Календарь новостей
«    Май 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучшие комментарии
Обсуждаемое за месяц
Последние публикации
Ахмадинуров, бухло и ...

«Такой человек не может быть с нами»? Главный единоросс Башкирии попал в ...
  29.05.2020   37789    11

А может, и Уфу ...

Михаил Мишустин одобрил создание особой экономической зоны «Алга». Принято ...
  29.05.2020   28105    13

В Уфе установят памятник ...

В Уфе будет установлен памятник известному писателю Сергею Довлатову. Власти ...
  29.05.2020   29541    52

Башкирский... «Нельсон ...

В Самаре сегодня, 27 мая, начался судебный процесс над известным башкирским ...
  28.05.2020   41104    25

Вырвет прямо на костюм: ...

В Башкирии планируют на время поменять местами поваров школьных и чиновничьих ...
  28.05.2020   24974    5

Бахтияров: «В тоже время ...

Искандар Бахтияров — генеральный директор компании «Уфанет». Удивляюсь людской ...
  28.05.2020   41524    4

Аналоговнеты из ...

ТАСС отрапортовал, что Россия начала строительство первого стратегического ...
  28.05.2020   15930    25

Ответчик Путин ...

И жизнь, и смерть, и смех, и слёзы – всё есть в этой истории. Был такой ...
  28.05.2020   28272    8

Когда мэра Стерлитамака ...

Мэр Стерлитамака заявил, что в городе от коронавируса умерли 8 человек. ...
  27.05.2020   30236    18

Уголовник переобулся ...

Бывший глава Чувашии Михаил Игнатьев подал иск в Верховный суд —​ к Владимиру ...
  27.05.2020   13639    12

Читаемое за месяц
Архив публикаций
Май 2020 (96)
Апрель 2020 (157)
Март 2020 (105)
Февраль 2020 (81)
Январь 2020 (102)
Декабрь 2019 (101)


Праздничные размышления

0


На днях проходила по улице Ленина и застала репетицию дня открытия 3-го Курултая башкир. Декорации (юрты разных районов с деревянными воротцами), лазанье на шест за сапогами, медведи, игра на баяне, хороводы девушек в национальных костюмах - все это походило на тысячи других городских праздников. Через 3 дня, на День города и России, мы то же самое наблюдали в парке Кашкадан. Публика таких праздников по большей части - выходцы из сел, прогуливающиеся большими семьями. Почему лично меня не привлекают городские праздники, организованные государством, хотелось бы пояснить. Вы также вольны иметь совершенно другое мнение.

Праздничные размышления


Кроме многочисленных этнических групп, в Уфе существуют большие социальные группы, возникшие в различные периоды истории города. Например, в районе Черниковка большой процент населения составляют переселенцы из города Рыбинска, которых вместе с заводами эвакуировали в Уфу во время Великой Отечественной войны. Ленинградская интеллигенция (также появившаяся здесь в связи с эвакуацией), ссыльные революционеры, репрессированные 1930-х годов также вошли составной частью в городское население Уфы или внесли свой вклад в ее культурное развитие. В БГХМ имени М. В. Нестерова была эвакуирована часть музейной коллекции из Киева (ее бережно хранила искусствовед Л. В. Казанская).

Как видим, городское население Уфы достаточно разнородно, и основную его часть представляют собой люди приезжие, в то время как коренное (тюркское) население проживает в основном не в Уфе, а в других городах и селах республики, и, попадая в столицу, несет черты своеобразно преломленной сельской культуры. Наиболее ярко черты этой культуры отражает эстетика башкирского телевидения, например, эстрадных концертов.

Вычурные костюмы певцов (огромные воротники мужских рубашек, многоярусные платья, сапоги до колена), обилие всего броского, блестящего, красного, сочетание мехов, кожи, гипюра – все это выглядело бы безвкусицей с общепринятой точки зрения, но сложившаяся эстетика башкирской эстрады очень точно отражает желание сельских жителей выглядеть не хуже, чем городские. Славянской частью населения эта эстетика ошибочно оценивается как свойство «чужой», тюркской культуры, в то время как она лишь отражает социальное расслоение. «И никто меня не убедит в том, что корень этого конфликта находится в почве национальных противоречий. Это – неправда. Суть этого конфликта – в противоречии отнюдь не наций, а двух культур – городской и деревенской». (Сегаль А. Джигит номер 39, 2002).

