Календарь новостей
«    Ноябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Сергей Круль. Последняя ...

Узнав что Сергей плох, я позвонил, спросив чем могу помочь? - Можешь подъехать? ...
  25.11.2020   14782    13

Осталось начать кухонную ...

Начался бессрочный онлайн-пикет за прямые выборы мэра Уфы. В уфимском ...
  25.11.2020   12689    4

Осталось начать кухонную ...

Начался бессрочный онлайн-пикет за прямые выборы мэра Уфы. В уфимском ...
  25.11.2020   28654    3

Главред лживого ...

Главный редактор “Башинформа” пожаловался в прокуратуру на высказывания ...
  24.11.2020   24969    15

Хабиров: «У нас уроды!» ...

Глава Башкирии поручил разработать закон о конфискации машин у нетрезвых ...
  24.11.2020   38225    28

Будут курултаить из ...

Депутаты Курултая получили возможность отсутствовать на основной работе до ...
  23.11.2020   20077    59

Не жулики и воры. Просто ...

«Не верю, что там был умысел или корысть»: главный единоросс Башкирии ...
  22.11.2020   28353    57

«Людоедская система ...

В Госдуме заявили о неизбежном банкротстве пенсионной системы. Глава партии ...
  22.11.2020   21157    8

В этой стране можно ...

Конституционные суды ликвидируют к 2023 году. Говорит ли это о конце ...
  22.11.2020   39722    4

Башкирская медицина ...

«Мне стыдно за нашу медицину»: врач вызвал полицию после смерти пациента в ...
  20.11.2020   36778    38

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Ноябрь 2020 (48)
Октябрь 2020 (61)
Сентябрь 2020 (72)
Август 2020 (91)
Июль 2020 (77)
Июнь 2020 (108)


О культуре без письменности, евроцентризме и мифотворчестве

6


Об особенностях современной исторической науки рассуждает Игорь КУЧУМОВ, старший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН.

О культуре без письменности, евроцентризме и мифотворчестве


Без городов

- Вы сегодня вводите в научный оборот труды прошлых лет о Башкирии. На днях выходит подготовленная вами книга XVIII века француза Пьера-Шарля Левека «История народов, подвластных России». Такие труды по-прежнему актуальны?

- Левек по сути был первым объективным историком России, за что Екатерина II назвала его скотом. Она считала, что историю страны надо приукрашать. Нередко и современные ученые, в том числе уфимские, соглашаются с таким мнением. Ему принадлежит первая полная история России. Он жил в эпоху академических экспедиций Лепёхина, Палласа, Миллера, Георги. Большая часть собранных ими материалов пылится неопубликованной в архивах страны. Вместе с этими учёными Левек фактически открыл для Европы цивилизации Сибири и Дальнего Востока.

- Вы изучаете письменные источники, которые появились после присоединения Башкирии к России?

- До этого они у нас существовали в основном на восточных языках, и сегодня они, скорее всего, утрачены. Не считаю, что это плохо – культура без письменности. Это лишь способ передачи информации. Некоторые наши учёные любят критиковать своих коллег за европоцентризм (политическая идеология, провозглашающая превосходство Европы над другими - Ред.). Но сами такими являются. Им обязательно надо найти у нас письменность, город, древнюю государственность. А понять, что без этого культура может быть высокоразвитой, они не хотят. В Америке существовали высокоразвитые цивилизации, не имевшие письменности. Столица Монгольской империи Каракорум напоминала большое становище, но считалась городом. Но некоторым нужен мегаполис европейского типа как чуть ли не единственный критерий цивилизованности. У уфимского историка Фании Шакуровой давно уже вышла книга о башкирской общине.

Это явление уникально, оно выполняло функции, которые у других народов принадлежали государству.

О мифологии

- Сегодня история приукрашается?

- В 80-е годы XX века чешский историк Мирослав Хрох выдвинул концепцию трёх стадий национализма. Вначале у общества возникает интерес к народной культуре, учёные едут в экспедиции, собирают фольклор и предметы быта. Затем создают музеи. В них с лаптей очищается грязь, рубахи отстирываются, всё это аккуратно размещают по витринам. Потом издаются красивые альбомы об этом. На третьем этапе выстиранная культура возвращается в массы и становится инструментом борьбы за национальное освобождение.

Эпос «Урал-батыр» – пример такого мифотворчества. Выдающийся этнограф Раиль Кузеев рассказывал, что это произведение записали в первые годы советской власти. По его словам, поэт Мухаметша Бурангулов, как Элиас Лённрот при создании финского поэтического эпоса «Калевала», создал «Урал-батыр» из разных кусочков устного народного творчества. О Бурангулове как малограмотном, интересующемся культурой националисте, не отделявшем народное творчество от собственного, вспоминал советский писатель Степан Злобин. Кстати, в послевоенное время, в период борьбы с «низкопоклонством» перед Западом, пытались создать общерусский эпос из разных былин, но не получилось. Потому что не было тогда единого русского народа. Как в древности и единого башкирского. Смутно представляя, как записали эпос, нельзя делать широкие выводы. А у нас... Раиль Гумерович говорил: «Я 50 лет езжу по нашим сёлам и никогда не слышал об Урале-батыре». Впервые эпос опубликовали в 1972 г. в журнале «Агидель». Думаю, это произошло в рамках начатой тогда республиканским истеблишментом кампании за усиление «башкирскости» края. Накануне принятия новой конституции 1977 г. обсуждался вопрос о сохранении БАССР. И местная номенклатура, боясь потерять власть, решила так усилить позиции республики.

