве длится немалое время. Усмотря между нами ‎такую рознь, хищники нашего спасения, польские и литовские люди, умыслили Московское ‎государство разорить, и Бог их злокозненному замыслу попустил совершиться.‎........
Московское государство от врагов очищать, и своим произволом, без совета всей земли, государя ‎не выбирать, а просить у Бога, чтобы дал нам государя благочестивого, подобного прежним ‎природным христианским государям.‎.......
Многие покушаются, чтобы быть на Московском государстве панье Маринке с ‎законопреступным сыном ее.‎.......
Маринки и сына ее, и того вора, который стоит под Псковом, до смерти своей в государи на ‎Московское государство не хотим, точна так же и литовского короля».‎



0

  • Изображение
  • Эксперт
  • 138 | 06.11.2015, 00:31 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 30574 | Рейтинг: -711,6
не нужно не носителей нац-языка заставлять учить чуждый им язык! ВСЁ!!!!
---------------------
Тогда зачем учить русский не носителям?



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 139 | 06.11.2015, 00:32 | Автор: Кухарка
    Публикации: 1318 | Комментарии: 65144 | Рейтинг: +12215
Знаешь, Зуля... с таким подходом. как твой - и башкиры вскоре (цитирую твои слова):

Но народ численностью ..... чел. не может продолжить существовать.
Так же как в биологии существует предельная численность особей определенного вида, ниже которой начинается вырождение.
Даже если искусственно в условиях вольеров или ***парков прилагаются усилия по сохранению вида.
__________________________

Так кто из нас с тобой - более радеет за этническое существование народов и народностей?!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 140 | 06.11.2015, 00:33 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Переход татар на службу к московским князьям и царям был для них едва ли не обычным занятием.
- - -
Черемис башкир Ямаш на службе к московским князьям дослужился до звания полковника за подавление черемисских бунтов. Да и Ямашевы дети, башкиры-черемисы на Ливонской войне получали многие звания.



0