Итак, национальное ассоциируется в сознании жителей с искусственно насаждаемой культурой и вызывает внутренний протест. Из интервью с начальником Управления по культуре и искусству И.Р. Мамбетовым: «Культурная среда Уфы до сих пор неоднородна, зонально концентрирована и, тем не менее, калейдоскопична. Недостаточность артефактов в отдельных частях города компенсируется активной проектно-программной деятельностью городского Управления по культуре и искусству, которое организует для горожан большие яркие и резонансные зрелищные акции с привлечением значительного количества зрителей и участников. (...) Сценарии многих массовых праздников, а в качестве наиболее яркого примера можно назвать проведение Дней Салавата Юлаева, посвященных 255-летию народного героя, всегда дают зрителям дополнительный материал для размышлений об истине, красоте, о смысле жизни, позволяют увидеть «живую плоть» артефакта прошлого и продуктивно «достроить» его в современной культуре» (Культурные ценности мегаполиса // Рампа. – 2010. – №3. – С. 6–7).

Как видим, модель культуры, предлагаемая государством в качестве образца, выглядит, прежде всего, как празднично-карнавальная – это народное гуляние с применением всех атрибутов сельского сабантуя (народная борьба куреш, пляски, гармонь, бег в мешках). Только осуществляется это профессиональными коллективами и массовиками-затейниками, а не жителями деревни. И только потом в интервью заходит речь о развитии библиотек, музеев и театров, без особого внимания к проблемам их функционирования в обществе. Показательно и то, что культурным героем города выбран Салават Юлаев, репутация которого в обществе неоднозначна.

Это мнение поддержало большинство членов уфимского Интернет - сообщества, вот лишь некоторые из них:

- вот верно всё написано. какое-то навязывание отсталости и дурновкусия. я даже с натяжкой это всё могу назвать культурой.

- да, только одна поправка репутация Салавата вполне однозначна)

- Салават Юлаев, к слову, достаточно много сделал для башкирского народа и вполне законно занимает место героя-освободителя и тд. Но. Распространять его героизацию на все население региона (большинство которого русские) - это совершенно не правильно.

- На мой взгляд, такое резкое неприятие Салавата как национального героя является в большей степени реакцией на активную пропаганду и вообще на башкирский национализм, чем на самого Салавата Юлаева. Так-то его образ вполне себе романтичный и легкогероизируемый - и тебе молодой, и стихи сочиняет, и песни поет, и с заводами борется (экология!!!), и воюет не просто против русских (как во времена всех предыдущих башкирских восстаний), а наоборот, совместно с русскими за народное счастье, так сказать - прекрасный образ настоящего героя! А нынешние типа башкирские националисты вопят что Салават герой потому как с русскими воевал (что не совсем так), а типа антинационалисты орут что никакой он не герой потому как бандит с большой дороги (что, в общем-то, тоже не совсем правда)...

- какая вообще может быть репутация у Салавата Юлаева? Он хоть одну дорогу проложил? или письменность для народа организовал? Пополнил галерею архетипов лисьей шапкой? репутация может быть у человека, но никак не у плода нацистского пиара.

- чего-то все про Салавата только. а я не могу уже смотреть этот бесконечный концерт сельской самодеятельности на все праздники и по ТВ. Такое впечатление, что все башкиры поют и пляшут, и зрителей уже не осталось, все на сцене. не думаю, что им нечего больше показать и рассказать, просто обидно за это дурновкусие.

- Да, это просто жесть! Правда последние года 3 я башкирского телевиденья не видел, но до этого меня всегда поражала эта бесвкусица. Музыкальные номера всегда делились на 2 категории: он или она стоит на природе/обрыве реки/среди березок и эстрадное ун-ца-ца со музыкой и светом уровня конца 80-х.

- абсолютно ничего не изменилось. так что не думаю, что дело в неразвитости местного телевидения, это действительно своеобразная и осознанная эстетика.

- Умиляют эти декоративные юрты. Это бережное сохранение традиций. Эта дань уважения предков. Среди каменных площадей Уфы в официальные праздники из года в год мы можем видеть весь этот декор. Как в день Сурка. Ну почему же никому в голову из организаторов не придет устроить какое-нибудь поселение с настоящими юртами, а не этими декоративными, не имеющими ничего общего с оригиналом, можно где-нибудь под Уфой, в полях или еще где-то. Раз уж так пекутся о народных традициях.