- На какой стадии национализма из трёх мы сейчас находимся?

- Прошли все три этапа. У историков появилась возможность по-разному оценивать прошлое. Этого не произошло. И есть причина.

Функция исторической науки состоит не в том, чтобы понять минувшее, а в том, чтобы создать стержень, на котором держалась бы этничность, скрепляющая народы. Поэтому нам всегда говорят, что мы самые хорошие. Если мы будем представлять себя злодеями – это мы наблюдали накануне распада СССР – естественно, социум рухнет. История всегда будет приукрашиваться. Петра Великого мы считаем реформатором, но ведь к концу его царствования население России сократилось в два раза, а казна опустела полностью!

Почему вокруг имени Заки Валиди много споров? Это тот случай, когда символ патриотизма для одних становится антигероем для других.

Или Пугачёв, который так и не стал для русских героем, как Салават для башкир. Но чего он добивался? Блага для всех, как нас раньше учили? Башкиры на самом деле отстаивали свои вотчинные права. Кстати, в 1973 г. немецкая учёная Доротея Петерс выпустила монографию об идеологии восстания. Она пришла к выводу, что если бы Пугачёв победил, то Салават повернул бы против него оружие и стал дальше бороться за освобождение Башкирии. Как и предыдущие лидеры башкир, как Карасакал, предводитель башкирских восстаний 1735—1740 годов. Ведь колонизация Россией края разрушала привычный образ жизни местного населения. Заводы губили природу, отнимали пастбища и леса, приводили к росту смертности. Башкирам тогда никакие заводы были не нужны, от них им был только вред.

Азия ушла на восток

- А какие новые методы сегодня используют учёные?

- В апреле в США вышла книга Чарлза Стейнведела по истории Башкирии. С помощью новейших методов анализа источников он показывает, как республика стала частью европейской России. В XVII веке она считалась Азией. Но с началом реформ Александра II регион стал развиваться и восприниматься как часть европейской России. То есть ментально граница Европы и Азии сдвинулась дальше на восток, хотя сами земли Башкирии никуда не перемещались.

- Это американец, а где наши учёные с передовыми методами?

- Местная историческая наука деградировала. Причина в том, что при предыдущем режиме в течение 20 лет происходила стагнация свободной мысли. Во главе исторической науки стояли люди, тесно связанные с властью, являвшиеся идеологической опорой режима суверенитета. За эти годы в развитии исторической науки нас обогнала Казань, Пермь, Екатеринбург и Оренбург. А, например, наш институт в лице уже бывшего руководителя Айслу Юнусовой не захотел под своим грифом выпускать труд Левека. Хотя никаких финансовых затрат от института не требовалось. Нашему заведению была бы только слава и ещё больше известности. Но все лавры теперь достанутся другому учреждению.

У наших учёных нет понимания, как изучать прошлые события на основе современных подходов. Мы применяем старые методики.

Например, современные труды по истории Башкирии XX века начинаются с 1900 года. Но в сегодняшней науке за начало или конец столетия принято брать какое-то крупное событие в жизни региона. Календарный и исторический век обычно не совпадают. Есть понятие «долгого XIX-го века», который начался в 1786 году, с Французской революции, а завершился вместе с первыми залпами первой мировой войны. Или «короткий XX век» – с 1914 по 1991 год, когда рухнула система биполярного мира. А для Башкирии очень важен 1917 год. Но не в связи с Октябрьской революцией, а по причине провозглашения Валидовым и его соратниками Башкирской республики. Впервые в истории республика обрела чёткие границы, а её устройство отныне основывалось на этническом принципе.

Сегодня мы отстаём в изучении своего края, и нам на пятки наступают учёные из других стран. Сибирь и Дальний Восток уже полностью «оккупированы» американскими, французскими, южнокорейскими экспедициями. Рано или поздно они доберутся и до нас, и если мы не изменим своего отношения к гуманитарным наукам, то центр башкироведения переместится из Уфы в дальнее зарубежье. Я своими публикациями переводов иностранных учёных стараюсь показать своим коллегам, как сегодня работают исследователи на Западе, чтобы наша будущая встреча с ними в полевых условиях была безболезненной и взаимно продуктивной.

Игорь КУЧУМОВ

Родился в 1968 г. в Уфе. Кандидат исторических наук. Член Союза журналистов России, член Российского общества интеллектуальной истории. Автор более 200 научных работ. Занимается изучением истории и культуры народов Урала.