Максим Аверьянов, Уфимский Журнал
По материалам из сообщества города Уфы в Живом Журнале








Связанные темы и персоны


  • Изображение
  • Участник
  • 121 | 23.06.2010, 03:59 | Автор: almazbabaika
    Публикации: 0 | Комментарии: 427 | Рейтинг: +3,6
#133
"в пермской области была лишь одна марийская школа, рядом три марийской деревни, и его закрыли"
смотри баш,что говорит..школу там закрыли одну..а сами сотнями татарские закрывали..сволочь двуличная..

Что это вдруг вы-башисты о марийцах Перми начали думать? Наконец братьев -"два крыла" нашли ? Говорили же татары ,что марийцы -ваши братья!
Обнимитесь , братья! (слезы умиления у присутствующих)

а марийцам!..начинайте строить юрты и шить лисьи шапки...вы не марийцы ведь скоро будете, а башкиры ,ассимилированные марийскими оккупантами. Что? ..Говорите на марийском языке? ..Да каккой же это это марийский язык? Это диалект великого башкирского языка..



0

  • Изображение
  • Участник
  • 122 | 23.06.2010, 06:56 | Автор: А.К.М.
    Публикации: 0 | Комментарии: 2287 | Рейтинг: +18,1
118-го к стенке!



0

  • Изображение
  • Гость
  • 123 | 23.06.2010, 12:13 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
татарник - дебил, и не лечится



0

  • Изображение
  • Гость
  • 124 | 23.06.2010, 12:49 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Что у вас творится?Это же кошмар!Как вы живете с такой ненавистью друг к другу?У нас на Подолье такого нет.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 125 | 23.06.2010, 13:00 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
134-ый. Когда Наполеон, как ты говоришь издевался над русскими- он имел ввиду и тебя тоже.За границей все из России- русские.Им недосуг разбираться во всех нациях, да и смысла нет.Одна страна, один народ, один противник.Эх ты,- самодельный деревенский "трибун".Тема наций- это удобная уловка для местечковых режимов,чтобы б***ьно красть деньги, а такие как ты ведетесь как телята.Да хоть так, хоть наоборот, хоть перетак- какие национальные дела?Ты что , спишь?А разбудить национальный мотив легче всего, чтобы народ начал лаяться- а под шумок все дела будут завершены.Вот посмотришь!

Аркадий



0

  • Изображение
  • Гость
  • 126 | 23.06.2010, 13:05 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
141-ый. Ты же сам сидел всю историю в центре всего этого и сапоги целовал!Забыл?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 127 | 23.06.2010, 13:07 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
143-й - ладно гутаришь, ты это порусятам растолкуй, которые здесь над башкирами изголяются, ПОНЯЛ?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 128 | 23.06.2010, 14:12 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
А башкирам бесполезно объяснять- вымирающая нация, которая не может нис кем по-соседски жить.Это закономерный финал.Татары и русские останутся- а вы как нация исчезнете, растворившись в сильных и умных нациях, и ждет вас забвение.Факт.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 129 | 23.06.2010, 21:28 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
Комментарий скрыт в связи с отрицательным рейтингом.
татары тоже в старшего брата лезут-учат башкиров, марийцев, удмуртов и других как жить?



0

  • Изображение
  • Гость
  • 130 | 23.06.2010, 22:12 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
147-му. А зачем татарам куда-то лезть?Ваша жизнь- ваши проблемы.У татар все O"k! Они не собачатся ни с кем, язык свой силой никому не втюхивают.
Не ссориться с русскими и другими народами- это не значит кого-то учить.Это значит -подавать пример цивилизованного поведения.Вы уже так в своей бессильной злобе зарвались, что не можете реально смотреть на вещи.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 131 | 23.06.2010, 22:23 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
147-му.
А я бы с удовольствием поучился как жить, это ведь интересно- почему не перенять хороший опыт? Даже все руководства стран так делают.Чужое- не значит плохое.Надо уметь учиться , обмениваться опытом.Что в этом противоестественного?Если отталкивать от себя всех и вся - можно плохо закончить.Мир просто забудет о таких.Если приходить к соседу и рассматривать каждое пятнышко у него в увеличительное стекло, а в протянутую для рукопожатия руку плевать- горе такому человеку. и его потомкам.Надо быть мудрыми,, терпимыми, проявлять хорошую волю.
Вот хорошая поговорка о учебе:
Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.



0

  • Изображение
  • Гость
  • 132 | 23.06.2010, 22:25 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
147-му. да у тебя большой комплекс.похоже на то как подростки считают что все их хотят учить и очень этому заранее сопротивляются



0

  • Изображение
  • Гость
  • 133 | 24.06.2010, 16:35 | Автор: Не зарегистрирован
    Публикации: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0
"...Ну почему же никому в голову из организаторов не придет устроить какое-нибудь поселение с настоящими юртами..."

Действительно, отличная мысль. И переселить в юрты ВСЕХ башкир - это и будет их настоящая родина. А то засели все в благоустроенных квартирах и кабинетах, которые строили ВСЕ НАЦИИ...



0

  • Изображение
  • Участник
  • 134 | 24.06.2010, 20:23 | Автор: azart_007
    Публикации: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0
И откуда берутся такие "...известные уфимский культурологи " . И кому нужны "... их мнения.." в самом деле...
Не от таких ли культурологов и критиков мы видим то, что творится ...
А про " ...большинство членов уфимского Интернет - сообщества " я и подавно молчу. Простая арифметика :
-если членов указанного сообщества всего 209 душ, то сколько составит большинство ?
Смешно...
Культура растёт у них ниоттуда...



0

  • Изображение
  • Участник
  • 135 | 27.06.2010, 18:42 | Автор: DeLF
    Публикации: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: +0,1
Комментарий от самого башкира, так сказать, из первых уст. Отношусь к своей культуре уважительно, все-таки своя, но... То, как ее преподносят в СМИ и на праздниках - это ужасно! Собственно, из-за неправильной пропаганды и неправильного ее представления массам и возникает такое дурацкое отношение.
1) Ничего нового не придумали, и, кажется, не собираются. Из года в год одно и то же. Когда видишь в первый раз, то кажется красиво, но вот когда в раз эдак двадцатый... Ну Вы меня сами понимаете. Какая бы ни была жареная курица вкусная, если тебе ее в течение месяца преподносят и на завтрак, и на обед, и на ужин - она надоест очень быстро.
2) Соответствие преподносимой атрибутики реально существовашим некогда этническим "штампам" - под вопросом...
3) Эстрада превращается в нечто очень печальное... За исключением пары артистов, практически все музыканты либо создают наитупейшие "закосы" под Европу, или же у*** гнут свою народную линию, которая наскучивает очень и очень быстро. Да, кстати, не надо тут гнать только на башкиров - у татаров абсолютно такая же эстрадная ситуация. Что касается народных... Озон кой, конечно, этнически красивая вещь, но слушать его в течение 20 минут - можно повеситься...
4) Клипы. Снимать их у нас не умеют (у татаров ситуация чуть-чуть лучше, но ненамного), за очень редкими исключениями...

151. Разбейтесь об стену со своими тупыми суждениями. Это дурацкий стереотип, нисколько не соответствующий действительности. Если бы Вы сами были бы башкиром - знали бы, что поддержки башкиров башкирами в самой Башкирии НЕТУ ВООБЩЕ. Если татары и евреи друг за друга держатся, то башкиры друг друга наоборот "топят" во всем! Притом без разницы, здесь это или в России, или за рубежом... И это совершенно неудивительно - поддерживать-то некого. Потому что тупое деревенское быдло (тут не надо гнать на башкир, в деревнях России и Татарстана полным полно никчемного тупого контингента тоже) поддерживать смысла нету, а немногочисленные действительно талантливые люди культуры (которых здесь нифига не поддерживают даже свои, поверьте на слово, ), получившие образование здесь или же в Москве/Питере при первой же возможности уезжают из Башкирии или вообще за бугор (Рудольф Нуреев тот же, просто не вернувшийся к трапу самолета на гастролях).
А из всего вышесказанного, собственно, выходит факт: развития башкирской культуры нету, потому что... ее некому развивать, поддержки талантливых людей за ооочень редкими исключениями со стороны правительства нету вообще (в основном, поддержкой если и какие-то конторы занимаются, то это либо российские огранизации, либо юнеско-подобные организации).



0