Алексей Шушпанов, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»
Оригинал публикации








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Участник
  • 121 | 20.05.2016, 00:14 | Автор: Штырь
    Публикации: 4 | Комментарии: 1206 | Рейтинг: +149,3
118 | 20.05.2016, 00:09 | Автор: Зеннад | На сайте
===
Ты чё там принял? ))) Начал с навоза, а закончил колёсами? )))



1

  • Изображение
  • Эксперт
  • 122 | 20.05.2016, 00:14 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31897 | Рейтинг: -715
Тама кочевники так быстро бегали за стадами, что завалили всё продутом жизнедеятельности.
----------------------
Кочевники не бегали, а ездили верхом. Продукты жизнедеятельности стад продавали землероям на удобрения. Навоз тоже имеет стоимость.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 123 | 20.05.2016, 00:14 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Штырь, а колбасу, ты наверное в обе щеки уплетаешь да?Сам догадаешься кто её изобрел?Я подскажу тебе-скотовод! А еще скотоводами выделывалась кожа из которой делали обувь и одежду, ремни и пр.Из шерсти делали войлочные ковры и одежду и валенки.Из хвостов делали лески для ловли рыб.Ничего не пропадало, всё шло на переработку.И никому больше не рассказывай про превосходства растеневодства.



3

  • Изображение
  • Участник
  • 124 | 20.05.2016, 00:20 | Автор: Штырь
    Публикации: 4 | Комментарии: 1206 | Рейтинг: +149,3
122 | 20.05.2016, 00:14 | Автор: Зулия

Тама кочевники так быстро бегали за стадами, что завалили всё продутом жизнедеятельности.
----------------------
Кочевники не бегали, а ездили верхом. Продукты жизнедеятельности стад продавали землероям на удобрения. Навоз тоже имеет стоимость.
===
Теперь стало понятно, почему онЕ голодали и мёрли.

В Индии коровьи лепёшки - деликатес.



1

  • Изображение
  • Гость
  • 125 | 20.05.2016, 08:04 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
124 | 20.05.2016, 00:20 | Автор: Штырь


Теперь стало понятно, почему онЕ голодали и мёрли.

В Индии коровьи лепёшки - деликатес.
====================================================
Когда загнали в угол , можно и ДУРИКОМ притворится ?



3

  • Изображение
  • Гость
  • 126 | 20.05.2016, 17:09 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
------Разве Раиль Кузеев всеслышащий? Но где запись от первого лица? Надо было Раиля Кузеева спросить самого при жизни, а не кормить брехней Кучумова от цитатщика брехни Шушпанова.-------

Медам, так и без Игоря Кучумова сами башкирские издательства приводят даты когда эпос "Урал-Батыр" впервые увидел бумагу.
УРАЛ-БАТЫР
Записано в 1910 г. Мухаметшой Бурангуловым от популярных сэсэнов-кураистов Габита Аргынбаева (1856—1921) в дер. Идрисово и Хамита Альмухаметова (1861—1923) в дер. 2-е Иткулово Орского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский р-н Баш¬кирской АССР). Рукопись не сохранилась. Машинописная копия — НА, ф. 3, оп. 12, д. 233, лл. 1—144.
Башкирское народное творчество. Т I. Эпос.

А о том что Бурангулов 10 лет работал с эпосом, это в фильме человека в безрукавочке Салавата Хамидулина на БСТ рассказывалось.

Кстати пишут и когда другие эпосы, легенды и прочие сказки впервые увидели бумагу. Зулёк очень недавно. К слову, когда Бурангулов работал с эпосом "Урал-Батыр" собственно башкирского письменного языка ещё не было, так что Бурангулов работал татарским письмом. На старотатарский, на тюрки, не отфуболишь, на тогда уже существовал новый реформированный татарский язык.

Ирек Таттарыч.



2

  • Изображение
  • Эксперт
  • 127 | 20.05.2016, 23:24 | Автор: Зулия
    Публикации: 31 | Комментарии: 31897 | Рейтинг: -715
когда Бурангулов работал с эпосом "Урал-Батыр" собственно башкирского письменного языка ещё не было, так что Бурангулов работал татарским письмом. На стa-poтатарский, на тюрки, не отфуболишь, на тогда уже существовал новый реформированный татарский язык.
---------------------------
Ну и что?
Нынче татары работают на кириллице, до того на латинском, еще до того на арабской графике. То есть заимствованных буквах либо навязанных. Как миленькие, кого прикажут.



0

  • Изображение
  • Участник
  • 128 | 21.05.2016, 00:20 | Автор: Ирек
    Публикации: 119 | Комментарии: 10515 | Рейтинг: -832,7
Кто "переведёт, что эта мамзель скинула, чем меня она озадачила?



1

  • Изображение
  • Участник
  • 129 | 21.05.2016, 00:32 | Автор: Ирек
    Публикации: 119 | Комментарии: 10515 | Рейтинг: -832,7
И опять же, почему и отчего така малограмотная мамзель, с чего же она такая, вдруг спешиалист в татарской истории? И почему, она, даже в этом, в нашей общей всех нас истории, блудить пытается?



1